Периоды древние изваяния и наскальные рисунки. Нарисовать древнего человека, как нарисовать древнего человека поэтапно карандашом для начинающих
Какой рисунок самый древний? Вероятно, он должен быть нарисован на старом обветшалом кусочке папируса, который хранится теперь в каком-нибудь музее при определенных температурных условиях. Но время не пощадит такой рисунок даже при самых оптимальных условиях хранения – через несколько тысяч лет он неминуемо превратится в пыль. Но уничтожить горную породу пусть и за несколько десятков тысяч лет – задача сложная даже для всепожирающего времени. Возможно, в те далекие времена, когда человек только начал жить на Земле и ютился не в построенных собственными руками домах, а в созданных природой пещерах и гротах, он находил время не только добывать себе пропитание и поддерживать огонь, но и творить?
Действительно, наскальные рисунки, датирующиеся несколькими десятками тысяч лет до нашей эры можно найти в некоторых пещерах, разбросанных по разным уголкам планеты. Там, в темном и холодном замкнутом пространстве, краска долгое время сохраняет свои свойства. Интересно, что первые наскальные рисунки были найдены в 1879 году – сравнительно недавно по историческим меркам – когда археолог Марселино Санс де Саутуола, прогуливаясь со своей дочерью, забрел в пещеру и увидел многочисленные рисунки, украшавшие её свод. Ученые по всему миру сначала не поверили в удивительную находку, но исследования других пещер по всему подтвердили, что некоторые из них действительно служили убежищем для древнего человека и хранят в себе следы его пребывания, в том числе и рисунки.
Чтобы установить их возраст, археологи подвергают радиоуглеродному анализу частички красок, которые использовались для нанесения изображений. Проанализировав сотни рисунков, специалисты увидели, что наскальная живопись существовала и десять, и двадцать, и тридцать тысяч лет назад.
Это интересно: «разложив» найденные рисунки в хронологическом порядке, специалисты увидели, как менялась наскальная живопись с течением времени. Начиная с простых двумерных изображений, художники далекого прошлого совершенствовали свое мастерство, добавляя в свои творения сначала больше деталей, а затем тени и объем.
Но самое интересное, конечно же, это возраст наскальных рисунков. Использование современных сканеров при исследовании пещер открывает для нас даже те наскальные изображения, которые уже неразличимы для глаза человека. Рекорд древности найденного изображения постоянно обновляется. Как глубоко смогли мы проникнуть в прошлое, исследуя холодные каменные стены пещер и гротов? На текущий день самыми старыми наскальными рисунками может похвастаться пещера Эль-Кастильо , расположенная в Испании. Считается, что именно в этой пещере обнаружены самые древние наскальные рисунки. Один из них — изображение человеческой ладони путем распыления краски на прислоненную к стене руку — представляет особый интерес.
Так как традиционный радиоуглеродный анализ дал бы слишком большой разброс в показаниях, для более точного определения возраста изображений ученые использовали метод радиоактивного распада урана, измерив количество продуктов распада в образовавшихся за тысячи лет поверх рисунка сталактитах. Оказалось, что возраст наскальных изображений составляет около 40 800 лет , что делает их самыми древними на Земле среди обнаруженных на данный момент. Вполне возможно, их рисовал даже не homo sapience, а неандерталец.
Но у пещеры Эль-Кастильо есть достойный конкурент: пещеры на индонезийском острове Сулавеси. Для определения возраста здешних рисунков, ученые исследовали возраст образовавшихся поверх них кальциевых отложений. Оказалось, что кальциевые отложения появились не меньше 40 000 лет назад, а значит, наскальные рисунки никак не могут быть моложе. К сожалению, более точно определить возраст творений древнего художника не представляется возможным. Но одно мы знаем точно: в будущем человечество ждут ещё более древние и удивительные находки.
Иллюстрация: изображение бизона в пещере Альтамира, Испания. Возраст около 20 000 летЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Друзья, откуда и как все началось?
Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?
В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.
Исследуя рисунки древних людей , очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.
Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.
Эта находка была странна тем, что древние люди, жившие 49 тысяч лет назад, еще не имели домашний скот, а значит, добывали молоко, охотясь на зверя. По мимо охры , наши предки использовали для рисунков уголь или обожженные корни , истолченные в порошок, известняк .
Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.
Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.
Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).
Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.
Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.
Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции .
Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.
Так, например, для красок, цветные минералы
смешивались с белком яйца
и животным клеем
. А после высыхания такую фреску покрывали растопленным воском
.
