Выставка «„Сам“ + „камень“ + „пишу“: автолитография в книге советского периода»
- Главная
- События
- Афиша
- Выставки
Российская государственная библиотека, главное здание, Музей книги
с 18 января по 31 марта 2023 года
свободный
18 января в Музее книги открылась мини-выставка, посвящённая автолитографии. В экспозиции представлены издания для детей и взрослых, проиллюстрированные в технике автолитографии советскими и современными российскими художниками.
Фрагмент обложки книги Ивана Васильевича Шорина «Одногодки» (Москва ; Ленинград : Детиздат, 1936)
Рисунки и обложка книги — автолитографии Алексея Фёдоровича Пахомова
графика, педагога, одного из ведущих художников детской книги в Ленинграде
1920—1940-х годов, ученика Николая Андреевича Тырсы, Владимира Васильевича Лебедева, Сергея Васильевича Чехонина, Василия Ивановича Шухаева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Слово «автолитография» («авторская литография») образовано от греческих слов auto — «сам», litho — «камень», grafo — «пишу». Это такой вид литографии, для которого печатную форму создаёт сам автор художественного произведения, а не мастер-литограф.
Литография была изобретена в 1796—1798 годах немецким мастером Алоизом Зенефельдером. Она «основана на несмешиваемости воды с жирами» и создаётся с помощью техники получения изображений с плоского литографского камня.
Рисунок на камне — особой разновидности плотного известняка разной окраски и твёрдости — делается литографским карандашом и литографской тушью, в состав которых входят мыло, воск, жир, сажа. После нанесения рисунка мастер-печатник протравливает поверхность камня на небольшую глубину слабым раствором серной и соляной кислот. Затем камень обрабатывается декстрином — веществом, получаемым термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала, — а рисунок смывается. После этого валиком на камень наносится типографская краска. Участки камня, обработанные карандашом и тушью, слегка зажириваются, поэтому принимают краску. Там, где рисунка не было, краска не принимается, и камень остаётся чистым.
- Звери большие и маленькие. [Москва] : Детиздат, 1936
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Толстой Алексей Николаевич. Детство Никиты. Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937
Автолитографии Константина Ивановича Рудакова (1891—1949) —художника-графика, театрального художника, педагога, ученика Мстислава Валериановича Добужинского, Евгения Евгеньевича Лансере, Бориса Михайловича Кустодиева, Дмитрия Николаевича Кардовского
Фото: Мария Говтвань, РГБ
jpg»>Издания Бориса Леонидовича Пастернака «12 стихотворений» (Ленинград, 1988) и «Гефсиманский сад» (Ленинград, [1988]) - Пастернак Борис Леонидович. Дурные дни. Ленинград, 1989
Автолитографии Михаила Семёновича Карасика
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Роллан Ромен. Кола Брюньон. «Жив курилка». Ленинград : Художественная литература, 1936
Автолитографии Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978) —художника-живописца, графика, иллюстратора, педагога, ученика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Павла Николаевича Филонова
jpg»>Чапыгин Алексей Павлович. Гулящие люди. Ленинград : Художественная литература, 1938
Автолитографии Михаила Семёновича Карасика (1953—2017) —художника-иллюстратора, графика, писателя, инициатора, идеолога и популяризатора жанра «книга художника» в России
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Автолитографии Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971) —художника-иллюстратора и театрального художника, живописца и графика, прикладника, монументалиста, плакатиста, ученика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Многие графики-станковисты стараются работать с печатной формой собственноручно. Таким образом достигаются максимальная близость итогового отпечатка к оригинальному художественному замыслу и воплощение всех идей. Автор, как правило, делает самостоятельно первые пробные оттиски и при необходимости дорабатывает клише.
В литографии, как и в любой технике печатной графики, каждый оттиск считается оригиналом и имеет художественную ценность.
