«Первобытный художник». Занятие по рисованию для старших дошкольников
- Николаева Алла Алексеевна
Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание. Познакомить детей с новым графическим материалом – углем. Продолжать учить выполнять графический рисунок тела человека в движении.
Материалы и оборудование. Бумага белого цвета, уголь, салфетки, подготовленные заранее воспитателем изображения, выполненные в технике наскальных рисунков (рис. 1), иллюстрации с изображением древних людей, их быта, орудий труда и наскальных рисунков.
Ход занятия
Воспитатель с детьми рассматривают
подготовленные изображения древнего человека,
его жилища и быта, орудий труда, сцен охоты наших
предков, выполненные в технике наскальных
рисунков.
— Даже в самые древние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудия труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал как художник. С тех древних времен люди украшали себя. Это не было развлечением. Древние люди считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.
Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Вместо карандашей и красок он использовал простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер. Изображая зверя, древний человек как бы познавал его — познавал его повадки, привычки, характер. Он считал, что это пригодиться ему для того, чтобы охота прошла более удачно.
Во время охоты древнему человеку приходилось
проходить много километров, преодолевать
множество препятствий: переплывать реки,
перепрыгивать через овраги и ямы, лазать по
деревьям. Иногда им приходилось по нескольку
дней обходиться без пищи. Поэтому древние люди
были выносливыми, сильными и ловкими.
А как вы становитесь ловкими, сильными, выносливыми, гибкими? (Ответы) Да, конечно, вы занимаетесь физкультурой, тренируетесь на спортивных снарядах, играете в подвижные и спортивные игры, бросаете мяч, крутите обруч, бегаете, прыгаете.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем
они занимались на последнем физкультурном
занятии. (Бегали, прыгали, выполняли упражнения,
соревновались, играли с мячом). Затем проводится
игра по типу “Где мы были, мы не скажем, а что
делали, покажем”, где дети пытаются изобразить
то или иное спортивное упражнение, а остальные
отгадывают, о чем хотел рассказать их товарищ. В
ходе игры педагог обращает внимание на положение
рук, ног, просит описать ту или иную позу словами.
Обобщая ответы и действия детей, воспитатель
предлагает всем “превратиться в первобытных
художников и нарисовать картины о том, как они
занимались спортом в технике “первобытной
графики”.
— Представьте, что вы древние люди и рисуете на скале. Рисовать будем древесным углем, а вместо скалы у нас будет обычная бумага.
Воспитатель объясняет и показывает, как работать с таким графическим материалом как уголь, раздает салфетки. Дети обдумывают свои замыслы и выполняют свои “наскальные картины”. Воспитатель помогает конкретными советами, пояснением. В конце занятия проводится экспресс-выставка “Первобытный художник”.
Древние люди влияли на окружающую среду еще миллионы лет назад
- Хелен Бриггз
- BBC News
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Mauricio Antón
Подпись к фото,Ученые полагают, что древние люди воровали добычу у животных
Воздействие человека на природу нашей планеты началось гораздо раньше и было гораздо масштабнее, чем мы могли себе представить, признаются ученые.
Исследователи из Гетеборгского университета приводят доказательства того, что еще до появления на Земле человека разумного, наши далекие предки могли быть причиной исчезновения целых видов животных.
Ученые предполагают, что ускоренное сокращение популяций крупных млекопитающих в Восточной Африке, начавшееся около четырех миллионов лет назад, было связано с появлением на исторической сцене первых людей.
- Страшная картина: экологи отредактировали шедевры живописи
- Как добыча угля изменила Сибирь. Вид из космоса
Судя по найденным исследователями ископаемым останкам, именно в этот период в регионе жили популяции древних людей.
«Сегодня мы как никогда сильно влияем на мир и на живущие в нем виды. Но это еще не значит, что когда-то раньше человек жил в подлинной гармонии с природой», — говорит один из авторов работы, доктор Сорен Фаурби.
«Сегодня мы чрезвычайно успешно монополизируем природные ресурсы, и наше исследование показывает, что судя по всему, этим успешно занимались и наши предки».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Лев поедает труп носорога, Кения
Ученые проанализировали динамику вымирания крупных и мелких хищников и ее соотношение с динамикой климата — переменами температуры и уровня осадков.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Также они изучили изменения в размере мозга существовавших тогда предков человека — австралопитека и ардипитека.
И им удалось найти некоторые закономерности. Исследователи обнаружили, что скорость вымирания крупных хищников коррелировала с ростом объема мозга древнего человека и изменением количества растительности в регионе, а вот ни с осадками, ни с перепадами температуры обнаружить связи не удалось.
