Техника живописи читать онлайн, Д. И. Киплик
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
1
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
МОСКВА
«СВАРОГ и К»
2002
2
Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-
промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф.
В. И. . Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А
Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в
Санкт-Петербурге Д. И. Киплика — «Техника живописи» впервые был издан более полувека
тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время
является библиографической редкостью.
Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи,
монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов
и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга чи-
тателей, интересующихся изобразительным искусством.
На обложке:
К. Малевич. Супрематизм. 1915 — 1916
Холст, масло.
(фрагмент)
ISBN 5-93070-014-1
© ЗАО «Сварог и К», 2002
3
К Р А С О Ч Н Ы Е МА Т Е Р И А Л Ы
Ж И В О П И С И
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового
положения на страницах.
Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти иско-
мую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).
Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.
При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же зани-
мался при его редактировании.
Апрель – июнь 2009 года.
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А ……… …
Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи читать онлайн
Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи читать онлайн | Электронная библиотека e-libra.meНазвание книги в оригинале: Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи
На главную » Киплик Дмитрий Иосифович » Техника живописи.
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
1
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
МОСКВА
«СВАРОГ и К»
2002
2
Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-
промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф.
В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А
Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в
Санкт-Петербурге Д. И. Киплика — «Техника живописи» впервые был издан более полувека
тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время
является библиографической редкостью.
Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи,
монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов
и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга чи-
тателей, интересующихся изобразительным искусством.
На обложке:
К. Малевич. Супрематизм. 1915 — 1916
Холст, масло.
(фрагмент)
ISBN 5-93070-014-1
© ЗАО «Сварог и К», 2002
3
К Р А С О Ч Н Ы Е МА Т Е Р И А Л Ы
Ж И В О П И С И
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового
положения на страницах.
Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти иско-
мую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).
Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.
При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку т
Читать онлайн «Техника живописи» автора Киплик Дмитрий Иосифович — RuLit
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
1
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
МОСКВА
«СВАРОГ и К»
2002
2
Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-
промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф.
В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А
Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в
Санкт-Петербурге Д. И. Киплика — «Техника живописи» впервые был издан более полувека
тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время
является библиографической редкостью.
Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи,
монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов
и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга чи-
тателей, интересующихся изобразительным искусством.
На обложке:
К. Малевич. Супрематизм. 1915 — 1916
Холст, масло.
(фрагмент)
ISBN 5-93070-014-1
© ЗАО «Сварог и К», 2002
3
К Р А С О Ч Н Ы Е МА Т Е Р И А Л Ы
Ж И В О П И С И
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового
положения на страницах.
Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти иско-
мую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).
Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.
При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же зани-
мался при его редактировании.
Апрель – июнь 2009 года.
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А …………………………………………………………………………………………………………………..3
К Р А С О Ч Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы Ж И В О П И С И ……………………………………………………………………….4
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………5
В В Е Д Е Н И Е ……………………………………………………………………………………………………………………………………….11
О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я О К Р А С К А Х ……………………………………………………………………………………15
М И Н Е Р А Л Ь Н Ы Е К Р А С К И ………………………………………………………………………………………………………..20
I Г Р У П П А
И З В Е С Т К О В Ы Е К Р А С К И ………………………………………………………………………………………………………21
Известь ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..21
Мел ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………21
Гипс …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..22
I I Г Р У П П А
Ж Е Л Е З Н Ы Е К Р А С К И …………………………………………………………………………………………………………………….23
КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ …………………………………………………………………………………..25
Желтые охры ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..25
Тердесиенна………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..26
Красные охры……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..26
Зеленая земля………………………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи читать онлайн
Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи читать онлайн | Электронная библиотека e-libra.infoНазвание книги в оригинале: Киплик Дмитрий Иосифович. Техника живописи
На главную » Киплик Дмитрий Иосифович » Техника живописи.
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
1
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА
ЖИВОПИСИ
МОСКВА
«СВАРОГ и К»
2002
2
Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-
промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф.
В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А
Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в
Санкт-Петербурге Д. И. Киплика — «Техника живописи» впервые был издан более полувека
тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время
является библиографической редкостью.
Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи,
монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов
и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга чи-
тателей, интересующихся изобразительным искусством.
