Мягкость и твёрдость простого карандаша: как её использовать?
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
19. 02.2018 14:25
— Фёдор, у тебя есть карандаш Аш Бэ?
— Нет, у меня только Хэ Вэ.
— Хреновый, наверное, так и написано.
Таких анекдотов из жизни множество, ведь с простыми карандашами всё не так просто, как кажется.
Я очень люблю простые карандаши и, иногда мне кажется, что эта любовь взаимна. Нет, я с ними не разговариваю и не узнаю каждый свой карандаш “в лицо”, по крайней мере, пока. Но когда я сосредоточенно работаю над рисунком или эскизом, то не думаю о том, как рисовать простым карандашом — он является органическим продолжением моей руки и выполняет беспрекословно всё, что только пожелается. Конечно, годы практики дают свои плоды сейчас, и посыл карандашу из моего мозга идёт напрямую через руку, но сами изобразительные средства, которые есть у карандаша, весь их арсенал, все возможности тона, штриховки, линии зависят и от качества инструмента и от его мягкости. И, да, я достаточно педантично отношусь к выбору карандашей, их качеству, заточке и хранению.
Мои карандаши легко узнаются на фото. Я считаю, что подготовленный к работе карандаш, как парашют — должен быть всегда красив, опрятен и приведён в боевую готовность. А мой муж Артур шутит, что я пересмотрела приключенческих костюмированных фильмов и перечитала книг о гардемаринах, мушкетёрах, пиратах и рыцарях, поэтому мои карандаши напоминают холодное оружие. Но дело не всегда в правильной заточке и оптимальном соотношении: цена-качество. Есть ещё масса нюансов, которых необходимо понимать и учитывать при рисовании карандашом. Итак, для хорошего рисунка вам пригодятся следующие знания.1) Маркировка: твёрдость-мягкость на деревянной рубашке у самого края справа.
Обычно это буквы H и B, иногда встречается F и цифры.
H (hard) — твёрдость
B (blackness) — чёрность (мягкость)
Соответственно, карандаш с буквами HB -средней твёрдости, твёрдо-мягкий.
F (fine point) — тонкость; средний тон между HB и H.
Цифры обозначают степень мягкости и твёрдости, соответственно, в разных наборах они разные. Чем больше цифра, тем твёрже или мягче карандаш. 3B — тройная степень мягкости, 10H — десятая степень твёрдости.
Вам может понравиться статья «Компоновка в листе.»
2) Для обучения рисованию обычно используют карандаши средней мягкости: от 2H до 5B.
они дают достаточно оттенков серого для реалистичного рисунка портрета, натюрморта, интерьера, фигуры человека. Сказываются и индивидуальные предпочтения, и особенности рисовальной манеры художника: татуировщики, например, сильно чернят в рисунке, поэтому я советую им брать карандаш потвёрже, а юные школьницы, привыкшие к строгой дисциплине, наоборот, рисуют едва заметными линиями и боятся штриховать в полную силу — для них больше подойдут карандаши помягче — 2B-3B
3) Разные марки (производители) = разная мягкость.
Если сравнивать карандаши одинаковой мягкости (например: только HB) разных производителей: Koh-i-Noor, Faber-Castell, Hatber — все они будут разной степени мягкости. У каждого производителя своё качество и маркировка, поэтому стоит попробовать разные карандаши, определиться с диапазоном мягкости, который подходит именно вам, а уже потом покупать большую партию карандашей или солидный набор.
4) Разная степень мягкости карандаша также применяется и при решении разных задач.
Тут тоже есть нюансы. Например, под живопись акварелью берут графит средней мягкости или не очень твёрдый, чтобы не поцарапать нежную бумагу и, в то же время не оставить на ней жирных чёрных следов (H-HB в линейке Koh-i-Noor). Под архитектурный рисунок или чертёж выбирают твёрдые карандаши (3H — H) для того, чтобы линии были одинаково тонкие, чёткие, ровные, с одинаковым нажимом и чернотой и гладкими ровными краями. А вот для свободных, энергичных рисунков лучше взять более мягкие графитные карандаши (от 2B и выше по мере надобности) — они сделают линию разнообразной по нажиму, толщине, добавляют экспрессии и фактуры пятнам и штрихам.
5) На качество рисования в сочетании с карандашами разной мягкости влияет и бумага.
Например, классический ватман с гладкой ровной поверхностью и плотностью 180-200 гр/м, с достаточным содержанием клея в составе, хорошо переносит почти весь диапазон мягкости графита, чего не скажешь о других сортах бумаги. Полуватман — более шероховатый на поверхности, с малым количеством клея и небольшой плотностью — просто разрывается твёрдыми грифелями. Для рисунков на нём, а также на пастельной бумаге и рулонной бумаге из Икеи (кстати, её я очень люблю) лучше подойдут мягкие карандаши (B-3B). Бумага для эскизов, типа крафт, требует ещё более жирного, мягкого графита. Тогда рисунки будут особенно выразительны и красивы, а занятия рисованием принесут радость и удовольствие.
6) Есть и доля индивидуальных предпочтений во всём этом исследовании, конечно же.
Многие любят рисовать простым карандашом на писчей бумаге, бумаге для ксерокса, даже на обоях, не задумываясь о том, что между марками и маркировками есть разница, а кто-то, наоборот, очень-очень щепетильно относится к выбору инструментов для творчества и выбирает мягкость и качество карандашей на свой вкус.
7) Скетчи.
Отдельно скажу о том, что быстрые рисунки будет удобнее делать именно мягкими, очень мягкими карандашами, чтобы линии перетекали одна в другую, а художнику даже не приходилось бы отрывать руку от листа лишний раз. Кроме того, лёгкие линии мягкого графита легко стираются ластиком и не оставляют на бумаге бороздочек и лишнего сора и грязи.
Как видите, нюансов масса. Напоследок, посоветую покупать карандаши для рисования только в специализированных магазинах, а лучше перед покупкой попробовать почиркать новым карандашом на пробном листочке бумаги, чтобы понять, подходит ли он вам. Сейчас много разных компаний-производителей с большим разбросом в цене-качестве. Для начала можно взять по 1-2 карандашика основных марок и уже в процессе рисования сделать свой выбор в пользу одной или нескольких. Качественные материалы — хорошая предпосылка к успешной работе, поэтому уделите им должное внимание.
Желаю вам талантливых рисунков и приятного процесса, ведь ничто так не ласкает ухо художника, как шуршание карандаша по листу бумаги.Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Как выбрать простые карандаши
Карандаш — незаменимый инструмент в нашем мире. Его используют для записей школьники, строители, архитекторы и, конечно, художники для создания картин.
Будущему художнику обязательно нужно разбираться в карандашах, ведь их великое множество. А владение графической техникой рисования — основа необходимых художественных навыков.
Различают следующие типы карандашей:
- Графитные: тот самый “простой карандаш” в школе. Существуют также графитные карандаши для черчения, рисования.
- Цветные карандаши, включают в себя широкий спектр: пастельные карандаши, угольные, восковые, акварельные и сангина (красно-коричневый тон).
Графитный карандаш — фундаментальный инструмент рисования. С помощью него создаются практически все иллюстрации, картины, скетчи. Карандаш — лидер среди начинающих художников, так как его легко контролировать, растушевывать, работать в любой стилистике.
ЧТО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ КАРАНДАШЕЙ
Чтобы не ошибиться в выборе графитных карандашей, необходимо учитывать следующие факторы: что вы будете рисовать, в какой технике и на каком материале. Например, бумага с гладкой ровной поверхностью хорошо переносит почти весь диапазон мягкости карандаша, а бумага типа крафт требует мягкого жирного графита.
Важно понимать, универсального карандаша для всех работ над рисунком в природе не существует. Для технических чертежей и работ с тонкими линиями не подойдут те же карандаши, которые используются для растушевки и затемнения.
ТОНОВЫЙ НАБРОСОК КАРАНДАШОМ рассказывает Светлана Бузанова
КУРСЫ по НАБРОСКАМ (СКЕТЧИНГУ) от Светланы Бузановой в нашей школе:
Курс-интенсив «Наброски. Постановка руки. Развитие глазомера. Скетчбук» подробнее…
Курс-интенсив «Наброски-2. Рисуем людей. Пропорции. Равновесие. Движение» подробнее…
Практический курс «Выразительные средства графики» подробнее
Мини-курс «Как рисовать деревья» подробнее …
Практический курс «Выразительные средства композиции» подробнее…
ШКАЛА МЯГКОСТИ или ЖЕСТКОСТИ ГРАФИТОВЫХ КАРАНДАШЕЙ
Графитовые карандаши состоят из графита и глины и дают разные линии на бумаге, в зависимости от соотношения этих двух компонентов: чем больше глины в карандаше, тем светлее след и жестче карандаш, чем меньше глины, тем мягче и темнее след от карандаша.
В магазинах можно встретить две шкалы жесткости карандашей:
ТМ — русская шкала, где Т — твердость, М — мягкость, ТМ — твердомягкий;
НВ — европейская шкала. Где Н — обозначает твердость (от англ. от hardness — твёрдость), В — мягкость, (от англ. blackness — чернота), и НВ — твердо мягкость карандаша, соответственно. Европейская шкала несколько шире нашей, встречается еще F — средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость).
Цифра перед буквой в этих маркировках обозначает степень мягкости или твердости карандаша. Например, грифель карандаша 2Т в два раза тверже чем Т. В магазинах представлен большой выбор карандашей, можно найти карандаши с маркировкой от 9Т , 9Н (самый твердый) до 9М, 9В (самый мягкий).
Таким образом, мягкие карандаши представлены следующей маркировкой: от М(В) до 9М (9В), с постепенным нарастанием мягкости, 9М (9В) — самый мягкий и темный карандаш.
Твердые карандаши: от Т(Н) (наименьшая твердость) до 9Т (9Н), который является самым твердым, но обычно такая твердость для рисования не требуется.
Большая часть художников одновременно пользуются карандашами разной степени твердости, для создания разного рода оттенков и линий. Многие производители выпускают наборы карандашей разных маркировок. Такое разнообразие позволяет с легкостью переключаться между художественными инструментами, комбинировать их, в зависимости от требований конкретного изображения.
КАК РИСОВАТЬ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ
⏩ Начните с создания простых рисунков при помощи двух карандашей Т(Н) и М(В).
Для рисования тонких и бледных сплошных линий, которые не нужно будет размазывать (например, для создания контура будущего цветного изображения) используйте карандаши с маркировкой Т(Н), а тень к предмету на рисунке мягким М(В).
⏩ Если на вашей будущей картине будет игра с тенью, и другие элементы рисунка, которые необходимо будет смазывать, отдавайте предпочтение карандашам с маркировкой М(В). Карандаши этой маркировки позволяют создавать более темные и насыщенные линии и оттенки. И обычно его используют для передачи выразительности и сочности изображения.
⏩ Помните, так как мягкие карандаши более хрупкие, они быстро стираются. Твердые карандаши жесткие, устойчивые, но оставляет бледней след на бумаге.
Некоторые показатели качества карандаша:
- во время заточки грифель карандаша не должен ломаться или выпадать;
- сам карандаш (его рубашка) должны быть выполнены из качественного материала, это может быть дерево или пластик, но не слишком гибкий, из-за своей гибкости такие карандаши плохо затачиваются;
- в грифеле карандаша не должно быть посторонних мелких частиц, способных поцарапать бумагу.
Результат вашей работы — качество изображения, напрямую зависит от верного выбора художественного материала (карандашей и бумаги) для рисования.
ПЕЙЗАЖ ПРОСТЫМИ КАРАНДАШАМИ рисует Мила Наумова
Мини-курс «Зимний пейзаж карандашом» от Милы Наумовой
Мягкость и твердость простого карандаша: как им пользоваться?
- Все
- Рисунок
- Советы художника
- История искусства
- Картина
- Рисовать
- Хроматика
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
04. 04.2019 14:15
С простыми карандашами все не так просто, как кажется.
Я очень люблю простые карандаши и, иногда мне кажется, что эта любовь взаимна. Нет, я с ними не разговариваю и не узнаю каждый карандаш «в лицо», по крайней мере, пока. Но когда я сосредоточенно работаю над рисунком или наброском, я не думаю о том, как рисовать простым карандашом — он является органичным продолжением моей руки и беспрекословно выполняет все, что только пожелаешь. Конечно, годы практики сейчас окупаются, и карандаш из моего мозга посылает сообщение прямо через руку, но у самого карандаша есть все свои средства, все возможности тона и растушевки, а линии зависят от качества инструмента и его мягкость. . И, да, я довольно педантичен в выборе карандашей, их качестве, заточке и хранении. Мои карандаши легко узнать на фото. Я считаю, что подготовленный к работе карандаш, как и парашют, всегда должен быть красивым, аккуратным и доведенным до боевой готовности. А мой муж Артур шутит, что я пересматривала приключенческие костюмированные фильмы и перечитывала книги про гардемаринов, мушкетеров, пиратов и рыцарей. , поэтому мои карандаши напоминают холодное оружие. Но дело не всегда в правильной заточке и оптимальном соотношении: цена-качество. Есть масса нюансов, которые необходимо понимать и учитывать при рисовании карандашом. Итак, для хорошей картинки вам потребуются следующие знания.
1) Маркировка: твердость-мягкость на деревянной рубашке по краю справа.
Обычно это буквы H и B, иногда встречается F и цифры.
Н (твердый) — твердость
В (чернота) — черный (мягкость)
Соответственно, карандаш с буквами НВ — средней твердости, твердо — мягкий.
F (тонкая точка) — тонкость; средний тон между HB и H.
Цифры обозначают степень мягкости и твердости соответственно, в разных наборах они разные. Чем больше рисунок, тем тверже или мягче карандаш. 3Б — тройная степень мягкости, 10Н — десятая степень твердости.
2) Для обучения рисованию обычно используют карандаши средней мягкости: от 2Н до 5В.
Дают достаточно оттенков серого для реалистичной прорисовки портрета, натюрморта, интерьера, фигуры человека. Сказываются индивидуальные предпочтения, а особенно манера рисования художницы: пирсингующие, например, слишком много черного на картинке, поэтому советовать им брать карандаш становится тяжело, а юной школьнице, привыкшей к строгой дисциплине, наоборот , рисуйте слабые линии и бойтесь штриховать в полную силу — для них подходят более мягкие карандаши — 2В-3В
3) Разные марки (производители) = разная мягкость.
Если сравнить карандаши одинаковой мягкости (например: только HB) разных производителей: Koh-i-Noor, Faber-Castell, Hatber — все они будут разной степени мягкости. У каждого производителя свое качество и маркировка, поэтому стоит попробовать разные карандаши, определить подходящий вам диапазон мягкости и только потом покупать большую партию карандашей или солидный набор.
4) Различная степень мягкости карандаша применима и для решения различных задач.
Здесь тоже есть свои нюансы. Например, под акварельную живопись берут графит средней мягкости или не очень твердой, чтобы не царапать нежную бумагу и, в то же время, не оставлять на ней жирных черных следов (H-HB в Кох-и-Нур). линия). Для архитектурного рисунка или черчения выбирают твердые карандаши (3Н — Н) так, чтобы линии были одинаково тонкими, острыми, ровными, с одинаковым нажимом и чернотой и гладкими ровными краями. А вот для свободных, энергичных рисунков лучше брать более мягкие графитные карандаши (от 2В и выше по необходимости) — они сделают линию разнообразной по нажиму, толщине, добавят выразительности и фактуры пятнам и штрихам.
5) На качество рисования в сочетании с карандашами разной мягкости также влияет бумага.
Например, классическая бумага с гладкой ровной поверхностью и плотностью 180-200 г/м, при достаточном содержании клея в составе, переносит практически весь диапазон мягкости графита, что не может быть сказал о других типах бумаги. Полуватман (90-100 г/м) — более шероховатый по поверхности, с небольшим количеством клея и малой плотностью — просто рвется с твердых лидов. Для рисунков на ней, а также на бумаге для пастели и рулонной бумаге Икеа (кстати, она мне очень нравится) лучше подходят мягкие карандаши (В-3В). Бумага для набросков, таких как крафт, требует еще более смелого, мягкого графита. Тогда рисунки будут особенно выразительными и красивыми, а уроки рисования принесут радость и удовольствие.
6) Во всем исследовании, конечно, есть доля индивидуальных предпочтений.
Многие любят рисовать простым карандашом на писчей бумаге, копировальной бумаге, даже на обоях, не задумываясь о том, что есть разница между пометками и маркировкой, а кто-то, наоборот, очень и очень трепетно относится к выбору инструментов для творчества и выбора мягкости и качества карандашей на свой вкус. По этой же причине я предпочитаю покупать карандаши поштучно. Как говорится, о вкусах не спорят.
7) Эскизы.
Отдельно расскажу о том, что делать быстрые рисунки будет удобнее мягкими, очень мягкими карандашами, чтобы линии перетекали одна в другую, и художнику даже не приходилось лишний раз отрывать руку от листа. Кроме того, легкие линии мягкого графита легко стираются ластиком и не оставляют на бумаге разводов и лишнего сора и грязи.
Как видите, нюансов масса. Напоследок посоветую покупать карандаши для рисования только в специализированных магазинах, а перед покупкой нового карандаша лучше попробовать порисовать на пробном листочке бумаги, чтобы понять, подходит ли он вам. Сейчас очень много разных компаний-производителей с большим разбросом в цене-качестве. Для начала можно взять 1-2 карандаша основных марок и уже в процессе рисования сделать выбор в пользу одного или нескольких. Качественные материалы — хорошая предпосылка успешной работы, поэтому уделяйте им должное внимание. Желаю вам талантливых рисунков и приятного процесса, ничто так не ласкает слух художника, как шорох карандаша по листу бумаги.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или в своем блоге.
3. Ну и конечно оставьте комментарий ниже 🙂
графитовых степеней твердости от Faber-Castell
Ваш графитовый грифель для карандашей!
Являясь крупнейшим в мире производителем карандашей, Faber-Castell за 260 лет своей истории и опыта накопила большой опыт в производстве графитовых карандашей. Наши высококачественные графитовые карандаши состоят из смеси графита и глины и в настоящее время доступны в 16 степенях твердости. Степень твердости графита определяется соотношением смеси графита и глины: чем больше содержание графита, тем мягче свинец; чем больше глины, тем тверже свинец.
С 16 степенями твердости на выбор найдется графитовый карандаш для любого художника. Правильная степень твердости зависит от тяжести руки художника, используемой бумаги и типа создаваемого произведения искусства. Художник с тяжелой рукой может предпочесть более мягкие грифели, чтобы сбалансировать их давление, тогда как художник с более легкой рукой может предпочесть относительно твердые грифели. Поверхность художественной бумаги действует как рашпиль, счищая чрезвычайно мелкие частицы свинца во время письма. Чем грубее бумага, тем больше частиц свинца стирается. Как правило, для грубой или твердой бумаги требуется более твердый грифель, а для гладкой или мягкой бумаги — более мягкий грифель.
Шкала твердости, по которой производятся карандаши Faber-Castell, остается неизменной с 1910 года, обозначая уровни твердости буквами и цифрами. Графитные карандаши подразделяются на мягкие черные (B) , твердые (H) , твердые черные (HB) и твердые (F) . Степень мягкого черного, жесткого, жесткого черного и твердого затем дополнительно классифицируется по числам, чем выше число, тем выше интенсивность.
16 степеней твердости графитового карандаша: 8В, 7В, 6В, 5В, 4В, 3В, 2В, В, НВ, F, Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н и 6Н . Графитовые карандаши со степенями твердости от 3B до 8B идеально подходят для художественного, изобразительного рисования благодаря очень мягкому или очень мягкому графиту черного цвета. Графитные карандаши H, F, HB, B и 2B идеально подходят для рисования и письма. Наш карандаш B (мягкий черный) эквивалентен традиционному карандашу № 2. Наконец, графитовые карандаши со степенью твердости от 2H до 6H идеально подходят для технического рисования.