методика, поэтапная схема рисования дерева и прочее
Занятия по рисованию любимы дошкольниками. Дети пятого года жизни умело делают зарисовки с натуры. Но цель занятий шире — научить детей не только переносить внешний вид предметов на бумагу, но и создавать собственные уникальные образы. Стимулируют воображение и творческую активность темы по мотивам сказок.
Содержание
1 Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочное дерево»
1.1 Материалы и инструменты
1.2 Техники рисования
1.2.1 Видео: как нарисовать 3 дерево (урок для детей)
1.2.2 Видео: как нарисовать сказочное дерево
1.3 Фотогалерея: деревья в нетрадиционных техниках рисования
1.4 Чем дополнить рисунок
1.5 Усложнение заданий
1.6 Место занятия «Сказочное дерево» в картотеке по изобразительной деятельности
2 Конспект занятия «Сказочное дерево» в средней группе
2. 1 Таблица: конспект НОД по рисованию в средней группе «Сказочное дерево»
3 Поэтапное рисование композиции «Сказочное дерево»
3.1 Цветными карандашами
3.2 Красками
3.3 Фотогалерея: примеры работ
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочное дерево»
Программа по изобразительной деятельности для средней группы направлена на развитие навыка предметного рисования. Это не механическое копирование изображения в альбом, а умение запечатлевать увиденное. Важно научить детей воспринимать образ: запоминать целое и подмечать детали. Дошкольники 4–5 лет постепенно приступают к рисованию по представлению.
Деревья и ветки в средней группе дети сначала рисуют с натуры
Деревья и отдельные ветки ребята рисовали в младшей группе и могли возвращаться к этим предметам в средней группе. Им знакомы формы различных деревьев (ёлки, берёзы, дуба), особенности их листьев/хвои. Тема «Сказочное дерево» вносит элемент необычности — дети с начала занятия фантазируют.
Это интересно. В сказках нет простых предметов. Деревья — яблонька, дубы, весь тёмный лес — являются символами. Издревле деревья наделялись сакральным значением: выражением сил земли (если приносят плоды), связующим звеном между миров земным и миром небесным.
Деревья в сказках помогают героям, они — не просто растения
На занятии реализуется ряд образовательных задач:
- развитие образного и пространственного мышления,
- развитие зрительного восприятия,
- стимулирование воображения,
- привитие чувства прекрасного,
- погружение в мир народной культуры.
Среди деревьев — в дремучем лесу — всегда чудеса и приключения
Материалы и инструменты
- Краски. Предпочтительно использовать гуашь. Для рисования чётких линий и мазков акварель подходит меньше, но ею часто рисуют в детских садах — она дешевле.
- Кисти: толстая и тонкая.
- Цветные карандаши.
- Альбомный лист или половинка.
- Плотная цветная бумага или картон (как основа для рисования гуашью).
- Фломастеры: только для рисования деталей на карандашном рисунке.
Не предоставляйте четырёхлеткам свободу выбора материалов для рисования. Они разберут фломастеры и восковые мелки. Развивать силу нажима на карандаш, чёткость штриховки и мазков — задачи рисования, занимаемся с карандашами и красками. Фломастеры раздайте в конце практической работы — по одному на каждого — и сообщите, что им можно обвести контур дерева или нарисовать какую-либо деталь, например, дупло или тонкие ветки.
Материалы для рисования сказочных деревьев должны быть яркими и развивающими технические навыки детей
Техники рисования
- Предварительная тренировка в изображении формы дерева (треугольник/прямоугольник — створ, круг/овал — крона).
- Дети «рисуют» овалы в воздухе пальчиком или карандашом/кистью.
- Чертят фигуры мелом/маркером на доске.
- Рисование контуров дерева на бумаге.
- Закрашивание фигур.
- Рисование деталей:
- ветви,
- отдельные листья,
- лицо, руки дерева,
- цветы,
- плоды:
- яблоки,
- орехи,
- сладости,
- башмачки.
Основа сказочного дерева рисуется простыми линиями и мазками
Видео: как нарисовать 3 дерево (урок для детей)
Смотрите это видео на YouTube
В основе рисования сказочных деревьев лежит повторение формы реальных деревьев. Подскажите детям, что волшебство будет в деталях и нестандартном выборе цветов.
Видео: как нарисовать сказочное дерево
https://youtube.com/watch?v=UwSIkCOEy-s
Ценность этой видеозаписи состоит в том, что рисует и поясняет действия ребёнок. Обратите внимание, что в детском представлении делает дерево сказочным. Это непривычная форма кроны, цвет листвы и плоды.