На обложке:
К. Малевич. Супрематизм. 1915 — 1916
Холст, масло.
(фрагмент)
ISBN 5-93070-014-1
© ЗАО «Сварог и К», 2002
3
К Р А С О Ч Н Ы Е МА Т Е Р И А Л Ы
Ж И В О П И С И
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового
положения на страницах.
Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти иско-
мую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).
Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.
При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же зани-
мался при его редактировании.
Апрель – июнь 2009 года.
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
О Т И З Д А Т Е Л Ь С Т В А …………………………………………………………………………………………………………………..3
К Р А С О Ч Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы Ж И В О П И С И ……………………………………………………………………….4
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………5
В В Е Д Е Н И Е ……………………………………………………………………………………………………………………………………….11
О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я О К Р А С К А Х ……………………………………………………………………………………15
М И Н Е Р А Л Ь Н Ы Е К Р А С К И ………………………………………………………………………………………………………..20
I Г Р У П П А
И З В Е С Т К О В Ы Е К Р А С К И ………………………………………………………………………………………………………21
Известь ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..21
Мел ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………21
Гипс …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..22
I I Г Р У П П А
Ж Е Л Е З Н Ы Е К Р А С К И …………………………………………………………………………………………………………………….23
КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ …………………………………………………………………………………..25
Желтые охры ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..25
Тердесиенна ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..26
Красные охры ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..26
Зеленая земля ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Умбра ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..28
К Р А С К И И С К У С С Т В Е Н Н О Г О П Р О И С Х О Ж Д Е Н И Я …………………………………………..28
Марсы ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..28
Английская красная, капут — мортуум, красный ван — дик, помпейская и др. ……………………………………………………………….29
Синие железные краски ……………………………………………………………………………………………………………………………………….29
I I I Г Р У П П А
С В И Н Ц О В Ы Е К Р А С К И ……………………………………………………………………………………………………………31
Свинцовые белила ………………………………………………………………………………………………………………………………………………..31
Массикот …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..34
Сурик …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………34
Х Р О М О В О С В И Н Ц О В Ы Е С О Е Д И Н Е Н И Я ………………………………………………………………….34
Хромы желтые, оранжевые и красные ……………………………………………………………………………………………..
В В Е Д Е Н И Е ………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 82 |
С О С Т А В А К В А Р Е Л И ………………………………………………………………………………………………………………… | 83 |
Твердые плиточные краски………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 84 |
Китайская тушь ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 84 |
Мягкие краски ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 85 |
Медовые краски………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 86 |
Гуашь………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 86 |
К Р А С О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л А К В А Р Е Л И ………………………………………………………………………. | 87 |
Б У М А Г А Д Л Я А К В А Р Е Л И ……………………………………………………………………………………………………. | 91 |
Ж И В О П И С Ь А К В А Р Е Л Ь Ю …………………………………………………………………………………………………… | 92 |
Живопись чистой акварелью………………………………………………………………………………………………………………………………… | 93 |
Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. |
|
Живопись ведется чистой акварелью, акварелью по методу гуаши и, наконец, гуашью………………………………………………. | 93 |
Живопись гуашью……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 94 |
М А Т Е Р И А Л Ы А К В А Р Е Л Ь Н О Й Ж И В О П И С И …………………………………………………………… | 94 |
Палитры и кисти ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 94 |
Доски и стираторы…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 94 |
С О Х Р А Н Е Н И Е П Р О И З В Е Д Е Н И Й А К В А Р Е Л И ……………………………………………………….. | 95 |
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА………………………………………………………………………………………………………….. | 97 |
К Л Е Е В А Я Ж И В О П И С Ь …………………………………………………………………………………………………………. | 97 |
Г Р У Н Т Ы ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 99 |
Клеевой грунт…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 99 |
Казеиновый грунт ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 99 |
ТЕМПЕРА………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 99 |
СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА …………………………………………………………………………………………………………………….. | 100 |
Состав темперы………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 101 |
Грунт………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 104 |
Живопись старинной темперой………………………………………………………………………………………………………………………….. | 105 |
Покрывание темперы лаком………………………………………………………………………………………………………………………………. | 108 |
СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА ……………………………………………………………………………………………………………….. | 109 |
СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ………………………………………………………………………………………………… | 112 |
Яичная темпера ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 112 |
Темпера П. Кеммерера ………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 112 |
Темпера М. Дёрнера ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 113 |
Яичная темпера менее жирная ………………………………………………………………………………………………………………………….. | 113 |
Темпера Иенике………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 114 |
Казеиновая темпера………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 114 |
Темпера М. Дёрнера ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 114 |
Гумми-арабиковая темпера……………………………………………………………………………………………………………………………….. | 115 |
Темпера А. Бёклина …………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 115 |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК………………………………………………………………………………………………………………. | 116 |
ГРУНТ………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 118 |
ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ ………………………………………………………………………………………. | 119 |
