Узнаем как нарисовать Василису Прекрасную: пошаговый пример
Все девочки хотят быть принцессами, ведь именно с этими героинями они себя ассоциируют. Поэтому, когда воспитательница в детском саду говорит нарисовать любимого персонажа, ребенок не задумывается. Маленькая девочка приходит домой и просит родителей помочь ей нарисовать принцессу. Папа перекладывает задачу на хрупкие мамины плечи. Как же быть в такой ситуации, нельзя падать в грязь лицом и говорить ребенку, что вы не художник. В этой статье мы расскажем, как нарисовать Василису Прекрасную.
Рисуем карандашом
Чтобы помочь ребенку творчески развиваться, в первую очередь нужно поддерживать запал. Поэтому если девочка хочет нарисовать куколку Василисы Прекрасной, нужно помочь ей в этом начинании. Подготавливаем материал, нам понадобятся: лист формата А4, твердо-мягкий карандаш и мягкий ластик.
Все, кто задавался вопросом о том, как нарисовать Василису Прекрасную, знают, что самое сложное — это начать. Первое, что всегда нужно делать перед построением любого рисунка – это компоновка. Поставим две отметки, одну сверху листа, другую снизу. Вылезать за них нельзя, иначе наш рисунок постепенно может «уйти» за отведенные ему границы. Теперь намечаем голову.
Помним, что она укладывается в тело человека 7-8 раз. Наметили кружок, теперь можно его детализировать. Сначала намечаем кокошник, и лишь потом черты лица. Прорисовываем глаза, нос и губы. Дальше переходим к построению фигуры. Наша задача – нарисовать персонажа мультфильма «Василиса Прекрасная», которая стоит, уперев одну руку в бок, а в другой держит платочек. Фигуру полностью прорисовывать необязательно, так как ее будет не видно из-под платья. А вот построить пропорционально руки все же следует. Помним, что кисть доходит человеку до середины бедра. Поднятая рука Василисы должна находиться практически на одной линии с другой рукой. Закончив построение, нужно переходить к деталям. Прорисовываем складки на одежде, орнамент на платье и кокошнике. Наша красавица готова.
Рисуем акварелью
Мы можем раскрашивать ту картинку, которая у нас получилась в прошлом пункте или изобразить Василису Прекрасную в другой позе. Но в любом случае мы подойдем к этапу, когда карандашный набросок у нас готов. Осталось добавить ему немного цвета.
Как нарисовать Василису Прекрасную акварелью? Начинать нужно с прорисовки фигуры. Выбираем желтый цвет и прокрываем им весь лист. Помним, что у нас нет ни чисто белого цвета, ни чисто черного. Когда первый слой краски высох, начинаем по очереди наносить краску, переходя от самых светлых оттенков к самым темным. Для примера можно смотреть на иллюстрацию И. Билибина «Василиса Прекрасная».
Художник на данном рисунке не использовал полутона, и мы тоже можем позволить себе это не делать. Просто аккуратно зальем цветами контуры, а потом обведем их черной гелевой ручкой.
Рисуем гуашью
Принцип работы с акварелью разительно отличается от всех других художественных приемов. Но не в нашем случае. Когда рисует ребенок, мы ему многое прощаем. Главное, заинтересовать чадо, а научиться технике оно еще успеет.
Как нарисовать Василису Прекрасную гуашью? Сначала, используя приемы из пункта выше, мы придаем каждой детали рисунка собственный цвет. А дальше начинаем прорисовывать тень. Начать нужно с одеяния Василисы. На платье более темной краской обозначаем тень, а также обозначаем ее на рубашке и платке. Прорисовав фигуру, переходим к заднему плану. Листья на деревьях нужно раскрасить в несколько цветов. Финальный штрих – прорисовываем отражение в воде.
Мама рисует для дочки
Чтобы порадовать своего ребенка, иногда нужно постараться. Как приятно будет девочке получить от мамы нарисованных персонажей сказки «Василиса Прекрасная». Особенно если на картине будет отображен портрет главной героини. Чтобы облегчить себе работу, рисовать всю фигуру целиком не нужно, это сложно. Поэтому начинаем с портрета. Половину листа сразу отводим на кокошник. А потом начинаем выстраивать лицо. Рисовать Василису нужно в ¾, тогда не сильно будет видно пропорциональных неровностей.
На переднем плане рисуем глаз, проводим осевую и в глубине лица рисуем второй глаз, вполовину меньше первого. Где-то посередине рисуем нос. Чтобы не попасть впросак, лучше наметить только нижнюю его часть. Ну и остались губы. Рисуя их, не забываем про носогубную складку. Осталось нарисовать кокошник. Это легко. Здесь нужно проявить фантазию, можно бусинами выложить узор или расположить их в хаотичном порядке.
Как нарисовать василису (69 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Как нарисовать Василису
Женский образ поэтапное рисование
Василиса прекрасная рисунок пошагово
Русский народный костюм рисунок поэтапно
Василиса прекрасная рисунок пошагово
Нарисовать Василису прекрасную пошагово
Национальный костюм поэтапно
Раскраска Иван Царевич и серый волк Василиса
Как нарисовать Василису
Как нарисовать царевну поэтапно
Образ русской красавицы карандашом
Рисование национальные костюмы
Русская красавица поэтапное рисование
Поэтапное рисование Василисы прекрасной
Поэтапное рисование принцессы для детей
Нарисовать царевну
Рисуем Василису прекрасную поэтапно
Поэтапное рисование Снегурочки
Мерида нарисовать поэтапно
Поэтапное рисование Снегурочки
Поэтапное рисование принцессы для детей
Нарисовать царевну лебедь
Женский образ поэтапное рисование
Рисование русского народного костюма
Царевна лебедь рисунок карандашом
Как нарисовать Василису
Русский народный костюм рисунок
Уроки рисования принцесс
Василиса Микулишна рисунок
Национальный костюм русских для рисования
Поэтапный рисунок принцессы
Василиса прекрасная иллюстрации легко
Срисовывать лёгкие рисунки для Василиса
Раскраски Василисы Премудрой из сказки Царевна лягушка
Портрет хозяйки медной горы карандашом
Костюм для Василисы прекрасной нарисовать
Голова в кокошнике раскраска
Рисование женского образа
Русский народный костюм раскраска
Раскраска Иван Царевич и серый волк Василиса
Поэтапное рисование Василисы прекрасной
Эскиз костюма мертвой царевне
Василиса прекрасная рисунок лёгкий
Рисование образа русской красавицы
Нарисовать королеву пошагово
Нарисовать Василису
Наброски кукол карандашом
Этапное рисование принцессы для детей
Мерида нарисовать поэтапно
Иван Царевич и Василиса раскраска
Иван Царевич и серый волк Василиса 18
Как нарисовать Алису
Рисование Царевна пошагово
Русская красавица раскраска
Конёк-горбунок рисоват
Рисунок царевны карандашом для срисовки
Поэтапный рисунок русского народного костюма
Василиса прекрасная раскраска раскраска
Царевна лебедь рисунок карандашом
Раскраска Кощей Бессмертный и Василиса
Царевна Премудрая
Василиса Микулишна» 1975г.
Русский народный костюм раскраска
Царевна лебедь рисунок карандашом
Образ сказочного героя
Конкурс рисунков Василиса прекрасная
Кощей Бессмертный и Василиса прекрасная
Портрет русской красавицы карандашом
Василиса Прекрасная. Русская сказка
бесплатные онлайн-иллюстрированные книги для детей |
Популярный Андерсен Сказки Истории о животных Поэзия для детей Украинские сказки и стихи Короткие истории Список категорий
Русская сказка
Перевод Бернарда Айзекса
freebooksforkids.net
Иллюстрации М.Петрова
Давным-давно в одном царстве жили-были старик со старухой и дочерью их Василисой. У них была только маленькая хижина в качестве дома, но их жизнь была мирной и счастливой.
Однако даже самое светлое небо может затянуться тучами, и беда наконец перешагнула их порог. Старуха тяжело заболела и, чувствуя, что близок ее конец, позвала Василису к своей постели, дала ей куколку и сказала:
«Делай, как я тебе говорю, дитя мое. Береги эту куколку хорошенько». и никогда никому не показывай. Если с тобой когда-нибудь случится что-нибудь плохое, дай кукле поесть и спроси у нее совета. Она выручит тебя во всех твоих бедах».
И, подарив Василисе последний, прощальный поцелуй, старуха умерла.
Старик какое-то время грустил и печалился, а потом снова женился. Он думал дать Василисе вторую мать, но вместо этого дал ей жестокую мачеху.
У мачехи было две собственные дочери, две из самых злобных, подлых и трудных для удовлетворения молодых женщин, которые когда-либо жили. Мачеха их очень любила и всегда целовала и нянчила, а на Василису придиралась и не давала ей ни минуты покоя. Василиса чувствовала себя очень несчастной, потому что мачеха и сводные сестры то и дело бранили ее и ругали и заставляли работать непосильно. Они надеялись, что она похудела и осунулась от слишком большого труда и что ее лицо станет темным и безобразным на ветру и солнце.
«Ну, Василиса! Где ты, Василиса? Неси дрова, не медли! Разожги огонь, замеси тесто! Помой тарелки, дой корову! Полы вымой, скорее! не занимать весь день!»
Василиса делала все, что ей велели, она всех ждала и всегда выполняла свои обязанности вовремя. И с каждым днем она становилась все краше и краше. Такова была ее красота, что ее нельзя было ни изобразить, ни передать, но созерцать ее было настоящим чудом и радостью. И именно ее куколка помогала Василисе во всем.
Рано утром Василиса доила корову и потом, запираясь в в кладовой она давала кукле молока и говорила:
«Ну-ка, куколка, выпей молока, голубушка, и я вылью все свои беды на твое ухо, на твое ухо!»
И куколка будет пить молоко и утешать Василису и делать за нее всю ее работу. Василиса сидела в тени, вплетая цветы в косу, и, не успела она опомниться, как грядки пропололи, воду принесли, огонь зажгли, капусту полили. Кукла показала ей траву от солнечных ожогов, и Василиса применила ее и стала еще прекраснее.
Однажды, поздней осенью, старик вышел из дома, и некоторое время назад его не ждали.
Мачеха и три сестры остались одни. Они сидели в хижине, а на улице было темно, шел дождь и завывал ветер. Избушка стояла на опушке дремучего леса, а в лесу жила-была Баба-Яга, хитрая и хитрая ведьма, которая в мгновение ока пожирала людей.
Теперь каждой из трех сестер мачеха дала по работе: первую взяла за плетение кружев, вторую за вязание чулок, а Василису за пряжу. Затем, потушив в доме все огни, кроме единственной березовой щепки, которая горела в углу, где работали три сестры, она легла спать.
Осколок какое-то время трещал и ломался, а потом погас.
«Что нам делать?» — закричали две дочери мачехи. — В избе темно, а нам надо работать. Один из нас должен будет пойти в дом Бабы-Яги просить огонька.
«Я не пойду», сказал старший из двоих. «Я плету кружева, и моя игла достаточно яркая, чтобы я мог видеть».
— Я тоже не пойду, — сказал второй. «Я вяжу чулки,
и мои две иглы достаточно яркие, чтобы я мог видеть».0013
Потом оба кричат: «Это Василиса, она должна идти на свет! Иди к Бабе-Яге сию же минуту, Василиса!» Василису вытолкнули из избы.
Кругом была чернота ночи, и дремучий лес, и дикий ветер. Испугалась Василиса, заплакала и вынула из кармана свою куколку.
— О, моя куколка, — сказала она между рыданиями, — меня посылают к Бабе-Яге в дом за огоньком, а Баба-Яга людей пожирает, кости и все такое.
«Ничего, — ответила кукла, — с тобой все будет в порядке. Пока я с тобой, с тобой не может случиться ничего плохого».
«Спасибо, что утешила меня, куколка», — сказала Василиса и отправилась в путь.
Лес вокруг нее возвышался стеной, а в небе не было ни следа яркого полумесяца, и не сияла ни одна звезда.
Василиса шла, дрожа и прижимая к себе куколку.
Вдруг кого она увидит, как не скачущего мимо всадника. Он был одет во все белое, его конь был белым, а сбруя коня была из серебра и белела в темноте.
Уже рассвело, и Василиса побрела дальше, спотыкаясь и ушибаясь пальцами ног о корни деревьев и пни. Капли росы блестели на ее длинной косе, а руки были холодными и онемевшими.
Вдруг проскакал еще один всадник. Он был одет в красное, его лошадь была красной, и конская сбруя тоже была красной.
Взошло солнышко, поцеловало Василису, согрело ее и высуши росу на волосах.
Василиса не останавливалась и шла целый день, и дело было к вечеру, когда она вышла на полянку.
Она посмотрела и увидела там стоящую хижину. Ограда вокруг хижины была сделана из человеческих костей и увенчана человеческими черепами. Ворота были не воротами, а костями человеческих ног, засовы были не засовами, а костями человеческих рук, а замок был не замком, а набором острых зубов.
Василиса испугалась и замерла. Вдруг подъехал всадник. Он был одет в черное, его лошадь была черной, и сбруя лошади тоже была черной. Всадник подскакал к воротам и исчез, как в воздухе.
Наступила ночь, и вот! глаза черепов, венчающих забор, засветились, и стало светло, как днем.
Василиса тряслась от страха. Она не могла пошевелить ногами, которые, казалось, примерзли к земле и отказывались уносить ее из этого страшного места.
Вдруг она почувствовала, как земля под ней дрожит и качается, а там Баба-Яга летит в ступе, размахивает пестиком, как кнутом, и заметает следы прочь метлой. Она подлетела к воротам и, понюхав воздух, закричала:
«Я чувствую запах русской плоти! Кто здесь?»
Василиса подошла к Бабе-Яге, низко поклонилась ей и очень смиренно сказала:
«Это я, Василиса, бабушка. Мои сводные сестры послали меня к вам просить огонька».
«О, это ты?» — ответила Баба-Яга. — Твоя мачеха — моя родственница. Что ж, побудь у меня немного и поработай, а там посмотрим, что будет видно.
И она закричала во весь голос:
«Отпирай, мои засовы такие крепкие! Открой, мои ворота такие широкие, я.»
Ворота распахнулись, Баба-Яга въехала в своей ступе, а Василиса вошла за ней.
Вот у ворот росла береза и хлестала Василису своими ветвями.
«Не трогай девку, березка, это я ее привела», — сказала Баба-Яга.
Подошли к дому, а у дверей лежала собака и хотела Василису укусить.
«Не трогай горничную, это я ее привела», — сказала Баба-Яга.
Они вошли внутрь, а в коридоре их встретил старый ворчливый-ворчащий кот и хотел почесать Василису.
«Не трогай девку, старый кот, ворчун-ворчун, это я ее привела», — сказала Баба-Яга.
— Видишь ли, Василиса, — прибавила она, обращаясь к ней, — от меня не легко убежать. глаза твои, и ворота мои не откроются, чтобы выпустить тебя».
Баба-Яга вошла к ней в комнату и растянулась на скамейке.
«Ну, чернобровая девица, дай нам поесть», — крикнула она.
И прибежала чернобровая девица и стала кормить Бабу-Ягу. Она принесла ей горшок борща и пол коровы, десять кувшинов молока и жареную свиноматку, двадцать кур и сорок гусей, два пирога целых и еще кусок, сидр и медовуху и самогон, пиво в бочках и квас.
Баба-Яга все съела и выпила, а Василисе только кусок хлеба дала.
— А теперь, Василиса, — сказала она, — возьми этот мешок с просом и перебери его по семенам. И смотри, чтобы ты вынула все черные сорняки, а то я тебя съем.
И Баба-Яга закрыла глаза и захрапела.
Василиса взяла кусок хлеба, положила его перед своей куколкой и сказала:
«Ну, куколка, съешь этот хлеб, моя дорогая, и я вылью все свои беды на твое ухо, твое ухо! Баба — Яга дала мне трудное задание и грозится съесть меня, если я его не выполню.
Сказала кукла в ответ:
«Не горюй и не плачь, а закрой глаза и иди спать. Утро вечера мудрее.»
И в тот момент, когда Василиса заснула, кукла громко закричала:
«Синички, голуби, воробьи, послушайте меня. ![]() |
И птицы прилетели со всех сторон, стаи и стаи их, больше, чем мог видеть глаз или язык мог сказать. Они начали чирикать и ворковать, устроили большую суету и очень быстро перебирали просо за семенем. В мешок пошли хорошие семена, а черные пошли в урожай, и не успели они опомниться, как ночь прошла, и мешок наполнился доверху.
Только что они закончили, как белый всадник проскакал мимо ворот на своем белом коне. День рассветал.
Баба-Яга проснулась и спросила:
«Ты сделала то, что я тебе сказала, Василиса?»
«Да, все готово, бабушка.»
Баба-Яга очень рассердилась, но больше сказать было нечего.
— Хм, — фыркнула она, — я иду на охоту, а ты возьми вон тот мешок, он наполнен горохом и маком, отдели горох от семян и сложи их в две отдельные кучки. если ты этого не сделаешь, я тебя съем».
Вышла Баба-Яга на двор и засвистела, а ступка с пестиком подлетела к ней.
Красный всадник проскакал мимо, и взошло солнце.
Баба-Яга села в ступу и поехала со двора, размахивая пестиком, как кнутом, и сметая следы веником.
Василиса взяла корочку хлеба, покормила свою куколку и сказала:
«Пожалей меня, куколка, голубушка, и помоги мне».
И кукла зазвонила:
«Придите ко мне, мыши дома, амбара и поля, ибо есть работа!»
И мыши сбежались, рои и рои их, больше, чем мог видеть глаз или сказать языком, и не прошло и часа, как вся работа была сделана.
Дело клонилось к вечеру, и чернобровая горничная накрыла на стол и стала ждать возвращения Бабы-Яги.
Черный всадник проскакал мимо ворот, наступила ночь, и глаза черепов, венчающих забор, засветились. И вот застонали и затрещали деревья, зашумела листва, и Баба-Яга, ведьма хитрая и хитрая, людей в мгновение ока пожиравшая, ехала домой,
«Ты сделала то, что я тебе сказал, Василиса?» она спросила.
«Да, все готово. Бабушка.»
Баба-Яга очень рассердилась, да что ей было говорить!
«Ну, тогда иди спать, я сейчас приду в себя. »
Василиса пошла за печку и услышала, как Баба-Яга сказала:
«Растопи печку, чернобровая девица, и разожги огонь. Когда я проснусь, я зажарю Василису».
И Баба-Яга легла на скамейку, положила подбородок на полку, прикрылась ногой и захрапела так громко, что весь лес задрожал и затрясся.
Василиса расплакалась и, вынув куклу, положила перед ней корку хлеба.
«Ну-ка, куколка, поешь хлеба, голубушка, а я все свои беды вылью на твое ухо, на твое ухо. Потому что Баба-Яга хочет меня зажарить и съесть», — сказала она.
И кукла сказала ей, что она должна сделать, чтобы выбраться из беды без лишних слов.
Василиса бросилась к чернобровой девице и низко поклонилась ей.
«Пожалуйста, чернобровая дева, помоги мне!» воскликнула она. «Когда топишь печь, поливай водой дрова, чтобы они не горели так, как должны. Вот тебе мой шелковый платок в награду за твои хлопоты».
Сказала чернобровая горничная в ответ:
«Хорошо, батенька, я тебе помогу. Я буду долго топить печку, а Бабе-Яге пятки пощекочу и почешу, чтобы она могла всю ночь крепко спи. А ты убегай, Василиса!
«Но разве три всадника не поймают меня и не вернут?»
«О нет,» ответила чернобровая горничная. «Белый всадник — светлый день, красный всадник — золотое солнце, а черный всадник — черная ночь, и они не тронут Василису выбежали в сени, а Кот Ворчун-Гурчун бросился на нее и хотел оцарапать ее, но она бросила ему пирог, и он не тронул ее.0013
Василиса сбежала с крыльца, а собака выскочила и хотела ее укусить. Но она бросила ему кусок хлеба, и собака отпустила ее.
Василиса побежала со двора, а берёза хотела её схлестнуть и выколоть ей глаза. Но она перевязала ее ленточкой, и березка ее пропустила.
Ворота уже собирались захлопнуться перед ней, но Василиса смазала им петли, и они распахнулись.
Василиса побежала в темный лес, и тут проскакал черный всадник, и стало кругом кромешная тьма. Как ей вернуться домой без света? Что бы она сказала? Ведь ее мачеха убила бы ее. Поэтому она попросила свою маленькую куклу помочь ей и сделала то, что кукла сказала ей.
Она сняла с забора один из черепов и, насадив его на палку, пошла через лес. Его глаза светились, и в их свете темная ночь казалась яркой, как день.
А Баба-Яга проснулась, потянулась и, увидев, что Василисы нет, выбежала в коридор.
«Ты поцарапал Василису, когда она пробегала мимо. Ворчун-Ворчун?» — спросила она.
А кошка ответила:
«Нет, я ее пропустила, потому что она дала мне пирог. Я служила тебе десять лет, Баба-Яга, а ты мне и корочки хлеба не дала».
Баба-Яга выбежала во двор.
«Ты укусила Василису, луч верный пес?» — спросила она.
Сказала собака в ответ:
«Нет, я ее пропустила, потому что она дала мне хлеба. Я служила тебе столько лет, а ты мне и косточки не дал».
«Берёзка, берёзочка!» Баба-Яга зарычала. — Вы ей глаза Василисе выкололи?
Сказала берёза в ответ:
«Нет, я её пропустила, она мне ветки ленточкой связала. Я десять лет здесь росла, а ты их даже верёвочкой не перевязал».
Баба-Яга побежала к воротам.
«Ворота, ворота!» — воскликнула она. — Ты затворился перед нею, чтобы Василиса не прошла?
Ворота сказали в ответ:
«Нет, я пропустил ее, потому что она смазывала мне петли. Я служил тебе столько лет, а ты их даже водой не поливал».
Баба-Яга рассердилась. Она стала бить собаку и колотить кошку, ломать калитку и рубить березку, и так устала к тому времени, что совсем забыла о Василисе.
Василиса побежала домой и увидела, что в доме не горит свет. Ее сводные сестры выбежали и начали упрекать и ругать ее.
«Почему ты так долго ходил за светом?» — потребовали они. — Кажется, мы вообще не можем держать его в доме включенным. Мы пытались зажечь свет снова и снова, но безрезультатно, а тот, который мы получили от соседей, погас, как только его принесли. сжигание».
