План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: «Мы рисуем натюрморт: Вазу с цветами и яблоко»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
детского сада № 8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
« » 20 г.
Конспект НОД
На тему:
«Мы рисуем натюрморт: Вазу с цветами и яблоко»
Старшая группа
Воспитатель: Черевашенко Евгения Васильевна
Категория: соответствие занимаемой должности
г. Ессентуки
2017 г.
Цель: Закреплять и углублять представления детей о жанрах живописи и средствах их выразительности.
Задачи:
• Продолжать работу по знакомству детей с жанром живописи — натюрморт.
• Формировать у детей навык составлять композиции, видеть линию, возле которой располагаются предметы. Закрепить умение определять форму, цвет предметов.
• Формировать умение рисовать с натуры простой натюрморт, передавать характерные особенности цвет, строение и форму.
• Продолжать закреплять умение работать с карандашом и акварельными красками.
• Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, желание доводить начатое дело до конца.
• Развивать связную речи детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог).
• Активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия, керамическая посуда.
Оборудование и материал: магнитофон, запись мелодии «Сентиментальный вальс», картины известных художников, муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т. д., керамические вазы (разной формы и высоты, листы бумаги с зарисованным фоном формат А4 на каждого ребенка, простые карандаши, ластик, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рассматривание картин разных художников, уточнение знаний о жанрах живописи. Зарисовка фона для натюрморта.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного и удивительного.
Проходите, пожалуйста.
Воспитатель: Посмотрите направо.
Воспитатель: Что мы здесь видим? (ответы детей)
Воспитатель: Да, здесь вазы разной формы и величины, кувшины, чашки, горшки, подсвечник.
Воспитатель: Как мы можем назвать все это? (ответы детей)
Воспитатель: Кто может сказать из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Посуда была придумана очень давно. Первая посуда, конечно, не была такой ровной и красивой, какую мы с вами видим сегодня. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины. Позже оказалось, что не каждая глина подойдет для изготовления посуды. Есть отличные сорта глины (например, из которых можно производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов). Другая глина при высыхании или обжиге трескается, — она не подойдет для изготовления прочной и красивой посуды. Люди догадались добавлять в глину другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название — керамика.
Воспитатель: Давайте вместе произнесем слово керамика.
(Дети хором повторяют)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в следующий зал нашей выставки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим их.
(дети рассматривают картины)
Воспитатель: Скажите, среди этих картин есть портреты? (ответы детей)
Воспитатель: А пейзаж? (ответы детей)
Воспитатель: Кто мне может сказать, что это за картины?
(ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение:
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это — натюрморт.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – НАТЮРМОРТ.
Воспитатель: Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт — это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель: Именно посуда часто присутствует на картинах художников.
Воспитатель: Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том какие чувства они вызвали у художника — удивления, радости, раздумье, восторге.
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
Воспитатель: На картине «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета- сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.
Воспитатель: Эта картина называется «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? (ответы детей)
Воспитатель: художник предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
Воспитатель: А о чем же интересно хотел нам рассказать художник на картине «Букет цветов, бабочка и птичка». (ответы детей)
Воспитатель: художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много.
Дидактическая игра «Составляем натюрморт»
Детям предлагается взять любой предмет из выставки посуды, муляжи фруктов и овощей, украсить все салфеткой, выбранной по желанию и составить композицию.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, посмотрите какие красивые композиции у вас получились.
Воспитатель: А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
И в художников превратись.
Воспитатель: Каждый из вас стал юным художником. Пожалуйста, пройдите за столы.
Воспитатель: А я для вас тоже составила композицию, чтобы вы нарисовали с нее натюрморт.
Воспитатель: Что вы видите?
Воспитатель: Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа? (ответы детей)
Воспитатель: А нижняя часть листа какого цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Чем отличаются цвета друг от друга? (ответы детей)
Воспитатель: Что разделяет лист на две части? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
Воспитатель: Какой формы кувшин?(ответы детей)
Воспитатель: Какого он цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Как расположен кувшин, относительно разделяющей линии? (ответы детей)
Воспитатель: С какой стороны у него ручка? (ответы детей)
Воспитатель: Обратите внимание на ветки, которые стоят в кувшине.
Воспитатель: Какого они цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Одинаковой длины? (ответы детей)
Воспитатель: Что еще мы будем рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Какой он формы? (ответы детей)
Воспитатель: Какого цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Где расположен лимон? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, он лежит возле кувшина слевой стороны.
Воспитатель: Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы? (ответы детей)
Воспитатель:
Но сначала, давайте отдохнем:
Наши пальцы разомнем,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.
Ноги вместе, ноги врозь
Заколачиваем гвоздь.
Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет и место расположения предметов. Работу выполняем карандашом, а после этого закрашиваем красками. Будьте внимательны, карандашом не надавливаем, проводим слегка заметные линии.
Под мелодию П. И. Чайковского дети приступают к написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Воспитатель: Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. Мы сможем пополнить выставку своими рисунками.
Воспитатель: Юные художники, у кого не получилось, не огорчайтесь, мы вечером дорисуем и непременно получится хорошая работа.
Мы нарисовали свои натюрморты и сможем сделать из них выставку для мам и пап. Вам пора обратно превращаться в ребят.
Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
И в ребяток превратись.
— Вот вы и снова дети.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти обратно на нашу выставку и продолжить составлять композиции ребятам, которые еще не попробовали.
Как нарисовать кувшин карандашом поэтапно
Здесь Вы узнаете как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами. А вообще кувшин – это:
- Кухонная утварь для жидкости. Как правило, имеет носик и ручку.
- То, о чем есть парочка забавных сказок: А.Н. Толстого «Лиса топит кувшин», народная сказку «Лиса и Журавль». Сказка Алексея Николаевича вообще презабавная: там лиса сама себя утопила, когда застряла в кувшине. В общем, поучительно для некоторых должно быть.
