План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД по рисованию «Красота татарского национального костюма»
Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»
Предмет (направленность): познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.
Интеграция образовательных областей:
Социализация — воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине.
Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, чак-чак.
Материал к занятию:
Куклы в национальных костюмах.
Аудиозаписи песен, музыки.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Предварительная работа:
Чтение народных сказок, былин, песенок.
Заучивание стихов, частушек, загадок.
Слушание песен, музыки.
Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
Сбор, рассматривание предметов быта.
Ход занятия:
Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».
— Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
— А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.
— Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
— А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
— Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
— Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Мы живём в Татарстане.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
— Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты. Красный – это жизнь, сила.
— На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
— Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде, познакомимся с основными элементами татарских народных костюмов, как мужских, так и женских.
— Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и татарские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
— Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде).
— Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).
— Хотите посмотреть, как раньше одевался татарский народ? Я приглашаю вас, в видеозал. (Дети располагаются вокруг экрана).
Слайд №1. Женский праздничный татарский народный костюм.
— Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
Слайд №2 Калфак
— На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
— Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
— Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
Слайд № 3 Повседневная одежда татарской женщины.
— В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.
Слайд №4 Мужской праздничный татарский народный костюм.
— Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.
Слайд №5 Тюбетейка.
— Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
Слайд № 6 Повседневная мужская татарская одежда
— Также как и у женщин, у мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей и повседневная в которой они могли выполнять различную работу.
Слайд № 7 Ичиги.
— На ногах и женщины и мужчины носили ичиги — сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.
— Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин. Раньше мы с вами познакомились с русским народным костюмом. Давайте сейчас посмотрим, сумеете ли вы узнать какой костюм татарский, а какой русский.
Слайд № 8 Русский и татарский женский костюм.
— Скажите чем отличается женский русский костюм от татарского? (дети перечисляют основные элементы костюмов)
Слайд № 9 Русский и татарский мужской костюм.
— Скажите чем отличается мужской русский костюм от татарского? (дети перечисляют основные элементы костюмов)
-Молодцы. А ещё русский и татарский костюм отличаются орнаментом, который их украшает.
Слайд № 10 Татарский орнамент
У татарского народа существует три вида орнамента:
1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2) Второй вид орнамента – «геометрический» — применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид – «зооморфный» — среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.
Слайд № 11 Тюбетейка, калфак с разными орнаментами.
— Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.
Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом фартуки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.
А давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие они красивые и разные. Как они украшены, из чего состоят узоры? Как они расположены?
Дети: На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями.
Воспитатель: обратите внимание на красивое сочетание красных цветов с вписанными зелеными частями и листьями. Мы будем украшать силуэты фартука по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука.
(Дети украшают орнаментами свои фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).
Итоги работы
— Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).
Из красивых лоскутков
Фартук праздничный готов
И горят на ней цветы
Небывалой красоты.
— А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Займи место» (Буш урын).
Татарская национальная игра «Займи место» («Буш урын»).
Вы хорошо потрудились, весело поиграли, и я хочу угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чак.
(Чаепитие с угощением).
Сборка | татарский национальный костюм раскраска
Смотрите на нашем сайте отличные фото тортов для детей про динозавров, картинки тигра для срисовки в блокнот, татарский национальный костюм раскраска и другие прикольные изображения.

















Татарский национальный костюм, история, составные элементы, декор, цветовая гамма
На чтение 11 мин. Просмотров 2.8k.
В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Особенности
Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.
Краткое описание особенностей традиционного наряда:
- широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
- штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
- верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.
Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.
Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.
Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.
Повседневные наряды
Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.
Одежда
Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:
- Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
- Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.
По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.
Головные уборы
Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.
Интересные факты о женских головных уборах:
- Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
- В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
- Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
- Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.
Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.




Обувь
Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.
Название традиционных татарских сапог варьировалось:
- читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
- черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
- чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.
Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.
Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.




Аксессуары
Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.
Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца.








