Вырезаем славянский чур Перуна из дуба
Перун — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне, управляющий Молниями, сын Бога Сварога и Лады-Богородицы, внук Бога Вышеня. Бог-Покровитель Чертога Орла во Сварожьем Круге.
Символом Перуна считался топор, или как его иногда называли Секира Перуна. Секиру Перуна как сакральный символ могли украшать различными свастическими символами. Предположительно, этот символ мог являться воинским оберегом.
Есть у Перуна своё дерево — дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его ирисом — по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.
Дерево Перуна – дуб, и потому главным символом капища был дубовый идол.
Дуб, пораженный молнией, почитался особенно — и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него, считались лучшими хранителями от Нави.
Итак, приступаем к мастер-классу.
Инструменты:
- Резак-косяк К5;
- Полукруглая стамеска 8;
- Самодельная стамеска из надфиля;
- Ручной лобзик.
Берем брусок и делим его на 3 части, делая пометки карандашом 4 см оставляем на голову, 8 см на туловище и 11 см оставим на ноги.
Теперь отмечаем следующую часть — по всему бруску прочерчиваем горизонтальные линии — это будет приблизительный контур. На уголке прорисовываем схематично голову, руку одну и другую, место под секиру, ноги. Теперь можно начинать делать контур головы резаком-косяком, аккуратными движениями снизу-вверх. Так как дерево дуб — режется трудно, то нужно быть предельно аккуратным дабы не испортить поделку и не пораниться.
Далее примерно в середине части головы делаем нос — режем под острым углом. Далее обрезаем голову, придаем ей более округлую форму.
Следующим действием берем полукруглую стамеску чтобы вырезать место под глаза. Фигуру лучше положить на стол, чтобы вам было удобнее вырезать. Осторожно вырезаем глазные пазухи. И резаком — косяком выправляем место, где резали глазные пазухи, выравниваем сбоку от лица неровности.
Теперь нос почти сделан, нужно сделать ноздри, делаем косяком, важно — зафиксируйте фигуру, чтобы не скользила по столу. Теперь берем наждачку — единичку, и счищаем все маленькие неровности вокруг носа.
Дальше уже режем сами глаза, размечаем карандашом, чтобы было ровно. Удобнее такие работы, конечно, делать из таких пород деревьев — как груша или вишня, но поскольку соблюдаем традиции древних славян, режем из дуба.
Режем глаза косяком, под углом со внутренней стороны, но угол берем небольшой, нужно учитывать что будут еще и веки. Далее самым маленьким резаком-стамеской выравниваем глазные яблоки, а затем делаем веко. После прорисовываем карандашом скулы, и срезаем немного впереди фигуры – работать необходимо осторожно чтобы не задеть нос.
Начинаем придавать вид лицу, режем косяком.
Далее делаем надбровные дуги и брови, делаем их слегка выделяющимися на лице.
Затем делаем лицо — карандашом прорисовываем усы и начинаем их вырезать резаком-косяком.
Далее, будем делать рот — размечаем центр, верхнюю и нижнюю губы. Осторожно, краем резака прорезаем губы. Затем самым маленьким резаком прорезаем более точные контуры.
Далее обозначаем усы.
И продолжаем резать бороду, выделяем ее от усов.
Затем рисуем и вырезаем правую руку, которая будет поверх рукояти секиры, а держать саму секиру он будет левой рукой. Все лишнее будем убирать полукруглой стамеской. Бороду будем обрабатывать позже. Осторожнее держите стамеску, чтобы было менее травмоопасно.
Затем рисуем плечи, и вырезаем их резаком-косяком.
Прорезаем слегка переднюю часть фигуры под секиру и слегка выравниваем плечи. И рисуем левую руку.
Начинаем вырезать, надавливая резаком на дерево, чтобы четче прорисовать контуры. К вопросу о том, почему режем с угла такой брусок — ответ — руки, таким образом их удобнее делать, и они будут равные по размеру.
Теперь попеременно полукруглой стамеской и резаком-косяком придаем дальнейшие формы.
Далее продолжаем работать попеременно полукруглой стамеской и резаком-косяком, осторожно прорезаем контур рук.
Теперь прорезаем переднюю часть, стачиваем ее, вырезая место под секиру. Делаем в виде небольшого углубления.
Продолжаем прорезать область тела, делая сужение к верху фигуры. Сначала делаем с одной стороны, потом с другой стороны.
Сделав ноги приступаем к прорисовке сапог. Выделяем их на общем фоне ног.
Следующим этапом будет вырезание плаща с задней стороны фигуры, для этого косяком необходимо придать плавность формы плаща.
После чего сделать волны в поле и на спине, для придания реалистичности общей картине.
