Раскраска царевна лебедь — 72 фото
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Раскраски сказки Пушкина Царевна лебедь
Царевна лебедь для срисовки
Иван Царевич и принцесса лебедь
Сказка о царе Салтане раскраска князь Гвидон
Сказка о царе Салтане раскраска
Царевна лебедь разукрашка
Раскраски сказки Пушкина Царевна лебедь
Раскраска царевны красавицы
Сказка о царе Салтане Царевна лебедь раскраска
Раскраска к сказке Пушкина сказка о царе Салтане Царевна лебедь
Морской царь и Василиса Премудрая рисунок
Сказка о царе Салтане раскраска лебедь
Царевна лебедь раскраска
Иллюстрации к сказкt fhtdyyf KT,TLM
Лебедь раскраска для детей
Раскраски Василисы Премудрой из сказки Царевна лягушка
Раскраски для девочек зимние принцессы
Лебедь рисунок
Сказка о царе Салтане раскраска лебедь
Царевна лебедь раскраска для детей
Раскраска Королева лебедь
Царевна лебедь сказка Пушкина
Царевна Волхова раскраска
Царица лебедь рисунок карандашом
Картинки для раскрашивания принцесса лебедь
Цифра 2 похожа на лебедя
Раскраска принцесса лебедь
Крыло лебедя контур
Царевна лебедь Автор
Рисование Царевна лебедь
Нарисовать лебедя поэтапно для детей
Царевна лебедь гуашью
Царевна лебедь рисунок
Царевна лебедь Пушкин
Царевна лебедь Раскрашенная
Принцесса-лебедь раскраска Ротбарт
Царевна лебедь рисунок
Рейпольский Царевна лебедь
Царевна лебедь рисунок
Царевна лебедь (19/0,8)
Детские рисунки к сказкам
Царица лебедь батик
Лебедь карандашом для детей
Сказка о царе Салтане лебедь
Царевна лебедь
Царевна лебедь о царе Салтане
Царевна лебедь Пушкин
Царевна лебедь трафарет
Раскраска к сказке Гадкий утенок
Лебединое озеро принцесса лебедь
Царевна Елена Премудрая
Как рисовать царевну белый лед
Саидовна лебедь Царевна лебедь
Царевна лебедь рисунок карандашом
Царевна лебедь Пушкина
Золушка и Фея крестная раскраска
Сказка о царе Салтане Царевна
Разукрашки для детей принцесса лебедь
Рисунок к сказке о царе Салтане
Лебедь раскраска для детей
Назарук Царевна лебедь
Контур лебедя красивый
Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях расскраска
Петриковская роспись Царевна-лебедь
Три чуда Царевна лебедь
Царевна лебедь Пушкин
Царевна лебедь раскраска
Лебединое озеро принцесса лебедь
Царевна зима раскраска
Принцесса лебедь Пушкин раскраска
Рисунки раскраски сказка о царе салтане (39 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Скачать
Раскраски к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Скачать
Сказки Пушкина о царе Салтане белка
Скачать
Сказка о царе Салтане раскраска 3 девицы под окном
Скачать
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Скачать
Сказка о царе Салтане белка с орешками
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане белка
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска
Скачать
Царевна лебедь и князь Гвидон
Скачать
Сказка о царе Салтане Царевна лебедь раскраска
Скачать
Сказка о царе Салтане белка разукрашки
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска к сказке
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска
Скачать
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Скачать
Принцесса лебедь из сказки о царе Салтане
Скачать
Сказка о царе Салтане царь Салтан раскраска
Скачать
Сказка о царе Салтане три девицы под окном
Скачать
Сказка о царе Салтане раскраска
Скачать
Белка о царе Салтане
Скачать
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска
Скачать
Белка из сказки о царе Салтане
Скачать
Рисунок к сказке Пушкина о царе Салтане раскраска
Чудо белка из сказки о царе Салтане
Скачать
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Скачать
Корабль раскраска для детей
Скачать
Ткачиха повариха сватья баба Бабариха раскраска
Скачать
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Скачать
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Скачать
Волны раскраска
Лебедь из сказки о царе Салтане раскраска
Скачать
Иллюстрация к сказке о царе Салтане раскраска
Скачать
Белка из сказки Пушкина о царе Салтане раскраска
Скачать
Гвидон раскраска
Скачать
Раскраски по сказке о царе Салтане для детей 4-5 лет
Скачать
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане карандашом
Скачать
Скачать
Сказка о царе Салтане-лебеде царевна Пушкин фея Векторное изображение
Сказка о царе Салтане Лебедь царевна Пушкин фея Векторное изображение лицензионные векторы org/ListItem»> Векторы ПушкинаЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по требованию |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 3,00 Подписка $ 0,69 Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 3 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.![]() | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменение размера до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте свою компанию или название компании
файлов включены
- Идентификатор изображения
- 23785019
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- оренсила
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»: «Открой эту тайну, царь.