- Частенько используется художниками для создания композиции: фрукты те, что остались после завтрака, плюс кувшин. И смело можно рисовать с натуры натюрморт. Преимущество натюрморта в том, что изображаемый предмет, в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам.
- Неплохой предмет интерьера. Дизайнеры с превеликим удовольствием используют в своих решениях всевозможные извращенные вариации кувшинов.
- Если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность познакомиться с щупленьким стариком с козлиной бородкой, либо с огромным мускулистым мужиком – волшебником. Короче, варианта два: либо старик Хоттабыч, либо Джин.
И напоследок загадку вам загадаю. Загадка: У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас. А ответ вы прочтете в конце урока. А пока что беремся за дело.
Как нарисовать кувшин карандашом поэтапно
Шаг первый. Наметим контур нашего кувшина. С помощью него мы определим его положение и границы. Фигура пока еще угловатая. Шаг второй. Нарисуем вертикальную ось для нашего кувшина. Поперек две горизонтальные линии, определяющие верх предмета и его самую широкую часть. Теперь мы должны получить окружность с центром на пересечении линий. Горловина кувшина – это эллипс. Ведь окружность в перспективе представляется нам именно как эллипс. Его центр тоже на пересечении. Соединим полученные фигуры дугами. Нарисуем вспомогательный круг для ручки и зададим ей форму. Шаг третий. Плавной линией обведем контур. Покажем ручку кувшина. Сотрем вспомогательные линии. Шаг четвертый. Наш кувшин будет полупрозрачным с рельефной горловиной. Именно ее нам сейчас и нужно показать. Также мы видим уровень воды. Его нужно рисовать в виде горизонтального эллипса центр которого расположен на оси кувшина. Шаг пятый. В кувшине слегка видны фрукты. Наметим их, выступающими из нашего эллипса. На поверхности предмета видим светлые блики. Они должны повторять объемную форму посудины, чтобы выглядеть правдоподобно. Шаг шестой. Осталась штриховка. Свет в нашем случае падает спереди. Поэтому самые светлые места в центре фигуры, в выпуклой части. А приближаясь к краю, мы усиливаем нажим на карандаш и показываем тени. Ответ к загадке: Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся. Кто догадался молодец, а все остальные обязательно должны нарисовать еще:
- Бутылку вина;
- Бокал;
- Чашку чая;
- Вазу;
- Фрукты;
Рисунки карандашом кувшин (27 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор
Предметы, окружающие нас повсюду – отличные натурщики. Они не ёрзают на месте, им не надо платить за позирование. Наконец, они так разнообразны, что можно научиться рисовать всё, что хочется! Этот раздел содержит рисунки, которые помогут вам понять, как правильно рисовать кувшин. Кувшин представляет собой сочетание разных геометрических тел в его форме. Далее предлагаем посмотреть рисунки карандашом кувшин.
Рисунок для срисовки кувшин.
Детский рисунок кувшин.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок кувшин с водой.
Рисунок для срисовки кувшин.
Рисунок натюрморт.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок натюрморт.
Рисунок кувшин, ракушки.
Рисунок кувшин, чашка.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок для начинающих кувшин.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок для срисовки кувшин.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок для срисовки кувшин.
Рисунок натюрморт.
Рисунок кувшин, яблоко.
Рисунок кувшин, кубик.
Рисунок натюрморт.
Рисунок для срисовки кувшин.
Рисунок для начинающих кувшин.
Рисунок кувшин, яблоко.
Рисунок кувшин, чайник, чашка.
Рисунок карандашом кувшин.
Рисунок для начинающих кувшин.
Мне нравитсяНе нравитсяБудь человеком, проголосуй за пост!
Загрузка…
Рисование с натуры Кувшин и яблоки
Тема:Рисование с натуры натюрмортной постановки «Кувшин и яблоки»
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
-научить выразительному композиционному построению натюрморта, конструктивному построению предметов;
-использовать знания о перспективном построении предметов и их положении в пространстве;
-формировать умение передавать светотеневые отношения в цвете; осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и окружающего мира;
— развивать умение рисовать с натуры.
Оборудование:
Для учащихся: бумага формата А3,простой карандаш,акварель, учебник.
Для учителя: натурная постановка, презентация1.
Зрительный ряд:
И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».
И.Ф. Хруцкий «Натюрморт со свечой»;
К.С. Петров-Водкин «Натюрморт с самоваром»;
И. Фирсов «Цветы и фрукты»;
И. Репин «Яблоки и листья».
Ход урока:
Проверка организации рабочих мест.
Беседа о натюрморте в изобразительном искусстве.
Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)слайд1-3
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся натюрморт.
Слайд4-13 Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Натюрморт выполняет различные функции. Например:
— декоративный– запечатлеет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;
— символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.
Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
Работа по учебнику стр.87-стр.96.
— Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы: (В. Игошеев, В.К. Хенд, П. Класс стр. 19; Ж.Б.С. Шарден)
— Что такое натюрморт?
— Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.
— Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?
— Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)
— Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?
— Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)
III. Объяснение последовательности выполнения задания
2. Натюрмортс натуры.
— У нас сегодня натюрморт «Кувшин и яблоки». Учебник стр42.
Последовательность выполнения работы:
На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды. Определить положение каждого предмета; пометить границу горизонтальной поверхности и фона; определить, где находится линия горизонта; выстроить конструктивно главный предмет; наметить блики, границы света и тени на предметах, границы падающих теней.
На первомэтапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
На второмэтапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.
III Самостоятельная работа учащихся.
IV Подведение итогов. Выставка работ.
Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.
Анализ общих ошибок. Оценка, самооценка, взаимооценка работ.
