Земной шар, земля, ребенок, глобус png
Земной шар, земля, ребенок, глобус pngтеги
- ребенок,
- глобус,
- рука,
- малыш,
- мальчик,
- мир,
- мультфильм,
- земля,
- игра,
- природа,
- область,
- улыбкасчастье,
- поведение человека,
- линия,
- глобус рисунок,
- png,
- прозрачный png,
- без фона,
- бесплатная загрузка
- Размер изображения
- 800x776px
- Размер файла
- 241.81KB
- MIME тип
- Image/png
изменить размер PNG
ширина(px)
высота(px)
Некоммерческое использование, DMCA Contact Us
- org/ImageObject»> Школа мультфильмов, английские алфавиты мерные символы, ребенок, фотография png
800x800px
401.31KB
- Школа мультфильмов, мультфильм ребенок, ребенок, фотография png 515x800px 126.55KB
- иллюстрация детей по всему миру, ребенок, ребенок на Земле, любовь, фотография png 890x920px 417.11KB
- Мультфильм, другие, ребенок, фотография png 561x800px 406.93KB
- Земной шар Мир, земля, белый, глобус png 600x549px 30.94KB
- мальчик в красной рубашке с короткими рукавами иллюстрации, мультфильм, маленький мальчик хотел бы вопрос, ребенок, фотография png
478x800px
121.
59KB
- детский рисунок, детский сад дошкольное образование иллюстрации, иллюстратор детей, ребенок, глобус png 1000x930px 295.06KB
- Мультяшный глобус Земли, День уничтожения Земли, акварель, глобус png 576x576px 75.28KB
- Детский мультфильм иллюстрации, милые дети, иллюстрации детей мультфильмов, комиксы, еда png 1024x723px 554.58KB
- Nobita Nobi Cartoon Shizuka Minamoto Персонаж, персонаж-дорамон, комиксы, ребенок png 652x1024px 176.42KB
35KB
- Земной шар Карта мира, Земля, глобус логотип, глобус, мир png 1000x1000px 320.46KB
- мальчик идет в школу иллюстрации, школьник мультфильм, дети учатся, Детская одежда, фотография png 763x1000px 411.25KB
- Силуэт земного шара, земля, глобус, мир png 791x446px 120.57KB
- Чтение книг Ребенок, ребенок, двое детей читают книжную иллюстрацию, ребенок, нарисованный png 1024x683px 437.94KB
- Детский мультфильм, дети, ребенок, текст png 1603x1096px 257.28KB
- Sprite Video Games 2D компьютерная графика, спрайт, игра, ребенок png
1200x1000px
171.
63KB
- Трое детей рядом с Изучай слова иллюстрации, Обучение родителей, Дети, дети, текст, класс png 993x2400px 649.61KB
- Мультфильм, ребенок, комиксы, ребенок png 1537x2295px 661.73KB
- Земля рисунок, земля мультфильм, земля иллюстрация, глобус, мир png 1716x1702px 193KB
- Группа людей руки, несущие земной шар, Earth Globe, держась за руки, глобус, рука png 609x530px 353.04KB
- Земля Глобус Логотип мира, земля, глобус, логотип png 1218x1218px 70.57KB
- Ребенок, мультфильм дети, иллюстрация девочек, мультипликационный персонаж, другой png
1042x2953px
421.
45KB
- Глобус Карта мира, глобус, разное, глобус png 800x800px 326.94KB
- мальчик и девочка иллюстрация, школьная форма студент, студент, ребенок, рука png 800x686px 184.48KB
- Школьник Студент, школа, ребенок, рука png 760x576px 100.44KB
- Мыло для мытья рук, Rinse Hands s, ребенок, рука png 874x1024px 345.57KB
- Мальчик и девочка сидят на книжной иллюстрации, мультфильм Студент, дети, ребенок, люди png 879x1024px 374.28KB
- Человек мышления, ребенок, лицо png
645x800px
141.
12KB
- Математика Open Child, Математика, ребенок, малыш png 640x480px 103.34KB
- Земля футболка планета, земля, планета земля, глобус, мир png 1150x1137px 1.87MB
- мальчик и девочка езда карандашом иллюстрации, рисунок карандашом, школьники, ребенок, карандаш png 5000x3886px 1.51MB
- Урок мультфильм Студент, студент, ребенок, фотография png 692x1024px 130.52KB
- Earth Globe Компьютерные иконки, земля, глобус, логотип png 1200x630px 66.55KB
- пятеро детей пишут иллюстрации, детский рисунок, дети, ребенок, фотография png
2048x1448px
522.
4KB
- планета Земля, Земля Иконка, Земля, глобус, мир png 800x800px 350.32KB
- Страх тревоги, мультфильм ребенок, Разное, ребенок png 747x1024px 481.41KB
- логотип красной планеты, глобус, карта мира, глобус, Разное, компания png 595x842px 65.07KB
- Химия Наука Ребенок, наука, фотография, рука png 800x571px 369.07KB
- Мультфильм рисунок, счастливые ноги, комиксы, ребенок png 500x700px 87.43KB
02KB
- Глобус Земля, карта мира, разное, глобус png 1800x1800px 91.71KB
- Учитель школы ученик, учитель и ученик, ребенок, рука png 640x480px 48.53KB
- иллюстрация игры мальчика и девушек и театра, детский мультфильм, парк развлечений шаржа, мультипликационный персонаж, фотография png 1712x1000px 478.65KB
- Мальчик в серой шляпе, нарисованный, рука png 378x800px 104.62KB
- Карта мира Глобус, 3d карта, разное, мир png 1397x1397px 239.67KB
- Глобус Мир Земля Рисование, глобус, разное, глобус png
512x512px
18.
16KB
- дети, держась за руки, мультфильм ребенок, школьники, ребенок, рука png 800x771px 283.91KB
- мальчик и девочка, держась за руки иллюстрации, мультфильм рисования анимации любви, аниме файл любви пара, ребенок, рука png 610x607px 276.05KB
- Старость Семья Иллюстрация, семья, старость, семья png 800x514px 351.52KB
Счастливый Сизиф
Евгений Беркович
«Троицкий вариант» №24(368), 20 декабря 2022 года
Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»
В 1955 году научный мир отмечал пятидесятилетие теории относительности. В марте чествовать выдающиеся заслуги Альберта Эйнштейна собрались два физических общества, принадлежавших двум государствам-антагонистам, — Физическое общество Западного Берлина (Physikalische Gesellschaft zu Berlin e. V.) и Физическое общество ГДР (Physikalische Gesellschaft in DDR)1.
Макс фон Лауэ, один из немногих физиков, остававшихся в гитлеровской Германии, кто сохранил уважение Эйнштейна, писал своему давнему другу и юбиляру 16 января 1955 года, что после длительных переговоров берлинским физическим обществам удалось договориться об объединении их действий. Фон Лауэ надеялся, что Эйнштейн «мог бы представить им, разумеется, скромный доклад ради общей политической разрядки» (Hermann, 1994, с. 542).
Эйнштейн, которому оставалось жить всего один месяц, ссылаясь на здоровье, отказался от приглашения, отметив в письме от 3 февраля 1955 года, что рад видеть редкое «братское взаимодействие, а не повод к противостоянию», и добавил: «Возраст и болезнь делают для меня невозможным участвовать в этом мероприятии, и я должен признать, что такое божественное стечение обстоятельств я воспринимаю с облегчением, так как всё, что связано с культом личности, мне в тягость» (Hermann, 1994, с. 542).
На заседании Физического общества Западного Берлина 18 марта 1955 года с докладом «Альберт Эйнштейн и световые кванты» выступил верный друг и почитатель великого физика Макс Борн. Он, в частности, описал положение Эйнштейна в научном мире, в которое ученый попал в результате безуспешных поисков единой теории поля и отказа от статистической интерпретации квантовой механики: «Тем самым Эйнштейн оказался в изоляции, которая была бы трагической, если бы не его радостный, оптимистический темперамент, охранявший его от горечи. Он ведь всегда был одиночкой. Он стремился к познанию ради собственного удовлетворения, а не для материальных выгод или славы. Трагедия его жизни есть трагедия нашей науки в целом, трагедия злоупотребления наукой в политической борьбе народов» (Борн, 1963a, с. 377–378).
На следующий день в Восточном Берлине об истории создания теории относительности докладывал Леопольд Инфельд. Вместе с Борном они послали Эйнштейну телеграмму со словами благодарности и глубокого почтения.
Следующим мероприятием юбилейного года стал международный конгресс по общей теории относительности и космологии, собравшийся в Берне. Когда Вольфганг Паули 11 июля 1955 года открывал первое заседание, Эйнштейна уже не было в живых. Паули предложил рассматривать конгресс как прощание с великим физиком.
Среди участников конгресса было немало друзей и соратников автора теории относительности, например Макс Борн, Макс фон Лауэ, Эрвин Фройндлих… О совместной работе с Мастером доложила участникам конгресса последняя ассистентка Эйнштейна Брурия Кауфман (Bruria Kaufman), приехавшая на конгресс из Принстона. Кроме нее, из Института перспективных исследований, где до конца своих дней работал Эйнштейн, в Берне собрались другие коллеги ученого: Валентин Баргман, Герман Вейль, Юджин Вигнер, рассказавшие о своих встречах и беседах с принстонским мудрецом в последние месяцы его жизни. Все они, как и Паули, воспринимали уход Эйнштейна как поворотный момент в истории физики.
Со временем шок от потери признанного лидера теоретической физики прошел; у тех, кто недолюбливал, не очень ценил великого ученого или завидовал ему, развязались языки. Настало время ревизионистов и критиков.
В 1965 году отмечали шестидесятую годовщину общей теории относительности, и директор Института перспективных исследований в Принстоне Роберт Оппенгеймер высказался пренебрежительно о последнем тридцатилетнем периоде творчества Эйнштейна. Оппенгеймер ехидно отметил, что ранние работы Альберта «парализующе красивы, даже при том, что в них имеется много опечаток. Позже не было ни единой». Но затем, по словам Оппенгеймера, Эйнштейн ввязался в яростную, но в итоге бесплодную борьбу с Бором, «стремясь доказать, что в квантовой механике имеются внутренние противоречия». И главный упрек автору теории относительности со стороны Оппенгеймера состоял ни много ни мало, как в невежестве: «Он поставил перед собой честолюбивую задачу объединить понимание электричества и тяготения, не учитывая слишком многое из того, что было известно физикам, но не было достаточно широко известно в студенческие годы Эйнштейна» (Брайен, 2000, с. 674).
Резкий отпор «отец атомной бомбы» получил от ученика и соавтора Эйнштейна Леопольда Инфельда. Почти прямым текстом он называет Оппенгеймера дураком: «Какие это ошибки (опечатки) Оппенгеймер имеет в виду? Ни я, ни какой-либо другой физик из тех, с кем я говорил, не понимаем этого предложения. Работа каждого физика может быть разделена на этапы. На каждом этапе он думает, что закончил свое исследование на той золотой жиле, которую вскрыл. Затем оказывается, что это всего лишь поверхностное ответвление намного более мощной жилы и что ему следует рыть глубже. С этой точки зрения работа каждого физика — это постепенный, поэтапный поиск истины. Законы Ньютона истинны также и сегодня, но только для малых скоростей. Дурак мог бы сказать, что работа Ньютона полна ошибок, так как она не распространяется на высокие скорости, приближающиеся к световой. Мне не известно ни о каких ошибках Эйнштейна, кроме обычных типографских опечаток, а также тех, о которых сам Эйнштейн хорошо знал, поскольку в следующей работе они выводили его ближе к истине» (Брайен, 2000, с. 674–675).
Тем не менее подобные высказывания Оппенгеймера и его коллег укрепляли в общественном сознании мнение о том, что последние десятилетия творческих усилий Эйнштейна были бесплодными и бесполезными. В одной из первых крупных биографий Эйнштейна ее автор Рональд Кларк констатировал: «Теория Эйнштейна о едином поле остается необоснованной, и современная научная мысль отгораживается от Вселенной, построенной таким образом» (цитата по книге (Брайен, 2000, с. 675)).
В конце 1950-х годов такой взгляд на работы позднего Эйнштейна стал господствующим среди физиков. Голосом поколения, как всегда, оказался Вольфганг Паули, написавший в 1958 году дополнение к своей знаменитой энциклопедической статье по теории относительности, которой в начале 1920-х так восхищался сам Эйнштейн: «Большинство физиков, включая автора, придерживаются взглядов, высказанных Бором и Гейзенбергом при эпистемологическом анализе ситуации, создавшейся в связи с этими идеями (т. е. принципами неопределенности и дополнительности. — Прим. Е. Б.), и потому считают невозможным полное решение открытых вопросов в физике на пути возврата к представлениям классической теории поля» (Паули, 1962, с. 419).
Взгляды самого Эйнштейна были хорошо знакомы Паули, поэтому их формулировка отличается четкостью и законченностью: «Эйнштейн после того, как он революционизировал мышление физиков, создав общие методы, которые имеют фундаментальное значение также для квантовой механики и ее интерпретации, до конца своих дней сохранял надежду, что даже квантовые черты атомных явлений смогут быть в принципе объяснены с позиций классической физики полей» (Паули, 1962, с. 419–420).
Идеалом для Эйнштейна, по словам Паули, являлась классическая небесная механика, согласно которой «объективное состояние системы совершенно не должно зависеть от способа наблюдения» (Паули, 1962, с. 420).
А далее Паули указал на самое слабое место во всех работах Эйнштейна последних десятилетий: не удается «рассматривать элементарные частицы вещества с помощью всюду регулярных (лишенных особенностей. — Прим. В. Паули) классических полей» (Паули, 1962, с. 420).
Показательно мнение известного советского специалиста по общей теории относительности Алексея Зиновьевича Петрова, приведенное в книге профессора Владимира Павловича Визгина «Единые теории поля в квантово-релятивистской революции»: «Все имеющиеся „единые теории“ не вышли пока за рамки отвлеченных теоретических построений и не привели к значительным открытиям или следствиям, допускающим экспериментальную проверку» (Визгин, 2017, с. 9).
В начале 1960-х годов в статье «Замечания к эйнштейновскому наброску единой теории поля» Вернер Гейзенберг так оценивал труды великого физика: «Эта великолепная в своей основе попытка сначала как будто потерпела крах. В то самое время, когда Эйнштейн занимался проблемой единой теории поля, непрерывно открывались новые элементарные частицы, а с ними — сопоставленные им новые поля. Вследствие этого для проведения эйнштейновской программы еще не существовало твердой эмпирической основы, и попытка Эйнштейна не привела к каким-либо убедительным результатам. Однако неудача, постигшая эйнштейновскую программу, имела и более глубоки основания, чем только неуверенность в эмпирических фактах; эти основания лежат в отношении теоретико-полевых представлений Эйнштейна в квантовой теории» (Гейзенберг, 1962, с. 63).
Но постепенно отношение физиков к великому замыслу Эйнштейна стало меняться. В следующее десятилетие идеи Эйнштейна о единой теории поля пережили своеобразный ренессанс. Вот что рассказал в одном интервью главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау профессор Александр Белавин, лауреат многих престижных премий, в том числе премии им. Померанчука по теоретической физике и премии им. Ларса Онзагера — ежегодной премии Американского физического общества: «В 1970-е годы возникла известная сегодня Стандартная модель — теория, которая описывает наш мир. Она говорит, что всё вокруг устроено из фундаментальных частиц: кварков, лептонов и т. т., которые между собой связаны посредством трех фундаментальных взаимодействий — сильного, слабого и электромагнитного. Есть еще гравитационное, которое в Стандартную модель не укладывается. Это очень разные связи, но оказывается, что с точки зрения математики они все построены по одному принципу — „калибровочной инвариантности“. Когда ученые начинают это описывать в виде формул и уравнений, мы видим, что это одна и та же математическая структура, и это совершенно потрясающе! Можно предположить, что наш мир можно описать каким-то единым законом, единой теорией.
Теорией, которая будет описывать все взаимодействия фундаментальных частиц, включая гравитационное» (Белавин, 2019, с. 30).
В 1979 году академик Зельдович в статье, посвященной столетию Эйнштейна, подчеркивал: «Но проходят десятилетия, и мы со всё большим почтением относимся к постановке задачи в самом общем смысле. На наших глазах развиваются единые теории — теории, объединяющие слабое и электромагнитное взаимодействие, на очереди их объединение с теорией ядерных сил и сильного взаимодействия. Сама тенденция к объединению теорий плодотворна. Когда-нибудь — рано или поздно — придет и синтез теории элементарных частиц с теорией тяготения. Этот синтез будет очень не похож на «единую теорию поля» 1925–1955 годов, и всё же мы должны будем вспомнить и оценить устремления Эйнштейна» (Зельдович, 1979, с. 8).
Отмечая выдающуюся роль автора теории относительности в построении единой теории поля, Яков Борисович Зельдович признается: «На долгом и трудном пути познания природы мы снова и снова находим идеи, восходящие к Эйнштейну» (Зельдович, 1979, с. 8).
Прошедшие с тех пор четыре десятилетия подтверждают слова академика Зельдовича. Казавшаяся маргинальной и обреченной на провал задача, поставленная перед самим собой Эйнштейном, стала одной из главных для современных физиков и математиков. На стыке наук родилась теория струн, целью которой, по словам профессора Белавина, является «построение единой фундаментальной теории микромира» (Белавин, 2019, с. 30), т. е. именно то, к чему всю жизнь упорно шел автор теории относительности, так и не добившись окончательного результата.
Словно Сизиф, переживал Эйнштейн крах очередной теории, которую заботливо, камень за камнем, строил год за годом. Но ни научные неудачи, ни предательства сотрудников, на которых возлагались большие надежды, не выбивали ученого из седла. Эйнштейн продолжал упорно работать, готовя к публикации новые и новые статьи, как самостоятельно, так и в соавторстве с другими ассистентами. Один из них, Эрнст Штраус, так описывает типичный ход такой работы: «Первая теория, над которой мы работали, когда я стал его ассистентом, разрабатывалась самим Эйнштейном уже более года, и мы продолжали работать над ней еще около девяти месяцев. Однажды вечером я нашел некоторый класс решений уравнения поля, и на следующее же утро оказалось, что эта теория лишилась своего физического содержания. Всё утро мы ворочали ее и так, и этак, но неизбежно приходили всё к тому же выводу. Мы отправились домой на полчаса раньше. Должен сказать, что я был совершенно удручен случившимся. Интересно, думал я, если чувствует себя так скверно из-за того, что разрушилось воздвигнутое здание, простой рабочий, то как же должен чувствовать себя архитектор?!» (Хофман, 1983, с. 185).
Так думали многие люди и приходили к выводу, что Эйнштейн второй половины своей жизни — неудачник и несчастный человек. Ведь его попытки решить поставленную задачу одна за другой терпели неудачу. Но думать так о великом физике — значит абсолютно его не понимать. Неудачи не обескураживали ученого — он привык решать трудные задачи десятилетиями. Эрнст Штраус продолжает воспоминания о дне после очередного крушения надежд: «Когда на следующий день я пришел на работу, Эйнштейн был взволнован и полон энергии: „Послушайте, я думал над этим всю ночь, и мне кажется, что правильно было бы. ..“ Так было положено начало разработке совершенно новой теории, которая также через полгода превратилась в кучу макулатуры и над которой скорбели не дольше, чем над предыдущей» (Хофман, 1983, с. 185).
После провала очередной попытки добиться от новой теории физически проверяемых результатов, Эйнштейн в письме другу Мишелю Бессо от 8 августа 1949 года признается: «У меня уже построена теория, строго последовательная и достаточно разумная, но моих математических методов не хватает для разработки ощутимых следствий» (Эйнштейн — Бессо, 1980, с. 25).
Тем не менее он сам в письме Соловину от 28 марта 1949 года подтверждает свое душевное спокойствие: «Впрочем, иначе и быть не может, если ты критически относишься к себе, честен, а чувство юмора и скромность позволяют сохранять внутреннее равновесие, несмотря на все внешние воздействия» (Эйнштейн, 1967a, с. 561–562).
А в письме Бессо Эйнштейн высказывается еще более сочно: «Всё, что я тебе пишу, ты можешь показывать, кому захочешь. Я давно махнул рукой на всякое засекречивание. Да я к тому же не поп, который несчастен, если ему не удается «обратить» других в свою веру» (Эйнштейн — Бессо, 1980, с. 32).
В письме Соловину от 27 июня 1938 года Эйнштейн говорит об одиночестве без сожаления и горечи: «В Европу я не собираюсь. Лето проведу в каком-нибудь тихом уголке и вообще постараюсь устроиться так, чтобы поменьше иметь дела с людьми. Если кто-нибудь и может понять мое желание, так это вы» (Эйнштейн, 1967a, с. 556).
Внутренней связи с единомышленниками он не терял никогда. В речи «Мое кредо» 1932 года об этом прямо сказано: «Хотя в повседневной жизни я типичный индивидуалист, всё же сознание незримой общности с теми, кто стремится к истине, красоте и справедливости, не позволяет чувству одиночества овладеть мной» (Эйнштейн, 1967g, с. 176).
Мнение творцов квантовой механики относительно усилий Эйнштейна идти своим путем со временем менялось. Поль Дирак в своих «Воспоминаниях о необычайной эпохе» по сути соглашается с точкой зрения вечного оппонента Нильса Бора и Вернера Гейзенберга, считавшего их детище «теорией правильной, но неполной»: «Я не исключаю возможности, что в конце концов может оказаться правильной точка зрения Эйнштейна, потому что современный этап развития квантовой теории нельзя рассматривать как окончательный. В этой теории существует немало нерешенных проблем, о которых я расскажу позже… Современная квантовая механика — величайшее достижение, но вряд ли она будет существовать вечно. Мне кажется весьма вероятным, что когда-нибудь в будущем появится улучшенная квантовая механика, в которой мы вернемся к причинности и которая оправдает точку зрения Эйнштейна. Но такой возврат к причинности может стать возможен лишь ценой отказа от какой-нибудь другой фундаментальной идеи, которую сейчас мы безоговорочно принимаем. Если мы собираемся возродить причинность, то нам придется заплатить за это, и сейчас мы можем лишь гадать, какая идея должна быть принесена в жертву. Таковы основные положения, связанные с фундаментальными уравнениями новой механики и с их интерпретацией» (Дирак, 1990, с. 131).
Свои разногласия со сторонниками квантовой механики Альберт Эйнштейн в последний раз озвучил незадолго до смерти в заметке «Автобиографические наброски» в 1955 году: «Со времени завершения теории гравитации теперь прошло уже сорок лет. Они почти исключительно были посвящены усилиям вывести путем обобщения из теории гравитационного поля единую теорию поля, которая могла бы образовать основу для всей физики. С той же целью работали многие. Некоторые обнадеживающие попытки я впоследствии отбросил. Но последние десять лет привели, наконец, к теории, которая кажется мне естественной и обнадеживающей. Я не в состоянии сказать, могу ли я считать эту теорию физически полноценной; это объясняется пока еще непреодолимыми математическими трудностями; впрочем, такие же трудности представляет применение любой нелинейной теории поля. Кроме того, вообще кажется сомнительным, может ли теория поля объяснить атомистическую структуру вещества и излучения, а также квантовые явления» (Эйнштейн, 1967e, с. 355–356).
Комментируя противостояние Эйнштейна мнению большинства физиков, Поль Дирак склоняется к позиции автора теории относительности: «Большинство физиков вполне довольны достигнутой точностью теории, но Эйнштейн не сдавался. Он, конечно, знал об этой точности, но всё же считал, что теория неверна в самой основе, а потому выбранный путь не приведет к серьезным успехам в физике. В этой полемике я скорее склонен согласиться с Эйнштейном. Думаю, что в конце концов Эйнштейн может оказаться правым, однако утверждать этого нельзя до тех пор, пока в нашем распоряжении не появится новая квантовая механика, более совершенная, чем та, что у нас есть сейчас» (Дирак, 1990, с. 52).
Жизнь Эйнштейна — прекрасная иллюстрация к мысли Альбера Камю, высказанной в новелле «Миф о Сизифе»: «Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что всё хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым» (Камю, 1989, с. 354).
Давать оценку жизни Эйнштейна может лишь тот, кто сам причастен к высокому творчеству. Ученый словно предвидел, сколько непрошенных судей и несправедливых приговоров обретет он после ухода.
В эссе «Религия и наука», написанном в 1930 году, Эйнштейн предупреждал: «Тем же, кто судит о научном исследовании главным образом по его результатам, нетрудно составить совершенно неверное представление о духовном мире людей, которые, находясь в скептически относящемся к ним окружении, сумели указать путь своим единомышленникам, рассеянным по всем землям и странам. Только тот, кто сам посвятил свою жизнь аналогичным целям, сумеет понять, что вдохновляет таких людей и дает им силы сохранять верность поставленной перед собой цели, несмотря на бесчисленные неудачи. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве» (Эйнштейн, 1967d, с. 129).
О своем ощущении счастья Эйнштейн рассказал в 1925 году, когда Королевское астрономическое общество наградило его Золотой медалью: «Тому, кому удается найти идею, позволяющую проникнуть несколько глубже в вечную тайну природы, оказана великая милость. Кто при этом заслуживает еще признания, симпатии и авторитета у лучших людей своего времени, тот получает, пожалуй, большее счастье, чем может вынести человек» (Хофман, 1983, с. 201).
Эйнштейн всю жизнь был одержим работой. Он мог трудиться в любых условиях — в кабинете, в каюте, в шалаше… Он доводил себя до полного изнеможения, годами решая неподдающуюся проблему. И тем не менее эта работа делала его счастливым. Эйнштейн не мог не работать, будто какая-то непреодолимая сила, которую он иногда называл Сфинкс, заставляла его брать в руки карандаш или перо. В 1950 году, отвечая даме, которая поздравила его с днем рождения, Эйнштейн так описал эту силу: «Весь год Сфинкс пристально смотрит на меня с упреком; он вычеркивает из жизни всё личное и причиняет мне боль, напоминая о Непостижимом. <…> Сфинкс ни на минуту не отпускает меня» (Хофман, 1983, с. 202).
В то же время соприкосновение с Непостижимым вдохновляло. В 1932 году Эйнштейн произнес небольшую речь «Мое кредо», звуковая запись которой была издана в виде патефонной пластинки. В этой речи он, в частности, сказал: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, — это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего» (Эйнштейн, 1967g, с. 176).
Человек, который всю жизнь, как Эйнштейн, стоял перед лицом таинственного, просто не мог не быть счастливым. В этом без патетики и высоких слов признался ученый в письме 1939 года бельгийской королеве-матери: «Я благодарен судьбе за то, что она сделала жизнь волнующим переживанием, так что жизнь показалась осмысленной» (Хофман, 1983, с. 199).
* * *
Смерть Альберта Эйнштейна 18 апреля 1955 года потрясла планету. О том, что с его уходом мир стал другим, говорили политики и писатели, физики и художники…
Президент США Дуайт Эйзенхауэр заявил на следующий день после объявления о кончине ученого: «В ХХ веке ни один другой человек не сделал так много для безмерного расширения области познанного. Тем не менее ни один человек не был столь скромен, обладая властью, которой является знание, ни один человек не был столь уверен, что власть без мудрости смертельно опасна» (Айзексон, 2016, с. 669)2.
Вернер Гейзенберг откликнулся на смерть создателя теории относительности такими словами: «Эйнштейн имел необыкновенное мужество поставить под сомнение все предпосылки классической физики, и он же обладал духовной силой, чтобы осмыслить, как можно с другими предпосылками привести явления в непротиворечивый порядок» (Hermann, 1994, с. 562).
Очень точно определил роль Эйнштейна для человечества Томас Манн, подружившийся с великим физиком во время их недолгого соседства в Принстоне и переживший его всего на четыре месяца. В заметке, опубликованной в газете Neue Züricher Zeitung 19 апреля 1955 года, лауреат Нобелевской премии по литературе подчеркнул: «Он был тем человеком, который, казалось, мог, опираясь на свой мифический авторитет, справиться с любой напастью, грозящей человечеству. И если сегодня сообщение о его смерти повсеместно вызывает единодушную скорбь и смятение среди народов различных рас и религий, то в этом проявляется иррациональная вера в то, что он одним своим существованием мог противостоять последней катастрофе» (Hermann, 1994, с. 561–562).
В конце «Автобиографических набросков» Альберт Эйнштейн подводит итог, который без колебаний можно отнести ко всей его жизни: «Как бы то ни было, нам остаются в утешение слова Лессинга: „Стремление к истине ценнее, дороже уверенного обладания ею“» (Эйнштейн, 1967e, с. 356).
Hermann A. Einstein. Der Weltweise und sein Jahrhundert. Eine Biographie. München: R. Piper, 1994.
Борн М. Альберт Эйнштейн и световые кванты. Физика в жизни моего поколения. Сб. статей, с. 361–380. — М.: Изд-во ин. лит-ры, 1963a.
Брайен Д. Альберт Эйнштейн. Пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Минск: Попурри, 2000.
Паули В. Единая теория поля. Я. А. Смородинский (ред.). Теоретическая физика XX века, с. 419–431. М.: Изд-во ин. лит-ры, 1962.
Визгин В. П. Единые теории поля в квантово-релятивистской революции. Программа полевого геометрического синтеза физики. — М.: КомКнига, 2017.
Гейзенберг В. Замечания к эйнштейновскому наброску единой теории поля. А. Т. Григорян (отв. ред.). Эйнштейн и развитие физико-математической мысли, с. 63–68. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.
Белавин А. «А что если у пространства десять измерений?» Беседовала Е. Кудрявцева // Огонёк, № 29–30 от 05.08.2019. С. 30.
Зельдович Я. Б. Альберт Эйнштейн, его время и творчество // Природа. 1979. C. 5–8.
Хофман Б. Альберт Эйнштейн: творец и бунтарь. — М.: Прогресс, 1983.
Эйнштейн — Бессо. Переписка А. Эйнштейна и М. Бессо. 1903–1955. У. И. Франкфурт (сост.). Эйнштейновский сборник. 1977. С. 5–72. М.: Наука, 1980.
Эйнштейн А. Письма к Морису Соловину. Собр. науч. трудов в четырех томах. Том IV. С. 547–575. М.: Наука, 1967a.
Эйнштейн А. Мое кредо. Собр. науч. трудов в четырех томах. Т. IV. С. 175–176. М.: Наука, 1967g.
Эйнштейн А. Автобиографические наброски. Собр. науч. трудов в четырех томах. Т. IV. С. 350–357. М.: Наука, 1967e.
Камю А. Избранное. Пер с франц./ Сост. и предисл. С. Великовского (Мастера совр. прозы). — М.: Радуга, 1989.
Эйнштейн А. Религия и наука. Собр. науч. трудов в четырех томах. Т. IV. С. 126–129. — М.: Наука, 1967d.
1 Беркович Е. Можно ли считать позднего Эйнштейна неудачником? (окончание). «Семь искусств» №6(122), июнь 2020 года.
2 В русском переводе книги Айзексона эта цитата ошибочно приписывается президенту Рузвельту, что невозможно, так как он умер в апреле 1945 года, за десять лет до смерти Эйнштейна.
Художественный конкурс All Kids Included
Окружной студенческий конкурс изобразительного искусства 2022
Любовь, мужество и вовлеченность в жизнь в условиях пандемии
Художник: Эндрю Г.
Возраст: до 5-го класса
3
Школа: Академия Архимеда
Все дети радуги
Художник: Чарльз В.0002 Учитель искусства: Mayda Barquin-Cordero
ПРЕИМУЩЕСТВА
Художник: Мика Хулио Х.
Возраст: 4
Класс: Pre-K
Школа: Программа домашнего образования
Untitled
Artist Artict. : Энтони Т.
Возраст: 8
Класс: 4 класс
Школа: True North Classical Academy
Учитель рисования: Сара Альфаро
Untitled
Оценка: 4 -е
Школа: Истинная Северная Классическая Академия
Учитель искусства: Сара Альфаро
Без названия
Художник: Элисон С.
Возраст: 8
. : True North Classical Academy
Учитель рисования: Сара Альфаро
Untitled
Художник: Даниэла С.
Возраст: 8
Класс: 4-й класс True North Classical Academy
0003
Учитель искусства: Сара Альфаро
Без названия
Художник: Zaiden T.
Возраст: 8
класс: 4 -й
Школа: True North Classicical Academy
Учитель искусства: Сара Алфаро
.
Художник: Виктория О.
Возраст: 9
Класс: 4 класс
Школа: True North Classical Academy
Учитель рисования: Сара Альфаро
6 Без названия
Художник: Миа М.
Возраст: 9
Класс: 5 класс
Школа: True North Classical Academy
Учитель рисования: Сара Альфаро Роландо Д.
Возраст: 11 лет
Класс: 5 класс
Школа: Blue Lakes Elementary
Учитель рисования: миссис В. Ромеро-Мортазари
Возраст: 10 Оценка: 4-е Школа: Элементарная школа Blue Lakes Учитель искусства: миссис V Ромеро-Мортазари Художник: Glenys G. Возраст: 8: 8 класс: 2 -й Школа: Элементарная школа Эмерсон Учитель искусства: Лили Вильялба Художник: Кристен З. Возраст: 7 . Учитель искусства: Лили Вильялба Художник: Ainara L. Возраст: 7 класс: 2 -й Школа: Emerson Elementary Учитель искусства: Lily Villalba Художник: Шанель Г. Возраст: 7 лет Класс: 2-й Школа: Emerson Elementary Учитель рисования: Лили Вильяльба Художник: Латика Р. Возраст: 9 Оценка: 4 -й Школа: Корал -риф Академия Монтессори Учитель искусства: Джерал Таунсон Artist: Katherine L. Возраст: 6 Оценка: детская сада Школа: Архимедическая академия Художник: Эдисон С. Возраст: 7 Оценка: 1st Школа: Pinecrest Academy North Charter School .0003 Художник: Jie X. Возраст: 5 Класс: Детский сад Школа: Pinecrest Elementary . София П. Возраст: 5 лет Класс: Детский сад Школа: Howard Drive Elementary Художник: Yamilah C. 03009
Вместе под радугой 0003
То, как мы являемся
Мы все разные
Просто будьте
Love Love. Всем в мире
9000 Все одинаковые0007
World World
Дружба
Пикник и акция
Untitled
Школа: Easterseals
Учитель искусства: Александра Джианти-Лектер
Без названия
Художник: Эмили Дж. Р.
Возраст: 11
. Класс: 5-й
Школа: программа по образованию дома
. Моя поездка в Китай
Художник: Харрисон Х.
Возраст: 6 лет
Класс: 1-й
Школа: Coral Reef Elementary
Учитель рисования: Shen Dong
0 5 006 Мой отдых в книге
Художник: Мэтью Х.
Возраст:
Оценка: 3 -я
Школа: Корал -риф Элементарная школа
Учитель искусства: Шен Донг
, выявленная с первой улыбкой
Художник: Тан Л.
Возраст: 9
Класс: 4-й
Школа: Начальная школа Сансет
Banner of Languages
Художник: Chrismyah M.
3 Возраст: 0 3 3
30002 класс: 5 -й
Школа: католическая школа Святого Джеймса
Учитель искусства: Келли Миллер
Друзья
Художник: Mia Marie H.
Возраст: 6
Класс: Киндбарт
Школа: Дома
без названия
Художник: Kayla D.
Возраст: 5
Оценка: детская сада
Школа: Монтессори обучающий центр
Художник: Франциска Г.
Возраст: 11
Оценка: 6 -е место
Школа: Истинная Северная Классическая Академия
Учитель искусства: Сара Альфаро
Без названия
Художник: Лилан Б.
Возраст: 110003
Artist: Lilyane B.
.
класс: 6 -й
Школа: Истинная Северная Классическая Академия
Учитель искусства: Сара Альфаро
Без названия
Художник: Шила Т.
Возраст: 11
класс: 6 -й
Школа: True North Classical Academy: 110003
.
Учитель искусства: Сара Альфаро
Без названия
Художник: Лили М.
Возраст: 9
класс: 6th
Школа: True North Classical Academy
Учитель искусства: Сара Альфаро
USTITLED USTITLED USTITLED.
Художник: Асела А.
Возраст: 13 лет
Класс: 7-й
Школа: Консерватория искусств им.0003
Художник: Мария Л.
Возраст: 12
класс: 7 -е
Школа: AP Mays Conservatory of the Arts
Учитель искусства: Джеральд Обрегон
Без названия
Artist: S ‘Niya S.
Возраст: 12 лет
Класс: 7-й
Школа: Консерватория искусств AP Mays
Учитель рисования: Джеральд Обрегон
Приятно познакомиться!
Художник: Максимилия Д.
Возраст: 12 лет
класс: 6-й
Школа: Хосе Марти 6-12 Академия
Безпо
Художник: Лианнис Р.
Возраст: 14 лет
Класс: 8-й
Школа: Чартерная школа АкадемМир Средняя
Учитель рисования: Милагрос Гонсалес
090 0d 50002 Художник: Габриэла С.
Возраст: 12
класс: 7 -е
Школа: Академическая чартерная школа Середина
Учитель искусства: Милагрос Гонсалес
Без названия
Художник: Emily L.
AGE: 13
Класс: 8-й
Школа: Чартерная школа АкадемМир Средняя
Учитель рисования: Милагрос Гонсалес
Без названия
Художник: Сабрина С.
2 30 Возраст: 09 90 8 3
00003
Школа: Академическая чартерная школа Середина
Учитель искусства: Милагрос Гонсалес
Без названия
Художник: Луна V.
Возраст: 13
Класс: 700003
Школа: Hammocks Средняя школа
Арт. K Мишель Мартинес
Без названия
Художник: Бриана Н.
Возраст: 14 лет
Класс: 8-й
Учитель: Hammocks Средняя школа
Artez0003
Untitled
Художник: Elyannys S.
Возраст: 13
Класс: 7 -е
Школа: Средняя школа Гамаков
Учитель искусства: K Michelle Martinez
Untitled
Artist: Amy Atmy Atmy Atmy Atmy Atmy
Возраст: 13 лет
Класс: 7-й
Школа: Hammocks Middle School
Учитель рисования: K Мишель Мартинес0002 Возраст: 13
класс: 8 -я
Школа: Средняя школа с гамаками
Учитель искусства: К. Мишель Мартинес
Без названия
Художник: Алексия А.
Возраст: 11
класс: 6 -й
. Школа A. : Hammocks Middle School
Учитель рисования: K Michelle Martinez
Untitled
Художник: Itaii F.
Возраст: 12 лет
Класс: 9-й класс средней школы
23:90 Hammock School0003
Учитель искусства: K Michelle Martinez
Untitled
Художник: Эмили C.
Возраст: 12
класс: 6th
Школа: Advanced Achievers Academy
Учитель искусства: Hazel Arroyo
Untitledoldeledolledledledledledledledledledledledledoldeled.
Художник: Марисоль Р.
Возраст: 12 лет
Класс: 6-й
Школа: Advanced Achievers Academy
Учитель рисования: Хейзел Арройо
Художник: Isella C. Возраст: 11 класс: 6 -е место Школа: Аккадемия Accievers Учитель искусства: Хейзел Арройо Художник: Андреа Р. Возраст: 13 класс: 7 -й Школа: Advanced Achievers Academy Учитель искусства: Хейзел Арройо Художник: Генри Дж. Возраст: 12 класс: 6th Школа: Advanced Achiever0003 Учитель искусства: Хейзел Арройо Художник: Эрик Ю. Возраст: 11 класс: 6th Школа: Advanced Achievers Academy Учитель искусства: Hazel Arroyo
Без названия0003
Без назва
Untitled
Без названия

Художник: Ронтавиус М.
Возраст: 12 лет
Класс: 6-й
Школа: Advanced Achievers Academy
Учитель рисования: Хейзел Арройо
Художник: Хильда М. Возраст: 14 Оценка: 8 -я Школа: Академия Accievers Учитель искусства: Хейзел Арройо Artist: Amanda G. R. Возраст: 13 2 Artist: Amanda G. R. AGE: 13 Artist: Amanda G. R. . Класс: 8-й Школа: Программа домашнего обучения Художник: Алисия М. Возраст: 14 лет Класс: 8-й Школа: Католическая школа Сент-Джеймс Учитель искусства: Келли Миллер Художник: Кармиша Р. Г. Возраст: 12 класс: 7 -й Школа: Сент -Джеймс Католическая школа Учитель искусства: Kelli Miller 6666 . Художник: Наталья Г. Возраст: 13 лет Класс: 8-й Школа: Средняя школа Глейдс Учитель рисования: Мирена Суарес 0 7 Художник: Патриция С. Возраст: 16 Оценка: 10 -е место Школа: А.П. : 16 класс: 10 -е Школа: консерватория AP Mays Arts Учитель искусства: Джеральд Обрегон Художник: Хуан Л. Возраст: 15 класс:
Без названия3
вместе
Как я вам?
, измеряя Без названия
9003
Без названия
Школа: Консерватория AP Mays Arts
Учитель искусства: Джеральд Обрегон
Без названия
Художник: Еелени (Ли) V.
Возраст: 18
Оценка: 11 -й
Школа: AP Mays. Консерватория искусств
Учитель рисования: Джеральд Обрегон
Без названия
Художник: Даниэлла Р.
Возраст: 15 лет
Класс: 9 мая
Консерватория 3 Школа искусств:
0002 Учитель искусства: Джеральд Обрегон
Без названия
Художник: Лизбет V.
Возраст: 17
класс: 12 -й
Школа: Майами Спрингс Старший
Учитель искусства: Бет Голдштейн
777777777 года.
Художник: Наташа К.
Возраст: 15 лет
Класс: 10-й
Школа: Старшая средняя школа Майами-Спрингс
Учитель рисования: Бет Гольдштейн
Художник: Roselynn R. Возраст: 15 класс: 10 -е место Школа: Майами -Спрингс старший Высокий Учитель искусства: Бет Гольдштейн Арти класс: 11 -е Школа: Аккадемия Accievers Учитель искусства: Хейзел Арройо Художник: Briseyda C. Возраст: 17 .0002 Школа: Advanced Achievers Academy Учитель искусства: Хейзел Арройо Художник: Диего V. Возраст: 14 Оценка: 9000 Школа: Южный Майам. Alicia Ballestas, ATR-BC Художник: Briana C. Класс: 12-й Школа: Coral Gables Senior High School В 2016 году зоркий покупатель на распродаже поместья в Массачусетсе по прихоти купил рисунок. На квадрате из пожелтевшего полотна без рамы был изящный набросок матери и ребенка, а цена скромной 30 долларов, сообщает Мартин Бейли для Art Newspaper. Мужчина, пожелавший остаться неизвестным, купил произведение искусства и спрятал его у себя дома. Хотя на эскизе была изображена одна из самых известных монограмм в мире искусства — «A. Теперь, после тщательного изучения, несколько ученых говорят, что тонкий набросок тушью является подлинным рисунком Дюрера, который может стоить более 50 миллионов долларов. Это также художественная историческая редкость: согласно Art Newspaper , эскиз — вероятно, подготовительная работа к картине около 1506 года — является первым «совершенно неизвестным» рисунком художника, всплывшим на поверхность с 1970-х годов. Работа, получившая новое название «Богоматерь с младенцем и цветком на травяной скамье» (1503), будет выставлена в галерее Agnews в Лондоне до 12 декабря. Галерея планирует в конечном итоге продать эскиз, но пока не установила твердую цену. . Клиффорд Шорер, акционер Agnews и коллекционер произведений искусства, впервые услышал слухи о возможной работе Дюрера во время поездки в Бостон в 2019 году, сообщил Саймон Уорролл для London 9.0006 Раз
7 Без названия0003
Без названия
Без названия
Без названия
Untitled Drawing Beer May 3 $0 Millionth May Куплено в Estate Sale за $00 Миллион Würer May | Умные новости
Приписывается Альбрехту Дюреру, Богородица с младенцем и цветком на травяном берегу , около 1503
Предоставлено галереей Agnews D.» Альбрехта Дюрера, — ни покупатель, ни продавцы не поверили, что это подлинная работа немецкого художника эпохи Возрождения. Как неназванный мужчина рассказывает Тейлору Дефо о Artnet News , он просто подумал, что это «прекрасно отрисованное произведение старого искусства».
Учитывая его оценочную стоимость, рисунок, скорее всего, будет куплен богатым учреждением или частным коллекционером.
Эскиз был продан в 2016 году дочерьми покойного архитектора Жана-Поля Карльяна. Работа, по-видимому, передавалась по наследству семье, предки которой были коллекционерами произведений искусства во Франции 19-го века. Карлианцы долгое время считали набросок современной репродукцией, но у Шорера была другая идея.
«Это был невероятный момент, когда я увидел Дюрера», — рассказывает он Art Newspaper . «Это была либо величайшая подделка, которую я когда-либо видел, либо шедевр».
Альбрехт Дюрер, Дева среди множества животных , около 1506 Общественное достояние через Wikimedia Commons Эксперты, с которыми консультировался Шорер, выявили две контрольные черты, указывающие на подлинность произведения. Сначала художник начертал свою монограмму теми же чернилами, что и на рисунке. (Согласно заявлению галереи, Дюрер подписал таким образом свои инициалы по крайней мере на 20 других работах, выполненных между 1501 и 1514 годами, подтверждая авторство в ранней версии авторского права.) Хранитель бумаги Джейн МакАусленд также обнаружила, что работа была создана на бумаге с трезубец и кольцевой водяной знак — тот же мотив можно увидеть на более чем 200 листах, использованных художником.
Ведущие ученые Дюрера Кристоф Мецгер, главный куратор музея Альбертина в Вене, и Джулия Бартрум, бывший куратор Британского музея, изучили работу и признали ее подлинной, сообщает Art Newspaper . Пара утверждает, что Дюрер создал эскиз в рамках подготовки к Дева среди множества животных , отдельной композиции, которая сейчас находится в Альбертине.
Эскиз 1503 года изображает Деву Марию и ее сына Иисуса Христа в младенческом возрасте. Они сидят на травянистом холме, подпираемом примитивным деревянным забором. В отличие от этого деревенского окружения, Мэри носит толстый драпированный плащ, чья тонкая меховая отделка «расстилается… пышными складками по травянистой земле», согласно заявлению.
За свою карьеру Дюрер десятки раз изображал Богородицу с младенцем. Здесь он отходит от традиции, изображая юного Иисуса извивающимся малышом, а не благовоспитанным младенцем. Ребенок поворачивается влево от кадра, обнажая свою обнаженную спину и отбрасывая собственное лицо в тень.
«Эффект заключается в том, что он уделяет все свое внимание своей матери, в то время как она занята или даже прерывается зрителем», — говорится в заявлении.
В январе прошлого года в ходе обычных реставрационных работ в соборе Святого Стефана в Вене была обнаружена ранее неизвестная настенная роспись, предположительно созданная Дюрером или его мастерской. Как Die Presse сообщила в то время, что двумерный триптих, долгое время спрятанный в той части церкви, которая сейчас используется как сувенирный магазин, возможно, был заказан императором Священной Римской империи Максимилианом I.