Ученые пришли к выводу, что ускоренное исчезновение хищников в Восточной Африке лучше всего объясняется прямой конкуренцией этих животных с нашими предками за еду.
Первобытные люди отнимали свежепойманную добычу у древних хищников, вроде саблезубых тигров, обрекая тех на смерть от голода.
«Из результатов следует, что существенное антропогенное влияние на разнообразние видов началось на миллионы лет раньше, чем мы считали до сих пор», — говорится в комментарии ученых к исследованию.
Один из авторов, Александр Антонелли из британского Королевского ботанического сообщества тоже говорит, что воззрения о том, что древние люди не оказывали особого влияния на животный мир вокруг себя, не соответствуют действительности.
«Влияние нашего вида на природу гораздо масштабнее и продолжительнее, чем мы вообще могли вообразить», — говорит он.
Как говорится в докладе, выпущенном при поддержке ООН в прошлом году, под угрозой исчезновения в течение последующих нескольких десятилетий находится почти миллион видов растений и животных.
Еще в одном недавнем исследовании говорится, что рост городов, вырубка леса под сельскохозяйственные нужды и резко выросший спрос на рыбу серьезно преобразили биосферу почти трех четвертей суши на нашей планете и более чем двух третей океанов.
Самый старый из когда-либо найденных рисунков — это каменный «хэштег». Изображение: Крейг Фостер
Бета-версия
Во время бета-тестирования статьи для тестирования могут храниться только в течение семи дней.
Создайте список статей для чтения позже. Вы сможете получить доступ к своему списку из любой статьи в Discover.
У вас нет сохраненных статей.
НОВОСТИ
Автор Katie Pavid
Впервые опубликовано 12 сентября 2018 г.
Самый ранний человеческий рисунок, относящийся к каменному веку, был найден в пещере в Южной Африке. Это заштрихованный узор, нарисованный красным охристым карандашом.
Группа ученых из Норвегии, Южной Африки, Швейцарии и Франции обнаружила, что рисунок был намеренно нанесен на силкритовый камень.
Подобные узоры уже находили в Южной Африке, но они были выгравированы, а не нарисованы на камне. Это открытие, опубликованное в журнале Nature, доказывает, что первые Homo sapiens на юге Африки могли создавать графические рисунки в различных средствах массовой информации, используя различные методы.
Доктор Сильвия Белло, научный сотрудник музея, изучающая эволюцию человеческого поведения, говорит: «Появление и развитие новой техники создания абстрактного рисунка — рисование знаков, а не выгравированных знаков — имеет значение для нашего понимания сложного поведения». раннего современного человека около 73 000 лет назад. Это показывает, насколько богатым и сложным было человеческое поведение в то время».
Исследователи работают в пещере Бломбос. Изображение: Магнус М. Хааланд.
Где был найден чертеж?
Рисунок был обнаружен в пещере Бломбос на южном побережье Южной Африки.
Пещера хорошо известна исследователям эволюции человека, потому что в ней уже найдены одни из самых ранних известных свидетельств культурной деятельности современного человека. Прошлые находки включают ранние человеческие артефакты, датируемые от 70 000 до 100 000 лет назад, в том числе бусы из ракушек, выгравированные кусочки охры и специальные костяные инструменты.
Сильвия говорит: «Это новое открытие дополняет уже богатый и хорошо задокументированный список находок, связанных с поведением современного человека в пещере. Это предполагает даже более широкий спектр знаний, чем ожидалось».
Как он был создан?
Основываясь на экспериментах по воссозданию узора, авторы исследования пришли к выводу, что рисунок был сделан остроконечным мелком охры с размером острия от одного до трех миллиметров.
Резкое обрывание линий на краю камня позволяет предположить, что узор изначально простирался на большую поверхность и мог быть более сложным.
Охра — горная порода, богатая железом, что придает ей характерный красный или желтый цвет. Порошок охры использовался по-разному в среднем каменном веке, в том числе в качестве добавки к клею и, возможно, в качестве солнцезащитного крема.
Эксперты еще не пришли к единому мнению, был ли этот узор художественным произведением или нет.
Сильвия добавляет: «Анализ линий ясно показал, что они были созданы намеренно. Однако остается вопрос, является ли их значение художественным.
‘Эта работа предполагает такую возможность, но мне интересно, могли ли эти линии также быть созданы путем простой заточки охристого мелка, который затем использовался бы в другом месте. Я подозреваю, что результаты могли бы быть такими же, хотя регулярность линий больше соответствует художественной интерпретации».