* Цитируется по: Либретто Владимира Бельского (по Пушкину) к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». См.: http://az.lib.ru/b/belxskij_w_i/text_1900_skazka_o_tzare_saltane.shtml
Композиция «Царевна-лебедь» (Третьяковская галерея) была создана Михаилом Врубелем в 1900 году, когда он оформлял декорации к операм Николая Римского-Корсакова в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Как и изображения из серии «Демон», эта картина излучает непостижимый магнетизм. Много загадок осталось как об истории создания картины, так и об образе волшебной девы-птицы из сказки. Среди наиболее важных из них — личность модели для прекрасной Царевны-Лебедя. Действительно ли в композиции фигурирует Надежда Ивановна Забела-Врубель — жена и муза художника, а также великолепная оперная дива, исполнившая Царевну-Лебедь в опере Римского-Корсакова, — или это композиционный образ, рожденный воображением художника?
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва. Деталь
Перед созданием «Царевна-Лебедь» художник много лет искал русский национальный мотив, «музыку целого человека», как он выразился[1]. Эта идея материализовалась в образах могучих богатырей из русских былин (панно «Микула Селянинович и Волга» (1896 г., нынешнее местонахождение неизвестно) и панно «Богатырь» (189 г.).9, Русский музей)). Врубель работал над ними одновременно с оформлением декораций к операм Римского-Корсакова «Садко» (1897) и «Царская невеста» (1899). В 1898 году Врубель писал композитору: «Благодаря вашему благотворному влиянию я решил посвятить себя исключительно жанру русских сказок»[2]. Их творческое сотрудничество началось в декабре 1897 года, когда Врубель вместе с Константином Коровиным и Сергеем Малютиным создавал декорации для «Садко». Надежда Ивановна Забела-Врубель, жена художника, в это время репетировала партию Ольги в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и пробовалась на роль Волховой.

Когда в 1899 году отмечалось столетие Александра Пушкина, Врубель предоставил несколько иллюстраций для издания своего собрания сочинений. В марте 1899 г. он писал сестре Анне: «…мой Богатырь еще должен найти покупателя, а мне надо было немедленно взяться за пушкинские иллюстрации[5], и вот я пишу камин для Мамонтова. чтобы держать свои финансы в порядке»[6]. В том же марте по заказу княгини Марии Тенишевой Врубель написал первый набор балалайок[7] для Парижской выставки 1900 года, что видно из его письма к сестре[8]. Искусствовед А. П. Иванов, современник Врубеля, вспоминал в своей монографии: «В марте следующего года [1899 — В.Б.], Врубель по заданию княгини Тенишевой написал несколько бала и айков, изготовленных в кустарной мастерской в Талашкино; на этих небольших изображениях, написанных маслом по дереву, изображены: царевна-лебедь, выходящая из темно-синей пучины озера; русалка, выглядывающая из воды; древний рыцарь, сражающийся с драконом».[9]. Собственно, именно на балалайке Врубель впервые создал образ Царевны-Лебедь, выходящей из темно-синих озёрных глубин.

В Талашкино Врубель выполнил портрет Тенишевой в образе валькирии (1899, Одесский художественный музей Украина) и, по словам Тенишевой, «в шутку набросал несколько изображений на рамах и деках балалайки, изобилующих потрясающе сочными красками и образов»[13]. Поскольку в мемуарах Тенишевой не указана конкретная дата, мы можем только догадываться, что окончив роспись трех балалаек в марте 189 г.9, Врубель, возможно, написал еще два и сделал 10 эскизов для будущих подобных работ. Среди сохранившихся эскизов особый интерес представляет картина с изображением царевны-лебедя (музей Абрамцево). Эта композиция лишь немного отличается от изображений на балалайке, выполненных Врубелем в марте 1899 года. Проплывая по волнам, фигура Царевны-Лебедь повернута вправо и изображена на фоне бледно-киноварного неба, с исчезающим за верхушками стилизованных елей солнцем.