Фантастические образы деревьев получаются при рисовании в альтернативных техниках:
- пальцами и ладонями,
- кляксами,
- отпечатыванием,
- штампингом.
Фотогалерея: деревья в нетрадиционных техниках рисования
- Нарисовать крону сказочного дерева можно необычным инструментом — пучком ватных палочек
- Рисование пальчиками — знакомая детям техника, украсить листьями-пятнышками крону сказочного дерева они могу самостоятельно
- Деревья волшебные и таинственные получаются при рисовании кляксами
- Непредсказуемо, какие по форме получатся деревья при отпечатывании в технике монотипия
Чем дополнить рисунок
Если дети справляются с рисованием дерева и сказочных элементов, к работе привлекаются приёмы лепки и аппликации.
Пластилиновой мозаикой и кусочками цветной бумаги выкладывают траву, облака и солнце — предметы второго плана.
На рисунок можно приклеить изображения сказочных персонажей. Например, Алёнушку и братцы под яблонькой, кота учёного — на дубе из Лукоморья, феечек — вокруг цветочного дерева.
Как вариант, ребята украшают работы природным материалом или фурнитурой:
- сухие листья, цветы,
- плоские семечки,
- палочки,
- кусочки ткани,
- обрезки тесьмы, ленты,
- пуговицы.
Аппликацию на сказочном дереве можно выложить бросовым материалом, например, карандашной стружкой
Усложнение заданий
Воспитанникам, активно проявляющим художественный талант, на занятии предлагаются задания повышенного уровня сложности:
- нарисовать два дерева,
- детализировать задний план: солнце, птицы.
В средней группе заливка фона не является обязательным этапом рисования, это задание для одарённых детей
Место занятия «Сказочное дерево» в картотеке по изобразительной деятельности
Тема «Сказочное дерево» следует после тем по рисованию и лепке, связанных с изображением растительного мира:
- «Нарисуй картинку про лето»,
- «На яблоне поспели яблоки»,
- «Красивые цветы»,
- «Яблоки и ягоды»,
- «Большие и маленькие морковки»,
- «Овощи и фрукты».
По классической программе Т. С. Комаровой занятие «Сказочное дерево» проводится в октябре и имеет целью научить закрашиванию. В начале учебного года воспитанники средней группы создают простые композиции: «Яблоня с золотыми яблоками», «Волшебное дерево» (необычного цвета или формы).
К весне (концу года) дети владеют основными приёмами рисования кистью и карандашами. Создаются первые коллективные композиции с сюжетной составляющей, по мотивам сказок:
- «Зачарованный лес»: создание композиции из неведомых деревьев (с плодами, цветами, изогнутыми ветвями).
- «Лес двенадцати месяцев»: рисование по мотивам сказки С. Я. Маршака. Дети распределяют образы для рисования: зимние, весенние, летние, осенние деревья. Работы приклеиваются кругом на листе ватмана.
- «Дерево желаний»: сочетание рисования с арт-терапией, визуализация детских желаний в картинках. Например, большое дерево рисуют и закрашивают все вместе, а после наклеивают на листочки/веточки картинки с изображением своих стремлений, надежд.
Коллективно дети рисуют обувь разных видов для дополнения чудо-дерева из стихотворения К. И. Чуковского
Конспект занятия «Сказочное дерево» в средней группе
Составление конспекта начинается с постановки целей и задач занятия. Затем фиксируются формы предварительной работы: чтение сказок, рассматривание к ним иллюстраций.
Кратко указываются материалы, инструменты и оборудование.
Подробно планируется образовательная деятельность на занятие по схеме:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 2–4 минуты.
- Практическая работа — 13–15 минут.
- Показ и обсуждение рисунков — 2 минуты.