- Эволюция человека
- Дом новостей
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- Новости науки
- 2022
«Люди не были в центре внимания»: как древнее пещерное искусство ставит нас на место | Art
В 1940 году четверо подростков почти буквально попали из оккупированной немцами Франции в эпоху палеолита. По легенде — а версий существует множество — они гуляли в лесу недалеко от городка Монтиньяк, когда сопровождавшая их собака внезапно исчезла. Быстрый поиск показал, что их животное-компаньон упало в яму в земле, поэтому — в духе Тинтина, с которым они, вероятно, были знакомы — мальчики совершили опасный 15-метровый спуск, чтобы найти его. Нашли собаку и многое другое, особенно при повторных визитах освещали керосиновыми лампами. Дыра вела в пещеру, стены и потолок которой были покрыты яркими рисунками с изображением неизвестных в Дордони ХХ века животных — бизонов, зубров и львов. Позже один из мальчиков сообщил, что ошеломленные и ликующие, они начали метаться по пещере, как «группа дикарей, исполняющих боевой танец». Другой вспоминал, что нарисованные животные в мерцающем свете мальчишечьих фонарей как будто двигались. «Мы совершенно сошли с ума», — сказал еще один, хотя, возможно, к этому имело какое-то отношение накопление углекислого газа в плохо проветриваемой пещере.
Это была знаменитая и притягательная для туристов пещера Ласко, которую в конце концов пришлось закрыть для посетителей, чтобы их испарения не испортили произведение искусства.
Однако существуют человекоподобные существа или то, что некоторые археологи осторожно называют «гуманоидами», имея в виду двуногие фигурки из палочек, которые иногда можно найти на полях панелей с изображениями животных. Нечеловеческие животные нарисованы с почти сверхъестественным вниманием к лицевым и мускульным деталям, но, несомненно, к разочарованию туристов, у гуманоидов, нарисованных на стенах пещер, нет лиц.
Это поразило меня с неожиданной силой, без сомнения, из-за моего особого исторического положения, почти через 20 000 лет после создания рассматриваемого пещерного искусства. Примерно в 2002 году мы вступили в эпоху «селфи», когда все, казалось, были очарованы своими электронными автопортретами — одетыми или раздетыми, накрашенными или естественными, веселящимися или задумчивыми — и полны решимости распространять их как можно шире. Затем, в 2016 году, в США появился президент, о котором самое мягкое можно сказать, что он нарцисс. Я признаю, что это небрежно сформулированное психологическое состояние, но вполне подходящее для человека, настолько увлеченного своим имиджем, что он украшал стены своих клюшек для гольфа.0089

Можно сказать, что моя внезапная одержимость пещерным искусством была бледной версией мальчишеского спуска из нацистской Франции в пещеру Ласко. Статьи в «Нью-Йорк Таймс» призывали обезумевших читателей прибегнуть к мерам «заботы о себе», таким как медитация, прогулки на природе и массаж, но ничего из этого мне не понравилось. Вместо этого я периодически делал перерывы в том, что мы предположительно называли «Сопротивлением», бросаясь в кроличью нору палеоархеологических исследований. В моем случае дело было не только в побеге. Я был в восторге от наших сравнительно свободных от эго предков, которые пошли на многое, чтобы создать одно из самых захватывающих произведений искусства в мире, и даже не удосужились подписать свои имена.
Пещерное искусство оказало глубокое влияние на зрителей 20-го века, в том числе на молодых первооткрывателей Ласко, по крайней мере один из которых зимой 1940-41 гг. возможно немцы. Аналогичная реакция была и у более именитых посетителей. В 1928 году художник и критик Амеде Озенфан писал об искусстве в пещерах Эзи: «Ах, эти руки! Эти силуэты рук, растопыренные и нанесенные по трафарету на охристом фоне! Иди и посмотри на них. Я обещаю вам самые сильные эмоции, которые вы когда-либо испытывали». Он считал, что художники эпохи палеолита вдохновили современное искусство, и в определенной степени они это сделали. Джексон Поллок почтил их, оставив отпечатки ладоней вдоль верхнего края как минимум двух своих картин. Сообщается, что Пабло Пикассо посетил знаменитую пещеру Альтамира, прежде чем бежать из Испании в 1919 году.34, и вышел со словами: «За пределами Альтамиры все — декаданс».