Первый фрагмент строк Царевны-Лебедь Римский-Корсаков передал Забеле 23 ноября 189 г.9, с надписью: «Дорогой Надежде Ивановне Забеле-Врубель представить ей мою оперу — партию Лебедя. Н.Р.-Корсаков»[14]. Возможно, именно с этого момента внимание художника и певицы целиком сосредоточилось на мире пушкинской сказки, озаренном образом волшебной царевны. Когда существование оперы «Сказка о царе Салтане», по выражению композитора, перестало быть секретом, ее постановку в Частной опере назначили на новый сезон 1900.
Врубель начал работу над «Царевной-лебедью» в начале апреля 1900 года, когда вернулся в Москву после длительных гастролей Частной оперы в Киеве (22 февраля — 26 марта). Пока он работал над ней, новая работа Врубеля захватила воображение Екатерины Ге, гостившей в то время у Врубелей в их квартире на Пречистенке, 39. Другим человеком, осведомленным о новой картине, был Римский-Корсаков, который писал Забеле 8 апреля: «Мне интересно посмотреть, как выйдет «Лебедь Михаила Александровича»[15]. Судя по всему, живописца взволновал предстоящий проект оформления. декорации к опере-сказке, и это стало причиной одной из его самых увлекательных работ. Врубель закончил картину очень быстро, потому что 19 апреля, Забела уже писала сестре с разочарованием: «Миша уже продал Царевну-Лебедь и, правда, очень дешево — за 300 рублей, Морозову. [Миша] просил 500, но Морозов торговался о цене, и Миша сразу отказался, хотя на горизонте есть еще один покупатель, но что делать, когда Миша так хочет избавиться от своих работ? Он, однако, теперь подумывает создать новую Царевну-Лебедь для другого покупателя и таким образом отплатить Морозову тем же за то, что он заплатил так мало»[16]. Другим покупателем был Владимир фон Мекк, много лет поддерживавший художника. Третий орден «Царевна-лебедь»[17] был получен от родственника Забелы, коллекционера произведений искусства Якова Жуковского, который хотел купить первое произведение «Царевна-лебедь» до того, как его опередил М.
Морозов. На фамильной усадьбе Ге в селе Плиски Черниговской губернии, где Врубели проводили лето вместе с концертмейстером Борисом Яновским, художник создал для барона фон Мека вторую картину «Царевна-Лебедь». По воспоминаниям Яновского, по вечерам Врубель читал вслух сказку Пушкина, что помогло Забеле привыкнуть к партии княжны. День за днем она репетировала роль, как готовилась к Марфе в «Царской невесте», используя свой особый метод. «Она подолгу обдумывала каждую фразу, десятки раз меняла выражение лица, упорно добиваясь нужного тона и согласованности на протяжении всего выступления. Так работал ее метод: сначала она знакомилась с оперой, потом присматривалась к своей роли, психологии героини, эмоциям, отношению к другим персонажам оперы. Наконец, она приступила к тщательной, интеллектуально кропотливой работе над поставленной задачей — созданием образа»[18]. Рефлексивное погружение во внутренний мир образа, который ей предстояло сыграть, отличало Забелу от многих оперных исполнителей того времени.
Ее подход был во многом похож на прием русской драматургии конца XIX века.го и начала 20 века, призванные раскрыть сложности психологии человека, весь спектр его чувств и эмоциональных состояний. Именно это имел в виду Римский-Корсаков, когда писал о силе «лирического сопрано» певицы, имея в виду его драматический потенциал. Вдумчивая и тонко настроенная на свой характер, Забела каждый раз играла по-разному, с большой интенсивностью. «Когда публика еще аплодировала Н[адежде] И[вановне] как угорелая дома, она чувствовала себя так, как будто ее связали узлами от досады: «Я знаю, — восклицала она, заламывая руки, — эта Царевна-Лебедь быть моей лебединой песней»[19].] Однако именно для Врубеля опера «Сказка о царе Салтане» стала, можно сказать, лебединой песней: это был его последний проект, связанный с музыкой Римского-Корсакова. Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года и имела исключительный успех. Элементами спектакля, получившими наибольшее количество аплодисментов, стали декорации и костюмы, созданные Врубелем.
В воспоминаниях современников спектакль описывается как живое музыкальное полотно, на котором сплелись воедино музыка, живопись и исполнительское искусство. Многие элементы замысла Врубеля удивили публику, поскольку несколько отличались от текста сказки: например, «вместо одинокого дуба он покрыл деревьями остров; вместо безоблачного дня в первом действии он изобразил вечернее и ночное освещение»[20]; «Море господина Врубеля все время какое-то сумрачное и чересчур зловещее»[21]. Не случайно под это описание подходит и картина «Царевна-лебедь», где царевна изображена на фоне того, что можно было бы назвать декорацией. воссоздание волшебного мира сказки, освещенного закатным светом.
Особый подход художника к натуре выделяет его среди сверстников и дает ключ к пониманию его творческого метода. В частности, когда Врубель разрабатывал фон для картины, он тщательно готовился, выбирая конкретные декорации. Он стремился уловить цветовую гамму определенного времени дня и определенного освещения. Практически во всех его фантазийных композициях — «Демон сидящий» (1890, ГТГ), «Княгиня Волхова» (1897, ГРМ), «Богатырь» (1899, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «В сумерках» (1900, ГТГ) — фон представлен в контрасте со светом заходящего солнца или при свете луны (или полумесяц). В некоторых своих композициях Врубель, используя стилизованные приемы, целенаправленно усиливает драматическое освещение («Демон сидит»), использует неестественно яркую цветовую гамму или преувеличивает размеры луны («Княжна Волхова»). В других он очень реалистично изображает последние лучи солнца, падающие на верхушки деревьев и стволы высоких сосен («Богатырь», «Царевна-лебедь») или передает незаметные глазу сумерки («На закате»).
Образ самой Царевны-Лебедя представляет собой сочетание природных и фантастических элементов. Художника волновала задача изобразить духовный мир, невидимый обычному, материалистически настроенному глазу. Однако для достижения реализма в изображении фантастики Врубелю требовался хотя бы один элемент материального мира, точно скопированный с его природного прототипа. Эта двойственность языка художника в полной мере отражена в образе Царевны-Лебедь. Он один оказался способным запечатлеть девушку-птицу в момент ее метаморфозы, когда реальность соединяется с фантазией. Врубель мастерски передал естественную фактуру паутинной ткани, окутывающей принцессу, и блеск сияющих драгоценных камней, украшающих ее головной убор, но ее лицо и фигура представляют собой составной образ. Вот что писала о методе Врубеля Екатерина Ге, ненароком сравнивая его с методом своего тестя, художника из группы «Передвижники»: «Ге писал все с натуры, а Врубель — нет; Врубель был очарован миром сказок, он даже не хотел делать лица и жесты слишком реальными; он как будто нарочно рисовал слишком большие глаза, невероятные жесты, говорящие о том, что у его фигур нет костей». у княжны черты всех тех, кто когда-то был натурщиком Врубеля. Так, Николай Прахов в своих мемуарах отмечает «значительное сходство»[23] образа с его сестрой Еленой Праховой. В годы пребывания в Киеве и во время работы над росписями Кирилловской церкви Врубель, как известно, очень дорожил дружбой с историком Адрианом Праховым и его семьей.
Ввиду этого нельзя не упомянуть, что непостижимо таинственные, выразительные глаза Княжны проработаны художником с таким же эмоциональным напряжением, как и глаза на эскизе к иконе «Богородица» (1884 г., нынешнее местонахождение?) . Образ иконы Врубель создал по образцу жены Адриана Прахова Эмилии, сыгравшей судьбоносную роль в жизни художника.
Многие врубелевские образы Забелы носили оттенок фантастики. Екатерина Ге писала: «Врубель выдумал красоту моей сестры и реализовал ее в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал ее недостатки, так как находил их особенно милыми»[24]. так как внешний вид и грациозность движений позволяли ей легко исполнять фантастические образы: «И в голове, и в движениях у меня есть особое качество, позволяющее воплощать сверхъестественные существа»[25]. необыкновенный дар, в котором сочетался талант и певческий, и драматический, как отмечал Михаил Гнесин: «В ее пении изгибы мелодии всегда переливались новыми и нежными тонально-эмоциональными оттенками <. ..> и все эти изгибы и переливы грациозно отражались в легких изменениях ее лица и в едва заметных движениях ее гибкого тела. Ты верил каждому ее слову и каждому звуку»[26]. Что же касается жеста Царевны-Лебедя и поворота ее фигуры на картине, то Врубель, скорее всего, «уловил» их, когда Забела деликатно подстраивалась под музыкальную ткань своей героини. Жест принцессы, когда она держит фату левой рукой, можно легко сопоставить с одной из фотографий, на которой Забела изображена в образе принцессы-лебедя. Подобный жест и поворот фигуры характерны и для одной из фигур в этюде «Две морские царевны» (ГРМ, 1898). Характерный жест руки Забелы, с одной точки зрения, напоминает одну из позиций в русском народном танце с шалью, а с другой — вызывает позу античных статуй, начиная со статуй римского богиня скромности и целомудрия Пудичития. Если исходное изображение на балалайке напоминало лишь жест из русской народной пляски, то в картине уже присутствует более глубокая образность, подчеркивающая символику персонажа.
Царевна-Лебедь — недостижимый идеал чистоты и целомудрия. Ее задумчивый взгляд указывает на оттенок грусти в предвкушении предстоящего отказа от вольной жизни. Певческие элементы свадебной обрядности северных и северо-западных областей России, на которые, в частности, опирался Римский-Корсаков, включали, кроме веселых вступлений в песни, заупокойные обряды, называемые «оплакиваниями». Преувеличенно грустное лицо Царевны-Лебедя на балалайке, а также ее задумчивый взгляд на картине, по-видимому, связаны с этим традиционным восприятием невесты. Недаром заключительный ариозо Царевны-Лебедь, озаглавленный «Открой эту тайну, царь…», наделен своеобразным символизмом, содержащим такие строки: «Чтобы живые творили чудеса, я спустился с небес. Живу невидимкой В сердцах тех, кто мне дорог. Я несу свет и радость многим на земле, печаль становится сладкой в песне; в сказке страх становится милым. Для них ярче светит солнце, ярче красок у весны, они понимают шепот волн, (они понимают) птиц в лесу».
Эти строки, напоминающие заклинание, написанные либреттистом оперы Владимиром Бельским, усиливают фантастическое ощущение Царевны-Лебедя. Принцесса становится главным олицетворением идеи совершенной эстетической красоты, преображающей все вокруг себя. Оперный талант Забелы помог подчеркнуть глубокий смысл образа: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на холсте, — это воплощенная в звуках сказка, подлинное поэтическое видение, созданное народным воображением. Оживите эти кристально чистые звуки солнечными эмоциями и весенней девичьей нежностью, и, может быть, вы услышите и увидите Царевну-Лебедь такой, какой ее интерпретировала Забела и такой, какой она никогда не будет в исполнении других певцов в более поздние времена». 27]
Композиция Врубеля была не просто изображением девушки-птицы из сказки, она вобрала в себя очарование женских образов, ранее созданных им на рубеже веков, и символизировала непостижимую красоту, глубоко скрытую «Душу Мир»[28], который он стремился передать в каждом своем произведении, будь то картина, рисунок или скульптура. Образ, запечатленный на полотне, не был бы столь целостным, если бы не Забела, вдохновившая художника на его создание.
- Из письма М. Врубеля к Анне Врубель (Абрамцево, лето 1891 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике [Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике], Ленинград, 1976, с. 57 (далее Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике ).
- Из письма М. Врубеля Николаю Римскому-Корсакову (8 мая 1898 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике , с. 88.
- Л. Барсова, Надежда Забела-Врубель глазами современников, Л., 1982, с. 30. (далее Л. Барсова, 1982 г.).
- Из письма Михаила Врубеля к Анне Врубель. (Абрамцево, лето 1891 г.) в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 57.
- Врубель создал иллюстрации к стихам «Пророк» и «Египетские ночи» и оформил титульный лист – «1799. А.С. Пушкин» — за А. Пушкин, Собрание сочинений (3 тома), Типография А.
Мамонтова, 1899.
- Из письма М. Врубеля к Анне Врубель (Москва, март, понедельник (1899 г.)) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания художника , с. 63.
- В каталоге художественной коллекции Тенишевой упоминается, что Врубель написал только пять балалайк (Озер Джеско, Талашкино: Деревянная посуда из мастерских княгини Тенишевой [ Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М.Кл. Тенишевой ], 2 т., т. 1, с. 1, Москва, 2016, с. 35), четыре из которых сейчас входят в музейные собрания: «Богатырь» (1899, Смоленский музей-заповедник), «Морская царевна» (1899, ГТГ), «Царевна-лебедь» (1899, Смоленский музей-заповедник), « Рыбки» с дарительской надписью «На память» (1899, Смоленский музей-заповедник).
- Письмо Михаила Врубеля Анне Врубель. (Москва, март, суббота (1899) в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике , стр. 63.
- А. Иванова, Врубеля, СПб, 1916, с. 36.
- Л. Барсова, 1982, с.
52.
- Отсылка к композиторам Анатолию Лядову и Александру Глазунову.
- Л. Барсова, 1982, с. 52.
- Л. Барсова, Врубель: Без комментариев, СПб, 2012, с. 136. (далее Л. Барсова, 2012).
- Л. Барсова, 2012, с. 149.
- Л. Барсова, 1982, с. 60.
- Вы. Ге, «Последние годы жизни Врубеля»] в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 274.
- Там же.
- Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель» [«Воспоминания о Н.И. Забеле-Врубель»] в Николай Римский-Корсаков: Исследования; Документы; Письма [ Н.А. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., вып. 2, Москва, 1954, с. 340. (далее Яновский Б., «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель»).
- Л. Барсова, 19 лет82, с. 65.
- Л. Барсова, 2012, с. 164.
- Л. Барсова, 2012, с. 173.
- Л. Барсова, 2012, с. 58.
- Н. Прахов, «Михаил Александрович Врубель» в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с.
205.
- Вы. Ге, «Последние годы Врубеля» в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 265.
- Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель», с. 339 в Николай Римский-Корсаков: Исследование; Документы; Буквы [Н.Д. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., вып. 2, Москва, 1954, с. 339.
- Л. Барсова, 1982, с. 23.
- С. Дурылин: см. Л. Барсова, 1982, с. 62.
- В. Иванов, Matters Native and Universal [Родное и вселенское ], Москва, 1994, с. 189.
Иллюстрации
Михаил ВРУБЕЛЬ. Принцесса Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Эскиз балалайки . 1899
Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. 28,4 × 43,8 × 5 см
© Музей-заповедник «Абрамцево»
Балалайка-прима («Царевна-Лебедь»). 1899
Роспись по дереву. 66,5 × 41,5 см. Фото: Алексей Смирнов, 2011
© Смоленский государственный музей-заповедник
Михаил ВРУБЕЛЬ. Морская Принцесса. Портрет Надежды Забелы-Врубель в образе княжны Волховой. 1898
Акварель, белила на бумаге, наложенной на холст. 160,1 × 61,5 см
© Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна Лебедь. Эскиз. 1900
Масло на борту. 25,2 × 18,7 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель, Борис Яновский и Надежда Забела-Врубель в Талашкино. 1899. Фотография.
© Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи, Москва. Фонд 92. Ед. 18
Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя. Фотография.
© Театральный музей Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Город Леденец. 1900.
Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане». Графитный карандаш, акварель на картоне. 21,9 × 35,4 см.
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Опера «Сказка о царе Салтане». Картина 1, действие 4. 19:00
Царевна-Лебедь: Надежда Забела-Врубель, Гвидон: Антон Секар-Рожанский, Милитриса: Елена Цветкова. На переднем плане дирижер Михаил Ипполитов-Иванов. Фотография
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. В сумерках . 1900.
Холст, масло. 129 × 180 см
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Поддон . 1899.
Холст, масло. 124 × 106,3 см
© Третьяковская галерея, Москва
Виктор ВАСНЕЦОВ. Портрет Елены Праховой . 1894
Холст, масло. 212,5 × 154,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Елена Адриановна Прахова. Киев, 1899 г.
Фотография.
© Фотоархив Третьяковской галереи
Михаил ВРУБЕЛЬ. Портрет Праховой . 1884-1885
Бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш, гуашь. 43 × 32,3 см
© Третьяковская галерея, Москва
Эмилия Прахова. Фотография
© Фотоархив ГТГ
Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя.