Тарас Бульба для срисовки — 96 фото
Тарас Бульба рисунок в полный рост
Тарас и Бульба иллюстрация легкая
Набросок Тарас Бульба
Тарас Бульба для срисовки
Тарас Бульба арт
Тарас Бульба портрет легкий
Тарас Бульба рисунок карандашом
Набросок Тарас Бульба
Козак Запорожской Сечи
Иллюстрация к рассказу Тарас Бульба
Тарас Бульба мультик
Тарас Бульба нарисовать
Тарас Бульба рисунок карандашом
Казачество раскраска
Рисунки по сказке Тарас и Бульба легко и просто
Казак раскраска
Иван Сирко
Раскраска Козак Тарас Бульба
Нарисовать казака
Рисунки Казаков карандашом
Нарисовать казака
Тарас рисунок
Поэтапное рисование казака
Тарас Бульба портрет
Востроянские первенцы рисунки
Казаки Тарас Бульба
Казаки Графика
Товкач Тарас Бульба
Казаки характерники
Иллюстрации Тарас Бульба Тарас памятник
Тарас Федорович Трясило
Тарас Бульба арт
Васнецов Тарас Бульба иллюстрации
Гоголь Тарас Бульба иллюстрации к произведению
Казак на коне с шашкой рисунок
Козак раскраска
Дементий Шмаринов Тарас Бульба
Тарас Бульба художник т Соколов
Кибрик Тарас Бульба
Тарас Бульба рисунок
Николай Васильевич Гоголь
Тиль Уленшпигель иллюстрации
Николай Семёнович Самокиш
Тарас и сыновья
Казнь Тараса бульбы Кибрик
Кибрик Тарас Бульба
Нарисовать казака поэтапно
Иллюстрации к повести Тарас Бульба
Иллюстрации к повести Гоголя Тарас Бульба
Иллюстрации к Тарасу Бульбе
Запорожские казаки Тарас Бульба
Рисунки Казаков
Казак характерник
Васнецов Тарас Бульба
Остап иллюстрации
Кобзарь Шевченко иллюстрации
Репин Тарас Бульба портрет
Князь Святослав Храбрый
Казаки художник Сергей Якутович
Кибрик Тарас Бульба иллюстрации
Тарас Бульба иллюстрации Кибрика
Нарисовать казака
Гагай Козак
Тарас Бульба иллюстрации
Струнников Николай Иванович художник
Иллюстрация к произведениям Гоголя Тарас
Казачество раскраска
Тарас Бульба
Гоголь Тарас Бульба иллюстрации
Сергей Якутович иллюстрации к произведениям
Евгений Кибрик Тарас Бульба
Дом Тараса бульбы рисунок
Тарас Бульба книга иллюстрации
Иллюстрации к Тарасу Бульбе Гоголя
Иллюстрация к рассказу Гоголя Тарас Бульба
Любаев Тарас Бульба
Костюм Тараса бульбы
Д Шмаринов Тарас Бульба
Тарас Шевченко иллюстрации к Тарасу Бульбе
Тарас Бульба иллюстрации Кибрика
Святослав 942-972
Тарас Бульба иллюстрации черно белое
Тарас Бульба люлька
Козак с чубом
Казак Тарас Бульба арт
Скетч Ведьмак Геральт
Тарас Бульба 1638
Дарк соулс 2 карандашом
Казак характерник рисунок
Евгений Кибрик Тарас Бульба
Памятник Крылову рисунок
Кибрик Тарас Бульба
Andrew Domachowski Art
Тарас Бульба 2 глава три всадника
Остап Бульба иллюстрации
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Маленькие дети нарисованные карандашом. Учимся рисовать людей
Рисуем портрет мальчика поэтапно акварельными карандашами STABILO aquacolor.
Идеально подходит для рисования в качестве классического цветного карандаша благодаря насыщенным цветам и мягкому грифелю, обеспечивающему легкость нанесения и отличную смешиваемость цветов.
Возьмем простой карандаш и лист плотной белой бумаги А4. Мы будем рисовать портрет мальчика 4-х лет. Наша первая задача — гармонично расположить изображение на листе. Легкими линиями наметим общие формы головы, шеи и плечевого пояса. Несмотря на то, что мы будем уделять основное внимание лицу, важно хотя бы задать основные линии шеи и плечевого пояса, иначе будет непонятно, как расположена голова в пространстве и портрет будет выглядеть противоестественно.
Обозначаем вертикальную линию симметрии лица с учетом наклона головы. Голова мальчика наклонена налево и назад, при этом центр симметрии лица смещен вправо. Делим голову пополам по горизонтали.
Теперь нам необходимо уточнить пропорции лица и наметить расположения основных частей. Голова ребенка отличается от головы взрослого человека более крупным и округлым лобным отделом. Нарисованная нами горизонтальная осевая пойдет вдоль надбровных дуг, лоб и теменная область займут всю верхнюю половину головы. Нижнюю половину мы делим по горизонтали на две части и каждую половинку еще пополам. Получаем следующие ориентиры: а) скулы, б) кончик носа, в) разрез рта. Чуть выше линии высоты скул можно добавить ось для расположения глаз (г). В верхней части головы добавим линию роста волос.
Тоненько наметим скулы и уточним контуры лица, волос и ушей у мальчика. С учетом наклона и поворота головы, мы будем видеть больше у мальчика — левую часть лица. По сравнению с лицом взрослого человека, у детей контуры лица более округлые и мягкие. Подбородок короче, слабее. Щеки пухлее, поэтому рельеф скул и подбородка будет сглажен.
Далее пока условно наметим брови, глаза, нос и рот. У детей глаза будут больше, нос короче, ноздри шире, относительно лица взрослого. Переносица не так сильно выступает и ее контуры более легкие. Во время рисования следим за симметрией и учитываем поворот головы. Расстояние между глазами будет примерно соответствовать длине разреза глаза и его легко сопоставить с шириной крыльев носа (бугорки, закрывающие ноздри).Теперь займемся более точной прорисовкой частей лица. Начнем с глаз и бровей. Легко наметим переносицу и брови. Брови имеют дугообразную форму, слегка расширяются к переносице и сужаются к внешним краям. Глаза лучше строить параллельно, чтобы соблюсти симметрию, относительно переносицы. Разрез глаз имеет миндалевидную форму и называется глазной щелью. Внутренние края глазной щели будут расположены слегка ниже внешних. И важно следить, чтобы внешние и внутренние края обоих глаз соответствовали по уровню (б). При изображении глаз нам нужно помнить, что они имеют шарообразную форму и располагаются в глазничных впадинах под выступающими надбровными дугами (а).
Переходим к носу. Определим ось его наклона и общее расположение. Нос «начинается» от нижнего края лобной области, где мы видим плавный переход от бровей к наиболее «вогнутой» части — переносице. Она находится чуть выше слезных мешочков глаз (а). Средняя часть носа постепенно расширяется к кончику. У ребенка нос имеет очень мягкую, обтекаемую форму, поэтому на портрете мы будем видеть главным образом очертания кончика и крыльев носа, а также легкие тени вокруг средней части носа. Переносица и средняя часть выступают не так сильно, как у взрослого, поэтому можно лишь совсем легко наметить контуры. Самая выступающая часть — кончик носа. В рисунке это вовсе не самый нижний край контура. Если мы смотрим на лицо не сверху, а немного снизу (как на портрете мальчика), нам будут немного видны ноздри и перепонка между ними. Стоит проследить, чтобы она оказалась по центру лица, и обратить внимание на расположение крыльев носа.
От центра основания носа к губе идет небольшой желобок, упирающийся в узелок, разделяющий верхнюю губу пополам. Каждая губа состоит из двух симметричных частей сложной формы. Поэтому рот никогда не будет выглядеть, как две полоски, разделенные прямой линией. Верхняя губа напоминает растянутую букву «М», нижняя, более пухлая, имеет два слитых бугорка. По центру нижней губы, ее форма слегка сужается. Во время рисования важно подчеркнуть линией нижние края верхней и нижней губы, так как это наиболее выдающиеся части. Ближе к краям рта, линии лучше делать напротив — более легкими. От краешков рта к носу идут мимические складки, особенно заметные, когда человек улыбается. В случае с детским портретом можно отметить их слегка около рта. Подбородок у детей короче и не такой выдающийся, как у взрослого человека. Тем не менее, нам будет важно не забыть обозначить тенью ямочку, разделяющую рот и выступающую часть подбородка.
Сопоставляем все, что у нас получилось. Легкими линиями уточняем детали прически, добавляем контуры шеи и одежды. В случае с мальчиком важно не забыть прорисовать видимые части ушей.
На данном этапе убираем все вспомогательные линии и наименее заметные контуры. В частности, около переносицы можно оставить только легкие линии в теневой части. Мимические складки около рта максимально ослабляются. Для того чтобы показать улыбку, нужно сделать небольшие акценты в уголках рта и оставить линии складок под глазками. На радужке глаз не забудьте оставить блики, это сделает взгляд выразительным. Дальше мы будем работать цветными карандашами, поэтому все основные линии лучше ослабить мягким ластиком, не стирая их полностью.
Определим, с какой стороны падает свет. У мальчика больше освещена правая сторона личика. Важно оставить светлые участки в тех местах, где мы видим самые яркие блики света: это нос, особенно кончик, выступающие части освещенной щеки, подбородок. Наша первая задача — распределить основные цвета всего изображения. Начинаем с очень легкой тушевки, общими пятнами, от светлых тонов к более темным. Мы уже очень хорошо разобрались с формой изображаемого, и при использовании цветных карандашей важно это не потерять. Поэтому штрихи лучше вести по форме, усиливать цвет в наиболее «выпуклых», ближних к нам участках и намечать тени более темными цветами. Для светлых участков кожи используем охристый, розовый, красно-коричневый карандаши, в полутени — оттенки коричневого. Для прически мальчика — более темные оттенки коричневого. Обратите внимание, что волосы освещены также неравномерно, есть более светлые и более темные участки. Далее наметим цвета одежды. Мы можем легко смешивать оттенки, накладывая один тон поверх другого.
Теперь нам нужно сделать портрет более объемным, добавить детали и акценты. В тени добавляем холодноватые оттенки: темно-коричневый, серый, синий, фиолетовый, черный. Синий и черный карандаши стоит использовать очень умеренно: только для основных акцентов. В наших портретах наиболее контрастные тени на волосах вокруг лица. Более легким холодным тоном прокладываем тени около глаз, переносицы, под носом, щеками и подбородком. Очень аккуратно прорисовываем глаза: они должны быть яркими и выразительными, но лишние штрихи могут сильно изменить направление взора и даже выражение лица в целом. На кончике носа мы оставили блик, его стоит «поддержать» тенью снизу и легким тоном сверху. Оценив рисунок в целом, можно усилить цвет на выступающих участках щек и подбородке, нижней губе, темной линией выделить край лица. Тени на шеи следует делать более слабым тоном, чтобы она не стала ярче лица и не «вылезла» на первый план. В самом конце акцентируем тень под губами, складки около рта и под глазками — это подчеркнет улыбку. Тени и складки одежды можно слегка усилить, но так, чтобы это не отвлекало внимание от лица. Рисунок готов!
То, наверняка, вам будет не трудно нарисовать поэтапно мальчика цветными карандашами. Как всегда, вам нужно сперва изобразить простыми вспомогательными линиями общие пропорции ребенка: его рост, расположение головы и туловища. И уж потом сможете более детально подходить к прорисовке каждого элемента.
Необходимые материалы:
- лист бумаги;
- обычный карандаш;
- черный маркер;
- ластик;
- линейка;
- цветные карандаши оранжевого, синего, розового и коричневого тона.
Этапы рисования:
1. Прочертим для начала вертикальную линию. Определим местонахождение головы, ног. На самой верхушке линии нарисуем круг. Это будет голова мальчика. От нижней части прорисуем полукруг чуть большего диаметра.
2. Начинаем прорабатывать рисунок из головы. Нарисуем по всей верхней части волосы. Можете поэкспериментировать и придумать ему любую прическу. Также наметим на личике две горизонтальные линии и нарисуем в середине два полукруга.
3. Теперь дорисуем волосы еще и на передней части лица. По бокам головы добавим уши, а на лице – все недостающие черты. Они должны быть маленькими и аккуратными, ведь мы рисуем мальчика.
4. Переходим к туловищу и начинаем рисовать руки и футболку.
5. Детализируем и уже с простых намеченных линий получаем готовые проработанные элементы в рисунке.
6. Рисуем маленькие шортики.
7. От шортиков прорисовываем ноги и спортивную обувь.
8. Каждый элемент в рисунке обводим маркером. Он должен быть обязательно черным. Если у вас его нет, то используйте фломастер такого же цвета.
9. Начинаем разукрашивать поэтапный рисунок мальчика от самой верхушки и до самой нижней части. Коричневым карандашом разукрасим волосы ребенка.
10. Теперь перейдем к лицу, рукам и ногам, где видна кожа. Для придания более естественного вида – используем розовый карандаш и коричневый.
11. Напоследок разукрасим одежду и обувь. Оранжевым будет футболка мальчика, а вот шорты и спортивные кроссы – светло-синего цвета.
12. На этом мы получили прекрасный пошаговый рисунок. К такому изображению можно добавить множество мелких деталей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Шаг первый
Нарисуем большой овал в самом центре листа. От него вниз — широкую шею и плечи. Пока это только основные контуры. Но уже их нужно показать аккуратно, рассчитывая примерные размеры тела и головы.
Шаг второй
Превратим овал в голову, вырисовывая небольшой подбородок. Проведем вертикальную вспомогательную линию — линию носа. Сверху волосы в форме шапки. Плечи сделаем более плавными и покатыми. Покажем полукруглую горловину свитера.
Шаг третий
Сейчас полностью сосредоточимся на лице. Можете даже обратиться к особому уроку о том, как нарисовать лицо человека. Определим линию глаз и проведем отрезок. От него вниз — линии, определяющие ширину носа и рта. Наметим уровень рта с помощью двух горизонтальных отрезков.
Вспомогательные линии готовы. Теперь нужно поместить в нужные места нос и рот. Над линией рта покажем положение бровей. Обратите внимание на их наклон.
Шаг четвертый
Продолжаем прорисовывать лицо. Придадим форму губам и носу. Сделаем их более натуральными и плавными. Зададим ширину бровям. На уровне глаз поместим два миндалевидных глаза с крупными зрачками. Глаза посажены не широко, ближе к носу.
Шаг пятый
Рисуем очки. Для этого из центра зрачков проведем вниз линии. Поперек переносицы ведем черту. Так мы получили с вами два центра для окружностей. Теперь проводим сами окружности относительно полученных центров.
Рисуем растрепанные, взлохмаченные волосы.
На свитере покажем шов горловины и несколько мелких складок.
Шаг шестой
Во всю ширину брови рисуем волоски. Брови должны получиться густыми и придающими некую суровость нашему герою. Закрасим зрачки. Обведем контур лица и тела. Ну вот, Гарри Поттер готов!
Как нарисовать осень карандашом поэтапно
Шаг первый.
Рисуем эскиз. Спичечный человечек сидит на пеньке. Возле него кругами обозначим тело белки. На заднем плане рисуем форму деревьев и моста. Думаю, с этим сложностей не будет, такие каракули все дети умеют рисовать. Но идем дальше!
Шаг второй.
Теперь обведем контуры тела девушки, и её прически. Добавим еще шляпку. Рядом сидит белочка. Обведем также контуры и её пушистого меха.
Шаг третий.
Теперь переходим к детализации. Означим место, где расположены глаза и губы девушки, нарисуем ей пальчики. Потом еще несколько деталей платья. Рядом с ней нарисуем еще сумочку с яблоками. И еще одно яблоко дадим белочке, она его заслужила. На заднем плане нарисуем тропинку и мост через реку. А потом прорисуем стволы и кроны деревьев.
Шаг четвертый.
Сотрем вспомогательные линии, нанесенные в предыдущих этапах. Обведем четче контуры основных объектов.
Шаг пятый.
