Что нарисовать к сказке о царе салтане. Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству
Дети
Урок о том как рисовать царя Салтана подготовлен по просьбе Марии Журавской, наверно одной из самых маленьких наших читательниц. Картинку взял я из мультфильма. Это момент, в котором царь Салтан сильно рассержен новостями от торговцев и хочет навестить неизвестный остров, на котором живет князь Гвидон и его прекрасная жена. Мультфильм снят по одноименной сказке , которого я уже тоже успел нарисовать ранее. Можете попробовать и его изобразить, но после того как изобразите Салтана:
Как нарисовать царя карандашом поэтапноШаг первый. Изобразим с помощью геометрических фигур тело царя. Голову можно круглую сделать, у меня как-то так получилось:
Шаг второй. Изображаем корону, нос картошкой и бороду царя.
Шаг третий. Добавим нахмуренные брови и волосы. На царской одеже изобразим несколько символов, это обязательно надо. Без них царь не царь.
Шаг четвертый. Дабы картина казалась живой надо еще добавить теней. Повторите как у меня:
Хотите еще рисунки героев из сказок? У меня есть, вот.
В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать сказку Пушкина, как нарисовать сказку о царе Салтане карандашом поэтапно. Нарисуем 2 иллюстрации к сказке. Сказка о царе Салтане — это сказка, по которой есть много мультфильмов и фильмов. Она довольно длинная, о том, что царь встретил царицу, родила она ему сына, когда он был на войне и отослала ему гонца, чтоб он обрадовался. Однако завистники послали другого гонца и в письме было написано, что родила царица не то сына, не то дочь, не то невиданную зверюшку. Царь поверил и разозлился. Послал с ответом другого гонца. Однако те же завистники, послали своего и сказали, чтоб царевну с ребенком поместили в бочку и бросили в океан. Вот этот эпизод мы будем рисовать. Потом еще нарисуем второй эпизод, где говорится о белке, которая живет в хрустальном замке и шкарлупа от орех золотая.
Итак, начнем с белки и закончим океаном с бочкой, где сидит Царевна и сынок, который растет не по дням, а по часам.
Вот скриншот с советского мультфильма, однако мы всю картину не будем рисовать.
Нарисуйте вот такой домик, чтоб было ровненько используйте линейку. Т.е. рисуем прямоугольник, сверху него треугольник, по бокам дополняем по прямоугольнику. Дальше на внешней стороне отделяем колонны, рисуем вход и вместо лестницы будет просто спуск, на верхнем отделении будет сидеть белка.
Вот готовый рисунок хрустального замка с белочкой по сказке Пушкина «Сказка о царе Салатане».
Теперь рисуем эпизод. когда бочка плывет по морю, а там находятся Царевна и сын Царевич.
С правой стороны листа рисуем волны.
Потом бочку.
Детализируем бочку, и проводим линию, т.к. часть бочки находится в воде.
Рисуем волну, просто кривизной изображайте ее.
Стираем часть бочки под волной и дорисовываем брызги, горизонт, волну слева.
Теперь можно закрасить.
Можете использовать краски акварель или гуашь.
Специально для детей и взрослых — начинающих художников: рисуем белку, схемы и советы.
Белка – любимое детьми животное, персонаж многих сказок и мультфильмов. Ее часто изображают на Новогодних открытках как проворную помощницу Деда Мороза. После визита в зоопарк или прогулки в лесу ребенок, увидевший рыжую проказницу на дереве, возможно, кормивший ее из рук, захочет ее нарисовать. В помощь ему и родителям – советы и пошаговые инструкции.
Как нарисовать белку поэтапно карандашом для детей и начинающих?
Тем, кто учится рисовать, и детям лучше всего начинать рисунки с геометрических форм, напоминающих отдельные части будущей целой фигуры.
- Так, для белки такими формами станут два овала. Один, напоминающий яйцо, должен быть размещен ровно, а другой, поменьше, должен помещаться, например, сверху, слева от большого.
- Овал размером поменьше (там, где будет голова) должен иметь наклон влево, располагаться на расстоянии от большего (того, где будет тело).
- Теперь можно подойти к прорисовыванию шеи, для этого плавными линиями нужно соединить голову и тело.
- Следующий этап – на большом овале, на теле, рисуются бедро и задняя лапка, а она
крупная и устойчивая. Передняя лапка маленькая, плавно изогнутая, и на ней будут крохотные пальчики. - Передняя лапка изогнута таким образом, как будто белка поднесла к себе орешек.