Внесли череп в хижину, и глаза его устремились на мачеху и двух ее дочерей и сожгли их, как огонь. Мачеха и ее дочери пытались спрятаться, но, куда бы они ни бежали, глаза преследовали их и не выпускали из виду.
К утру они сгорели дотла, все трое, и только Василиса осталась невредимой.
Она закопала череп возле хижины, и на месте вырос куст красных роз.
После этого, не желая больше оставаться в избе, Василиса пошла в город и поселилась в доме старухи.
Однажды она сказала старухе:
«Мне скучно сидеть без дела. Бабушка. Купи мне льна, самого лучшего, что найдешь».
Старуха купила льна, и Василиса принялась пряжу прясть. Она работала быстро и хорошо, прялка гудела, и золотая нить выходила ровной и тонкой, как волос. Она начала ткать ткань, и она получилась такой тонкой, что ее можно было продеть сквозь игольное ушко, как нитку. Она отбелила ткань, и она стала белее снега.
«Вот, бабушка, — сказала она, — пойди, продай сукно, а деньги возьми себе».
Старуха посмотрела на ткань и ахнула.
«Нет, дитя мое, такое сукно годится только царевичу, я лучше отнесу его во дворец. »
Она отнесла сукно во дворец, и когда царевич увидел его, то обалдел.
«Сколько вы хотите за это?» он спросил.
«Эта ткань слишком хороша, чтобы продавать ее, я принес ее тебе в подарок.»
Царевич поблагодарил старуху, осыпал ее подарками и отпустил домой.
Но он не мог найти никого, кто бы сшил ему рубашку из ткани, ибо мастерство должно быть таким же тонким, как и ткань. Поэтому он снова послал за старухой и сказал:
«Вы соткали эту прекрасную ткань, так что вы должны знать, как сделать из нее рубашку.»
«Не я пряжу пряла и ткань ткала, царевич, а девица по имени Василиса».
«Ну, тогда пусть она сделает мне рубашку.»
Старушка пошла домой и все рассказала Василисе.
Василиса сшила две рубашки, вышила их шелковыми нитками, усеяла крупными, круглыми жемчугами и, отдав старухе во дворец, села у окна с вышивкой.
Кем и от кого она увидит, как не одного из царских слуг, бегущего к ней.
— Цесаревич зовет вас во дворец, — сказал слуга.
Василиса пошла во дворец и, увидев ее, царевич был сражен ее красотой.
«Я не могу отпустить тебя снова, ты будешь моей женой,» сказал он.
Он взял обе ее молочно-белые руки в свои и усадил ее на сиденье рядом с собой.
Так Василиса и Цесаревич обвенчались, и, когда отец Василисы вернулся вскоре после этого, он поселился с ними во дворце.
Василиса взяла и старуху к себе, а что касается куколки, то всегда носила ее с собой в кармане.
И так они жили много дней и ждали, пока мы все приедем погостить.
Автор: Русская сказка; иллюстрировано Петровым М.
Рекомендую к прочтению:
«Как Ионике Фет-Фрумос солнце освободил»
Молдавская народная сказка
«Смурка и принцесса»
Шотландская народная сказка
«Иван-царь и Белый, полевой воин»
Русская сказка
«Телесик-Палочка»
Украинская народная сказка
Все книги по тегу «Сказка»
Свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы или вы видите какие-либо ошибки.
© 2019-2022 Freebooksforkids.net
Путешествие героини: Василиса Прекрасная
В свой последний пост я включила статью, которую написала за Faerie Magazine о путешествии героини сказки. В этой статье было описано полное путешествие, как я его окончательно проработал в голове, с его двенадцатью шагами:
1. Героиня получает подарки.
2. Героиня покидает или теряет свой дом.
3. Героиня входит в темный лес.
4. Героиня находит временный дом.
5. Героиня встречает друзей и помощников.
6. Героиня учится работать.
7. Героиня терпит искушения и испытания.
8. Героиня умирает или переодевается.
9. Героиня оживает или узнается.
10. Героиня находит своего истинного партнера.
11. Героиня входит в свой постоянный дом.
12. Мучители героини наказаны.
Теперь я собираюсь написать о конкретных историях, которые соответствуют шаблону «путешествие сказочной героини». Помните, я не говорю, что это происходит во всех сказках: далеко не так! На самом деле это происходит лишь в небольшом количестве, но, тем не менее, на это важно обратить внимание по двум причинам. Во-первых, потому что это лежит в основе непропорционально большого количества сказок, которые мы до сих пор читаем или смотрим («Белоснежка», «Золушка», «Спящая красавица», «Красавица и чудовище» — вы можете сразу визуализировать версии Диснея, не можешь?). И, во-вторых, эта модель касается жизни женщин — хотя наша жизнь изменилась, она по-прежнему применима к нам спустя сотни лет после появления этих историй. Сегодня я напишу о русской сказке «Василиса Прекрасная».
(Изображение является иллюстрацией к «Василисе Прекрасной» Ивана Бильбина.)
Итак, что я буду писать об этой сказке? Во-первых, я смотрю сказку в сборнике «Русские сказки », собранном Александром Афанасьевым, которая на самом деле содержит три варианта. Тот, о котором мы обычно слышим (насколько мы слышим об этой сказке — сказка чудесная, но часто о ней слышали сказители, а читатели — нет), — это версия под названием «Василиса Прекрасная». Вот что получается:
Василиса — дочь купца. Ее мать умирает, когда ей восемь лет. Умирая, она дарит Василисе куклу и говорит Василисе: «Всегда держи ее при себе и никому не показывай; если попадете в беду, дайте кукле поесть и спросите ее совета. Когда оно поест, оно скажет тебе, что делать в твоей беде». Мать целует своего ребенка и умирает (буквально — это сказка, происходящая одним предложением). Конечно, купец снова женится. У мачехи Василисы две дочери, и она с дочерьми мучает Василису, заставляя делать всю работу. Вы уже можете видеть развивающийся паттерн, который мы ассоциируем с «Золушкой», верно?
Что уже произошло?
1. Героиня получает подарки.
2. Героиня покидает или теряет свой дом.
Кукла в подарок. Потерять мать, а затем обращаться с ней как со служанкой — значит потерять свой дом — у Василисы больше нет дома, в котором она была ребенком, хотя она все еще находится в том же физическом месте. Ее отношение к нему изменилось. Эта потеря дома становится буквальной, когда ее отец уезжает в путешествие, а мачеха переселяет их всех в новый дом, рядом с . . . темный лес, конечно! Темный лес всегда рядом, не так ли? Прямо за углом, в данном случае. А в этом лесу живет Баба Яга.
Кто такая Баба Яга? Она страшная ведьма с железными зубами! Только, конечно, это сложнее, потому что в некоторых историях есть три Бабы-Яги, сестры — что напоминает нам Судьбы. Трое ее слуг — Белый Всадник, Красный Всадник и Черный Всадник — рассвет, солнце и ночь. Другими словами, Баба Яга очень похожа на какую-то древнюю языческую фигуру, которая в христианской традиции стала ведьмой. Она живет в темном лесу в своей избушке на курьих ножках, окруженная человеческими черепами.
Когда семья Василисы приближается к темному лесу, мачеха все время отправляет ее в темный лес, но ее кукла охраняет ее. И вот однажды ночью свечи гаснут, так что трое девочек не могут выполнить некоторые задания, которые поставила перед ними мачеха, и сводные сестры говорят Василисе, что она должна пойти в лес за светом у Бабы Яги. Вот и уходит Василиса в темный лес.
3. Героиня входит в темный лес.
Наконец, она подходит к избушке Бабы Яги: забор из человеческих костей, а на шипах человеческие черепа. Она видит, как проезжают три всадника Бабы Яги. Затем прибывает Баба Яга, едущая в своей ступе, которую она передвигает пестиком, подметая за собой веником, чтобы стереть следы своего прохождения. Она видит Василису, которая просит огонька, и говорит ей, что, чтобы получить свет, она должна сначала поработать — или Баба-Яга ее съест!
4. Героиня находит временный дом.
5. Героиня встречает друзей и помощников.
6. Героиня учится работать.
У Василисы на тот момент было два временных жилища: дом, в который их переселила мачеха, и избушка Бабы Яги. (Это произошло и с Красавицей: дом, в который ее отец-купец переселил семью после того, как они потеряли все свои деньги, и дом Чудовища.) Ее друг и помощник — кукла, которая также была подарком. Кукла делает большую часть работы по дому, которую Баба Яга поручила Василисе, но не всю. Она все еще готовит ужин. В отличие от некоторых других наших сказочных героинь, Василиса на самом деле с самого начала работница. Из сказки видно, что она умеет варить и прясть.
Баба Яга спрашивает Василису, как она все успела, и Василиса говорит с благословением матери. Что ж! Так не пойдет — Баба-Яга не хочет, чтобы кто-нибудь благословлялся в ее доме, поэтому она выгоняет Василису, но дает ей череп с горящими глазами, чтобы она забрала ее с собой. С таким светом она вернется в дом своей мачехи.
7. Героиня терпит искушения и испытания.
8. Героиня умирает или переодевается.
9. Героиня оживает или узнается.
Василиса терпит испытания, а не искушения — ее испытание состоит в том, что она должна выполнить невозможное количество работы в доме Бабы Яги. И как она умирает? Что ж, я собираюсь поспорить, что дом Бабы Яги сам по себе является домом смерти. Вот почему ее сводные сестры отправили ее туда в первую очередь. Это эквивалент Злой Королевы из «Белоснежки», пытающейся убить свою дочь/падчерицу. Кости и черепа должны подсказать нам его характер. Василису отправляют туда умирать. Конечно, она избегает смерти, но когда она приносит свет черепа обратно в дом своей мачехи, его свет сжигает ее мачеху и сводных сестер. Другими словами,
12. Мучители героини наказаны.
Теперь, когда мачеха умерла, Василиса переезжает к другой старухе в городе — нам не говорят к кому. Это ее третий временный дом. Там ей становится скучно, и она просит льна. Из льна она прядет прекраснейшую льняную нить, ткет ее и отбеливает полученное полотно. Она велит старухе продать ткань, а деньги оставить себе. Женщина говорит, что этого достаточно только для царя, поэтому вместо того, чтобы продать его, она дарит его самому царю. Царь хочет из нее рубахи сшить, но не может найти белошвейки, которая сшила бы такую находку, поэтому он приносит ее старухе и говорит, что если она умеет прясть, то должна уметь и шить. Конечно, она говорит, что это все Василиса проделала, и Василисе поручают сшить дюжину рубашек. И вот мы снова на шестом шаге:
6. Героиня учится работать.
Похоже, что поскольку Василисе помогала ее кукла в избушке Бабы Яги, рассказчик хочет убедиться, что мы знаем, что Василиса умеет работать — что она заслуживает того счастливого конца, который она вот-вот получит. Помните, что эти сказки зародились среди крестьян, где девушка должна была проявить себя тем, насколько хорошо она могла выполнять работу по дому, в том числе готовить, убирать и шить одежду.
Василиса сама приносит рубахи царю, и он, конечно же, влюбляется в нее. Он женится на ней, она переезжает в его дворец и приводит с собой старуху. Когда ее отец, наконец, возвращается, он тоже переезжает, и, конечно же, у нее все еще есть кукла (заметьте, она не помогала шить рубашки!) в кармане. Другими словами,
10. Героиня находит своего истинного партнера.
11. Героиня входит в свой постоянный дом
Здесь мы находим полное путешествие героини сказки, от детства до замужества. А вот так обычно выглядят сказки о «путешествии сказочной героини»: это общая закономерность. Обратите внимание, что это также образец Jane Eyre ! Многие рассказы о молодых девушках, взрослеющих и наконец выходящих замуж, соответствуют этому шаблону — я думаю, не намеренно, а потому, что это так глубоко вплелось в наше сознание, когда мы читаем сказки. Это стало глубокой повествовательной моделью как в литературе, так и в нашей жизни. Мы склонны жить по этому шаблону различными способами, потому что это шаблон, который культура дала нам для женщин. Когда мы бунтуем против него, мы бунтуем против этого нарратива.
А два других рассказа о Василисах у Афанасьева? Интересно, что их обоих зовут «Баба Яга». В первом отец крестьянин, а не купец. Поскольку его вторая жена не любит его дочь (имя которой не называется), он приводит ее к Бабе-Яге и предлагает в качестве служанки. У нее все хорошо, с помощью мышей, которых она покормила, — здесь мыши заменяют куклу. Мачеха узнает, что Баба-Яга награждает девочку за ее труды, поэтому посылает вместо нее родную дочь. Она не помогает мышам, поэтому и они ей не помогают, и она не в состоянии выполнять задания Бабы Яги. Итак, Баба-Яга разорвет ее на куски и отправит кости мачехе, конец истории. Здесь мы видим некоторые из тех же элементов, но также и другой паттерн, который появляется в ряде сказок: хорошая сестра против плохой сестры. Эта схема повествования является почти инструкцией по тому, как быть героиней сказки. . . Правило №1: «Будьте добры к животным».
В третьем рассказе имя девочки снова не указано. Мачеха отправляет ее к Бабе Яге, которая на самом деле является сестрой мачехи. Но девочка сначала идет к своей тетке, а та подсказывает ей, как победить Бабу-Ягу. В избушке Бабы-Яги ей помогают берёзка, ворота, собака и кошка, от которых она так или иначе пригодилась. Она убегает от Бабы Яги, бросая сначала полотенце, которое превращается в реку, потом бросая вниз гребень, который вырастает в лес. Наконец она добирается до дома и рассказывает отцу, что случилось. Он стреляет в мачеху (я знаю, но сказки жестоки — вспомните Злую Королеву из «Белоснежки»…), и они с дочерью живут долго и счастливо.