Кафедра рисунка
В январе 1879 года в помещении Музея прикладных знаний, располагавшегося на территории Соляного городка, открылась Начальная школа рисования, черчения и лепления училища барона А.Л. Штиглица. Осенью того же года открылся и приготовительный класс. В 1880 году начались занятия в первом классе училища. Устав училища был утвержден еще в ноябре 1878 года, однако собственное здание по Соляному переулку, 13, строившееся в это время по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау, торжественно открылось только 29 декабря 1881 года. Возведено оно было на средства банкира и промышленника барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884).
При создании училища учитывался опыт, накопленный в области художественно-промышленного образования как в московском Строгановском училище, так и лучших аналогичных учебных заведениях Англии, Германии, Франции. Все программы и учебные планы училища барона Штиглица, которое состояло в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, имели ясно выраженную практическую направленность. Так, в “Положении” об училище, опубликованном в 1888 году, отмечалось, что целью его создания является “<…> образование рисовальщиков, живописцев и скульпторов для надобностей художественнопромышленных производств, подготовление учителей и учительниц рисования и черчения для средних и низших учебных заведений (общеобразовательных и профессиональных) и вообще содействие развитию художественных способностей в промышленном и рабочих классах”.
Структура училища и устав, разработанный его первым директором архитектором Максимилианом Егоровичем Месмахером (1842-1906), неоднократно претерпевали изменения. К концу XIX века в.связи с ростом потребности в ученых рисовальщиках (такое звание присваивалось выпускникам училища) училище значительно расширило свою деятельность. Открылся ряд его филиалов: Боголюбовское рисовальное училище в Саратове, рисовальные классы в Нарве, рисовальная школа в Иваново-Вознесенске, городские рисовальные классы в Ярославле и другие. Выпускники училища становились высококвалифицированными специалистами в различных областях художественных ремесел, прекрасными учителями рисования. Тому, кто занимался “у Штиглица”, можно было поручить любую чертежную работу. С 1902 года все художественно-промышленные учебные заведения Министерства финансов были разделены на четыре разряда: рисовальные классы, художественно-промышленные мастерские, художественно-промышленные школы и художественно-промышленные училища. Последние имели право организовывать рисовальные школы низших типов, и таким училищам присваивалось название “центральных”.
Обучение в ЦУТР барона А.Л. Штиглица начиналось с рисунка, техническая сторона которого постепенно доводилась до виртуозности. Петров-Водкин вспоминал: “Давая познания по общей изобразительности, школа все внимание ученика сосредоточивала на способах выполнения, она чередовала карандаш, перо, кисть, осложняя и самые объекты изображения от орнамента до натурщика. Все устремлялось на конечную цель школы — дать такое изображение, чтоб с него можно было воспроизвести в точности предмет изображенный. Основные дисциплины рисунка, живописи и скульптуры расходились по линиям специальностей: мебельно-обстановочной, декоративной, майоликовой, чеканной, гравюрной и кожетисненой. Точкой схода была композиция проекционная и выполнение самой вещи”.
Среди первых заданий по рисунку были копирование орнаментов и освоение приемов штриховки. Особое внимание обращалось на специальные упражнения по физическому укреплению кисти руки и развитию глазомера. С маленьких рисунков нужно было делать копии на больших листах, причем строго запрещалось определять расстояния и пропорции с помощью измерительных инструментов, все воспроизводилось на глаз, в этом и был смысл упражнений.
“Обучение велось последовательно, — вспоминал П.Д. Бучкин. — Сначала рисовали орнаменты, затем вазы, потом гипсовые головы и фигуры и уж после переходили к живой натуре. Прежде всего требовалось построить форму одними линиями, не допуская никакой тушевки. После проверки преподавателем правильности построения всего рисунка, переходили к прокладке теней. Тени собственные и падающие надо было строго соблюдать в соответствии с натурой. Заканчивалась работа наложением полутонов — вначале более густых, а затем и самых слабых.
Ясная система легко усваивалась, требование четко определялось, задача была ясна. Не могло быть никакой путаницы. Технический прием рисования указывался преподавателем на самом рисунке, надо было только добросовестно следовать его советам”.
Известный русский художник А.А. Рылов, поступивший в училище по совету Г.М. Манизера, преподававшего там рисунок, много лет спустя писал: “Великолепно оборудованная школа, прекрасное помещение, просторные светлые классы, музей и библиотека <…> Царили строгий порядок и дисциплина. Занятия начинались с девяти часов утра и кончались в пять вечера. Ни на минуту нельзя было опоздать в класс: двери закрывались, и входить не разрешалось.
По коридору расхаживал сам директор Месмахер, держа руки назади. Его величественная фигура с большими пышными волосами напоминала льва. Опоздавшему ученику лучше не попадаться на глаза. Порядок был также и в самом методе преподавания и в выполнении учениками заданий. Бумага должна была быть у всех одинаковая, карандаши тоже. Рисовать углем рас- тушкой и размазывать не разрешалось, способ тушевки у всех был одинаковый. Нельзя было тушевать не проверенный строго рисунок. Кроме карандаша было рисование тростниковым пером, отмывка китайской тушью, много черчения, живопись клеевыми красками, акварелью, масляная живопись по фарфору, майолика, гравюра на дереве, лепка и композиция. С утра лекции по научным предметам, история быта, перспектива, геометрия и др.”
Специальные занятия по обучению первому рисунку проводил выпускник училища Н.З. Панов. В течение двух полугодий он прививал ученикам умение владеть пером, и “окончивший школу знал, как подойти к штриховому рисунку для газеты или журнала” .
Немаловажным подспорьем для учеников было то, что все необходимые для занятий художественные материалы, которые, как правило, приобретались за границей, продавались им по низким ценам.
Учебный план ЦУТР, в составлении которого активно участвовал Месмахер, предусматривал “сообщение учащимся известных научных основании и разъяснении рисовального искусства, относительно, например, сочетания различных линий, происхождения и образования различных форм, фигур, о симметрии, об образовании и сочетании цветов и красок, о физиологии органа зрения, скелета и размерах частей человеческого тела и т. п.” При распределении учебных часов на занятия по рисунку в первых двух классах отводилось “не менее половины числа всех уроков, а в высшем, третьем, классе — не менее двух третей этого числа”. На занятия “из остеологии и топографии человеческого тела”, то есть по пластической анатомии, в третьем классе отводилось “не менее 4-х уроков” в неделю.
Экзамены в училище устраивались в декабре и мае, оценки выставлялись по двенадцатибалльной системе, причем переход в следующий класс был возможен только при получении за рисунок не ниже десяти баллов. Занятия проводились ежедневно утром и вечером. Обучение проводилось раздельно Широко практиковался в училище и институт вольнослушателей, занимавшихся “у Штиглица”, главным образом, рисунком и живописью.
Индивидуальных мастерских, подобных тем, что имелись в Академии художеств, в училище не было, и преподаватели рисунка ежемесячно это, чтобы увидеть в натуре, тогда и будете хорошо рисовать’, — говорил он”. Иногда преподаватели училища выходили за рамки узко практических училищных установок, но подобные устремления не приветствовались и пресекались. Так, в частности, произошло с тем же Кошелевым, преподававшим в училище с 1883 по 1905 год. В “Дневнике” государственного секретаря А.А. Половцова, который более тридцати лет возглавлял Совет училища, есть примечательная запись, сделанная 26 сентября 1883 года: “<…> Профессор Кошелев, назначенный преподавателем в Рисовальное училище; сдерживаю его стремление заставить учеников компоновать и писать картины. Наше дело и дело Академии художеств весьма различны”. Самым значительным среди преподавателей по рисунку был в истории ЦУТР В.Е. Савинский. Месмахеру его рекомендовал крупнейший русский художник-педагог П.П. Чистяков. Ратуя за высокую культуру рисунка и творчески развивая принципы чистя- ковской системы преподавания рисунка, Василий Евменьевич проработал в училище с 1890 по 1916 год.
