ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ: по материалам коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
В коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования хранятся детские рисунки разных лет ХХ-ХХI вв., отражающие содержание работы в области декоративного рисования в системе общего и дополнительного образования России.
Сравнительный анализ декоративных рисунков разных лет позволяет выявить традиционные подходы к проблеме приобщения детей к народной культуре в образовательных учреждениях страны, определить особенности содержания художественного образования, выявить место и роль декоративного рисования в художественно-творческом развитии детей и подростков.
Исследователь детского изобразительного творчества А.В. Бакушинский в 1920-е годы отмечал, что раннему периоду детского изобразительного творчества свойственна красочность и декоративность. Некоторые рисунки раннего и подросткового периода развития детей, поступающие на современные конкурсы детского рисунка, характеризуются особой ритмической организацией изобразительной поверхности и декоративностью. Эту особенность важно использовать при организации художественно-творческой деятельности детей в процессе декоративного рисовании.
В 1920-е годы складывается система художественного образования учащихся общеобразовательной школы, важной составляющей которой является раздел «декоративно-производственная работа». А.В. Бакушинский, который принял самое активное участие в разработке программы Единой трудовой школы, вычленяет основные виды творческой деятельности школьников: 1) свободная работа, 2) работа на темы, 3) чертежно-плакатная работа; 4) декоративно-производственная работа [4].
Выделяя художественно-производственные навыки учеников, среди прочих он отмечает «умение детей построить несложный костюм (рубашку, простое платье)… В лепке-скульптуре: умение обращаться с глиной (вплоть до обжига), с деревом, тканями, главным образом в процессе изготовления игрушек, сценической бутафории, значков, декоративных вещей в кругу школьных и домашних потребностей» [5]. Производственно-декоративная работа связывалась с созданием макетов книг. Оформлению обложки книги уделялось особое внимание.
Основной принцип художественного воспитания, провозглашенный в программе Единой трудовой школы, – связь с жизнью, с производительным и художественным трудом реализовывался в двух главных направлениях работы: изобразительно-иллюстративном и декоративно-производственном [1] с целью формирования и развития навыков художественной деятельности школьников.
О том, как педагоги изобразительного искусства на практике реализовали положения программы Единой трудовой школы в 1920-30-е гг., и то, как основные принципы программы нашли воплощение в 1940-60 гг. свидетельствуют, в частности, собрания детских рисунков, хранящихся в папках № 113 и 123 коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО».
В 1930-90-е гг. традиционной формой декоративной работы на занятиях изобразительным искусством являлся орнамент. Изучение национального орнамента осуществлось в связи с выполнением эскизов народных костюмов нашей многонациональной страны, украшением предметов народного быта, а также в связи с выполнением эскизов театральных костюмов, иллюстраций к сказкам народов мира и выполнению композиций на исторические темы.
К производственному направлению относились декоративно-орнаментальные и оформительские работы. Как отмечает А.В. Бакушинский, «они находились в непосредственной связи с задачами целевыми, выдвигаемыми запросами школьной и внешкольной жизни, в связи с организацией среды» [5, 80]. Выполнение декоративных композиций было нацелено на украшение предметов бытового назначения (альбомов, рамок для фото, закладок для книг, чашек и чайников, одежды, обуви и др.).
Как свидетельствует содержание детских рисунков 1920-60-х годов, ученики знакомились с разными типами орнаментальных композиций: ленточный (бордюр, кайма), центрический или розетка (в круге), замкнутый (в квадрате, прямоугольнике, треугольнике), сетчатый, комбинированный (соединение разных типов орнамента в одном). Перед выполнением декоративной композиции они вели поиск оптимальной композиции, выполняя несколько её вариантов. Школьников знакомили с основами цветоведения, один и тот орнамент создавался в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Наряду с хроматическими декоративными композициями, выполнялись ахроматические, с использованием белого, серого и черного цветов.
Начиная с 1920-х гг., и ныне, в школьных программах уделяется особое внимание украшению посуды, тарелок, подносов, ложек, бокалов и др., созданию эскизов росписей чайных, кофейных сервизов, а также украшению гуашью готовых форм (юбка, блузка, пояс, платье, рубаха и др.) и использованию трафаретов при изготовлении эскизов тканей, ковров, платков, косынок, обоев и др. [1]. Некоторые эскизы платьев и воротничков и др. дети выполняют в натуральную величину. Эскизы предметов декоративно-прикладного значения создаются в технике аппликации и с использованием готовых или созданных детьми печатных штампов.
