Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Карандаш » Рисунки душевные карандашом: Душевные легкие рисунки — 48 фото

Рисунки душевные карандашом: Душевные легкие рисунки — 48 фото

Posted on 24.03.202308.03.2023

Содержание

  • Рисунки для срисовки со смыслом лёгкие и красивые карандашом, грустные про жизнь, душевные о любви
    • Другие идеи со смыслом для скетчбука
    • Грустные рисунки про любовь
    • Персонажи
    • Черно-белые
    • Грустные девушки
    • Картинки для срисовки карандашом про любовь легкие
    • Аниме
  • Иоганн Генрих Песталоцци, Лебединая песня – читать онлайн – Альдебаран
        • * * *
      • 1
      • 2
      • 3
      • 4
      • 5
      • 6
      • 7
      • 8
      • 9
  • акриловая краска и чернила красный и синий. Pencil Drawing Soulful
    • Исследуйте другие похожие поисковые запросы
  • Графитовое искусство Душевное искусство — Паула Куитенбрауэр
    • Графитовые рисунки в процессе

Рисунки для срисовки со смыслом лёгкие и красивые карандашом, грустные про жизнь, душевные о любви

Содержание

Другие идеи со смыслом для скетчбука

Схематичные изображения для скетчбука обычно бывают посвящены:

  • беспричинной грусти;
  • расставанию с любимым человеком;
  • возникшему чувству одиночества.

Грустные рисунки для срисовки — пример одинокой девушки

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. Изобразить овал, ближе к правой границе листа бумаги.
  2. Внутри него нарисовать две диагональные прямые, расположив их так, чтобы они были направлены друг от друга.
  3. Из диагоналей прорисовать полукруги (глаза).
  4. Дорисовать слезы с помощью овалов.
  5. Из нижней границы овала вывести схематично туловище и конечности человека так, чтобы одна из рук была направлена назад.
  6. Позади уже изображенного человека нарисовать овал.
  7. Внутри овала изобразить круги, сместив их ближе к левой границе окружности.
  8. Под головой дорисовать туловище и конечности второго человека с помощью простых геометрических фигур. Одна из рук должна быть протянута к руке первого человека.
  9. Внутри туловища в области груди нарисовать сердце.
  1. В центральной части листа бумаги нарисовать ровный круг (голова).
  2. Над кругом нарисовать маленький овал, отступив 3-5 см.
  3. Обвести небольшой овал, создав таким образом более крупную фигуру, в точности повторяющую очертания первой (нимб).
  4. Внутри головы изобразить 2 черных окружности разного размера так, чтобы 1 из них была расположена ближе к левой границе (больший по размеру круг), а вторая – ближе к правой грани (меньший по размеру круг).
  5. Из нижней границы основного круга нарисовать туловище и конечности (руки и ноги).
  6. В области стыка головы и туловища нарисовать крылья, изобразив их с помощью зигзагообразных линий.
  7. Наложить тени и полутени или раскрасить рисунок в цвета, соответствующие настроению художника.

Вне зависимости от того, грустные рисунки или, наоборот, передают положительные чувства, являются не только способом раскрыть творческий потенциал художника, но и дают ему возможность нормализовать свой эмоциональный фон.

Для срисовки рекомендуется использовать изображения, состоящие из минимального числа составных частей, и не требующие большого количества времени на их создание.

Доказано, что регулярное отражение на бумаге своего состояния, существенно сокращает риск возникновения депрессии и невротических расстройств у людей, вне зависимости от их возраста и основного рода деятельности.

Грустные рисунки про любовь

Арт-терапия после расставания с любимым человеком, при безответных чувствах и так далее, предполагает изображение:

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. В середине листа бумаги изобразить ровное сердце. Если не получается нарисовать ровную фигуру от руки, допустимо использовать пересекающиеся перпендикулярные прямые для схематичного построения рисунка.
  2. Ближнюю к зрителю грань сделать более толстой, чтобы подчеркнуть ее расположение.
  3. На верхних границах в области углубления нарисовать 2 небольших вытянутых прямоугольника, расположенных вертикально, при этом направив их по диагонали вниз.
  4. Визуально определить середину изображения.
  5. По обеим сторонам от середины нарисовать овалы, заостренные к верхнему краю.
  6. Разделить внутреннее пространство фигур пополам диагоналями. В нижней области изобразить полукруги, замкнутые границами внешнего овала (глаза).
  7. В нижней области изображения нарисовать линию, слегка изогнутую наверх. На краях линии нарисовать 2 небольших полукруга (рот).
  8. Из нижней границы одного из глаз вывести маленький овал, заостренный к верхнему краю (слеза).
  1. В центральной области листа бумаги нарисовать ровное сердце, расположив его незначительно под наклоном.
  2. Из нижнего угла фигуры вывести прямую до нижней границы рабочей поверхности.
  3. В правом верхней угле внутреннего пространства нарисованного сердца изобразить маленький овал (блик).
  4. С помощью штриховки и растушевки нанести тени на внутреннюю часть фигуры, оставляя блик незакрашенным. У граней фигуры цвет должен быть более насыщенным, чем в ее центре.
  5. Из левого верхнего угла границы сердца вывести диагональную линию (стебель розы).
  6. Нарисовать бутон розы. В зависимости от навыков художника, это может быть схематичное изображение или детально прорисованные рисунок.
  7. Визуально проведя прямую через всю плоскость изображения, из нижнего правого угла внутри сердца вывести еще одну диагональ (продолжение стебля цветка).
  8. Детализировать картинку, дорисовав листья, тени, блики и так далее.