Осталось добавить пару мелочей. Нарисуем прическу девушки, глаза и рот. Детализируем платье и обувь. На деревьях имитируем листья (детально прорисовывать я не прорисовывал, это, если хотите, можете сделать сами). Травку изображаем просто штрихами. Такие же штрихи, только реже сделаем на стволах деревьев и пне, это создаст эффект реалистичности. Не забывайте также про белочку!
И должно получиться вот так:
Как нарисовать казака карандашом поэтапно
Шаг первый.
Начнем с эскиза. Рисуем позицию казака, изображая спичечного человечка.
Шаг второй.
Обводим контуры тела.
Шаг третий.
Теперь сделаем объекты четче: прорисуем одежду и меч.
Шаг четвертый.
Переходим к рисованию лица. Добавим ему усы и чуб.
Шаг пятый.
Осталось только добавить теней. Сделать это можно как с помощью штриховки, так и тушевки. Я выбрал первый вариант, он проще.
Получился такой рисунок казака карандашом :
Как нарисовать балерину карандашом?
Шаг первый. Начинать всегда лучше с прорисовки позиции, положения тела . Наша балерина находится в танце. Сделаем три круга: для головы, груди , и талии. Все их соединим линиями. Ноги обозначим непрямыми линиями. Одна поднята вверх, а вторая опирается о пол носком.
Шаг четвертый. Переходим к рисованию рук.
Шаг 5. Дальше нам предстоит начертить будущую форму тела
. Продолжим линию от шеи к груди и двигаемся ниже до талии . Платье изображено в форме диска.
Шаг шестой. Самый трудный и ответственный. Прорисовываем детально ноги танцовщицы и платье . Их называют балетная пачка. Особое внимание уделите складкам на юбке . По ходу прорисовки удаляем вспомогательные линии.
Шаг последний. Наш эскиз почти готов, осталось «подчистить» где надо и обвести контуры. Я рисовал с помощью карандаша 2В. Почему-то мне он очень нравится.
И еще я решил её раскрасить цветными карандашами. Вот как у меня это получилось:
Шаг первый. От него зависит весь наш рисунок. Рисуем тонкой линией, внимательно и аккуратно. Овальная голова, с осевыми линиями в форме крестовины. Вертикальная линия шеи, широкие плечи, переходящие в крупное туловище, состоящее из двух крупных деталей. Уверенная стойка ног. Две согнутые в локтях руки пока только намечаем крупными деталями. На этом рисунке наш солдат будто держит палку в руках. В дальнейшем она должна превратиться в достойное оружие.
Шаг второй. К овалу-лицу пририсуем подбородок, его форма придаст характер человеку. Прямоугольный сделает его более мужественным, треугольный — более напористым, а овальный — мягким и добрым. Нарисуем надбровную часть головного убора. От уровня глаз вниз покажем уши.
Шаг третий. На намеченном уровне прорисовываем глаза, вдоль вертикальной линии — но и рот. А дальше детали: острый воротник, прямоугольные погоны, шапка.
Шаг четвертый. Покажем детали огнестрельного оружия. Дорисуем руку.
Шаг пятый. Рисуем детально вторую руку, куртку военного, сумку, пуговицы и карманы на ней.
Шаг шестой. Еще несколько деталей на автомате и крупные карманы на штанине. Кстати, количество и расположение карманов вы можете определить сами или посмотреть фотографии, чтобы узнать как рисовать солдата настоящего.
Шаг седьмой. Осталось немного — это ботинки
Шаг восьмой. Стираем осевые линии на лице. Подчеркнем и обведем крупные детали.
Как нарисовать человека в движении карандашом
Шаг первый.Пока все только тонкими линиями. Сперва определим положение головы: где-то в центре листа. Ведь, мы должны еще оставить место для всего тела и поднятой вверх руки. На лице покажем 3 вспомогательные линии: уровни носа, глаз и рта. О них вы уже знаете, мы не раз их использовали. Например, когда учились рисовать Рапунцель и фею .
А дальше строим основу туловища: коротенькую шею, грудную клетку, изогнутый позвоночник и таз. Руки и ноги должны нам показать, что человек не просто стоит на месте, а находится в движении. Проведем осевые линии, так что нога одна согнута, а рука одна поднята вверх.
На месте ладошек нарисуем две большие окружности — это контуры так называемых «мочалок».
Шаг второй.
Опираясь на вспомогательные линии, покажем глаза. Сверху головы — копна волос. А теперь постараемся нарисовать аккуратную линию подбородка и шею.Шаг третий.
Дорисовываем лицо: глаза, нос, рот. Вы можете посмотреть отдельный урок о том, как нарисовать лицо . Воль осевых линий рук проведем линии сверху. На груди покажем декольте. Добавим пару штрихов в волосы.Шаг четвертый.
Воль осевых линий рук проведем линии снизу. Должны уже получиться руки. Делаем наши «мочалки» пушистыми, обводя их мелкими волнами и зазубринками. Покажем грудь нашей девушки и линию коротенькой маечки. Теперь двигаемся дальше.Шаг пятый.
Рисуем талию, а потом коротенькую юбочку. Обратите внимание: на юбочке внутри маленькая складочка. Она является как бы продолжением ноги. А открытый разрез на юбке выдаст нам, что девушка как раз и находится в движении. В мочалки добавим пушистости парой штрихов внутри.Шаг шестой.
Рисуем ноги. Линии проводем вдоль уже нарисованных осевых линий. При это одну ступню мы не видим, так как она спрятана за прямой ногой. Девушка наша стоит не на полной ступне,а на пальцах. Это еще больше придаст динамики нашему рисунку. Ведь если бы она стояла на полной ступне, нам бы казалось, что она находится в статичном положении. А сейчас создается ощущение, что она вот-вот подпрыгнет вверх или опустится вниз.Шаг седьмой.
А сейчас берем в руки ластик и аккуратно убираем все вспомогательные лини. Вот, кажется, все. Осталось обвести контур и раскрасить. Успехов вам!
Как нарисовать женщину карандашом
Шаг первый
Внимательно рассмотрите рисунок. Для удобства я буду обозначать направление движения карандаша стрелками.
Начинаем с головы. В правой верхней части листа наметим ее контур. На лице вспомогательные линии в виде креста. Причем, если мысленно продолжать эти линии, то мы получим объемную фигуру. Это уровень носа и глаз.
От головы вниз проведем линию туловища. При этом стараемся повторять изгибы позвоночника: в области шеи и поясницы.
Теперь представим, что где-то внизу у нас поверхность, на которую наша девушка опирается рукой. И от этого места вверх ведем линию руки. Она плавно переходит в плечи. На поверхности определим положение ладони.
Сейчас нам нужно нарисовать несколько изогнутых линий, которые зададут объем будущему рисунку. На уровне груди, поясницы, колен, плеча, локтя и запястья покажем дуги.Шаг второй.
Будем рисовать тело. Неплохо было бы знать анатомию и расположение мышц у человека.
Прорисуем конуры фигуры, покажем суставы. Наметим рот, брови и ухо . Некоторые линии тела придают ему объем, чтобы рисунок не казался плоским. Шаг третий.
О том, как нарисовать мальчика, знают далеко не все начинающие художники. Однако в этой задаче нет ничего чересчур сложного. Изобразить мальчика карандашом способен даже ребенок. Главное, в процессе работы следует соблюдать пропорции. Поняв, как нарисовать мальчика, вы сможете без труда изобразить и других людей.
Чтобы нарисовать мальчика карандашом, а затем раскрасить набросок, конечно же, потребуются некоторые канцелярские принадлежности, которые лучше всего подготовить заблаговременно:
1). Лист бумаги;
2). Линер;
3). Обыкновенный карандашик;
4). Ластик;
5). Разноцветные карандаши.