- В рисунке уже угадывается зверек, но ему не хватает его отличительной и самой заметной детали – хвоста!
Хвост у белки, как правило, выше ее самой, выше ее головы. Он пушистый, но пока это лишь его контуры, поэтому стоит нарисовать плавный изогнутый овал, из которого потом будет детализироваться хвостик. Хвостик детализируется с помощью зигзагообразных штришков разных размеров. Это придаст ему вид пушистости. - Теперь можно перейти к прорисовыванию глазок, носика, пальчиков на передних лапках. Пусть они очень маленькие, но белочка крепко держит в них орешек, и такая детализация придаст рисунку живости.
- А еще не забыть про ушки! Ушки у белки торчком, с кисточками!
Чтобы рисунок получился оживленнее, стоит добавить полоску на тельце белки, которая как бы разделяет ее спинку и животик, ведь шерсть там разная.
ВИДЕО: Рисунки карандашом, Белка
Как легко нарисовать белку по клеточкам?
Рисунки по клеточкам называются графическими диктантами, и, на самом деле, это очень увлекательное занятие.
- Можно сделать расчет по клеткам, чтобы изобразить фигурку животного.
- Можно попробовать двигаться по клеткам самому, начав с основания, то есть, с задних лапок белочки, на которых она сидит. Дальше будет движение вверх, с приданием объема телу и хвосту, переход к голове и вырисовывание ушек.
- В конце нужно не забыть поставить точки в углу соответствующих клеток на месте глазок и носика белки.
Белка по клеточкам: графический диктант.
Как нарисовать белку из сказки о царе Салтане?
Белка в сказке о царе Салтане не простая. Как известно, она затейница и искусница.
Рисунок: белка из сказки о царе Салтане.
Изображение должно передать белку в движении, в хорошем настроении, возможно, в плясе, ведь она песенки поет, с драгоценными орешками разбирается.
- А еще в сказке белка живет в теремке, а такие теремки имеют крышу-маковку, цветные резные украшения на стенах и колоннах.
- Важно нарисовать такой белке орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами. Например, восьмигранники вполне подойдут, чтобы изобразить изумруды.
- Рисунок лучше начинать с белки. В этот раз белке нужно нарисовать обе задние и обе передние лапки, как будто она повернулась вполоборота.
- Когда дело дойдет до детализации, нужно постараться, чтобы глазки у белки выглядели лукаво и задорно. Может, придется делать попытку несколько раз.
- После того, как белочка будет готова, нужно нарисовать ей красочный домик, пару мешочков – для золотых скорлупок и для драгоценных каменьев.
Белка из сказки о царе Салтане в теремке.
ВИДЕО: Белка картинки. КАК НАРИСОВАТЬ БЕЛКУ карандашом поэтапно?
Как нарисовать белку на дереве?
Сначала нужно определиться, как хочется нарисовать белку – статично сидящей на ветке или в прыжке, перепрыгивающей с ветки на ветку, или взбирающейся по стволу.
В зависимости от того, каков будет рисунок, выбирать можно из вариантов:
- Сначала рисуется белка, как, например, было описано выше, а потом ей под лапки пририсовывается ветка.
- Если хочется нарисовать белочку в движении по стволу, то тогда пропорции ее тела нужно начинать рисовать несколько по-другому, но, снова-таки, начиная со схем, а это несколько вытянутых окружностей. Сверху – маленькая – для головы, потом тело и хвост. После все окружности превращаются в части тела белки, производится детализация.
Ствол дерева, по которому взбирается белка, лучше сделать слегка наклоненным. - В конце рисунку нужно придать реалистичности и объемности, нанеся штриховку, обозначающую затененные места.
Белка на дереве возле дупла: рисунок для детей.
Чижова- Cоложенцева Ольга
Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству. Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Конспект Занятия в старшей группе по изобразительной
деятельности.
Рисование по сказке А
Цель : Учить видеть сказочный образ героев в сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Создать у детей настроение для передачи сюжета сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Учить детей использовать цвет и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки. Использовать в своей работе материал : акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.
Материал :
Репродукции иллюстраций по сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Запись литературного чтения сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Текст сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Ход занятия:
Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Ребята, кто написал эту сказку ? (ответы детей) .
