Рисунки на ткани: история, разновидности, технологии.
13.04.2016
Рисунок на ткани – самый простой способ сделать наряд заметнее. Сегодня орнаменты настолько разнообразны, что можно выбрать материал и в полоску, и в клетку, и с абстрактным орнаментом. Но так ли просто нанести рисунок на материал?
Узоры на тканях в разные времена
Самым простым и доступным рисунком на ткани была и остается полоска. Получить ее можно простым добавлением пряжи контрастного оттенка. Не менее традиционным орнаментом является клетка. Первые записи о «шотландке» относятся к III столетию нашей эры. Исторически шерстяную ткань с клетчатым рисунком считали признаком клана: каждому роду был присущ собственный рисунок и цветовая палитра, это сочетание называли «тартан». В настоящий момент зарегистрировано более 2 000 тартанов — от королевских до праздничных.
Образцы тканей, украшенных растительным орнаментом, дошли до наших дней из Коптского Египта и датируются IV-VII веками. Здесь окрашивали фон ткани, сам же рисунок, наносимый воском или глиной, оставался естественного цвета. Наиболее популярным оттенком для окрашивания полотна были пурпур (от красного до темно-синего и фиолетового), его смешивали с цветами естественной желто-коричневой гаммы.
В Европе самым известным растительным орнаментом была геральдическая лилия (Fleur-de-lis). Ею монаршие особы Франции украшали свою одежду со времен Средневековья. Интересный факт: современные исследователи детально изучили Fleur-de-lis и выяснили, что этот рисунок является не лилией, а ирисом.
В XIX веке европейские модницы открыли для себя кашмирские шали и новый растительный орнамент – «пейслийский» или «турецкий огурец». Этот рисунок – часть популярного на Востоке и в Индии орнамента, повторяющего очертания изогнутого листа. «Пейслийским» его назвали в честь одноименного города в Шотландии, где производились ткани с таким орнаментом.
В XX столетии настоящий фурор произвели ткани в горошек. Рисунок был известен еще с XVIII века, но по-настоящему модным его сделал модельер Ив Сен Лоран, признанный «король горошка». И конечно, невозможно представить современную моду без узора «куриная» или «гусиная лапка». Этот рисунок обосновался на модных подиумах благодаря усилиям Коко Шанель.
Преображение принта — от улитки до INK JET
О секретах приготовления первых красителей рассказывается в древних папирусах. Разумеется, они были натуральными и, как правило, местного происхождения. Чтобы разнообразить палитру, закупали дорогостоящие пигменты. В древности таковым был настоящий пурпур, который на свету выглядел фиолетовым, а в тени – практически черным. Этот краситель добывался из улиток, обитавших на финикийском побережье Средиземного моря. Растительными красками пользовались вплоть до XIX столетия, когда им на смену пришли анилиновые.
Чтобы нанести на ткань орнамент, в древности его рисовали глиной или воском, после чего ткань окунали в емкость с красителем. В Древнем Китае владели более продвинутой технологией и использовали трафареты из натянутого на раму шелка, позволявшие добиться четкого и яркого рисунка. Трафаретная печать с некоторыми изменениями используется и сегодня. И продолжает именоваться шелкографией.
Аналогом трафарета являются штампы, с помощью которых мастера «набивали» рисунки, ударяя по деревянному штампу молотком. Сочетание нескольких штампов с разными пигментами давало разноцветные рисунки. На смену этой ручной технологии в XVIII веке пришла механизация: рисунок на ткань стали наносить, используя гравированные валы. Эта технология и сейчас применяется в фабричных условиях.
Ротационная печать сетчатыми шаблонами произошла от шелкографии. От плоских сетчатых шаблонов массовое производство тканей шагнуло к полноценному машинному производству. Оборудованная шаблонами в виде цилиндров и ленточным транспортером, такая машина производит в минуту от 4 до 80 метров полотна с рисунком.
Цифровая печать на ткани с использованием принтера – одна из последних тенденций. Это шаг от массового производства к индивидуальному. Сегодня для нанесения рисунка используют две основных технологии: сублимацию и прямую струйную печать.
- Сублимацию открыли в середине ХХ столетия, когда заметили, что некоторые красители, нагреваясь до 190°C, переходит в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. Правда, только в полимерной среде. Поэтому сублимационную печать используют для синтетических (преимущественно из полиэстера) тканей.
- Прямая печать с помощью струйного принтера позволяет получить на материи изображение фотокачества. Принтер наносит изображение прямо на ткань (в отличие от сублимации, когда изображение переносится с носителя), а затем закрепляется при помощи термофиксации – нагрева до 150°C. Ink jet технология может применяться на большинстве натуральных тканей.
Методическая разработка к программе по рисунку для 6-го класса «Гипсовый орнамент»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
«Учебно-методический центр по образованию
Комитета по культуре Санкт-Петербурга»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателя группы повышения квалификации
по дополнительной профессиональной программе
«Совершенствование профессиональных компетенций
преподавателя ДШИ/ДХШ»
Тема: «Гипсовый орнамент».
(Методическая разработка к программе по рисунку для 6-го класса)
Выполнила: Гофман Екатерина Юльевна,
преподаватель СПб ГБОУ ДОД
«ДХШ им. М.К. Аникушина»
Проверила: Щербина Светлана Михайловна,
методист по художественному образованию
СПб ГБОУ ДПО УМЦ
Санкт-Петербург
апрель 2016 год
Методическая разработка
к программе учебного предмета «Рисунок».
6 класс.
12 учебных часов.
Тема задания: Рисунок гипсового слепка с натуры.
Количество часов по теме: 12
Продолжительность занятия: 2 часа.
Содержание задания:
Рисунок гипсового слепка рельефного растительного орнамента («трилистник» на плашке), стоящего на столе, наклонно прислоненном к стене (под углом 30-35°) на сером гладком фоне. Освещение: верхнебоковое. Решение: тональное. Формат А3. Материал: графитный карандаш Н — 2В.
Цель задания:
Ознакомление с изображением простого гипсового орнамента. Перспективное построение и выявление его формы средствами тона. Последовательность работы над рисунком орнамента.
Задачи:
Правильное построение формы предмета на горизонтальной плоскости. Сознательно передать в рисунке изменение светотени в зависимости от характера формы и ее положения по отношению к источнику света для выражения объема и пространства. Знакомство с основными законами, правилами и приемами рисунка. Изучение выразительных возможностей тона, поэтапное ведение работы.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся.
Среди специальных дисциплин, изучаемых в художественной школе, первостепенное значение придается рисунку, и это не случайно, так как, прежде всего через рисунок дети постигают основы мастерства в реалистической передаче действительности. При работе над учебным рисунком у учащихся часто возникают трудности технического порядка, мешающие им успешно решать задачи по изучению натуры.
В учебном рисунке применяются различные материалы и техники, как простые, так и более сложные. Однако на первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у учащегося много времени и энергии будет уходить не столько на изучение самой натуры, сколько на освоение техники.
Длительные и короткие учебные постановки, классные наброски и домашние задания дают детям широкие возможности для изучения различных материалов и техник. Правильно выбранный материал позволяет лучше провести то или иное задание по рисунку. Так, практика показала, что при выполнении длительных учебных рисунков, особенно на начальном этапе, полезно применять графитные карандаши. Работа в карандаше облегчает переход к другим сухим, но более трудным в техническом отношении материалам рисунка — углю, сангине, соусу. Однако и на начальной стадии обучения при выборе материала рисунка необходимо учитывать характер задания, а также степень подготовленности учащегося.
Техника рисунка постигается не только в учебных постановках, набросках и домашних заданиях: большую пользу может принести вдумчивое изучение и копирование произведений графического наследия старых мастеров.
Построение и рисование гипсовых форм.
Известно, что основная задача рисования — научиться видеть предметы в объемных формах, чтобы в практической работе уметь передавать объемность определенными выразительными средствами — линией, штрихом, тоном. Если вы правильно и выразительно нарисовали предмет, то это означает, что в карандашном изображении верно построена его внутренняя основа — конструкция и выразительно переданы материальные свойства, фактура поверхности. Все это, казалось бы, выглядит просто, но приходится долго и настойчиво работать, чтобы научиться выполнять подобные рисунки. Никогда не следует полагаться только на определенные способности к изобразительному искусству. Нужен большой кропотливый труд, ибо знания, умения и навыки не приходят сами собой, а служат результатом огромных и напряженных усилий.
Задача учащегося состоит в том, чтобы комбинировать и согласовывать понимание формы с приемами для построения на плоскости светом поверхностей, ограничивающих форму в пространстве.
Для изображения объемной формы нужны: умение рисующего видеть и понимать особенности конструкции (строения) предметов и передача трехмерности — длины (или ширины), высоты и глубины — формы этих же предметов на двухмерной плоскости листа бумаги.
Следовательно, изображение формы в любом рисунке с натуры должно опираться на ее построение, а не на срисовывание внешнего облика предмета. Подобное построение предполагает наличие у рисовальщика ясного конструктивного подхода к окружающим предметам. Так как перед вами двухмерная плоскость, а нужно нарисовать трехмерные объемы, то представьте себе лист бумаги неким условным пространством и постарайтесь на основе имеющихся знаний о способах перспективного рисования разместить в нем изображаемую форму. Вспомните, какими примерами из мира геометрических тел можно воспользоваться, чтобы с помощью их сочетаний, видимых в натуре, решить задачу размещения формы в пространстве листа.
Тоновой рисунок
Рисуя с натуры какой-либо предмет, мы одновременно решаем несколько задач, одна из которых — передача в изображении светотени.
Чтобы видеть рисуемый предмет, он должен быть освещен естественно, дневным светом, или искусственно – электрическим. Физическое явление распределения света, благодаря которому наше зрение различает окружающую реальность, в изобразительной практике называют светотенью.
Восприятие различных форм становится возможным потому, что в глаз попадают отраженные световые лучи. Такой излученный свет позволяет зрительно воспринимать какой-либо объект.
Освещенные предметы, расположенные в пространстве, различаются нами как объемные. Объемная форма предмета в соответствии с его конструктивным строением определяется игрой света и тени. Особенность здесь в том, что форма предмета складывается из различно расположенных поверхностей, находящихся под разными углами к лучам света, из-за чего освещенность этого предмета оказывается неравномерной. На участки, находящиеся перпендикулярно к лучам, свет попадает полностью, на другие распределяется слабее в зависимости от положения их под определенным углом — как бы «скользит», а на иные совсем не попадает.
Для рисовальщика имеет значение также степень освещенности поверхности предмета, которая зависит от силы источника и от расстояния до него. На восприятие освещенности рисуемого предмета влияет также расстояние между ним и рисующим. Это связано со световоздушной средой, образующей дымку из мельчайших частиц пыли, капелек влаги и других веществ, находящихся во взвешенном состоянии, которая растворяет резкие очертания границ света и тени, притемняет освещенные участки и высветляет глубокие тени.
Наиболее ярко освещенное пятно на поверхности предмета носит название блика, который очень хорошо заметен на какой-либо блестящей поверхности, например на стекле. Вокруг блика видна легкая полутень, доказывающая правила распределения света по шаровой поверхности. Художники называют ее полутоном. Полутон первой полоски вокруг блика незаметно по своему внешнему краю переходит в следующий, тот также незаметно сливается с теперь уже третьим и т.д. Все эти незаметные для глаза переходы сливаются друг с другом благодаря поверхности тела, пока последний из них столь же плавно не уходит своим краем в тень. Каждый новый полутон чуть темнее предыдущего.
Тень — это часть предмета, которая получила свое название ввиду отсутствия света, оказавшись за пределами его распространения. Но и все, что находится в тени, тоже подчиняется своим законам, подвергаясь воздействию окружающей среды. Отраженный от стены свет попадает на тень, и хотя он значительно слабее прямого, тем не менее его воздействие существенно влияет на плавное высветление тени. На поверхности предмета, находящейся в тени, благодаря отраженному от стены свету образуется явление, названное рефлексом.
Тень на предмете называется собственной тенью. На стол от предмета от источника света легла еще одна тень, которая именуется падающей тенью.
Все разнообразные тональные отношения можно передать скромными средствами рисунка.
С чего же начинать? С установления так называемого тонального масштаба — отношения между просто белой бумагой и самым густым слоем графитного вещества, нанесенного на ее поверхность. Между этими двумя крайностями находятся в соответствующих отношениях от светлого к темному все остальные градации тона.
В представленной модели все освещенные и теневые места отличаются большим разнообразием различных тональностей, которые выявляют простым графитным карандашом. Поэтому при работе над любым учебным заданием необходимо установить тональный масштаб. Его можно изобразить в виде полоски из нескольких прямоугольников, заштрихованных для передачи всей гаммы оттенков в правильном соподчинении. Это очень поможет в работе, даст отличную возможность прочувствовать градации и придаст уверенность.
В моделировке изображения ни в коем случае нельзя увлекаться проработкой какой-то отдельной части изображения, а только все время работать отношениями, постоянно сравнивая рисунок с натурой. Проработка отдельного места в рисунке без связи с другими чревата осложнениями, связанными с нарушением целостности изображения.
Рисунок орнамента
Рисование гипсовых моделей предметов сложной формы необходимо для предстоящей работы, связанной с рисованием очень трудных объемов, например, деталей головы и самой головы человека.
Особенность рисования гипсовых орнаментов состоит в том, что здесь натуру характеризует сложная поверхность с ярко выраженным объемом. Конкретная передача натуры, ее внешнего облика и материальных особенностей имеет для рисующего первостепенное значение.
Высочайшие образцы скульптуры и архитектуры созданы гением древнегреческого народа. Древние эллины взяли у природы ее наиболее яркие элементы для формотворчества, стилизовали их в соответствии со своими духовными потребностями.
Разве не доказывают нам глубокое знание природы такие декоративные образцы, как, например, орнамент, украшающий архитектурные сооружения, в виде южного травянистого растения — аканта или классический, необыкновенно лаконичный, неповторимо красивый орнамент «меандр», название которого подсказало грекам русло реки. Растительный орнамент служит для оформления тканей, посуды, архитектурных сооружений.
Один из таких декоративных рельефов, предназначенных для архитектурных целей, в виде гипсового слепка используется в программе по рисунку в шестом классе.
Это растительный орнамент, представляющий собой стилизованную ветку растения. Особенность гипсовой модели архитектурного рельефного орнамента — четкость формы и выразительность светотеневых переходов при любом освещении как слева, так и сверху.
Сложность данного упражнения в рисовании с натуры заключается в том, что модель заставляет очень внимательно и с большой ответственностью за конечный результат отнестись к работе.
Гипс — материал, лучшие изобразительные свойства которого проявляются при искусственном освещении. Он дает при этом освещении четкие тени, выразительную мягкость полутонов и яркие перпендикулярно освещенные участки. Добиться пропорциональных натуре отношений в тоне, а перед этим грамотно построить форму — вот ваша основная задача.
Как вы уже знаете, средствами рисунка можно отобразить многие пластические качества натуры — форму, объемность, расположение в глубину пространства, степень освещенности и светлоту окраски, т.е. почти все, что характеризует предмет, кроме цветового многообразия.
Приступая к рисунку гипсового орнамента, необходимо предварительно хорошо изучить натуру. Для этого ее нужно какое-то время понаблюдать с нескольких мест, понять основу строения формы, запомнить расположение и пропорциональные соотношения всех элементов друг к другу и к плите, из которой орнаментальный объем рельефно выступает.
Незаменимым подспорьем в работе послужит предварительная зарисовка орнамента с натуры со своего места. В ней можно решить задачу размещения рисунка, пусть и в уменьшенном размере. Кроме того, закрепится в памяти внешний облик модели, перед этим внимательно изученный посредством наблюдения.
В этом рисунке нужно практически применить усвоенные ранее способы работы тоном и главное помнить, что штриховка или тушевка должны выражать форму и пространство.
Цель будет достигнута, если не забывать о главном — о необходимости работать отношениями, т.е. все время находить нужный тон, сравнивая все тона межу собой, охватывая взглядом не узкий участок натуры, а наиболее широкий в пределах возможности зрения.
Наметив общую форму плиты и рельефа на ней, нужно еще раз проверить пропорции, затем обязательно нанести характерные детали. Построив каркас модели, учесть законы перспективы, наметить тональные различия.
После этого можно начинать работать тоном.
В стремлении приблизиться к передаче в рисунке гипсового орнамента единства всех форм натуры нельзя упускать из виду, что по объему своему формы стилизованного растения должны моделироваться различно: одни — выразительнее, ярче, другие — приглушеннее.
В процессе работы нужно постоянно сравнивать рисунок с натурой.
Ход занятия. Этапы работы над рисунком.
Приступая к изображению гипсового орнамента, необходимо представить себе объемный образ слепка. Не уделяя внимания второстепенным деталям, надо зрительно как бы охватить трехмерный объем формы, учитывая ее наклон и местоположение по отношению к линии горизонта. Учитывая пропорции листа бумаги, ученик должен решить задачу на композиционное размещение изображения в данном формате. Принято рисунок располагать в середине листа бумаги с таким расчетом, чтобы расстояние снизу было несколько большим, чем сверху. Намечая рисунок, надо стремиться сразу же передавать и характерные линии орнамента. На этом этапе работы следует рисовать, легко нажимая карандашом на бумагу, как можно меньше пользуясь резинкой, так как излишнее ее применение нарушает поверхностный слой бумаги, делая рисунок грязным.
При изображении орнамента ребенку необходимо развить в себе понимание конструктивного построения общей формы модели. Установив характерные особенности, приступают к выполнению рисунка. Продолжая конструктивное построение гипсового орнамента, надо представлять весь объем целиком (включая и сторону, невидимую глазом). Профильная линия образуется гранями площадок, передающих форму в пространстве. Учащийся должен выявить в рисунке общие формы переднего плана.
Наряду с конструктивно-линейным построением следует сразу же вводить и тон, распределяя его основными большими массами, как бы обрубовочно лепя форму орнамента. На этой стадии рисунок тоном должен быть выполнен не в полную силу, а довольно сдержанными светло-серыми отношениями, чтобы в дальнейшем, уточняя его линейный и тоновой строй, достигать без помощи резинки выразительности и точности в передаче формы гипсового слепка. Силу тона на первом этапе работы надо несколько недобирать в расчете на то, что в последующих стадиях будет более точно определена та или иная форма и более контрастно использован тон для передачи лепки орнамента.
На следующей стадии рисунка внимание должно быть обращено на изучение отдельных характерных форм, но с учетом их общего видения. Необходимо все внимание уделять правильному ощущению и передаче линейных и светотоновых масштабов. Нарушение закономерности светотеневого тона, даже если будет найден точный линейный рисунок, все равно не даст возможности правильно передать форму в пространстве.
Процесс выполнения рисунка должен завершиться стадией обобщения, в котором и линейное построение и передача форм тоном должны быть подчинены главному — созданию художественного изображения гипсовой формы.
Метод выполнения рисунка гипсового слепка требует внимательного изучения характерных особенностей. Изображение ведут от больших форм к меньшим, к относительной детализации, но с учетом целостного видения. Прокладку светотеневого тона выполняют одновременно с постадийным конструктивным построением. Надо помнить, что формы орнамента, находящиеся под прямым углом по отношению к лучам источника света, самые светлые. Чем острее угол, образованный направлением лучей света и поверхностью формы, тем темнее тон, лежащий на этих площадях, а наиболее густые тени находятся в тех местах, куда меньше всего проникает свет.