Конечно, наскальное искусство также вызвало вопрос, который поднимается всем по-настоящему захватывающим искусством: «Что это значит?» Кто был его целевой аудиторией, и что они должны были извлечь из этого? Мальчики-первооткрыватели Ласко обратились со своими вопросами к одному из своих школьных учителей, который обратился к Анри Брейю, священнику, достаточно знакомому со всеми доисторическими вещами, чтобы его называли «папой доисторических времен». Неудивительно, что он предложил «магико-религиозную» интерпретацию с приставкой «magico», служащей в качестве оскорбления, чтобы отличить палеолитические верования, какими бы они ни были, от господствующего монотеизма современного мира. С практической точки зрения он предположил, что нарисованные животные должны были магическим образом привлекать реальных животных, которых они представляли, чтобы людям было легче охотиться и есть их.
К несчастью для этой теории, оказалось, что животные на стенах пещеры не были теми, которыми обычно обедали художники. Создатели искусства Ласко, например, ели северных оленей, а не гораздо более грозных травоядных, изображенных в пещере, которых людям, вооруженным копьями с кремневыми наконечниками, было бы трудно сбить, не растоптав. Сегодня многие ученые отвечают на вопрос о значении, что равнозначно пожиманию плечами: «Возможно, мы никогда не узнаем».
Пещеры Ласко на юго-западе Франции. Фотография: Туул и Бруно Моранди/Getty Если простого любопытства, которое двигало первооткрывателями Ласко, недостаточно, чтобы мотивировать поиск лучших ответов, есть моральная притча, доносящаяся до нас из пещеры в Ласко. Вскоре после его обнаружения единственный мальчик-еврей в группе был задержан и отправлен вместе с родителями в центр содержания под стражей, который служил остановкой на пути в Бухенвальд. Чудесным образом он был спасен французским Красным Крестом, выйдя из плена как, пожалуй, единственный человек на земле, который был свидетелем как адского фашизма ХХ века, так и художественных пережитков эпохи палеолита . Как мы знаем из археологических данных, последнее было временем относительного мира среди людей. Несомненно, имели место убийства и напряженность между человеческими группами и внутри них, но до изобретения войны как организованной коллективной деятельности должно пройти еще как минимум 10 000 лет. Наскальное искусство предполагает, что когда-то у людей были лучшие способы проводить время.
Если бы они были людьми; и всемирная галерея известного пещерного искусства предлагает так мало фигурок из палочек или двуногих любого вида, что мы не можем быть полностью уверены. Если пещерные художники эпохи палеолита могли создавать таких совершенно натуралистичных животных, почему бы не дать нам взглянуть на самих художников? Почти столь же странным, как отсутствие человеческих изображений в пещерах, является низкий уровень научного интереса к их отсутствию. В своей книге «Что такое палеолитическое искусство?» палеоархеолог мирового уровня Жан Клоттс посвящает этому вопросу всего пару страниц, делая вывод: «Существенная роль, которую играют животные, очевидно, объясняет небольшое количество изображений людей. В палеолитическом мире люди не были в центре внимания». В документе, опубликованном, как ни странно, Центром по контролю и профилактике заболеваний США, выражается недоумение по поводу отсутствия натуралистических изображений людей, приписывая это «необъяснимому увлечению людей палеолита дикой природой» (не то, чтобы вокруг были какие-либо недикие животные). в это время).
Маргинальность человеческих фигур в наскальных рисунках предполагает, что, по крайней мере, с человеческой точки зрения, центральная драма палеолита происходила между разнообразной мегафауной — плотоядными и крупными травоядными. Наш собственный мир настолько беден мегафауной, что трудно представить, насколько густо когда-то обитали на земле крупные млекопитающие. Даже травоядные могут быть опасны для людей, если мифология предлагает какие-либо подсказки: подумайте о демоне-бизоне, убитом индуистской богиней Дургой, или о критском получеловеке-полубыке Минотавре, которого можно было усмирить, только заточив его в клетке. лабиринт, который был, кстати, своего рода пещерой. Точно так же, как потенциально съедобные травоядные, такие как зубры (гигантский, ныне вымерший крупный рогатый скот), могут быть опасны, смертоносные хищники могут непреднамеренно помочь людям и их человекоподобным родственникам, например, оставив свою наполовину съеденную добычу людям. закончить. Ландшафт эпохи палеолита предлагал множество крупных животных, за которыми можно было наблюдать, и множество причин, чтобы внимательно за ними следить. Некоторых можно было съесть — например, после того, как группа людей загнала их в ловушку; многие другие охотно съели бы людей.