Рисование с натуры – это традиционно важный раздел образовательной программы по изобразительному искусству. В 1920-30 гг. в школах страны доминировал метод проектов и комплексный метод преподавания. Ученики, знакомясь, например, с деревянным зодчеством, посещали краеведческий музей, совершали экскурсии по родному селению, делая необходимые наблюдения и зарисовки с натуры оконных наличников, архитектурных бордюров, лобных досок и др. С цель сохранения традиционных народных изобразительных мотивов и сюжетов в школах практиковалось копирование народных вышивок, декоративных росписей, выполнялись зарисовки с натуры деревянной мебели, посуды, прялок и др. Приветствовались также зарисовки из книг и художественных альбомов. Сейчас такая работа ведется с привлечением средств информационно-компьютерных технологий.
Прежде чем создавать декоративный образ природного объекта, юные художники выполняли рисунок с натуры того растения, который будет стилизован в декоративной композиции или в орнаменте.
Преемственность содержания образования в области декоративного рисования наблюдается в 1940-60-е годы в деятельности многих учителей изобразительного искусства на уроках и в кружках. Г.В. Лабунская, изучая проблему преподавания декоративного рисования школьникам, в процессе проведения экспериментальной работы, отмечала, что создание декоративных образов по теме «Растительный и геометрический орнамент» более всего привлекает девочек (Россия, Украина, Белоруссия и др. ).
Однако при освоении промыслов некоторых регионов России, например, орнаментальных композиций в селе Кубачи или резьбе по кости в Якутии, мальчики проявляли больший интерес к созданию сложных орнаментальных образов, поскольку рассматривали работу над декоративной композицией важной частью своей предпрофессиональной подготовки. Кубачинские юные художники создавали произведения удивительного мастерства.
В процессе реализации экспериментальной образовательной программы «Декоративное рисование» в 1930-1950-е гг. Г.В. Лабунская использовала готовые бумажные шаблоны в форме русских кокошников, рубах, рушников, а также в форме различной посуды: чайник, чашка, блюдце и т.п., технику папье-маше и работу с глиной, чтобы максимально приблизить технологический процесс к производственной практике.
В коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранятся выразительные детские рисунки, отражающие содержание исследовательской деятельности Центрального дома художественного воспитания детей в 1930-1960 годы по теме «Театральный костюм», которые свидетельствуют о глубокой систематической работе по приобщению детей не только к культурным традициям своего народа, но и других стран мира, и в связи с изучением исторического костюма.
Продолжая традиции отечественной школы по художественно-производственному направлению, юные художники в 1940-60-е гг. выполняли задания, как бы сейчас сказали, дизайнерского плана. Они создавали эскизы афиш, обложек книг, пригласительных билетов и др., получая изображение методом печати штампами и трафаретами. Педагоги стимулировали оригинальность творческих замыслов, что свидетельствует об индивидуальном подходе к системе обучения, и о поддержке со стороны наставников творческой инициативы детей в выборе сюжета и техники исполнения.
Еще в 1920-50-е годы для декорирования поверхности широкое применение получили такие техники как монотипия маслом на воде и монотипия на стекле, которые ныне выдаются за нетрадиционные, неожиданные, новые техники. Хотя правильнее говорить о них, как о традиционных для отечественной системы образования.
При выполнении декоративно-оформительских работ в практике школ с 1920-х годов использовалась также техники набрызга и трафарет, которые и ныне также популярны. С 1960-е годы в детских композициях одними из самых распространенных тем стали «Освоение космоса» и «Мир во всем мире», поскольку наша страна в те годы ставила рекорды в области освоения космоса. Широкое распространение в художественном образовании получили также техники витраж и мозаика.
Отличительной особенностью содержания детских декоративных композиций 1920-1980-х гг. от современных является использование государственной символики социалистического государства: серп и молот, красная пятиконечная звезда, красный флаг, герб СССР и др. Важные политические события страны, празднование годовщины Октябрьской социалистической революции 1917 г. откладывали отпечаток на содержание детского изобразительного творчества 1920-30-е гг. Эскизы росписей посуды в 1920-30-х гг., создавались детьми под впечатлением и по мотивам произведений агитационного фарфора.
