ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ «ДОМИК»?
Главная >> Информация >> Статьи >> ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ «ДОМИК»?
ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ «ДОМИК»?
Для того, чтобы суметь прочесть текст, по меньшей мере требуется знание алфавита. Для того, чтобы «прочесть» рисунок или скульптуру, тоже необходимы определенные знания. Что означают рисунки трехлетних детей? Они напоминают наскальные изображения по примитивности выразительных средств. Но кто способен расшифровать их? Ребенок проводит дрожащую линию, тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, пытается соединить концы кривой линии в круг или в огурец, но рука его пока не слушается. Зачем он это делает? Родители смотрят на ребенка. Любопытные интересуются, что это он нарисовал, и ребенок с удовольствием рассказывает им целые истории про точки и закорючки.
«Надо бы его научить рисовать солнце, домик»,— решают взрослые, не понимая, что их ребенок создает графическую карту своего мира.
Действительность же детьми воспринимается не шаблонно, не упрощенно, чему свидетельством насыщенные композиции детских рисунков. Как правило, дети стараются максимально заполнить пространство листа.
Можно было бы на этом и остановиться. Но, наблюдая, как рисуют дети, я обнаружила в каждой группе двоих-троих детей, для которых не существуют никакие пределы. Они свободно обращаются с листом, крутят его, прижимая пальцем к столу, они начинают с угла или с любой произвольной точки и все-таки приводят композицию к единству, что, кстати, удавалось только классикам, корифеям рисунка. Свободе композиционного решения только и учиться у детей. У тех самых, которые не ставят себе пределов, потому что они изображают свой внутренний мир, а не внешний. Но что такое внутренний мир? Он же не существует сам по себе, вне внешнего. Можно сказать, что и небо, и солнце, и земля присутствуют в их рисунках, но в том соотношении, как это существует в их душе, в их сознании в данный момент.
— Природа задумана по мелодии или по движению? — спросила меня как-то пытливая пятилетняя девочка Аля П.
И ответила за меня:
— Конечно же, и по мелодии, и по движению. Мир-то один. Значит, в нем должно быть все сразу.
Елена Макарова (из книги «Освободите слона»)
поэтапный конспект занятия, в том числе домик трех поросят
В народе говорят: «Сказка доброму научит». Воспитатель с помощью сказочных сюжетов обучает детей ещё и изобразительным навыкам. Тема «Сказочные домики» имеет разнообразные интерпретации, но общее ядро — в постановке задания создать композицию по мотивам художественного произведения. Не просто нарисовать домик, но запечатлеть на бумаге кусочек сказки.
Содержание
1 Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочные домики»
1.1 Краски и основа для рисования
1.2 Техники рисования
1.2.1 Видео: сказочный домик (акварелью)
1.
2.2 Видео: избушка на курьих ножках (фломастерами и пастелью)
1.3 Сочетание с элементами аппликации и лепки
1.4 Задания разного уровня
1.5 Место занятия «Сказочные домики» в картотеке по рисованию
2 Конспект занятия «Сказочные домики» в старшей группе
2.1 Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
2.2 Таблица: конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочные домики»
3 Порядок выполнения рисунков
3.1 «Сказочный терем»
3.2 «Дворец Снежной Королевы»
3.3 Фотогалерея: примеры работ
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочные домики»
Рисование домиков дети начинают осваивать в младшем дошкольном возрасте (с 3 лет). Умение видеть в образе жилища геометрические фигуры развивается: от сочетания «квадрат+треугольник» к сложным моделям зданий. Тема «Сказочные домики» одновременно сужает тему «Здания» и даёт мощный стимул к фантазированию. Домики в сказках обычными не бывают:
- избушка на курьих ножках,
- теремок,
- замок Кощея Бессмертного,
- ледяной дворец Снежной Королевы,
- домики трёх поросят,
- избушки ледяная и лубяная,
- жилища гномов в грибах,
- дома цветочного города, куда попал Незнайка,
- пряничный домик ведьмы.