Да, это А. С. Пушкин , а сказка называется «Сказка о царе Салтане » . В этой сказке происходит много чудес. Кто — нибудь может вспомнить и рассказать нам о них ?
Дети :
Про царь лебедь
Вот идет молва правдива
За морем царевна есть ,
Что не можно глаз отвесть :
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво :
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Ребята, а какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, царевну , которая выходит из моря.
Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на
Лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в музей сказок , где и увидим иллюстрации к сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Когда войдешь в музей искусства
Откроешь тайну красоты
Слилось в ней все :
И мысль, и чувство
Талант, художник , чудо, ты
Художник может все нарисовать : и корову, и траву, и деревья, и цветы, и лес, и дом. Ведь у него профессия такая — дарить прекрасное, и этот труд чтут все люди на земле.
Итак, вперед, в прекрасное. Ребята, перед вами иллюстрации. Они словно живые. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлены его впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Ответы детей :
Мне хочется войти в эту картину и превратиться в такую же красавицу девицу.
А мне хочется станцевать красивый танец и передать всю прелесть этого чуда в движении.
А мне хочется превратиться в дядьку Чернамора и быть таким же сильным как он.
Физкультминутка «Кем я себя чувствую» .
Под музыку входит красавица лебедь :
Все в сборе?
Здравствуйте, я рада.
Вы так красивы, я гляжу!
А я из сказки к вам пришла
Меня зовут Царевна — лебедь .
Навстречу к вам спешила я.
Я вас попрошу нарисовать те чудеса , которые вам понравились в сказке , но с условием : мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » .
После этого дети рисуют чудеса из сказки .
Готовые работы выставляются на выставке и ети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки .
В этом уроке мы попробуем нарисовать Сказку о царе Салтане. Каждый из нас знаком с старыми русскими сказками. Они пропитаны добром и справедливостью, храбростью и силой духа. Естественно, они не могут не полюбиться зрителям. Сегодня мы нарисуем сюжет из «Сказки о царе Салтане». На ней изобразим царя и его царевну, которую он так любит. Картина пропитана нежностью и чувственностью.
Инструменты и материалы для рисования:
1. Белый лист бумаги;
2. Простой карандаш;
3. Ручка черная;
4. Цветные карандаши.
Этапы работы:
Фото 1. Нарисуем силуэты лиц царя Салтана и царевны;
Фото 2. Лица будут располагаться в профиль. Добавим черты лица. Сверху дорисуем головные уборы. У царя Салтана выглядывают волосы;
Фото 3. Прорисуем лица: глаза, брови и рот. У нарисованного царя Салтана добавим усы и бороду. Добавим одежду. На царе надеты варежки;
Фото 4. Прорисуем пальца на руке царевны и изображение солнца на одежде царя;
Фото 5. На заднем фоне изобразим колонны;
Фото 6. Лица и руку царицы штрихуем бежевым цветом;
Фото 7. Коричневым зарисуем волосы, бороду, усы и брови царя;
Фото 8. Черной ручкой наведем контур;
Фото 9. Губы и румянец на щеке сделаем розовым;
Фото 10. Голубым карандашом прорисуем одежду. Оттенок можно регулировать нажатием на карандаш;
Фото 11. Плащ и узор на варежке сделаем красным;
Фото 12. Синим прорисуем головные уборы и рукав царя;
Фото 13. Коричневым штрихуем варежку и рисунок на одежде царя;
Фото 14. Для фона применим желтый и голубой. На изгибах усиливаем цвет. Работа завершена.
Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Тема: Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Цель: Формирование умений простейшими средствами передать основные события сказки.
Задачи.
— Учить детей использовать цвета и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.
— Развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
-Воспитывать умение сопереживать героям
литературного произведения, развивать интерес к оформительской графике.
Предварительная работа.
Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, разгадывание кроссвордов по сказке, заучивание отрывков из произведения.
Оборудование: презентация (портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина), образец рисунка, музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка. Использовать в своей работе дополнительный материал: акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам
прочитаю:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
— Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей) .
-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес.
— Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте
А. С. Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам
предстоит сделать иллюстрации.
— Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые
слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов
бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине
Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому
ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это
была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница
волшебной старины».
— Кто — нибудь из вас может вспомнить и рассказать нам о Пушкине и героях его сказок?
Дети отвечают и читают отрывки из сказки, предложенные заранее.