Тем не менее, несмотря на сложные и опасные для жизни отношения между палеолитическими людьми и мегафауной, составлявшей большую часть окружающей их среды, ученые 20-го века склонны считать наскальные рисунки свидетельством безусловного триумфа нашего вида. Это был «великий духовный символ», как провозгласил один знаменитый искусствовед, сам бежавший от нацизма, времени, когда «человек только что вышел из чисто зоологического существования, когда вместо того, чтобы подчиняться животным, он начал господствовать над ними». ». Но фигурки из палочек, найденные в таких пещерах, как Ласко и Шове, не излучают триумфа. По меркам нашего времени они чрезмерно скромны и, по сравнению с изображаемыми вокруг них животными, жалко слабы. Если бы эти безликие существа действительно торжествующе ухмылялись, мы, конечно, никак не могли бы об этом узнать.
У нас остался один смутный ключ к пониманию пещерными художниками своего статуса во вселенной палеолита. В то время как археологи были склонны превозносить доисторическое искусство как «магически-религиозное» или «шаманское», сегодняшние более светские зрители иногда обнаруживают в нем явную глупость. Например, переходя в другое время и рисуя поверхность, наскальное искусство эпохи мезолита в Индии изображает несколько человеческих фигурок из палочек; те, что изображены, были описаны современными зрителями как «комичные», «анимализированные» и «гротескные». Или возьмем знаменитый образ «человека-птицы» в Ласко, на котором фигурка из палочек с длинной тощей эрекцией падает назад при приближении бизона. Как описал это Джозеф Кэмпбелл, действующий в рамках магико-религиозной парадигмы: «Большой бык-бизон, выпотрошенный копьем, пронзившим его анус и вышедшим из полового органа, стоит перед распростертым человеком. Последний (единственная грубо нарисованная фигура и единственная человеческая фигура в пещере) находится в шаманском трансе. Он носит маску птицы; его эрегированный фаллос указывает на пронзенного быка; метательная палка лежит на земле у его ног; а рядом с ним стоит жезл или посох с изображением птицы на конце. А затем, за этим распростертым шаманом, большой носорог, очевидно, испражняется, когда уходит».
Уберите слова «шаман» и «шаманский», и вы получите описание грубого — очень грубого — взаимодействия гуманоида с двумя гораздо более крупными и сильными животными. Находится ли он, гуманоид, в трансе или просто на мгновение охвачен силой и красотой других животных? И что вообще делает его шаманом? Птичий мотив, который палеоантропологи, опираясь на исследования дошедших до нас сибирских культур, автоматически связывают с шаманизмом? Точно так же двуногая фигура с головой оленя, найденная в пещере Trois Frères во Франции, получает шаманский статус, что делает его или ее своего рода священником, хотя, объективно говоря, они вполне могли бы носить праздничную шляпу. Как написала Джудит Турман в эссе, которое вдохновило Вернера Херцога на создание фильма «Пещера забытых снов», «художники палеолита, несмотря на свою склонность к натурализму, редко решались изображать людей, и то делали это с грубостью, отдающей насмешкой».
Но над кем они издеваются, кроме самих себя и, соответственно, их далеких потомков, нас самих? Конечно, наши реакции на палеолитическое искусство могут не иметь никакого отношения к намерениям или чувствам художников. Тем не менее есть основания полагать, что у палеолитических людей было чувство юмора, не слишком отличающееся от нашего. В конце концов, мы, кажется, разделяем с ними эстетическую чувствительность, о чем свидетельствует современная реакция на великолепные палеолитические изображения животных. Что касается возможных шуток, у нас есть отчет геолога 2018 года о серии окаменелых следов, найденных в Нью-Мексико. Это отпечатки гигантского ленивца с гораздо меньшими человеческими следами внутри, что позволяет предположить, что люди намеренно повторяли шаг ленивца и следовали за ним с близкого расстояния. Тренироваться на охоте? Или, как предположил один научный обозреватель The Atlantic, есть ли «что-то почти игривое» в наложенных друг на друга следах, предполагая, что «кучка подростков издевается над ленивцами ради забавы»?
Далее следует тайна взрывающихся Венер, где мы снова сталкиваемся с тонкой гранью между религиозным и нелепым. В 1920-х годах на территории нынешней Чехии археологи обнаружили местонахождение палеолитической керамической мастерской, которая, судя по всему, специализировалась на искусно изготовленных фигурках животных и, что интригует, толстых женщин с огромными грудями и ягодицами (хотя, в соответствии с мода времени, без лиц). Это были «Венеры», изначально считавшиеся либо «символами плодородия», либо образцами палеолитической порнографии.