Сказочные персонажи удивительны и оригинальны, вот и домики у них такие же
Цель занятия «Сказочные домики» — способствовать совершенствованию художественных навыков у детей через рисование необычного образа. Тема подходит для рисования по замыслу или с натуры, её можно развить в сюжетное рисование. Занятие «Сказочные домики» многогранно в реализации развивающих задач:
- развитие пространственного мышления и видения, построение композиции с учётом ориентации листа (горизонтально, вертикально),
- передавать образ предметов с учётом величины, формы и пропорций,
- умение самостоятельно выбирать и сочетать цвета для рисунка,
- совершенствование технических навыков рисования,
- формирование умения продумывать сюжетную сценку,
- стимулирование желания детализировать и украсить рисунок.
У сказочных домиков много декоративных элементов, которые дети стараются запечатлеть в своих рисунках
Краски и основа для рисования
Рисование сказочных домиков — это создание детьми иллюстраций к фантастическим историям. Сказки вызывают у детей восторг. Эмоциональная палитра отражается и в цветовой палитре рисунков. Простой карандаш используется только для предварительного наброска.
На занятии «Сказочные домики» используются традиционные материалы:
- цветные карандаши,
- гуашь,
- акварель,
- кисти из натуральной щетины разной толщины,
- альбомная бумага.
Фломастеры и восковые мелки — яркий и простой материал. Их стоит использовать для закрашивания фона и обводки контуров.
Для творческой свободы ребёнку необходимо предоставить разнообразные материалы
Техники рисования
- Набросок. Создание карандашного эскиза — обязательный этап предметного рисования в старшей группе.
Схематичная зарисовка объекта предваряет работу и карандашами, и красками.
Из схематичной зарисовки скоро получится сказочная избушка
- Рисование цветными карандашами:
- Закрашивание — штриховкой с разным нажимом для получения светлых/тёмных тонов.
- Прорисовка контура и деталей — сильный нажим на карандаш.
Карандашами выполняется закрашивание и детализация сказочного домика
- Рисование красками:
- Заливка фона — акварелью, широкой кистью.
- Закрашивание — гуашью, кистью средней толщины.
- Обводка и детализация — гуашью, тонкой кистью.
В старшей группе дети учатся подбирать толщину кисточки для каждого этапа рисования
- Нетрадиционные техники рисования:
- Восковыми мелками и акварелью.
- Солью.
- Через мокрую марлю.
- Пальчиками и другими способами.
Рисование в нетрадиционной технике не заменяет занятия «Сказочные домики» по классическим приёмам рисования.
В технике пластилинография можно выполнить всю работу, а можно дополнить классический рисунок пластилиновыми мазками
Видео: сказочный домик (акварелью)
Смотрите это видео на YouTube
В видеозанятии показано, какими приёмами рисуется домик, как украсить декоративными элементами. К сожалению, основа и краски выбраны нелогично. На гладкой бумаге не годится рисовать акварелью. Ребёнок явно испытывает затруднение — краска сразу не ложится. Стоило использовать гуашь.
Видео: избушка на курьих ножках (фломастерами и пастелью)
Смотрите это видео на YouTube
Для занятия в старшей группе рекомендуем из этого видео взять схему рисования избушки. Материалы заменить на цветные карандаши. Чёрный фломастер допускается использовать для обводки и прорисовки деталей.
Сочетание с элементами аппликации и лепки
Рисование сказочных домиков сочетается с другими видами изобразительной деятельности:
- с лепкой: персонажи сказки, элементы домика или второго плана создаются лепкой на плоскости;
- с аппликацией: полосками или кусочками цветной бумаги выкладывается какая-либо часть домика (крыша, окна, крыльцо) или детализируется фон.