Уборка рабочих мест.
Список литературы:
1.Кузин В.С. Учебник 2 класс. 2010
2. Ломов С.П. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Методическое пособие к учебникам В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной.М.: Дрофа,2011.
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа): Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» в старшей группе на тему «Натюрморт»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению
«Художественно-эстетическое развитие. Рисование»
в старшей группе
на тему «Натюрморт»
Воспитатель: Викторова М.В.
Тема: «Натюрморт»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с натюрмортом.
- Учить детей рисовать с натуры различные предметы, передавать характерные особенности: цвет, строение и форму.
- Совершенствовать навыки работы акварелью
- Развивать самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.
- Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Материал: репродукции натюрмортов, кувшин и яблоко в корзине. На каждого ребенка: гуашь или акварельные краски, кисти, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки, тонированная бумага.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В группу влетает воздушный шар, на котором написано слово “Здравствуйте”.
Воспитатель : Интересно, что здесь написано? Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете отгадать, что это за слово.
У меня заботы много
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова, тут как тут
Чтоб здоровья пожелать,
Надо ЗДРАВСТВУЙТЕ сказать.
Воспитатель: Правильно это слово прилетело к нам на шарике.
А как вы думаете, для чего прилетело к нам это слово? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, ребята, это слово прилетело к нам напомнить, чтобы мы никогда не забывали здороваться. Когда мы здороваемся, мы желаем людям здоровья, и от этого у всех поднимается настроение. Давайте поздороваемся с присутствующими гостями и друг с другом.
Молодцы теперь присаживайтесь на свои места.
В: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картины ,что вы видите?
Д: Виноград, стол, цветы, пионы, стакан с водой, графин, персики…
В: А скажите, пожалуйста, портретом эти картины можно назвать? И почему?
Д: Нет. Потому что, портрет это изображение человека.
В: Ну, тогда, может быть это пейзаж?
Д: Нет, это не пейзаж. Пейзаж — это изображение живой природы, море, лес, поле, небо.
В: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего? (Показывает различные натюрморты картины разных художников). Попробуйте подобрать слово.
Д: Вещи. Различные предметы, посуда, еда, мебель.
В: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы называются натюрмортом. Давайте все вместе повторим слово НАТЮРМОРТ.
Затем спрашиваю индивидуальные ответы 2-3 детей.
Натюрморт
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
В: Ребята, давайте посмотрим, на чем стоят все предметы?
Д: На столе, на полу, на скатерти.
В: Правильно, они все стоят на какой-то поверхности.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила корзину,
Просила передать вам.
И если нам понравится то, что принесла она
То мы без промедленья все это можем нарисовать.
В: Ребята, посмотрите, что лежит в корзине?
В: Посмотрите что это?
Д: Это кувшин.
В: Поставим его на наш стол, на голубую скатерть.
В: Что же еще есть в корзине? (достаю яблоко)
Д: Яблоко
В: Расположим яблоко рядом с кувшином.
Что у нас получилось?
В: правильно, получился натюрморт. Вам он нравится? Значит мы его сегодня будем рисовать. Но сначала рассмотрим его.
В: На чем стоят предметы?
Д: На синей скатерти.
В: Какие предметы на ней стоят?
Д: Кувшин и яблоко.
В: Опишите кувшин, какого он цвета и формы.
Д: Он коричневого цвета. У него прямое горлышко и выгнутые бока.
В: Что можно сказать о яблоке? Какое оно по цвету и форме?
Д: Красное, круглое.
В: Как они расположены.
Д: Кувшин слева, яблоко справа.
В: Теперь осталось его нарисовать
Показ приемов рисования.
В: Наш лист затонирован двумя цветами. Что означает голубой цвет? (стол с голубой скатертью), а желтый (фон натюрморта).
Начнем рисование кувшина. Берем карандаш в правую руку. Он лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец — с левой стороны.
Горлышко кувшина располагается на верхней части, на желтом фоне. Я беру карандаш и провожу прямую горизонтальную линию горлышка, затем прямую линию вниз, еще одну линию. Потом дугой нарисую бок кувшина так, чтобы дуга располагалась на голубом фоне. Затем нарисую вторую дугу. Дно кувшина должно стоять на нижней части голубого фона.
Яблоко находится справа от кувшина, оно меньше чем кувшин. Рисуем левый бок, закругляем, внизу делаем небольшое углубление, рисуем правый бок, закругляем, вверху делаем тоже углубление. Из верхнего углубления растет тонкий черешок.
Натюрморт нарисовали, теперь будем раскрашивать. Сначала раскрасим кувшин, а затем только яблоко. Теперь я беру кисть тремя пальцами чуть выше металлической части, окуну ворс в коричневую краску и начинаю раскрашивать в одном направлении.
После того как закончили раскрашивать кувшин, кисточку промоем и высушим салфеткой. Теперь набираем краску другого цвета т.е. красного. Дальше закрашиваем его по форме, повторяем форму яблока, закрашиваем широкими полукруговыми линиями, держа кисть плашмя в одном направлении.
При таком закрашивании мы не выходим за контур рисунка.
Тонкий черешок красим кончиком кисточки. Вот и получился натюрморт.
Чтобы карандаш и кисточка были послушны в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого мы выполним пальчиковую гимнастику. Встаем на ножки.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот.(показать руками «много»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, («варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (показываем две ладошки)
— Сейчас все сядьте правильно: спинка прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правой рукой держим кисточку, левой придерживаем лист бумаги, приступим к работе.
— С чего мы с вами начнем рисовать?
Ответы детей.
Правильно, сначала мы нарисуем кувшин, затем яблоко а потом приступим к их раскрашиванию, кто какими их видит. Будьте аккуратны, выполняя работу, старайтесь, чтоб ваш натюрморт получился красивым.
Дети рисуют под музыку. По ходу педагог проводит индивидуальную помощь в виде поощрений и рекомендаций (обращает внимание на правильность изображения фруктов, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе.)
В процессе творческой деятельности даю советы, наводящие вопросы детям.
Анализ делают сами дети. При анализе воспитатель задает вопросы:
— Какая работа больше понравилась?
— Почему?
— А похож рисунок на натуру?
В итоге обращаю внимание детей на те рисунки, где правильно передано строение кувшина и яблока; где красиво расположены предметы.
От ваших рисунков будто ожила группа, стала праздничной, весёлой. Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. Посмотрите внимательно на все рисунки и полюбуйтесь их красотой.
Урок по предмету «Рисунок» во 2-ом классе «Тональный натюрморт с кувшином, коробкой и яблоком». Занятие 1.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская Художественная Школа» г. Биробиджана
Урок по предмету «Рисунок» во 2-ом классе
«Тональный натюрморт с кувшином, коробкой и яблоком». Занятие 1.
составитель: преподаватель основных дисциплин ДХШ г. Биробиджана
Алевтина Владимировна Вертепная
г. Биробиджан, 2013 год
Количество часов и занятий: На выполнение всего задания дается 12 академических часов, т.е. 3 занятия по 3 академических часа.
Занятие 1 – Композиционное размещение и построение предметов на листе с учетом правил перспективы.
Занятие 2 – Начало работы в тоне. Выявление объема предметов и передача больших тональных отношений в натюрморте.
Занятие 3 – Работа в тоне. Передача воздушной перспективы в натюрморте. Обобщение и завершение. Просмотр работ, обсуждение и выставление оценок.
Цель трех занятий: Закрепление материала предыдущих уроков и совершенствование навыков практической работы.
Тема урока: «Тональный натюрморт с кувшином, коробкой и яблоком». Занятие 1.
Практическое задание для учащихся: Композиционное размещение и построение предметов на листе с учетом правил перспективы.
Цель:
Задачи:
Обучающая:
научить грамотно компоновать изображение в листе, ставить предметы на плоскость;
научить строить предметы с учетом пропорций и перспективных сокращений;
научить владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций;
научить правилам последовательного ведения рисунка.
Развивающая:
развивать художественно-графические навыки в рисовании натюрморта;
развивать умение самостоятельно анализировать конструктивно- пространственные свойства изображаемого.
Тип урока: Закрепление материала предыдущих уроков.
Оборудование для учителя:
Оборудование для учащихся:
План урока:
Организационная часть: 3-5 минут.
Теоретическая часть: объяснение темы урока, постановка задач, проговаривание этапов работы — 20 минут.
Практическая работа учащихся: 130 минут.
Подведение итогов, просмотр работ, самооценка: 5 минут.
Уборка рабочего места учащимися: 5 минут.
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас с вами рисунок. Мы начинаем рисовать натюрморт с кувшином, коробкой и яблоком. Это тональный натюрморт. Он выполняется простым карандашом. На это задание дается три занятия. Сегодня у нас будет первое занятие — композиционное размещение и построение предметов на листе с учетом правил перспективы. В конце занятия мы проведем просмотр и обсуждение ваших работ.
Занятия по рисунку натюрморта очень важны для начинающих художников, так как в процессе работы над рисунком натюрморта вы помимо практических навыков, развиваете глазомер, учитесь воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатываете необходимое качество для художника — способность видеть предметы цельно.
До этого мы рисовали предметы, которые были расположены рядом друг с другом. В этом натюрморте помещаем один предмет на другой. Яблоко лежит на коробке. Сложность будет заключаться в том, что в рисунке нужно точно передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга.
С чего следует начинать работу над рисунком?
Правильно, с ориентировки формата листа. Как расположить лист в нашем случае – горизонтально или вертикально? Как мы это определяем?
Учащиеся: Методом визирования.
Учитель: Правильно. Определите правильное расположение и прикрепите лист на мольберт. Напомню, что у каждого своя точка зрения и расположение листа будет у каждого свое. Сразу подпишите свой лист.
С чего следует начинать рисовать?
Следует начинать рисовать с определения размеров общего пятна всех предметов и идти последовательно от общего к частному, придерживаясь строгой последовательности.
1 этап. Композиционное размещение группы предметов на плоскости листа.
2 этап. Перспективное построение форм объёмных тел.
3 этап. Выявление объёмности предметов, при помощи светотеневой проработки форм.
Важным является композиционное размещение предметов, то есть общего пятна натюрморта, на листе бумаги или планшете. Рисунок нужно располагать так, чтобы все предметы уместились на листе целиком, и так, что бы ни сверху, ни снизу, ни с боков не оставалось лишнего места. Только тот рисунок можно считать хорошо размещённым, у которого нельзя ни с какой стороны, ни прибавить, ни убавить самого малого кусочка бумаги.
Давайте посмотрим на таблицу. Какое композиционное размещение на рисунке верное?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Как делается композиционное размещение?
Учащиеся: Нужно измерить. Делаются засечки на листе.
Учитель: Перед работой можно сделать небольшой композиционный рисунок в уголке листа. Он поможет вернее разместить предметы и на большом листе.
Начинаем компоновать с определения соотношения общей высоты натюрморта к его ширине. Делается это на глаз, но часто художники, а тем более начинающие, проверяют свой глазомер таким образом: держа карандаш в вытянутой руке и закрыв один глаз, большим пальцем руки отмечают на карандаше меньший параметр модели, например, высоту нашего натюрморта вместе с подставкой, затем поворачивают вытянутую руку и промеряют сколько раз высота модели укладывается в её ширине. При помощи карандаша, зажатого в вытянутой руке, можно проверять как соотношение размеров модели, так и её отдельных частей. Если приучить себя к тому, что во время измерений рука должна быть всегда вытянутой, то при небольшом навыке можно добиться большой точности.
Что нужно делать дальше?
Учащиеся: Рисовать предметы.
Учитель: Нужно определить пропорции каждого предмета, ширину и высоту, и сравнить их величины между собой. Делаем это методом визирования. Вы знаете, что это за метод измерения?
Учащиеся: Измерение размеров на вытянутой руке карандашом, прищурив один глаз.
Учитель: Да, правильно.
Лучше всего выбрать за единицу измерения какой-нибудь небольшой предмет, его высоту, и померить сколько раз эта величина войдет в тот или иной предмет. Что можно выбрать за единицу измерения в нашем натюрморте?
Учащиеся: Яблоко.
Учитель: Да, правильно. Хотя можно выбрать и высоту коробки.
Определяя крайние точки, художник устанавливает основные пропорции модели (пропорциями называются отношение длины предмета или модели к их ширине, или отношение размеров одной части предмета к другой, или отношение размеров одного предмета к другому). Если при этом допущена ошибка и художник вовремя её не исправит, то эта ошибка повлечёт за собой другие ошибки, искажающие форму модели, и рисунок будет испорчен. Поэтому будьте очень внимательным при определении основных пропорций. Много раз проверяйте себя, прежде чем окончательно установить общие параметры модели и только после этого переходи к определению пропорций каждого предмета в отдельности.
Пропорции предметов, их величины помечаются на листе засечками. Когда они проверены, через засечки проводятся горизонтали и вертикали, получается прямоугольник, в который в дальнейшем будет вписан сам предмет.
Чтобы рисовать с натуры, необходимо научиться правильно изображать геометрические фигуры и геометрические тела в пространстве.
Глубина и пространственность в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива наука точная, которая имеет свои законы. Она учит изображать на картинной плоскости листа бумаги или холста предметы в пространстве такими, какими мы их видим в натуре.
Что такое перспектива?
Учащиеся: Это правила построения предметов.
Учитель: Да, правильно. Это определенные правила, законы правильного построения.
Вообще, термин «Перспектива» — в переводе с латинского означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, её основоположниками были Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Владение перспективой – это умение видеть предмет насквозь. На этом качестве основано линейно-конструктивное построение формы предметов в перспективе. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить себе ее внутреннее строение, будто бы эта форма прозрачна, как бы сделана из стекла.
Чтобы правильно рисовать, необходимо знать её законы перспективы и уметь ими пользоваться.
А вы знаете законы перспективы? Перечислите их, пожалуйста.
Учащиеся: Это уменьшение размеров по мере удаления. Это когда параллельные линии сходятся. Ближе — ярче, дальше – бледнее.
Учитель: Да, правильно. Размеры, форма, чёткость очертаний предметов зрительно изменяются в зависимости от их удалённости. При удалении от нашего глаза размеры предметов кажутся уменьшенными. А вот вертикальные линии остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.
Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь на открытом пространстве и смотришь вдаль, где небо сходится с землёй. Точку на линии горизонта, в которой сходятся параллельные линии, называют точкой схода, её расположение на рисунке зависит от места расположения рисующего.
Давайте определим линию горизонта у нашей постановки. Мы ее не видим, но она есть. Где она находиться?
Учащиеся: Линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего.
Учитель: Да, правильно. Сейчас наша постановка находится ниже линии горизонта, и мы видим основания предметов. Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.
Перспектива линий плоскостей, расположенных под углом (угловой вид предмета), направлена в две точки схода на линии горизонта, а на фронтальном виде – в одну. В нашей постановке коробка расположена именно под углом, значит, перспектива линий плоскостей нашей коробки будет направлена в две точки схода.
Дальше мы рисуем предметы, но прежде всего, следует проанализировать форму предметов. Для того чтобы научиться рисовать предметы с натуры, необходимо правильно представлять их форму и объём. Анализируя сложный по форме предмет, нетрудно обнаружить в нем своеобразное сочетание простейших форм. Например, кувшин можно рассматривать как соединение шара и цилиндра, вазу — как сочетание двух конусов и цилиндра и т. д. Подобное упрощение позволяет легче разобраться в характере устройства формы и ее изобразить. Видимая форма предмета меняется в зависимости от того, с какой точки на него смотреть. Форма предмета познаётся легче, если рисуя, стараться представить его себе прозрачным, словно он сделан из стекла.
Построение предметов выполняем, соблюдая правила построения геометрических тел. Предметы цилиндрической формы (кувшин, яблоко) начинаем с проведения осевой (центральной линии), предметы призматической формы (коробку) – с основания.
Затем намечаем поверхность стола.
Необходимо добиться того, чтобы все предмета устойчиво стояли на поверхности стола, с учетом дальности их расположения и не были как бы приклеенными друг к другу. Во время работы необходимо время от времени вставать и смотреть на свою работу на расстоянии, так как из далека лучше заметны ошибки.
У вас есть вопросы?
Тогда начинаем выполнять задание.
Практическая работа учащихся.
Во время практической работы учитель делает несколько обходов учащихся, во время которых работает с ними индивидуально. Учитель старается задавать ученикам наводящие вопросы так, чтобы учащиеся самостоятельно могли исправить ошибки, а не сразу указывает на них.
В случае частого повторения одних и тех же ошибок у многих учащихся, учитель обращает на них внимание всего класса.
Подведение итогов, просмотр работ, самооценка.
В конце занятия все работы выставляются в ряд, и проводится просмотр работ.
Учитель: Как вам кажется, какие работы удались? Где удачное композиционное размещение? У кого сделано правильное построение предметов? Какие ошибки были допущены?
Свои ошибки нужно исправить на следующем занятии.