Про Царицу Лебедь
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как-речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Воспитатель. Ребята, вы уже поняли, что рисовать мы сегодня будем. Но кроме рисования нам предстоит выяснить следующие вопросы:
• Как называются рисунки
в книгах?
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
А сейчас скажите, какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, Царевну, которая выходит из моря.
Дети отвечают.
Воспитатель. Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
— Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Они словно живые. В этих картинах художники как бы остановили время, в них запечатлены впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Дети отвечают.
Физкультминутка «Кем я себя чувствую»:
-Постарайтесь изобразить Царевну Лебедь, её стан, походку.
-Давайте станцуем красивый танец, чтобы передать всю прелесть этого чуда в движении.
-А сейчас попрошу вас превратиться в дядьку Черномора и быть такими же сильными как он.
Воспитатель. Молодцы, пришло время стать вам художниками-иллюстраторами и нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Практическая часть.
После этого дети рисуют чудеса из сказки. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты. Во время рисования звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная.
Готовые работы выставляются на выставке, и дети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки.
Анализ
и оценка успеха достижения цели.
Воспитатель. Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и
не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но
можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено
главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов,
музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись –
это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать
и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
-Давайте постараемся ответить на вопросы, которые вам сегодня предстояло
решить.
• Как называются рисунки в книгах?
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
Воспитатель.
— На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих
местах.
Сказка о царе Салтане
Пролог
Зимний вечер в деревне, три сестры сидят дома и пряжу прядут. Старшая и средняя сестры хвастаются своей красотой и умениями, а младшая молчит.
Сестры считают ее дурой за такую кротость и скромность и оставляют работу ей.
Каждая мечтает о том, как бы она была счастлива, если бы на ней женился Царь. Старшая хвастается пиром, который она устроит, такого, какого еще никогда не видели; второй соткал бы большое количество полотна; а младшая обещает, что родит царю храброго сына. Царь Салтан, стоявший у окна, подслушивает разговор. Он входит в комнату и объявляет свое решение — все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачом, а младший — его женой. Царь уходит с младшей сестрой, а две оставшиеся сестры начинают планировать, как им разрушить счастье своей глупой сестры. Они замышляют обмануть Салтана.
Акт I
Царь ушел на войны, а между тем царица Милитриса родила сына. Жизнь в царском дворце спокойна. Только Царица смущена: ее беспокоит, что Посланник давно не приходил с письмом от Салтана. Напрасно шут пытается развлечь ее своими фокусами; ее не трогают рассказы Старика и притворная доброта ее сестер, которые приносят ей подарки. Внезапно появляется бесцеремонный и нескромный Вестник; заговорщики, напоив его, сумели подменить письмо Салтана. Народ как бы колеблется, но поддается торжествующим угрозам сестер и Бабарихи — Милитрису и юного царевича запечатывают в бочку и бросают в море.
Акт II
Голый берег острова Буян. Услышав молитвы Царицы, волна вымыла бочонок на берег. Милитриса оплакивает свою судьбу, а цесаревич, уже молодой человек, забавляется, наслаждаясь окружающим миром. Он делает лук и отправляется на охоту на какую-то дичь, но вдруг видит огромного коршуна, гоняющегося за лебедем; прицелившись, он пускает стрелу в коршуна и убивает его. К великому удивлению царевича и царицы, из моря выходит Лебедь-птица и начинает с ними говорить. Она обещает отплатить за доброту добротой и исчезает. Наступает ночь. Мать и сын спят. С первыми лучами солнца они видят, что из тумана волшебным образом появился город. Под веселый звон колоколов и пушечные выстрелы у городских ворот появляется праздничное шествие. Жители волшебного города Леденца восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем.
Акт III
Сцена первая
Гвидон стал народным принцем, но с тоской думает об отце. Его грустный взгляд следует за кораблем, который направляется к королевству Салтана. Лебедь-птица появляется на зов Гвидона.
Услышав причину его горя, она превращает принца в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть своего отца.
Вторая сцена
Корабль прибывает в королевство Салтана. Царь приветствует корабельщиков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, виденных ими в кругосветных путешествиях. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех морских рыцарях и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом. Салтан изумлен – он хочет увидеть этот чудо-город;
Ткачиха и Повариха тревожно пытаются его отговорить. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого нет в городе Леденце, — о царевне неописуемой красоты, живущей далеко за морями. Разгневанный происками заговорщиков, шмель жалит каждого из них по очереди и улетает, оставляя после себя хаос и неразбериху.
Акт IV
Сцена первая
Гвидон снова грустно гуляет у моря. Он не может выкинуть из головы рассказ Бабарихи.
Он с тоской зовет Птицу-Лебедь и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красавице, просит ее о помощи. Птица-лебедь тронута тяжелым положением Гвидона, и она превращается в прекрасную принцессу, о которой он мечтал. Царица Милитриса благословляет молодых.
Вторая сцена
Гвидон и Милитриса ждут прибытия Салтана в радостном трепете. Под звон колоколов народ приветствует царя и ведет его и его свиту во дворец. Показаны чудеса Леденца. Царь и гости удивляются, когда видят волшебную белку в хрустальном домике, тридцать три морских рыцаря и прекрасную Царевну-Лебедь; наконец входит любимая жена Салтана Милитриса. В слезах Царь обнимает ее и сына и в радости отдает двух завистливых сестер. Начинается большой праздник.
Наверное, всем известна виртуозная пьеса Полет шмеля , яркий образец музыкального вечного двигателя . И все же это лишь один из ярких моментов блестящей оперы Римского-Корсакова — маэстро и поэта оркестра. В «Сказке о царе Салтане » есть и сцены моря, ночного леса, рассвета, приложенные композитором к каждому действию. Зрителям запомнятся пленительные мелодии Царевны-Лебедь в оркестре и зловещий марш шумных морских рыцарей. Сам композитор не без гордости назвал партитуру «путеводителем по фокусам».
Насколько русские зрители знают сюжет от и до, либреттист Владимир Бельский и композитор, в очередной раз рассказывая сказку, усложняют интригу новыми персонажами и ситуациями, дают обилие деталей: безымянная жена Салтана называется Милитриса, царство Салтана известно как Тмутаракань, а на острове Леденец правит царевич Гвидон. В то время как, однако, Пушкин замечает, что сказочная белка, грызя орехи, «поет перед всеми честными людьми «И в огороде ли в огороде», Римский-Корсаков не отказывает себе в удовольствии процитировать это песня. А встреча Гвидона с жителями острова Буян иллюстрируется хором на мотив известного припева, ибо поэт утверждает, что в этот момент «хор церковный славит Бога». Признание этого открывает большую часть удовольствия от оперы: для юной публики это волшебная сказка, оживающая на сцене, для более искушенной публики это пример условного театра, художественный комментарий одного художника, «волшебника»-композитора, на текст другого – поэта-«сказочника».
Спектакль — один из самых красочных в Мариинском театре. Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр для детей Зазеркалье Режиссер Александр Петров обычно стремится занять внимание зрителей яркими сценами. Здесь ему помогает сценограф Владимир Фирер. Не случайно в декорациях и костюмах можно увидеть знаменитые книжные иллюстрации Ивана Билибина: постановка задумывалась как признание любимой с детства сказки Пушкина. Анна Петрова
OperaJournal: Римский-Корсаков — Сказка о царе Салтане (Брюссель, 2019)
Николай Римский-Корсаков — Сказка о царе Салтане 9 0008
Ла-Монне-де-Мунт, 2019
Ален Алтиноглу, Дмитрий Черняков, Светлана Аксенова, Богдан Волков, Ольга Кульчинская, Анте Джеркуница, Стин Мари Фишер, Бернарда Бобро, Кароль Уилсон, Василий Горшков, Александр Васильев, Ники Спенс, Александр Кравец
La Monnaie Steaming — Июнь 2019
Российский режиссер Дмитрий Черняков недавно рассматривал оперу в контексте терапии, в таких постановках, как Кармен , Пеллеас и Мелизанда и Трояны , намерение всегда ясно вникать более глубоко в произведениях и исследовать их основные темы. Результаты были разной степени успешности и пригодности для своих сюжетов, но с « Сказкой о царе Салтане» Римского-Корсакова , режиссер находится на гораздо более знакомой почве, в русской опере, где были созданы некоторые из его лучших работ.
Идея исследования глубинной психологии произведений на самом деле преследует двоякую цель, а в случае «Сказка о царе Салтане» , возможно, даже три. Один из них заключается в том, чтобы привлечь внимание современной западной аудитории, которая может быть менее очарована сказками, к менее знакомой русской классике и сделать их доступными. Во-вторых, действительно нужно углубиться в подтекст сказки, и — если рассматривать его как технику, широко используемую этим режиссером, — третья, возможно, показать, что опера действительно является своего рода терапией, протягивающей и общение на невербальном уровне посредством музыки и драматического подтекста.