В декоративно-оформительских композициях, коллажах и плакатах 1920-40-х гг. юные художники изображают вождей: Ленина и Сталина. В современных декоративных рисунках образы руководителей государства практически отсутствуют, а изображение с государственной символикой встречается очень редко.
Рисунки, поступившие на международный конкурс ХХV передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир» 2015-16 гг., которая была посвящена 80-летию Первого Всероссийского конкурса детского рисунка 1935 года, организованного ЦДХВД, и 20-летию первой передвижной выставки 1995 г., организованной ФГБНУ «ИХОиК РАО» [3], наглядно свидетельствуют о том, что при создании шрифтовых и декоративных рисунков дети учитывают особенности разных художественных стилей и направлений (древнегреческий, модерн, кубизм, конструктивизм и др.).
В отличие от ретро-рисунков 1920-1960-х гг. дети 2000-х гг., выполняя орнаменты в круге, полосе, квадрате, треугольнике и т.п., используют помимо традиционных: акварели и гуаши, такие новые художественные материалы как фломастеры, маркеры, масляную пастель, техники граттаж и батик, аппликацию и печать штампами, монотипию (эбру) и гравюру наклейками и др. Выразительные декоративные рисунки 2015 г. «Эскизы тканей» создаются юными художниками 4-18 лет гелевыми ручками с черными, белыми, серебряными и золотыми стержнями, с применением смешанных техник: восковая пастель + акварель, шариковая ручка + гуашь и др. В отличие от 1920-60 гг., сегодня снизился возраст участников конкурса: в современных подборках детских рисунков, чаще встречаются рисунки дошкольников 3-7 лет.
Современные события откладывают отпечаток на детское изобразительное творчество. Например, композиция Рабунец Марии (13 лет) «Лента памяти о Великой Отечественной войне» 2015 г. создана после участия в шествии «Бессмертный полк» 9 мая. Характерным явлением современности является компьютерный рисунок. Этнические мотивы, «национальные образы мира» (Г.Гачев), солярные символы находят отражение в детских компьютерных орнаментальных композициях.
Декоративные рисование – традиционная форма художественного образования подрастающего поколения, вид деятельности, зафиксированный в единой образовательной программе по изобразительному искусству ФГОС РФ. В детском рисунке, как в «феномене культуры» [6], находит отражение связь разных поколений. По анализу детского рисунка можно судить о тех технологиях, которые педагог использовал в своей образовательной практике [2, 3]. Изучение материалов коллекции детских рисунков ФГБНУ «ИХОиК РАО» позволило реставрировать образовательную систему приобщения детей к декоративно-оформительскому искусству и вычленить традиционные методы обучения орнаменту, не потерявшие ныне своей актуальности.
Изучение особенностей декоративных орнаментальных композиций народных промыслов играет сегодня большую роль в образовательном процессе в связи с изучением традиционной национальной культуры и рассматривается современными педагогами изобразительного искусства как важный содержательный аспект поликультурного образования детей и молодежи в деле изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России и приобщения их к художественной культуре своего народа.
ЛИТЕРАТУРА
Копцева Т. А. Система художественного воспитания А.В. Бакушинского в общеобразовательной школе // Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – С. 180-196.
Копцева Т. А. Передвижные выставки детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект. – М.: Альтекс, 2013. – 300 с.: ил.
Передвижники: дети и педагоги: Сб. статей / Сост. и авт. вступ. ст. Т.А. Копцева. – М., 2016. – 370 с.: ил.
Программы и методические записки Единой трудовой школы. Выпуск 1. Городские и сельские школы. – Л.-М., 1927.
Революция-искусство-дети: Материалы и документы: В 2-х ч. / Сост. Н.П. Старосельцева. – М., 1988. Ч.2. 1924-1929. – С.89-90.
Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. – Ижевск: ЕRGO, 2007. – 164 с.: ил.
МБДОУ Детский сад №15 г. Мурманска. Старший возраст (5-6 лет)
Слова-предметы:
Чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, стакан, кастрюля, сковорода, половник, кофейник, конфетница, салатница, сахарница, солонка, крышка, дно, стенка дуршлаг, носик, ручка.
Слова-описания:
Фарфоровая, глиняная, деревянная, стеклянная, оловянная, железная, керамическая, кухонная, чайная, столовая, новая, удобная, глубокая, мелкая, чистая, высокая, низкая, острый.
Слова-действия:
Жарить, варить, готовить, чистить, накрывать (на стол), переливать, разливать, резать, разбивать, мыть, споласкивать, вытирать.
тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник — половники и т.д.
сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.
Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.
Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.
Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т. д.
Посуда для сахара – сахарница, для соли — солонка, хлеба — хлебница, супа- супница, молока -молочник, масла — масленка, конфет — конфетница и т.д.
Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета, из них можно пить, у них есть ручка.
Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.
Подбери признаки (не менее трех признаков):
Чашка (какая?) – … чайник (какой?) — …
Образуй признаки (от предмета): посуда из пластмассы — пластмассовая, из стекла —….
из глины — …, из дерева — …, для праздника — …., для кофе — …., для кухни- ….
Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …
Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка — кофейный
Чай — . ..(чайник — чайный )
Суп — … (супчик – супница — суповой )
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)
Сама не ем, а людей кормлю. — (Ложка.)
Из горячего колодца через нос водица льется. — (Чайник.)
Рыба в море, а хвост на заборе. — (Ковш.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
Среди ложек я полковник
И зовут меня … (половник)
1.Посуда бьётся — к счастью.
2.Без труда не отмоешь добела.
3. Не пытайся налить с верхом.
(Сахар живет в сахарнице. …соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты,фрукты, салат)
С чем ведро, если в нем … (вода, молоко, морковь, картошка…)?
С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка…)?
С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко…)?
С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мед, мука…)?
[ч] – чайник, … [б] — … [н] — … [вь] — … [л] — … [к[с] — … [т] — … [мь] –
Носик есть у …, дырочки есть у …., крышка есть у…., одна ручка есть у …. ., лезвие есть у …
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, название посуды.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об
кулачок и хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Помощник»
Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)
Скороговорки способствуют развитию общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.
Выпил Яшка чаю чашку, мало чашки чая Яшке.
Старик Скороговоров, купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку.
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)
Он посуду нам принес
К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;
Бр. Гримм «Горшок каши»;
Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
Русская народная сказка «Три медведя»;
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;
Анна Шорох «Сказка про чашку»;
«Как посуда чуть не перессорилась»;
«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»;
Л. Никитинская «Сказка о Кастрюле»;
Эно Рауд «Кастрюля ежа»;
«Сказка о чайнике, кастрюле и сковродке»;
«Сказка о двух кастрюльках»;
«Для чего нужна посуда?»;
Е. Николаева «Я сейчас готовить буду»;
С. Буслова «Я с посудой осторожна»;
Б. Коренфельд «В магазин приходим с внучкой»;
Н. Нищева «Вот большой стеклянный чайник»;
Г. Шагалиева «На кухне раскричались ложки»;
И. Бель «Вилка с ложкой поругались»;
З. Александрова «Большая ложка».
Детский чайник — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Kinder Zeichnung Grünen Hintergrund Mit Thema Teekanne Stock Video und mehr Clips von 4K-Auflösung
Videos
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Beschreibung
Kinder Zeichnung grünen Hintergrund mit Thema Teekanne
Essentials Kollektion
HD Web
HD
4K
45,00 € für diesen Videoclip
NEUER KUNDENPREIS
12,80 € mit einem einmonatigen Premium + Video Abonnement
(10 лучших изображений, видео или музыкальное сопровождение за 128,00 €)
Optionen und Preise ansehen
Umfasst unsere Standardlizenz.
Erweiterte Lizenz hinzufügen.
Изображение:abu hasan ahmad
Stock-Video-ID:1095200668
Добавлено:
Категория:Видео | 4K-Auflösung
Suchbegriffe
- 4K-Auflösung Videos,
- Bleistift Videos,
- Bleistiftzeichnung Videos,
- Comic — Kunstwerk Videos,
- Design Videos,
- Drehort außerhalb der USA Videos,
- Einzelner Gegenstand Videos,
- Эссгеширр Видео,
- Film — Filmtechnik Videos,
- Freisteller – Neutraler Hintergrund Videos,
- Gekritzel — Zeichnung Videos,
- Getränk Videos,
- Glücklichsein Videos,
- Horizontal Videos,
- Illustration Videos,
- Indonesien Videos,
- Keramik Videos,
- Kind Videos,
Alle anzeigen
Kategorien
- Animation und animierte Grafiken
- Ferien und Feiertage
- Besondere Anlässe
- Weihnachten
- Essen und Trinken
Häufig gestellte Fragen
- Was ist eine lizenzfreie Lizenz?
- Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen.