Коллектив 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классов (7 -8 лет)
Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
8 (499) 372 12 84 11.00 до 18.00
Связаться по WhatsApp
Корпоративная почта
Субботник
Экологические стандарты
Спецпроект «Лес Победы»
Фарм Консалтинг
Экопроект Зелёной России экопосёлок «Вазузские Просторы»
Зеленые Пионеры
«Сад Памяти» (Мемори Энималс)
Анатолий Карпов
Центр компетенций Российский фонд «ТЕХЭКО»
- Главная
- Лес Победы
- Конкурсы 2017
- Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»
- Коллектив 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классов (7 -8 лет) — Природа глазами маленького художника
Голосование завершено
777
ТВОРЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПРИРОДА ГЛАЗАМИ МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА»
Коллектив 1- х классов.
НЧОУ «Лицей «ИСТЭК», г.Краснодар
Рук.: Лукоянова Алёна Александровна
Мы – первоклашки, мы проучились в лицее уже 6 месяцев. За это время мы немного повзрослели, и теперь мы не малыши, а настоящие лицеисты. Школьное время – это уроки, перемены, каникулы… Это всё для нас новое! Нам очень интересно, что будет в следующих классах. У нас очень добрые учительницы – Марина Ивановна, Ольга Валентиновна и Анна Ильинична. Но мы часто вспоминаем «детский сад», наших любимых воспитателей: Нам их так не хватает… А у них сейчас новые ребятишки, но они нас не забывают! Они беспокоятся: как у нас дела, всё ли у нас получается в лицее? Мы благодарны им и всегда будем вспоминать добром. Наши знания, полученные в лицее, мы и применим при создании экологического подарка.
На занятиях проектной деятельности мы узнали много нового: разные нетрадиционные техники и материалы рисования, при помощи которых мы создавали интересные рисунки, посвящённые природе. И мы хотим поделиться этими знаниями с нашими воспитателями. Пусть и они научат новых ребятишек: как нарисовать животных и птиц при помощи необычного рисования . Этот альбом они могут использовать и на занятиях экологии.Актуальность темы:
1. 2017 год — объявлен годом Экологии (5 января 2016 года Президент В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в РФ Года экологии).
2. Мы выбрали, на наш взгляд, самый нужный подарок от детей и для детей нашим любимым воспитателям. Это проект экологического творческого альбома с нашими рисунками, посвященными природе.
Цель: создание подарочного экологического творческого альбома с рисунками природы, выполненными посредством нетрадиционных техник рисования и материалов.
Гипотеза: Чем больше мы узнаем нетрадиционных техник рисования и нетрадиционных художественных материалов, тем больше творческих разных техник и творческих материалов будет отражено в рисунках природы подарочного экологического творческого альбома.
Объект исследования: нетрадиционные техники рисования и нетрадиционные художественные материалы.
Предмет исследования : практическое применение данных материалов и техник при создании рисунков природы.
Методы:
Теоретический метод: работа с литературой, с интернет-ресурсами, работа с информационными и технологическими картами.
Исследовательский метод:
v Творческое освоение работы с нетрадиционными материалами и нетрадиционными техниках рисования.
v Поисковая деятельность информационных данных «экология и животные» (отраженные в альбоме).
Практический метод: продукт «подарочный творческий альбом».
Выводы (в соответствии с поставленными задачами):
1. Природу мы изобразили в разных творческих техниках рисования и при помощи художественных материалов (Приложение I):
Изучив технологию рисования в нетрадиционных техниках, мы узнали, что мир творческих техник изображения очень богат («оттиск овощами», «оттиск ладошками», «рисование кляксами», «рисование ниточкой», «поддувание», «волшебные следы», «волшебные ладошки», «рисование солью», «оттиск листьями» и еще много других).
Мы узнали, что есть разные нетрадиционные художественные материалы: краска из сгущённого молока, краска из яичного желтка, рисование кремом для обуви и др.
2. Полученные знания мы применили при создании рисунков, которые вошли в оформление альбома. Рисунки нарисовали мы — первоклассники. Создание альбома – сотворчество с педагогом по проектной деятельности.
3. В альбоме мы отразили некоторых краснокнижных представителей: белого медведя, малого лебедя. Также в альбоме мы отразили: африканского льва, пингвинов, ежа, краба, морских коньков и др.
Творческий альбом (Приложение II).
Альбом выполнен в программе Microsoft Office Publisher. В альбоме представлены рисунки, выполненные в разных нетрадиционных техниках изображения и при помощи нетрадиционных художественных материалов, созданные нами – первоклассниками. Для украшения на страницах использованы готовые клипарты «рамки», «линии», «животные».
1 страница: название альбома.
2 страница: наши фотографии «Мы – в творческом полёте»
3 страница: «письмо» нашим воспитателям.
4 – 15 страницы: наши рисунки природы, выполненные в нетрадиционных техниках изображения и некоторыми нетрадиционными материалами.
16 страница:
17 страница: некоторые нетрадиционные художественные техники рисования.
Экологический аспект, отраженных некоторых животных в рисунках
Пингвины. 2100 году популяция императорских пингвинов на планете может уменьшиться на 95% процентов. К такому неутешительному выводу пришли ученые, исследующие проблемы экологии природы в Массачусетском институте океанографии. Причиной отрицательной динамики, как объяснили исследователи, является стремительное сокращение площади антарктического льда.
Крабы. В
исследовании, опубликованным в журнале « Biological Conservation», сказано, что
под угрозой исчезновения находятся 16% всех видов пресноводных крабов. Это
наилучшая оценка. Наихудшая говорит о 65 % видов под угрозой исчезновения. По
этим данным пресноводные крабы – наиболее уязвимая группа среди всех животных.
Африканский лев.Ученые из Университета Дьюка (Duke University), в том числе и известный активный борец за охрану природы Стюарт Пимм (Stuart Pimm), предупреждают, что количество львов на африканском континенте сократилась до 32 тысяч особей, и в Западной Африке угроза популяции этих животных невероятно высока.
Превратился в последнее время в настоящий символ глобального потепления. Однако он по-прежнему остается объектом охоты. Например, в Канаде инуитам официально разрешено торговать шкурами этих зверей и выдавать иностранцам лицензии на охоту на них. На Аляске и в Гренландии местные жители также имеют право охотиться на полярных хищников. В России охота на них запрещена, но там на них охотятся браконьеры. Охотники за трофеями готовы заплатить до 70 тысяч долларов за возможность сделать смертельный выстрел, а в Канаде это возможно вполне легально.
Малый лебедь –краснокнижный представитель.
Орнитологи установили, что внесенные в Красную книгу России малые лебеди являются самыми чувствительными природными индикаторами состояния окружающей среды .
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Технология рисования в некоторых нетрадиционных техниках изображения (при помощи которых выполнены рисунки животных и растений)
Таблица1.
Название нетрадиционной техники рисования | Необходимые материалы, для рисования | Творческий процесс | Приложение |
«Рисование ниточкой» | Бумага, гуашь, шерстяная нить, кисти, при желании можно использовать ватные палочки | 1. Согните лист пополам. 2. Шерстяную нить (длина 50 см) положите на ладонь руки, куда также необходимо поместить гуашь одного цвета. 3. При помощи пальцев другой руки нить необходимо окрасить в один цвет. 4. Получившаяся «крашенная нить» размещается на одну сторону сложенной пополам бумаги в виде «двойной петли». 5. Лист бумаги закрывается. Одной рукой прижмите бумагу, второй, взявшись за оба конца нити, вытяните её из рисунка. 6. Разверните бумагу – у вас получилась цветная петля. | Приложение 1.1. |
«Поддувание» | Бумага, акварель или гуашь, карандаш, трубочки, при желании можно использовать ватные палочки | 1. Наберите на кисть небольшое количество краски. 2. Капните краску на лист бумаги (внизу листа). 3. Возьмите лист в руки и наклоните его немного вниз, раздувая краску в разные стороны. У вас получиться ствол дерева или кустарника. 4. При помощи кисти или ватных палочек дорисуйте сказочную листву на дереве, например, кружки, точки, завитушки. | Приложение 1.2. |
«Рисование с помощью соли» | Акварель, бумага, кисть, крупная соль | 1. Акварелью нарисовать рисунок (техника по-сырому). 2. Влажный рисунок посыпаем солью. 3. После высыхания краски соль стряхивается. | Приложение 1.3. |
«Оттиск овощами» | Гуашь, морковь, картофель, кисти, нож-резец | 1. Приготовьте фигурки из овощей для рисования. Для этого срежьте верхушки и сделайте несколько надрезов глубиной 1 см (получиться цветок). Поэкспериментируйте и придумайте форму лепестков для цветки из картофелины. 2. Кистью нанесите на основание «цветка» моркови гуашь. 3. Окрашенный край плотно прижмите к бумаге, чтобы сделать оттиск. То же самое проделайте с другими формами, вырезанными из овощей и других материалов (грибов, ягод, фруктов, орехов и т.д.) | Приложение 1. 4. |
«Волшебные следы» | Гуашь или акварель, карандаш, бумага, кисти, при желании можно использовать ватные палочки и кисть «щетина» | 1. Обведите шаблон «след» (в домашних условиях можно использовать след ноги) карандашом. Взгляните на контур обведённого следа и попробуйте определить на что похоже. 2. При помощи акварели или гуаши «оживите» ваше существо. 3. Попробуйте поэкспериментировать: можно на рисунке добавить или убрать «пальчики», дорисовать еще один или несколько следов. 4. Фантазируйте и создавайте новое. | Приложение 1.4. |
«Волшебные ладошки» | Гуашь (или акварель), карандаш, бумага, кисти, при желании можно использовать ватные палочки | 1. Положите ладонь руки на лист бумаги. Обведите» её карандашом. 2. Вспомните театр теней. Взгляните на контур обведённой ладони и попробуйте определить, на что это похоже. Это может быть и птица, и человек, и животное. 3. При помощи акварельной краски или гуаши «оживите» ваше существо. 4. Попробуйте поэкспериментировать: можно на рисунке добавить или убрать «пальчики», дорисовать одну или несколько рук. Фантазируйте и создавайте новое. | Приложение 1.5. |
«Рисуем пальчиками» | Гуашь, кисти, бумага | 1. На палитру помещаем разные цвета гуаши. 2. Пальчик опускаем в гуашь и при помощи «точкования» пальчиком краску наносим на рисунок. 3. От мизинчика получаются маленькие отпечатки, от большого пальца -большие. | Приложение 1. 6. |
«Рисование буквами» | Бумага, гуашь или акварель | 1. Нарисуйте на бумаге предмет из окружающего мира. 2. Подумайте, что бы вы хотели написать внутри этого предмета. 3. Разбейте «внутреннюю» часть рисунка на части, равные количеству букв задуманного слова. 4. Оставляя фору и контур рисунка. Впишите задуманное слово во «внутреннюю часть рисунка». Между буквами не забудьте оставить небольшое расстояние. 5. Раскрасьте только сами буквы. 6. Попробуйте также при помощи букв создать целый сюжет. | Приложение 1.7. |
«Кляксография» | Гуашь, бумага, кисть | 1. Согните пополам лист бумаги. 2. Кисточкой нанесите краску разных цветов на одну сторону бумаги. 3. Теперь сложите лист бумаги по линии сгиба. Прижмите и потрите обе стороны бумаги ладошкой..Нажимайте и растирайте в направлении от линии сгиба к краям. 4. Разверните бумагу, чтобы посмотреть, как теперь выглядит клякса. 5. Дорисуйте получившуюся кляксу до того, что вы увидели. | Приложение 1.8. |
«Оттиск листьями» | Гуашь, кисть, бумага, листья деревьев и кустарников | 1. Подберите листья разной формы (от кустарников, деревьев, растений). 2. Нанесите кистью гуашь на поверхность листьев (с той стороны, где видны прожилки). 3. Прижмите окрашенной поверхностью лист на бумаги. Прижмите ладошкой. 4. Получившийся оттиск от листа – дорисуйте до существа. | Приложение 1.9. |
Рисование ладошками | Гуашь, кисть, бумага | 1. На ладошку кисточкой нанесите гуашь. Прорисуйте все «узорчики» ладони. 2. Прижмите к бумаге ладонь- получиться отпечаток. 3. Дорисуйте, получившийся оттиск, до существа. | Приложение 1.10. |
Рисование восковыми карандашами (или масляной пастелью) и акварелью | Восковые карандаши (или масляная пастель), акварель, бумага, кисти | 1. Контур рисунка обведите восковыми карандашами (или масляной пастелью). 2. Техникой «по-сырому» закрасьте рисунок акварелью. 3. Рисунок, выполненный восковыми карандашами (или масляной пастелью) «проявиться». | Приложение 1.11. |
Рисование «свечкой» | Свеча, бумага, акварель, кисти | 1. Свечкой (воском) нарисуйте – невидимку на листе белой бумаги. 2. Окуните кисть в акварель и раскрасьте рисунок – невидимку. У вас появиться картинка. | Приложение 1.12. |
Оттиск ластиком | Гуашь, кисть, ластик, бумага | Приложение 1.13. |
Технология приготовления некоторых нетрадиционных художественных материалов
(при помощи которых выполнены рисунки животных и растений)
Название творческой краски | Необходимые материалы | Технология приготовления краски |
«Краска из сгущённого молока» | Бумага, пищевой краситель (сухой или жидкий), сгущенное молоко, кисти или ватные палочки, баночки по количеству цветов красителя | 1. Смешайте разного цвета пищевого красителя со сгущенным молоком в разных баночках. 2. Используйте получившуюся краску для воплощения с творческих идей. 3. При высыхании краска приобретает глянцевый блестящий эффект. |
«Краска из яичного желтка» | Бумага, яичные желтки, пищевой краситель (сухой или жидкий), кисти | 1. Разбейте яйца, отделите белки от желтков 2. Поместите желтки в разные миски. 3. В каждую миску поместите пищевой краситель (по цветам). 4. Для получения нового цвета можно яичную краску смешивать. 4. Используйте получившуюся краску для воплощения творческих идей. 5. Если краска подсыхает, добавьте несколько капель воды |
«Краска из пищевой соды» | Пищевая сода, вода, большая ложка, кружка, ватные палочки, акварель. | 3. Растворите в кружке 4 столовые ложки соды и 4 столовые ложки воды. 4. Окуните ватную палочку в смесь и рисуйте – невидимку на листе белой бумаги. 5. Пусть рисунок хорошо высохнет. 6. Окуните кисть в акварель и раскрасьте рисунок – невидимку. У вас появиться картинка. |
Краска из кукурузного сиропа | Баночки, жидкие темперные краски, кукурузный сироп, жидкость для мытья посуды, кисти. | 1. В баночках смешайте отдельно каждый цвет жидкой темперной краски с 4 столовыми ложками кукурузного сиропа 1 чайной ложки жидкости для мытья посуды. 2. Окуните кисть в смесь и рисуйте на картоне. 3. Данной краской удобно рисовать на салфетках, получается красивая упаковочная бумага |
Допольнительные материалы
АЛЬБОМ
Мы – первоклашки, мы проучились в лицее уже 6 месяцев. За это время мы немного повзрослели, и теперь мы не малыши, а настоящие лицеисты. Школьное время – это уроки, перемены, каникулы… Это всё для нас новое! Нам очень интересно, что будет в следующих классах. У нас очень добрые учительницы – Марина Ивановна, Ольга Валентиновна и Анна Ильинична. Но мы часто вспоминаем «детский сад», наших любимых воспитателей: Нам их так не хватает… А у них сейчас новые ребятишки, но они нас не забывают! Они беспокоятся: как у нас дела, всё ли у нас получается в лицее? Мы благодарны им и всегда будем вспоминать добром. Наши знания, полученные в лицее, мы и применим при создании экологического подарка. На занятиях проектной деятельности мы узнали много нового: разные нетрадиционные техники и материалы рисования, при помощи которых мы создавали интересные рисунки, посвящённые природе. И мы хотим поделиться этими знаниями с нашими воспитателями. Пусть и они научат новых ребятишек: как нарисовать животных и птиц при помощи необычного рисования . Этот альбом они могут использовать и на занятиях экологии.
Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»
с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей
Присоединяйся к нам в социальных сетях!
Подписаться на новости
ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
ОЭОД «Зеленая Россия»
119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка
[email protected] | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 18.00
http://les1945.ru/
http://ecogifts.tilda.ws/
Поэтический образ природы в детском рисунке | Учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме:
Тема по самообразованию
Поэтический образ природы
в детском рисунке
Демидович А.В.
воспитатель старшей группы
ГБОУ СОШ №323 /3/
2013-2014 уч. год
«Красота – это радость нашей жизни. Человек стал
человеком потому – что увидел глубину лазурного неба,
мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную
дымку степных просторов,багровый закат перед весенним днём,
трепетание маревы над горизонтом…
Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоём сердце
расцветёт благородство».
В.Сухомлинский.
Искусство – необходимая часть жизни человека. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», — повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека, уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложная – ведь жизнь меняется с стремительно. Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят, всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – всё больше… Вот только удивляются всё меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах. Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Оказать помощь в решении этой задачи поможет изобразительное искусство наряду с поэзией.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Говорят, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность – значит, он как человек состоялся. Природа наш самый большой друг. Она благотворно сказывается на нравственности детей. Постепенное общение с родной природой делает детей добрее, благороднее, человечнее. Ребячья натура, мечтательная и романтическая, способна вобрать в себя самое прекрасное и светлое, что дарит природа. И здесь музыка, произведения изобразительного искусства, литература несут в себе большой духовный потенциал, который способен предотвратить гибель человека разумного.
Эстетическое восприятие – это эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен, все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и конечно по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях.
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А литературное слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях. Уровень психического развития ребенка пяти-шести лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы, факты, явления, которые описываются в стихах, эстетически их оценить. Но самостоятельно это сделать он иногда затрудняется, и здесь, в процессе восприятия поэтического произведения, большую роль играет руководство педагога, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств. Основными задачами являются:
- Приобщение к искусству и художественной деятельности.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.
- Учить различать оттенки настроения в стихах, живописи, и использовать цвет как изобразительное средство.
- Учить находить изобразительные средства в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Учитывая сформированные у ребенка представления, мы заостряем его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Мы знакомим детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, одновременно демонстрируем яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Какие же требования предъявляются к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников? Прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи, рассказы следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые конкретные образы, т. е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.
Художественные образы должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой. Дети могут создавать творческие рисунки на основе наблюдений природных явлений. Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Обычно дети используют яркую окраску (небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое), которая делает рисунок привлекательным. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.
Наблюдение природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Мы начинаем с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой лист одуванчика — с елочкой. Затем стремимся обеспечить двигательную и словесную активность детей: на основе знания произведения ребята отыскивают объекты, описанные в нем, трогают, рассматривают их, читают строчки стиха, отражающие соответствующую картину природы. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей.
По лесным тропинкам ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек у зелёных сосен!
И листок берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над зелёной ёлкой. (Е.Трутнева.)
Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий рассматривали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень»: «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень – праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан». Этот короткий рассказ педагога помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный,
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
(Одуванчик. О. Высотская)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.
(Е.Серова. Ромашки.)
