Азы анатомии человека: основные пропорции тела
Конечно, мы не сможем за один урок охватить все чудеса человеческого тела. Дело даже не в том, что человек организован сложнее, чем любое другое животное на Земле. Человеческое тело имеет множество вариаций, и мало какой вид представлен в стольких размерах и формах. Поэтому не расстраивайтесь, если у вас не сразу всё получится. Перед вами стоит действительно непростая задача.
Мы будем формировать необходимый навык с нуля – так же, как и умение рисовать в целом. Прежде всего наметим скелет несколькими линиями, потом нарастим ему мышцы и добавим детали. В последнюю очередь нарисуем лицо.
Первое, что нам пригодится – это знание пропорций. Сначала мы будем практиковаться на упрощённых фигурах. Но впоследствии не только изучим «идеальные» пропорции, но и узнаем, как они варьируются в зависимости от возраста, пола и даже национальности.
Если вы рисуете на компьютере, то вам наверняка захочется, чтобы ваша работа выглядела так, как будто она создана карандашом на бумаге.
Основа скелета
Создаём схему человеческого тела
В основе пропорционального тела всегда лежит определённый порядок сочленений. Он не зависит от пола и возраста и всегда остаётся неизменным: любой иной расклад мы воспринимаем как патологию. Этот неизменный порядок – основа пропорций. Я советую вам не просто изучить схему, но и создать свою собственную, чтобы лучше усвоить материал.
Сначала нарисуйте овал яйцевидной формы – это голова. Её острый конец должен быть направлен вниз: он изображает подбородок. Определите длину получившегося «яйца» и отмерьте это расстояние восемь раз вниз по вертикали, ставя засечки. Последняя из них окажется на земле.
Это определение «идеальной» человеческой фигуры было придумано в эпоху Ренессанса: тогда считалось, что мужской рост должен составлять восемь голов в длину.
Очевидно, что в реальной жизни вы с трудом найдёте таких людей. Даже рост жителей Северной Европы, с которых списывали этот стандарт, составляет скорее семь голов. И всё же я предлагаю начать именно с этой модели, потому что так проще понять соотношение пропорций.Таз
Следующим шагом нарисуйте таз, упрощённый до приплюснутого кружка. Он должен располагаться между засечками 3 и 4 и быть примерно в полтора-два раза шире головы. После этого проведите линию позвоночника, которая соединяет таз с головой. Стоит отметить, что таз – важнейшая часть тела, центр гравитации и устойчивости.
Ноги и колени
Предположим, что наша фигура стоит прямо – так, что её ступни выровнены по вертикали с тазобедренными суставами. В таком случае коленные суставы окажутся на отметке 6, она совпадёт с дном коленных чашечек.
Когда нога распрямлена, колено оказывается на одной вертикальной прямой с бедром и лодыжкой (на рисунке слева). Но эта прямая линия не совсем точна. Чтобы фигура выглядела реалистично, соедините тазобедренный сустав с внутренней частью коленной чашечки, а затем внешнюю часть коленки – с тыльной стороной лодыжки, как на рисунке справа. Это очень упрощённое, но весьма точное представление о фактической структуре кости. Оно поможет вам при рисовании естественного облика человеческой ноги, которая от бедра к колену становится всё уже, затем расширяется в суставе и снова сужается. Это понимание позволит вам правильно разместить мышцы на более позднем этапе.
Грудная клетка, соски и пупок
Группа, состоящая из грудной клетки и лёгких – третья по важности величина в человеческом теле после головы и таза. Если смотреть упрощённо, это ещё один овал. Он начинается на половине расстояния между отметками 1 и 2 и должен заканчиваться на отметке 3, но лучше обрубить его нижнюю часть, как показано на картинке. Это поможет воспроизвести форму настоящей грудной клетки. Пустое пространство между грудной клеткой и тазом очень важно: в реальной жизни эта часть мягкая и наиболее подвержена изменениям (плоский живот, полный живот, осиная талия). В этом месте позвоночник чаще всего сгибается и вращается. Важно помнить об этом и не слеплять туловище и таз в одно целое: это заблокирует свободу движений вашего персонажа.
По ширине овал грудной клетки должен быть таким же, как таз.Не забудьте обозначить соски на отметке 2, по вертикали они должны оказаться прямо под краями головы. Пупок будет на отметке 3.
Плечи
Линия плеч проходит посередине между отметками 1 и 2. Ширина плеч – три или четыре головы, и тут стоит отметить, что их видимое расположение может варьироваться. Начнем с того, что края линии плеч изогнуты вниз, но при натяжении плечи напрягаются, так что кривая может подниматься и казаться выше. Кроме того, на внешний вид сильно влияет трапециевидная мышца. Спереди она выглядит так, как будто соединяет плечо и шею. Эта мышца в высшей степени индивидуальна. Если она натренирована и содержит много жира, это сделает линию плеч настолько высокой, что будет казаться, будто шеи нет совсем. Напротив, слаборазвитая трапециевидная мышца, часто встречающаяся у молодых женщин, визуально удлиняет шею.
Мы отклонились от темы скелета лишь затем, чтобы устранить путаницу между настоящим и кажущимся положением линии плеч. Примеры разных видов плеч в зависимости от степени развитости трапециевидной мышцы вы можете видеть на рисунке ниже.
Рука, запястье и кисть
Наконец, перейдём к рукам. Запястья помещаются чуть ниже отметки 4, под тазобедренными суставами (которые, напротив, лежат чуть выше этой отметки). Вы можете самостоятельно это проверить: встаньте в полный рост и прижмите запястья к бёдрам. Пальцы в таком случае должны заканчиваться на середине бедра, на отметке 5. С локтевыми суставами всё сложнее, поэтому мы изучим их чуть позже. Сейчас просто отметьте их как удлинённые овалы, лежащие на отметке 3.
Вот мы и закончили… почти. Теперь давайте дорисуем наши отметки до полноценных линий и посмотрим, как это всё работает в профиль.
Основа скелета в профиль
Снова начнём с того, что нарисуем голову. Это точно такая же форма яйца, только его кончик должен быть направлен не вертикально вниз, а по диагонали. Проведите прямую вертикальную линию от макушки к земле.
Если фигура стоит прямо, то таз, плечо и колено окажутся на одной прямой линии. Чтобы изобразить таз, нарисуйте такую же форму яйца, как для головы, только более узкую. На этом совпадения с предыдущей схемой заканчиваются.
Позвоночник в профиль
Сбоку позвоночник выглядит, как приплюснутая буква «S». Линия позвоночника идёт от основания черепа вниз и чуть вправо, пока не достигает своей наиболее выпуклой точки на уровне плеч. Не упускайте из виду тот факт, что плечевые суставы располагаются впереди позвоночника! Это опять же объясняется тем, что линия плеч в реальности имеет форму дуги (см. голубой кружок на рисунке).
Дойдя до наиболее выпуклой точки, линия позвоночника изгибается и идёт снова вперёд, пока не достигает следующего поворота чуть выше таза. Это поясница, и её глубина сильно варьируется. Слишком глубокий изгиб поясницы образует патологическую выпуклость позвоночника – лордоз. Последний отрезок линии позвоночника совсем короткий, он заканчивается в области копчика.
Грудь и ноги в профиль
Грудная клетка примыкает к позвоночнику и в умеренно натренированном теле располагается строго вертикально. Она естественным образом выдаётся вперёд.
Тазобедренный сустав нарисуйте немного левее основной оси и уравновесьте его лодыжкой, которая, напротив, располагается чуть правее. Таким образом, линия, соединяющая бедро, колено и лодыжку, окажется изогнутой. Она идёт от тазобедренного сустава к передней стороне колена и от задней части коленного сустава – к лодыжке.
Если схема нарисована правильно, то мы сможем провести условную дугу, соединяющую голову, грудь и ноги. В норме она должна выглядеть, как на рисунке (зелёным цветом). Если эта дуга сплющена и выгнута, зрителю будет казаться, что фигура неустойчива или сутулится.
Руки в профиль
И снова руки. Верхняя часть руки выходит из плечевого сустава и идёт строго вниз, так что локоть и плечо оказываются на одной линии (иногда локоть может отклоняться немного назад). Рука в расслабленном состоянии никогда до конца не разгибается, так что нижняя её часть не строго вертикальна. Она должна быть наклонена так, чтобы запястье приблизительно совпало с тазобедренным суставом. Кроме того, если рука находится в состоянии покоя, пальцы должны быть слегка согнуты, как изображено на рисунке.
Итог
Мы изучили основные пропорции, единые для всех людей. На рисунке изображена схема, которая суммирует всё вышесказанное.
Подсказки
Рисунок ниже – это шпаргалка, которая поможет вам запомнить некоторые соотношения размеров в нашем теле. Она будет особенно полезна в том случае, если фигура вашего персонажа не будет стоять навытяжку, а примет причудливую позу.
Время для практики
Мы изучили огромный материал. Пришло время прервать теорию и попрактиковаться рисовать основу скелета. Вы должны привыкнуть к схеме, и только тогда мы сможем перейти к разнице между мужскими и женскими пропорциями и другим различиям. Советую вам каждый день использовать свои знания в набросках, рисуя поверх быстрого энергичного скетча основу скелета со всеми необходимыми пропорциями.
Советы
Обычно я первым делом рисую голову, но на практике не имеет значения, с какого места начинать, особенно если вам удобно и у вас всё получается. Но если вы ощущаете неуверенность или испытываете трудности, советую вам делать всё в том порядке, который мы только что изучили.
Возьмите себе за правило набрасывать пропорции лёгкой рукой, без нажима. Помните, что поверх них вам ещё предстоит рисовать остальные детали. Финальные линии рисунка обычно наносят ручкой или чернилами, а вспомогательные стирают (отсюда и важность мягкого нажима). Даже если я делаю набросок сразу шариковой ручкой, чтобы потом перенести его на другой лист, мягкий нажим помогает мне вычленить вспомогательные линии и не запутаться.
Автор: Joumana Medlej
Поделиться статьей:
Урок 13. Пропорции фигуры человека в рисовании
В этом уроке мы приступим к одной из самых интересных и самых трудных задач. Человеческая фигура — это единственный объект, о котором, как нам кажется, мы знаем все, потому что мы сами — люди. Однако из-за нашей тесной связи с предметом изображения мы не полагаемся на наблюдение, а нередко поддаемся нашим предубеждениям, и лишь в конце осознаем, что мы, оказывается, все неправильно поняли. Следовательно, в этом случае нам гораздо труднее удовлетворить требования к собственному мастерству, но это неплохо, потому что подобная неудача раззадоривает нас, заставляя сильнее стремиться к достижению желаемого уровня.
Существует множество подходов в обучении этой области рисования, и я постарался включить в эту главу наиболее очевидные из них. Вы, безусловно, узнаете еще много способов нарисовать фигуру человека, но начинать стоит с метода, который легко понять и которому легко научиться. Вы увидите, как упростить рисунок и добиться реалистичного изображения базовых движений через форму фигуры. Мы также рассмотрим некоторые детали, в том числе фигуру в перспективе, и узнаем, как анализировать форму.
И конечно, умение наблюдать позволит нам лучше разобраться в этой области рисования — так же, как это было в случае с пейзажами. Для выполнения этой серии упражнений вам понадобится помощь друзей и семьи, но вы обнаружите, что большинство людей будут с радостью участвовать в вашей работе, особенно можно будет надеяться, что вы сумеете нарисовать действительно хороший портрет.
Очевидно, что точные пропорции разных людей несколько разнятся, но, если использовать высоту головы в качестве основной единицы измерения, рост средних взрослых мужчины или женщины составляет от 7 до 7 ½ высоты головы. Однако на большинстве рисунков и картин люди нарисованы так, как если бы их рост был равен 8 высотам головы. Это, конечно, было бы верно для очень высокого человека, и поэтому фигуры обычных людей выглядят не слишком пропорционально. На самом деле подобную пропорцию обычно используют в истории искусства при рисовании особо красивых или героических фигур мифологических персонажей, поэтому вряд ли ваши модели станут жаловаться! Это, безусловно, более легкий вариант пропорции, чем стандартные 7 ½ высоты головы.
Пропорции роста мужской и женской фигур почти не отличаются, но в ширине фигуры разница есть: мужская фигура шире в плечах, тогда как женская — шире в бедрах.
Высота головы ребенка по отношению к телу намного больше. В один год это примерно 3 к 1, а по мере роста ребенка пропорции постепенно приближаются к пропорциям взрослого. Примерно в 9—10 лет высота головы ребенка укладывается в его полный рост примерно 6 раз.
Разница в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна, однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще ничем не отличаются. На самом деле существует целый ряд отличий, которые должны учитываться. Пропорции детского тела меняются слишком быстро, и потому дети растут разными темпами. То, что верно для одного ребенка в определенном возрасте, не всегда может быть также верно для другого. Рисунки на этой странице могут дать только среднее представление об изменениях пропорций детей по мере их взросления.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет — 1/5, 6 лет — 1/6, 12 лет — 1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек. Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния.
Презентация к уроку (изобразительное искусство, 6 класс) по теме: Учимся рисовать человека.
Слайд 1
Рисуем человека 6 класс Учитель: Громова Е.В. МОУ «Якиманско-Слободская СОШ» Округ Муром 2011 годСлайд 2
Голова
Слайд 3
Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД. По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.
Слайд 4
Вертикальная линия — это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на разном уровне). Горизонтальная — линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей. Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу. Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут не полностью видны — частично их закрывает верхнее веко), но не спешим это делать, вначале закончим наш набросок.
Слайд 5
Часть от линии глаз до подбородка делим на два — это линия на которой будет находиться нос. Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка — линия откуда растут волосы)
Слайд 6
Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка — линия губ. Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.
Слайд 7
Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья. Линии, проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею. Линии из внутренних краёв глаз — ширину носа. Линии, пущенные по дуге из центра зрачков — ширину рта.
Слайд 8
Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы, контур лица, и место под нижней губой — темнее.
Слайд 9
форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.
Слайд 10
Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.
Слайд 11
Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота — так называемые «три четверти» При рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила перспективы — дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.
Слайд 12
Форма губ
Слайд 15
Форма носа
Слайд 17
Форма глаз
Слайд 19
Перейдём к изображению фигуры человека . Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:
Слайд 21
— За единицу измерения человеческого тела принимается «длина головы». — рост человека в среднем равен 7,5 длины головы. — Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин. -Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз. Это и будет рост изображаемого. — Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин. — На месте, где заканчивается третья голова :), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука. — Четвёртая — то место — откуда ноги растут. — Пятая — середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук. — Шестая — низ коленки. -Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев. — Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы — расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы. Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.
Слайд 26
Литература Книга «Как рисовать голову и фигуру человека» Джек Хамм книга «Анатомия для художников: всё просто» Кристофер Харт
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: «Пропорции фигуры человека»
Конспект урока по теме: «Пропорции фигуры человека»
4 класс
Цель: Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изучению пластики человека.
Развивающая: развить теоретические основы и практические навыки изображения фигуры человека в статике и динамике, соблюдая пропорции.
Обучающая: научить изображать фигуру человека по представлению
Задачи:
- Знакомство с пропорциями человеческого тела.
- Рисование статичной и динамичной человеческой фигуры по предложенной схеме с использованием вспомогательных линий и опорных точек.
- Самостоятельное поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом последовательности этапов.
Оборудование: бумага (формат А2 и А3), карандаши различной мягкости, ластик, раздаточный материал, муляж скелета человека, презентация.
Структура урока:
I – Организационный момент — 5 мин
II – Изучение нового материала – 15 мин
- Введение в тему урока
- Презентация нового материала
III – Практическое выполнение работы – 20 мин
IV – Рефлексия – 5 мин
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;
2. Введение в тему урока
Основные термины:
ПРОПОРЦИЯ(от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом. Пропорции имеют большое художественное значение т.к. соразмерность частей и гармоничность элементов образует красоту формы.
Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине.
Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина.
МОДУЛЬ – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.
КАНОН переводе с греческого означает «закон», «правило»
3. Практическая демонстрация нового материала.
Демонстрация презентации со слайдами.
Поиск идеальных пропорций человеческого тела является сложной задачей и вызывает интерес у художников во все времена. Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека. Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.
В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.
В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.
2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.
3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.
4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.
5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.
6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.
8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.
9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.
Преподаватель на бумаге рисует фигуру человека в статике.
Последовательность рисунка статичной фигуры человека
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали.
4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
5. Самостоятельное выполнение работы учащимися. После объяснения учителем как изображать фигуру человека, дети на бумаге рисуют самостоятельно. Ученики работают по образцу с помощью учителя.
7. Подведение итогов. Выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания
Пропорции человека для рисования ♥ Рисунки карандашом поэтапно
Рубрика: ЧеловекДавайте заведем разговор о пропорциях, а именно о пропорциях человека – да-да, о них, родименьких, и не надо тяжко вздыхать, морщить нос и пытаться съехать с темы.
Содержание:
Введение
Пропорции в рисовании
Примеры ошибок
Введение
Пропорции имеют очень большое значение в жизни – я говорю, именно в жизни, а не исключительно в рисовании: все, что окружает нас, любой предмет имеет свои пропорции.
Они важны как в архитектуре, так и в медицинском ответвлении нашей жизнедеятельности. Так что сбрасывать их со счетов не стоит.
К примеру, если у человека чрезмерно большая попа (нет, это не значит, что ему надо бы заняться спортом, хотя…и это бы не помешало) и маленький плечевой пояс, согласитесь, выглядит это не особо эстетично. И если у стула будет четыре ножки, но одна из них короче, другая длиннее и так далее, то вряд ли наша уже упомянутая попа сумеет устроиться на нем. Так что, безусловно, пропорциям нужно уделять особое внимание.
Существует утверждение, что красота предмета создается именно благодаря пропорциям, соразмерности и их гармоничному слиянию. С их помощью служащие архитектуре и изобразительному искусству могут создавать шедевры – функциональные, но в то же время и приятные глазу (это я сейчас об архитекторах, ведь вряд ли вы видели функциональную картину. Хотя, если считать закрывание рисунками, к примеру, трещин в стене…).
Многие художники довольно легкомысленно относятся к значению пропорций – они стараются передать форму, характер и настроение. Из-за этого, увы, многие детали (важные и не очень) приобретают совершенно несимпатичный вид, меняя целиком всю картину.
Думаю, вы и сами часто замечали, рисуя к примеру, портрет, что стоит только нарисовать нос без учета пропорций, как все лицо превращается в нечто совершенно безобразное.
Такой рисунок теряет естественность, натуральность, иными словами, выглядит несовершенно и неправдоподобно.
Пропорции в рисовании
Соблюдение пропорций столь важно в академическом рисовании, как и создание композиции, объема, конструкции и анатомии, что вполне закономерно.
Суть правильного создания пропорции в рисовании заключается в том, чтобы в результате достичь полного сходства с натурой – с тем, что вы рисуете. Иными словами, не забывайте, что форма и все ее части надо сравнивать и соизмерять друг с другом, чтобы можно было перенести пропорциональные соотношения, добившись тем самым уже упомянутого выше правдоподобия рисунка.
Для верного определения пропорций нужно обладать не только знаниями, но и хорошо натренированным глазомером, который приобретается, в первую очередь, от упражнений в рисовании натуры. Впрочем, чувство пропорции развивается не только упорными тренировками глазомера, но и тренировками аналитического мышления, ведь нельзя полагаться только на ваш (каким бы он ни был безупречным) глазомер: совершая ошибки и не рассуждая о том, почему они совершаются, где они совершаются и как их можно исправить, вы не сможете добиться хорошего чувства пропорций. Поэтому, думайте, товарищи.
Конечно, это вам не математика, никаких формул и задач здесь нет, но… Будьте внимательней и не отключайте свой мозг (разве что, вы решили изображать абстракцию).
Как уже говорилось ранее, не стоит полагаться исключительно на свой глазомер и копировать на бумагу все, что вы видите без разбору – анализируйте, сравнивайте, стройте.
Примеры ошибок
Чтобы настращать вас слепым копированием, вот вам еще парочка примеров из других сфер труда:
- Если нарушить во время строительства пропорции строительных материалов, или, скажем, элементов конструкции, это может привести к большому «ба-бах!» (к разрушению сооружения, здания или что там у вас строится).
- В архитектуре нечто подобное: если товарищ архитектор решит, что не к чему соблюдать соразмерность и пропорции элементов строения, тем самым он придет к описанному выше эффекту «ба-бах» (эффект не признан официально, ведь его название только что возникло у меня в голове!).
- В живописи, если вдруг нарушить или изменить технологию грунтовки, то можно потерять не только холст, но и слой краски на нем.
- Перейдем к школьному занудству (не знаю как для вас, а для меня точно) под названием физика: вы ведь все знаете, что совмещение точно отмеренного количества реагентов (непонятных капелек, порошочков и крошек) дает в результате нужное вещество.
А вот и история. Когда мы сопоставляем и изучаем исторические памятки разных народов, которые жили в разные эпохи и исторические периоды, вывод напрашивается сам собой: во все времена пропорциональное соотношение является основным условием для формирования облика.
Когда пытаются нарисовать какую-то вещь, в основном откладывают пропорции на задний план, торопясь передать их форму и построение – и именно из-за этого гармония не может быть достигнута. Греки (эти гениально умные ребята) считали, что гармония является связью частей в одно целое и, чтобы добиться ее, нужно соединить эти части между собой так, чтоб они представлялись законченным целостным чем-то.
Большая часть всех памятников архитектуры и искусства из древних времен обладает пропорциональными соотношениями человека, как у них там говорилось: «Человек есть мера всех вещей». Согласно этому, человек (Хомо сапиенс) является своеобразным эталоном, примером для подражания и объектом для сравнения в процессе архитектурного построения всяческих объектов (о как!).
Вот, к примеру, их строители (зодчие) ориентировались на пропорции человека во время построения тех же храмов и других построек.
Надеюсь, вам стало очень страшно быть таким неумехой-рисовальщиком и впредь вы будете внимательно относиться к понятию пропорциональных соотношений (не обязательно как гении-греки, но где-то вот как-то так).
Следующий урок: Пропорции головы
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…Пропорции головы человека в рисунке ♥ Рисунки карандашом поэтапно
Рубрика: ЧеловекСразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши.
Содержание:
Введение
Правильные пропорции головы в рисунке
Пошаговый разбор рисования головы
Введение
Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.
Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.
Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в теле человека – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее.
Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части. Соотношение их будет примерно 1:2, если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной. Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».
Правильные пропорции головы в рисунке
- Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7.
- Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
- Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
- Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
- Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
- Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:
А) От кончика подбородка до начала носа
Б) От начала носа до надбровных бугров
В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).
Пошаговый разбор рисования головы
- Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
- Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
- Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа).
- Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
- Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
- Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно).
- Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.
Следующий урок: Пропорции тела
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…Пропорции и размеры — Рисование рук
Любой, кто пытался нарисовать человеческую фигуру, быстро понял, что рука — одна из самых сложных форм тела. Чтобы нарисовать руку точно и с точностью, вы должны знать, как соотносить отдельные части друг с другом и как объединять отдельные элементы. Знание пропорций необходимо в искусстве и должно использоваться как этап обучения новым выразительным приключениям. В этой главе будут представлены основные измерительные подсказки и их использование для рисования руки в правильных пропорциях.Поняв взаимосвязанные измерения, вы сможете создавать динамические и живые руки без модели. Вы также увидите основную симметрию и единство структур руки.
PALM AM) ПАЛЬЦЕВЫЕ МЕРЫ
Ладонь — это определяющая форма руки, и форма ее лопастей изменяется от прямоугольной к квадратной. По ней можно определить пропорции и размеры всей руки. Обратите внимание на две важные мерные чашки, показанные здесь. Во-первых. ладонь начинается в центре запястья (Ay и простирается до основания среднего пальца tB) *, которая образует часть выпуклости суставов ладони.Во-вторых, большой палец выступает из ладони в виде узкого треугольного клина, простирающегося под углом примерно от 25 до 30 градусов. Угол треугольника tG совпадает с геометрической серединой ладони (Hi
Ладонь в самой длинной точке (A it) H) имеет ту же длину, что и средний палец (от B до Fj. Каждая часть среднего пальца составляет половину длины tlx: одна над ней. Таким образом, первая фаланга и сустав пальца (От B до O — половина длины всего пальца; средняя фаланга и второй сустав fl) до F) — длина первой фаланги; и если конечная фалан * (от D до F> разделена, у нас есть длина ногтя (от E до F).
Существуют и другие симметрии. На схематическом рисунке справа показано, что указательный и безымянный пальцы равны по длине. Проверьте это на обоих рисунках и на своей руке. Также губы указательного и безымянного пальцев заканчиваются у ногтевого ложа среднего пальца. Не все люди демонстрируют эту одинаковую длину в точности, но у большинства достаточно подгиба, чтобы сделать это возможным. Теперь обратите внимание, как конец линейного пальца совпадает с суставом конечной фаланги безымянного пальца.Большой палец также совпадает с ладонью и суставами ладони — суставы указательного пальца (!) Совпадают с (он сгибается в средней точке большого пальца (J), а кончик большого пальца совпадает с первой фалангой пальца указательного пальца (J). палец.
ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БОЛЬШЕГО ПАЛЬЦА
На рисунках здесь показан вид в ракурсе и подчеркивается расположение большого пальца. Изогнутая серия стрелок показывает, как большой палец в продвижении и опускании * в плоскости глубины соотносится со средней рукой (как на тыльной, так и на ладонной сторонах), суставами ладони и ударами пальцев mdex.Использование этих мерных чашек поможет вам с легкостью рисовать.
МЕРЫ ДЛЯ ДЛИННЫХ ПАЛЬЦЕВ
Дуги, показанные здесь стрелками, указывают на соотношение трех длинных пальцев руки. Индекс и кольцо fmger
Пропорция — получение размеров объектов правильное по отношению к другим объектам композиции.Когда вы имеете дело с перспективой, какой мы только что были, вы также будете иметь дело с пропорцией. Поскольку пропорция получение правильных размеров объектов, когда вы создавая рисунок, который показывает перспективу, вы должны получить размеры объектов корректируются по мере удаления объектов подальше от поля зрения, чтобы правильно проиллюстрировать Перспектива. Если вы рисуете с натуры и хотите сделайте свой рисунок «похожим» на то, что вы рисуете, вам нужно будет получить правильные пропорции.Вот, измерение жизненно важно. Вы должны измерить размер одного объект по отношению к другому в вашем реальном предмете, затем сравните размеры двух объектов в вашем Рисунок. Измерение отрицательных пространств по сравнению с реальной жизнью предмет и рисунок также должны быть выполнены, чтобы получить правильную пропорцию на рисунке. в предыдущие измерительные упражнения с фруктами жизни, мы сохраняли пропорции, потому что были измерение как форм, так и отрицательных пространств.Пропорции будет рассмотрено далее и более подробно в другом месте на этот сайт. К сожалению, если ваши пропорции нарушены на одном элемент вашего рисунка, он может отбросить остальную часть состав выключен. Как видно на портрете выше рисунок, нос Рика намеренно нарисован слишком большим, что приводит к тому, что другие пропорции лица становятся Что ж. Очевидно, нос слишком длинный — но это тоже слишком широкий. Поскольку он слишком длинный, это означает, что пространство между ртом и носом слишком короткое.И если вы измерить на фотографии ширину носа, а сравните это измерение с шириной левого глаза, вы увидите, что на чертеже ширина нарисованного нос тоже далеко. А так как ширина носа выключен, это означает, что пространство между глазами тоже выкл. Вот совет при рисовании, который поможет сохранить пропорции вашего рисунка пропорциональны: когда вы рисуете, вы должны постараться и осознавать все рисунок до того, как вы нарисовали весь рисунок.Как черт возьми, ты можешь это сделать ?? Например, если вы хотите начать ваша композиция для рисования с левой стороны, затем начните рисунок на левой стороне листа. Если вы начнете ваш рисунок в середине бумаги, у вас не будет достаточно места для рисования, и вы заполните рисунок справа и по возможности бросить пропорции выкл. То же самое и с рисованием сверху вниз. если ты начните сверху, начните рисунок сверху бумага.Еще одна уловка — попытаться определить, что масштаб, в котором вы хотите рисовать. Вам не нужно начать думать «хорошо, я хочу нарисовать машину — так что я нужно нарисовать его в масштабе 1:83, чтобы уместить на 8 по 10 листов ». Нет, лучше то, что вам следует попробовать составляет: карандашом измерьте длину автомобиля и высота. Потом все еще используя карандаш в качестве «линейки» — перенесите эти измерения на свою бумагу. Что это дает вам границы, в которых вы можете рисунок, чтобы вы могли правильно разместить рисунок на странице.Если вы правильно выполните эти измерения поместите свой рисунок на бумагу, вы сможете сохраняйте правильные пропорции в своем рисунке, потому что вы узнаете общие пропорции завершенного рисунок, прежде чем закончить его. Другое дело, что ты начните делать, когда вы станете более уверенными в своих способностях рисовать — это быстро набросать всю композицию в свободный набросок, который позже можно будет «раскрыть», когда вы завершить рисунок.Справа краткий набросок две фигуры сидят за столом. Стол в одном точечная перспектива, и фигуры свободно нарисованы в чтобы макет и пропорции фигурок и таблицу можно увидеть до того, как рисунок будет готов. |
Функциональная перегородка, отличная от анатомической
Цель . Целью этого исследования было изучить взаимосвязь между тремя функциональными перегородками верхних конечностей и золотой кривой. Материалы и методы . Мы измерили данные для правой или левой верхней конечности 30 субъектов и исследовали взаимосвязь между ними и золотой кривой с использованием статистического программного обеспечения SPSS версии 20.0 (SPSS, Inc., Чикаго, Иллинойс), тест на основе одной выборки. Результатов . На верхних конечностях человека есть четыре точки, которые не отличаются от четырех точек на золотой кривой. И есть один момент, в котором разница очевидна. Но мы все же можем сделать вывод, что человеческие верхние конечности соответствуют золотой кривой. Заключение . Верхние конечности человека соответствуют золотой кривой.
1. Введение
Золотое сечение (≈1,618), иногда известное как золотое сечение или золотое число, уже более двух тысячелетий увлекает философов, ученых и художников [1–4]. В природе он проявляется в различных формах, включая геометрию кристаллов, расстояние между стеблями растений и, возможно, пропорцию частей тела у животных, а также пропорцию размеров черт человеческого лица и человеческого тела [5–5]. 9].
Математически золотое сечение, обозначаемое греческой буквой фи (), определяется относительными длинами [1, 2]. Если есть точка C, которая пересекает данную прямую AB (рисунок 1), чтобы быть более длинной частью AC и более короткой частью CB, и отношение AC к CB равно пропорции всей прямой AB к более длинной части AC, результирующее отношение равно. Другими словами, если мы назовем отношение более длинной части AC ко всей прямой AB «,», а отношение более короткой части CB ко всей прямой.Кроме того, если длина всей прямой линии равна «1», более длинная часть и более короткая часть.
Точка C является точкой золотого сечения прямой AB. Очевидно, на прямой есть две точки золотого сечения, и C — только правильная. Но как найти левую? Если мы собираемся это сделать, сначала необходимо найти точку золотого сечения D более длинной части AC (рисунок 2). Во-вторых, нам нужно найти точку золотого сечения E более длинной части CD.Кроме того, нам нужно найти все точки золотого сечения на этой линии, и так далее (на самом деле бесконечно много точек) до конечной «конечной» точки «X». Это левая точка золотого сечения прямой AB. Таким образом, мы можем получить кривую, которая выглядит как спиральная линия (это не спираль Фибоначчи [10, 11]). В этой «кривой»,,. С математической точки зрения можно сказать гораздо больше. Но мы должны ограничить наше обсуждение пропорциями верхних конечностей человека.
Верхняя конечность человека [12] (рис. 3) разделена на три разные части: плечо, предплечье и кисть.Но согласно анатомии предплечье включает локтевую и лучевую кость (рис. 4). Их длина не одинакова, а их проксимальные и дистальные концы не находятся в одной плоскости. Кроме того, кости запястья состоят из восьми различных частей, и сустав запястья не является строго плоским. Таким образом, невозможно строго отделить разные части верхней конечности от анатомической точки, так как некоторые исследователи обнаружили, что связь между человеческой рукой и последовательностью Фибоначчи не подтверждается математически [11].Но с функциональной точки зрения верхняя конечность также может быть разделена на три разные части: верхняя часть руки используется для подъема всей конечности, функция предплечья заключается в том, чтобы сгибать локоть и обеспечивать вращение, необходимое для супинации и пронации руки, чтобы что-то достать. в другом направлении, и рука в основном используется, чтобы что-то держать. В этой статье мы исследовали взаимосвязь между тремя функциональными перегородками верхних конечностей человека и золотой кривой выше.
2.Материалы и методы
2.1. Субъекты
В этом исследовании мы набрали 30 субъектов. Все они здоровые взрослые люди без каких-либо заболеваний или пороков развития верхних или нижних конечностей. И они не могли страдать от ожирения или истощения. В них было 12 испытуемых мужского пола и 18 испытуемых женского пола. Были измерены и собраны данные по одной правой или левой верхней конечности каждого субъекта. Мы не собирали данные по левой и правой верхним конечностям, чтобы исключить воздействие из-за аппроксимации длины правой и левой верхних конечностей.Это исследование является частью исследования «Анализ гармоничной походки здоровых взрослых», и весь сбор данных был одобрен Комитетом по медицинской этике. Каждый субъект подписал информированное согласие.
2.2. Измерение и сбор данных
Были измерены и собраны данные по отдельным левым или правым верхним конечностям всех 30 взрослых субъектов. Каждый объект должен представлять некоторую фиксированную позицию, которая могла бы очень хорошо отображать функцию конечностей, без каких-либо движений во время измерения.Каждый набор данных состоит из четырех частей.
(1) Прежде всего, каждый испытуемый должен вытянуть свои верхние конечности горизонтально и прямо (Рисунок 5), а также измерить расстояние от их плечевого сустава (верхняя точка сустава на верхней поверхности) до кончика среднего пальца и собрано, которое называется «1».
(2) Во-вторых, каждый испытуемый должен сгибать руки в локтях, одновременно разгибая запястья и руки (рис. 6). Затем было измерено и получено расстояние от задней точки локтя до кончика среднего пальца, которое получило название «.”
(3) В-третьих, каждый испытуемый должен сложить пальцы вместе в направлении ладони, как будто что-то держит (рис. 7). И мы отметили точку D на проксимальном конце образовавшейся продольной ладонной складки, которая очевидна из-за возвышения тенара и закрытия гипотенара. Затем испытуемым нужно вытянуть запястье, руку и пальцы, чтобы измерить расстояние от отмеченной точки D до кончика среднего пальца, который называется «».
(4) Наконец, все испытуемые вытягивают предплечья, запястья, кисти и пальцы прямо на столе (рис. 8).И мы отметили точку X на предплечье, которая является почти средней точкой поперечного диаметра предплечья, где он резко уменьшается. Затем мы измерили расстояние от отмеченной точки X до кончика среднего пальца, обозначенного цифрой «4».
2.3. Статистический анализ
Анализ данных выполняли с помощью статистического программного обеспечения SPSS версии 20.0 (SPSS, Inc., Чикаго, Иллинойс), тест на одной выборке. В этом исследовании мы сравниваем «» со средним значением, «» со средним значением и «» со средним значением соответственно.Статистическая значимость была установлена на уровне. Ошибка внутри наблюдателя рассчитывается путем повторных измерений, а статистическая значимость установлена на уровне.
3. Результаты
(1) Средние значения, и приведены в таблице 1, а результаты -теста — в таблице 2.
|
(а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(b) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|