Теперь убираем свои работы и свои рабочие места.
Конспект урока Натюрморт «Кувшин и яблоки»
Конспект урока по изобразительному искусству
1 год обучения
Рисование с натуры
Натюрморт «Кувшин и яблоки»
Автор — составитель:
Зукол Т.П.
Цель: формировать умение рисовать натюрморт с натуры.
Задачи:
1.Образовательные:
учить различать оттенки красок, смешивать краски;
закрепить знания о процессе рисования с натуры;
продолжить формирование графических навыков;
закрепить умение анализировать готовый рисунок.
2. Развивающие
развивать наблюдательность;
развивать пространственное воображение;
развивать творческие способности;
развивать умение самостоятельно работать по плану;
развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
3. Воспитательные:
воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;
воспитывать уважение к труду, самостоятельность;
воспитывать уважение к чужому труду.
Использованные методы:
-словесные :беседа, объяснение;
-наглядные: демонстрация педагогического рисунка, фотографий и иллюстраций, репродукций картин;
-практические: практическая самостоятельная работа.
Оборудование:
У учителя:
Изобразительный ряд: муляжи яблок;
репродукции картин: «Кувшин и яблоки» Д.Куликова, «Яблоки и листья» Е.И. Репина, образец педагогического рисунка;
Литературный ряд: русские народные загадки.
Видеоряд: мультфильм «Пластилиновая ворона», фрагмент о жанрах изобразительного искусства.
У учащихся: акварельные краски ,вода, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, бумага, салфетки.
План:
Разметка пропорций.
Набросок.
Раскрашивание
Прорисовывание деталей.
Ход урока
1.Организация учащихся.
Учитель: Послушайте стихотворение об одном мальчике.
Художник
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп — спешит всегда:
Рисовал в окошке дождик,
Получилась — борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки — кошка,
Слон — на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется — откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва, Где-то сбоку голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
— Нет терпенья — Нет уменья,
Нет уменья — Толку нет!
Н. Грибачев
— О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Просмотр фрагмента мультфильма «Пластилиновая ворона», о жанрах изобразительного искусства.
-Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры кувшин и яблоки, познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства — натюрмортом.
Натюрморт – такая картина, в которой героями становятся вещи. Слово это пришло к нам из французского языка, в переводе обозначает «мертвая натура». Но лучше перевести его так: «тихая, или неподвижная природа». Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей.
Изображение натюрморта обычно начинается с составления красивой композиции. Слово «композиция » взято из латинского языка и означает «располагать какие либо предметы красиво».
Перед вами репродукции картин известных художников. И на том и на другом полотне изображены яблоки, но мы видим, что у обоих художников различен замысел и соответственно средства его выражения.
Формат картины Д.Куликова– прямоугольный, несколько вытянут по горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим плоскость стола, на котором размещён кувшин и яблоки. Композиционный центр связывает, объединяет все предметы.
Кувшин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом.
Яркие блестящие яблоки хорошо видны на его фоне.
На картине И.Е.Репина яблоки и листья изображены на плотном темном фоне, который плавно переходит в коричневое основание композиции. По нему разбросаны листья разных форм и очертаний – маленькие и большие, с цельным и резным краем. Для них использована приглушенная гамма зеленых оттенков, что создает отличный фон для ярких и выразительных яблок.
Они – центральный элемент композиции. Мастеру отлично удалась передача их объема и глянцевого, будто лакированного блеска. Желтовато-зеленые и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности и вмятинки, небольшие пятнышки и следы погоды. Возможно, где-то в глубине сочной мякоти яблока спрятался маленький червячок.
Сочетание блестящих и матовых яблок, мягких и рыхлых листьев придает изображению объем, насыщает его воздухом. Кажется, что мы можем даже ощутить запах зелени и свежих спелых яблок. При всей своей простоте это очень яркое и выразительное полотно.
Назовите оттенки предметов на картине. Каким способом выделены яркие фрукты?
(Светлое на тёмном, контраст цвета)
-Анализ образца.
Рассмотрим форму каждого из предметов, которые будут служить нам натурой.
Какую форму имеет яблоко? (Круглую)
На какие геометрические фигуры можно разложить форму кувшина? (Прямоугольник и круг)
Как расположим лист? Пчему?
Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания кувшина и яблок. Давайте рассмотрим, как можно красиво разместить кувшин и фрукты. (Учитель предлагает несколько вариантов размещения предметов. Учащиеся выбирают лучшую композицию.)
Определившись с композицией, проводим линии, отмечая положение предметов. Определяем положение центрального предмета-кувшина, относительно него- положение яблок.
Показ построения предметов учителем.
Выполнение рисунка натюрморта учениками.
Физкультминутка
Светофор: Красный – присесть, жёлтый встать, зелёный- ходьба на месте. Учитель показывает поочерёдно цветные круги в разном порядке, дети выполняют, соответствующие движения.
Посмотрим внимательно на предметы нашего натюрморта. Каков общий цвет Кувшина, яблок? В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов. Заливка контура цветом. Закрашиваем предметы в основные цвета.
Прорисовывание деталей.
А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки. Какие цвета можно добавить в изображение каждого из предметов?
— Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки баночки.
Подведение итогов.
Выставка работ, обсуждение.
Чем понравился вам сегодня урок?
Что такое натюрморт?
Какие цвета надо смешать, чтобы получить Тёмно-коричневый цвет? Светло-коричневый?
А какие, чтоб изобразить тень на яблоках? Свет?
Что вам было сложно нарисовать? Что нового узнали? Какие умения приобрели? Для чего они необходимы? Где их можно будет применить? Что вы расскажете родителям?
— Урок окончен. Все молодцы.
.
Этапы урока:.Организация учащихся
I. Орг. момент
Все готовы? Рисования урок у нас.
— Проверьте, подготовили ли вы этот предмет к уроку:
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мой альбом.
(Карандаш).
— Покажите. Некоторые из вас забыли подточить карандаш, им будет рисовать труднее, линии получатся толстыми, неаккуратными, поэтому очень важно, чтобы материал к уроку рисования вы старательно и внимательно готовили дома заранее.
II. Вступительная беседа
2. рассматривание и описание картин «Фрукты на блюде» И.И. Машкова и «Яблоки и листья» И. Е. Репина
— Сегодня на уроке вы впервые будете выполнять рисунок с натуры, то есть то, что видите перед собой.
— Какое сейчас время года? (Осень). Что люди делают осенью? (Собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, грибы).
— Верно. Осень – это пора изобилия фруктов и овощей. Для того, чтобы они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из вас тоже помогали им, ухаживая за растениями и собирая урожай.
— У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать. Кто сможет на ощупь определить, что это за фрукты?
Для подсказки можно загадать загадки:
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
— Какой плод человеческим именем величается? (Груша).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко).
Правильно, мы сегодня будем рисовать грушу, яблоко и сливу. Вот они.
— И на том и на другом полотне изображены фрукты, но мы видим, что у обоих художников различен замысел и соответственно средства его выражения.
Формат картины И.И. Машкова – прямоугольный, несколько вытянут по горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола, покрытого белой скатертью, на котором лежат фрукты. Композиционный центр связывает, объединяет все предметы.
Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его тёмных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно; изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков.
На картине И. Е. Репина крепкие, спелые яблоки, сочные зелёные листья окружает воздушная среда. Глубокое пространство открывается взгляду зрителя. Этому способствует выбор формата – он почти квадратный, выбор размера изображения предметов – они невелики. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине И. Е. Репина – несколько яблок, которые расположены слева от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе тёплые и холодные оттенки, подчинённые единому колориту. Назовите эти оттенки.
Заметили ли вы светло-теневые отношения предметов? Каким способом выделены яркие фрукты? (Очерчены тёмным контуром).
Во время беседы на доске вывешиваются иллюстрации – сбор урожая, осень.
Постановка цели урока детьми.
Учитель показывает муляжи или сами фрукты.
Учитель обращает внимание детей на репродукции.
III. Анализ образца.
1. Анализ формы
2. Изучение цвета фруктов
Физкультминутка (игра – танец «Разноцветные флажки»)
3. Анализ композиции рисунка.
— Рассмотрите форму каждого из фруктов.
— Какую форму имеет яблоко? (Круглую).
— Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.
— Груша имеет такую же форму, что и яблоко? (Нет, груша имеет форму треугольника). Посмотрите, как она сужается вверху.
— На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Слива имеет форму овальную форму).
— Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?
— Посмотрите на яблоко, какого оно цвета?
— Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов – жёлтого и красного. Послушайте описания яблока в загадке:
Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щёчки,
На косе – листочки.
— Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта? Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?
— А какого цвета груша? (Груша жёлтого цвета). Но жёлтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для нашей груши?
— Хорошо, грушу раскрасим краской светлого – жёлтого цвета. Но лучше, если в этот жёлтый цвет добавить немного светло – коричневого. Попробуйте смешать эти краски. Что получилось? Как стала смотреться груша?
А какого цвета слива? (Слива имеет светло – фиолетовую окраску).
— Послушайте и скажите, о каком фрукте В. Толоконников загадал загадку.
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие.
(Сливы).
— С чем сравнил поэт сливы? Почему? Как вы думаете, прав ли он, назвав цвет сливы?
— Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка?
Жёлтый, жёлтый, ярко – жёлтый
У меня в руке флажок.
С жёлтым, жёлтым, ярко- жёлтым
Потанцую хорошо.
Разноцветные флажки
У ребят у наших.
С разноцветными флажками
Весело попляшем.
Высоко подняв флажки, дети размахивают ими над головой, кружатся на месте.
С разноцветными флажками
Весело шагаем (шаг на месте).
Красный, жёлтый, голубой,
Все цвета мы знаем. (Машут флажками над головой, потом останавливаются).
Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре, то есть слива никак не может быть по размеру больше яблока. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе.
— Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа.
1) проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;
2) определяем положение центрального предмета и относительного него положение двух других.
2. Построение формы предметов.
1) обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал.
2) прорисовываем детали.
3. Заливка контура цветом.
Раскрашиваем фрукты в основные цвета.
Груша – светло – жёлтого цвета. Для получения такого оттенка жёлтую краску наносим на палитру и разводим её водой.
Яблоко раскрашиваем в жёлтый цвет, а сливу – в фиолетовый.
4. Прорисовывание деталей.
Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести оттенок светло-коричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на палитру жёлтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.
В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски.
Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.
Рисунок готов.
На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: овал, круг, треугольник.
Учитель в руке держит 4 разноцветных флажка разного цвета: красный, жёлтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять любой флажок и потанцевать. Остальные дети повторяют движения за учащимся с флажком. Затем все дружно хлопают в ладоши.
Далее в стихотворении меняются слова с обозначением того цвета, флажок которого взял очередной ученик.
Звучит в записи русская народная песня «Ах вы, сени».
Учитель предлагает учащимся несколько вариантов компоновки рисунка.
IV. Планирование работы
— Чем займёмся на уроке? Что надо нарисовать? (Любой понравившийся фрукт).
— Чего не хватает для выполнения работы? (Плана).
— Составим его. Что необходимо сделать сначала? (Отметить на листе расположение фрукта). Назовём этот пункт — разметка пропорций.
— Что необходимо сделать далее? (Нарисовать карандашом лёгкими линиями очертание фрукта). Как это можно назвать покороче? (Набросок).