Но вот древние греки знали куда лучший способ сохранения ярких красок. В штукатурке, которую они использовали, содержалась известь и при высыхании она образовывала прозрачную, тонкую пленку из кальция. Вот именно эта пленка и делала фреску долговечной!
Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.
Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.
Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.
Посмотреть мои работы вы сможете в разделе >>>
В средневековье на Руси Киевской стены соборов расписывали красивейшими фресками. Так, например, в 2016 году я посетила заповедник София Киевская в Киеве. И в красивейшем соборе, заложенном в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, на стенах сохранились настенные фрески (общая площадь фресок 3000 кв. м.)
Главная композиция в соборе – портрет семьи Ярослава Мудрого на трех стенах. Но до наших дней дошли и неплохо сохранились только портреты сыновей и дочерей князя. Огромные фрески, написанные в XI веке, на меня, конечно же, произвели сильное впечатление.
Также уже в Средневековье (период V – XV вв) использовали для живописных работ не только стены, но и поверхности из дерева (для написания картин). Для таких работ применяли темперные краски. Эта краска, конечно же, считается одной из древнейших видов красок и пользовались ею, чтобы писать картины, вплоть до XV века.
Пока однажды нидерландский живописец Ван Эйк не ввел широкое использование красок на масляной основе в Европе
Темпера – это краски на водной основе. Красящий порошок, разбавленный водой и куриным желтком. История насчитывает более 3000 лет этому виду красок.
Сандро Ботичелли/Sandro Botticelli. Слева Портрет молодой женщины 1480-1485 гг, 82 x 54 cm , Франкфурт. Справа Благовещение 1489-1490гг, темпера на дереве, 150 x 156 см, Флоренция
Так, например, в древнем Египте саркофаги фараонов расписывали именно темперой.
А вот использовать холст, вместо деревянной доски для написания картин, в странах западной Европы стали только в начале XVI века. В значительных количествах писали на холстах флорентийские и венецианские живописцы.
В России же холсты, как основу для живописи стали применять еще позже, только со второй половины XVII века. Но это уже другая история…. Вернее
Вот так, проявив любопытство и сделав небольшой анализ, можно проследить способы самовыражения человека от примитивного рисунка до истинных творений средневековья!!! Конечно, это не научная статья, а только взгляд одного любопытного художника, которому нравится капаться и капаться в лабиринтах человеческого разума.
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Традиционно наскальные рисунки, называют — петроглифами, так называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.
Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа-качина. Индейцы считали их своими небесными учителями.
Согласно общепринятой теории эволюции, первобытный человек на протяжении многих десятков тысяч лет оставался примитивным охотником и собирателем. А затем его внезапно посетило настоящее озарение, и он принялся рисовать и высекать на стенах своих пещер, скал и горных расщелин таинственные символы и изображения.
Знаменитые Онежские петроглифы.
Освальд О. Тобиш, человек щедрых и многообразных дарований, на протяжении 30 лет провел исследования более 6000 наскальных рисунков, пытаясь восстановить некую логическую систему, объединяющую их. Когда знакомишься с выводами его исследований и многочисленными сравнительными таблицами, буквально дух захватывает. Тобиш прослеживает черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания.
Испания. Наскальное изображение. XI век до н.э.
Разумеется, миллионы и миллионы наскальных рисунков появились не в одно и то же время; очень часто (но далеко не всегда) их разделяют многие тысячелетия. В других случаях на одних и тех же скалах рисунки создавались на протяжении нескольких тысячелетий.
Африка. Наскальный рисунок. VIII — IV век до н.э.
И тем не менее поразительный факт, что множество наскальных рисунков в самых разных частях света возникли практически одновременно. Всюду, будь то Торо Муэрто (Перу), где найдены десятки тысяч наскальных рисунков, Валь Кармоника (Италия), окрестности Каракорумского шоссе (Пакистан), плато Колорадо (США), регион Параибо (Бразилия) или южная Япония, — всюду обнаружены практически идентичные символы и фигуры. Разумеется, я не могу не отметить, что в каждом отдельном месте существуют свои собственные, строго локализованные типы изображений, которые невозможно встретить больше нигде, но это никак не проясняет тайну поразительного сходства остальных рисунков.
Австралия. XII — IV век до н.э.
Если рассматривать все эти изображения со всеми их атрибутами и символами, возникает удивительное впечатление, что по всем континентам вдруг раздался звук одной и той же призывной трубы: «Запомните: боги — это те, кто окружен лучами!» Эти «боги» в большинстве случаев изображаются куда более крупными, чем прочие человечки. Их головы практически всегда окружены или увенчаны ореолом или нимбом, словно от них исходят сияющие лучи. Кроме того, обычные люди всегда изображаются на почтительном расстоянии от «богов»; они преклоняют перед ними колени, простираются на земле или воздевают к ним руки.