Живопись чистой темперой ………………………………………………………………………………………………………………………………. | 119 |
Смешанный способ живописи…………………………………………………………………………………………………………………………….. | 120 |
Покрывание темперы лаком………………………………………………………………………………………………………………………………. | 121 |
Палитры и кисти ……………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 121 |
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 121 |
К Л Е Й И Д Р У Г И Е М А Т Е Р И А Л Ы А К В А Р Е Л И И Т Е М П Е Р Ы ………………………… | 122 |
Консервирующие вещества………………………………………………………………………………………………………………………………… | 126 |
РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ …………………………………………………………………………………………………………………………….. | 127 |
Р И С У Н О К ……………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 127 |
МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА ……………………………………………………………………………………………………………………. | 127 |
Уголь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 127 |
Графит……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 128 |
Сангин …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 128 |
Французский карандаш ……………………………………………………………………………………………………………………………………… | 128 |
Соус ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 129 |
Мел …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. | 129 |
Бумага …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 130 |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ………………………………………………………………………………………………………………. | 130 |
Водные фиксативы …………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 131 |
Спиртовые и прочие фиксативы ………………………………………………………………………………………………………………………… | 132 |
П А С Т Е Л Ь ……………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 132 |
СОСТАВ ПАСТЕЛИ…………………………………………………………………………………………………………………………….. | 133 |
| 7 |
Техника живописи прежних мастеров. Д.И.Киплик.
Искусство, культура, живопись
Д.И.Киплик.
Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.
Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.
Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.
Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе Представление по образцам’, находящимся в галлереях Европы.
Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнинл в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске; «если ты будешь тереть се целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок он указывает на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.
Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой.
Достойно внимания также, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной.
Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям с их уставами и пр., короче—возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.
Начало этой важной для живописи работы положено было ужe в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми красочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заняты и художники. Таким образом, создалась обширная литература по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.
Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени;. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой ьысоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных, Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при её. сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной техники живописи и т. п.
Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для нашего времени является казеиново-известковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.
За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные открытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; никто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.
Указав на положительные стороны достижений нашего времени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.
Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принимает участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной мере тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.
Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.
Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а так-же разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила превалирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что безусловно ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX столетня в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным последствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских художников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.
Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения.
Д.И. КИПЛИК ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ Д.И. КИПЛИК
«СВАРОГ и К» 2002 Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф. В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи, монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством. На обложке: К. Малевич. Супрематизм. 1915 — 1916 Холст, масло. (фрагмент)
Оглавление’>КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ OCR – Кедь Юрий. Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти искомую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть). Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги. При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же занимался при его редактировании. ОГЛАВЛЕНИЕ Хромы желтые, оранжевые и красные 30 Баритовая желтая 37 Желтая цинковая 50 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ 279 ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ 304 КРАСКИ 317 ВВЕДЕНИЕ Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения. Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное. Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы. Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски. Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой. Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной. Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни. Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми красочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заняты и художники. Таким образом, создалась обширная литература по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи. Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной техники живописи и т. п. Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для нашего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи. За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные открытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; никто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой. Указав на положительные стороны достижений нашего времени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах. Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принимает участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной мере тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними. Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным. Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а также разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила превалирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX столетия в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным последствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских художников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются. Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, например, цинковые белила — химическое соединение цинка и кислорода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соединений, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски. Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, имеют ту определенность в своем составе, какая присуща химическим соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, баритовые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным составом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от способов последней и даже от малейших деталей производства. Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чистым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрикации, или других посторонних веществ, которые в таком количестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых красках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их. Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрамарин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало. К этому же виду красок относятся почти все краски земляного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхождения, носящих в этом случае специальное название лаков2. Таковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигменты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцветные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неизбежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации. Наконец, существует еще один вид красок — составных, состоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др. Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и маслах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их должна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным. Цвет красок обуславливается их химическим составом и физическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Так, киноварь, изменяя свое кристаллическое строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и щелочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от действия на них дневного света и воздуха. Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они совместно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под действием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обесцвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от действия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения — чернят (например, киноварь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси между собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи. Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные вещества известно с давних пор, и потому естественно, что изучение свойств красок началось именно в этом направлении. Составлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдерживающих света3. Было установлено время, необходимое для испытания красок прямым солнечным светом. Выяснилось, что непосредственное действие солнечных лучей на краски в продолжение 1 года и 9 мес. равняется действию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет. Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, сероводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под действием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях. Свет и кислород воздуха действуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почерневшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид. Связующие вещества красок не всегда относятся к ним нейтрально. Так, масло действует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и изменяя, таким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед ускоряют изменение цвета красок под влиянием света. Известь — связующее вещество фресковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору красок. Так же действует на краски связующее вещество силикатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свойствами. Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Таковыми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содержащие известь и цемент и некоторые соли, могут изменить краски; бумага, содержащая квасцы, также изменяет некоторые краски. Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, называются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тонким слоем краски, зависит от многих условий. Этой способностью обладают те из красок, частицы которых сильно отражают свет и потому не позволяют ему проникать в глубину вещества краски и достигать основания, на котором она лежит. Все такие краски в большинстве случаев имеют большой удельный вес, примером чего могут служить хорошо кроющие свинцовые краски. Краски с малым удельным весом, к которым относятся все органические краски и некоторые минеральные, не имеют кроющих способностей. Степень размельчения, а, следовательно, величина зерен их также играет здесь большую роль. Наиболее отвечающей в этом случае величиной зерна является величина в 1/1000 миллиметра. Краска в таком виде проявляет наибольшую кроющую способность. Кроме того, имеет значение строение краски. Свинцовые белила, состоящие из углекислого свинца и водной окиси его, кроют прекрасно, между тем как белила, состоящие из одного углекислого свинца, кроют слабо, хотя удельный вес их и показатель преломления велики. Это различие в кроющих способностях двух названных красок объясняется тем, что углекислый свинец и водная окись его различны в оптическом отношении, а внутренняя оптическая неодинаковость является весьма благоприятным условием для увеличения кроющей силы краски. Так, цинковые белила, содержащие в себе некоторую примесь мела, который отличен в оптическом отношении от цинковых белил, кроют на масле не хуже чистых белил, тогда как мел с маслом совершенно лишен кроющих способностей. Пример этот является лучшим подтверждением сказанного. Лессировочные краски не обладают кроющей способностью. При нанесении толстым слоем они выглядят темными. Теплые краски остаются более прозрачными и в толстых слоях; холодные же в этом случае кажутся черными. Полулессировочные краски занимают среднее место между лессировочными и корпусными. Степень измельчения красок различно отражается на их цвете. Одни из красок выигрывают в цвете при тонком измельчении, таковы черные краски, окислы железа и марганца (охры и умбры), лазури, отчасти киноварь и ультрамарин; другие же при этом теряют в цвете; примером последнему может служить яркая швейнфуртская зелень, теряющая в цвете при сильном измельчении. Выигрывают в цвете лишь те краски, которые обладают большой цветовой силой. Эта последняя измеряется количеством белил, которое поглощает краска, не теряя своей цветности. Чем больше краска поглощает белил, не теряя своего цвета, тем большей силой обладает она. Краски одного и того же химического состава могут быть более или менее яркими, что всегда зависит от строения зерен их: различная величина зерен краски уменьшает ее яркость, одинаковость же зерен увеличивает ее. Многие из красок ядовиты. На первом месте в этом отношении стоят мышьяковые и свинцовые краски, почему и необходима осторожность при обращении с порошками названных красок: следует избегать вдыхания их мелкой пыли, а также привычки брать кисти в рот при работе акварелью. Мышьяковые краски представляют опасность и при внутренних окрасках здания, если они производятся на клею. Краски группируются (классифицируются) по различным своим признакам: признакам состава, цвета, происхождения, производства и т. д. По своему составу краски могут быть разделены на два больших отдела: 1. Краски минеральные (неорганические). 2. Краски органические. Сюда относятся: натуральный ультрамарин, горная киноварь, охры, болюсы, умбры, сиенны и другие природные продукты. II. Искусственные минеральные краски. К этой группе красок относятся краски искусственного происхождения, представляющие окиси тяжелых металлов, соли различного происхождения и др. Они получаются прокаливанием различных веществ, т. е. сухим способом, и осаждением различных растворов, т. е. мокрым способом. Некоторые из красок получаются и тем и другим способами (такова, например, киноварь), другие лишь одним из названных способов. Замечено, что краски, получающиеся сухим способом, представляют большую прочность, нежели краски, получаемые мокрым способом. Органические краски подразделяются на: III. Натуральные органические краски. Сюда относятся: экстракты растительных и животных красильных начал, «краски-лаки», содержащие органическое красильное начало, закрепленное на минеральном или ином основании. IV. Искусственные органические краски. Исходным началом этих красок является каменноугольный деготь. Очень немногие из них имеют применение в живописи. При описании и изложении свойств отдельных красок в сочинениях о красках, особенно предназначаемых для живописцев, рассматривающих красочный материал с точки зрения своей специальности, принято группировать их по признакам цвета. Такое подразделение красок имеет, однако, свою неблагоприятную сторону, так как в этом случае в одну группу соединяются часто краски, ничего между собой общего, кроме цвета, не имеющие, почему картина описания происхождения красок и их свойств не получает надлежащей яркости, чем затрудняется и усвоение предмета. Между тем знание свойств красок имеет для живописцев первостепенное значение. Вот почему автор настоящего труда предпочел при распределении красок по группам придерживаться других их признаков. Имея постоянную практику с красками, нельзя не заметить, что многие их характерные свойства зависят всецело от того, из какого материала они добыты. Так, краски минерального происхождения по многим своим свойствам (устойчивостью к свету, способностью крыть, цветом и пр.) весьма отличаются от красок органического происхождения. Минеральные краски, получаемые из различных материалов, по своим свойствам и внешности также отличаются друг от друга. Так, краски, получаемые из свинца и его соединений, сильно отличаются, например, от красок известкового происхождения, другими словами, каждый материал придает краскам, добываемым из него, свои особые индивидуальные свойства. Некоторые из красок в этом отношении особенно типичны, например, свинцовые; они наследуют даже все характерные свойства свинца: ядовитость, большой удельный вес, вязкое строение (корпусность). Самый цвет красок часто характерен для материала, из которого они добыты: зеленые окиси хрома для опытного живописца не могут быть подменены медными или растительными красками; происхождение анилиновых и вообще органических искусственных красок всегда узнается уже по самому цвету их. Таким образом, группировка красок по их исходному материалу предпочтительней во многих отношениях группировки по цветам, и потому в настоящем труде о красках последние разделяются на свинцовые, медные, кобальтовые и т. д. Такого рода группировка красок при изложении описания их даст возможность делать общие групповые характеристики, что избавляет от излишних повторений и потому позволяет более кратко изложить предмет, не причиняя тем ущерба полноте изложения, и дает вместе с тем возможность облегчить усвоение предмета. Достарыңызбен бөлісу: |
7 основных техник рисования для художников
Знание некоторых основных техник и стилей рисования очень поможет вам, когда вы начнете свое творческое путешествие с использованием краски. Это означает, что вы должны знать тон, цвет, текстуру, манеру письма и композицию, поскольку все это поможет вам с уверенностью создавать свои собственные шедевры.
В этой статье изложены семь основных техник рисования, которые помогут вам рисовать как профессионал в кратчайшие сроки. Также стоит ознакомиться с лучшими уроками по рисованию, чтобы убедиться, что вы освоили там основы.А если вы хотите узнать больше об художественной терминологии, посмотрите нашу статью об общих художественных терминах.
01. Подмалевок
Наносите краску от тонкой до толстой, особенно при использовании медленно сохнущих красок.Я никогда не работаю с белой краской при использовании масел или акрила. Создайте подмалевок из жженой умбры или смеси жженой сиены и фтало-синего, чтобы создать тени и оттенки. Акрил, вероятно, является лучшим средством для использования на этом этапе, так как он быстро сохнет и сохраняет стойкость.
Обработайте краску от тонкой до толстой, особенно при использовании медленно сохнущих красок.Поверх тяжелой влажной краски работать нельзя. Таким же образом обработайте блики, добавив в конце самую яркую (и обычно более тяжелую) краску. Приготовьте рулон кухонного полотенца, чтобы очистить кисти и удалить излишки краски.
02. Блокирование в
Кисти бывают разных форм и типов волокон.Кисти бывают разных форм и с разными типами волокон, все из которых дают очень разные результаты. Главное — попробовать их все во время рисования. Наиболее универсальными являются смесь синтетики и соболя — эти кисти можно использовать с большинством различных типов красок.Кисти бывают плоскими и круглыми, и стоит иметь выбор обоих. Ознакомьтесь с нашим руководством по выбору правильной кисти, чтобы узнать больше.
Я работаю разными кистями. В большинстве ранних работ я использую большие, плоские и широкие кисти. Фундук — хорошая обычная кисть для блокировки формы и рисования. Он имеет двойную природу, сочетая в себе элементы плоской и круглой кистей, поэтому он может покрывать как детали, так и большие области. Я обычно использую кисти меньшего размера только в конце процесса рисования.
03. Создание текстуры
Имейте сухую плоскую кисть, которую вы можете использовать для растушевки и создания плавных переходов.Имейте сухую плоскую кисть, которую вы можете использовать для растушевки краски и создания плавных переходов. Мне нравится много текстуры, и я люблю видеть следы кисти в своей работе. Для придания текстуры краске можно использовать практически все. Доступны уже готовые текстурные материалы, но я видел такие предметы, как яичная скорлупа и песок, которые добавляли интерес к картине.
Один совет — используйте старую зубную щетку, чтобы забрызгать изображение краской.Это может быть очень эффективно для выявления шума и зернистости.
04. Сухая обработка кистью
Это метод нанесения краски, который только частично покрывает ранее высохший слой краски. Добавьте совсем немного краски на кисть и нанесите ее очень быстрыми направленными мазками.
Этот метод лучше всего работает при нанесении светлой краски на темные участки / засохшую краску и полезен для изображения текстуры камня и травы.
05. Sgraffito
Удаление краски может быть столь же важным, как и ее нанесениеУдаление краски может быть таким же важным, как и ее нанесение.Сграффито — это термин, который используется, когда вы соскребаете влажную краску, чтобы обнажить подмалевок. Это особенно полезно при изображении царапин, волос, травы и т.п.
Для этого можно использовать практически любой заостренный предмет — попробуйте резиновые инструменты для придания формы или конец кисти.
06. Остекление
Остекление — это процесс нанесения слоя прозрачной краски на сухую часть картины, который используется для усиления теней и изменения цвета. Светло-прозрачный синий поверх сухого желтого, конечно же, даст зеленый цвет.
07. Окрашивание с помощью сред
В краску можно добавлять среды, чтобы изменить ее консистенцию, время высыхания и текстуру.Средства — это жидкости, которые можно добавлять в краску для изменения ее консистенции, времени высыхания и текстуры. В случае с акриловыми красками вы можете использовать разные материалы, которые делают краску матовой или глянцевой. Тем не менее, я обычно использую матовую среду в основном для герметизации бумаги или картона, чтобы краска не впитывалась в нее.
Эта статья впервые появилась в специальном журнале ImagineFX Как рисовать и рисовать .
Статьи по теме:
5 отличных инструментов для художников
Дизайнеры Winsor и Newton …
Winsor & Newton Series 7 …
Faber-Castell Mixed Media Set …
Royal & Langnickel Все СМИ …
DR St Pauls Wooden Field …
.живописных техник эпохи Возрождения — ItalianRenaissance.org
Художники эпохи Возрождения использовали несколько различных техник для создания произведений. Вот несколько наиболее важных техник и материалов, которые были им доступны.
Фреска
Фреска — это готовка, когда пигменты смешиваются с водой и наносятся на влажную штукатурку. Пигменты впитываются в стену по мере ее высыхания, делая картину и стену одним целым.Преимущество фрески — долговечность; поскольку картина стала частью стены, она не изнашивается так же, как картина, если пигменты наносятся местно. Главный недостаток заключается в том, что, поскольку художник работает с мокрой штукатуркой, ему нужно работать быстро, пока она не высохла. Кроме того, цвета обычно непрозрачны, а покрытие имеет матовый вид.
Тип фрески на мокрой штукатурке (как описано выше) иногда называют buon fresco . Другой тип фрески, называемый fresco secco , предполагает нанесение пигмента на сухую стену.Этому, конечно же, не хватает прочности buon fresco .
Пример темперной росписи
Темпера
Темпера создается при смешивании пигмента с яйцом для получения стойкой краски. Типы цветов, которые художники могли достичь с помощью темперы, были ограничены, но это была среда выбора для большинства художников, работающих в Италии до конца пятнадцатого века, когда были приняты масляные краски.
Пример масляной живописи
Нефть
Масляные краски получили широкое распространение в Северной Европе в первой половине пятнадцатого века и стали популярными в Италии только в конце века.Масло сохнет медленно, что позволяет легко вносить изменения во время высыхания. В отличие от фресковой живописи, живопись маслом позволяла художникам создавать полупрозрачные эффекты, потому что масло можно было легко наносить как глазурь. Масляные краски также давали художникам возможность рисовать с большим разнообразием цветов, чем с другими типами красок, что позволяло им изображать человеческую фигуру, архитектуру и окружающую среду во все более реалистичных визуальных терминах.
Закладка..техник традиционной китайской живописи — взаимодействие с Китаем
В зависимости от навыков рисования традиционную китайскую живопись (гохуа) можно разделить на три основных стиля: стиль гунби, стиль сиеи и сочетание этих двух стилей.
Гунби , дотошная, обычно называемая «придворной» росписью. Отличается тщательной прорисовкой и подчеркивает красоту линий. Он требует пристального внимания к деталям и тонкой работы.
Xieyi, от руки, свободно именуемой акварелью или кистью. Таким образом, китайцы также используют китайские иероглифы «вода» и «чернила» вместе, чтобы назвать этот навык рисования стержнем Сеии. Когда художник использует технику xieyi, он всегда пытается описать преувеличенные формы, чтобы выразить свои чувства. В отличие от гонби, сяи обобщает формы и демонстрирует богатую манеру письма и тушь.
Комбинация гонгби и сяи, буквально обе из двух основных техник гонби и сяи используются в одной картине.Этот вид живописи очень часто используется в росписях с изображением птиц и фигур.
, Сяо Сяо [email protected]
О взаимодействии с Китаем
«Социальное предприятие электронной коммерции, продвигающее восточную эстетику во всем мире»
Мы соучредили Interact China в 2004 году, специализируясь на изысканной продукции восточной эстетики, созданной этническими меньшинствами и китайцами хань. Прямые партнерские отношения с ремесленниками, дизайнерами, мастерами-ремесленниками и портными, а также 10-летний солидный опыт работы в электронной торговле через InteractChina.com, мы занимаем хорошие позиции, чтобы соединить талантливых мастеров Востока с остальным миром и предложить вам тщательно отобранные продукты хорошего качества и эстетичного вкуса.
На данный момент мы продаем более 2000 товаров, включая женскую моду, ателье, предметы интерьера, младенцы и дети, живопись, текстильное искусство, искусство резьбы, племенное ювелирное искусство, настенные маски и музыкальные инструменты. Наша команда говорит на английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках и обслуживает клиентов по всему миру с энтузиазмом и сердцем.
П.С. Нам нужны люди с таким же энтузиазмом, чтобы присоединиться к нашей команде блоггеров!
Если у вас есть страсть писать о восточной эстетике в моде, домашнем декоре, искусстве и ремеслах, культуре, музыке, книгах и благотворительности, свяжитесь с нами по адресу [email protected], мы будем рады услышать от вас!
Нравится:
Нравится Загрузка …
Опубликовано Interact China
Мода, Домашний декор, Искусство и ремесла, Культура, Музыка, Фильмы и книги, Сообщество — Blogging Aesthetic China Просмотреть все сообщения Interact China
.