К ужасу поколений исследователей, фигуры почти полностью состояли из фрагментов. Может быть, некачественное мастерство? Перегретая печь? Затем, в 1989 году, гениальная группа археологов выяснила, что глина, используемая для изготовления фигурок, была специально обработана таким образом, чтобы она взрывалась, когда ее бросали в огонь, создавая то, что историк искусства назвал громким и, можно подумать, опасным. – экспозиция «Палеолитическая пиротехника». Это, как зловеще заключила газета Washington Post, является «самым ранним свидетельством того, что человек создавал образы только для того, чтобы их уничтожить».
Или мы могли бы посмотреть на поведение современных людей каменного века, которое ни в коем случае не является надежным ориентиром для поведения наших далеких предков, но может содержать подсказки относительно их комических способностей. Психиатры-эволюционисты отмечают, что антропологи, контактировавшие с ранее изолированными народами, такими как коренные австралийцы XIX века, обнаружили, что они шутят способами, понятными даже антропологам. Кроме того, антропологи сообщают, что многие из оставшихся охотников-собирателей «яростно эгалитарны», используя юмор, чтобы усмирить эго любого, кто выходит за рамки: «Да, когда молодой человек убивает много мяса, он начинает думать о себе как о начальником или большим человеком, а остальных он считает своими слугами или низшими», — сказал один охотник из Калахари антропологу Ричарду Б. Ли в 1919 году.68. «Мы не можем этого принять. Мы отказываем тому, кто хвастается, потому что когда-нибудь его гордость заставит его кого-нибудь убить. Поэтому мы всегда говорим о его мясе как о бесполезном. Так мы охлаждаем его сердце и делаем его нежным».
Некоторые удачливые охотники не ждут, когда над ними будут смеяться, вместо этого предпочитая пренебрежительно относиться к добытому ими мясу, как только они возвращаются в лагерь. В контексте сплоченной группы людей насмешки над собой могут быть средством самозащиты.
В эпоху палеолита людей, вероятно, меньше заботило мнение других людей, чем действия и намерения гораздо более многочисленной мегафауны вокруг них. Остановится ли стадо бизонов у определенного водопоя? Появятся ли львы, чтобы напасть на них? Будет ли безопасно для людей хватать остатки бизонов, оставшиеся после трапезы львов? Глупость, которая, кажется, пронизывает палеолитическое искусство, может проистекать из точного восприятия места человека в мире. Наши предки занимали низшее место в пищевой цепочке, по крайней мере, по сравнению с мегафауной, но в то же время они были способны понять и изобразить, насколько оно низше. Они знали, что они мясо, и они также, казалось, знали, что они знали, что они мясо — мясо, которое могло думать. И это, если подумать достаточно долго, почти смешно.
Люди эпохи палеолита определенно были способны изображать более реалистичных людей, чем фигурки из палочек — человеческие фигуры с лицами, мышцами и изгибами, сформированными беременностью или жиром. На плитках, найденных на полу пещеры Ла-Марш во Франции, выгравированы характерные лица, некоторые из них увенчаны колпачками, и они датируются 14–15 000 лет назад. Торжественное женское лицо странной треугольной формы, вырезанное из слоновой кости, было найдено во Франции в конце 19 века и недавно датировано примерно 24 000 лет назад. Далее идут упомянутые выше статуэтки «Венеры», найденные разбросанными по Евразии примерно того же времени. Но все они маленькие и, по-видимому, предназначались для ношения с собой, возможно, как амулеты, чего явно не могло быть в наскальных рисунках. Наскальные рисунки остаются в своих пещерах.
Что такого в пещерах? Привлекательность пещер как художественных мастерских и галерей не в том, что они были удобны для художников. На самом деле нет никаких свидетельств постоянного проживания людей в украшенных пещерах, и, конечно же, в самых глубоких и труднодоступных трещинах, отведенных для самых впечатляющих изображений животных. Пещерных художников не следует путать с «пещерными людьми».
Пещера Альтамира в Испании. Фотография: Pedro Puente Hoyos/EPA Нам также не нужно постулировать какую-либо особую человеческую близость к пещерам, поскольку искусство, которое они содержат, дошло до нас в результате простого процесса естественного отбора: уличное искусство, такое как статуэтки и раскрашенные камни, выставлено напоказ. элементам и вряд ли просуществует десятки тысяч лет. Палеолитические люди, кажется, раскрашивали все виды поверхностей, в том числе кожу, полученную от животных, а также свои собственные тела и лица теми же видами охры, которые они использовали для стен пещер. Разница в том, что рисунки на стенах пещер были достаточно хорошо защищены от дождя, ветра и климатических изменений, чтобы сохраниться на десятки тысячелетий. Если в пещерах и было что-то особенное, так это то, что они являются идеальными шкафчиками для хранения вещей. «Пещеры, — как выразилась палеоархеолог Эйприл Ноуэлл, — это забавные маленькие микрокосмы, которые защищают краску».