Теперь возвращаемся к бороде, начинаем прорезать контуры усов и, волнообразными линиями, обозначать волосы на бороде.
То же самое проделываем и с головой.
Завершив работы с волосами, можем приступать к застежке плаща, в виде шестиконечной звезды Перуна.
После этого делаем доспехи, я делал их в виде чешуи, где верхние чешуйки наслаиваются на нижние, на самом деле вариаций довольно много и любой может подобрать себе по вкусу.
Следующий этап — это изготовление секиры, на тонкой дубовой реечке, диаметром 4 мм, рисуем секиру.
При помощи ручного лобзика она аккуратно вырезается, резаком-косяком и плоской стамеской ей придается форма.
На сикире наносятся три руны перуна — солу, тэйваз и солу. Брусок ниже ног дорабатывается путем сглаживания углов, образуя таким образом овальный постамент.
Завершающим этапом будет вклеивание секиры на ее место при помощи столярного клея ПВА.
Для большей наглядности всего процесса изготавления добавляю видео проведенных работ:
Перун и его воображаемые друзья — Жизнь на DTF
Разбираемся в том, какие боги в Древней Руси были, а каких не было.
75 695 просмотров
Боги языческих народов — богатая и интересная тема. Их образы, в чем-то уникальные, а в чем-то схожие у разных народов, вдохновляют многих современных авторов. В том числе в жанрах фэнтези, фантастики, магического реализма.
Еще в 19 веке по всей Европе предпринимались попытки реконструировать древние верования и понять, каким богам поклонялись предки. И, конечно, за образец брались мифы Древней Греции.
Рафаэль Санти, «Совет богов (мастерская)»
Вот только речь обычно шла о бесписьменных культурах, которые оставили после себя очень мало источников. И если у скандинавов, например, были Эдды, записанные уже христианами, но довольно рано, а также надписи, выбитые в камне, то с восточными славянами все получилось не так удачно. У нас не осталось записанных эпических историй о богах, и приходится опираться на обрывочные свидетельства в летописях и обличительные высказывания против язычников, а также скудные археологические данные.
Перун, Сварог, Род и Велес в представлении современного художника Zalip12
В этом тексте мы попробуем разобраться, что мы действительно про них знаем, что можем предполагать, а что совсем далеко от истины. А потом посмотрим, как творчески переосмыслять эти свидетельства, и почему авторам художественных произведений, в том числе игр, не стоит этого бояться.
Пантеон князя Владимира
Самый известный источник информации о богах, которым в Древней Руси поклонялись, это перечисление идолов, установленных князем Владимиром в Киеве, из «Повести временных лет»:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».
Владимир ставит идолы богов в Киеве. Конец XV в. Радзивилловская летопись, Библиотека Академии наук, Санкт-Петербург
Нужно иметь в виду, что Владимир преследовал довольно конкретные цели: он пытался объединить Русь вокруг Киева через единый комплекс верований. То есть было бы неверно говорить, что воздвигнутые идолы — это исчерпывающий список богов или, что туда попали все популярные боги. Например, речь идёт, видимо, именно о славянских богах, а на территории Древней Руси жили также финно-угры, тюрки, балты.
Славянский пантеон из настольной ролевой игры Scion: Чернобог, Маржана, Перун, Поревит, Жива, Велес, Жислбог
Кроме того, важно понимать, что любое язычество (даже греческое) на уровне практики выглядит не как почитание какого-то раз и навсегда определённого пантеона, а как поклонение многочисленным локальным божествам — покровителям рек, холмов, лесов, городов. Обращались к ним по любому поводу: и за удачей на войне, и за богатым урожаем, и для защиты от злых сил. Разные боги могли в одной местности слиться воедино, а в другой, наоборот, один бог разделялся на двоих персонажей или больше.
Сборный славянско-балтийский пантеон из вселенной Marvel
Мы не знаем, по какому принципу отбирались идолы в Киеве. Например, часто встречающийся в других источниках Велес (Волос) не упоминается среди них. Кроме того, «Повесть временных лет» сохранилась в списках XIV—XVI , а не в оригинале, а списки часто делались с ошибками. И Нестор вовсе не ставил своей целью точно передать языческие представления. Но имеем то, что имеем — выбирать-то не из чего.
Что же мы знаем о 5 (или 6) богах, упомянутых в «Повести»?
Перун
Перун из игры Thea: The Awakening
О Перуне нам известно сравнительно много. Он часто упоминается в различных источниках, ему поклонялись западные славяне, об обычаях которых мы знаем чуть больше. Он также близок к балтийскому Перкунасу, а многие его особенности и связанные с ним легенды были приписаны Илье Пророку и в таком виде сохранились вплоть до Революции.