Если все те предметы, которые находятся в списке, уже приготовлены, можно перейти к изучению того, как нарисовать мальчика поэтапно:
1. Нарисуйте вертикальную линию. На ней наметьте отрезок, обозначающий голову, а также обозначьте линию плеч;
2. Нарисуйте голову мальчика. На ней изобразите волосы, нос, глаза, рот и уши;
3. Нарисуйте шею. При помощи прямоугольников наметьте верхнюю и нижнюю часть тела мальчика. Ноги мальчика обозначьте тонкими линиями;
4. Прорисуйте футболку. Нарисуйте руки мальчика. Прорисуйте верхнюю часть шортов;
5. Пририсуйте ребенку ноги. Нарисуйте траву, на которой он стоит;
6. Воспользовавшись линером, аккуратно обведите предварительный набросок;
7. При помощи ластика бережно уберите абсолютно все карандашные линии;
8. Карандашами коричневых тонов раскрасьте волосы ребенка. Тело, руки, ноги и лицо ребенка заштрихуйте телесным карандашом. Щеки немного прокрасьте розовым цветом. Те участки тела, куда падает тень, слегка дополнительно проштрихуйте коричневым карандашом;
9. Желтым и красным тонами прокрасьте футболку. Шорты раскрасьте, воспользовавшись желтым и зеленым оттенками;
10. Голубым карандашом раскрасьте носки. Обувь заштрихуйте карандашом насыщенно-синего цвета. Траву закрасьте светло-зеленым оттенком.
Теперь рисунок полностью готов! Сейчас вы уже знаете, как нарисовать мальчика поэтапно карандашом, а значит, сможете обучить этому и своего ребенка. Чтобы лучше и быстрее научиться изображать людей, полезнее всего делать быстрые зарисовки, так называемые скетчи, с натуры. Рисовать людей с натуры удобнее всего в кафе, в транспорте, в парке. Главное, всегда стоит носить с собой для этого небольшой блокнот и хорошо заточенный карандаш либо ручку.
В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать мальчика в полный рост с собачкой карандашом поэтапно, а потом еще и раскрасить цветными карандашами.
Понадобится: состояние спокойной уверенности, готовность к новым творческим успехам.
Из материалов: карандаши, ластик, черная ручка, при желании — гуашь, кисть.
1. Начинаем с того что «намечаем» нашего маленького персонажа на листе бумаги. Обозначим его рост – приблизительно три головы, среднюю вертикальную линию туловища и лица, линию глаз. Наметим щеку и прическу. Среднюю линию туловища иногда рисуют как ось в центре тела, а иногда как полосочку, приклеенную к спине, это может зависеть как от предпочтений автора, так и от позы персонажа, и/или ее динамичности. (Примечание: а голову ему я потом все же немного уменьшила).
2. Одеваем ребенка). Помним, что под одеждой есть тело и что одежда сама по себе так же имеет определенную вес. Поэтому верх контура кофты (на вытянутой руке мальчика) будет приблизительно повторять контур руки. Тогда как нижняя часть контура – ненавязчиво провисает). Еще полезно помнить, что одежда имеет толщину, а также склонна слегка видоизменятся в процессе носки – могут слегка провисать колени и т.д. Более плотные ткани обычно образовывают более крупные складки. Правая штанина в районе колена провисает меньше чем левая, так как ткань внизу собрана в более плотную складку, которая частично держит на себе вес штанины. Левая штанина провисает больше, линия штанины более прямая. Эта разница меньше ними не слишком заметна, но все же линии выгнуты немного по-разному.
3. Намечаем пряди прически и черты лица. Обозначим форму глаз, бровки, черточку носа. Рисуем рот, в его уголке я обычно ставлю маленькую точечку, провожу линию низа нижней губы. Уточняем остальные линии (например я уменьшила голову).
4. Стираем лишние линии, чтоб они не мешали, продолжаем уточнять контур, прорабатываем складки. Добавляем живность, например кролика). Хотя на самом деле было бы лучше вспомнить о нем раньше.
5. Начинаем красить рисунок. Голубым карандашом легонько прокрашиваем затененные части мальчика (кроме лица). Делаем это действительно легонько (на фото тонирование для наглядности показано контрастнее чем оно было на самом деле).
6. Опять же легонько начинаем накладывать цвет. У морковки сначала тонируем оранжевым цветом середину, потом от середины к краям – тонируем желтым. Темно-коричневым прорисовываем волосы у макушки и кончики волос. Штрих с сильным давлением в начале, и почти без давления в конце — на подобии того как запятые ставим, только совсем-совсем слегка изогнутые штрихи. Больше давим на карандаш у макушки, уменьшая давление к блику. По такому же принципу тонируем кончики волос, уменьшая давление к верху.
7. Затем добавляем на волосы более светлый коричневый цвет (можно чтоб он был со слегка красноватым оттенком). Потом по такому же принципу прорабатываем волосы желтым карандашом, уменьшая нажим к блику.
8. Продолжаем раскрашивать одежду, используя разные оттенки зеленого, салатного, голубого, синего, желтого. Для комбинезона также был задействован светло-фиолетовый карандаш (с теневой стороны.)
9. Уплотняем штриховку, за исключением более освещенных, выступающих областей (плечо, живот, носы обуви). Начинаем тонировать кожу лица карандашом телесного цвета. Потом поверх телесного легонько добавляем румянец красным карандашом. Потом опять тонируем тесным – тогда красный немного растушуется и будет выглядеть более естественно.
10. Начинаем обводить контур черной ручкой. Желательно чтоб она не текла). На всякий случай держите рядом листик бумаги о который можно ее вытереть. Волосы тоже легонько проработайте ручкой, изменяя нажим также, как раньше изменяли нажим карандаша.
11. Опять прорабатываем волосы, оставляя совсем небольшой не закрашеный участок блика, а можно и ластик использовать, как вам удобно). Ручкой рисуем зрачки, не забывая о бликах. На тапках блики у меня почему-то уехали не в ту сторону, но т.к. все равно на завершающем этапе расставлю блики гуашью – это не имеет большого значения.
12. Прорабатываем комбинезон синим карандашом, затеняя его по краям. Можно еще добавить теней на одежде, обуви и морковке с помощью диагональной штриховки простым карандашом (пользуюсь механическим, т.к. точить карандаши вечно лень). Раскрашиваем и обводим кролика. Используем голубой и светло-фиолетовый карандаш, ну и простой для затененных участков, кончиков ушей и хвоста и прорисовки пальчиков на лапах. Зубы можно выделить больше, а то у меня кролик какой-то собаковидный)
13. На тринадцатом этапе мальчик выглядит как-то странно, наверное он суеверный). Пририсовываем морковке зелень, бледно-розовым карандашом слегка раскрашиваем ребенку нижнюю губу. Обводим ручкой глаза, не забываем о складке верхнего века, точечками можно обозначить реснички. Простым карандашом наводим тень в ухе. Красным и простым — красим подошву обуви. Салатным – красим заплатку. Вспоминаем что мальчик отбрасывает тень). Как и животинка в принципе.
14. Остро заточенным карандашом рисуем радужку. Простым карандашом рисуем нагрудный карман, им же рисуем табурет, добавляем слева голубой цвет, обводим мебель ручкой.
15. При желании добавляем в рисунок белую гуашь, расставляя блики и рефлексы.
Вот такая еще дополнительная фотография — чтоб было лучше видно, где я провела линии кисточкой с гуашью.
Вот и все). Приятного, вдохновенного вам творчества!
Вот такие «титры» с фрагментами покрупнее, возможно вам пригодятся.
Щелкните на изображении для увеличения
П.С. Я не профи, и думаю (даже скорее знаю) что не все тут описываю правильно и грамотно, просто я безумно люблю рисовать и хочу хоть немного этой любви передать вам. С помощью урока) И пусть творчество вам всегда приносит счастье!)
футболка с изображением гитары, иллюстрация казака, ручная роспись гитары и, Акварельная живопись, млекопитающее, кошка pngPNG
PNG теги
- акварель,
- млекопитающее,
- Кот Лайк Млекопитающее,
- плотоядный,
- Ручной рисунок,
- скрипка,
- мультфильм,
- вымышленный персонаж,
- ручная роспись Иллюстрация,
- краска,
- струнный инструмент,
- приветствие,
- крышка,
- Кисть для рисования,
- объектов,
- краска Всплеск,
- футболка,
- скрипка Семья,
- ручная роспись,
- ручная роспись,
- Нарисованные от руки стрелки,
- бандура,
- Струнный смычковый инструмент, карта
- ,
- Мультяшная обложка для открытки,
- виолончель,
- креатив,
- креативный дизайн иллюстраций,
- Электрогитара,
- арт,
- зе,
- Футболка,
- Гитара,
- Чертеж,
- Казак,
- Иллюстрация,
- Рука,
- окрашенный,
- png,
- прозрачный,
- скачать бесплатно
Информация PNG
- Размеры
- 500x500px
- Размер файла
- 245,25 КБ
- Тип MIME
- Изображение/png
Изменение размера онлайн png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
- коричневая скрипка с цветами иллюстрации, рисунок скрипки акварельная живопись музыка виолончель, скрипка, нарисованный, рука, литература и искусство png 398x750px 236,17 КБ
- иллюстрация оранжевой лисы, иллюстрация кролика японской рыжей лисы, ручная роспись акварелью милая лиса., Акварельная живопись, акварель Листья, млекопитающее png 600x600px 281,21 КБ
- Cat Cartoon Illustration, Нарисованная рукой семья кошек, комиксы, млекопитающее, нарисованные png 1024x650px 324,58 КБ org/ImageObject»> Beauty Cosmetics Illustration, Раскрашенный вручную женский материал, Акварельная живопись, Аксессуар для волос, лицо png 1252x1489px 309,16 КБ
- Стрелка Adobe Illustrator Евклидова, нарисованные вручную стрелки, Акварельная живопись, текст, рука png 2214x2210px 193,57 КБ
- Абстрактное искусство Живопись Рисунок, Креативный цветной всплеск чернил тигр Аватар, тигр абстрактное искусство, Акварельная живопись, цветной всплеск, млекопитающее png 997x966px 1,26 МБ
- иллюстрация оранжевой лисы, иллюстрация лисы на основном рисунке, ручная роспись лисы, Акварельная живопись, млекопитающее, карандаш png 564x564px 286,9 КБ org/ImageObject»> иллюстрация разных цветов, торт ко дню рождения Приглашение на свадьбу Wish Поздравительная открытка, ручная роспись фона, Акварельная живопись, с днем рождения, воздушный шар png 1000x1000px 740,12 КБ
- иллюстрация льва, футболка Lion Leopard Tiger Wildlife, рисунок льва, Акварельная живопись, млекопитающее, всплеск png 500x500px 3690,42 КБ
- Arrow Euclidean Adobe Illustrator Icon, Разнообразие нарисованных стрелок, Акварельная живопись, угол, текст png 1320x1207px 253,4 КБ
- иллюстрация русалки, бумажная русалка акварельная живопись печать, ручная роспись русалки, нарисованный, плакат, рисованной png 564x1004px 305,15 КБ org/ImageObject»> разноцветная иллюстрация классической гитары, акустическая гитара укулеле Типле Куатро, гитара с ручной росписью, Акварельная живопись, рисованная вручную, гитарист png 600x921px 186,28 КБ
- желто-сине-черные кроссовки Nike Air Up Towns, футболка с принтом Nike, раскрашенные вручную баскетбольные кроссовки, Акварельная живопись, еда, баскетбол png 543x767px 496,13 КБ
- Приглашение на свадьбу Акварельная живопись Цветок, Акварельные цветы, иллюстрация разноцветных цветов, Акварельные листья, аранжировка цветов, рука png 642x1172px 2,89 МБ
- разноцветная иллюстрация совы и волка, сова Акварельная живопись Иллюстрация, ручная роспись акварелью Животные, Акварельные листья, позвоночные, рисованной png 500x1000px 520,26 КБ org/ImageObject»> енот, енотовидная кошка, собака, акварель, рисунок, ручная роспись, мультипликационный енот, мультипликационный персонаж, кошка, как млекопитающее png 510x700px 283,06 КБ
- Карандашная иллюстрация, ручная роспись карандашного материала, Акварельная живопись, текст, цветной карандаш png 1000x1000px 114,94 КБ
- Детский рисунок Живопись Иллюстрация, Рисование детей, Акварельная живопись, ребенок, рука png 800x457px 200,3 КБ
- Рождественская открытка Illustrator Illustration, Раскрашенные вручную рождественские животные, элементы, акварель, еда, текст png 500x700px 235,3 КБ
- Леопардовая футболка с принтом животных Иллюстрация, ручная роспись гепарда, Акварельная живопись, млекопитающее, кошка png 1000x768px 486,15 КБ org/ImageObject»> Астронавт Рисунок Тату Карандашом Иллюстрация, Раскрашенный вручную космонавт, плакат космонавта, Акварельная живопись, тушь, монохромный png 564x671px 202,4 КБ
- Обыкновенный подсолнух Иллюстрация, ручная роспись подсолнуха, Акварельная живопись, подсолнух, логотип png 849x836px 486,32 КБ
- Приглашение на свадьбу Акварельная живопись Рисунок, ручная роспись мужчины и женщины, мужчина и женщина танцуют, фиолетовый, всплеск, праздники png 564x828px 467,92 КБ
- Британский короткошерстный котенок Полосатый кот, ручная роспись кота, иллюстрация голубоглазого кота, Акварельная живопись, синий, карандаш png 510x510px 149,33 КБ org/ImageObject»> кот в очках рисует, персидский кот котенок Акварельная живопись полосатый кот, нарисованный кот, кошка, как млекопитающее, животные png 564x705px 321,23 КБ
- Почему Paint Cats Drawing Painting Art, Cat, разноцветная роспись кошек, футболка, синий, млекопитающее png 718x966px 728,36 КБ
- Скрипка Cartoon Music Illustration, скрипка с ручной росписью, Акварельная живопись, комиксы, png Материал png 972x1500px 1009,8 КБ
- Бас-скрипка Violone Viola Контрабас, Раскрашенный вручную материал для скрипки, Акварельная живопись, с днем рождения Векторные изображения, рисованная png 1474x1847px 349,74 КБ
- Платье Юбка, Платья с ручной росписью, Акварельная живопись, рисованная вручную, карикатура png 3711x4252px 338,23 КБ org/ImageObject»> Иллюстрация розы Цветочная иллюстрация, ручная роспись роз, четыре гроздья розовых роз, Акварельная живопись, Аранжировка цветов, Приглашение на свадьбу png 7210x7397px 12,33 МБ
- красная и желтая иллюстрация гитары, акварельная живопись Guitar Drawing Canvas, гитара, скрипка, sing A Song, фреска png 2050x3050px 2,37 МБ
- Fox Cartoon Cuteness Illustration, ручная роспись рыжая лиса, Акварельная живопись, млекопитающее, кошка png 2274x2650px 591,27 КБ
- тигр абстрактная живопись, тигр акварельная живопись рисунок иллюстрация, тигр, карандаш, животные, кошка png 564x785px 643,5 КБ
- Lion Stencil, Нарисованный лев, трафарет с головой льва, Акварельная живопись, млекопитающее, животные png 1129x1151px 146,8 КБ org/ImageObject»> Музыкальный инструмент Cartoon Saxophone, скрипка с ручной росписью, Акварельная живопись, рука, с днем рождения Векторные изображения png 2212x1484px 315,6 КБ
- иллюстрация красно-желтой лодки, лодка, ручная роспись лодки, Акварельная живопись, угол, оранжевый png 2522x1617px 93,59 КБ
- Пасхальная лилия Lilium candidum Тигровая лилия Акварельная живопись, ручная роспись лилии, белые цветы, белый, искусственный цветок, цвет png 3450x4425px 13,37 МБ
- иллюстрация трех мудрых обезьян, рисунок злой обезьяны, иллюстрация шимпанзе, ручная роспись гориллы, Акварельная живопись, млекопитающее, лицо png 564x1390px 605,19 КБ org/ImageObject»> серый эскиз микроскопа, микроскоп Cartoon Optical Instrument Illustration, микроскоп с ручной росписью граффити, Акварельная живопись, рука, техника png 871x923px 695,44 КБ
- Персонаж мультфильма, ручная роспись жениха и невесты, эскиз жениха и невесты, Акварельная живопись, белый, люди png 613x1000px 283,81 КБ
- Музыкальный инструмент Violin Illustration, нарисованные играющие дети, Акварельная живопись, ребенок, пианино png 971x1007px 551,74 КБ
- Цветочный черно-белый орнамент, ручная роспись растений, акварель, аранжировка цветов, белый png 2421x2238px 468,26 КБ
- рисунок человеческого глаза и руки, футболка черно-белый рисунок эскиз, черно-белые иллюстрации глаз, белый, млекопитающее, нарисованный png 1000x833px 212,43 КБ org/ImageObject»> две белые овцы графика, овца Ид аль-Адха Ид Мубарак Ид аль-Фитр, ручная роспись овечьего материала, Акварельная живопись, животные, рука png 1667x1667px 122,72 КБ
- Leopard Jaguar Cheetah Черная пантера, ручная роспись гепарда, Акварельная живопись, млекопитающее, лицо png 2323x1970px 734,56 КБ
- иллюстрация черепах, черепаха художественная роспись холст Cheloniidae, нарисованная черепаха, Акварельная живопись, нарисованная, рука png 564x1061px 701,98 КБ
- иллюстрация двух фиолетовых и оранжевых фонарей, иллюстрация поздравительной открытки Дивали Дия Душера, лампа с ручной росписью, Акварельная живопись, желание, свеча png 449x960px 274,34 КБ org/ImageObject»> оранжевая лиса, рыжая лиса рисунок иллюстрации, ручная роспись милая лиса, Акварельная живопись, млекопитающее, животные png 2626x2243px 143,16 КБ
- Ребенок, ручная роспись детей чтение, Акварельная живопись, рука, чтение png 1436x1512px 632,36 КБ
- Виолончель Скрипка семейная Иллюстрация, Мультяшная нарисованная скрипка, Акварельная живопись, мультипликационный персонаж, нарисованный png 1600x2240px 5,74 МБ
Ленин, его юность и становление | Русская революция
Тед Спрэг оглядывается на период, когда родился Ленин, на то, каким оно было обществом, и на ключевые события, отмеченные молодым Лениным. Он смотрит на то, как Ленин открыл марксизм и сделал его своим, используя его в дальнейшей жизни, чтобы возглавить большевистскую партию.