Аппликацию можно сделать из имеющихся в творческом уголке природных и бросовых материалов:
- сухие листья, палочки, веточки,
- крупа,
- бумажные салфетки,
- ватные шарики/диски,
- бусинки, пуговицы, ленты.
Снег на домике удачно имитирует аппликация из ваты
Задания разного уровня
Детям, проявляющим особые успехи в рисовании (художественно одарённым), рекомендуется давать дополнительные задания:
- нарисовать сказочного персонажа и его домик,
- детализировать фон,
- в украшении домика использовать изученные элементы декоративного рисования (завитки, например).
Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта
Место занятия «Сказочные домики» в картотеке по рисованию
Тема «Сказочные домики» перекликается с программным содержанием НОД (изучение геометрических фигур, зданий в городе/селе), занятиями по литературному чтению, кружковой деятельностью (инсценировка сказок). Рисование домиков проводится по мотивам изученных/повторённых произведений.
Занятие может быть включено в проект по сказкам (русским народным или зарубежным) и иметь значимый результат:
- организация выставки в холле детского сада,
- рисование декораций (домиков на ватмане) для инсценировки,
- создания альбома сказочных иллюстраций.
Изготовление сказочных домиков для актового может быть продолжением занятия по рисованию
Тема «Сказочные домики» отлично подходит для коллективной работы. Дети рисуют композицию на листе ватмана, придерживаясь алгоритма:
- тонировка бумажной основы,
- рисование объектов второго плана,
- закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.
Сказочные домики можно расписать в стиле народной живописи, например, филимоновской
Конспект занятия «Сказочные домики» в старшей группе
После постановки целей и задач воспитатель планирует содержание занятия.
Занятие по рисованию в старшей группе организуется по схеме:
- Организационный момент — 1 минута.
- Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
- Практическая работа:
- объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
- самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
- Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.
В качестве смены деятельности и поддержания позитивного настроя внутри группы структурные элементы занятия перемежаются с дидактическими играми и динамическими паузами.
Вводная часть занятия имеет мотивирующую направленность. Детей необходимо увлечь темой и дать пищу для фантазии и творчества.
Детям нравится рисовать. Занятия по изо-деятельности приносят радость, в свободное время тоже посвящается альбому и карандашам. К сожалению, даже рисование детям может наскучить. Рутины и монотонности следует избегать. Разнообразить занятие несложно, дети охотно подключаются к игровым ситуациям, обсуждают, задают вопросы.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Форма мотивирующего материала | Пример использования на занятии |
Выставка «Сказочные домики»
| Ребята изучают выставку и отвечают на вопросы воспитателя:
|
Просмотр или прослушивание сказочного фрагмента, где есть описание домиков (из «Три поросёнка», например) | Дети высказывают впечатления от сказки.![]() |
Проблемная ситуация | В гости к ребятам приходит вымышленный персонаж (из конкретной сказки или условный гномик/фея/зверушка). Он печален и рассказывает, что злой волшебник разрушил его домик. Дети успокаивают беднягу и находят решение проблемы — построить (нарисовать) новый дом. |
Выбирайте для вводного этапа занятия материал, который увлечёт конкретную группу детей. Если в коллективе преобладают аудиалы, прослушайте музыкальную сказку. Визуалам будет интересна красочная выставка или макет с множеством элементов. Кинестетики с удовольствием поиграют с фигурками и домиками.