Перун — бог-громовник. Само слово «перун» в русском, украинском и белорусском языке используется как устаревшее и поэтическое наименование молнии. Это был важный бог для жителей Древней Руси, общеизвестный и почитаемый. Его вполне можно считать верховным богом, если необходимо выделять такую фигуру. Византиец Прокопий Кесарийский ещё в 6 веке писал, что славяне (речь шла о южных славянах) превыше всех почитают неназванного бога-громовника, которому приносят в жертву быков. Довольно правдоподобно выглядит связь Перуна с воинами и воинственностью, дубами, оружием — всё, это характерно для богов-громовников.
Поклонение Перуну у Московитов. Гравюра из книги Г. А. Шлейзинга «Древняя и новая религия московитов», 1698
В более поздних источниках упоминается о ритуалах в честь Перуна. Например описывались новгородские драки, которые связывались с поминками по Перуну. Есть также упоминание сплавления идола Перуна по реке, похожее на описание низвержения его идола из «Повести временных лет».
К разнообразным предположениям насчет родственных связей Перуна, конкретных особенностей его почитания, жертвоприношений, устройства храмов и т.д. стоит относиться осторожно: они основаны на спорных научных данных.
Свержение идола Перуна на картине «Попрание древнерусских богов» Е. Штыров.
Зато можно посмотреть на особенности народного почитания «грозного святого» Ильи Пророка. Его образ стал сближаться с Перуном еще до официального крещения Руси, по мере сближения языческих и христианских легенд (такое слияние более чем характерно для языческой картины мира). Скорее всего, именно это сделало Илью одним из самых почитаемых на Руси святых.
Считалось, что пророк ездит по небу на золотой или огненной колеснице и поражает молниями-стрелами чертей и разнообразных гадов. В некоторых регионах считалось, что Илье надо всё время молиться в грозу, чтобы в человека не вошёл бес, потому что тогда пророк поразит его молнией. Осторожность следует соблюдать и в Ильин день под конец сбора урожая (20 августа): в этот день запрещалось работать, чтобы не прогневить святого. Помимо поражения чертей и людей молниями, Илья также ниспосылал дожди и засуху. Эти легенды о святом, возможно, восходят к образу Перуна.
Илья Пророк на своей колеснице
Если писать славянское фэнтези, то можно было бы придумать такой образ: Перун это могущественный верховный бог, повелевающий громом и молнией. В грозу он ездит по небу верхом и поражает стрелами своих противников — враждебных людям духов — подобно тому, как Тор побивает великанов. Перун следит за соблюдением законов, покровительствует воинам и смельчакам. Его символы — это дуб и бык. По своей милости Перун посылает на землю дождь или засуху. Зимой Перун погибает и уходит в подземное царство — тогда земля становится бесплодной и замерзает.
В художественных произведениях оправдан любой вымысел, это вовсе не значит, что всё было так на самом деле. И если кто-то вырвет это описание Перуна из контекста и будет использовать как реальные мифологические данные — «да не получат они помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия».
Разнообразные Перуны lugvelesasrz, А. Клименко, Mikado13
Мокошь-Макошь
Макошь Виктор Корольков
Мокошь — единственная богиня-женщина в пантеоне князя Владимира.
Исследователи-романтики во многом придумали ее культ, отталкиваясь от народного почитания святой Параскевы Пятницы, связанной с ткачеством и рукоделием. От ткачества сделали переход к нитям жизни, а Мокошь превратили в богиню судьбы. Проблема в том, что в отличие от Перуна и пророка Ильи, мы не знаем про Мокошь ничего вообще, кроме того, что она была женщиной. У нас, например, нет данных о том, что её изображали с прялкой. Так что параллели между ней и Параскевой просто не на чем проводить.
Мокошь из игры Thea 2: The Shattering
Иногда фигуру Мокоши сближают с таким фольклорным персонажем как Мать-сыра земля. Это распространённый образ в былинах и сказках, и мы можем сделать вывод, что в представлениях славян земля занимала очень важное место. Но вряд ли стоит говорить о персонификации земли в виде богини. Скорее всего, имелась в виду именно земля как живая стихия, что напоминает древние религиозные представления, например, китайцев. Однако можно соотносить Мокошь с Матерью-сырой землей. Это куда меньшая натяжка, чем многие другие теории о славянских богах.
Кем ещё может быть единственная богиня, включенная в новый единый пантеон? Например, богиней женщин, покровительницей деторождения и женских ремёсел. Или богиней плодородия, возможно, выступающей в паре с Перуном. А может быть и богиней-воительницей, вроде Иштар, воплощением власти и удачи в битве. Такая женщина вполне могла оказаться на княжеском холме, куда, судя по «Повести» не взяли «скотьего бога» Волоса, несмотря на его большую значимость. Исторические данные никак не ограничивают полёт нашей фантазии.
Мокошь BirnaAlicja
Хорс-Дажьбог
Хорс Игорь Ожеганов
Дальше — хуже. Между именами Хорса и Дажьбога в «Повести» не стоит союз, а между остальными именами он есть. Это может быть размноженная ошибка переписчика. А может быть указание на то, что это два имени одного и того же бога (Хорс-Дажьбог). В остальных источниках оба бога фигурируют порознь, но никогда не упоминаются вместе.
В «Беседе трех святителей» есть такой ответ на вопрос, откуда берётся молния: «Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два ангела молнии». Что это значит и к чему эти национальные эпитеты — кто его разберет. Некоторые исследователи считают, что это указание на то, что культ Хорса пришел на Русь из иудейской Хазарии, но это спорное утверждение.
Хорс Андрей Шишкин
С молниями тоже возникают вопросы. Это единственное упоминание Хорса с его функциями. Но существует популярная теория об этимологической связи Хорса с ираноязычным корнем «хур», «хвар», обозначающим «солнце». Лингвисты оспаривают эту точку зрения, но пока она остается доминирующей, и мысль о связи Хорса с молнией, не вписывающуюся в эту концепцию, часто отвергают.
В «Слове о полку Игореве» есть неоднозначная фраза: «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Трактуя «Хръсови» как «Хоросову», романтически настроенные исследователи делают вывод, что «Хоросов путь» и состоял в том, чтобы «рыскать волком». А значит Хорс на самом деле был связан с волками, оборотничеством и выступал как мрачный бог диких зверей и колдовства. Но нужно помнить, что единственное прямое указание на функции Хорса связано с молниями, а в «Слове» вполне возможно имелся в виду вовсе не он.
Короче, бог Хорс был, а вот чем он занимался — мы уже никогда не узнаем.
Хорс из игры Thea 2: The Shattering
А что Дажьбог? Давайте посмотрим, что в Википедии называется самым информативным источником о нем — «Хронографию» византийца Иоанна Малалы. Писал он, правда, про египтян, а имя Дажьбог было использовано для перевода имени упомянутого там бога солнца Гелиоса, который в свою очередь символизировал Амона Ра. Из этого можно с некоторой натяжкой сделать вывод, что Дажьбог у переводчика ассоциировался с богом солнца. Также слово «Дажьбог» упоминается в украинских песнях, в том числе в качестве того, кто завершает зиму и начинает лето. Это тоже подтверждает солнечную версию.
В «Слове о полку Игореве» князья или все русичи называются «Даждьбожьими внуками». Хотя существуют разные мнения насчет того, что это значит, возможно, речь идет о том, что Дажьбог воспринимался как первопредок, бог-прародитель народа или людей вообще.
Дажьбог Андрей Шишкин
Если фантазировать, Дажьбога вполне можно считать солнечным богом, доброжелательным к людям, подателем тепла и света, даже культурным героем. Можно изобразить его милосердным богом в противовес «грозному» Перуну и тем, кто сотворил людей.
Их связь с Хорсом позволяет, как в серии Thea, превратить последнего в бога луны, зловещее солнце мертвых, «волчьего пастыря». А его связь с появлением молний может трактоваться как то, что он и его нечистая сила привлекают молнии-стрелы Перуна. Или сделайте его богом космических путешествий — никто вас за руку не поймает.
Хорс из игры Thea: The Awakening
Стрибог
Стрибог Игорь Ожиганов
Стрибог — еще один персонаж, про которого мы ничего не знаем. Практически единственное упоминание — в «Слове о полку Игореве» о ветрах говорится как о «стрибожьих внуках», которые направляют стрелы против войска Игоря. На основании этого даже не отрывка, а предложения, строились теории о том, что Стрибог — бог ветров, а также злой бог, противник людей, которого противопоставляли Дажьбогу (в основном потому, что оба слова устроены одинаково).
Отсюда пошло отождествление Стрибога со святым Касьяном — очень любопытным персонажем народного православия, злым, враждебным, кривым (косым) на один глаз, сторожащим ад и насылающим ветры и болезни. Касьян заслуживает отдельного рассказа, а вот основания для его соотнесения со Стрибогом очень шаткие.
Поклонение Стрибогу у Московитов. Гравюра из книги Г. А. Шлейзинга «Древняя и новая религия московитов», 1698
Но в искусстве вполне можно осмыслить Стрибога как бога ветров, а также использовать предположение, что его имя связано с индоевропейским корнем «старый». Представьте себе Стрибога как мрачного старика, повелевающего своими родичами-ветрами. Тогда уж можно связать его с зимой и вьюгой и превратить в этакого Мороза. Это будет вполне сообразовываться с более поздними представлениями низового фольклора, а про Мороза доступно куда больше достоверной информации.