Италия. Наскальный рисунок. XIII — VIII век до н.э.
Освальд Тобиш, специалист по наскальным рисункам, исколесивший весь свет, своими неутомимыми усилиями еще больше приблизился к разгадке этой древней тайны: «Быть может, это разительное сходство в изображениях божеств объясняется невероятным по нашим сегодняшним меркам «интернационализмом», и человечество той эпохи, вполне возможно, еще пребывало в мощном силовом поле «первозданного откровения» единого и всемогущего Творца?»
Скафандр Догу. Древнейшее в мире изображение скафандра.
Долина Смерти, США.
Перу. Наскальный рисунок. XII — IV век до н.э.
Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США
Австралия
Наскальные рисунки вблизи Онежского озера. Непонятные изображения, которые некоторые философы трактуют как летательные аппараты.
Австралия
Петроглифы из окрестностей села Каракол Онгудайского района
Сцены охоты, где антропоморфные существа (люди или духи?) с луками, копьями и палками охотятся на зверя, а собаки (или волки?) им помогают, появляются 5-6 тысяч лет назад — именно тогда был создан этот петроглиф.
на скале в японии 7 тысяч лет назад
Алжирская сахара, массив Тассили (подкрашенные наскальные рисунки). Эпоха круглых голов. Достигают 8 метров. Рисунки каменого века
Подобные примеры творчества древних народов можно встретить по всему миру. На Алтае — наскальные портреты человекоподобных существ в скафандрах, созданные 4 — 5 тысяч лет назад. В Центральной Америке — стартующие «космические корабли». Они изображены на некоторых гробницах майя возрастом около 1300 лет. В Японии находят одетые в шлемы и комбинезоны бронзовые фигурки IV века до н. э. В горах Тибета — нарисованные 3000 лет назад «летающие тарелки». Целые галереи монстров с антеннами на головах, щупальцами вместо рук и загадочным оружием «выставлены» на всеобщее обозрение нам, потомкам, в пещерах, на плато и в горах в Перу, Сахаре, Зимбабве, Австралии, Франции, Италии.
Огромные фигуры и рядом маленькие человечки.
В учебнике истории написано, что первобытный человек захотел себя как-нибудь проявить и реализовать свое первобытное творчество тем, что было под рукой. Так на скалах в глубоких пещерах появились наскальные рисунки.
Но вот насколько первобытными были наши предки? И так ли уж все просто было несколько тысяч лет назад, как мы себе это представляем? Собранные в данной статье рисунки из первобытного искусства, возможно, заставят вас задуматься над чем-то.
18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя — пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.
Пещера Шове
Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.
Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.
Пещеры Нерха
Пещеры Нерха — удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.
Фото: iDip/flickr.com, scitechdaily.com
Капова пещера (Шульган-Таш)
Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.
Пещера Куэва-де-лас-Манос
Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещера Ласко
Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII-XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Над статьей работал Андрей Матвеев
Использованы материалы: http://smartnews.ru/articles/14122.html
Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.
Пещера Куэва-де-лас-Манос
Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Национальный парк Серра-да-Капивара
После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.
Пещера Ласко
Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».
Национальный парк Какаду
Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.
Найн-Майл-Каньон
Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.
Капова пещера
Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита — около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.
Долина Чудес
Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.
Пещера Альтамира
Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.
Пещера Шове
Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.
Тадрарт-Акакус
Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.
Вади-Метхандуш
Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.
Лаас-Гааль
Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.
Скальные жилища Бхимбетка
Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.
Беломорские петроглифы
Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.
Петроглифы Тассилин-Адджер
Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.
Цодило
Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.
Томская писаница
Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.
Пещера Магура
Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.
Заповедник Гобустан
Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты — сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.
Онежские петроглифы
Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.
Наскальные рельефы в Тануме
Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.
Наскальные рисунки в Альте
Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.
Археологический парк долины Коа
Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.
Ньюспейпер-Рок
В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.
Пещеры Эдаккал
К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.
Петроглифы монгольского Алтая
Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.
Наскальная живопись в горах Хуа
Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.
Пещера Пловцов
Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.
Хорсшу-Каньон
Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.
Петроглифы Валь-Камоники
В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.
Долина Твифелфонтейн
Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.
Чумашская расписная пещера
Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.
Петроглифы Торо-Муэрто
Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.
Петроглифы острова Пасхи
Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.
Наскальные рисунки первобытных людей: картинки, фото
- 1.
У истоков наскальных художеств
- 1.1. Где рисовали первые люди?
- 1.2. Как называются наскальные рисунки?
- 2. Техника выполнения и материалы
- 3. Что рисовали первобытные люди?
- 4. Где можно увидеть наскальную живопись?
- 5. Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
У истоков наскальных художеств
Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах – это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.
Фото с сайта 5.firepic.org
Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).
Где рисовали первые люди?
Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.
Как называются наскальные рисунки?
Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. – вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.
Фото с сайта 5.firepic. org
Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей – картинки, созданные первыми людьми.
Техника выполнения и материалы
Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.
Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира
Фото с сайта 5.firepic.org
Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.
Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.
Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.
Что рисовали первобытные люди?
Наскальные рисунки древних людей – это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.
Фото с сайта 5.firepic.org
Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.
Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.
Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.
Где можно увидеть наскальную живопись?
Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.
Фото с сайта 5.firepic.org
Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.
Фото с сайта 5.firepic.org
Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме «Появление искусства и религиозных верований»
- Дробинина Елена Анатольевна
- Тетерина Ольга Борисовна
Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО
Цель: Сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения на базовом уровне представлений о появлении искусства и религии у древних людей.
2. Развивать мотивацию к изучению предметов истории и ИЗО, умения анализировать источник информации (учебник), обобщать, делать выводы, делать записи (кластер).
3. Содействовать развитию коммуникативных умений, толерантности, художественных способностей.
Межпредметная связь: история, ИЗО, музыка, природоведение, русский язык, математика.
Оборудование: учебник [См. список литературы, 2], картинки разных исторических периодов для составления линии времени, дидактические карточки «Искусство древнего человека», книга «Древний человек» [1], барабан, свеча, камни с гладкой поверхностью, краски (гуашь), переносная доска с оформленным кластером, макет «Жилище и одежда древнего человека», выполненный учащимися.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный |
Заслушивает сообщение дежурного о готовности учащихся, приветствует ребят, сообщает об особенностях урока | Дежурный сообщает о готовности класса, ученики приветствуют учителей, делятся на группы. |
Мотивация. |
Учитель истории (далее – И): обращает внимание на кластер, оформленный вместе с учащимися в начале изучения темы «Древний человек» (См. Приложение 1). Что мы узнали о древнем человеке?
Что мы еще не знаем? Сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы. |
Рассматривают кластер, отвечают на вопросы. Узнали как выглядел древний человек, как он изменялся, как одевался, каким было его жилище, чем он занимался. Рисуют 30 минут. Показывают в группе, рассказывают о своих рисунках, выбирают. Авторы выбранных рисунков рассказывают о своих работах другим группам. |
Содержание. |
И: А умел ли древний человек рисовать? Когда ученые узнали о рисунках древних людей? Давайте прочитаем. Как были обнаружены рисунки? Где они находились? ИЗО: Вас не удивляет, что вы их так легко узнали? |
Читают пункт 1 § 3 в учебнике.
Отвечают на вопросы: случайно при раскопках. Наблюдают за движением свечи, замечают, что на линии времени показывается прошлое далее и далее вглубь веков. Вспоминают, что при переходе через Рождество Христово меняется эра, меняется счет времени «наоборот».
Отвечают: жилище, родственники, орудия труда, огонь, природа. Красные, коричневые, черные.
Это животные, на которых охотились древние люди. Одни животные мирно пасутся, другие изображены в движении. Возможно, художник хотел помочь охотникам незаметно подкрасться к добыче и настигнуть ее. Работа в парах. Расставляют расписные камни возле макета. |
Рефлексия |
И, ИЗО: Что вам понравилось на уроке? Что вас удивило? Что нам еще надо узнать? |
Рисовать на камне.
Оказывается на камне можно хорошо рисовать. |
Используемая литература:
1. Аугуста Йозеф, Буриан Зденек. Жизнь древнего человека. – Прага: АРТИЯ, 1960.
2. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: просвещение, 2001.
3. Дыбина О.В. Что было до… : Игры- путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
ОТ ПАЛЬЦЕВ ДО КАРАНДАШЕЙ: Краткая история инструмента для рисования — Академия рисования
Статья Ронни Рейнера Лартера
Большинство инструментов для рисования, которыми сегодня пользуются художники, произошли от древних письменных принадлежностей. Например, более 4000 лет назад человек использовал бронзовый или костяной инструмент, чтобы царапать глиняные таблички. 1000 лет спустя египтяне использовали тонкие тростниковые кисти или тростниковые перья для свитков папируса. Еще позже римляне использовали металлический стилус для письма на тонких листах воска, а после 600 г. н.э. в Европе было изобретено гусиное перо.