Много сказано о подвигах Ленина как вождя большевиков и Октябрьской революции. Его достижение как личности не имеет себе равных в истории человеческой цивилизации. Почти нет нужды повторять то, что было сказано о его жизни как марксиста его соратниками, десятками историков и даже его противниками. Однако его молодость представляет для нас интерес, учитывая состояние мира, в котором мы живем.
Современный мир полон беспорядков. Вышло поколение бэби-бумеров — тех, кто пережил бум после Второй мировой войны. Новое поколение — это поколение, которое не увидит ни бума, ни уступок, а будет видеть только нападение за нападением, потрясение за потрясением, гниль и распад системы, которая отказывается умирать. Это сформирует сознание миллионов молодых людей, той молодежи, которая не может не бунтовать в обществе, неспособном адекватно предоставить им пространство для творчества и драйва. Именно в этом свете работа с ленинской молодежью может дать нам представление о том, что ждет молодежь нашего поколения, Ленина не как отдельного человека, а Ленина как продукта всей русской истории.
Оценивая роль Ленина в апреле месяце 1917 года, когда он перевооружил большевистскую партию своими знаменитыми Апрельскими тезисами , Троцкий диалектически характеризует место, занимаемое его партнером в истории, следующим образом:
«Внезапное» появление Ленина из-за границы после долгого отсутствия, яростный крик, поднятый печатью вокруг его имени, его столкновение со всеми руководителями собственной партии и его быстрая победа над ними, словом, внешняя оболочка обстоятельств, облегчают в этом случай механического противопоставления личности, героя, гения объективным условиям, массе, партии. В действительности такое противопоставление совершенно односторонне. Ленин был не случайным элементом исторического развития, а продуктом всего прошлого русской истории. Он укоренился в ней глубочайшими корнями. Вместе с авангардом рабочих он пережил их борьбу в течение предшествующей четверти века». 1
Этот анализ Троцкого может быть продолжен еще в молодости Ленина, т. начало народников. Поучительно, что Троцкий в своей книге «Молодой Ленин» посвятил трактовке только этого периода две главы.
Интеллигенция и крестьянство в России
К концу 1850-х годов имперская Россия была одной из немногих стран Европы, не избавившихся от феодализма. Тем временем экономическая жизнь России все более и более переплеталась с остальной капиталистической Европой. Стремясь к промышленному росту и развитию, правительство осознало необходимость ликвидации крепостного права для создания свободной рабочей силы и отмены замкнутого самодостаточного мира для создания рыночной экономики. Крепостническое правительство вынуждено было выполнять буржуазные задачи, потому что не было русской буржуазии для их выполнения. Однако эта декретная аграрная реформа натолкнулась на неразрешимые противоречия. Полная отмена крепостного права могла означать только полную отмену помещиков, поэтому об аграрной реформе по образцу английской и французской революций не могло быть и речи. Царь должен был придумать, как «освободить» крестьян от земли, не освобождая их из лап помещиков. Отсюда и Царский освободительный манифест от 19 февраля.Вместо этого 1861 г. (ст. ст.) был встречен крестьянскими недовольствами и волнениями. Однако сопротивление русского крестьянства было с самого начала обречено, с одной стороны, в силу присущего ему классового характера — замкнутого, раздробленного и отсталого, — а с другой стороны, в силу изощренного репрессивного аппарата царя, сочетавшего в себе жестокость феодальной инквизиции с современным буржуазным государственным аппаратом.
Попытка возглавить крестьян была русской интеллигенцией. Они родились в стране, где феодальный класс разлагался быстрее, чем возникала буржуазия. Интеллигенция порвала с затхлой культурой и отсталостью русского дворянства и церкви, но не нашла сближения с русской буржуазией, которая была еще слишком примитивна и груба. Ему не было места в этой России, не было господствующего класса, к которому можно было бы привязаться, и поэтому он вынужден был представлять угнетенные массы, крестьянство. Напуганная собственной изолированностью и малочисленностью, интеллигенция должна была отречься от себя и стать частью народа, который в основе своей составлял крестьянство. Они пытались буквально погрузиться в крестьянство, одеваться как они, есть как они и даже работать плугом и топором.
В 1860 г. образовался первый подпольный кружок интеллигенции, известный как «Молодая Россия», непосредственной целью которого была: «кровавая и непримиримая революция, которая коренным образом изменит всю основу современного общества». Возникло много подобных кружков, пытавшихся поднять крестьян. Однако ожидаемая революция затянулась. В сознании этих кругов эту грандиозную идею революции надо было навязать крестьянам.
Так, 4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов, 25-летний бывший студент, сын дворянина, первым выстрелил в Александра II. Таким образом, за шесть лет интеллигенция завершила свой первый небольшой цикл: от надежды на немедленное крестьянское восстание через попытки пропаганды и агитации к индивидуальному террору.
1870-е годы открыли второй цикл этого движения интеллигенции. Оно было значительно шире по размаху и интенсивности. Тысячи юношей и девушек, в основном бывших студентов, инициировали движение «в народ», хаотическое паломничество по деревням с целью нести во все концы России революционную пропаганду, поднимать народные восстания.
Однако, несмотря на размах этого движения, реальность предала их надежды. Крестьяне не откликались на их призывы и во многих случаях относились к их пропаганде с подозрением и враждебностью, ибо не доверяли всему, что исходило из города.
Получаем уже знакомую нам последовательность стадий: от надежды на народное восстание к индивидуальному террору. И на этот раз цикл замкнулся с большим взрывом. 1 марта 1881 года (ст. ст.) молодой человек по имени Гриневицкий, член Народной воли (Народной воли), бросил бомбу и убил царя Александра II.
Однако, даже при пролитой царской крови, ни один крестьянин не поднялся. Новый царь Александр III, увидев, что террористы представляют не что иное, как их собственный романтизм, открыл период реакции. Правительство предприняло смелые действия: расправа с либеральной интеллигенцией, пресечение студенческой деятельности, изъятие из библиотек крамольных произведений и т. д.
Последний номер журнала «Народная воля» , вышедшего 1 октября ст , 1885 г. окрасил в мрачные тона мораль движения: «Полный интеллектуальный распад, хаос самых противоречивых мнений по самым элементарным вопросы общественной жизни… с одной стороны, пессимизм как личный, так и общественный, с другой стороны, общественно-религиозный мистицизм».
1880-е годы прозвучали похоронным звоном революционной интеллигенции народнического типа. С этим периодом реакции совпал выход на сцену русской буржуазии и, как следствие, неизбежная обуржуазивание интеллигенции. Революционный долг интеллигенции перед народом был заменен буржуазным индивидуализмом.
Брат Ленина и 1 марта
ст делоСемья Ульяновых Юность Ленина неотделима от жизни его старшего брата Александра Ульянова, родившегося на 4 года раньше. С тех пор, как он был маленьким, Ленин всегда равнялся на него и пытался ему подражать. Когда юному Ленину, известному в юности как Володя, задали вопрос о том, нужно ли есть каши с маслом или молоком, он ответил: «Как Саша [Александр]». Смерть его брата, когда Ленину исполнилось 17 лет, сильно повлияла на его будущее.
Александр поступил в Петербургский университет в 1883 году, во время которого среди интеллигентной молодежи господствовала политическая безысходность. Первые три года в университете Александр ничего не делал, кроме как учился, его голова была полна периодической таблицы Меделеева. Однако Александр не мог избежать своей судьбы, которая была определена глубоким изменением, происшедшим в политической атмосфере того времени после убийства царя Александра II. Школьный режим был невыносим: жестокий, черствый, душный. Поэт Семен Надсон, одного поколения с Александром, так писал о школьном периоде его жизни: «Будь ты проклят, мальчишеские годы! Вы прошли без любви, без дружбы и свободы». Отсюда и дело 19 марта.0234 st 1887 возник.
Местом первой публичной деятельности Александра стало Волковское кладбище. В 1886 г. он активно готовил празднование -й годовщины Крестьянской реформы митингом на кладбище борцов за освобождение крестьян. 17 ноября те же студенты собрали до тысячи человек на Волковом кладбище, чтобы отметить 25 -ю -ю годовщину смерти известного критика Добролюбова. На этот раз студентов окружил казачий отряд, многих арестовали; 40 студентов были отчислены из вуза. Тот факт, что молодежь так настойчиво совершала паломничества к могильникам над могилами борцов прошлого, как и их политические акты, красноречиво свидетельствует о глубине морально-политической депрессии того периода.
Среди студентов бушевали споры: что же делать? Их мольба о более свободном обществе не была услышана. Перед лицом негодования и политического бессилия прошлое дало им ответ: Террор! Вначале Александр возражал против этого вывода, говоря, что нелепо и даже самоубийственно пытаться заниматься какой-либо политической деятельностью, не выработав правильного взгляда. Остальные отвечали ему: что, будем сидеть сложа руки, пока торжествует насилие и угнетают наш народ? Вопреки здравому смыслу, он уступил.
Заговорщики решили убить царя 1 марта st 1887. Однако план, осуществленный от безысходности, обречен на провал. Все они были арестованы во второй половине дня 1 марта -го года еще до того, как у них появилась возможность осуществить план. Судебная речь Александра выразила тот пессимизм, который лег в основу их действий: «У нас нет сильно сплоченного класса, который мог бы сдерживать правительство… наша интеллигенция так слаба физически и так мало организована, что в настоящее время мы не можем вступить в открытая борьба… Слабая интеллигенция, очень слабо проникнутая интересом масс… может отстаивать свое право мыслить только террором». 2 8 мая -го Александр вместе с другими был повешен.
Казнь брата потрясла Ленина тем более, что он никогда не знал о революционном уме своего брата. Александр никогда не делал ни малейших попыток повлиять на Ленина, и делал это потому, что сам был в затруднительном положении и не видел пути вперед. Он подумал про себя: что толку вовлекать Володю в зашедшее в тупик политическое дело? Кроме того, молодой Ленин находился в своем собственном мире: поэзии и художественной литературы. Однажды летом 1886 года, когда братья жили в одной комнате, а его брат наливал Das Kapital , Володя, лежа на диване, читал и перечитывал все романы Тургенева и приходил в восторг от них. Ленин не проявлял ни малейшего интереса к книге, которой был так увлечен его брат. Ситуация резко изменилась с казнью брата.
Было бы бесплодным занятием строить догадки о том, решился бы когда-нибудь Ленин стать революционером, если бы его брат не умер мученической смертью. В царской России было достаточно причин превратить молодого человека в революционера, и общее политическое развитие Ленина не было исключительным случаем. ранний 189В 0-е годы многие молодые интеллектуалы резко обратились к марксизму в силу ряда исторических факторов: капиталистической трансформации России, подъема русского пролетариата и тупика народнической интеллигенции. С другой стороны, отбрасывание личных качеств историческим обобщением не приближает нас к пониманию развития Ленина и как личности, и как продукта истории, и почему он выделялся среди сотен, если не тысяч молодых людей. который обратился к марксизму.
Первое знакомство с революцией
После смерти брата Ленин заинтересовался верой, которая привела его брата к такому революционному действию; не столько из-за его интеллектуального любопытства, сколько из-за его стремления понять своего отчужденного брата. Он знал, что его брат очень уважал Николая Чернышевского, русского революционера и философского основателя народничества. Его роман Что делать?, , написанный в начале 1860-х годов, когда автор находился в тюрьме, был отчасти романом, отчасти пропагандой, обеспечившей революционный импульс и философию для молодежи того периода. Ленин поверхностно прочитал ее, когда ему было четырнадцать. Теперь он попытался перечитать его снова, на этот раз более серьезно и с сознательной попыткой понять мотивы, которые привели его брата на виселицу. Он писал о Чернышевском Что делать? :
«Роман Чернышевского слишком сложен, слишком наполнен мыслями и идеями, чтобы быть понятым и оцененным в юном возрасте. Я сам пробовал читать… когда мне было четырнадцать лет… это было бесполезное и поверхностное чтение, ни к чему не приведшее. Но потом, после расстрела брата, зная, что роман Чернышевского был одним из его любимых произведений, я принялся за настоящее чтение и пролил книгу не на несколько дней, а на несколько недель.0220 . Только тогда я понял всю ее глубину. Это работа, которая дает заряд на всю жизнь». 3
Именно от Чернышевского Ленин проникся революционным духом, которого ему когда-то не хватало, где по Ленину Что делать? № «не только показал, что всякий правильно мыслящий и действительно честный человек должен быть революционером, но и нечто более важное: каким должен быть революционер, какими правилами он должен руководствоваться, как он должен подходить к своей цели и какими средствами и методами должен использовать для достижения этого» 4 Что еще более важно, именно благодаря чтению Чернышевского, вызванному его желанием лучше понять своего брата, Ленин впервые познакомился с философским материализмом и диалектикой Гегеля.
«Первому знакомству с философским материализмом я обязан Чернышевскому. И он первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли; от него пришло мое представление о диалектическом методе, после которого было гораздо легче освоить диалектику Маркса… Я читал Чернышевского с карандашом в руке, делая обширные заметки и конспектируя прочитанное. Тетради, в которых все это было записано, я долго потом хранил при себе… До моего знакомства с произведениями Маркса, Энгельса и Плеханова только Чернышевский имел на меня большое влияние, подавляющее влияние». 5
Влияние Чернышевского на Ленина на его пути к марксизму не было чем-то уникальным. Плеханов, отец русского марксизма, тоже читал произведения Чернышевского в юности, прежде чем он стал марксистом. «Мое собственное интеллектуальное развитие происходило под огромным влиянием Чернышевского, — писал позднее Плеханов.
Путь к марксизму
Первый шаг Ленина к марксизму ясно показал, что его политическое развитие не было прямолинейным. Мирный мир поэзии и художественной литературы Ленина был жестоко нарушен смертью его брата, но он не сразу перешел к марксизму. Советские биографы — эпигоны — пытались приукрасить Ленина в его ранней юности божественной интеллектуальной силой, что он принял марксизм чисто по своим способностям. Создавались байки о том, что дом Ульяновых был чем-то вроде политического клуба, в котором активно участвовал молодой Ленин, что Ленин уже в 1887 году был марксистом и многое другое, перешагивающее через факты и логику. Недовольные таким Лениным, эпигоны хотели лучшего Ленина, Ленина настолько непогрешимого, что его развитие противоречит законам самого марксизма.
Первая стычка Ленина с властями произошла всего через четыре месяца после его поступления на юридический факультет Казанского университета. 4 декабря года года 1887 года студенты Казанского университета провели митинг с участием Ленина, не требуя свержения царя, а лишь требуя права иметь свои столовые и читальные залы. Ленин не был одним из лидеров протеста; однако его одиозная фамилия была достаточным поводом для того, чтобы власти арестовали его на следующий день и выслали. Инспектор милиции в своем рапорте писал: «Ввиду исключительных обстоятельств, касающихся его семьи, такое отношение Ульянова к митингу побуждает инспектора считать его вполне способным к разного рода противоправным и преступным выступлениям».
Союз борьбы за освобождение рабочего класса в 1897 г. С момента изгнания в 1887 г. до прибытия в Петербург в 1893 г., когда он фактически начал свою революционную работу, Ленин теоретически готовился. Ленин как автор появился только в 1893 году, когда появилась его первая работа «О так называемом рыночном вопросе ». Не сознательное понимание Лениным необходимости революционной идеи перед началом политических действий заставило его отсиживаться в течение шести лет, развивая себя и впитывая философию диалектического материализма. Такие своеобразные обстоятельства, как отправка в школу в глухой Казани — хотя, как мы видели, его очень скоро исключили, — впоследствии сосланное в маленькое село Кокушкино, а затем переехавшее на хутор в Самару, и общеисторические обстоятельства обострения царской Реакция и политический упадок интеллигенции давали молодому Ленину отсрочку от прямых политических действий. Тем не менее, он хорошо использовал эту изоляцию.
Находясь в ссылке в Кокушкино, живя в имении своего деда, он наткнулся на старый книжный шкаф с книгами своего покойного дяди, считавшегося в свое время начитанным. Пара сотен бродячих томов и несколько комплектов русских прогрессивных журналов, вот выбор книг, который был у Ленина, и он был случайным. Молодые глаза пожирали книги. Тем не менее, книжного шкафа было недостаточно. Ленину пришлось прибегнуть к библиотеке, и его семья также выписывала несколько либеральную газету. Здесь он впервые научился критически читать ежедневную газету, сложному искусству, в котором впоследствии стал виртуозом.
Осенью 1888 года Ленину разрешили вернуться в Казань. Он завел знакомства, влился в кружок молодежи, собравшейся вокруг старой народной воли Четверговой. Казанский кружок отнюдь не был кружком заговорщицким, так как общий политический и моральный упадок в России не позволял этого. Дело 1 марта г. г. 1887 г. было практически последней конвульсией периода народной воли г. . Кружок был просто дискуссионной группой вокруг Четверговой, которую Ленин уважал так же, как молодой зеленый рекрут смотрит на покрытого шрамами ветерана. Именно из этого кружка Ленин взял Das Kapital , редкое сокровище в Казани, поскольку они были изъяты из библиотек и конфискованы из частных квартир.
Страницы Das Kapital открыли глаза Ленину, как и его брату всего пару лет назад. Однако разница в том, что вместе с Лениным идеи Маркса прочно овладели им; они, наконец, дали ему представление об обществе, в котором он жил. Он сидел со своей старшей сестрой, пытаясь объяснить тайны прибавочной стоимости и капиталистической эксплуатации. Напротив, Александр, охваченный преобладавшим в то время пессимизмом, не мог заставить себя поделиться своим открытием с братьями и сестрами.
В следующие пару лет Ленин приобрел еще марксистские работы. Однако только после знакомства Ленина с работами Плеханова в начале 1891 г. он окончательно порвал с русской народнической традицией и стал убежденным марксистом. В 1893 году он переехал в Петербург и встал на путь, изменивший впоследствии ход не только русской, но и мировой истории.
Роль личности в истории
В какой степени личные качества Ленина влияют на его становление как вождя Октябрьской революции? Плеханов в своем блестящем произведении Роль личности в истории , писал следующее:
«Выходит, что в силу определенных черт своего характера отдельные личности могут влиять на судьбу общества. Иногда это влияние очень значительно; но возможность осуществления этого влияния и его размеры определяются формой организации общества, соотношением сил внутри него. Характер человека является «фактором» общественного развития лишь там, когда и в той мере, в какой общественные отношения позволяют ему быть таковым».
Проходя его жизнь с детства, еще до того, как он обратил внимание на политику, мы уже можем видеть определяющие черты, которые отличали его от многих других молодых людей его поколения, также обратившихся к марксизму: чувство долга, дисциплина и упорядоченность. С юных лет родители учили его и его братьев и сестер «бережливости, аккуратности, уважению к труду и его плодам». В дальнейшем он очень не любил разгильдяйство, лень и расточительность среди взрослых, и особенно в большевистской партии, где от тех, кто стремился к реорганизации общества, ждали профессионального поведения и отношения.
Его академическая успеваемость также была свидетельством его трудовой этики. Ленин справлялся со школьной программой без перерыва и каждый год с отличием. Его учитель языка и литературы Федор Керенский, отец Александра Керенского, ставил его сочинительство в пример другим и награждал его высшей оценкой, отзывался о нем как об «исключительно талантливом, постоянно прилежном и аккуратном». Встречаясь с родителями, директор не упускала случая похвалить этого ученика. Столь же исключительной была его способность получить юридическую степень за восемь месяцев, тогда как большинству студентов обычно требовалось 4 года. Он сделал это без помощи профессоров и занял первое место в классе из 144 студентов.
Поскольку он учился в старшей школе, он писал очень методично. Сначала он делал набросок, чтобы убедиться, что его идеи будут выражены полностью. Затем вокруг этого наброска он группировал ссылки, аргументы и цитаты, и отсюда заполнялись введение, основная часть и заключение. Этот методичный способ письма дал ему арсенал, необходимый для составления проницательного анализа русской и международной литературы. – политические и экономические события, послужившие руководством к действию для его партии.
Ленин обладал всеми качествами, чтобы быть успешным человеком во всех профессиях. Он мог бы стать преуспевающим фермером в то время, когда его семья купила небольшую ферму в Самаре. С его способностью анализировать сложные ситуации и формулировать аргументы, не говоря уже о первоклассном юридическом дипломе, он мог бы стать выдающимся юристом. Но Ленин выбрал путь борьбы. В 1893 году, в возрасте 23 лет, он сделал смелый шаг к революции и после этого ни разу не колебался.
Молодежь в моменты своего существования сталкивается с одним животрепещущим вопросом: кем я хочу быть? Ленин, как и тысячи молодых людей его поколения, столкнулся с тем же вопросом. Виктор Серж вспоминал свой экзистенциальный момент:
«Кем ты хочешь быть? Юристы, ссылаться на закон богатых, несправедливый по определению? Врачи, чтобы ухаживать за богатыми и прописывать хорошую пищу, хороший воздух и отдых чахоточным из трущоб? Архитекторы, чтобы разместить помещиков с комфортом? Оглянитесь вокруг и проверьте свою совесть. Разве вы не понимаете, что ваша обязанность совсем иная: объединиться с эксплуатируемыми и работать над разрушением невыносимой системы?» 6
Как и Виктор Серж и многие его будущие соратники, Ленин пошел по пути борьбы.
Таким образом, за шесть лет между расстрелом брата и переездом в Петербург будущее Ленина сложилось не прямолинейно, а скачкообразно, где последовательность его личного развития переплетается с последовательностью исторического развития.
Примечания
1 Лев Троцкий, История русской революции (Лондон: Wellred, 2007) 343.
2 Лев Троцкий, Молодой Ленин (Нью-Йорк: Doubleday & Company, 1972) 66.