Симаргл
Семаргл В. Корольков
И самый загадочный персонаж «пантеона» Владимира — Симаргл. В «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» есть цитата: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». Но в других рукописях Симаргл или Семаргл пишется в одно слово. Кто это такой или такие, чем они занимались — неведомо. В какой-то момент его имя соотнесли с иранским Симургом на основе сходства слов. Симург — это мифическая царь-птица, чей образ, возможно (возможно!), произошел от Сэнмурва — полуптицы-полусобаки. Одиозный исследователь Рыбаков предположил, что именно полуптица-полусобака стояла на холме в Киеве, что он был вестником богов, а также был связан с плодородием и много чем ещё. Все это не выдерживает критики с научной точки зрения.
Симаргл Irdeorum-III
Однако если фантазировать, никто не запрещает использовать образ крылатой собаки как вестника богов. Во-первых, крылатые собаки очаровательны. Во-вторых, собаки незаслуженно мало представлены в высокой мифологии. Тогда можно сделать его психопомпом — т.е. проводником душ в загробный мир. Этим часто занимаются собаки в фольклоре. Или трикстером-оборотнем, раз уж он единственный не имеет антропоморфного облика. Получится такой славянский Гермес в облике собаки — готовый главный герой игры, комикса или романа.
Кого не взяли на холм?
Волос/Велес
Велес baklaher
Волос, судя по частым упоминаниям в источниках, был популярным богом Древней Руси. Его именем клялись вместе с именем Перуна. Его часто называют «скотьим богом», т.е. покровителем скота, а следовательно, богатства. То есть мы даже знаем, какими он обладал функциями.
«Повесть временных лет» не упоминает Волоса среди идолов «пантеона» князя Владимира. Куда более поздний «Киевский синопсис» упоминает, но там и весь остальной список отличается, кроме Перуна. А в «Житии Владимира» говорится, что идол Волоса был сброшен в реку, куда в «Повести» сбросили идол Перуна. И тут не понятно: идол Волоса был, но стоял отдельно, как утверждают некоторые исследователи — например, на торжище? Или стоял вместе со всеми, а Нестор его не упомянул? Или какой-то из описанных им богов — на самом деле Волос?
Велес Milica Cvetic
Вся информация о Волосе помимо того, что это был важный бог скота, выглядит крайне зыбко. Есть теория о том, что он был противником Перуна. Строится она на соотнесении Волоса с балтийским Велсом и Велнясом, духом, связанным с подземным миром и скотом, и противником Перкунаса-громовержца. Однако нужно понимать, что источники, рассказывающие уже об этом персонаже, довольно поздние и неоднозначной достоверности.
Противопоставляя Волоса и Перуна, иногда говорят о том, что Волос был земным богом золота и простого народа (видимо, земледельцев), а Перун — небесным богом войны и княжеской дружины. Основывается это представление во многом на тексте клятвы, в которой упоминаются и Перун, и Волос, а также золото и оружие: «да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».
Но, во-первых, здесь нет очевидного разделения. Во-вторых, золото упоминается в контексте пожелтения кожи и говорит скорее о болезни. Вернее было бы сделать вывод, что это были могущественные боги, властвующие над жизнью и смертью. Волос действительно, скорее всего, был связан с богатством, но выраженным в первую очередь в скоте . А обладание богатством не очень свойственно «простому народу», который обычно беден.
Перун сражается со змеем А. Фанталов
Дальнейшее развитие мысли о вражде Перуна и Волоса превратило его в змея, ведь мотив о сражении громовержца со змеем — архетипический и встречается у многих народов. Противопоставление небесных птиц с земными змеями, «гадами», в культуре восточных славян занимает очень важное место. Но нет никаких причин считать, что оно восходит к Волосу.
«Слово о полку Игореве» содержит косвенную отсылку к Волосу. Баяна, легендарного сказителя, называют Велесовым внуком. Это можно понимать как эпитет, говорящий о его даре слова. И на этом основании Велеса иногда считают богом поэзии.
Велес А. Клименко
Более творческая интерпретация говорит, что речь идёт о даре колдовства или волхования. Мысль о Велесе как о боге мудрости, как и многие другие его атрибуты, проникла в популярную культуру из «Велесовой книги» — подделки 50-х годов 20-го века. Наверняка мы можем сказать только, что был такой важный бог Волос, и у него была власть над скотом, а значит благосостоянием.
Впрочем, если отступить от исторической правды, образ Велеса как бога-колдуна в медвежьей шкуре, ведающего секретами земли, выглядит очень интересным. Или его можно превратить в такого древнерусского Фрейра — бога изобилия, мужской силы, плодородия, богатства и процветания, красоты и удовольствия от жизни. Который сражается с медведями голыми руками.
Сварог и Сварожич
Сварог Игорь Ожеганов
Сварог упоминается в «Повести временных лет», в описанной выше «Хронографии» Иоанна Малалы. Там, напоминаю, речь идёт о египтянах, и слово «Сварог» используется для перевода имени Гефеста (которым называют, видимо, Хнума). В других источниках упоминается Сварожич, и, вероятно, это один и тот же персонаж. Сварожич почитался западными славянами и был связан с огнём. Был ли он почитаем в Древней Руси — неизвестно.
Даже если и был, не всегда бог огня — это то же самое, что бог-кузнец, как обычно представляют Сварога в популярной культуре. Бог огня может быть богом очага и жертвоприношений, посредником между богами и людьми, как индийский Агни.
Все прочие
Род Максим Кулешов
Например, Троян — демонизированный император Траян. Его образ встречается в фольклоре южных славян, но это скорее сказочный персонаж. В «Слове о полку Игореве» Троян тоже есть, но там говорится о «времени» или «тропе» Трояна, так что не очень понятно, идет ли речь о некоем древнем правителе-человеке, мифологическом персонаже или о божестве, или там опять какая-то ошибка переписчика или переводчика.
Еще встречается Дый или Дий. Иногда его упоминают среди богов, которым поклонялись язычники, но чаще используют для перевода имени Зевса при пересказе античных мифов.
Позвизд Андрей Шишкин
Нередко упоминаются Род и рожаницы. Но обычно в тех же списках, где помимо богов говорится о поклонении вилам, упырям, берегиням. Которые, несомненно, были важными персонажами славянского фольклора, но таких редко называют богами, выделяя в отдельную категорию (как нимф, альвов и прочих духов). Насколько это на самом деле правомерно — вопрос спорный, но такова традиция. И вполне возможно под Родом и рожаницами имелось в виду поклонение предкам и духам-покровителям.
В «Киевском синопсисе», составленном очень поздно, в 17 веке, приводится альтернативный список идолов, воздвигнутых Владимиром. Помимо Перуна, называемого богом грома и дождя в облике человеческом, упоминаются Волос, бог скотов, а также Позвизд, Ладо и Купало.
Всех их связывают с книжной традицией: авторы поздних источников, в подражание грекам, выдумывали богов сами, а потом копировали их друг у друга. Иногда они опирались на параллели с той же античной мифологией, иногда — на низовой фольклор, народные ритуалы и праздники. А когда за изучение таких источников принялись одиозные исследователи, Ладо или Услад, фигурирующий в нескольких поздних источниках в мужском роде, превратился в богиню Ладу. То есть, тут мы видим слои и слои вымысла.
К такой выдуманной книжниками мифологии относят ещё Ярилу и Леля, Лелю и Полелю. Последние три — это обожествлённые в отчаянной попытке отыскать хоть каких-то языческих богов припевки (типа «ля-ля-ля»).
Лель из фильма «Снегурочка» по пьесе Островского
Вряд ли являлась богиней и Марена, каким бы привлекательным ни был её образ в популярной культуре как сильной женщины, повелевающей зимой и смертью. На самом деле, это ритуальный персонаж, чучело или деревце, сжигаемое при проводах зимы, вроде Масленицы — либо ритуально оплакиваемое более поздней весной, как Кострома. Последнее связывает её с циклом смерти-воскрешения: это метафора засева зёрен в землю («похорон») и их последующего прорастания («возрождения»).
Наверное, поэтому Марену сравнивали с Персефоной, сходящей в подземный мир, а вовсе не из-за того, что она правила мёртвыми.
Морена из игры Thea: The Awakening
Вторая причина появления образа богини смерти — в сходстве имени Марена с латинским корнем mor: «смерть», т.е. в том, что христианские авторы и ранние исследователи занимались народной этимологией (это когда словам приписывают схожее значение, потому что они на слух похожи, головная боль любого лингвиста). Но, конечно, готическая ледяная дева — это красиво.
Чернобог из сериала «Американские боги»
Еще один популярный образ, растиражированный «Американскими богами» Геймана, это Чернобог — злобный бог зла. Тоже персонаж очень эффектный, более того, скорее всего, реально бывший богом. Описан он, правда, у балтийских славян, но в России и Украине есть отсылающие к этому имени топонимы. Знаем мы о нём не так много, кроме того, что из-за зловещего имени Чернобога очень любили христианские авторы, смело записывая его в дьяволы.
Часто он упоминается вместе с Белобогом, своим антагонистом и воплощением добра. Но в последнее время противостояние Чернобога и Белобога приписывают фантазии авторов, впечатлённых манихейством (дуалистической религией, утверждавшей, что зло и добро одинаково могущественны).