Персонажи

Для срисовки часто используют изображения персонажей известных мультфильмов, комиксов и фильмов.

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. Визуально определить центр листа бумаги. Сделать это можно с помощью вертикальной и горизонтальной прямых, пересекающихся между собой в середине.
  2. Изобразить овал посередине, разместив его вертикально. Нижнюю границу овала преобразовать в зигзагообразную линию.
  3. Из левой стороны овала с внешней стороны нарисовать маленький вытянутый овал (рука).
  4. У правой границы внутри ключевой фигуры нарисовать маленький полукруг с изгибом вниз.
  5. Внутри овала сверху изобразить 2 черных круга (глаза).
  6. Под овалом с внешней стороны нарисовать еще один вытянутый овал, расположенный горизонтально, но по длине соответствующий нижней границе ключевой фигуры.
  7. Рядом с изображением можно дописать фразу, отражающую внутреннее состояние художника.
  1. В центре листа бумаги нарисовать ровный круг, ориентируясь на пересекающиеся перпендикулярные прямые.
  2. С левой стороны внутри окружности нарисовать небольшой полукруг (ухо).
  3. В центре внутренней части круга нарисовать круг.
  4. Из правой боковой границы фигуры, выведя короткую вертикаль, нарисовать еще 1 круг, равный первой фигуре.
  5. Продублировать границы обеих окружностей (очки).
  6. Внутри стекол очков нарисовать небольшие овалы (глаза).
  7. Между стеклами очков, снизу, изобразить полукруг, изогнутый вниз (нос миньона).
  8. Под носом нарисовать полукруг, изогнутый вверх, немного больший по размеру, чем исходная фигура (рот).
  9. Из левой границы основной окружности вывести полукруг, с угловатой границей.
  10. Дорисовать туловище и вытянутые конечности (треугольник) персонажа известного мультфильма.

Черно-белые

Грустные рисунки (для срисовки с целью выплеска негативных эмоций подойдут как цветные, так и черно-белые изображения), для создания которых используются только 2 цвета, могут выглядеть так:

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. Визуально с помощью вертикальной прямой разделить лист бумаги на 2 части.
  2. Из левой грани вывести 4 вертикальные линии, сгруппировав их по 2.
  3. Справа от прямых нарисовать фигуру, по своей форме напоминающую человеческое сердце.
  4. У правой границы листа бумаги изобразить 2 параллельные вертикали, разные по своей длине.
  5. Соединить их диагональной линией (свеча).
  6. Отступив от диагонали 1-2 см, дорисовать маленький овал (огонь).
  7. Внутри свечи изобразить произвольный рисунок, сделав более очевидным, что схематичный объект – это свеча.
  8. Правую часть листа бумаги закрасить в однотонный цвет или заполнить с помощью штриховки и растушевки.
  1. В центре листа бумаги нарисовать ровный круг. Чтобы фигура получилась идеальной, рекомендуется предварительно расчертить 2 перпендикулярные прямые, определяющие размер и форму будущей окружности.
  2. В нижней части внутренней поверхности круга изобразить 2 небольшие окружности (глаза) так, чтобы правая находилась как можно ближе к правой грани круга, а левая – дальше от левой границы.
  3. Между глазами внизу изобразить горизонтальную прямую.
  4. Из нижней границы круга протянуть овал вниз (туловище).
  5. Дорисовать руки и согнутые ноги с помощью плавно изогнутых линий.
  6. При необходимости детализировать изображение.
  1. У левой границы рабочей плоскости нарисовать сердце, правая грань которой должна быть неровной, с резкими изгибами и ярко выраженными углублениями.
  2. Визуально определить середину внутренней поверхности фигуры.
  3. Посередине разместить 2 небольших черных круга (глаза).
  4. Между глазами внизу нарисовать кривую с изгибом вверх.
  5. У правой границы сердца нарисовать ножницы с помощью параллельных прямых и овалов у оснований линий.
  6. Пространство между ножницами и порванной гранью заполнить фигурами произвольной формы (вырезанные части сердца).
  7. К сердцу подвести стрелку с припиской «я», а у ножниц написать «ты» (надписи можно сделать как на русском, так и на английском языке).

Грустные девушки

Грустные рисунки (для срисовки с целью выражения своих эмоций наиболее часто их используют представительницы прекрасной половины человечества) с изображением печальных девушек могут выглядеть так:

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. В нижней области листа бумаги изобразить короткий полукруг, с изгибом вниз.
  2. Из его крайних точек вывести диагональные прямые в правый и левый нижние углы.
  3. Из этих же точек нарисовать вертикали вверх, одинаковые по своей длине.
  4. Нарисовать овал, разместив его вертикально так, чтобы его нижняя граница в точности повторяла изгиб исходного полукруга и располагалась строго между концами вертикалей.
  5. У левой границы с внешней стороны изобразить маленький полукруг (ухо). В нижней области уха нарисовать небольшую окружность (серьга).
  6. Изобразить контур прически, взяв за нижнюю границу уровень подбородка.
  7. Закрасить волосы в темный цвет плотным слоем или наложить штриховку.
  8. Внутреннюю часть лица заполнить словом «пустота», расположив буквы в хаотичном порядке.
  1. В верхней части листа бумаги нарисовать изогнутые горизонтальные линии. Толщина каждой из них должна быть не менее 2-3 см (брови).
  2. В местах изгибов, отступив 0.5 – 1 см от грани, нарисовать тонкие штрихи, подчеркивающие изгиб бровей.
  3. Под бровями, отступив 2-3 см, нарисовать полукруги (зажмуренные глаза девушки).
  4. У внешних краев полукругов дорисовать вертикальные короткие линии, направленные хаотично вверх (ресницы).
  5. Над глазами, чтобы подчеркнуть силу их сжатия, изобразить штрихи и кривые линии различной длины.
  6. Под глазами, с помощью вертикальных прямых нарисовать слёзы.
  7. При необходимости дополнить изображение деталями, например, дорисовать родинку, веснушки, шрам и так далее.
  1. По всей длине нижнего края поверхности листа нарисовать вертикальные линии, примерно одинаковые по своей длине (трава).
  2. С правой стороны изобразить ветви дерева, направленные вниз. Детализировать их, дорисовав листья, птиц, мелкие ветки.
  3. Из верхней границы листа протянуть вниз 2 вертикали, одинаковые по своей длине. Соединить их нижние точки горизонтальной прямой (качели).
  4. Схематично изобразить силуэт девушки, сидящей на качелях. Закрасить его в черный.
  5. Придать фону изображения рельефность, наложив тени, полутени и штрихи. Схематично нарисовать птиц.

Картинки для срисовки карандашом про любовь легкие

Мы предлагаем картинки для срисовки карандашом про любовь легкие всем желающим научиться рисовать без посещения художественной школы. Каждый сможет выбрать что-то для себя.Любовь сама прекрасна и картинки про любовь также должны быть прекрасны. Тяжело передать это чувство простым карандашом, но наши картинки вам в этом помогут. Картинки получаются душевными, духовными и трогательными.Срисовка – легкий способ научиться рисовать. Такой способ рисования поможет правильно «поставить руку», развить пространственное воображение и кругозор. Не бойтесь, пробуйте и у вас все получится.

Аниме

Героев аниме, благодаря их выразительным чертам лица, можно использовать в создании изображения любого эмоционального окраса, в том числе и негативного.

https://youtube.com/watch?v=Yn5S2QSiaK4

Пример рисункаАлгоритм срисовки изображения
  1. У левой границы рабочей плоскости нарисовать округлый овал, расположив его горизонтально.
  2. Разделить внутреннюю часть фигуры на 2 половины с помощью изогнутой линии.
  3. Левую часть заштриховать, слегка нажимая на карандаш.
  4. Из верхней части внутренней поверхности овала вывести 2 треугольника (уши).
  5. Из верхних углов левого и правого треугольника опустить вниз прямые вправо и влево, соответственно, дорисовав таким образом грани фигур.
  6. У нижней границы внутри круга изобразить 2 тонких овала, расположив их горизонтально (прищуренные глаза).
  7. Из боковых границ круга с внешней стороны вывести по 2 вертикальные линии, направленные по диагонали вниз (усы).
  8. Из нижней границы окружности вывести туловище, взяв за его основу округлый овал.
  9. Дорисовать конечности и хвост кота.
  10. Заштриховать тело животного и хвост, оставив небольшие круги белыми (произвольный окрас шерсти).
  1. Нарисовать ровный круг в центре листа бумаги.
  2. Расчертить его внутреннюю часть на 4 одинаковые области перпендикулярными прямыми.
  3. В 2 верхних участках нарисовать брови (у верхней границы) и глаза (на горизонтальной разделительной прямой).
  4. На вертикальной прямой, в середине ее нижней части, изобразить небольшую окружность (рот).
  5. Скорректировать нижнюю часть лица грустной аниме-девушки, сделав подбородок более острым.
  6. Дорисовать прическу девушке с помощью хаотично расположенных линий различной длины и толщины.
  7. Раскрасить изображение.

Иоганн Генрих Песталоцци, Лебединая песня – читать онлайн – Альдебаран

© АНО «Агентство образовательного сотрудничества»

© ООО «Образовательные проекты»

* * *

…Ещё раз скажу: эта высокая идея – повсюду и нигде. Так же, как её нет нигде в завершённом виде, так она видна всюду в незавершённых своих проявлениях и стремлениях. Общее непонимание этой идеи есть непонимание всего божественного и вечного, что заложено в человеческой природе. Но это божественное и вечное по своей сущности и есть сама человеческая природа.

