Крутой новый инструмент или наглая кража? Художники разделились из-за AI Revolution
ROME — В 2017 году, когда Google запустил Deep Dream , генератор изображений с искусственным интеллектом, казалось бы, одержимый психоделическими собаками, немедленной реакцией Интернета было любопытство и веселье.
Но некоторые люди также задавались вопросом, что произойдет, когда технология улучшится. Даже из этих наивных рисунков собак было ясно, что разработка более способных нейронных сетей, достаточно мощных, чтобы рисовать все, что попросит пользователь, не займет много времени.
Это время пришло. Прошлым летом, по мере появления бета-версий ИИ-программ Dall-E, Stable Diffusion и Midjourney (на данный момент самой эффективной из сетей), соцсети заполонили странные рисунки. Стиль был все еще немного зернистым или мечтательным, но сразу узнаваемым как нечто новое и значимое. Так мир познакомился с программным обеспечением для преобразования текста в изображение, которое может создавать изображения на основе письменных или продиктованных инструкций.
Сначала реакция на улучшение этих программ была игривой. Иллюстраторы познакомились с новым инструментом, а также писатели, в том числе 9Комикс 0005 , написанный автором и нарисованный Midjourney.
Но откуда мы знаем, что Midjourney и другие подобные программы — всего лишь инструменты? Франческо Д’Иса, художник и философ, является редактором L’Indiscreto , первого журнала, публикующего изображения и истории, сделанные с помощью Midjourney. Д’Иса убежден, что технология может быть полезна для искусства.
Еще до того, как вокруг Midjourney и других генераторов изображений ИИ разгорелись дебаты и споры, Д’Иса писал , что программы были всего лишь инструментами, сравнимыми с фотографией. Первые камеры были встречены с удивлением (если не с тревогой) по поводу скорости, с которой новый носитель мог создавать изображения. Даже тогда люди опасались, что новая технология положит конец живописи и иллюстрации. Люди жаловались на простоту использования камеры — что-то, где «нужно было только нажать кнопку» никогда не могло быть искусством.
Тем не менее, есть несколько очевидных различий между фотографией и такими программами, как Midjourney.
Во-первых, они генерируют изображения с помощью текстовых команд, что позволяет создавать простые и сложные изображения. В качестве подсказки к программе «Представьте девушку» работает так же хорошо, как «Представьте себе картину маслом группы девушек в масках, весной, с фрактальными Платоновыми телами, в 1890-х годах, напоминающую Хокни, метафизическую, геометрическую, фракталы, с оттенком Энгра, символизм, академическая живопись, старые мастера, Де Кирико, тригонометрия». Попробуйте сами: Midjourney и большинство других инструментов искусственного интеллекта имеют удобные пробные версии.
Сила подсказки
Постоянное обновление и поразительное качество результатов в самых разных жанрах, от классической фэнтезийной иллюстрации до футуристической акриловой живописи. Во многих случаях результат неотличим от человеческого труда. Тем более, что все это происходит за считанные секунды. За час или около того художник-набросчик с половиной идеи в голове может создать буквально сотни изображений высокой четкости.
Единственное, с чем Midjourney по-прежнему испытывает трудности, это руки. В архивах изображений или наборах данных, используемых для обучения программы, целые руки редко видны, потому что они часто что-то хватают. В результате программа не «понимает», как их рисовать, что часто приводит к странным результатам.
Теперь уже ясно, что мы сталкиваемся с революцией, сравнимой по своим масштабам с появлением фотографии или цифровой графики, утверждает программист и писатель Грегорио Магини. Однако то, как мы должны относиться к этой революции, является предметом споров. Мы до сих пор не до конца понимаем все его последствия.
«Картина маслом отряда девушек в масках, весной, с фрактальными платоновыми телами, 1890 г. , напоминающая Хокни, метафизика, геометрическая, фрактальная, с оттенком Энгра, символизм, академическая живопись, старые мастера, Де Кирико, тригонометрия».
Ванни Сантони через Midjourney
Кража авторства
Критик Деметрио Папарони сказал журналу Galápagos , что реальных рисков для художников нет, потому что художник всегда останется тем, кто вводит команды для создания изображений — даже если это позволяет человеку, который даже не может держать карандаш, генерировать пятьдесят картин в стиле Диего Веласкеса за считанные минуты.
Иллюстратор и карикатурист LRNZ, урожденный Лоренцо Чеккотти, не согласен. LRNZ рассматривает появление этих генераторов изображений как угрозу для всех профессий графического дизайна. Его сомнения в новых технологиях не только художественные или технические, но и этические: компании, создающие программное обеспечение и взимающие плату за его использование, обучали свои продукты миллиардам изображений в Интернете, не спрашивая разрешения ни у кого из создателей изображений.
Midjourney теперь «знает» бесчисленное количество художников и поэтому может рисовать в их стиле. Этого датасета больше не существует в буквальном смысле: после обучения ИИ работает сам по себе, без поиска изображений в какой-то базе данных, как бы «воображая» изображения, напоминающие заданного художника. Можем ли мы поэтому позволить себе узаконить это «воровство» (как его называет LRNZ) изображений? Многие художники утверждают, что мы не можем. На Art Station, большом портале иллюстраторов-любителей, создатели были возмущены использованием искусственного интеллекта.
Риск дипфейков
Есть и другие проблемы, присущие самой технологии.
Один — неразличимость. Изображение середины путешествия во многих случаях уже неотличимо от изображений, созданных человеком. Это может быть источником мошенничества (иллюстратор продает изображения, сделанные за секунды с помощью Midjourney), и уже были случаи художественных конкурсов, выигранных с помощью работ, созданных ИИ.
Есть еще вопрос прав. Каждый раз, когда Midjourney генерирует изображение, он делает это только потому, что смог использовать набор данных из миллиардов изображений. Таким образом, каждое изображение из Midjourney каким-то образом принадлежит каждому художнику в наборе данных, за которым должны быть признаны авторские права, даже если их индивидуальный вклад в набор данных был минимальным. На данный момент нет решения для многих авторов, которые просили исключить их из набора данных. Как только Midjourney научилась, она не может разучиться.
В лучшем случае можно надеяться на исключение в следующей версии.
Автору вопрос
Также трудно точно понять, сколько работы, созданной ИИ, создается человеком, который набирает исходный текст и нажимает клавишу ввода. Этот человек художник? Они не рисуют и не рисуют: они набирают строку текста. Они программист?
Это больше похоже на нечто среднее между ди-джеем, который микширует чужие треки, и куратором или декоратором, который устраивает выставку или обставляет комнату, выбирая из того, что есть в наличии.
Конечно, «подсказывать» — очень простая форма искусства. Небольших художественных знаний и достаточно хорошего вкуса достаточно, чтобы быстро создать тысячи эстетически приятных изображений. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем суфлер — с его действиями по написанию, оценке и выбору — постепенно будет считаться художником. Именно это произошло с фотографией по мере того, как число фотографов росло, а среда совершенствовалась — результат процесса, который постепенно позволил отличить любителей от профессионалов и художников.
«Подсказывать» так же сложно, как искать что-то в Google Images: набирайте слова и появляются изображения. Но понятно, что в искусстве техника потеряла свое значение, заменившись идеей, которая теперь все или почти все. Так можем ли мы отрицать, что, располагая изображения в повествовательном порядке, выбирая и собирая их определенным образом или даже просто давая им название, мы в некотором роде не занимаемся искусством? Едва ли.
Люди уже испытывают пределы автоматизации, например, программист и писатель Массимилиано Джерачи, который разработал подсказка для использования ChatGPT — чат-бота, запущенного OpenAi, производителем Dall-E, — для получения предварительных идей и создания текстовых подсказок, оптимизированных для Midjourney.
«Картина маслом схватки между знатными дамами и мужчинами в масках, весенние каникулы, платонические тела, 1890 год, метафизика, геометрия, фрактал, в стиле Энгра и Бугро, символизм, академическая живопись, старые мастера, сверхъестественное, основные моменты.»
Ванни Сантони через Midjourney
Юридический иск
Помимо всего этого, факт остается фактом: Midjourney, Dall-E, Stable Diffusion и другие ИИ, открывая новые технологические и художественные сценарии в нашем мире, обогащаются огромными наборами данных, состоящими из изображений, снятых без разрешения (хотя это можно утверждать, что даже художник, посещающий галереи, берет без спроса, просто глядя на искусство).