Чернобог и Белобог Максим Шухарев
Что же до самого Чернобога, если его не выдумали христианские авторы, не факт, что он был таким злодеем. Чёрный цвет не всегда означает что-то плохое, он может быть связан, например, с чернозёмом — плодородной землёй. Не исключено и то, что чёрным богом могли называть разных персонажей в зависимости от местности или конкретных идолов, сделанных из черного камня или дерева.
Есть ещё попытки вывести в боги известных персонажей сказок — Бабу Ягу, Кощея и т.д. Для этого уже нет вовсе никаких оснований. Характерно ещё, что в этом случае берут самых ярких неоднозначных персонажей. Как будто восточные славяне были поголовно готами, которые хотели собрать себе целый пантеон из богов смерти. Впрочем, если бы это была осознанная авторская позиция, могло бы выйти интересное произведение про «русскую смерть»
Баба-Яга из фильма «Морозко»
Конечно, очень жаль, что нам не осталось хотя бы своей «Эдды», чтобы узнать больше о богах, которым поклонялись славяне на территории Древней Руси. Но это не уникальная ситуация — во многих странах представления о языческом прошлом также основываются на романтических догадках, спорных этимологических построениях и христианских или римских источниках.
Из хорошего — отсутствие информации открывает свободу творчеству и воображению. В вымышленном язычестве нет ничего плохого, пока его не пытаются выдавать за историческую истину.
А если вы хотите больше узнать о мифологических представлениях русских, белорусов и украинцев — обратитесь к богатому низовому фольклору, народному православию, сказкам и песням. Там можно найти очень много красивых и интересных персонажей, образов и тем, которые незаслуженно обходят вниманием в попытках отыскать таких же богов, как у древних греков.
Велес Славянское язычество Перун Славяне Мифология, Бог, компьютерные обои, живопись, религия png- компьютерные обои, религия, png
- покраска,
- религия,
- лес,
- джунгли,
- мифология,
- руокайка,
- славянское язычество,
- преступный мир,
- славян,
- Велес,
- сварог,
- стоковая фотография,
- перун,
- арт,
- природа,
- история,
- год,
- фольклор,
- флора,
- ось Мунди,
- волхв,
- png,
- прозрачный,
- скачать бесплатно
Информация PNG
- Размеры
- 900x600px
- Размер файла
- 1,2 МБ
- MIME-тип
- Изображение/png
Изменение размера онлайн png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
Велес Славянское язычество Перун Славяне Мифология, Бог, живопись, религия png
Велес Славянское язычество Перун Славяне Мифология, Бог, живопись, религия pngPNG ключевые слова
- картина,
- религия,
- лес,
- джунгли,
- мифология,
- руокайка,
- славянское язычество,
- преступный мир,
- славян,
- велес,
- сварог,
- перун,
- арт,
- природа,
- история,
- год,
- фольклор,
- флора,
- ось Мунди,
- волхв,
- png,
- стикер png,
- скачать бесплатно

- Размеры
- 900x600px
- Размер файла
- 1,2 МБ
- Тип MIME
- Изображение/png
изменить размер png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
- Гефест Сварог Символ славянского язычества славян, послания, угол, текст png 1200x1200px 69,06 КБ
- Лес Евклидов, лесной пейзаж, извилистая дорога между деревьями графика, лист, пейзаж png 3313x2343px 1,25 МБ
- Перун Хроника Славорум Бог Славянское язычество Божество, Бог, религия, мифология png 391x766px 417,21 КБ org/ImageObject»> Бесплатный контент Лес, лес, нарисованный, лист png 800x682px 404,47 КБ
- водоем вокруг деревьев, осенний лес, пейзаж, живопись png 1400x3119px 4,69 МБ
- Природа Пейзаж Евклидов, Джунгли, трава, живопись png 1181x1181px 786,66 КБ
- Славянская Родная Вера Руки Бога Славянское язычество Славяне Религия, Бог, текст, логотип png 768x768px 6,32 КБ
- Ранние славяне Бог Лада Славянское язычество, Бог, религия, миниатюра png 508x766px 721,99 КБ
- Велес Славянское язычество Еврейская символика Славянская Родная Вера, символ, угол, текст png 1120x1200px 22,9 КБ org/ImageObject»> Пейзаж Земля Пейзаж Природа, земля, пейзаж, трава png 640x640px 618,97 КБ
- леса, млекопитающее, лист png 1057x694px 406,32 КБ
- картина пещеры, плакат, лесной фон, компьютер, пейзаж png 3000x2000px 9,86 МБ
- мультфильм тропические леса, мультипликационный персонаж, лист png 1429x1065px 575,23 КБ
- иллюстрация реки и леса, природный ландшафт, мультфильм природа, фон горного ручья в пустыне, лист, пейзаж png 1411x972px 615,59 КБ
- Славянское язычество Славяне Купала Ночной Бог Мифология, Бог, культура, религия png 600x600px 617,71 КБ org/ImageObject»> Мультфильм лесная иллюстрация, лесной склон, лист, пейзаж png 800x432px 276,33 КБ
- Пейзажная живопись Акриловая краска Масляная краска Рисунок, живопись PNG 600x600px 161,81 КБ
- Перун Славянское язычество Хроника Славорум Гром Молния, молния, угол, прямоугольник png 512x512px 7,32 КБ
- Цвет, Цвет чернил границы, граница, рамка png 561x562px 102,4 КБ
- Международный день лесов Цифровое искусство Лесное хозяйство, лес PNG 1300x1300px 1,88 МБ
- Fantasy Forest Desktop, лес, фауна, живая природа png 512x512px 538,69 КБ org/ImageObject»> Рисунок Настольный Живопись Эскиз, Мечта, карандаш, пейзаж png 1920x1080px 2,86 МБ
- Сказочный замок Театральные декорации Иллюстрация, Лесной замок мечты PNG 1800x1800px 1,18 МБ
- иллюстрация Иллюстрация, Анимационная кабина, лист, трава png 800x551px 568,72 КБ
- Иллюстрация Винни-Пуха, Винни-Пух Пятачок Иа Виннипег, Винни-Пух, лист, герои png 2551x1795px 5,09 МБ
- Кришна Махавишну Индуизм Брахман, Радха Кришна, cg Artwork, натюрморт png 760x1044px 2,15 МБ
- Цветовая гамма Палитра Природа Пейзаж, Грунтовая дорога PNG 650x500px 558,5 КБ org/ImageObject»> водоем возле деревьев иллюстрация, иллюстрация, нарисованное озеро, Акварельная живопись, шаблон png 1210x1255px 277,56 КБ
- Лес, Ручная роспись фонового рисунка леса, Акварельная живопись, нарисованный png 1200x675px 3,09 МБ
- u56fdu753bu5c71u6c34 Пейзажная живопись Шань Шуй, Бамбуковый материал, png Материал, млекопитающее png 720x1280px 1,42 МБ
- Мультфильм Забавное животное Иллюстрация, Разнообразие лесных животных, лист, трава png 800x584px 373,63 КБ
- u5c0fu8aaa Книга u7384u5e7b Faabula Творчество, лес, нарисованный, рука png 658x487px 641,53 КБ org/ImageObject»> цветы, Флористика Логотип Цветочный дизайн Акварельная живопись Цветок, акварельный баннер, Аранжировка цветов, текст png 2100x1500px 749,49 КБ
- Акварельная живопись Пейзажная живопись Арт Лес, живопись, Акварельная живопись, зима png 497x699px 831,43 КБ
- Солярный символ славянское язычество Сетка перекрывающихся кругов славян, символ, угол, белый png 1024x1024px 87,42 КБ
- Бумага Свадебные приглашения Винтажная одежда Frames Flower, BUNGA, фиолетовые бабочки, акварель Живопись, фиолетовый png 595x595px 232,13 КБ
- Воскресение Иисуса Иллюстрация, Иисус, христианин, христианство, нарисованный png 491x786px 202,97 КБ org/ImageObject»> зеленое лиственное дерево у реки под белым облачным небом, анимация, рисунок леса, мультфильм, нарисованный лесной фон, Акварельная живопись, мультипликационный персонаж png 1400x990px 1,09 МБ
- Плакат «Небесное королевство», персиковый лес китайского фэн-шуй, чернила, китайский стиль png 1474x1000px 1,59МБ
- розовый цветок лотоса и иллюстрация стручков, 2012 Lotus Evora Lotus Cars Nelumbo nucifera Китай Акварельные цветы, чернила на фоне листьев лотоса, Акварельная живопись, аранжировка цветов png 4961x3189px 16,61 МБ
- Mozhu Bamboo Ink мыть живопись Китайская живопись, фон китайский ветер бамбук PNG 650x650px 366,77 КБ org/ImageObject»> женщина, играющая на цветочной флейте, фея-символ ангела, труба-девушка, Цветочная композиция, модная девушка png 724x990px 1,2 МБ
- Святое Сердце Святого Католицизма Видение Бога, Бога, cg Artwork, живопись png 1024x723px 917,48 КБ
- Картина маслом Мастихин, река Акварель, пейзаж, масло png 498x650px 483,28 КБ
- Фруктовое дерево Рисунок Книжка-раскраска Лес, дерево, белый, лист png 600x470px 10,83 КБ
- Рабочий стол Видео высокой четкости Разрешение экрана Изображение Иисуса, Иисуса Христа, христианство, пейзаж png 1600x1200px 2 МБ