Если художники Ласко знали о консервирующих свойствах пещер, предвидели ли они будущие визиты в то же самое место, сами или другие? До вторжения цивилизации на их территории охотники-собиратели были «неоседлым» народом — вечными скитальцами. Они двигались, чтобы следить за сезонными миграциями животных и созреванием фруктов, возможно, даже спасаясь от человеческих фекалий, которые неизбежно накапливались вокруг их стоянок. Эти более мелкие миграции, усиленные интенсивным и колеблющимся изменением климата на Африканском Роге, привели к длительному исходу с этого континента на Аравийский полуостров и, следовательно, на остальную часть земного шара. Учитывая, что происходит так много взбалтывания и перемещения, вполне возможно, что люди эпохи палеолита могли представить себе возвращение в украшенную пещеру или, что еще больше воображает, предвидеть визиты таких же, как они сами. Если это так, то пещерное искусство следует рассматривать как своего рода жесткий диск, а картины — как информацию — и не только «Вот некоторые из животных, которых вы встретите здесь», но и «Вот мы, существа, подобные вам». , и это то, что мы знаем».
Многочисленные визиты разных групп людей, возможно, в течение длительного периода времени, могут объяснить тот странный факт, что, как заметили бесстрашные французские мальчики, животные, нарисованные на стенах пещеры, кажутся движущимися. Здесь нет ничего сверхъестественного. Присмотритесь, и вы увидите, что фигуры животных обычно состоят из наложенных друг на друга линий, что позволяет предположить, что вновь прибывшие в пещеру закрашивали линии, которые уже были там, более или менее подобно тому, как дети учатся писать буквы алфавита. Так что пещера была не просто музеем. Это была художественная школа, где люди учились рисовать у тех, кто был до них, и продолжали применять свои навыки в следующей подходящей пещере, которая им попадалась. В процессе и с некоторой помощью мерцающих огней они создали анимацию. Движение групп людей по ландшафту привело к видимому движению животных на стенах пещеры. По мере того, как люди закрашивали старые произведения искусства, двигались дальше и рисовали снова, на протяжении десятков тысяч лет пещерное искусство — или, в отсутствие пещер, наскальное искусство — стало глобальным мемом.
В пещерах есть еще кое-что. Они были не только местом для хранения драгоценных произведений искусства, они также собирали людей, возможно, до 100 одновременно в некоторых из больших комнат. Для палеоантропологов, особенно для тех, кто склоняется к магико-религиозным объяснениям, такие пространства неизбежно предполагают ритуалы, превращая украшенную пещеру в своего рода собор, в котором люди общались с высшей силой. Изобразительное искусство могло быть только частью воодушевляющего зрелища; В последнее время большое внимание уделяется акустическим свойствам украшенных пещер и тому, как они могут генерировать внушающие благоговейный трепет реверберирующие звуки. Люди пели, скандировали или били в барабаны, смотрели на живоподобных животных вокруг себя и, возможно, кайфовали: пещера как идеальное место для рейва. Или, может быть, они взяли, скажем, психоделические грибы, которые они нашли в дикой природе, а затем нарисовали животных, что подтверждается несколькими современными сообщениями от народа сан на юге Африки, которые перед тем, как приступить к работе, впадают в транс, танцуя.
Каждое украшение новой пещеры или ремонт старой требовали коллективных усилий десятков или, возможно, десятков людей. Археологам ХХ века нравилось воображать, что они видят работы особо талантливых людей — художников или шаманов. Но, как указывает Грегори Кертис в своей книге «Пещерные художники», для украшения пещеры требовалась целая толпа: люди осматривали стены пещеры на наличие трещин и выступов, напоминающих формы мегафауны, люди таскали бревна в пещеру, чтобы соорудить леса, из которых художники работали, люди смешивали охру, а третьи снабжали рабочих пищей и водой. Тщательный анализ отпечатков ладоней, найденных во многих пещерах, показывает, что среди участников были женщины и мужчины, взрослые и дети. Если у пещерного искусства была функция, отличная от сохранения информации и усиления экстатических ритуалов, то оно должно было учить ценности сотрудничества, которое — вплоть до самопожертвования — было необходимо как для совместной охоты, так и для коллективной обороны.