Однако до 4 000 лет, фактически до 30 000 лет или даже раньше, можно представить, что палец был самым первым инструментом, который использовался для нанесения следов в грязи или на стенах пещер кровью животных, слюной и порошком или растительным красителем. Я уверен, что мы могли бы с некоторой уверенностью сказать, что палочки также использовались для рисования там, где делались отметки в почве, грязи или песке, точно так же, как это делают дети и сегодня. На более техническом уровне какой-нибудь древний умник Дик или Гарри, должно быть, заметил, что обгоревший кусок дерева может оставлять черные следы на камнях, поэтому его использовали в качестве самого первого искусственного карандаша. В пещерах было обнаружено несколько рисунков углем, подтверждающих эту идею, как показано ниже.
Рисунок углем, пещера Шове, Франция. Возраст около 30 000 лет.
Древесный уголь был известен как универсальное средство, и в эпоху Возрождения он стал широко использоваться художниками для нанесения предварительных рисунков на стены для фресок или панно. С той же целью его применяли и на холсте, а также на бумаге для набросков композиций и этюдов.
Поскольку уголь считался временным средством, приходилось использовать другие средства рисования. Стилус, или свинцово-серебряный наконечник, который впервые использовался в классический период для письма, в конечном итоге стал инструментом рисования с середины 1400-х годов. Самое раннее упоминание об использовании серебряного острия в качестве инструмента для рисования относится к тому времени, когда отец Альбрехта Дюрера, ремесленник, научил своего сына пользоваться стилусом.
Освоив инструмент, в 1484 году Альбрехт в возрасте 13 лет нарисовал автопортрет, который сейчас считается шедевром, что является удивительным достижением для куска произведение искусства, созданное молодым парнем.
Silverpoint — простой инструмент; держатель с небольшим заостренным металлическим наконечником, который обычно изготавливается из серебра, но также можно использовать и другие мягкие металлы (называемые металлическим наконечником), такие как золото, медь, латунь и т. д.
Инструмент нельзя использовать на обычная бумага, так как поверхность нужно обработать веществом, которое может действовать как абразив на наконечник из мягкого металла. Белая костяная зола, смешанная с водой из смолы, иногда со слюной, была методом, используемым ранними художниками для покрытия поверхности бумаги. Сегодня белую гуашь можно использовать для создания идеальной поверхности для рисования серебром или металлической иглой. Для достижения наилучших результатов поверхность следует покрывать несколько раз, давая каждому слою высохнуть перед нанесением следующего. В некоторых случаях можно добавить оттенок для создания мягкого цветного фона.
Из-за окисления каждый металл вступает в особую реакцию с воздухом, что придает нарисованным линиям собственный мягкий цветной оттенок от нежно-зеленого до коричневого и черно-коричневого в течение нескольких недель. Чтобы узнать больше о серебряной игле, в Академии рисования есть бесплатное видео, в котором кратко рассказывается об этой технике.
Позже, в середине 1500-х годов, когда был открыт графит, было обнаружено, что он обладает превосходными качествами для создания отметок, поэтому художники принесли его в мир искусства в качестве средства рисования, которое в конечном итоге стало известно как «карандаш».
Термин «карандаш» происходит от латинского слова «pencillus», что означает «маленький хвостик». Этот термин использовался для описания маленьких кисточек для чернил, которые использовались для письма в Средние века. Когда в 1564 году был открыт графит, термин «карандаш» был дан маленьким кусочкам, обернутым в оболочку из нити, чтобы скреплять мягкий материал. Однако вскоре графит был нарезан на длинные полоски и зажат между двумя плоскими кусками дерева, подобно тому, что мы теперь знаем как «плотницкий карандаш». В то время графит считался разновидностью свинца и назывался «плюмбаго» или «черный грифель», отсюда и возник термин «грифельный карандаш», который многие люди используют до сих пор. Термин «графит» не использовался до 1789 года., происходящее от греческого слова «графейн», означающего «писать».
Плоский карандаш, рисунок © Ronnie Rayner Larter
Первые массово производимые карандаши с деревянным корпусом из черного графита начали поступать на рынок в 1662 году в Германии, и с этого момента начали появляться другие производители карандашей. появляться; одним из них был Фабер-Кастелл в 1761 году, за которым последовали Лира и Стедтлер в 1800-х годах. В это время начали появляться округлые деревянные футляры, которые вытеснили громоздкие плоские карандаши.
До 1795 года использовался чистый графит, но французский химик Николя-Жак Конте экспериментировал, смешивая различные количества глины с порошкообразным графитом, формируя из них палочки и обжигая их в печи. Затем он вклеил тонкие стержни из затвердевшей смеси графита и глины в деревянные ящики и продал свои современные карандаши населению.
В период с 1400-х по 1880-е годы в набор инструментов художника входили и другие средства; такие как мел и пастель, восковые мелки, древесный уголь и даже белый уголь.
Сегодня мы завалены инструментами для рисования; больше, чем любой художник может использовать за всю жизнь. Так что для тех, кто серьезно относится к обучению рисованию, у вас есть отличный выбор углей, карандашей и ручек на выбор, а Академия рисования может помочь вам научиться правильно и профессионально их использовать.
Записаться на курс Академии рисования:
Оплатить курс тремя простыми платежами
- Получать 15 новых видео ежемесячно (всего 45)
- Невероятная скидка – 4 164 доллара
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство. Бесплатно после 3-го месяца
Общая стоимость: 291 долл. США долл. США (3 x 97 долл. США)
Получите все видеоуроки за единовременную оплату
- Мгновенный доступ ко всем 45 видеоурокам
- Невероятная скидка – 4198 долларов
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство. Нет больше платежей
Общая стоимость — всего 257 долларов США
Знаки каменного века могут быть самым древним из когда-либо обнаруженных рисунков | Наука
Рисунок пещеры Бломбос карандашом охры на силиткрите. Крэйг ФостерПерекрещенный узор, нарисованный на камне 73 000 лет назад, не использовался как сокращение для #artlovers, но рисунок, похожий на хэштег, вполне мог иметь символическое значение. Набросок древних людей, обнаруженный на месте археологических раскопок в южноафриканской пещере, был нарисован красным охристым мелком — и, возможно, это самый ранний из когда-либо обнаруженных рисунков.
Хотя рисунок штриховки прост, Кристофер Хеншилвуд из Университета Бергена в Норвегии подозревает, что он имел смысл, особенно если учесть, что подобные маркировки появлялись на артефактах из разных эпох и мест каменного века. В исследовании, опубликованном сегодня в Nature , Хеншилвуд и его коллеги описывают уникальные характеристики недавно проанализированного артефакта. Узор может быть похож на другие древние знаки, но его создатель использовал новую для той эпохи технику: рисование цветом.
«Они взяли кусок охры, откололи от него чешуйку, чтобы наточить, и использовали его как карандаш или мелок на очень гладкой поверхности, которая раньше была точильным камнем», — говорит Хеншилвуд. Линии рисунка резко обрываются на краях силкритового камня, что позволяет предположить, что деталь была снята с более крупного точильного камня и что первоначальный рисунок был больше. Насколько большой — это открытый вопрос, на который можно было бы ответить, если где-то в этом районе будет найден остальной точильный камень.
Более ранние резные фигурки в пещере Бломбос, где был найден рисунок, имеют такую же штриховку. Самая старая из этих резьб датируется 100 000 лет назад, примерно за 30 000 лет до того, как был сделан рисунок красной охрой. Похожий рисунок был также обнаружен на панцирях страусов в приюте Клипдрифт, в 25 милях от Бломбоса, и такие пересечения, сделанные древними людьми, были обнаружены во многих регионах от Австралии до Франции, говорит Хеншилвуд.
«Я думаю, что это означало 100 000 лет назад, возможно, не то же самое, что 70 000 лет назад. По какой-то причине я почти уверен, что они сделали это не произвольно. Знаки что-то значили для людей».
Но попытка понять, что означают древние символы, может оказаться непостижимой загадкой. «Я думаю, мы зашли в тупик, — говорит Хеншилвуд.
360-градусная панорама интерьера пещеры Бломбос. Магнус ХааландТем не менее, почти три десятилетия раскопок в пещере Бломбос, расположенной на побережье Индийского океана в 185 милях к востоку от Кейптауна, позволили нам заглянуть в жизнь людей каменного века, создававших эти символы. Десять футов слоев там содержат артефакты, камины и остатки многих древних обедов. «Это почти как машина времени», — говорит Хеншилвуд.
Жителями Бломбоса были Homo sapiens , очень похожие на нас. Они жили группами по 20 или 30 человек, периодически перемещались по региону и, похоже, даже контактировали с людьми в других частях Африки. Благодаря обилию еды и ресурсов жителям Бломбоса, похоже, было относительно легко зарабатывать на жизнь, что могло привести к досугу и творческим занятиям.
Например, в пещере ранее был найден набор инструментов возрастом 100 000 лет, который использовался для производства красок с высоким содержанием охры. В комплект входят две раковины морского ушка, используемые для смешивания порошка охры, тюленьего жира, древесного угля и других жидкостей. В одной раковине даже была кисть с краской, которая все еще видна на кончике спустя 100 000 лет.
«Сохранение такое, как будто они были там вчера», — говорит Хеншилвуд. «Я не знаю, что они рисовали, рисовали ли они себя, или стены пещеры, или что-то еще. У нас нет доказательств того, что они рисовали, но мы предполагаем, что они могли рисовать».
В дополнение к краске и заштрихованной резьбе, которые некоторые исследователи считают декоративными, а не символическими, пещерные жители также изготовили удивительный набор украшений, изготовив более 100 бусин, покрытых охрой, которые были нанизаны в различных узорах и стилях.
Рик Поттс, директор программы «Происхождение человека» Смитсоновского национального музея естественной истории, не участвовавший в новом исследовании, отмечает, что такое поведение, как изготовление инструментов, демонстрирует, что наши предки обладали когнитивными и социальными способностями, чтобы накладывать рисунок на камень и другие материалы.
«Я вижу в этом замечательный новый ряд доказательств в отношении применения цвета, который соответствует известным ранее гравировкам и даже этапам процесса изготовления инструментов», — говорит Поттс. «Это согласуется со способностью изменять объект каким-то образом, который имеет значимое символическое значение».
Однако, хотя мало кто сомневается, что обитатели пещеры рисовали охрой, возникает вопрос, является ли артефакт «рисунком» в художественном смысле.
«Что приходит мне на ум, когда мы называем это рисунком, так это «рисунок чего?», — говорит Поттс. «Это наглядная демонстрация способности создавать графический дизайн. Но мы обычно думаем, что даже абстрактное искусство представляет что-то во внешнем мире. Трудно понять, что означает этот дизайн для человека, который его создал».
Интерьер пещеры Бломбос. Магнус ХааландПоттс предполагает, что клеймо может быть личным владением, например, обозначая точильный камень как собственность отдельного лица или группы. «Ему было присвоено значение. Это символично в этом смысле. Но свидетельствует ли это о сложных процессах рисования, скажем, животного на стене пещеры, которое рассказывает историю?» он спросил. «Это на 30 000 лет старше, чем методы, выраженные в пещере Шове и других местах, но это не обязательно одно и то же».
Хеншилвуд соглашается, что доисторический хэштег не является фигуративным искусством, сравнимым с более поздними изображениями, нарисованными на стенах пещер. Скорее, он видит в абстрактных отметинах свидетельство того, что древние люди делились эмоциями или мыслями. По его словам, такой рисунок, вероятно, посылает сообщение другим, хотя сегодня мы не можем его расшифровать.
В чем-то он может быть аналогичен сувенирному камешку, подобранному в поездке на море. «Вы смотрите на него год спустя, и этот камешек — это не камешек, это воспоминание о пляже Скарборо, — говорит Хеншилвуд. — Для вас это имеет неотъемлемое значение. Для остальных это ничего не значит — это камень. Может быть, это одно и то же».
В конце концов, может не иметь значения, что мы не можем интерпретировать маркировку точно так, как она была задумана. Наоборот, артефакт важен просто потому, что он означал что-то — общность, духовность, не трогай мой точильный камень .
«Вы вкладываете смысл во что-то и делитесь этим смыслом со своей семьей или группой, а затем со временем смысл теряется», — говорит Хеншилвуд. «Я не говорю, что это определенно причина этого рисунка, но я думаю, что это интересная возможность».0005
Рекомендуемые видео
Самый ранний известный рисунок в истории посылает сообщение через 73 000 лет
- ОТ РЕДАКЦИИ
Заштрихованный мелок на осколке камня указывает на то, что ранние люди занимались абстрактным искусством.
Наскальные рисунки, созданные 73 000 лет назад, демонстрируют абстрактную привлекательность. Фото: Крейг Фостер.
Если изображение может сказать тысячу слов, заштрихованный рисунок, нарисованный на фрагменте скалы около 73 000 лет назад, может говорить о многом. Проблема будет заключаться в понимании того, что он нам говорит. Дизайн, о котором сообщалось в Nature на этой неделе (CS Henshilwood et al. Nature https://doi.org/10.1038/s41586-018-0514-3; 2018), встречается на чечевичевидном каменном отщепе и был обнаружен в Пещера Бломбос на южном берегу Южной Африки, созданная археологом Кристофером Хеншилвудом и его коллегами. По словам авторов, на пластине нанесен абстрактный рисунок, нарисованный мелом из красной охры.
Трудно сказать, что дизайн красивый, ослепительный или захватывающий. Но произведению искусства суждено стать бесценным и знаменитым, потому что оно, кажется, является самым ранним свидетельством рисунка в археологических записях, с некоторым отрывом. Не считая некоторых наскальных рисунков из Испании, датируемых примерно 64 000 лет назад, — предположительно работы неандертальцев (Д. Л. Хоффманн 9).0161 и др. Наука 359 , 912–915; 2018) — следующий пример рисунка появился около 40 000 лет назад с наскальными рисунками, найденными на противоположных концах Евразии: в эффектном искусстве, украшавшем стены пещер в Испании и Франции, и совсем недавно обнаруженном наскальном искусстве на Сулавеси в Индонезии (М. , Aubert и др. Nature 514 , 223–227; 2014). Несмотря на то, что они расположены на расстоянии 12 000 километров друг от друга, наскальные рисунки, подобные этим, содержат изображения, которые мы сразу же распознаем как фигуративное искусство, в том числе ряд животных и трафареты рук, которые тысячелетия спустя говорят с нами как признаки человеческого самосознания.
«Даже в наши дни мы иногда не понимаем причин, по которым художник создает произведение искусства».
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.Загрузить в формате MP3
Ключевое отличие этого последнего произведения состоит в том, что это рисунок — рисунок, созданный путем нанесения пигмента, — а не гравировка, выполненная путем процарапывания или вырезания рисунка на поверхности. Гравюра имеет более длительную предысторию, чем искусство. Самые ранние известные гравюры находятся на кусках раковины из Тринила, Ява, датированы примерно 540 000 лет назад, задолго до того, как появились современные люди, и предположительно сделаны Человек прямоходящий . Другие древние гравюры были найдены по всему миру; все предельно просто: просто линии, иногда заштрихованные. Нет ничего даже отдаленно похожего на то, что мы бы признали изображениями, и нет достаточных доказательств, чтобы сказать, могут ли они представлять что-то утилитарное, например, счетные палочки или календари. Итак, были ли эти палеолитические хэштеги на самом деле дизайном, предназначенным для передачи смысла, или бессмысленным граффити? Некоторые из них могли быть непреднамеренным результатом другого действия, такого как нарезка продуктов, точно так же, как царапины, оставшиеся на разделочной доске после разрезания хлеба.
От рисунка, напротив, отказаться гораздо сложнее. Безусловно, рисунок из Бломбоса так же заштрихован, как и гравюры, но он не мог быть создан как случайный побочный продукт другого процесса. Хотя доказать преднамеренность чрезвычайно сложно, авторы исследуют имеющиеся у них доказательства, в том числе детальное изучение остатков охры, с криминалистической тщательностью. Кажется очевидным, что рисунок был фрагментом чего-то большего, потому что некоторые линии выглядят так, как будто они продолжаются на куски, которых уже давно нет. Кроме того, авторы попытались воссоздать историю, используя сами кусочки охры, чтобы показать, что такие рисунки можно делать мелками, вырезанными из охры (а не, скажем, кистью), и что создание рисунка на таком фрагменте скалы возможно только путем преднамеренного поворота рисунка на угол, подобно тому, как более поздние художники могли поворачивать свой холст.
То, что древний художник решил рисовать красной охрой, неудивительно. Минерал, в значительной степени состоящий из оксида железа, использовался в качестве пигмента с незапамятных времен. Его землисто-красные оттенки явно много значили для первых современных людей, обитавших в пещере Бломбос и других близлежащих местах. Они использовали его в качестве ингредиента в красках и, возможно, даже в качестве солнцезащитного крема. Примерно от 100 000 до 73 000 лет назад жители этого региона производили артефакты на десятки тысяч лет раньше, чем люди где-либо еще в мире, в том числе искусно обработанные каменные и костяные инструменты и гравированные изделия из охры.
Тот факт, что жившие там ранние Homo sapiens были способны создавать такие конструкции, предполагает, что они обладали относительно «современным» мышлением и поведением. Чего мы не можем знать, так это почему они сделали отметки или что они представляют; в отличие от изображений животных или рук, абстрактный характер рисунка не дает подсказок.