…Осуществление разработки этих средств зависит главным образом и преимущественно от того, насколько в нас сильно желание разработать их. Разработка этих средств с самого начала существенно облегчается для каждого неиспорченного отцовского и материнского сердца, для каждого воспитателя, если в них внутренне жива основа этих средств.

Это настолько верно, что существенные элементы этих средств, ещё не разработанных в качестве результата искусства обучения, кое в чём бессознательно практически применяются во всех более или менее природосообразно руководимых воспитательных и учебных заведениях.

Человек, ни в малейшей степени сам по себе не владеющий подобным искусством, как бы заранее становится способен к нему, если только неуклонно подчиняется испытываемому им безыскусному принуждению природы вещей.

…Что свойственно семейной жизни, то в образовании во всех случаях следует считать существеннейшей основой каждого истинно элементарного упражнения.

1

Два имени из истории педагогики известны миллионам людей, никогда не вникавшим ни в какие образовательные теории и методики. Они знамениты как имена-легенды, образы-легенды. Это Януш Корчак, уходящий со своими воспитанниками в газовую камеру, и Иоганн Генрих Песталоцци, «спаситель бедных и отец сирот», вечно неустроенный швейцарский чудак (которого, по преданию, так и дразнили: «чудак чудаков из страны дурачков»), опекавший бесприютных детей и заводивший в течение долгой жизни всё новые педагогические предприятия после того, как рушились прежние.

Но всемирная слава по-своему подшутила с их наследием, затмив драматизмом биографии суть того, что было открыто, сделано, провозглашено ими. Лишь малая часть из слышавших о Януше Корчаке знакома с его педагогическими воззрениями. И уж совсем немногие подозревают о решающей, ни с чем не сравнимой роли Песталоцци как создателя теоретических основ народного образования, общедоступной начальной школы и предвозвестника всех ключевых идей дошкольного воспитания.

2

«Лебединая песня», как можно угадать из названия – произведение итоговое. В нём автор разговаривает с читателем ровно и неторопливо. Он не спешит приводить наглядные примеры, предпочитая размышлять общими понятиями. Он демонстративно повторяет схожие мысли в разных сочетаниях, лишь чуть-чуть меняя нюансы. «Я высказываюсь несколько многословно… Так надо», – охотно признаётся он в этом и сам. Книга составлена автором без деления на главы и части (лишь слегка отделены два последних раздела – автобиографический и заключительный), написана она длинными предложениями и большими абзацами.

Это произведение – не самое удобное для прочтения; во многих предшествующих сочинениях и письмах Песталоцци те или иные из его идей, наблюдений, воспоминаний высказаны энергичней и лаконичней, конкретней и художественней.

Зато именно в этой книге все главные мысли собраны автором так, чтобы ни одна из них не была забыта.

При переиздании мы стремились придать этому уникальному педагогическому эпосу своеобразную «практико-ориентированность» – сделать книгу не для историков образования, а книгу легко читаемую, открытую для обычных воспитателей, родителей, учителей.

Мы постарались достичь этого, не вмешиваясь в сам текст И.Г.Песталоцци, но используя более дробное деление разделов и абзацев, крупно выделяя в тексте и подчёркивая различные повороты авторской мысли.

Нарушение авторской воли в данном случае и в такой мере нам кажется простительным: ведь каждый желающий уточнить авторский вариант легко сделает это в библиотеке по предыдущим изданиям.

3

Чудаковатый швейцарец, проживший долгую жизнь, получивший не очень-то обширное образование, писавший яркие (но довольно сумбурные) книги и письма, сочинявший занятные (но вроде бы явно устаревшие) методические пособия, инициатор и руководитель целого ряда учебных заведений (по отношению к детям удивительно успешных, но организационно беспомощных и терпящих неизменный крах), объект благосклонного внимания высочайших особ своего времени, жертва равнодушия и насмешек обывателей. События и исторические анекдоты, связанные с его судьбой, описаны во многих книгах, о них, наверное, не забывают сообщать своим студентам преподаватели педагогических дисциплин.

Но многие ли из рассказчиков добавят, что значение этих давних сюжетов далеко не просто историческое?

Что вся картина главных школьных и дошкольных открытий в прошедшие два с половиной столетия вплоть до сегодняшнего дня – это преимущественно реализация той программы, которую первым ясно увидел и осознал Песталоцци? Что именно им эта программа была чётко определена, очерчена, задана во всех важнейших узловых точках?

В 2009 году исполняется 240 лет от начала педагогической деятельности Песталоцци.

Переиздавая его итоговую книгу, нам хотелось показать действенность и абсолютную актуальность звучащих в ней мыслей для нашей современности.

4

Песталоцци так перечислял главные задачи начального образования:

– найти во всех разделах человеческой деятельности и знания твёрдые и надёжные основы;

– простым и доступным всем путём укрепить душевные силы детей для овладения любыми знаниями;

– придерживаться спокойного и кажущегося равнодушным выжидания результатов начинаний, которые должны развиваться постепенно сами по себе.