В своей книге Sapiens Юваль Ной Харари подчеркивает важность коллективных усилий в эволюции современного человека. Помогали индивидуальные навыки и смелость, но также помогала готовность стоять вместе со своим отрядом: не разбегаться при приближении опасного животного, не лезть на дерево и не бросать младенца. Может быть, в вечно сложных условиях планеты, где доминируют животные, потребность в человеческой солидарности настолько превышала потребность в индивидуальном признании, что, по крайней мере, в художественном представлении, людям не нужны были лица.
Вся эта наскальная живопись, миграция и перекрашивание закончились примерно 12 000 лет назад, что было воспринято как «неолитическая революция». Не имея вьючных животных и, возможно, устав от ходьбы, люди начали селиться в деревнях и, в конце концов, обнесли города крепостными стенами; они изобрели земледелие и одомашнили многих диких животных, чьи предки играли столь заметную роль в пещерном искусстве. Они научились ткать, варить пиво, плавить руду и изготавливать все более острые лезвия.
Но какие бы удобства ни приносил оседлый образ жизни, за это приходилось платить ужасной ценой: собственность в виде хранимого зерна и съедобных стад разделила общества на классы — процесс, который антропологи благоразумно называют «социальной стратификацией», — и соблазнила людей на войну. Война привела к установлению рабства, особенно для женщин побежденной стороны (побежденных мужчин обычно убивали), и наложила на весь женский пол клеймо наложниц и домашней прислуги. У мужчин дела обстояли лучше, по крайней мере, у некоторых из них: самые выдающиеся полководцы поднялись до статуса королей, а затем и императоров. Везде, где господствовали оседлый образ жизни и земледелие, от Китая до Южной и Центральной Америки, сотрудничество между равными заменяло принуждение со стороны сильных мира сего. По резкой оценке Джареда Даймонда, неолитическая революция была «самой большой ошибкой в истории человечества».
По крайней мере, это дало нам лица. Начиная с неумолимых «богинь-матерей» неолита Ближнего Востока и переходя к внезапному увеличению количества королей и героев в бронзовом веке, появление человеческих лиц, кажется, знаменует характерологическое изменение — от солидаристического этоса маленьких, мигрирующих группы к тому, что мы теперь знаем как нарциссизм. Короли, а иногда и их супруги первыми наслаждались новыми признаками личного превосходства — коронами, драгоценностями, массами рабов и высокомерием, которое сопутствовало всему этому. На протяжении веков нарциссизм распространился на буржуазию, которая в Европе 17-го века начала писать мемуары и заказывать собственные портреты. В наше время любой, кто может позволить себе смартфон, может распространять свой собственный имидж, публиковать свои самые мимолетные мысли в социальных сетях и полировать свой уникальный бренд. Нарциссизм демократизирован и доступен, по крайней мере, в виде крошек, всем нам.
Так зачем нам еще украшенные пещеры? Всего за последнее десятилетие или около того появилось одно тревожное возможное применение для них — в качестве укрытий, в которых можно спрятаться, пока не грянет апокалипсис. Когда уровень моря поднимается, погода превращается в серию психоштормов, а бедняки мира становятся все более беспокойными, сверхбогатые скупают заброшенные ядерные бункеры и превращают их в бункеры Судного дня, в которых могут разместиться до дюжины семей, а также охрана. и слуги одновременно. Это, конечно, фальшивые пещеры, но они чудесно оборудованы — с бассейнами, тренажерными залами, стрельбищами, «открытыми» кафе — и украшены драгоценными произведениями искусства и огромными светодиодными экранами, отображающими то, что осталось от внешнего мира.
Но нам нужно вернуться в палеолитические пещеры, и не только потому, что они все еще способны вдохновлять на трансцендентные переживания и связывать нас с давно утраченным миром природы. Мы должны вернуться к ним за послание, которое они надежно сохраняли на протяжении более 10 000 поколений. Конечно, это послание предназначалось не нам, и его авторы не могли вообразить таких извращенных и саморазрушительных потомков, какими мы стали. Но теперь он в наших руках, все еще неразборчивый, если только мы не оттолкнемся от искусственной разделительной линии между историей и предысторией, иероглифами и петроглифами, между «примитивным» и «продвинутым». Для этого потребуются все наши навыки и знания — от истории искусства до методов уран-ториевого датирования и лучших практик международного сотрудничества.