Детские костюмы
Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.
Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Видео
Фото
Татарский национальный костюм
В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.
Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.
Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.
В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.
Женская и мужская татарская национальная одежда
Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.
Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).
Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.
От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.
Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.
Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.
Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.
Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом».
Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.
Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.
Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.
Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.
Татарские национальные головные уборы
Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).
Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.
Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские» калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
Национальная татарская обувь
Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.
Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.
Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.
Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.
При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.
Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.
Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.
Зимой носили валенки, короткие и высокие.
Национальные татарские украшения
Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.
Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.
Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.
Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.
Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения — охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.
ТэгиНародный костюм и вышивка: традиционный костюм Татарстана
Всем привет,Сегодня я снова вернусь к Среднему Поволжью, которому я посвятил несколько постов. На этот раз я буду говорить о татарах, народе, не имеющем отношения к остальным в этом районе. Вот наша карта Среднего Поволжья.
Татарстан показан ярко-зеленым цветом в центре справа на этой карте. На севере желтым цветом находится Удмуртия, на северо-западе красным цветом — Марий Эл, на западе царственно-синим цветом — Чувашия, на востоке в своего рода лиловом цвете — Башкортостан, а на юге — бледно-зеленым. это русские оседлые земли [с некоторыми общинами мокши и чувашей], затем чуть южнее находится Казахстан, в чирке.Капитолий. Татарстана — это Казань, один из крупнейших и богатейших городов Российской Федерации, и это их флаг.
Эта территория была местом Булгарского государства с 8-го века до 1230-х годов, когда оно перешло к хану Батыя и Золотой Орде. Его кипчаки поселились в этой местности в то время, привнеся свой язык, материальную культуру и этноним татар. После распада Монгольской империи Казанское ханство было независимым государством с 1438 по 1552 год, в этом году оно было завоевано Российской империей.С тех пор они оставались под контролем России и СССР. Кстати, термин «татарин» считается оскорбительным, поскольку это скорее игра слов, сделанная европейцами со ссылкой на «Тартар» Аид на греческом языке. Правильный термин — «татарский». Есть много других местных народов, называемых татарами, которые живут от Литвы до Китая. В этом посте я расскажу только о костюме и вышивке этой общины, казанских татар. Вопрос о том, какая часть их предков происходит от кипчаков, а какая от булгар, явно спорный.
Костюм казанских татар за столетия на удивление мало изменился — это копия с несуществующей картины татарской царицы Сююмбики XVII века.
А вот картина нашего старого друга Густава Федора Паули, опубликованная в 1862 году.
Как видите, на обеих картинах костюм практически одинаковый. Он не имеет ничего общего с костюмами их соседей, различных финских народов или чувашей.Он скорее напоминает костюмы Средней Азии.Основная одежда женщины может быть описана как «платье», во всех имеющихся у меня источниках она сделана из цветной, часто очень богатой ткани. Детали кроя менялись с годами, особенно количество и размер оборок, пришитых к нижней части. Вот основной покрой «платья».
Под ним носили салвар, [мешковатые штаны] и, возможно, льняную верхнюю одежду, но они никогда не выглядели внешне. Эту одежду всегда носили с жилетом «камзул», длина которого варьировалась от бедра до колен.вот основная огранка камзула. Эта одежда довольно широко распространилась по Восточной Европе.
Наряду с этим носили множество видов головных уборов и удивительное разнообразие украшений. Вот пара примеров с длинным и коротким камзулом.
Первый из этих двух примеров демонстрирует ансамбль, который надето на нагрудное украшение, известное как «яка чылбыры». По сути, это булавка для воротника с пятью подвесными цепочками из тонкой металлической конструкции, украшенными камнями. Вот один из них крупным планом.
Вот татарка в костюме с яка чылбыры.
Второй из двух вышеупомянутых ансамблей показан с украшением на груди, известным как «Хесите». По сути, это патронташ из ткани, покрытый металлическими бляшками и украшениями. Он свисает с верхней части левого плеча и под правой рукой. [это может объяснить сбивающую с толку ссылку, которую я натолкнул в узбекской книге на «украшения под мышками»] Вот подробное изображение.
Вот татарка в костюме с хесите.Она сняла камзул, чтобы нам было лучше.
На этих фотографиях старые костюмы, поэтому цвета потускнели. Существует третий тип нагрудного украшения, известный как «Изю», который в основном представляет собой пластроновую оборку, покрывающую переднюю часть одежды. Часто к нему пришиты то, что больше похоже на броши. Вот один из них крупным планом.
Вот татарка хвастается своей изю.
Насколько я могу судить, каждую из них обычно носили отдельно, но вот исключительное фото татарской девушки, одетой во все три сразу.
Это явно не крестьянский костюм. Это костюмы зажиточных горожан. Подробнее о вышивке и крестьянском костюме я опубликую в нескольких следующих публикациях.
Всем спасибо за чтение. Надеюсь, вам это понравилось.
Чувствовать
свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь в конце концов
охватывают всю Европу и бывшую Российскую Империю / Советский Союз. Я также
с благодарностью приму советы по исходным материалам, которых у меня может не быть.Я также
принимать заказы на исследование / дизайн, шить и / или вышивать костюмы, или
другие предметы для групп или отдельных лиц.
[email protected]
.
Исходный материал:
М. Завьялова, ‘Татарский Милли Киеме’, Казань, 1996
Гузель Валеева-Сулейманова, Декоративно-прикладное искусство казанских «татар», Москва, 1990
Корнеев, «Костюмы народов России в графике XVIII-XX веков», Москва, 1990Н.Калашникова, ‘Национальные костюмы народов СССР’, Москва, 1990
,Татарские национальные костюмы Архив — Мир4

Татарка из Томской Сибири в XIX веке. Femme Tartare de Tomsk. Asie. Галерея: азиатские костюмы Огюста Валена. Нравы, обычаи и костюмы всех народов мира.

Исторические костюмы крымских татар 1850-х гг.

Татаринка из Томска. Уне Татар де Томск. Томские татары отличаются от племени, населяющего окрестности города Томска; для… Подробнее

Кузнецкая татарка 1803.Une Femme Tatare de Kousnetzk, par derrière. Телеутанцы, или Теленгуты, известные под обоими наименованиями, по-видимому, получили свое название от озера Теленгаут, расположенного недалеко от… Подробнее

Женщина из ногайского племени татар. Une Femme des Tatars Nogais. После капчакского племени орда ногайских татар долгое время была самой… Подробнее

Задняя фигура казанской татарины 1803 года. Une Tatare de Kazan, par derniére. ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ законам Алькорана, татары никогда не могут владеть более чем четырьмя… Подробнее

Ногаянка или татарская женщина-катчинца Une Femme Tatare de Katschintz.Качинцы носят брюки и короткие сапоги в форме чулок, сделанные из кожи и украшенные… Подробнее

Катчинца-татарка. Красноярский народный костюм. Une Fille Tatare de Katschintz. В Красноярском воеводстве, на берегу Енессея и нескольких рек, обогащающих этот великий поток,… Читать дальше

Кузнецкая татарская девочка 1803. Une Fille Tatare de Kousnetzk. Одежда Телеутанцев не менее жалка, чем их образ жизни.Однако их женщины иногда носят… Подробнее

Знаменитая татарская ногайская леди. В центре группы — принцесса этого народа в сопровождении рабыни, 1803 год. Une Femme Tatare Nogais de difference; au… Подробнее
.Национальный татарский костюм: общие сведения
Национальный татарский костюм можно назвать ценным памятником народного искусства. В течение многих веков в него вносили различные изменения, доводя до совершенства даже мелкие детали. Сильное влияние на костюм оказали ислам и традиции восточных народов. Однако его тоже можно назвать только собирательным способом, поскольку он сочетает в себе широкий спектр национальной одежды татар из разных групп.Такой костюм способен многое рассказать о своей обладательнице: обозначить возраст и социальное положение в обществе, характер, вкус и индивидуальные особенности.
Национальный татарский костюм отличается сочетанием сочных красок, наличием головных уборов со сложным орнаментом, наличием многочисленных видов обуви, а также украшений. Их изготавливали только лучшие мастера своего дела.
В татарском костюме за основу взяты длинные свободные рубашки, напоминающие тунику. Несмотря на размер, они никогда не опоясывались.
Мужские рубашки сшивались длинными до колен, женские до щиколоток обладательниц и имели широкие рукава.
Состоятельные татары могли использовать дорогие ткани — шерсть, шелк, парчу и другие. Можно было встретить украшение рубашек лентами, кружевом, тесьмой или воланами. Женщины подкладывают под них нижний нагрудник.
В татарский национальный костюм также входят штаны из легкой ткани. Нашивки мужские, женские однотонные. На торжественной одежде (например, на свадебном костюме) мог быть яркий мелкий узор.Верхняя одежда не имела застежек и рукавов и шилась из фабричной (шерстяной или хлопчатобумажной) ткани или шилась в домашних условиях, а также из ткани или меха (зимний вариант).У нее всегда была спина к спине, клинья по бокам и правосторонний запах. К верхней одежде прикреплялся пояс, который шили из ткани.
Женский национальный татарский костюм украшался декоративной отстрочкой, мехом или вышивкой, в восточных регионах использовались монеты.
Мужские и женские головные уборы существенно различались. В первом случае они были разделены на домохозяйства и выходные. Они поражали своим разнообразием, так как для изготовления использовались всевозможные ткани и всевозможные украшения.Головной убор представлял собой тюбетейку. У молодых людей были более яркие цвета, мужчины и люди старшего возраста — более скромные. При выходе из дома сверху надевали различные головные уборы или головные уборы.
Женщины также имели дифференцировку по возрасту. По головному убору можно было узнать семейное и социальное положение его обладателя. Девочки носили трикотажные или тканевые калфаки белого цвета. Замужние женщины, выходя из дома, бросали носовые платки, легкие шали или покрывала. Сверху носили декорированные повязки, которые помогали плотно удерживать головной убор.В национальный татарский костюм также входит специальная обувь. В рабочем варианте носили лапти, потому что они были удобными и легкими. Традиционные сапоги татар — сапоги и туфли, которые шились из кожи (иногда разноцветной) и имели как твердую, так и мягкую подошву.
p >> ,