В постановке «Ла Монне» «Сказка о царе Салтане» Дмитрий Черняков добавляет к сказке современное обрамление реального мира, которое не столько отдаляет волшебную фантазию, сколько приближает нас к ней. это. (Это то, что Ромео Кастеллуччи также проделал с мощным эффектом в мифологии Orph é e et Eurydice и монументально фантастического Волшебная флейта ). Здесь сказка рассказывается маленькому мальчику с аутизмом. Он никогда не видел своего отца и не понимает, почему его родители разошлись, поэтому мать говорит ему Сказка о царе Салтане , обнаружив, что единственный способ добраться до него — это игрушечные солдатики и волшебные сказки, которые так его очаровывают, надеясь передать правду через басню, выдавая себя за царицу.
Знакомы черты пушкинской сказки, его мать воспитывается как Золушка, подвергается насилию со стороны своей матери и двух злых сестер. Когда их преподносят царю, ищущему невесту, ее сестры могут только обещать экстравагантные свадьбы, а самая младшая девушка — скромная швея — обещает родить царю достойного наследника. И она становится царицей, но при рождении ребенка ее недовольные сестры перехватывают гонца, и царю сообщают, что царица родила чудовище. К изумлению селян по этому поводу на счастье и торжество возвращается послание от царя, в котором говорится, что его жену и ребенка следует бросить в бочке в море.
Мифология и сказки традиционно играют важную роль в донесении важного сообщения до широкой аудитории таким образом, который может существовать веками, и можно увидеть, что опера выполняет ту же функцию. Больше, чем просто музыкальная драма для развлечения и, конечно же, больше, чем состязание певцов для обсуждения того, кто лучше поет роли, опера в ее лучшем и наиболее значимом виде — как Волшебная флейта , упомянутая выше, — сообщает нечто важное о нашем понимании мира и места человечества в нем, вместе со всеми радостями и бедами, которые приходят с ним.
Черняковская постановка «Царь Салтан» — это способ вернуться к глубинному смыслу произведения и в какой-то степени обязательно переосмыслить его для новой эпохи. Сказка и опера по существу рассказывают о потере невинности ребенком, пытающимся примириться с реальностью мира. Осознание того, что она может быть жестокой, несправедливой и несправедливой, необходимо примирить с осознанием того, что сама жизнь — это чудо, и что в ней все еще можно найти хорошее. Использование аутичного ребенка позволяет зрителям снова увидеть «волшебство» в сказке существования.
На самом деле, смотреть оперу таким образом, концепция настолько хороша, а исполнение настолько впечатляющее, что кажется совершенно естественным и аутентичным, как будто это единственный способ увидеть оперу, и вы не можете себе представить, чтобы это было сделано по-другому. . И трудно представить себе более традиционное изображение, столь же глубоко трогательное, как развитие и развязка, придуманные для него Черняковым, которые — очень соответствующие правде и реальности — не означают обязательного счастливого конца сказки. , как бы этого ни хотелось.
Нужно сделать гораздо больше, чтобы это стало чем-то большим, чем просто умная идея, и постановка Чернякова идеально подходит для этой задачи. Он начинается с простого фона из деревянных панелей, мать и ребенок играют вместе, окутанные унылой реальностью. По мере повествования магия повествования оказывает свое влияние и начинает брать верх, сначала населенная персонажами в пухлых костюмах с перекрестной штриховкой (по аналогии с дизайном Дэвида Хокни для знаменитой глайндборнской постановки «9».0072 Прогресс повесы ), с схематичной анимацией, постепенно втягивающей мальчика/Гвидона в мир безопасности, похожий на лебединую утробу. Смешение и баланс уродливой реальности с анимированной волшебной фантазией мастерски выполнено.
Есть, конечно, и другие преимущества от того, что Дмитрий Черняков так эффектно представит известное только в России произведение в Западной Европе, и в первую очередь это позволит нам насладиться прекрасной оркестровкой и мелодическим чутьем Николая Римского-Корсакова — Полет шмеля, берущий начало из этого произведения, идеально соответствует драматическому и эмоциональному ядру истории, переполненному великолепными припевами.