Кошка съела котят и не знает сама зачем
«Картинки и короткие видео» Александра Бараша, стихи из домашнего архива Веры Марковой, дебютный сборник Софьи Сурковой и «Книга царства» Аллы Горбуновой — о четырех поэтических новинках читайте в материале Льва Оборина.
Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.
Александр Бараш. Чистая радость. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2022
В этой рубрике мы уже писали об Александре Бараше как о переводчике Иегуды Амихая — и немного говорили о собственных его стихах. «Чистая радость» — книга новых стихотворений и избранных текстов из предыдущих сборников. Можно было бы сказать, что она основана на «средиземноморской ноте» — мягком, но все время присутствующем ощущении пространства; припомнить того же Амихая и, может быть, Кавафиса. Но пространство здесь важно в первую очередь потому, что вызывает к жизни более важную тему: осмысление памяти, ее нелинейность и сложность. Израильский пейзаж — константа, которая по-своему меняет понимание событий, пытающихся оставить на этом пейзаже свои отметины.
Поля дольменов.
Перманентное повторение
знака П —
пре-историческая память
неизвестно о чем.
Все, что было потом,
распалось, рассеялось. А этот
перформанс
мегалитических призраков —
карточные домики
из каменных блоков —
пережил, переживает и,
похоже, переживет
преходящих потомков.
В то же время этот пейзаж можно, как при фотомонтаже, наложить на другое изображение: «Старый Город наслоился / на рощи Сокола и поля Аэропорта. / Под Дворцом Ирода подземная река Ходынка — / каменная труба в скале в Долине Иосафата». Такой эксперимент — отражение «перемешанной» памяти, которая часто нуждается в упорядочивании, но еще чаще — в наблюдении, как стихия, определяющая человека.
Вспоминать и думать о вспоминании — вот задача Александра Бараша в этих стихах, и в этом смысле можно сопоставить их с «Памяти памяти» Марии Степановой. Здесь есть много стихотворений-эссе, отличающихся от простых «зарисовок» личным отношением к их предмету: оно углубляет все увиденное, подверстывает его в словарь метафизических дефиниций («Облако эвкалипта повисло у балкона. / И ровно шумит кондиционер, сердце / квартиры. День разгорается, / как спор личного пространства / с безличным временем»). Переходя к событиям из собственной биографии, поэт задает вопрос: «Что это было?» Обращаясь к ушедшим любимым людям, он спрашивает: «Как я их помню?» — и, не претендуя на открытие универсалий, проговаривает что-то, вероятно, болезненно знакомое многим, кто пережил потерю. Так «Как я помню?» превращается в «Как мы помним?»:
Когда я пытаюсь тебя вспомнить,
ты превращаешься в меня —
в мое отношение к тебе.
Тебя почти нет.
<…>
Остался
виртуальный образ
на нетвердом диске
в мозгу,
там несколько папок
с картинками и короткими видео,
будто снятые на мобильный.
Твоего лица чаще всего нет.
Ты где-то совсем рядом,
сбоку, за спиной… вокруг:
какие-то комнаты, улица и
облако твоего присутствия.
Я внутри него,
как будто ты все время
меня обнимаешь
А я своих детей,
а они своих.
Перед нами эмпатия к ушедшим — через род, через возраст («Я сейчас в том же возрасте, / в каком ты была в моем детстве, / а все греюсь то ли теплом вашей любви, / то ли уютом той безнадежности»).
«Картинки и короткие видео» — удобное сравнение, подсказанное современными медиа. Несколько лет назад вышла книга антрополога Сергея Лишаева «Помнить фотографией». Процесс проявки фотографий в одном из стихотворений Бараша сравнивается с переживанием пейзажа, в котором смена времен года проявляет что-то новое. Так или иначе, в «полях дольменов» и на склонах долины Эмек Рефаим «ничто полностью не исчезает». Мысль о прошлом, которое сохраняется в геологии пейзажа или в археологических свидетельствах, приводит Бараша к мысли о метемпсихозе — переселении и вечном бытовании душ: душ горожан, монахов, птиц, знакомых и незнакомых. Они по-прежнему наполняют эти пространства, в которых «при жизни разлит засмертный покой», и залогом спокойствия становится знание: «скоро и мы / растворимся в воздухе».
Вера Маркова. Пока стоит земля: Избранные стихотворения и переводы. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022
Вера Маркова — одно из главных имен в русской японистике: переводчица и комментатор Басё, Сэй-Сёнагон, Иссы. Теперь в полном объеме приходит к читателям и ее поэтическое наследие. Собственные стихи оставались для Марковой частным делом: она начала писать их в детстве, потом вернулась к ним в 1940-х и мало кому показывала. «Случается, говорят, певцы на сцене петь не могут, горло сжимается. Если б я думала, что пишу для печати, то сработал бы сходный рефлекс: не могу!» Только в 1992 году, когда ей было уже 85 лет, вышла ее книга «Луна восходит дважды», изданная за свой счет. Том, выпущенный Издательством Ивана Лимбаха, стал возможен благодаря тщанию «неравнодушного к поэзии Веры Марковой читателя, превратившего домашний архив поэта в первоначальную рукопись».
Отгороженность и от официального, и от неофициального литературного процесса стала для стихов счастливым обстоятельством. «Стихи Веры Марковой пропитаны тем трагическим восприятием происходящего, которого молодые шестидесятники просто не знали», — пишет в предисловии Ольга Седакова. При этом с шестидесятниками Маркову, родившуюся несколькими десятилетиями раньше, многое роднит: и некоторая сентенциозность, и переклички с самыми свободными голосами в официальной советской печати (например, со Слуцким), и предвосхищение риторических путей в поэзии неофициальной. Утрируя, можно сказать, что Маркова пишет стихи Галича за несколько лет до Галича — иногда с текстуальными совпадениями:
Если голос прохожий, —
О, у голоса королевская власть! —
В этот голос похожий
Головою в колени, как в детстве, упасть.
Оттого, что вечен,
Оттого, что он — не ты и не я,
Возвращается ветер.
Возвращается ветер
На круги своя.
Или:
Ну что ж! Гордитесь,
Вы не стукачи.
Вы не из тех отцов,
Не из прихожей,
Печальники у собственной печи,
Молчальники с тончайшей кожей.
Такие тексты, как и, например, стихотворение 1949 года к юбилею Пушкина («Когда, замуровав окно в Европу / И самый воздух наглухо забив, / Мы барабаном заглушаем ропот / И славим тех, кто счастлив, что не жив…»), были, разумеется, совершенно «непроходными» и попросту опасными. «У Веры Марковой стихи той поры, когда шаги, шаги, шаги — и сердце замирает от страха», — писал Генрих Сапгир. Эта самая пора сказывается и в текстах позднесоветских десятилетий: «Я еще помню тихое небо, / Я еще помню малиновый звон. / Это кажется счастьем. / А счастья не было. / Было преддверие похорон».
Но причина «непубликабельности» Марковой, думается, не в этом. Вершина ее гражданской поэзии — поэма в шести частях «Луна восходит дважды», где рассказывается о жизни женщины, у которой один муж был репрессирован, другой убит на войне; женщина, судя по всему, работала в типографии — и шаг вступительной части напоминает типографский эпизод из «Зеркала» Тарковского. Так вот, «Луна восходит дважды» — вещь в первую очередь о частной судьбе, несчастной и незаметной, каких было много; Маркова не делает из нее показательную притчу, как тот же Галич в «Веселом разговоре». Эта судьба таится в рукописи, как таилась в жизни героини. Маркова была далеко не только «гражданским» поэтом, и приватность наблюдателя — едва ли не основная черта ее поэзии, созданной в «года глухие» XX века.
Если говорить о формальных особенностях стихов Марковой, то можно заметить, что она работала с двумя манерами: верлибром / белым акцентным стихом (эта манера характерна для 1960–1970-х) и рифмованным стихом, иногда выдержанным в ультратрадиционалистском ключе (так Маркова пишет в начале и в конце своего поэтического пути — в 1940–1950-е и в 1980–1990-е). Письмо первого типа тяготеет к афористической простоте, иногда на уровне Арво Метса:
Амфитеатром —
Пустые стулья.
А где-то
Над берегом золотоносной Леты
Поют твои
Львиноголосые соловьи —
И камни —
Еще горячи на ощупь.
Вероятно, на это письмо повлияли и занятия переводами — у Марковой встречаются стихотворения-зарисовки, написанные с оглядкой на классическую японскую лирику: «На берегу далекой реки / Тихо. / Волна забита в колодки. / Блеснет на миг, / Как вложенный в ножны кинжал, / Рыба — и пропадет». Письмо второго типа, наоборот, отягощено европейской архаичной риторикой, оно чаще говорит о религиозных, этических, поэтологических категориях:
Сестра и брат — Гармония и Хаос,
Кто старше? Кто кого переживет?
Что ж! Родилось и, кажется, распалось,
Качнулся мир, но музыка — оплот.
Ловлю ее в стихе, в сумбурной речи,
Но знаю, лучше слышит соловей.
Ему дано. Еще он недалече.
Он маленький судья семьи своей.
Еще он здесь. У старого колодца.
Как бы спешит все оплатить с лихвой.
Мы прощены, и песня остается,
И разговор меж мною и тобой.
Поэзия Марковой как бы путешествует между полюсами лаконизма и велеречивости, эксперимента и традиции, сдержанности и экспрессии — но никогда не доходит до самого полюса. Может быть, это тоже знак времени, когда лучше было вести себя тихо, — а может быть, перед нами тот случай, когда идеальное выражение собственной поэтической энергии было найдено не в собственном творчестве, а в переводах. Том Марковой завершается избранными переводами из Эмили Дикинсон и Басё — авторами как раз во всем противоположными. Марковой, может быть, удалось ближе всех русских переводчиков подойти к Дикинсон — с ее движением порывами, стремлением выйти из формальной рамки:
Ликование Свободы —
Это к морю — путь души —
Мимо мельниц —
Мимо пастбищ —
Сквозь ряды крутых вершин.
Мы росли в кольце долины.
Разве моряки поймут
Упоенье первой мили —
Первых Вечности минут?
Эмблематические же хайку Басё, о которых «хайдзин говорит: „Это тайна, словами этого не выразишь“», требуют иного перевода: Маркова отказывается от сохранения формальной схемы слогов оригинала, но стремится к конгениальной японскому тексту лаконичности, за которой может стоять объяснение: как это сделано, как здесь проявлено «саби» — сочетание изысканности и простоты, наслаждения и печали? К переводам Басё приложена статья, где Маркова разбирает самое известное его хайку «Старый пруд». Таким образом, книга представляет ее и как тонкого филолога.
Софья Суркова. Лазурь и злые духи. М.: ОГИ, 2022
Этой книгой издательство «ОГИ» начинает совместную серию с журналом «Флаги», где Суркова — одна из постоянных авторов. «Лазурь и злые духи» — дебютный сборник Софьи Сурковой, и у него есть достоинство лучших дебютов: смелость.
Слова Оксаны Васякиной, предваряющие сборник, — «Суркова не только продолжает традицию Хлебникова, она переприсваивает ее и делает современной», — это, конечно, очень щедрый аванс. Но аванс не без оснований: Суркова в самом деле кое-что берет у Хлебникова и делает ему сознательные оммажи. Например, в книге есть «Сверхповесть для М», состоящая, как и у Хлебникова, из плоскостей — то есть отдельных поэтических повестей, из которых складывается текст более высокого порядка. Здесь же мы можем видеть, как Суркова работает с футуристическим словотворчеством:
Взвечный волосяной хруст сливень —
сахарный сок
на засохших ресницах холма;
и солнце озирается, и слёзы. ..
Я обращаюсь к холму:
заговори, чтобы я тебя узнала.
и молчит он, и не говорит,
и слышится только: вры и рвы
гла и мгла
Впрочем, на соседней странице встретится объявление «плюгавая лимита ищет работу», а в словотворчестве нет-нет да и проскочит постмодернистское подмигивание: «гли́цкая е́здра чахне́я уру́живает» — привет академику Щербе. Когда Суркова крошит и сращивает слова, припоминается сказанное ей по другому поводу: «потому что на моем языке / изувечить значит восславить» — а это уже привет Гронасу с его «между тем на нашем языке / забыть значит начать быть» (ломка слов означает их трансмутацию). Такие вкрапления принципиально взламывают стилистическое единство: мы имеем дело, так сказать, с поэтической многозадачностью. Другим способом взлома служит инкорпорирование в текст фотографий — на правах отдельных частей стихотворения.
Но еще знаменательней мотивы книги. Вновь точное предисловие Васякиной: «Поэтика Сурковой — это поэтика торжества слизи и мягких тканей. Ее стихи — это стихи подлеска. Эти стихи сексуальны: они влажные, как мшистая расщелина между камнями, они темные и запутанные, словно ходы насекомых в почве». Здесь уместнее проводить параллели не с Хлебниковым, а с его последователем Хармсом: стихия воды, влаги для него была связана с сексуальностью. В книге Сурковой мы встречаем несколько повторяющихся водных/влажных/болотных мотивов, явно или неявно эротизированных. Это жаба («трехпалая жаба сидит в опрокинутой зелени / в выгнутой червленой перевязи / процветшая и противопроцветшая алычой»; «и снежинки / как зонтичные растения, / опускааясь на жабий йазык, становятся — / тмин, борщевик, водолюб»; можно вспомнить, что жабья слизь — афродизиак в нескольких традиционных культурах). Это человеческие жидкости и выделения — так или иначе связывающие человека со сферой чувственного, со всем ее двоемирием: «В смешении менструальной крови и спермы / есть нечто хтоническое: / действо приобретает ритуальный окрас»; «третьи молчали / и занимались сексом в пригоршне оливок / и везде-отовсюду жался их сок / густой, / как черное коровье масло»; «вчера я видела дождь в уголках глаз».
Это погружение в водоемы — пресные и соленые, с их тиной и запахами:
я щурюсь и вижу: рыночная площадь среди четырех морей
в первом море обитают русалки
их вагины устроены как у дельфинов
они выступают из хвоста открываясь между чешуек
во втором море балагур, вооруженный мотыгой, постоянно переживает катастрофу
в третьем море происходят: перманентная революция и хлипкая хлипкая оргия
в результате которой женщины все время беременеют но никогда не вынашивают своих детей
в четвертом море монетный двор
тысячи лет а он не отчеканил ни гроша
мерзость
Атмосфера книги Сурковой — сновидческая фантасмагория («Мы в клипе Björk» — характерное признание). Кошмар, в котором «мракота Ышла / зачемная, / мокнута!» и из которого невозможно выбраться, все же предпочтительнее, чем «идея родного дома», которая снаружи сна «давит / как бетонная плита» (отголосок этой идеи — в приложении к книге, документальной поэме о рехабе и его пациентах, методично перечисляющих, во сколько лет какие наркотики они попробовали). В логику сна встраиваются и сюрреалистические названия стихотворений, в духе Уоллеса Стивенса. Книга открывается программным стихотворением «Зимний сад»: «зимний сад полон белыми мышками / сад охраняет гигантский комар с глазами навыкате / и глазом на спине». Фантасмагории нужен соответствующий бестиарий: наравне с животными, будто позаимствованными у Фюсли, здесь водится, например, «тростиночка-твигги», а если животных и людей не хватает, их можно придумать:
Слоно́вики обладают десятью тысячами полов
и рождаются
не от себя, а от великой идеи
(вам бы увидеть в ней
благородную новизну, но ц-апля
напомнит, что их смысл — халтура).
Слоновики тождественны и днями
нацеловывают друг друга.
Придумывание животных — детское занятие, и фантасмагория Сурковой — это фантасмагория, не расставшаяся с детством: одиноким фантазиям такого рода посвящен цикл «Ритуалы». С этим мотивом, наконец, связана и центральная вещь книги — заглавная поэма «Лазурь и злые духи», построенная как цепочка обращений говорящей к собственной душе. Душа становится здесь одинокой овечкой по имени Лазурь — и ей предстоит встретить «злых духов / и разные траблы», пройти через опасное пространство, которое Суркова будто специально выстраивает для такого путешествия, как гейм-дизайнер. И в этом ландшафте важно услышать: «Душа моя, / ты выше того, что с тобой происходит» — слова, которые преодолевают барьеры других слов, лексические маркеры разных эпох (как овечка во сне прыгает через забор).
В конечном итоге это самая важная мысль книги — и мысль утешительная. Слово «Лазурь» пусть не лазурным, но белым напечатано на черно-серой обложке. Как писала Хельга Ольшванг, «голубое это белое».
Алла Горбунова. Книга царства. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2023
Новая книга Аллы Горбуновой отчетливо разделяется на две части — стихи 2021 и 2022 года. Читая первую часть в 2023-м, заранее настраиваешься на то, что встретишь предчувствия катастрофы. Кажется даже — если отбросить установку на беспристрастный анализ, — что для поэзии Горбуновой, всегда интересовавшейся потусторонним (откуда приходит дар предвидения), такое предчувствие неизбежно. Начало книги действительно располагает к такому прочтению: «Книга царства» начинается с коротких, отстроенных вокруг одного образа текстов, которые напрашиваются на аллегорическую трактовку.
«кошка съела котят и не знает сама зачем / теперь ищет их, снова хочет любить, ласкать» — это можно прочитать, например, как аллегорию отношения родины к людям (в контексте известного предсмертного высказывания Блока). Но последующие стихотворения в таком прочтении разуверяют. В самом деле, материнство и детство в «Книге царства» — одни из основных мотивов, но Горбунову интересует в первую очередь их метафизика, их ощутимая связь с иномирием.
и листья внизу вслед за ним шелестят
пластинкой как в детстве весь день за стеной:
есаул есаул что ж ты бросил коня
но в этой песне услышала я
лишь одно:
лес ау, лес ау
Лес как вход в иной мир — краеугольный фольклорный мотив; в лесу можно прожить (проспать) целую жизнь, и не только свою: так героиня прекрасного стихотворения «Как Марья спала» просыпается только затем, чтобы увидеть, как ее новорожденный младенец становится мальчиком, юношей, стариком. Горбунова работает с архетипическими образами мифологического сознания («Дерево — / это жужжащий пчелиный рой / что крутится как колесо со множеством спиц»), но подключает это сознание и ко вполне современному пейзажу: едва ли не лучшее стихотворение в книге «Вечер в храме огня» описывает магическое состояние наблюдения за взаимопроникновением фонарного света и дождя.
каждый фонарь —
маленький храм огня
темной лавой течет стекло
первого этажа
за которым сдается в аренду
первородная тьма
гнезда света-дождя
вокруг ламп у подъездов
в них танцуют-гудят
мелкодисперсные пчелы
Эпитет из лексикона физиков подводит к основанию этого волшебства — строгой и все же непостижимой математике, которая появляется в отчетливой реминисценции из финала «Рая» Данте:
множество радужных солнц
их бесконечное умноженье
геометрия солнц
о великое Солнце ОКТАХОР
۩۞۩★★★ ۩۞۩ОООКТАААХОООооор
и великое Солнце ИКОСАКСЕННОН
இஇ๑ ๑۩۩ இஇ ИИИКОООСАААКСЕЭЭЭННОООоооон
и великое Солнце АПЕЙРОГОН
╡╬ ╬ ┼ ┼ஐஐஐஐஐஐ╡╡╬╬┼ААААААППЕЕЭЭЭЭЭЭЙЙРРООООООГГООООООоооооонн
и в каждом из них распятый Господь Иисус
Имена великих Солнц — не заумные заклинания, а геометрические термины: первые два — геометрические тела в пространстве, чья размерность превышает привычные нам три измерения, последнее — многоугольник с бесконечным чертом сторон. Видение же распятого Христа сближает стихотворение с одним из любимых текстов Горбуновой — «Утром» Леонида Аронзона. В «Книге царства» прямо названы тени светлых и легких поэтов — Аронзона и Василия Бородина, и Горбунова открыто обращается к звучанию и мотивам поэзии Бородина, когда пишет:
три дня — три пня
и каждый день
стоит как в горле ком
кружится полиэтилен
из мусорки в одном
и из кустов торчащий член
таинственно знаком
в другом три мятых мужика
сдают металлолом
в мгновенье сжались все века
и в точку — всё кругом
Несмотря на «торчащий член» и «мятых мужиков», это стихотворение родственно детской считалочке. В своих стихах Горбунова явственнее, чем в прозе, соединяет «низкое» с нежным.
А вот вторая часть книги, в которой собраны стихи 2022-го, будто бы оправдывается за отсутствие грозных предсказаний: «под меди звон и звук кимвала / под гром пророчества и тайн / любовь не думала, не знала / жила, дышала просто так». Между тем «дуло небытия» все отчетливее виднеется через просвечивающий фон. Мир наливается войной, война изменяет его сущность: «кроны шумят как спецназ ГРУ: / выше нас только звезды / и птицы поют как РВСН: / после нас — тишина». Русская просодия начала XXI века, в формировании которой Горбунова принимала участие; футурология «нового эпоса» — все это пригождается для пророчеств, которые уже не кажутся фантастическими:
вспомни как разрывала сердце все та же боль
когда покидала ты навсегда
свой беспилотный летающий дом
с репликаторами еды
как в ту войну все бежали с Земли на Луну
и смотрели с Луны на тот взрыв
и у всех морей
лунных сидели и плакали сорок дней
Словом, Армагеддон близок, а «Божий Лик в кровавых бликах / С синяками кучевых», зримый на небе, — это уже не Бог геометрической бесконечности и любви, что движет Солнце и светила. Но тем не менее
. ..на всё ваше обесценивание
я отвечаю своей любовью обсценною.
Так и надо.
Что нужно для котенка в доме 🐈, список покупок в квартиру
Как правило, люди ожидают, что с появлением в их жизни котенка дом наполнится теплом и уютом. Новый питомец обязательно оправдает эти надежды, но прежде необходимо обеспечить его уютное пребывание в доме: позаботиться о том, что котенок будет есть, где спать, куда справлять нужду и каким образом будет организован его досуг.
Что нужно купить в зоомагазине
Современные зоомагазины могут предоставить большой ассортимент всего, что нужно купить для котенка: кормов, средств гигиены и всех необходимых аксессуаров. Для удобства перед походом в магазин следует подготовить список покупок.
Переноска
В первую очередь для транспортировки котенка из питомника следует купить переноску. Конечно, первую транспортировку можно осуществить и, что называется, «за пазухой», но дальновиднее будет задуматься о дальнейших поездках в ветеринарную клинику, за город, в гости.
Из практических соображений лучше всего сразу брать переноску под взрослого животного, ведь котята растут очень быстро. Владелец и оглянуться не успеет, как животное достигнет размеров взрослого кота, а маленькая переноска станет ему тесна. Экономить тоже не следует – это покупка на всю жизнь. Наиболее удобны и практичны переноски, выполненные из пластика: они легко разбираются и моются.
Корм
Наиболее очевидно, что новому питомцу понадобится еда. Для выбора корма лучше всего посетить специализированный зоомагазин: так владелец сможет ознакомиться с большим выбором и получить профессиональную консультацию.
Чтобы не провоцировать расстройство пищеварения, не стоит покупать сразу большое количество разных видов кормов «на пробу». Рекомендуется ограничить свой выбор одной фирмой. Идеальный вариант – использовать тот же рацион, которым ранее кормил заводчик.
Эксперты в области кормления домашних животных на данный момент сходятся во мнении, что наиболее правильно кормить кошек, сочетая влажный и сухой корма. Влажный (консервированный) корм предлагается питомцу 1-2 раза в день, тогда как сухой рацион находится в миске на постоянной основе. Таким образом получается обеспечить постоянный доступ животного к корму, обеспечить его дополнительным источником влаги (в виде влажного рациона) и побаловать котенка разнообразием вкусов и текстур. Например, можно использовать паштет для котят PRO PLAN® JUNIOR с курицей и корм для котят PRO PLAN® Original Kitten с курицей.
Миски для еды и воды
Обязательно следует позаботиться о мисках для котенка. Он сможет есть и из домашней посуды, но использование специализированных мисок будет способствовать более легкому доступу к еде.
Котенку понадобятся три миски: первая – для влажного корма и лакомств, вторая – для сухого корма, третья – для чистой питьевой воды. Рекомендуется выбирать миски из инертных материалов, вроде керамики и стекла, чтобы не провоцировать раздражение кожи питомца и окисление корма.
Лоток
Обязателен к покупке также и лоток для кошачьего туалета. В любом зоомагазине можно найти с десяток самых разных вариантов конструкций: крытые и нет, с сеточкой и без, угловые и прямые, квадратные и округлые, электронные самомоющиеся и самые простые, выполненные из недорогого пластика.
Выбор лотка зависит от повадок кошки, особенностей интерьера и материальных возможностей владельца. Если конкретных идей на этот счет нет, на первое время легче всего приобрести самый простой и недорогой вариант.
Наполнитель для лотка
В качестве наполнителя самое главное не использовать для лотка газету, прочую бумагу или тряпки. Со временем котенок, привыкший справлять нужду на подобные материалы, будет воспринимать документы, оставленные на журнальном столике, или вещи как тот же самый туалет. Отучить от этого животных бывает очень сложно.
Рекомендуется использовать специализированные наполнители: селикогелевый или глиняный, комкующийся или впитывающий – выбор в магазинах огромный. Правильного ответа при выборе здесь также нет. Со временем владелец успеет перепробовать разные варианты и найти тот, что будет максимально удобен.
Кошачье дерево
Рекомендуется обзавестись и когтеточкой. Приучая котенка к точке когтей в конкретном месте, владелец сможет уменьшить ущерб, причинённый мебели в будущем. Тем, кому позволяет пространство квартиры, следует задуматься над приобретением специального дерева, включающего и место для отдыха, и когтеточки, и даже некоторые варианты статичных игрушек – этакий гимнастический комплекс для кошки.
Игрушки
Выбор игрушек ограничивается только фантазией владельца и ассортиментом выбранного магазина. Единственное правило: игрушки должны быть специально предназначены для кошек (лучше покупать в зоомагазине) – это поможет предотвратить попадание в рот и проглатывание непригодных для этого токсичных предметов.
Беспроигрышный вариант – игрушка на «удочке» (на веревке с палочкой). Вариаций этих игрушек в магазине превеликое множество. Использование «удочки» не только обеспечит котенка необходимой активностью, но и будет способствовать сближению с ним членов семьи.
Средства гигиены
Посещая зоомагазин, также нужно купить предметы гигиены. Шампунь для мытья кошек должен быть в обязательном порядке. Не то чтобы кошек нужно часто мыть – они с успехом справляются с этим сами, но в случае загрязнения токсичными или сложно отмываемыми веществами, наличие в доме такого шампуня действительно может выручить.
Зубная щетка со специализированной зубной пастой – будет неплохо, если владелец попробует приучить котенка к чистке зубов с детства. Не секрет, что большая часть кошек не переносит эту процедуру на дух, но те немногие питомцы, с которыми все же удалось договориться их хозяевам, могут похвастаться здоровыми зубами в течение всей жизни.
Расческа, пуходерка, колтунорезка – выбор часто не очевиден. Многое здесь зависит от породы, типа кожи и шерсти, наличия подшерстка. Перед покупкой этих предметов ухода лучше посоветоваться с заводчиком, ну или дождаться полового созревания животного, чтобы стало очевидным, с каким типом шерсти придется иметь дело.
Что понадобится точно, так это когтерез. На рынке представлены два основных вида этого нехитрого изобретения: гильотина и ножницы. Оба инструмента делают свое дело отлично, весь вопрос в удобстве. Большинству людей, которые хоть раз в жизни держали в руках садовые ножницы, можно посоветовать второй вариант (ножницы).
Несмотря на простоту обрезания когтей у котят, рекомендуется провести первую процедуру под контролем специалиста (ветеринара, грумера).
Рекомендуемые продукты
PRO PLAN®
Veterinary Diets HA ST/OX Hypoallergenic
для взрослых кошек и котят
сухой корм
PRO PLAN®
Veterinary Diets CN Convalescence
для котят, взрослых и пожилых кошек
влажный корм
PRO PLAN®Veterinary Diets EN ST/OX Gastrointestinal
для взрослых кошек и котят
влажный корм
PRO PLAN®
Veterinary Diets EN ST/OX Gastrointestinal
для взрослых кошек и котят
влажный корм
PRO PLAN®
Veterinary Diets EN ST/OX Gastrointestinal
для взрослых кошек и котят
сухой корм
PRO PLAN®
Veterinary Diets EN ST/OX Gastrointestinal
для взрослых кошек и котят
влажный корм
Что следует сделать, чтобы дом стал удобным и безопасным для котенка
Итак, владелец обзавелся всем необходимым и с чувством исполненного долга добрался до дома с покупками. Теперь встает вопрос о том, как подготовить квартиру к появлению нового члена семьи?
Подготовить первую комнату
В первую очередь необходимо позаботиться о пребывании котенка в новом месте в его самые первые дни. Надо понимать, что незнакомая квартира может вызвать у питомца затруднения с ориентацией в пространстве и даже его напугать. Лучше всего ограничить его передвижения в пределах одной комнаты на 1-3 дня. Поставить в этой комнате миски с едой и водой, расположить лоток с наполнителем и дать возможность адаптироваться. Котенок не заставит себя долго ждать: очень скоро он обследует все уголки нового помещения, поймет, как выглядит новый лоток, и привыкнет есть из новых мисок. В конце концов маленький питомец сам будет просить выпустить его за пределы выделенной ему комнаты для обследования новых участков.
Позаботиться о безопасности
Первые передвижения по квартире должны осуществляться под контролем владельца: что может лучше указать на недостатки в обеспечении безопасности для животного, чем сам котенок? Если хозяин увидел, что животное лезет в унитаз, следует закрыть крышку и выкинуть чистящее средство, крепящееся на ободок.
Рекомендуется обратить внимание на окна и форточки: все они должны быть снабжены специальными защитными сетками, чтобы котенок не выпрыгнул в окно. Все свободно болтающиеся шнуры, подключенные к электросети, также следует спрятать или ликвидировать.
Обязательно перед появлением в доме котенка нужно позаботиться о том, чтобы на полу не валялись маленькие предметы, которые тот мог бы заглотить в процессе игры. Спрятать в надежно закрытое место всю бытовую химию.
Рекомендуется подготовить маленькому питомцу аптечку. Могут пригодиться:
- перевязочные материалы: стерильный бинт, вата, стерильные марлевые салфетки, пластырь (лучше в катушке), самофиксирующийся эластичный бинт;
- антисептические растворы для обработки ран, такие как хлоргексидина биглюконат 0,05%, перекись водорода 3%;
- энтеросорбенты, необходимые при отравлении или диарее: активированный уголь, Смектит;
- спрей с пантенолом – от ожогов;
- электронный термометр.
Завести шкафчик для обуви
Учитывая, что иммунитет котенка еще не так силен, рекомендуется взять за правило ограничивать контакт животного с обувью и прочими предметами, сильно загрязненными внешней средой. В связи с этим следует разместить дома шкафчик, в котором хранить обувь.
Продумать размещение лотка и мисок
По окончании знакомства с квартирой и после завершения подготовки помещений, следует постепенно переместить лоток и миски из первой комнаты на постоянные места. Например, расположить миски на кухне, а лоток – рядом с уборной.
Котята стремятся к развитию через познание большого нового для них мира: пробуют все на вкус, осваивают новые текстуры и запахи, стараются изведать новые территории, даже если это верхняя полка двухметрового шкафа, легко идут на контакт, много играют и крепко спят. Задача владельца – оградить их от потенциальных опасностей, обеспечить всем необходимым для роста и развития, окружить заботой.
Вам так же может быть интересно
Приобретение
Уход
Как перевозить котенка в самолете, поезде или другом виде транспорта?
Приобретение
Породы
Миф о «гипоаллергенных породах кошек»
Приобретение
Почему у людей проявляется чувствительность к разным типам аллергенов
Воспитание
Приобретение
Как правильно воспитывать котенка?
Приобретение
Домашняя кошка
Приобретение
Как познакомить котенка
Питание
Приобретение
Как выбрать корм для котенкаПриобретение
Что купить для котенка
Приобретение
Воспитание
Как приучить котенка к лотку
Приобретение
Воспитание
Отлучение котенка от матери
Kitten Stock-Fotos und Bilder — Getty Images
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 107.

6 советов, как фотографировать кошек на профессиональном уровне
Одна картинка стоит тысячи слов, но хорошая фотография кошки бесценна. Любой может сделать снимок кошки, но сильный фотограф сможет запечатлеть уникальный характер животного и установить прочную связь через глаз объектива. Даже если вы не профессионал с дорогой камерой, любой может научиться улучшать свои навыки фотографирования кошек с помощью правильных советов.
Независимо от того, фотографируете ли вы приемных котят для рекламы их усыновления или делаете несколько снимков своего домашнего питомца, вот 6 лучших советов, как профессионально фотографировать кошку.
Фото Ханны Шоу из Kitten Lady
Да будет свет
Если вы используете цифровую камеру или смартфон, выключите вспышку. Прямая вспышка приведет к резкому и непривлекательному снимку и может даже вызвать странный блеск в глазах кошки. Естественное освещение является важным ключом к тому, чтобы фотография кошки выглядела мягкой и лестной: вы сможете лучше запечатлеть истинные цветовые градиенты и текстуру животного, если просто будете работать с доступным светом.
Сосредоточьтесь на съемке в то время дня, когда в ваш дом попадает больше всего солнечного света. Хотя свет в вашем доме можно держать включенным, вы можете выключить любой особенно резкий верхний свет, чтобы избежать неприятных теней.
Увеличение доступного света помогает камере сфокусироваться, поэтому вы получите более четкий и детализированный снимок, если пустите немного света. Будьте осторожны, чтобы не налить слишком много света и не получить размытую фотографию — если это произойдет. , попробуйте снять объект при непрямом солнечном свете.
Совет профессионала : если вы снимаете на цифровую зеркальную камеру, внешняя вспышка, отраженная от стены или потолка, может привести к красиво освещенной фотографии в студийном стиле. Просто не направляйте вспышку прямо на объект.
Встать на их уровень
Расположите объектив на уровне глаз кошки, посадив ее на кошачье дерево или положив на пол рядом с ней. Встреча с котом лицом к лицу поможет вам запечатлеть его выражение и помочь зрителю почувствовать связь, глядя на фотографию. «Как люди, мы воспринимаем мир с высоты в несколько футов, но для того, чтобы действительно почувствовать связь с животным, важно сделать снимок с его точки зрения», — говорит профессиональный фотограф Эндрю Марттила. «Лежать на земле предлагает уникальную перспективу и открывает целый новый мир фотографических возможностей».
Изображение от Hannah Shaw из Kitten Lady
Сосредоточьтесь на кошке
Лучшие фотографии кошек — это те, на которых кошка находится в центре внимания, поэтому в идеале вы должны избегать беспорядка на заднем плане. Великолепное изображение кошки может быть испорчено кучей белья на заднем плане или грязным ковром, поэтому немного распрямитесь, прежде чем начать фотографировать. Такие предметы, как кошачья кровать или кошачья игрушка, могут стать отличным реквизитом для фото, но никто не хочет видеть за кошкой груду нежелательной почты. Разумно выбирайте размещение и кадрирование, помня о том, что чем меньше цветов и текстур вы видите на заднем плане, тем больше вы сможете сосредоточиться на деталях самого кота.
Чистый фон особенно важен, если вы фотографируете приемных животных, так как беспорядок может сильно раздражать потенциальных хозяев и мешать им представить, как кошка присоединится к их дому.
Профессиональный совет : если вы снимаете на цифровую зеркальную камеру, вы можете получить прекрасную глубину резкости, увеличив диафрагму. Это также поможет размыть часть фона и получить хороший четкий фокус на кошке.
Изображение Ханны Шоу из Kitten Lady
Keep it Crisp
Одна из распространенных проблем с любительской фотографией кошек заключается в том, что изображения часто размыты, что затрудняет различение мелких деталей мордочки кошки. Это наиболее характерно для фотографий котят или очень активных кошек, чьи занятые тела могут быть слишком быстрыми, чтобы их можно было запечатлеть с автоматическими настройками на телефоне или цифровой камере.
Если вы не снимаете с ручными настройками, вам нужно уменьшить количество движений, происходящих с вашим объектом (и с вами), чтобы вы могли сделать снимок в фокусе. Обязательно держите руку твердой или, если это сложно, поместите камеру на прочную поверхность, чтобы уменьшить движение. Чтобы ваш объект оставался четким, выбирайте моменты неподвижности, например, сразу после сна или в удобном сидячем положении. В противном случае вы можете помочь активной кошке сделать паузу для фотографии, следуя следующему совету, привлекающему внимание.
Профессиональный совет : ручные настройки обеспечивают большую гибкость, если вы хотите получить четкую фотографию кота в движении. Если вы используете цифровую зеркальную камеру: «увеличьте скорость затвора и старайтесь удерживать ее в режиме непрерывной фокусировки, так как каждый раз, когда вы делаете снимок, она будет автоматически фокусироваться», — говорит Марттила.
Изображение от Hannah Shaw из Kitten Lady
Используйте шум и игрушки
Посмотрим правде в глаза — кошки не всегда подчиняются нашим командам. Может показаться невозможным заставить кошку смотреть в камеру для фото, но это не должно быть проблемой.
Если вы издаете звук, чтобы привлечь внимание кошки, чем незнакомее и незнакомее, тем лучше — кошкам быстро надоедают папарацци, и они часто перестают искать, как только узнают источник. По этой причине может быть полезно попробовать разные вещи: звук шуршащей бумаги в вашей руке, звук трясущегося пакета с кошачьим лакомством или широкий спектр вокализаций. Издайте действительно новый звук, и вы даже можете запечатлеть милое выражение замешательства или недоумения. Просто не забудьте сделать снимок быстро, прежде чем момент прошел.
Но со всем этим волнением будьте осторожны, чтобы не спугнуть кошку. «Мои любимые фотографии — те, которые сделаны, когда кошка наиболее расслаблена», — говорит Марттила.
Изображение от Hannah Shaw из Kitten Lady
Социальные сети могут соблазнить вас использовать фильтры для редактирования фотографий, но старайтесь не переусердствовать. Ваш готовый продукт будет выглядеть лучше всего, если он будет минимально отредактирован, чтобы улучшить естественные качества фотографии. Программное обеспечение для редактирования отлично подходит для увеличения экспозиции слишком тусклой фотографии или добавления более холодных тонов к теплому изображению, но вы не хотите слишком сильно полагаться на эффекты, чтобы сделать ваше изображение уникальным. Чрезмерное редактирование может сделать фотографию дрянной или странной и заставить зрителя чувствовать себя менее связанным с объектом. Вместо этого позвольте естественной красоте кошки проявиться, и у вас будет фотография, которая заставит вас захотеть протянуть руку прямо через экран и подарить кошке домашнее животное.