В стихотворении А.Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. непосредственно диктуется какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
В стихотворении О. Высотской «Одуванчик» цветок — «золотистый», а Л. Квитко описывает «серебристый» одуванчик.
Наиболее целесообразно использовать в педагогической работе сочетание методов и приемов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:
— наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстрации, рисование;
— чтение произведения, рассматривание одной — двух картин, беседа, рисование;
— чтение произведений, беседа, рисование,
— наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения;
— беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;
— предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;
— рисование только на основе восприятия поэтического произведения;
— рисование с натуры картин природы; описанных в стихотворении.
Итогом работы по творческому ознакомлению ребят с поэзией может явиться коллективное рисование на тему «Четыре художника», где предлагаем детям объединиться в небольшие группы, каждая из которых будет рисовать любимое время года, чтобы картиной можно было любоваться.
Отражать поэтический образ природы в рисунках — доступно детям. Оно имеет большое значение для нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.
Литература:
- «Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для воспитателя детсада». Л.В.Компанцева.
- «Воспитание искусством в детском саду». Штанько И.В.
- «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова.
- «Играем, познаем, рисуем» Е.Л. Зеленина.
- «Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г.Казакова.
- «Знакомим с пейзажной живописью». Н.А.Курочкина.
- «Искусство и ты». Е.Коротеева.
- «Знакомство с натюрмортом». Н.А.Курочкина.
- Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана, И.Шишкина, Юона, Куинджи, Грабаря, Айвазовского.
Серьезное отношение к детскому творчеству — JSTOR Daily
Являются ли детские рисунки бессмысленными каракулями? Являются ли они ступеньками к серьезному творчеству? Или они сами являются настоящими художественными произведениями? Как пишет искусствовед Джо Элис Лидс, западные искусствоведы и детские психологи обсуждали эту тему сотни лет.
В семнадцатом и восемнадцатом веках официальные художественные академии диктовали эстетические стандарты для творчества художников. Студенты копировали старых мастеров, пытались включить в свои работы древние или аллегорические идеи, изучали анатомию и композицию.
Лидс пишет:
Невозможно представить набор эстетических стандартов, более противоположных возможной оценке спонтанного графического изобретения со стороны детей… Начальные этапы развития естественного рисования в те времена либо игнорировались, либо находили забавным или высмеивали, по крайней мере, можно было предположить.
В ту эпоху дети, которых поощряли обучать искусству, были теми, кто был наиболее способен к точному копированию.
В конце девятнадцатого века психологи Бернар Перес и Джеймс Салли начали изучать типичное детское художественное творчество. Лидс пишет, что на них обоих повлияли романтики, такие как Жан-Жак Руссо, который видел детство как творческое состояние с глубокой связью с природой. Они выражали сочувствие к своим предметам, но рассматривали детское искусство в основном как ступеньку к утонченной взрослой работе.
«Ни на одной стадии этого детского искусства мы не можем найти то, что мы должны считать элементами художественной ценности; однако у него есть своя причудливая и наводящая на размышления сторона», — написал Салли.
Примерно в то же время итальянский ученый Коррадо Риччи утверждал, что детское искусство склонно к «логическим ошибкам», вызванным буквальным мышлением. Он писал: «Они знают, что у человека две ноги, и рисуют его обеими, даже когда им нужно нарисовать человека в положении, при котором была бы видна только одна нога или вообще ничего».
Но в девятнадцатом и двадцатом веках некоторые ученые начали выражать восхищение детскими работами. Одним из первых примеров был швейцарский художник и педагог Родольф Тёпфер, который утверждал, что даже грубые рисунки палками часто содержат «признаки жизненной силы, намеки на выражение, признаки порядка и единства, прежде всего признаки творческой свободы, которая преобладает над рабством». к подражанию в произведениях искусства».
В начале двадцатого века современные художники-авангардисты отвергли формальные правила и стандарты как буржуазные. Вместо этого они искали вдохновение в «примитивных» источниках, включая крестьян, африканцев и коренных американцев, людей с психическими заболеваниями и детей. Какими бы невежественными они ни были, свалив все эти группы в одну кучу как необразованных и «аутентичных», новая эстетика действительно возвысила детскую работу.
Пабло Пикассо, который в юном возрасте продемонстрировал такое мастерство, что его отец сразу же начал его формальное обучение, позже жаловался, что в детстве у него никогда не было возможности свободно исследовать искусство. В конце концов, он кропотливо включил в свои работы элементы детского искусства. Сообщается, что взрослый, просматривая выставку детского творчества, сказал: «Когда я был в возрасте этих детей, я мог рисовать, как Рафаэль. Мне потребовалось много лет, чтобы научиться рисовать, как эти дети».
JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
История отношения к детскому искусству
Автор: Джо Элис Лидс
Исследования в области художественного образования, Vol. 30, № 2 (Зима, 1989 г.), стр. 93-103
Национальная ассоциация художественного образования
Как рисовать для детей
Как нарисовать восход солнца
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Пейзажи | 0
Это урок, в котором вы научитесь поэтапно рисовать восход солнца. Этот урок обязательно понравится любому начинающему художнику и ребенку. Итак, рад предложить вашему вниманию эту очень простую… Продолжение
природаКак нарисовать осенний лист
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Разное | 0
Предлагаю вам пройти урок, с помощью которого вы научитесь рисовать осенний лист. Этот простой урок состоит всего из пяти шагов. С помощью этого простого урока рисования я хотел бы показать вам, как нарисовать … Продолжение
лес, природа, растениеКак нарисовать боб
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Еда | 0
В этом уроке я хочу показать вам, как нарисовать боб. Я обещаю вам, что это руководство будет очень простым. Перед вами очень простой урок, в котором вы научитесь рисовать фасоль. … Продолжение
основной, природа, растениеКак нарисовать венерину мухоловку
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Разное | 0
Я приглашаю вас на урок рисования, на котором я покажу вам, как нарисовать венерину мухоловку. Уверен, вам понравится это пошаговое руководство. С помощью понятной и доступной пошаговой инструкции вы научитесь… Продолжение
насекомое, природа, растениеКак нарисовать птичье гнездо
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Разное | 0
В этом уроке рисования я расскажу вам, как поэтапно нарисовать птичье гнездо. Этот простой урок состоит всего из восьми шагов. Рад предложить вам замечательный и очень полезный урок рисования, с которым… Продолжение
птица, природаКак нарисовать простую козу
Фарида | размещено в: Животные, Уроки рисования | 0
Предлагаю вам пройти урок, в котором вы научитесь рисовать простую козу. Этот урок будет легким. Рад представить вашему вниманию этот замечательный и полезный урок рисования, в котором я буду … Продолжение
милый, млекопитающее, природаКак нарисовать милую индейку
Фарида | размещено в: Животные, Уроки рисования | 0
На этом уроке рисования вы научитесь рисовать милую индейку. Этот урок будет полезен начинающим художникам и детям. Итак, предлагаю вам пройти этот замечательный урок рисования, в котором я вам расскажу и покажу… Продолжение
птица, природаКак нарисовать рыбу кои
Фарида | размещено в: Животные, Уроки рисования | 0
Рад представить вашему вниманию новый, интересный урок, в котором я покажу вам, как поэтапно нарисовать рыбку кои. Подводный мир очень разнообразен, и всегда интересно рисовать водных обитателей. … Продолжение
рыба, природа, водаКак нарисовать таракана
Фарида | размещено в: Животные, Уроки рисования | 0
Приглашаю вас на урок, на котором вы научитесь рисовать таракана. Этот урок будет полезен всем новичкам. Вот простая инструкция, с помощью которой вы научитесь рисовать шаг таракана… Продолжение
насекомое, природаКак нарисовать ветер
Фарида | размещено в: Уроки рисования, Разное | 0
В этом уроке рисования я расскажу вам, как рисовать ветер шаг за шагом.