Сегодня эти тезисы продолжают звучать столь же непривычно, «далеко от жизни», как и двумя столетиями ранее.

Но попробуйте вспомнить знакомых вам по-настоящему талантливых воспитателей или учителей начальных классов. Не покажется ли вдруг, что в русле примерно такого мировоззрения (осознанно или куда чаще интуитивно) они и действуют? Что примерно в такой «воспитательной атмосфере» и живут дети во многих наиболее счастливых и благополучных семьях?

Главная задача – не обучить, даже не воспитать (в привычном морализаторском понимании), а «укрепить душевные силы детей». Тогда остальное – приложится. Тогда можно придерживаться «спокойного и кажущегося равнодушным выжидания результатов».

Укрепляются же душевные силы детей на основе того типа образования, который Песталоцци назвал «элементарным», всю жизнь уточняя его реалии и подробности в ходе собственной практики.

5

Слова природосообразное и элементарное в «Лебединой песне» будут повторяться десятки раз. Но то, как эти слова рассматривает автор, едва ли не противоположно нашему привычному их пониманию.

Природосообразное – это именно то, что отделяет человека от его животной природы. Природосообразное для человека – это собственно человеческое, это едва ли не в первую очередь его способность к преодолению импульсов «природного» эгоизма:

…Истинная сущность человеческой природы – это совокупность задатков и сил, которые отличают человека от всех прочих существ на земле.

А элементарное действие – это… всегда сложное действие. Т. е. такое, в котором неразрывно соединяются силы человеческого сердца, человеческого ума и человеческого мастерства. Лишь целостность «воздействия на сердце, ум и руку» в каждом педагогическом приёме, в каждой «элементарной клеточке» педагогических событий позволяет расценивать их как элементарные – т. е. способные «захватывать человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности». Поэтому для Песталоцци природосообразность и элементарность – две стороны одного явления.

С другой стороны, элементарное – это те самые твёрдые и надёжные, простые и доступные основы, которые могут ненавязчиво становиться привычными, приобретать черты ежедневной нормы.

«Элементарное образование учит ребёнка мысля любить и любя мыслить. Но природа обеспечивает развитие любви ещё до развития мышления. Элементарное умственное образование должно начинаться не с обучения законам мышления, а с развития мыслительных способностей. Оно заботится о том, чтобы энергично оживить в ребёнке эти способности, приучить его повседневно ими пользоваться.

Подобно этому элементарное нравственное образование, применяя свои средства для обеспечения достоинства нашей внутренней природы, возвышая нашу душу, не начинается с изложения правил благочестия и добродетели.

Оно с той же заботливостью старается энергично оживить в детях элементы всех высочайших помыслов – любовь, благодарность, доверие – и сделать для детей привычным повседневное их приложение к жизни».

Те методы обучения, «атомами» которых служат такие приёмы и такие события, которые одновременно обращены к способностям сердца, ума и рук – элементарны и природосоообразны.

Можно ли помыслить основы и принципы начального образования как-то иначе? Можно, не раз пробовали.

Но так – получается, а так – нет.

6

Постоянные читатели книжной серии «Большая энциклопедия маленького мира» могут примерить ключевое правило «элементарного образования» (да и многие из дидактических принципов Песталоцци) к большинству выходящих в серии методических книг.

 

Элементарное музицирование Льва Виноградова. Физкультура от простого к сложному Сергея Реутского и физкультура через освоение образной основы движений у Владимира Высоцкого. Использование методов изобразительного искусства для обогащения общего развития детей и его понимания взрослыми у Ольги Ивановой и Ирины Васильевой, и методика комбинаторных игр художественными средствами Татьяны Калининой. Уроки фантазии с «элементарной средой» обыденного предметного мира у Татьяны Бабушкиной. Становление речевого слуха по методике Эмилии Леонгард. Организация детской жизни с помощью игрового возрождения народных традиций у якутских педагогов. Освоение элементарных трудовых навыков и нарабатывание опыта самостоятельности в семье Никитиных и в методах российских монтессори-педагогов. Социо-игровые подходы Александры Ершовой и Вячеслава Букатова. Элементарное экспериментирование с тайнами окружающего мира у Анатолия Шапиро и модели диалогического обсуждения природоведческих наблюдений в «Загадках природы» Алексея Юшкова. «Элементарное литературоведение» Татьяны Троицкой и четыре ступеньки НЛО Вадима Левина. Дошкольный математический кружок Александра Звонкина и оречевлённая математика Лидии Филякиной и Елены Самсоновой.

Чем наиболее резко выделяются эти и другие наиболее успешные, наиболее адекватные детям методы, созданные нашими современниками? Чем отличаются они от распространённой массовой практики дошкольного и начального образования?

Именно тем, что соответствуют законам, впервые открытым Иоганном Генрихом Песталоцци.

7

Мысли Песталоцци по-прежнему кажутся мыслями чудака, странными парадоксами.

Мы, например, привыкли противопоставлять коллективизм эгоизму, а для Песталоцци коллективизм, в котором во главе угла стоят материальные интересы – первый источник эгоистического искажения человеческой сущности. Он так и формулирует, размышляя о «чувственных эгоистических требованиях, вызываемых коллективной формой нашего существования».

Для российской школы привычно считать, что одни дети способны развивать интеллект (для них школа и создана), ну а кому-то (неудачникам, жертвам интеллектуального отбора) придётся идти работать руками. Песталоцци без устали твердит о гибельности такого разделения. Он обсуждает «гениев ограниченности» – и не спорит, что их в достаточной мере производит и привычный ход вещей. Что и без всякой природосообразности многих удаётся научить. Только два очень разных образования получают люди, обученные «противоестественным» методом – или же природосообразным.

Песталоцци утверждает: без опоры личности на память о единстве сердца, ума и мастерства, без опыта такого единства, невозможен внутренний мир человека ни с самим собой, ни с людьми.

…Точно так же без основательной заботы о развитии рода человеческого к познанию истины немыслимо истинное равновесие человеческих сил и даже истинное приближение к такому равновесию. Следовательно, немыслима истинная совокупная сила человеческой природы, несущая с собой счастье и удовлетворение.

Человеческое счастье, человеческое достоинство, человечность как таковая – всему этому возможно заложить основы между делом, по ходу практического обучения. Только потребуется терпение, готовность не требовать всего и сразу. И только так создаётся настоящий фундамент народного образования.

Но можно не отвлекаться на освоение таких подходов – всегда кажущихся непрактичными, несвоевременными, недостаточно стандартизируемыми – и громоздить всё новые регламентации образовательного устройства, устремлённые к очередным «актуальным целям». Эти цели будут достигать, или не достигать, или достигать отчасти. Только при этом образовательные учреждения так и останутся фабрикой по производству несчастных и озлобленных людей, устройством неестественным, антинародным и бесчеловечным.

Впрочем, Песталоцци ясно отдавал себе отчёт в том, что оба подхода к образованию ещё не одно столетие будут существовать рядом друг с другом, проникать друг в друга, открыто разрушать и тайно преобразовывать, сталкиваться и соперничать.

8

Соратники Песталоцци, его ученики-педагоги и ученики его учеников задали тон последующей эпохи европейской педагогической мысли.

Адольф Дистервег попытался перевести ключевые идеи природосообразного образования на язык последовательного описания методов организации школьного дела. Следом подобную задачу поставили исследователи многих стран. У нас за это взялся Ушинский – и в большинстве европейских государств находились «свои Ушинские».

Фелленберг, Томас Шер и другие соратники Песталоцци к середине девятнадцатого столетия превратили Швейцарию в педагогическую Мекку Европы (было это не так-то легко; по словам того же Ушинского: «Нигде, может быть, песталоцциевская идея не встретила более упорного сопротивления, как в Швейцарии, где знали и видели Песталоцци и были свидетелями всех его неудачных и часто забавных попыток. Но нашлись люди, которые сумели отличить наивную, детскую непрактичность гения от его в высшей степени практической и сильной идеи и приложили к этой идее свою собственную практичность»).

Песталоцци подчёркивал, что самое существенное, в чём нуждается идея элементарного образования – это как можно более совершенная разработка и обязательное применение её исходных начал для детей до семи-восьми лет. И вот его ученик Фридрих Фребель открывает второй шанс «элементарного образования» для маленьких – общественный, который может дополнить или восполнить семейный. Фребель не придумывает новых принципов, но выстраивает под идеи Песталоцци форму нового, неслыханного учреждения – Детского Сада.

Интересно, что в те же годы, «ученик ученика» Песталоцци – Егор Гугель – создаёт первое подобие российского детского сада под Петербургом; а оставшийся в Гатчине от Гугеля легендарный шкаф с книгами случайно достанется Ушинскому и подтолкнёт его к глубоким педагогическим исследованиям.

Так из рук в руки преемственность опыта элементарного образования расходилась по европейским странам.

9

Другие продолжатели дела «элементарного образования» будут начинать независимо от Песталоцци, иные из них окажутся на сто или двести лет моложе. Имена участников этой «научной школы» можно буквально разгадывать, отталкиваясь от тех или иных строк Песталоцци – и выясняя, кому суждено было посвятить свою жизнь их уточнению и детальному воплощению.

«…Неоспорима истина, что не раз во время упражнений, в ходе которых мы только ещё выхаживали и лелеяли средства метода, маленькие мальчики преподносили нам в своих ответах взгляды такой простоты и глубины, что часто первые учителя нашего дома отказывались от избранной ими формы преподавания, предпочитая ту, что дети в своей простоте и невинности нашли в себе самих».

За этими словами уже вырастает яснополянская школа Льва Толстого, переворачивающая все «просвещённые» представления о роли и возможностях учителя и учеников, школа, на опыте которой великий писатель призовёт «учиться писать у крестьянских детей». Намечаются черты будущих экспериментов Станислава Шацкого, организующего образование как совместное с детьми дело, направляемое в зависимости от обстоятельств детской жизни и детских инициатив.

Мы вслушиваемся в полемические тезисы Песталоцци об истинном и ложном просвещении народа, и их продолжением слышится голос датского пастора Николая Грундтвига, развернувшего громадное движение по созданию крестьянских народных школ. Оно охватит в XIX веке весь скандинавский мир и во многом определит облик сегодняшней Скандинавии, в общественном смысле достигшей, по всей видимости, наиболее убедительных вершин демократического развития в истории цивилизации.

Мы читаем о том, что основа умственного развития ребёнка – в оживлении его впечатлений от чувственного восприятия. О достаточно обширном круге предметов, который должен быть предоставлен детям для наблюдений и опытов. О наблюдении педагога за ходом детского развития как важнейшем средстве в вырабатывания им своего метода. И мы уже «держим в руках» то зерно, из которого прорастёт огромное дерево педагогики Марии Монтессори.

Комментарии Песталоцци о своеобразии законов, по которым происходит освоение детьми языка, ведут к целому ряду выдающихся методистов, возмущавших и поражавших сограждан чрезвычайно странными, непривычными, но почему-то и чрезвычайно успешными способами обучения грамоте или иностранным языкам – от младшего современника Песталоцци француза Жакото до нашего современника Алексея Кушнира.

«…С самых первых моментов, когда искусство воспитания начинает вмешиваться в формирование в ребёнке навыков практического применения его доброжелательности, его мышления, его труда, необходимо твёрдо удерживаться в рамках, поставленных потребностями и обстоятельствами его действительной жизни».

Страница за страницей Песталоцци обсуждает то, как образование ребёнка должно перекликаться с окружающей его социальной действительностью. Какие рамки и акценты та расставляет, какие возможности дарит, без каких ложных целей подсказывает обойтись. Песталоцци рассуждает о «всеобъемлющей силе мастерства, без которой человек не в состоянии ни облагородить себя им, ни даже почувствовать твёрдое, в себе самом истинно обоснованное стремление к совершенству».

Эти мысли об укоренении задач школы в сегодняшнем дне, в обстоятельствах конкретного места и конкретной обстановки детской жизни будут развёрнуты бодрыми и социально-конструктивными формулировками Джона Дьюи, идеями метода проектов, всей системой «современной школы» и «педагогическими инвариантами». Селестена Френе.

«Элементарное образование – мечта, безделица и средство совращения народа, если не основано на общем стремлении человечества извлечь её из того единственного, вечного, на чём зиждется природосообразное формирование человечности, – из любви и веры и всегда им сопутствующей энергии.

Оно не основано на этом, когда его пытаются достичь с помощью изолированных и предоставленных самим себе средств умственного образования…»

В русле этих слов, вопреки всей идеологической обстановке советской жизни, великий отечественный организатор исследований детства А.В.Запорожец развернёт всю работу НИИ Дошкольного воспитания. «Эмоции, а не интеллект – основа личности», – будет утверждать Александр Владимирович. Полноценное проживание детства, приумножение его «золотого запаса» впечатлений гораздо важнее быстрого «усвоения» чего-либо; обогащение, а не ускорение детского развития – задача дошкольного воспитания. Сотрудники Запорожца, каждый в своём направлении, постараются разработать такие подходы к развитию и обучению, где деятельность, знания и переживания детей будут неразрывно связаны между собой.

В те же годы в итальянском городе Реджио-Эмилия под руководством Лориса Малагуцци (и при энергичном участии сказочника Джанни Родари) будет складываться такая образовательная система, в которой быт детских садов и школ будет словно пропитываться воздухом сказки. «У ребёнка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия. У ребёнка сто языков, но у него крадут девяность девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат: думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат: открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты – вещи, не совместимые друг с другом.

В общем, учат, что нет никакой сотни.

Ребёнок говорит: сотня есть».

Это пишет уже не Песталоцци; таковы краеугольные камни педагогики Реджио Эмилия.

С украинской вдумчивостью, нежностью и трагичностью схожие смыслы и замыслы оживут в Павлышской школе Василия Сухомлинского, с грузинской искренностью, страстностью, контрастностью – заискрятся у Шалвы Амонашвили и его учителей.

Наконец, мы прочитаем у Песталоцци обнаруженную и впервые во всеуслышание объявленную истину:

«Каждый ребёнок благодаря элементарному упрощению всех средств обучения приобретает способность передавать знания, полученные им на той ступени образования, на которой он в данный момент находится, всякому другому ребёнку, не имеющему таких знаний. И поступать так – большая радость для каждого ребёнка, получающего хорошее воспитание. Бесспорный факт, что дети гораздо охотнее позволяют другим детям объяснять им то, чего они ещё не знают, чем кому-нибудь из взрослых».

 

Так был намечен тот путь, на котором в конце ХХ века Евгением Шулешко будет развёрнута практика ровеснического образования: организация таких детских садов и таких начальных школ, в которых ни один ребёнок (благодаря своим отношениям с другими детьми) не может оказаться неудачником. И в шулешкинской практике во всей полноте воскреснут на тех же решающих местах едва ли не все ключевые мысли Песталоцци – но по-иному перекликающиеся, в подробной инструментальной разработке, с учётом того, что было открыто за два столетия исследований.

акриловая краска и чернила красный и синий. Pencil Drawing Soulful

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Редкая находка

Цена: 2741,18 норвежских крон

Загрузка

Доступен только 1

* НДС продавца включен (где применимо). Дополнительный НДС может быть применен Etsy на кассе

488 продаж |

4,5 из 5 звезд

Доступна подарочная упаковка.

Смотрите подробности

Подарочная упаковка от LorenBes

Je vous ferais un petit emballage cadeau si vous choisissez cette option :—-)

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 22 февраля 2023 г.

22 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Графитовое искусство Душевное искусство — Паула Куитенбрауэр

Девять карпов кои для Вины. Авторские права принадлежат Пауле Куитенбрауэр

Давайте сосредоточимся на некоторых недавних красочных работах, а затем обсудим графитовые работы.

Кто не очарован карпами кои? То, как они грациозно скользят по своему водному миру, заставляет нас поверить, что они представляют наши мысли и чувства. Эти большие, но очень элегантные карпы кои с мягкими плавниками плавают в пресной воде; они появляются и исчезают, приходят и уходят со всех сторон, как наши мысли во время медитации. Чем больше карпы кои чувствуют себя расслабленными, когда вы наблюдаете за ними, тем замедляются наши мысли во время медитации, поскольку мы не занимаемся своими мыслями, а наблюдаем, как они проявляются и исчезают. Карпы кои символизируют процветание и успех. Их выносливый характер также привел к тому, что кои стали ассоциироваться с долголетием.

Графитовые рисунки в процессе

Графитовые рисунки (частично) Паулы Куитенбрауэр.

Я работал над большими рисунками графитом. В то время как мир вокруг меня расцветает (здесь весна), я все больше и больше обращаюсь к графитовым работам. Каким-то образом голландские художники 17-го века, работающие с графитом, тушью и мелом, очаровали меня. Не могу нарадоваться их душевному творчеству. Самое смешное, что я люблю цвета! Если бы мир потускнел перед моими глазами и представил себя монохромным, я бы заплакал от всего сердца. Но когда я изучаю графитные работы художников-пейзажистов 17-18 веков, приходится восхищаться их прекрасной проработкой. Мы видим рисунок более ясно, когда он сводится к его основным линиям, текстурам, свету и теням. Подобно философскому эссе: вы выбираете предмет (например, сцену или пейзаж на рисунке), добавляете перспективу (как художник-архитектор), фокусируетесь на существенном аспекте или предмете (как это делает художник) и проясняете, какая часть нашего сложный мир должен получать наше нравственное (в искусстве наше эстетическое) внимание.

Работа продолжается. Нижние слои из графита. На внешней границе изображены дубовые листья. На внутренней границе будет указано имя моего брата, даты рождения и смерти латинскими цифрами, а также латинский текст, который я считаю подходящим для напоминания о жизни моего брата. Страстоцветы намекают на академические увлечения моего брата, которые будут раскрыты в центре этого большого рисунка.

Я также работаю над рисунком в память о моем покойном брате. Я хотел бы поделиться несколькими наблюдениями. Во-первых, это самостоятельная задача, которой я раньше не занимался. Мне пришлось забыть о первых неделях скорби, потому что мне нужно было спокойное сознание, чтобы собрать композицию, восхваляющую жизнь моего брата. Как только я разработал композицию, я заметил, что отложил работу над ней. К моему удивлению, я обнаружил, что намеренно откладываю работу над этим большим рисунком, который в конечном итоге станет молитвенной карточкой, памятной карточкой и экслибрисом. Почему, спрашивал я себя? Я далек от прокрастинатора; откладывание на потом — это не ко мне. Тогда я знал. Я не хочу, чтобы этот рисунок был закончен, по крайней мере, в ближайшее время. я хочу остаться с рисунком , как будто делясь мыслями и духом с моим покойным братом.

Я достаточно хорошо себя знаю; этот рисунок будет закончен, так как я предложу его тем, кто хочет иметь памятную карту или экслибрис с именем моего брата, потому что это не обо мне, а о памяти моего добросердечного брата. Тем не менее, теперь я более глубоко понимаю, почему художники добавляют в свои работы «незавершенные» символы: открытую книгу, отломанную ветку дерева или открытую дверь, и это лишь некоторые из них. Пока я превращаю свое горе в произведение искусства, я чувствую себя намного лучше, а промедление лишь показывает, что нужно время. Это не то искусство, с которым следует торопиться. *Примечание позже добавлено: Чертеж In Memoriam- Remembrance можно посмотреть здесь.

Скоро появятся новые обновления. А пока пусть на Земле воцарится мир, пусть мои коллеги-друзья-художники чувствуют устойчивый поток вдохновения и желают всем остальным всего наилучшего.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки