Бесплатные обучающие материалы по рисованию от школы «Skills Up»
Как научиться рисовать голову человека? Не бояться пробовать! Опирайтесь на этот подробный туториал для начинающих и смело делайте первые шаги в изучение портрета.
И, конечно, приходите учиться в Skills Up School: анатомию, конструкцию лица и пластику мы поэтапно изучаем на курсе Портретный скетчинг — он подойдет для тех, кто имеет базовые навыки карандашного рисунка.
Автор туториала — художник и основатель школы Азат Нургалеев.
1. Рисуем кружок, к нему добавляем дугу и челюсть. Добавляем цилиндр шеи, ищем у нее две опорные точки — яремную ямку и седьмой шейный позвонок.
2. Делим пополам высоту головы. Центр — середина «книжки» глазницы, формы, в которой располагаются глаза. Визуально она напоминает книжку с переплетом.
3. Показываем, где у нас от «книжки» глазницы идет перелом на боковую плоскость лица. Отделяем боковую плоскость лица от фронтальной.
4. Строим голову, разделяем лоб на три плоскости: одна фронтальная и две наклонные.
5. Проверяем пропорции — находим на лице три основных модуля: первый — от линии роста волос до бровей, второй — от бровей до основания носа, третий — от основания носа до подбородка.
6. В верхнюю часть «книжки» глазницы вставляем округлую форму, из которой будет идти нос. Намечаем его длину и форму, показываем трапецию носа — ее фронтальную и боковую части.
7. Делим на три части отрезок, который остался от основания носа до подбородка — линия рта будет на окончании первой части, ниже — нижняя губа и подбородок. Делаем силуэт лица посложнее за счет круговой мышцы рта и уточняем подбородок.
8. На уровне глаз и основания носа намечаем ухо. Уточняем форму шеи — она всегда рисуется под небольшим наклоном: так, если посмотрим на человека в профиль, мы увидим, что шея растет немного вперед.
9. Намечаем глаза, начиная с глазных яблок — они располагаются не по центру глазницы, а смещены чуть вверх на ее внешний край.
10. Показываем охват верхнего и нижнего век — они должны иметь собственную толщину, вставляем шарик глазницы. Не забываем, что у глаза есть слезник и внешний край, а у нижнего века — объем.
11. Рисуем дальний глаз. Важный момент: расстояние между глаз примерно равно размеру одного глаза.
12. Уточняем среднюю линию, форму губ и подбородка, скуловой дугой показываем перелом формы на скуловых костях.
13. Показываем объем боковой плоскости носа и глазной мешок, который красиво очерчивает форму глазниц.
14. Показываем, как идут надбровные дуги, их объем.
15. Намечаем бровь — ее форма начинается на надбровной дуге и только потом заворачивается на переход глазницы. Из-за она освещена по-разному: у основания она темнее, а затем светлеет.
16. Показываем крыло носа, его объем и форму ноздри.
17. В области рта мы визуально представляем шарик и как на него падают тени: получается, верхняя часть остается в свету, а нижняя — закрытой от света.
18. Закрываем тоном боковые плоскости носа и головы. Намечаем объем кубатуры шеи, падающие тени от подбородка и носа.
19. Вставляем радужную оболочку со зрачком, уточняем форму уха.
20. У головы есть не только фронтальная и боковая плоскости, но и наклонная плоскость. Показываем перелом с наклонной на боковую плоскость, чтобы уточнить направление формы.
21. Добавляем тона. Готово! Мы поэтапно нарисовали голову человека, мы молодцы!
Курсы Skills Up School по рисованию портрета и фигуры человека:
Наброски
Кисти человека
Портретный скетчинг
Фигура человека
Фигура в динамике
Для уточнения деталей и записи пишите нам в Telegram.
Как нарисовать голову человека поэтапно карандашом. Пропорции головы человека.
Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.
Урок №1
Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.
С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени — свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.
Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…
1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.
Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке — высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
Урок №2
Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:
- Глазницы и глазничные впадины
- Скуловые точки
- Лобные бугры
- Точка подбородка
- Угол (точка) нижней челюсти
- Самая высокая точка на черепе
- Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
- Теменные бугры на затылочной части
Оси, разделяющие голову на определенные части:
- Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
- Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
- Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
- Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
- Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.
Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.

Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.
Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части.

4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.
6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше — линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности
натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.
9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз.

15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.
Drawing Faces 360 — Как вы это имеете в виду! Полное пошаговое руководство от thesoulstinger — Создайте лучшее искусство
Привет! Soulstinger вернулся с еще одним уроком, который поможет вам рисовать лица (почти) под любым углом.
Давайте будем честными: рисование лиц в перспективе требует много практики, и поначалу это может быть немного сложно…
, но после этого СОВЕТА у вас должны быть знания и ресурсы, чтобы преодолеть это препятствие и научиться рисовать любой персонаж под любым углом.
Итак, без лишних слов, приступим!
… и пока вы еще рядом: Обязательно оставьте лайк и комментарий 🙂
01 — Видео
02 — Рисование головы в перспективе
Прежде всего я хочу показать вам, как можно построить человеческую голову из куба в перспективе.
Начать с куба — хорошая идея, потому что он определит угол обзора и перспективу вашего лица (1). С большей практикой вы сможете просто представить себе куб, не рисуя его.
Посмотрите, как я использую кубики в качестве ориентира для создания округлых форм (2).
Таким образом, вы можете разместить основные черты лица, такие как линия бровей, линия челюсти и кончик носа (3).
После этого я размещаю глаза и рот (4).
Уши очень важны для того, чтобы зритель мог определить, наклонена голова или нет. Представьте, что уши являются осью вращения головы. (5)
Я думаю, очень важно всегда практиковаться в рисовании всей головы, кроме лица. Также вам следует попрактиковаться в рисовании головы вместе с телом, чтобы вы почувствовали, как это должно выглядеть. (6)
** В последнем разделе этого совета я собрал для вас очень хорошую подборку книг по анатомии и рисованию **
… Рисование лица в криволинейной перспективе
Как вы можете видеть в следующем примере, вы можете перенести эту технику на любой угол обзора и тип перспективы. Здесь я поместил несколько кубов в так называемую перспективную сетку «рыбий глаз».
Хотите краткое объяснение того, что представляет собой эта криволинейная перспектива?
Ну, это тип перспективы, который имеет 5 точек схода, а линии перспективы изогнуты, как вы можете видеть в конце анимации ниже.
Просто загрузите следующий материал сетки перспективы с сайта assets.clip-studio.com, который я создал для вас.
**СОВЕТ. Попробуйте использовать только часть сетки. Это здорово, потому что этот тип перспективы кажется более органичным и живым, чем «стандартная» трехточечная перспектива. **
03 — Небольшая помощь от 3D! — со ссылками для скачивания
Я подумал, что было бы здорово иметь 3D-модель головы, которая дает нам хорошую отправную точку для (почти) любого персонажа. Так что я немного поискал и нашел этот великолепный упрощенный череп от VAA на sketchfab.com.
Спасибо пользователю VAA за предоставленный нам загружаемый череп.
Я взял этот образец в качестве эталона и смоделировал свою версию в Blender 3D и изменил пропорции в соответствии с некоторыми фотоматериалами, чтобы получить более женственный и более мужской вариант головы.
Ниже приведены ссылки на мои оригинальные 3D-модели, посмотрите их и поставьте лайк, если они вам пригодятся! Спасибо.
Краткое примечание:
Пожалуйста, отключите свет и тень на панели свойств инструмента для достижения наилучших результатов, потому что свет запекается в текстуре.
Вот так они выглядят в действии! Как это круто?
Чтобы получить максимальную отдачу от этого, я поместил модель головы поверх манекена, который я создал некоторое время назад, и это сработало как шарм!
Вы можете просто перетащить его на холст и использовать как обычный 3D-персонаж внутри Clip Studio Paint.
Я бы порекомендовал ознакомиться с другим уроком, который я сделал некоторое время назад, о том, как использовать и позировать 3D-персонажей в Clip Studio Paint.
04 — Как рисовать лица и персонажей на 3D-моделях
Как видите, работать с такими моделями очень просто. Упрощенная модель головы дает нам отличные ориентиры и отправные точки.
Просто действуйте, как в предыдущих примерах. Нарисуйте крест и начните размещать черты лица, такие как рот, нос, глаза и уши.
На манекене можно позировать целой модели и быстро опробовать различные художественные идеи. Это может помочь нарисовать несколько простых фигур вокруг головы, чтобы вы всегда помнили перспективу головы.
Пожалуйста, посмотрите видео на YouTube для получения дополнительных примеров и подробного руководства по использованию этих моделей.
05 — Последний совет!
Пожалуйста, имейте в виду, что 3D-модели — это всего лишь некоторые основные и грубые рекомендации, чтобы получить правильную перспективу и размещение основных анатомических особенностей. Будьте очень осторожны при использовании 3D-моделей, потому что ваши персонажи будут выглядеть немного жесткими.
Итак, уменьшите непрозрачность 3D-слоя и попытайтесь понять формы своими собственными мыслями, рисуя поверх него.
Не попадитесь в ловушку чрезмерного использования 3D!
06 — Несколько заключительных слов и…
На этом мой СОВЕТ заканчивается!
Я попытался сделать хорошее сочетание видео на YouTube, в котором объясняются некоторые рабочие процессы, а также этот письменный совет, где я могу сослаться на некоторые файлы и некоторые книги. Надеюсь, вам понравилось и было полезно! Пожалуйста, не забудьте поставить лайк этому совету, хорошо? 🙂
Если у вас остались вопросы, оставьте комментарий здесь (или на youtube!).
Свяжитесь со мной и покажите мне свои удивительные работы. Я с нетерпением жду этого.
Пока!
…Ссылки
Также ознакомьтесь с другими моими советами, моим Instagram и моим Gumroad-Store с множеством других хороших вещей!
07 — Список книг
Эти книги — мое сокровище, и я могу порекомендовать их всем, кто серьезно относится к рисованию человеческой фигуры. Что мне нравится в них, так это то, что знания могут применяться повсеместно, поэтому они никогда не устареют и не зависят от стиля.
Бриджмен сделал очень всесторонний обзор человеческой формы. Там же изображена голова.
И последнее, но не менее важное: это абсолютно необходимо, если вы увлекаетесь рисованием в перспективе. Эта книга не зависит от стиля и учит базовым навыкам рисования в перспективе. Я нашел эту жемчужину слишком поздно, но смог включить в эти техники многие свои прежние навыки рисования.
Никогда не поздно хе-хе
Пользователи, которым понравился этот пост
Как нарисовать голову
В этом уроке я покажу вам, как рисовать голову шаг за шагом. Это важный навык для художников и любителей любого уровня, так как человеческая голова — один из самых сложных и интересных объектов для изображения. Немного потренировавшись, вы сможете рисовать реалистичные головы. Так что берите карандаши и бумагу, и давайте начнем!
Предупреждение: первая часть этого урока может быть немного утомительной, так как вы собираетесь рисовать кучу линий. Но поверьте в процесс, во второй половине он станет намного веселее!
Руководство по рисованию головы
- Нарисовать круг
- Добавьте горизонтальную линию в центр круга
- Добавьте вертикальную линию в центр круга, но сделайте ее немного длиннее на нижнем конце
- Начертите 8 вертикальных линий через равные промежутки
- Нарисуйте 4 из них длиннее, как на примере рисунка (они понадобятся вам на последующих этапах)
- Добавьте еще 2 горизонтальные линии:
- Одна линия пересекает нижний край круга
- Одна линия находится прямо между центральной горизонтальной линией и той, которую вы только что нарисовали
- Добавьте еще одну горизонтальную линию под самой нижней линией через равные промежутки
- Добавьте последнюю горизонтальную линию, как показано в примере
- Эта линия должна быть посередине между двумя другими и поможет вам нарисовать нос на более позднем этапе
- Нарисуйте 2 диагональные линии, как показано в примере
- Соедините 2-ю крайнюю точку на средней горизонтальной линии с центральной точкой на нижнем конце круга
- Нарисуйте 3 круга одинакового размера, так как они помогут вам нарисовать глаза
- Эти 3 круга расположены ниже горизонтальной линии в центре круга.
Нарисуйте глаза на голове
Чтобы нарисовать глаза, лучше всего начать с углов. Они должны касаться края круга, но не выводить их за пределы кругов.
Как рисовать глаза
Нарисуйте нос к голове
Нарисуйте нос так, чтобы он не опускался ниже горизонтальной линии выше той линии, которая пересекает нижний край круга.
У разных лиц разные носы. Если вы хотите нарисовать широкий или узкий нос, вам следует использовать для ориентации внутренние уголки глаз.
Для широкого носа ноздри должны быть дальше друг от друга, чем внутренние уголки глаз. Для узкого носа ноздри будут ближе друг к другу, чем внутренние уголки глаз.
Как нарисовать нос
Нарисовать брови к голове
Брови очень сильно влияют на внешний вид лица. Из-за разнообразия бровей единого способа их рисования не существует. Поэтому сейчас я хотел бы дать лишь несколько общих советов.
Чтобы определить высоту бровей, вы можете ориентироваться по горизонтальной линии, проходящей в центре круга.
Будут ли брови выше, ниже или точно на горизонтальной линии, решать вам. Только не рисуйте их слишком высоко.
Рисуем рот к голове
Нижний кончик треугольника пригодится при рисовании губ: Над кончиком можно нарисовать верхнюю губу, под кончиком нижнюю губу.
Чтобы нарисовать лук купидона, используйте две диагональные линии, чтобы найти идеальное место для размещения двух дуг.
Для положения уголков рта можно использовать две внутренние вертикальные линии, которые вы нарисовали в начале: Для широких губ уголки рта должны выходить за их пределы, для узких губ они должны быть немного ближе к их.
Как нарисовать рот
Нарисуйте щеки к голове
Чтобы нарисовать щеки, используйте два элемента направляющих: нижнюю часть круга и две вертикальные линии, которые проходят рядом с краем круга.
Начните рисовать щеки по вертикальной линии рядом с глазами и подведите их близко к нижнему краю круга. Для круглых щек нарисуйте их в круглой форме. Для острых щек нарисуйте их немного более крутой формой.
Тени на щеках должны слиться с тенями вокруг рта. Далее нежные тени также должны доходить до носа и нижнего века.
Нарисуйте нижнюю челюсть и подбородок на голове
Самая нижняя направляющая отмечает область, где может быть подбородок. Если вы хотите нарисовать небольшой подбородок, вы можете нарисовать его немного выше.
Убедитесь, что нижняя челюсть уже, чем щеки.
Не стесняйтесь добавить еще несколько теней по бокам челюсти. Но не рисуйте их слишком темными, иначе ваш рисунок может выглядеть как борода.
Подбородку, напротив, можно придать мягкие тени и пятно света, поскольку он слегка выступает.
Рисуем лоб к голове
Чтобы нарисовать лоб, лучше всего начинать рядом с бровями у висков. Оттуда двигайтесь внутрь и вверх с тенью, при этом тень становится мягче по мере приближения к центру.
Обычно легче сначала нарисовать волосы, а потом работать над лбом. В этом уроке мы не будем рисовать волосы. Однако, чтобы не доводить лоб до бесконечности, мы закончим его там, где должна быть линия роста волос.
Пририсуйте уши к голове
Положение ушей можно определить по двум точкам отсчета: они должны начинаться на высоте кончика носа и заканчиваться на высоте бровей. На самом деле вы должны видеть две направляющие и рисовать уши между ними.
Последние штрихи к рисованию головы
Начните рисовать больше теней за ушами и ведите карандаш по плавной дуге к верхнему краю круга или макушке головы.
Сбоку, особенно в области ушей, голова может быть затемнена немного темнее. Однако ближе к вершине тени должны снова стать немного светлее.
Последние советы по рисованию головы
Независимо от того, являетесь ли вы новичком или опытным художником, всегда есть возможности для совершенствования. Направляющие служат еще одним инструментом в нашем арсенале, который можно использовать при рисовании головы.