В Италии это движение возглавляет художник LRNZ вместе с художниками Сио, Франческо Артибани, Паолой Барбато, Еленой Касагранде, Мануэле Фиор, Ариэлем Виттори и другими. Они планируют начать крупное краудфандинговое мероприятие , чтобы «поддержать судебные издержки, необходимые для регулирования того, как эти компании собирают свои данные, на уровне европейского сообщества». Они уже собрали более 30 000 евро из своей цели в 70 000 евро. С помощью специализированной юридической фирмы они стремятся создать обязательные европейские правила для компаний, производящих программное обеспечение для создания изображений.
Художники против Midjourney
Другие уже пытаются это сделать.
13 января художники Сара Андерсен, Келли МакКернан и Карла Ортиз подали в суд на Stability AI (создателя Stable Diffusion) и Midjourney, утверждая, что эти компании нарушили права миллионов художников на обучение их программному обеспечению. Getty Images также присоединилась к иску.
Будут ли удовлетворены их требования? Как Терминатор , а не Бегущий по лезвию учит нас, что победа людей над машинами никогда не гарантирована.
Но будет ли это действительно победой? По словам Франческо Д’Иса, существует риск непреднамеренных последствий эффектов: «Если претензии Getty Images и иллюстраторов окажутся успешными, они не уберут эти технологии с рынка, как некоторые надеются, а создадут монополии». он объясняет. «Крупные технологические компании, которые могут позволить себе покупать огромные запасы изображений, смогут разрабатывать искусственный интеллект; другие не будут».
Кажется не совпадением, что хорошо оснащенные стороны находятся с обеих сторон — и что из трех основных компаний-разработчиков программного обеспечения для преобразования текста в изображение единственная, на которую не подали в суд, — это OpenAi, которую поддерживает Amazon Web Service и Питер Тиль, соучредитель PayPal. Не малое количество экономической и политической власти.
Изображения в этой статье были созданы Vanni Santoni с Midjourney. Подписи — это исходные подсказки, введенные в программу искусственного интеллекта для создания изображений.
7 Произведения прерафаэлитов Элизабет Сиддал
После своего создания в Лондоне викторианской эпохи Братство прерафаэлитов было увековечено поразительно авангардным искусством его самых успешных участников-мужчин, включая Данте Габриэля Россетти, Уильяма Холмана Ханта и Джона Эверетта Милле. Творческий вклад женщин в так называемое братство оставался в тени, но он был значительным. Элизабет Сиддал была среди этих часто забытых, но очень влиятельных женщин-прерафаэлитов. С помощью семи акварелей и рисунков узнайте, как Сиддал внесла свой вклад в движение как профессиональная модель, нетрадиционная муза и самостоятельный художник-новатор.

С того момента, как он впервые встретил ее, влиятельный прерафаэлит Данте Габриэль Россетти был одержим Элизабет Сиддал, которую он назвал Лиззи. Будучи его давней музой и, в конечном итоге, женой, Сиддал помог вдохновить его на фирменный чувственный портретный стиль и ультрастилизованные женские черты, которые сделали Россетти знаменитым. Подобно позолоченной раме или фоновому текстильному мотиву, Россетти использовал необычные угловатые черты лица Сиддала и рыжие волосы в качестве декоративных объектов в своих композициях, чтобы ниспровергнуть традиционные представления об идеализированной женской красоте в западном искусстве. В книге Джона Эверетта Милле « Офелия — работа моделью, которая сделала ее местной знаменитостью — Сиддал превратилась в шекспировскую девицу, попавшую в беду, вневременной и трагический символ, а не отдельный человек.
Автопортрет
Элизабет Сиддал, с другой стороны, рассказывает другую историю о предмете. Небольшая и предельно простая композиция, этот портрет избавлен от преувеличенных, декоративных черт лица и драматических тем портрета Россетти. Вместо того, чтобы пассивно смотреть в сторону, Сиддал рисует себя в зрительном контакте со зрителем. Текущее местонахождение этой картины, к сожалению, неизвестно, и, хотя существующие репродукции не отличаются высоким качеством, тем не менее, они дают интересное представление о художественном мышлении Сиддала. В то время как другие художники видели в ней декоративный элемент, она считала себя прежде всего человеком и художником.
2. Лес с привидениями Элизабет Сиддал
Вскоре после того, как она взяла в руки карандаш, Элизабет Сиддал добилась ощутимого успеха как художник. Как и другие последователи движения прерафаэлитов, Сиддал тяготел к средневековой эстетике и темам, включая легенды о короле Артуре и поэзию Альфреда лорда Теннисона. Она изучала образцы средневековых рукописей и искусство раннего итальянского Возрождения, разрабатывая индивидуальный подход к искусству, который был уникально выразительным и, к большой зависти ее традиционно обученных сверстников, явно неакадемическим.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Лес с привидениями , неуклюжая бумажная работа 1856 года, демонстрирует глубокое понимание Сиддалом вышеупомянутых влияний как визуально, так и тематически. Композиция плоская, перекликающаяся с композицией средневековой иллюминации. Неуклюжие угловатые конечности человеческих фигур параллельны ветвям деревьев. Сюжет, который, вероятно, черпает свое повествование из поэзии Сиддала, — это женщина в темном лесу, которая тянется к своему призрачному двойнику. Эфирные мазки цвета и формы подчеркивают загадочное, навязчивое присутствие фигур. Это был тип «наивной» эстетики, которую другие художники того времени усердно стремились культивировать в себе как авангардистскую реакцию на их академическое образование.
Когда Элизабет Сиддал представили искусствоведу Джону Раскину, он посмотрел на ее портфолио с рисунками и заявил, что она лучший художник, чем Данте Габриэль Россетти. Сиддал заслужила престижное покровительство Раскина, который предоставил ей ежегодную зарплату в обмен на право собственности на произведение искусства, которое она создала, включая сотни эскизов, рисунков и акварелей, а также одну законченную картину маслом.
Одна из этих работ, рисунок под названием Lovers Listening to Music , была вдохновлена советом Раскина Сиддалу попрактиковаться в рисовании более приземленных предметов в стиле прерафаэлитского реализма, которым он так восхищался. С его жесткими анатомическими чертами, сильными контурами, средневековой драпировкой и перекошенной перспективой, Любители, слушающие музыку , действительно перекликаются с работами своих собратьев, ранних прерафаэлитов. Но где Сиддал почерпнула персонажей и сюжет этого рисунка, остается загадкой — скорее всего, это повествование, придуманное ею.
4. Клерк Сондерс
Художественная карьера Элизабет Сиддал длилась всего десять лет. За это время ей удалось создать сотни оригинальных произведений искусства и завоевать репутацию серьезного художника среди авангардистов викторианской эпохи. К 1857 году Сиддал заработала свое место в качестве единственной женщины-художника, выставившей работы на выставке прерафаэлитов в Лондоне — альтернативе ограничительной летней выставке Королевской академии и первой официальной групповой выставке Братства прерафелитов.
В рецензии лондонской газеты на выставку Сиддал упоминается по имени: «Ее рисунки демонстрируют восхитительное заимствование всех самых поразительных особенностей стиля мистера Россетти, но тем не менее они обладают качествами, которые заслуживают высокой похвалы». Рецензент также выразил восхищение «высоким, чистым и независимым чувством» изображения Сиддал человеческих лиц на ее рисунках
Клерк Сондерс , который был куплен присутствовавшим американским коллекционером, представляет собой рисунок акварелью и мелом сцены из старой шотландской баллады, где героиню Маргарет посещает ее покойный любовник, Клерк Сондерс. Призрак Сондерса только что вошел в комнату Маргарет, пройдя сквозь стену, чтобы выразить ей свою любовь. Стилизация обеих фигур усиливает их бледность и угловатость, стирая грань между живым и мертвым. Преднамеренно сглаженная и закрытая композиция, средневековые мотивы, рыцарские литературные отсылки и цвета, напоминающие драгоценные камни, — все это отличительные черты прерафаэлитизма, демонстрирующие глубокое понимание Элизабет Сиддал — и эстетический вклад — в зарождающееся движение.

Как и Клерк Сондерс , акварельный рисунок Элизабет Сиддал Леди Клэр представляет собой расположение сплющенных цветных плоскостей цвета драгоценных камней, перекликающихся со средневековыми витражами и перегородчатым декором. И, как и многие работы прерафаэлитов, этот рисунок был вдохновлен повествовательной поэзией Альфреда Лорда Теннисона. Сиддал изображает сцену, в которой титулованная леди Клэр мучается вопросом, рассказать ли своему суженому секрет, изменивший жизнь, который она только что узнала. Ее медсестра Алиса умоляет ее не раскрывать правду, в то время как леди Клэр с тревожным стоическим взглядом смотрит в пространство. В то время как лица двух фигур мало что раскрывают, их искривленные тела выражают их отчаяние.
Подобно своему мужу Данте Габриэлю Россетти, Сиддал использовала женскую форму как средство драматического эмоционального выражения вместо точного анатомического представления. Но их творческое сотрудничество, безусловно, не было односторонним. Не имея никакого образования или опыта в искусстве, Элизабет Сиддал, естественно, полагалась на руководство Россетти. Но вскоре она начала видеть себя как самостоятельную художницу, и Россетти тоже был вдохновлен ее творчеством, поскольку он стремился отучиться от академических условностей в пользу наивной средневековой эстетики и стилизованной женской красоты, которыми он прославился.
6. Леди из Шалотт, Элизабет Сиддал
То, что началось как захватывающие романтические отношения и плодотворное творческое сотрудничество с Данте Габриэлем Россетти, в конечном итоге привело к несчастливому браку Элизабет Сиддал. На протяжении всей жизни страдая от физических болезней, здоровье Сиддал еще больше ухудшилось после ее свадьбы с Россетти. В течение первого года их брака Сиддал столкнулась с душераздирающим мертворождением и слухами о романах ее мужа с другими женщинами. Чтобы справиться с физическими и эмоциональными потерями в ее молодоженской жизни, Сиддал пристрастилась к лаудануму, опиату, который изначально был прописан для облегчения ее хронической боли.
Поэтому неудивительно, что Сиддал находил отклик в трагической истории о леди из Шалот. Основываясь на одноименном стихотворении Теннисона, Леди из Шалотт была изображена несколькими художниками-прерафаэлитами, в том числе Джоном Уильямом Уотерхаусом, чья версия истории остается известной и сегодня. Однако рисунок Сиддала был одним из первых изображений этого предмета. Заключенная внутри «четырех серых стен и четырех серых башен», Леди Шалотт обречена оставаться в помещении и наблюдать за внешним миром только через зеркало.
Она целыми днями ткет гобелен, изображая сцены, которые она видит в отражении. Когда сэр Ланселот проезжает мимо, Леди наконец осмеливается выглянуть в окно — действие, которое ведет к ее гибели. The Lady of Shalott была первой подписанной работой Элизабет Сиддал, указывающей на важный поворотный момент, когда она начала видеть себя настоящей художницей.
Яркая артистическая карьера Элизабет Сиддал длилась всего десять лет. После передозировки лауданумом Сиддал умер в возрасте 32 лет. Узнав трагическую новость, невестка Сиддала, известная поэтесса Кристина Россетти, повесила свой любимый акварельный рисунок Сиддала, St. Agnes , в своем доме. Характерно вдохновленное поэзией Теннисона, это изображение изображает христианский праздник святой Агнессы, покровительницы целомудрия. Женщина на картине — обучающаяся монахиня, которая, отказавшись выйти замуж, размышляет о своих обетах церкви. Затворившись на переднем плане, она с нетерпением ждет возможности увидеть Иисуса Христа, которого считает своим женихом. Что касается погоды, момент, который Сиддал решил изобразить, напрямую вдохновлен стихом из «9» Теннисона. 0146 Канун Святой Агнессы :
«Сделай мой дух чистым и ясным
Как морозное небо,
Меня ждёт Небесный Жених,
Чтобы очистить меня от греха».
Помимо ее прерафаэлитского увлечения поэзией Теннисона, эта тема, вероятно, нашла отклик у Сиддал из-за ее параллелей со строго отдельными гендерными ролями викторианской эпохи. Верная репрессивной идеологии «отдельных сфер» для мужчин и женщин викторианской эпохи, монахиня в Святая Агнесса ограничена женской сферой, частной и пассивной. Изнутри она смотрит в мужскую сферу — публичную и активную. Как фотомодель, а затем коммерчески успешный художник, Элизабет Сиддал, безусловно, бросила вызов предписанным гендерным ролям своего времени. Тем не менее, оказавшись в ловушке нездорового брака и страдая от неудачи в рождении детей, Сиддал также почувствовала негативное влияние этих правил на женщин.