— После того как будет готов набросок, что следует сделать? (Раскрасить рисунок). Верно, назовём этот пункт плана – раскрашивание.
— Хорошо. На этом рисунок готов? (Нет). Что забыли? (Забыли дорисовать листочек и черешок). Верно, назовём этот пункт плана так – прорисовывание деталей.
— Теперь план готов? (Да).
— Как мы будем оценивать наши работы? Какую работу можно считать хорошей, удачной? (Рисунок полностью завершён, цвет показан у фрукта правильно, все детали прорисованы).
На доске постепенно появляется план.
V. Практическая самостоятельная работа
— А сейчас, ребята, после моего показа вы выполните рисунок самостоятельно по плану. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне.
Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.
VI. Подведение итогов
— Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох аккуратно убираем на край стола.
— Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши рисунки.
— Посмотрите на работы. Что нового вы узнали на уроке? Понравилось ли рисовать фрукты? Какой рисунок вы считаете самым ярким и выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё.
— Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съела бы их! Молодцы!
— У кого работа получилась хорошо, правильно, удачно?
— У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.
— Какую работу мы выполнили на уроке? (Рисовали фрукты). Что вам было сложно нарисовать? (Передать цвет фрукта). Что нового узнали, какие умения приобрели? Для чего они необходимы? Где их можно будет применить? Что вы расскажете родителям?
— Урок окончен. Все молодцы.
Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.
У доски учитель и дети организуют выставку.
Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.
Набросок карандашный рисунок Натюрморт Stock Illustration
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим участникам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Дизайнеры также выбрали эти стоковые иллюстрации
Башня замка из песка и игрушечные грузовики
Рисунок на белом фоне красочных нот
Классическая гитара
Дерево времен года
Спелое яблоко
Яблоко
Рисунок рыбы
Игрушечный замок
Здание Танграма с башней
Танграм фигура танцора
Танграм сидящая фигура
Танграм лошадь абстрактная
Танграм танцует или бегает фигура
Музыка для детей
Другие стоковые иллюстрации
Натюрморт, карандашный рисунок, эскиз
Как поэтапно нарисовать натюрморт, эскиз геометрической фигуры, куба, шара.Создание пошагового карандашного рисунка.
Натюрморт, рисунок карандашом
Рисунок карандашом
Натюрморт, карандашный рисунок
Апельсин, мандарин или грейпфрут. Рисование руки. Эскиз. Фломастер, тушь, перо, карандаш. Чернила. Изолированный. Гравировка. Спелые садовые фрукты
Натюрморт кружка и яблоко черно-белая иллюстрация, художественный компьютерный эффект рисования от руки
Натюрморт с чайником и двумя яблоками
Рука с карандашным рисунком
Натюрморт, этюд
Натюрморт.карандашный рисунок.
Натюрморт с фруктами
Натюрморт
Натюрморт с Крокетом
.Натюрморт с яблоком и грушей — рисунок карандашом
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим авторам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Другие стоковые иллюстрации
Как нарисовать поэтапный натюрморт с яблоками и грушами. Создание пошагового карандашного рисунка.
Чаша с фруктами рисованной иконки набор
Фруктовый натюрморт SEt Рисованный реалистичный эскиз
Натюрморт масло.Букет красных цветов на синем фоне
Натюрморт с рыбой
Натюрморт цветы в вазе из красных тюльпанов
Витамин Сладкие фрукты Яблоко лимон виноград цитрусовые на синей тарелке Фон концепция натюрморт веганский Эко еда м
Натюрморт из белых цветов с нежно-розовыми и голубыми фонами
Натюрморт с гитарой
Натюрморт с геранью
Натюрморт с макаронами
Натюрморт с вазой
Картина маслом, натюрморт, букет цветов на деревянном столе
Кухонный натюрморт.
.Набросок карандашный рисунок Натюрморт Stock Illustration
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим участникам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Другие стоковые иллюстрации
Натюрморт, карандашный рисунок, эскиз
Как поэтапно нарисовать натюрморт, эскиз геометрической фигуры, куба, шара. Создание пошагового карандашного рисунка.
Натюрморт, рисунок карандашом
Рисунок карандашом
Натюрморт, карандашный рисунок
Апельсин, мандарин или грейпфрут.Рисование руки. Эскиз. Фломастер, тушь, перо, карандаш. Чернила. Изолированный. Гравировка. Спелые садовые фрукты
Рисунок натюрморта графитным карандашом.
Натюрморт кружка и яблоко черно-белая иллюстрация, художественный компьютерный эффект рисования от руки
Натюрморт с чайником и двумя яблоками
Рука с карандашным рисунком
Натюрморт, этюд
Натюрморт.карандашный рисунок.
Натюрморт с фруктами
Натюрморт
.Натюрморт с яблоком и кувшином. Иллюстрация
. Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим авторам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Другие стоковые иллюстрации
Детский рисунок `Натюрморт с кувшином и яблоком`
Натюрморт с керамическим кувшином и фруктами красного яблока в чашке
Натюрморт: Цветы в кувшине и кружке
Образовательный натюрморт «Глиняный кувшин и желтое яблоко».Рисунок и живопись
Синий натюрморт акварелью с кувшином, перцем, яблоком и
Осенний рисованный натюрморт с букетом апельсиновых листьев, яблок и груш
Натюрморт с бутылками
Натюрморт с синим кувшином, картина маслом
Кувшин масляных красок и иллюстрация яблочного натюрморта
Натюрморт с кувшином яблока и золотым виноградом
Натюрморт с кувшином
Витраж с натюрморт, кувшин с цветами и фруктами, изолированный на белом фоне
Картина Чайлдса — натюрморт с красным яблоком на желтом фоне
Натюрморт с красным кувшином, белой тарелкой и зеленым яблоком на синей драпировке
.