Кризис в печатной промышленности первых послереволюционных лет привёл к тому, что художники книги стали обращаться к казавшимся на тот момент архаичными техникам: гравюре и литографии. В рамках этих техник они много экспериментировали и искали новый визуальный язык, определяли пути, по которым будет развиваться оформление советской книги.
- Голлербах Эрих Фёдорович. История гравюры и литографии в России. Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1924
Автолитографии Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971) —художника-иллюстратора и театрального художника, живописца и графика, прикладника, монументалиста, плакатиста, ученика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина - Портрет Константина Андреевича Сомова в книге Эриха Фёдоровича Голлербаха «История гравюры и литографии в России»
Автолитография Георгия Семёновича Верейского (1886—1962) —художника-иллюстратора, графика и живописца, ученика Мстислава Валериановича Добужинского, Евгения Евгеньевича Лансере, Бориса Михайловича Кустодиева, Дмитрия Николаевича Кардовского
Фото: Мария Говтвань, РГБ
jpg»>Масютин Василий Николаевич. Гравюра и литография. Москва ; Берлин : Геликон, 1922 - Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Автолитография Козловой в книге Ивана Андреевича Крылова «Щука и кот» (Москва : ВХУТЕМАС, 1922)
Открыть в электронной библиотеке РГБ Фото: Мария Говтвань, РГБ - Слева: Крылов Иван Андреевич. Обезьяна.
Автолитографии Елены Ивановны Шестопаловой (1895 — не ранее 1988) — художника театра и кино, графика, сценографа Справа: Крылов Иван Андреевич. Мартышка и очки. Москва : ВХУТЕМАС, 1922
Автолитографии Андрея Дмитриевича Гончарова (1903—1979) — живописца и графика, художника книги, театрального художника, педагога. В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕМАСа, где учился по отделению гравюры на дереве у Владимира Андреевича Фаворского
Открыть в электронной библиотеке РГБ Фото: Мария Говтвань, РГБ - Слева: Крылов Иван Андреевич. Демьянова уха. Москва : ВХУТЕМАС, 1922
Автолитографии Николая Степановича Цицковского (Циковского) (1894—1984) —художника-живописца. В 1921 году он поступил во ВХУТЕМАС, где учился у Павла Варфоломеевича Кузнецова, Ильи Ивановича Машкова, Владимира Андреевича Фаворского
Открыть в электронной библиотеке РГБ Справа: Крылов Иван Андреевич.Тришкин кафтан. Москва : ВХУТЕМАС, 1922
Автолитографии Исаака Беньевича Рабичева
Открыть в электронной библиотеке РГБ Фото: Мария Говтвань, РГБ - Фото: Мария Говтвань, РГБ
В кратком руководстве, изданном художником Василием Николаевичем Масютиным (1884—1955), сделан обзор всех видов гравюры, включая и литографию. Будучи сам художником, работавшим во всех видах гравюры, Масютин не только подробно описывает технологии, но и популяризирует автогравюру среди художников-современников
Фото: Мария Говтвань, РГБ
На выставке можно увидеть издания для детей и взрослых, проиллюстрированные в технике автолитографии советскими и современными российскими художниками: Василием Алексеевичем Ватагиным, Михаилом Семёновичем Карасиком, Евгением Адольфовичем Кибриком, Эдуардом Михайловичем Криммером, Алексеем Фёдоровичем Пахомовым, Константином Ивановичем Рудаковым, Александром Николаевичем Самохваловым, Анатолием Андреевичем Суворовым, Николаем Степановичем Цицковским и многими другими.
Отдельно представлена серия книжечек по басням Ивана Андреевича Крылова, оформленных студентами Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа).
И на камнях живут рисунки. Исследовательский проект
Исследовательский проект
Авторы проекта: Голубев Виктор,
Голубев Алексей Михайлович
Руководитель проекта:
Иголкина Л.В.,
воспитатель МБДОУ № 29
Цель:
найти способ создания стойкого рисунка на
камне.
Задачи:
1. изучить историю создания рисунка на камнях в
древние времена;
2. получить представление о свойствах камней;
3. узнать, как и чем в наше время можно рисовать на
камне, чтобы рисунок сохранился на долгие годы.
Гипотеза:
я предположил, что если мы изучим свойства различных
материалов, которыми можно рисовать на камнях, то
можно будет сохранить рисунок на долгое время.
Выявление свойств камней
1 Определение цвета и формы
Рассматривание камней.
Вывод: камни бывают разные по цвету и форме. Чем ровнее
поверхность камня, тем проще нарисовать рисунок, на темных
камнях будет лучше виден светлый рисунок, а на светлых — темный.
2 Определение размера
Рассматривание камней.
Вывод: камни бывают разные по размеру. Чем больше камень, тем
проще на нем нарисовать.
3 Определение характера поверхности
Рассматривание камней с лупой и без нее.
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. Поверхность камня
имеет разные рисунки: крапинки, дорожки, углубления, ямочки,
узоры и т.д. Во время рисования необходимо подобрать как и чем
наносить изображение.
Выявление свойств камней
4 Определение веса камня
Держа камни в ладошках можно определить самый тяжелый и самый
легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые. Вес камня не
имеет особого значения при рисовании.
5 Определение температуры.
Камни холодные. Если дышать на камень, то он станет теплым.
Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются. Температура камня
не влияет при рисовании.
6 Плотность.
Если взять в одну руку камень, а в другую губку и сильно сжать, то губка
сжимается, а камень — нет.
Вывод: камни твердые, плотные. На твердой и плотной поверхности
легче рисовать
7 Плавучесть:
Опускаем камень в емкость с водой и наблюдаем.
Вывод: камни тонут в воде. Это может повлиять на стойкость рисунка.
Вода может смыть все краски.
Рисуем на камнях
В своем исследовании я буду
использовать
1. Маркер (фломастерами я рисовал
на море. Картинка сохранилась до
сих пор, но она стала очень бледной.
Возможно с маркером будет тоже
самое)
2. Гуашь
3. Акриловые краски
4. Масляная краска (я буду
использовать охру, т. к. древние люди
очень часто использовали именно эту
краску. Заодно проверю,
действительно ли она проникает
внутрь камня)
5. Мел
6.Уголь
7.Зеленка
8.Йод
Рисуем на камнях
9. Самодельные краски
(смешаем свекольный сок с
гусиным жиром).
10. Краску мы изготовили из
натуральных компонентов:
гусиного жира и свекольного
сока
11. Механические царапины:
камнем по камню, гравером с
алмазной фрезой по камню
(здесь мне обязательно
понадобится помощь моего
папы).
Мои наблюдения
через 2 часа
Я посмотрел, что стало с рисунками через 2 часа.
Удивительно, но йод полностью исчез, не оставив
никакого следа, на камне.
Рисунок, который мы сделали из свекольного сока с
жиром стал неровным, краска легла капельками, а
вокруг рисунка появилось серое жирное пятно.
Других изменений я не заметил.
воздействие временем на
воздухе:
По истечении трех дней, с
исследуемыми камнями
произошли следующие
изменения:
Масляная краска «охра»
подсохла,
Гусиный жир, сильно
расплылся по поверхности
камня, а сгустки свекольного
сока высохли,
Гуашь высохла.
Остальные камни с
рисунками,
остались без каких либо
изменений
Мои наблюдения
Мои наблюдения
механическое воздействие пальцем, на разрисованные камни:
• Гуашь, даже высохшая, сильно смазывается пальцем
• Маркер въелся в камень достаточно сильно, но все же
немного пачкает пальцы
• Гусиный жир образовал на камне жирную
пленку и хорошо размазывается по
поверхности, при этом свекольный сок
продолжает оставаться «высохшими
сгустками» и не размазывается,
• Мел легко стирается пальцем с камня,
• Царапины камнем по камню так-же легко
стираются подушкой пальца,
• Карандаш смазывается при сильном
воздействии и поддается «стиранию»,
• Акрил, Охра, Зеленка не поддаются
механическому воздействию, также как и
рисунок нанесенный гравером
Мои наблюдения
Изменение рисунка при попадании в воду
• Гуашь, при попадании на камень воды, стала
крупинками сползать и оседать на дне
емкости. Вода рядом немного окрасилась.
воздействие временем в воде
Мои наблюдения
Через два дня мы посмотрели, что произошло с
камнями, помещенными в воду:
• Гуашь осыпалась в воде хлопьями, образовав осадок
вокруг камня,
• Мел растворился в воде и исчез с поверхности,
• Царапины камнем по камню, так же полностью
исчезли (перестали быть заметными),
• Маркер стойко держит рисунок,
• Надпись углем стала едва заметной,
• Рисунок карандашом остался без изменений,
• Акрил, зеленка, охра остались без изменений,
• Гусиный жир оставил жирную пленку на
поверхности камня, которую на мокром камне еле
заметно невооруженным глазом, свекольный сок
полностью исчез,
• Рисунок гравером в воде стал менее заметен, так как
шершавая бороздка, оставленная фрезой намокла.
Мои наблюдения
механическое воздействие пальцем, на разрисованные
сырые камни после воздействия воды:
• Карандаш, уголь полностью стерлись
пальцем в воде,
• Маркер, охра, акрил, зеленка не стираются
пальцем в воде,
• Гусиный жир размазывается по камню и
остается на пальце. Внешне его почти не
видно.
• Рисунок гравером не поддается никакому
воздействию,
• Охра немного стирается пальцем, но видно,
что краска заполнила мелкие поры в камне.
Мои наблюдения
механическое воздействие пальцем, на разрисованные сухие камни
после воздействия воды:
Мы вынули все камни из воды, дали им
полностью высохнуть.
• Исчезнувшие рисунки, нарисованные
мелом, углем, карандашом, камнем по
камню не восстановились,
• Рисунок гравером стал снова
отчетливо заметен,
• Гусиный жир оставил еле заметную
пленку на камне.
ВЫВОД
После всех моих наблюдений получается, что самый стойкий рисунок
— это рисунок полученный с помощью гравера и современных
химических красителей, именно:
а) маркера (масляная основа)
б) акриловая краска (краска на основе полимеров)
в) зеленка (органика полученная химическим выделением из
каменного угля)
г) охра (окись железа с примесью глины и природного масла или
животного жира)
О своем исследовании я рассказал ребятам из своей группы и
показал несколько экспериментов с рисунками на камнях.
Как использовать текстуры каменной стены в ваших рисунках цветными карандашами
Кэрри Льюис в Учебники по рисованию > Советы по рисованию
Создание текстуры цветными карандашами может занять много времени и часто разочаровывать. Один из способов добавить драматические текстурные штрихи к любому цветному карандашному рисунку — найти то, что я называю «найденной» текстурой. Найденные текстуры — это текстуры, с которыми вы сталкиваетесь каждый день в окружающем вас мире — текстуры, подобные показанной здесь.
Я нашел эту обработку стен в местном магазине. Самые большие камни не больше дюйма в поперечнике, а самые маленькие — чуть больше каменной крошки.
Чтобы запечатлеть текстуру на такой эффектной поверхности, может потребоваться некоторое экспериментирование. Он имеет большую глубину и довольно острые края. Моя первая попытка запечатлеть текстуру на обычной бумаге для блокнота чуть не закончилась дырами в бумаге!
В конечном итоге мне удалось получить красивую, четкую текстуру, но при этом было легко повредить бумагу. Я получил небольшой образец, показанный здесь, но он был слишком мал, чтобы показать мне, что текстура может быть полезной. Небольшой размер также не оставил возможности попробовать разные цвета или способы захвата текстуры.
Для второй попытки я использовал бумагу премиум-класса для лазерных принтеров и целый лист (8,5 x 11 дюймов). Больший размер предоставил достаточно места для захвата большого образца (или более одного маленького образца) и оставил мне достаточно места, чтобы держать бумагу. Большая рабочая зона позволила мне использовать более свободный ход. Я использовал тупой карандаш, но также пытался использовать только его сторону.
Обратите внимание на разницу в результатах.
Я также воспользовался возможностью поработать со вторым цветом. После использования синего я повернул бумагу на 90 градусов и повторил процесс с розовым. Я наложил розовый поверх синего и получил результат, который вы видите здесь.
Если вы не снимаете текстуру для конкретного использования и точно не знаете, что вам нужно, рекомендуется взять как можно больше образцов, когда у вас есть возможность. Особенно, если маловероятно, что вы сможете повторно посетить это место.
Также полезно собирать образцы на разных типах бумаги. Никогда не знаешь, когда тот или иной образец или текстура пригодится, поэтому лучше быть готовым.
Возможные варианты использования текстуры каменной стены
Полученные мной узоры станут идеальным элементом ландшафта, если вы делаете какие-либо карты.
В натюрмортных композициях это была бы отличная деталь на керамической или глиняной посуде. Это может даже быть интересным украшением стены для вашего натюрморта.
Это также отличная текстура для добавления неожиданного визуального интереса к элементам ландшафта, таким как дороги, стены, здания или каменистые участки.
На иллюстрации ниже я использовал найденную текстуру для создания стены.
Начав с найденной текстуры, я добавил горизонтальную «шапку стены», затем использовал темную умбру, синий индиго, черный виноград и синий ультрамарин в несколько слоев со средним или средним давлением, чтобы добавить отбрасываемую тень сверху. Непосредственно под верхний выступ я также использовал черный цвет, нанесенный с сильным нажимом.
На лицевую сторону стены я наслаивал различные цвета, используя легкое нажатие и боковую сторону карандаша или карандаши с тупыми кончиками. Цвета включали темную умбру, оранжевый, ультрамариновый синий, французский серый 20% и темно-зеленый. Цель состояла в том, чтобы создать приятный сероватый цвет, который основывался бы на синем исходной текстуре, но не перекрывал его полностью. Я также применяла цвет в открытых мазках и работала более чем в одном направлении, создавая цветовое поле, которое показывает различные цвета в случайном порядке.
Затем я добавил траву, используя Apple Green, Limepeel, Grass Green, Olive Green, Dark Green, Orange, Dark Brown, Indigo Blue, Sand, White и немного Dark Umber, нанесенных средним или средним давлением вертикальными мазками. .
Небо было слегка окрашено в цвет Non Photo Blue, а затем отполировано с помощью Cloud Blue и White. Куст за забором был построен по одному цвету, начиная с оливково-зеленого и темно-зеленого. Я работал в более светлых областях с помощью Limepeel, Apple Green, Sand и White и в тенях с помощью Dark Umber, Dark Green, Dark Brown и Indigo Blue. Для каждого слоя цвета в этой области я использовал волнистый штрих, чтобы имитировать лиственный куст.
Другие идеи для найденных текстур
Потенциальное использование любой найденной текстуры ограничено только вашим воображением. Даже такую смелую текстуру, как эта, можно использовать по-разному.
• Фоновая текстура для предметов, нарисованных в стиле виньетки
• Текстурные детали в абстрактных работах
• Каменистый или грубый грунт
• Дороги и тропы
• Поля
• Коллаж
Дополнительные советы по переносу текстуры
Чем тоньше бумага вы используете, тем легче будет передаваться текстура. Для иллюстраций в этой статье я использую высококачественную бумагу для лазерной и струйной печати плотностью 24 фунта. Такая бумага не может быть архивной, поэтому ее не следует считать идеальной для большинства произведений искусства, но она хорошо передает цвет и чрезвычайно хороша для передачи текстуры.
Также убедитесь, что поверхность, с которой вы переносите текстуру, чистая. Вы можете подумать о том, чтобы поместить лист луковой шелухи или кальки между вашей художественной бумагой и поверхностью, с которой вы переносите текстуру, чтобы поддерживать чистоту художественной бумаги и/или приглушить переносимую текстуру.
Помните, всегда веселитесь и экспериментируйте! Вы никогда не узнаете, какие текстуры могут сработать, пока не попробуете их. Только не пробуйте что-то в первый раз на важном произведении искусства. Проверьте это на ненужном листе бумаги, чтобы убедиться, что текстура получается именно такой, как вы думаете.
Удачи!
ПОЛУЧИТЕ EMPTYEASEL В СВОЙ ЯЩИК Мы будем присылать вам статьи и руководства сразу после их публикации, чтобы вы никогда не пропустили ни одной публикации! Отписаться здесь можно в любое время.
Этот пост может содержать партнерские ссылки.
Рисунок карандашом на круглых каменных плитах · Ellisi Gifts
By Ellisi Gifts
$ 24,95
PSS-RD-PD / 6-дюймовый круглый ($ 24,95) ПСС-РД-ПД / 7-дюймовый круглый ($ 290,95) PSS-RD-PD / 8-дюймовый круглый ($ 35,95)
Загрузите свою фотографию (обязательно)
Строка текста 1 (до 30 символов)
Строка текста 2 (до 30 символов)
Ваши инструкции (необязательно)
Кол-во
- Информация о продукте
- Важная информация
Вы можете получить персонализированную фотопластинку с карандашным рисунком, напечатанным на круглой каменной дощечке. Карандашный рисунок основан на вашей любимой фотографии. Текстовая строка необязательна.
Камень круглой формы из фотосланца подходит для оформления любого стола, кабинета или каминной полки. Размер: 6 «, 7″ и 8».
Артикул: 11110435, 11110436, 11110437
Фотопланшет предназначен для кадрирования и улучшения полноцветных или черно-белых фотографий. камень толщиной 3/8 дюйма, фотосланец ручной работы с точеными скошенными краями. Каждая деталь поставляется с черной пластиковой подставкой и представлена в индивидуальной коробке.
Примечание: Оставьте достаточно места на полях для изменения размера. Настоятельно рекомендуется оставлять большое пространство между краем фотографии и центральной частью (особенно лица) фотографии из-за обрезки, центрирования и изменения размера. Рекомендуется загружать необрезанные изображения, и наши профессиональные сотрудники обрежут изображения в соответствии с формой и краями каменного сланца. Если у вас есть конкретные пожелания, напишите их в разделе «Ваши инструкции». Если загруженная вами фотография не может быть размещена на каменном сланце, мы попросим вас прислать нам новую фотографию или отменить заказ с полным возвратом средств.
- Качество персонализированной фотографии зависит от исходной фотографии. Общее правило – чем качественнее фотография, тем более качественную гравировку или печать она обеспечит. Нет необходимости загружать обрезанные изображения, и наши профессиональные сотрудники обрежут изображения в соответствии с формой и краями заказанного вами товара. Если у вас есть конкретные пожелания, напишите их в разделе «Ваши инструкции».
- Для персонализированного предмета у вас есть возможность выгравировать, вытравить или напечатать слова вместе с вашими фотографиями, логотипами или графикой. У нас есть ограничение на количество символов, включая пробелы, поскольку более длинный текст может мешать изображениям. Хотя мы рекомендуем ограничение на количество символов, вы можете добавить больше символов без дополнительной оплаты. Если нас беспокоит, что слов слишком много, мы свяжемся с вами.
- Если товар, который вы заказываете, является персонализированным товаром или ваш заказ включает персонализированный товар, нам потребуется несколько дней, чтобы обработать ваш заказ и изготовить персональный подарок, прежде чем его можно будет отправить, обычно это 3-6 рабочих дней.