Прослушивание и обсуждение сказки — этап подготовки к рисованию
Таблица: конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочные домики»
Автор | Марин М. |
Задачи |
|
Ход занятия | В.: Добрый день, ребята! Давайте мы с вами улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Своими улыбками мы создадим атмосферу хорошего настроения. Ребята, мне сегодня пришло письмо от сказочных героев! Вот что они пишут. В волшебном лесу случился пожар: это Баба-Яга развела костёр и забыла потушить его. ![]() Как вы думаете, как мы им можем помочь? Дети: Мы нарисуем для них новые домики. Воспитатель рассматривает вместе с детьми образцы домов, иллюстрации; дети уточняют форму, строение домов, части, их расположение. В.: Расскажите, кто какой домик решил нарисовать? (ответы детей) Пальчиковая гимнастика Тук, тук молотком, Строим, строим новый дом. <…> Физминутка Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. <…> Рефлексия В.: Посмотрите, какие красивые домики у вас получились, я думаю, сказочным героям будет приятно в них жить. А как вы думаете, понравятся ли они нашим сказочным героям? (Ответы детей.) Чей рисунок вам больше всего нравится? Почему? Что получилось легко, а что вызвало затруднения? Уборка рабочего места. ![]() Выставка детских работ. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-v-starshei-grupe-skazochnye-domiki-910757.html |
Занятие Марин М. — образец классического занятия по рисованию в старшей группе. В рамках реализации проекта по ИКТ в детском саду письмо от сказочных героев можно сделать в формате видео.
Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию в старшей группе
Порядок выполнения рисунков
Рассмотрим рисование композиции «Сказочные домики» в классических техниках — карандашами и красками.
«Сказочный терем»
- Нарисовать набросок простым карандашом.
Карандашный набросок составляется из геометрических фигур
- Закрасить основные элементы цветными карандашами.
Закрашивать нужно штриховкой в одном направлении
- Нарисовать элементы второго плана.
Объектами второго плана могут быть деревья, например
- Детализировать рисунок.
Детали рисуются сильным нажимом на карандаш
- Рисунок готов.
Рисунок готов
«Дворец Снежной Королевы»
- Нарисовать карандашный набросок.
Карандашный набросок выполняется в вертикальной ориентации
- Залить фон акварелью при помощи широкой кисти.
Фон для ледяного замка должен быть в холодных тонах
- Обвести и закрасить гуашью набросок.
Сначала рекомендуется аккуратно обвести гуашью набросок
- Обвести тонкой кистью контуры рисунка.
Замок Снежной Королевы из снега и льда, то есть белый с синим
- Детализировать дворец.
Детали дворца: окошки, дверь, ступени
- Рисунок готов.
Ледяной дворец готов
Фотогалерея: примеры работ
- Замечательная идея — представить сказочный домик в форме гриба
- Домики в сказках не только у положительных персонажей, но и у отрицательных
- Дом внутри дерева — сказочное жилище лесных существ
- Рисование сказочных домиков по замыслу даёт материал для прекрасной выставки
- Сказочные домики могут быть частью сюжетного рисования
- Домики трёх поросят разной формы, цвета и фактуры
- Рисование акварелью возможно в старшей группе, но без заливки фона
Рисование по сказочным мотивам не только развивает у детей технические навыки владения кистью и карандашами. Это развитие эстетического вкуса и фантазии.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
(4 голоса, среднее: 4.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
детских рисунков захватили дом? Вот как избавиться от них, не чувствуя себя плохим родителем
Не все они могут быть шедеврами. Не все, что ребенок рисует, раскрашивает или иным образом нацарапывает на листе бумаги, остается на века. Даже самый большой из холодильников имеет конечную площадь поверхности, и самый большой из домов начинает выглядеть безумно оклеенным бесконечной детской мазней. Первая картина радуги: очаровательна. 50-е: все еще очаровательно, но не то, чтобы, знаете ли, перемещать другие вещи.
Но вы не можете просто выбросить его в мусорное ведро… не так ли?
Конечно, существует огромная разница между тем, чтобы незаметно избавиться от произведения искусства после того, как вы его оценили, и разорвать его в клочья на глазах у крошечного испуганного лица вашего любимого ребенка, а затем маниакально кудахтать, когда вы танцуете на ошметках. Подбрасывание ненужных произведений искусства в мусор после того, как ваш ребенок ложится спать, кажется необходимой частью воспитания.
Тем не менее, он все еще кажется изворотливым, тайно перебирая милые рисунки, как бессердечный монстр (хотя и экологически чистый). Глядя на фломастер, впитывающий влагу из свежевымытой баночки из-под йогурта, чувствуешь себя злодеем, разрушающим что-то прекрасное, или злодеем из Кто подставил кролика Роджера в этой душераздирающей сцене с ботинком.
А что еще можно сделать? Даже несколько произведений искусства, приходящих из школы каждую неделю, в конечном итоге складываются как сумасшедшие. Всегда есть возможность отправить фотографии бабушкам и дедушкам и другим родственникам — всем нравится получать сообщения, и даже самые заурядные рисунки поначалу будут рассматриваться как Мона Лиза — но это никогда не продлится долго. Новизна для них пройдет, вы посчитаете и поймете, сколько вы тратите на марки, а через некоторое время поймете, что, по сути, выбрасываете мусор.
Искусство пятилетней дочери писателя Майка Хэмптона: один неуклюже нарисованный дом — это очаровательно, 20 — другое дело куда уходит произведение искусства, и убирать по одному фрагменту всякий раз, когда появляется новый. «Решите, оставить ли вам старое произведение навсегда или нет, и если вы не собираетесь его оставлять, вы можете расстаться с ним сейчас, » она говорит.
Некоторые из них вы, естественно, захотите сохранить — важные части, в которые ваш ребенок вложил свое сердце и душу, или написал что-то красивое, или немного расставил буквы так, чтобы это выглядело так, как будто написано «задница» или что-то в этом роде. Моя пятилетняя дочь написала: «Мотыльки могут быть poisanas» на заметке Post-It, и это заставляет меня смеяться всякий раз, когда я вижу это. Я сохраню это — это мило, забавно и полезное напоминание, если я когда-нибудь соберусь съесть кучу мотыльков.
При хранении вещей Исип предлагает систему, которую выбирают многие семьи, в том числе и моя: метод лучших хитов. Коробка или папка, в которую помещаются действительно замечательные вещи, а остальное незаметно исчезает под покровом темноты. В нашем случае это гигантская пластиковая папка, которую носил бы с собой студент-художник, наполненная беспорядочной мешаниной шедевров пятилетней блестящей жизни моей дочери.
Важно отметить, что Исип также предлагает периодически просматривать коллекцию и редактировать ее, отбрасывая фрагменты, которые, возможно, уже не кажутся такими интересными. Когда я доберусь до этого — в любой год — я, возможно, даже вытряхну всю старую пасту, которая давным-давно отклеилась от различных очаровательных низкокачественных детских картинок. Он там, на дне, плавает в блестящем количестве, разрушающем ковер, — абсолютный ад, который однажды заставит мусорную свалку выглядеть сказочно.
Подробнее о воспитании детей
Потому что, в конце концов, придется выбросить много вещей. Неотредактированная коллекция, содержащая каждую картинку, которую когда-либо нацарапал ваш ребенок, превратилась бы в ужасный беспорядок в доме. К тому времени, когда ребенку исполнится 10 лет, вам понадобится система хранения документов размером со склад Ikea. И большая часть этого покажется ерундой: один неуклюже нарисованный дом — это очаровательно, но 20 просто заставляют вас думать: «Вау, этот ребенок — отстой». рисование домов.
Очевидно, никто не предлагает дурачиться по этому поводу – когда ваш прекрасный отпрыск вручает вам очередной необычный рисунок цветка, вы относитесь к нему как к невероятному подарку. Вы не предлагаете саркастическое » спасибо » и тут же облажался, как невпечатленный военачальник. Но, знаешь, может быть, к утру его не будет. (Конечно, вы всегда можете отсканировать или сфотографировать посредственные экземпляры, чтобы они хранились в вашем телефоне или на жестком диске, и на них никто никогда не смотрел.)
Могут быть даже некоторые дополнительные преимущества. Вы же не хотите, чтобы Младший пошел что-то выбрасывать и обнаружил прекрасную картинку, которую она нарисовала, где папа весь скомканный и покрытый соком из мусорного ведра — что может означать, что вы на самом деле чаще опорожняете мусорные баки. И красться ночью может быть весело, если вы притворитесь, что вы Бэтмен.
Слишком легко чувствовать себя ужасно, выбрасывая эти вещи, но никто не должен чувствовать себя виноватым за то, что не дал своему дому скатиться в полное безумие. Все, что они производят, может быть совершенно замечательным, но волшебство заключалось в их создании, и вам не нужно все это хранить. Мне нравятся рисунки моей дочери, но она единственный в своем роде шедевр, за который я держусь.
Глобальные сходства и» Абимбола Афолаян
- < Предыдущий
- Далее >
Изображения
Abimbola Afolayan — выпускник программы PSYD в области клинической психологии в Университете Антиохии, Новая Англия
Комитет по диссертации:
- DARGI -комитет RoyrIRC.
- Джина Паскуале, PsyD, член комитета
- Портер Иган, психолог, член комитета
Ключевые слова
Гаити, диастера, травма, уязвимость, устойчивость, глобальные общие факторы, культурно-специфические различия, юнгианский интерпретативный анализ, интерпретативный феноменологический анализ, тест дома-дерева-человека Abstract
Проблемы роста терроризма, насилия и нехватки основных потребностей будут обостряться в ближайшие десятилетия, а количество детей, нуждающихся в психологической помощи в районах стихийных бедствий по всему миру, также возрастет (Alim, 2008). В исследовании использовался проективный тест «дом-дерево-человек» (HTP) для изучения адаптации и дезадаптации гаитянских детей, которые жили в крайней городской бедности, с разрушенной инфраструктурой и в лагерях для переселенцев после землетрясения 2010 года. 43 участника исходного архивного набора данных предоставили 129протоколы рисунков домов, деревьев и людей (Roysircar & Colvin, 2015). Из этого набора данных в настоящем исследовании использовались 39 протоколов HTP от 13 гаитянских детей-участников в возрасте от 7 до 9 лет. 39 протоколов рисунков HTP были закодированы с использованием юнгианского интерпретативного дизайна (Furth, 2002). Эти закодированные результаты были проанализированы с использованием модифицированной качественной методологии Интерпретативного Феноменологического Анализа (IPA). Юнгианский интерпретативный дизайн выявил адаптивные («на дереве есть плоды») и неадаптивные презентации («мужчина держит мачете в левой руке»), а также общее впечатление («этот человек изображает чувство свободы воли и действия») рисунки.
Из IPA возникли семь главных и подчиненных кластерных тем: уязвимость и бессилие; устойчивость; Агрессия; Благополучие; Сублимированная идеализация и Фантазия; Самоэффективность и свобода действий; и Травма. Высшие и второстепенные темы рисунков гаитянских детей сравнивались с темами двух международных исследований ПВТ: израильского исследования (Nuttman-Shwartz, Huss, & Altman, 2010) детей, подвергшихся принудительному переселению; и китайское исследование (Wang, Xu, & Wang, 2010) с детьми, пережившими землетрясение (землетрясение Вэньчуань). Участники трех исследований и их стрессовая среда были сопоставимы. Темы, уникальные для гаитянских участников, включали изображение обнаженных людей, указывающее на бедность, и плодоносящие деревья в плантаторах, указывающие на процветание, несмотря на нехватку. Темы, которые были общими для трех исследований, называемые общими глобальными факторами (CGF), были отверстиями в стволах деревьев или поврежденными деревьями, указывающими на травму. Последствия GCF, культурно-специфических различий и постоянных детских травм необходимо учитывать при клинической оценке, планировании лечения и вмешательстве исследователей/практиков в международных условиях.