Показ и обсуждение работ — завершающий этап занятия в средней группе
В качестве мотивирующего начала занятия воспитатель использует материалы, привлекающий внимание детей и одновременно погружающий в тему рисования:
Таблица: конспект НОД по рисованию в средней группе «Сказочное дерево»
Автор | Хатько С. С. |
Задачи |
|
Материалы и оборудование |
|
Ход работы | Воспитатель: Собрались все дети в круг, Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! Вот мы с вами и поприветствовали друг друга, а теперь послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» Дети: Осень. Воспитатель: правильно, а какие изменения происходят в природе осенью? Дети: желтеют листья, идут дожди, стало холодно, птицы улетают в тёплые края и т. д. Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо (читает письмо). В некотором царстве, в тридевятом государстве, жил-был царь Демьян. И был у него сад такой богатый, что лучше того сада не найти ни в одном царстве. В том саду росли разные дорогие деревья, и была там одна яблоня, что приносила золотые яблоки. Да вот беда приключилась: налетела на сад Жар-птица и пощипала все золотые яблочки. Опечалился царь и просит помочь оживить сад, а для этого ему нужны картины с нарисованными яблонями. — Ребята, давайте поможем царю Демьяну: нарисуем яблоньки с золотыми яблочками! Согласны? Дети: да! Воспитатель: из каких частей состоит дерево? Дети: корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель: давайте с вами немного отдохнём, а потом примемся за работу. Физкультминутка «Мы листики осенние» Воспитатель: С чего начинаем рисовать наше дерево? (рисуем яблоню) Начинаем рисовать с самого крупного предмета яблоньки — ствола. Рисунок располагаем в центре листа. Вначале кисточкой прорисовываем ствол, ветки коричневой краской. Затем рисуем листочки, для рисования листиков нам нужна зелёная краска. Яблоки будем рисовать «пальчиками». Как нарисовать яблочко? Обмакиваем один пальчик в жёлтую краску и оставляем отпечаток. Получается круглое, золотое яблочко. Рефлексия Ребята, кому мы сегодня помогали? А что у него случилось? Как мы помогали царю? А из каких частей состоит дерево? В конце занятия воспитатель организует выставку рисунков и просит детей оценить их, обратив внимание на оригинальность и аккуратность работ. Уточняет, что дети помогли царю Демьяну спасти его волшебный сад. |
Цит. по: https://www. maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-o-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-risovanie-v-srednei-grupe-na-temu-skazochnoe-derevo.html |
Занятие Хатько С. С. — отличный образец, как провести рисование в средней группе. Отгадывание загадок (во вводной части) можно заменить на иллюстративный материал, если дети в группы — визуалы. Использовать готовые планы и разработки в образовательной деятельности не запрещается! Главное — адаптируйте конспекты занятий с учётом особенностей и интересов своих подопечных.
Поэтапное рисование композиции «Сказочное дерево»
Рассмотрим схему рисования классических композиций (без нетрадиционных приёмов и украшения).
Цветными карандашами
- Нарисовать треугольник и круг.
Ствол и крона могут быть разными по форме, треугольник и круг являются вариантами
- Закрасить ствол.
Цвет раскрашивания также предоставляется на выбор
- Нарисовать волшебные плоды на кроне.
В качестве плодов могут быть разнообразные предметы: фрукты, конфеты, рыбки, просто фигурки
- Закрасить крону, не заезжая на контуры плодов.
Зелёный цвет так и просится на крону дерева
- Можно закрашивать несколькими цветами.
Заштриховать крону разрешается несколькими цветами
- Рисунок готов.
В завершение подрисовываем травку
Красками
- Нарисовать контур ствола — прямоугольник.
Контур ствола может быть различной формы, например, прямоугольным
- Закрасить ствол.
Закрашивать нужно в пределах контура
- Нарисовать контур кроны — круг.
Выбираем форму для кроны
- Мазками закрашивать крону.
Закрашивание мазками имитирует листву дерева
- Можно сочетать несколько цветов в закрашивании.
Подбадривайте ребёнка в выборе яркий красок или неожиданных цветовых сочетаниях
- Рисуем тонкими мазками травку.
Фон рисуется только акварелью
- Пробуем сделать акварельный фон. Рисунок готов.
Сказочное дерево готово
Фотогалерея: примеры работ
- В рисунке «Сказочное дерево» дети вспоминают темы предыдущих занятий: по растениям, ягодам, фруктам и овощам
- Тема по мотивам сказки располагает к детализации образов
- Сказочные образы требуют неожижанных форм и ярких красок
- На сказочном дереве и плоды сказочные, сдобные
- Дополнить можно раскрашенными макаронными изделиями (бантиками)
- Странные изгибы и загадочные цветы — таким получается дерево из клякс
- Ствол сказочного дерева легко представить в виде ладошки и пальцем, потому и нарисовать можно отпечатком руки
Волшебные истории уносят детей в мир воображаемый. Из этого фантастического путешествия ребёнок приносит интересные образы и с удовольствием рисует их на бумаге.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
(4 голоса, среднее: 4.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Дерево в перспективе. Пошаговое руководство по рисованию