Бучкин, учившийся у него пишет: “В первый раз я увидел Савинского в 1899 году, когда поступил в училище Штиглица. Про него говорили, что это любимый ученик Павла Петровича Чистякова, друг В. А. Серова и М.А. Врубеля, вместе с которыми он учился у Павла Петровича <…> Савинский вел головной класс, в котором мне пришлось работать во время его дежурства. Нельзя было ему не верить. Его указания были предельно убедительны. Ясным языком, последовательно и настойчиво объяснял он задачу, подводя ученика к самостоятельному ее решению…” . Савинский постоянно подчеркивал важность серьезного и добросовестного отношения к занятиям по искусству и говорил ученикам: “Высокое искусство — просто, а простота даром не дается, она требует громадных знаний _ и долгого прилежного изучения”. Бучкин отмечал, что “Савинский был строгим и прямым в суждениях, ко всем одинаково внимателен, не выбирал ‘любимчиков’. Его ясные взгляды на задачи школы, честное отношение к своим обязанностям учителя, последовательность, настойчивость и искреннее желание всегда вовремя прийти на помощь ученику завоевали любовь к нему и уважение всех, кто у него учился”.
Колоритной фигурой среди преподавателей рисунка был и окончивший архитектурное отделение Академии художеств И. А. Гальнбек. Бучкину он запомнился как “строгий немец, порывистый в движениях, в петлице его пиджака висел солдатский Георгиевский крест. Голова его многоволосая, курчавая, усы в стрелку, борода узкая, длинная с заостренным концом. Глазами сверкал. Стройная фигура выше среднего роста с военной выправкой. На его уроке была тишина, слышно было только шуршание карандашей.
Гальнбек ставил ученикам задачу четко и ясно, а технический прием рисования указывался преподавателем на рисунке. На занятиях он говорил громко, точно так, как будто подавал команду. ‘Не делайте грязь в рисунке! Стройте верно падающую тень — сидите смирно и работайте! Вычищайте ваши руки, а потом рисуйте! Не ходите зря!”’. Рылов вспоминал, как Гальнбек “быстро садился за ученический пюпитр, резким движением ломал острие карандаша — он любил рисовать тупым, молча поправлял рисунок…”. Иногда Гальнбек устраивал для учеников рисование с живой модели у себя дома. На протяжении многих лет он исполнял также обязанности заведующего библиотекой училища, которая славилась первоклассным собранием книг по искусству.
В училище преподавали и некоторые художники из числа передвижников, в том числе К.А. Савицкий, оставивший заметный след в методике обучения рисунку. При его участии установилось проведение так называемых “памятных рисунков”, то есть короткий повтор постановки без модели на память. Эта методика получила высокое одобрение В.В. Стасова, интересовавшегося вопросами художественно-промышленного образования: “Заслуживает одобрения требование от начинающих рисовать в Штиглицевской школе первоначальные геометрические линии, фигуры, а затем орнаменты, чтобы ученики рисовали прямо пером, без возможности поправлять или стирать прочь нарисованное; через этот прием приобретается вначале осторожность, а потом значительная твердость и уверенность рисунка. Потом всякой похвалы заслуживает <…> рисованье с гипсов на память: это прием общераспространенный в лучших школах на Западе, но у нас пока еще мало употребительный, несмотря на всю значительнейшую пользу для будущего художника. В Штиглицевской школе это требование простирается еще дальше: ученики должны даже в натуральном классе <…> рисовать на память целую фигуру натурщика или натурщицы, то, что они наперед рисовали с самой натуры. Требование и приучение превосходные”.
Можно сказать, что в основе обучения рисунку в ЦУТР барона А.Л. Штиглица лежал реалистический метод изучения натуры и рисования с тональной объемно-пространственной моделировкой формы, хотя эта система и не была строго Академической. Следует иметь в виду, что с конца 1890-х годов среди преподавателей училища начали появляться и его собственные воспитанники.
Овладение мастерством давалось ценой напряженного труда. По словам Стасова, требовалось, “чтобы ученики все знали, все умели или, по крайней мере, всем занимались <…> бедный ученик вечно в страшных тисках, ни на чем не успевает порядком сосредоточиться”. Общая учебная нагрузка была действительно настолько большой, что для выполнения всех учебных заданий у учеников буквально не хватало часов в сутках.
Вслед за событиями 1917 года в жизни училища наступило смутное время. Вся прежняя система преподавания была разрушена, старые педагогические кадры утрачены. В 1922 году Высшее училище декоративных искусств (бывшее ЦУТР барона А.Л. Штиглица) было включено в состав Высшего художественно-технического института и в 1924 году прекратило свою деятельность.
В 1945 году после воссоздания училища и приобретения им статуса и структуры института появилась кафедра рисунка, как отдельное учебно-методическое подразделение. В своей работе она продолжила реалистические традиции отечественной школы рисунка и, конечно, в первую очередь ЦУТР барона Штиглица. И снова рисунок занял одно из ведущих мест в профессиональной подготовке будущих мастеров декоративно-прикладного, монументального и промышленного искусства.
В 50–60-е годы в результате целенаправленной совместной работы преподавателей кафедры сложились основные черты так называемой «мухинской» школы рисунка. В дальнейшем удалось не только сохранить потенциал кафедры, уровень академической подготовки, организационный порядок, но и осуществить идею насыщения учебной программы различными графическими приемами вплоть до печатной графики и заданиями, стимулирующими творческое развитие студентов, что обеспечивало более тесную связь академического рисунка с задачами выпускающих кафедр.
В 90-е гг. ЛВХПУ получило статус академии, и в нем произошли заметные структурные изменения, в результате чего кафедра лишилась графических мастерских, и сегодня место печатной графики в учебной программе заняли задачи изучения приемов и технологий “мягкой” графики, т.е. рисование самыми различными графическими материалами при широком диапазоне объектов рисования.
Кафедра рисунка считает свой предмет основой общеакадемического образования будущих художников декоративно-прикладного, промышленного и монументального искусства. Кафедра, как и в прежние годы, ищет свое место в общей системе воспитания и обучения студентов академии, ищет формы стыковки академического рисунка с весьма не схожими методическими концепциями разных выпускающих кафедр многопрофильного художественно-промышленного ВУЗа.
Наша программа и построенный на ее основе учебный план обеспечивают овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в объеме полного академического курса, кроме того, на старших курсах студенты осваивают основы творческого рисования и профессиональной графики. Таким образом, кафедра помогает воспитывать у студентов хороший курс, достаточно широкий художественный кругозор, композиционное чутье, столь необходимые качества будущих художников.
Кафедра поддерживает деловые, творческие и товарищеские связи со многими ВУЗами страны, и в первую очередь, с академическим институтом им. И.Е. Репина, выпускники которого раньше и сейчас составляют костяк кафедры. Там же преподаватели кафедры проходят переподготовку на факультете повышения квалификации. Это тоже традиция, и мы ею очень дорожим, ощущая себя составной частью единой петербургской школы рисунка.
В последние годы кафедра рисунка обновила свой состав за счет выпускников Академии и Института им. И.Е. Репина. Хорошими специалистами проявили себя: В.В. Перхун, А.В. Бахтин, А.Н. Базанов, А.Н. Володченко, В.Н. Козлов, А. О. Гришина, Н.А. Сажин, К.К. Константинов, В.В. Губин, И.Б. Кузьмина, П.А. Конош, Р.А. Полозов, Н.П. Кастерпалу, Ю.Н. Агафонов, О.В. Плужник, С.П. Филиппов, М.В.Евдокимов, А.Хромых, О.Юдин, К.С.Молодых.
Школа — это, прежде всего, люди: они создают и реализуют методики, они хранят традиции, они ищут новые пути развития, ошибаются и снова ищут. Школа немыслима без грамотных преподавателей, но это еще не все, дар педагога — это редкий и особый дар, и лишь обладающие этим даром учителя способны принести ученикам реальную пользу, сделать их знающими обученными специалистами, остальное зависит от самих учащихся, от их желания стать художниками, от их способности любить и понимать природу и жизнь.
На сегодняшний день кафедра Рисунка является профилирующей общехудожественной кафедрой Академии и обучает студентов всех отделений вуза, кроме отделения Монументально-декоративной росписи и Реставрации живописи, в течение 5 лет. Предмет рисунок двумя заданиями входит в состав приемных экзаменов. Учебная работа ведется в специально оборудованных аудиториях и натурных классах. На кафедре работает методический совет, лучшие студенческие работы по рисунку и графике собраны в методический фонд, из новых поступлений методфонда регулярно устраиваются методические и отчетные выставки.
Кафедра проводит отдельный теоретический курс пластической анатомии. Для студентов Академии кафедра организовывает пленэрные практики в городе и с выездом в другие города и страны. Проводится работа по довузовскому обучению, а именно: с 1951 года при кафедре работают подготовительные курсы для поступающих в нашу Академию, осуществляется методическое руководство курсом рисунка в подшефной 190-й школе.
Преподавательский состав – основа и самый ценный капитал кафедры. Он всегда формировался из выпускников нашей Академии и Академического института имени И.Е.Репина, и представляет собой самый крупный педагогический коллектив СПбГХПА. Все эти годы кафедрой руководили замечательные художники и педагоги высокого уровня В.А.Оболенский, С.А.Петров, В.И.Шистко. Преподавательский труд отнимает много сил и времени, тем не менее большинство преподавателей активно работают как художники-профессионалы и являются членами различных секций Союза художников России.
Профессора кафедры работают в ГАКах средних и высших художественных заведений города и Российской федерации, выезжают в родственные вузы с методическими выставками и мастер-классами (в города Геленджик, Пятигорск, Челябинск, Москву, С.-Петербург, Омск, Алма-Ату). Кафедра участвует в общероссийских методических конференциях, и сама в 2006 году проводила на базе нашей Академии Всероссийскую конференцию по проблемам учебного рисунка. По материалам своего методического фонда кафедра выпустила книгу-альбом посвящённый своей истории.
Учитель рисования
Михаил Гребенков. Портрет Н. Барановского
О догме Серова и Врубеля, снайпере Гребенкове, нескончаемой Мессалине и воскресных занятиях на Измайловской
12 февраля 2016 Наталья ЛьвоваЗабыть его нет никакой возможности. Можно не соглашаться с ним, обижаться, как на живого, спорить. Но наше время, проведенное с ним, из памяти не исчезает. Каждый раз думаешь – он всюду был прав. И в моей бестолковой жизни, как оказывается, главнее этого ничего и не было. А как бы сказал сейчас Михалниколаич?.. А как бы он ответил…
Гребенков. Художник, учитель. Снайпер, кстати. В энциклопедии «Советские снайперы 1941-45 гг.» среди прочих значится Гребенков Михаил Николаевич: уничтожено врагов (в том числе и снайперов) – 55. Воинские части, фронт — 1291-й (110-я СД), Западный фронт
Михаил Гребенков. Автопортрет
Занимались у него дома. Ехали обычно до Измайловской, а как до дома идти, я уже не помню. Дверь открывал учитель, и твой мольберт стоял на том же месте, как будто человек жил рядом с работами своих учеников. Его холсты и рисунки всегда стояли лицом к стене. Гипсовые головы он никогда специально не освещал, какой есть свет – так и рисуй. Приходили к нему художники, уже обученные. Студенты Строгановки и Суриковского. Но вот чего-то им не хватало. Уже все было ими нарисовано – и голова с плечевым поясом, и обнаженная модель. Не было только движения вперед, открытия какого-то. Повторялась и повторялась техника, все красивее и эффектнее становились работы, и те, кого это начинало пугать, выходили каждое воскресенье на Измайловской.
Михаил Николаевич при мне никому не отказывал, смотрел работы, мог сказать: Эх, как вы это дело-то любите!..
Особенно разгромных комментариев я не слышала. После первых занятий большинство сбегали: как так! я художник, а мне предлагают табуретку рисовать! я ж ее еще в детской художественной школе нарисовал. Или книжку раскрытую. Первые попытки наносили жестокое поражение рисовальщику. Бок табуретки неизменно был чуть не в том направлении, а книжка не получалась лежащей, всё вставала на дыбы. Правда была в том, что рисовать надо было именно эту табуретку и именно эту книжку. Обида казалась нестерпимой. И если человек был упрям и умен – он оставался среди учеников. Так что нас было всегда 6-7, не больше.
Михаил Гребенков. Рука. 1961
Рисовать – значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: «отсюда-сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум… Не заботьтесь о красоте рисунка, смотрите беспрестанно на натуру, а не в карандаш. Линия пусть какая выйдет, и выйдет непременно красивая и легкая, если срисовать ее с натуры…
Увлеченный собой, гордый художник смотрит, конечно, в свой лист. А учитель наш делать этого не разрешал. Если смотреть, то только на изображаемый предмет, да не прямо на него – а целиком со всей комнатой и всем воздухом вокруг. Гребенков за голову мог схватить, чтоб ты не поворачивался к мольберту: рука сама начертит правильную линию.
И после того, как первая оторопь проходила, появлялись книжки и репродукции – учебный рисунок Павла Петровича Чистякова и его учеников.
Форма строилась с помощью линий, линии скрещивались, образуя передний край ее. От переднего края – вглубь, и книжка постепенно укладывалась горизонтально, рождая догадку, что я и рисовать-то, оказывается, не умею. Мы не умели правильно видеть предмет и срисовывали по частям – по своему впечатлению, по своей небрежности и лени.
Валентин Серов. Автопортрет. 1885
Предметы существуют и кажутся. Одно ли – как существуют или как кажутся, или оба вместе – тогда полное рисование.
Эта фраза осталась в записных книжках Павла Чистякова, по наблюдению Грабаря, Как и наш учитель, никаких фундаментальных работ о своей системе Чистяков не оставил. В 1953 году в издательстве «Искусство» вышла книга «П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919». И это, в общем, почти все о его системе «чистяковского рисования». Хотя фамилии учеников перечислять как-то боязно: Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Поленов, Виктор Борисов-Мусатов, Лев Бруни. И там еще много. Особенно это видно по рисункам Валентина Серова, недавно выставлявшимся в Третьяковке – один из самых интересных разделов выставки: талантливый маленький рисовальщик вдруг постепенно становится настоящим мастером. А первое задание для молодого Серова в чистяковской мастерской было, казалось, пустячным: листок бумаги, лежащий на полу. Серов пыхтел и ворчал, даже с его глазом это показалось трудным.
Валентин Серов. Лошадь. 1884
Из письма Чистякова Игорю Грабарю
Родился я 23 июня 1832 года в селе Прудах (Тверской губернии, Весьегонского уезда). Хотя отец мой и не занимался рисованием, а, будучи управляющим в имении г.майора Тютчева, делал подсчет угольком на белом некрашенном полу. Вот эти-то цифры я приползал и копировал тоже угольком. Единицы и палочки я не любил, а все больше 2, 0, 3, 6, 9 и т.д. – все круглое. Затем я начал вырезывать ножницами из бумаги разные фигуры и наклеивать их на окно… Все меня интересовало, все хотелось разрешить. Почему летит птица, а гусиное перышко летит только по ветру, восьми лет я уже знал. Я все замечал в натуре, для меня все было вопрос, как и отчего. Двенадцати лет я задумывался о перспективе. Мне все хотелось придумать, как рисовать угол дома на случайную точку (как значится в теории перспективы)… Двенадцати лет я уже чувствовал что-то о перспективе в натуре и даже нарисовал деревяшку, углом стоящую к зрителю.
В 1849 году, в феврале, я приехал в Петербург и поступил в Академию, в класс, в котором рисовали с оригиналов карандашом головы, затем перешел во второй класс и рисовал с рисунков голые фигуры. Отсюда я перешел в класс гипсовых голов. За все это время я жил в Невской Мануфактуре, в 6 верстах от Академии. Ходил в Академию ежедневно и давал уже уроки двум баринкам Смирновым по 50 коп. за урок. Давая уроки, я обижался, когда мне говорили, что рисование предмет общеобразовательный. Перспективу я слушал всего раза четыре у М.Н. Воробьева. Чертежа четыре, верно, сделал, а все прочее усвоил в течение 6 верст. Экзамена не сдавал. Будучи пытлив с детства, я все решал сам, по-своему. Например, на 12 году я начертил колокольню деревенскую способом собственного изобретения. Преподавая домашние уроки, я, уча других, сам учился. Например, рисовал с натуры петушка с ног, с земли, и все учил через две точки быстро вести линию и говорить мысленно: отсюда – сюда, форма такая. Наконец, я стал чувствовать, что необходимо найти закон точный, которым поверять исполненный рисунок…
Валентин Серов. Портрет Павла Чистякова. 1881
В Академии Чистякова не любили, боролись с ним. Слишком уж чудной казалась им его система. По словам Чистякова, они натуры не держатся, а создают ее сами. Еще бы, они профессора российской школы. Они и подсвечник наизусть напишут, только вместо металла-то мыло выйдет. Ничего, зато все отражения показаны, рефлексы; и солнечное утро напишут, напишут с лучом заката на земле…
Коллеги академики дразнили его, что, мол, работу «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия» Чистяков не закончит никогда. Он ее переписывал постоянно, все был недоволен чем-то. Современники говорили, будто сюжет этот был выбран им неудачно. А в записных книжках появилось: Я ведь и картины, как оказывается, писать не умею, но знаю многое и хорошо знаю и умею знание это передавать другим. И то ладно!
Павел Чистяков. Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия. Эскиз. 1864. ГТГ
Вот и мы сидели со своими табуретками и книжками, злились на нашего учителя. Михаил Николаевич Гребенков часто нам говорил: я уже не смогу сделать из вас художников, вы все взрослые, а это надо с детства: краски растирать, с чужих рисунков копировать, потом гипсы рисовать, а потом только натуру. Видеть – научу. Уметь сравнивать свою работу с натурой тоже. На свою голову научил, теперь кажется: как счастливы в своей самонадеянности «безглазые творцы», — их мало что беспокоит. А ты вот, к несчастью, видишь.
Из записных книжек П.П. Чистякова
Родина моя, дорогая, великая, могучая – так же красивая, как и мир божий, как позволяешь, дивлюсь я, по белой могучей груди царапать и следить таким тварям и грязными лапами следы оставлять, касаясь святого высокого дела.
Павел Чистяков. Старик с табакеркой. 1860-е. Вологодская областная картинная галерея
Павел Чистяков. Старик-монах. 1876. Государственный Русский музей
Павел Чистяков. Боярин. 1876. ГТГ
Валентин Серов. Рисунки и наброски. Автопортрет. 1887
Михаил Врубель. Рисунки и наброски. Автопортрет. 1883
Михаил Врубель. Рисунки и наброски. Портрет Валентина Серова. 1885
Павел Чистяков. Портрет М.А Григорьевой. 1862. Музей-квартира И. Бродского. Санкт-Петербург
Теги: Энтузиасты, Столпы, Свидетельства, Письма, Образование, Люди, Изо
Люди: Чистяков Павел, Серов Валентин, Гребенков Михаил, Грабарь Игорь, Врубель Михаил, Бруни Лев Александрович
РИСУНКИ Учителя Карандашом (48 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Рисунок учителя карандашом
Скачать
Рисунок учителя для детей
Скачать
Скачать
Раскраска 9003Учитель раскраски
Скачать
Учитель рисования карандашом
Скачать
Учитель раскраски
Скачать
Иллюстрации — старый учитель
Скачать
Учитель раскраски
Скачать
Drate Teacher Drate с вашими собственными руками
Скачать
Учитель порисовал фильм
Учитель
Скачать
. Рисунки на бумаге карандашом учителей
Скачать
Учитель нарисовал
Скачать
Профессия учитель раскраски
Скачать
Учитель был сжат
Скачать
Иллюстрация учителя
Скачать
Раскраска для учителя макияж
Скачать
Окраска по английскому.
Учитель рисования Иси
Скачать
Учитель рисует карандашом
Скачать
Рисунок Verosika May Day с карандашом
Скачать
Учитель с карандашом
Скачать
Классный рисунок с профессионалами карандаша
Скачать
Рисунок учителя с помощью Pencil
. Картина для детей
Скачать
Как нарисовать учителя
Скачать
Поэтапный рисунок учителя
Скачать
Милые рисунки для учителя
Скачать
Sepertain’s Sketch на доске
Скачать
ОБРАЗОВАНИЯ Учитель
Скачать
Окраска репетитора
Скачать
Учитель рисунок
Учитель с пенсионным день скетчинга на английском языке
Скачать
День учителя рисунок простой рисунок
Скачать
Рисунок учителя для рисования для рисования
Скачать
Смешные мультфильмы для учителей
Скачать
Рисунок для учителей
Скачать
для детей.