Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Карандаш » Наброски карандашом головы человека: Наброски головы человека в разных ракурсах

Наброски карандашом головы человека: Наброски головы человека в разных ракурсах

Posted on 25.03.202317.03.2023

Содержание

  • Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека
  • Набросок
  • Pencil Sketch Face — Etsy Дания
    • Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
  • Научитесь рисовать карандашом | Человеческий портрет Прабху Gsp
      • Новичок
      • от Prabhu Gsp
    • Язык обучения
      • : английский
    • Краткое содержание курса
    • Профиль учителя
      • Prabhu GSP
      • Ключевой словесный у нас. , Карандашный набросок, Акварель, Искусство
      • Сведения о работе
    • О курсе

Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека

Библиографическое описание:

Кудрявцев, И. В. Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека / И. В. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 636-639. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16258/ (дата обращения: 17.03.2023).

Научитесь прежде прилежанию, чем быстроте

Леонардо да Винчи

Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.

Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.

Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как

особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.

Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное.

Искусство рисования представляет собой единый художественный творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира, теоретические знания и практические навыки в этой области.

Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить.

Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует.

Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно.

В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением».

Можно смотреть, но не видеть. Поэтому очень важно, чтобы итог наблюдения был сохранен в сознании. Здесь на помощь художнику приходит зрительная память.

Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.

Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:

1.                   Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.

2.                  Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).

3.                  Развивать и укреплять зрительную память.

4.                  Научить работать «по представлению».

5.                  Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).

Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.

Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени. Существуют несколько типов набросков:

1.                  Набросок с натуры.

2.                  Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти).

3.                   Наброски исполняемые только «по памяти».

4.                  Наброски «по представлению».

5.                  Наброски, выполняемые комплексным способом

с применением всех вышеуказанных способов.

6.                  Наброски по воображению (набросок — эскиз).

«Зарисовка» является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать».

Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение.

Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др.

У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы.

Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее.

Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.

Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.

Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета.

В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника

Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.

В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок.

Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики).

Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа

, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти). А также выполнение учащимися систематических, обязательных домашних заданий с 1х по 4е классы.

Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт.

Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут. Модели — учащиеся 4 классов.

Цель: знакомство с пропорциями головы человека. Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.

Перед началом зарисовки следует внимательно рассмотреть модель со всех сторон уяснить себе ее характер и отличительные особенности.

Выбрав точку зрения на натуру, следует определить размер и место положения рисунка в листе и в дальнейшем стараться не выходить из установленных рамок т. к. это нарушит пропорции и композицию листа.

Необходимо напомнить учащимся об органичной связи формы головы с ее костной основой — черепом, показать и назвать основные части черепа: лицевая, затылочная, лобная, теменная, височные и отдельная составляющая — нижняя челюсть.

Обобщенная форма человеческой головы, напоминает овал, которым, как очень условным изображением, пользуются при построении формы черепа и головы.

Для зарисовки формы черепа и головы пользуются так называемой, серединной линией, которая при положении черепа в фас совпадают с осью симметрии лицевой его части, и делит его по вертикали па две зеркально одинаковые части. Если дополнительно нанести на овал (череп, голову) вспомогательную линию, пересекающую серединную линию на половине высоты овала, то образуется крестовина.

«Крестовина», делящая овал (череп, голову) по горизонтали на 2 части (верхнюю и нижнюю) и совпадающая своей точкой пересечения с переносицей, служит ориентировочной линией, на которой расположены середины глазных впадин (глаза).

«Крестовина» помогает сразу намечать не только повороты головы по горизонтали — вправо, влево, но и его наклоны по вертикали — вверх, вниз. Также по овалу (черепу, голове) можно провести две дополнительные линии, которые делят серединную линию на 3 равных части, начиная сверху:

—        Линия бровей

—        Линия, показывающая нижний край носового отверстия (у черепа) или основания носа (у головы).

Ориентируясь на горизонтальную линию «крестовины» устанавливаем размеры глаз, затем намечаем передние и боковые поверхности носа, определяем в общих чертах форму рта и подбородка, а также находим место положения уха — между линией бровей и линией основания носа, намечем границ покрова волос.

Продолжаем вести зарисовку парными формами, симметричными относительно «серединной» линии

—        Два глаза;

—        Два уха;

—        Две точки уголков рта и т.  д.

Не забываем, что расстояние между глазами равно глазу (хотя в жизни встречаются лица с близко или широко расставленными глазами). Рисуя, глаза, необходимо следить за направлением взгляда модели. Оси зрения должны скрещиваться в одной точке, и, следовательно, глаза фактически всегда бывают несколько скошены внутрь. Только в тех случаях, когда человек задумался, или когда он смотрит вдаль, оси зрения идут параллельно.

Нос состоит из передней плоскости, двух боковых, а также нижней плоскости, где расположены ноздри. Для определения крыльев носа проводят вспомогательные линии вниз от внутренних уголков глаз.

В пластической характеристике головы большое значение имеет нижняя челюсть, ее формой определяется овал лица. Расстояние от конца подбородка до разреза рта всегда больше, чем от разреза рта до основания носа. Рот всегда бывает шире крыльев носа. Характер губ имеет большое значение для выражения лица. В зависимости от него лица могут казаться добрыми, злыми, веселыми, грустными и т.  д.

Продолжая зарисовку, учащиеся сравнивают лицевую и затылочную часть головы, уточняют массу волос, характер прически.

Голова в набросках и зарисовках всегда изображается с шеей или видимой ее частью. Шея условно имеет форму цилиндра, и он немного наклонен по отношению к голове. Голова связывается с туловищем посредством двух грудинно-ключично-сосцевидных мышц, осуществляющих ее поворот в сторону.

Заканчивая зарисовку, учащиеся еще раз проверяют композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Уделяют внимание определенной «законченности» зарисовки.

В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника.

Краткосрочная зарисовка головы человека развивает способности и стремление учащихся к активной самостоятельной работе, к умению думать, делать отбор и анализировать полученный результат. А обязательные домашние задания — «Автопортрет» я копии с рисунков старых мастеров, позволяют закрепить минимальные теоретические и практические знания и навыки, полученные в процессе работы над краткосрочной зарисовкой головы человека.

Наброски и зарисовки являются необходимой составляющей в творческой работе начинающего художника.

 

Литература:

 

1.      Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М. 1957

2.      Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания, М. 1953;

3.      Соловьев A. M., Смирнов Г. Р., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. М. 1953.

  1. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка. М. 2008
  2. Материалы и техника рисунка под редакцией В. А. Королева М. 1987.
  3. Радлов Н. Э., Густав Доре Л. 1935
  4. Собко Н. П. «Словарь русских художников» Спб. 1893.

Основные термины (генерируются автоматически): зарисовка, набросок, учащийся, глаз, голова, зрительная память, краткосрочная зарисовка головы человека, процесс работы, длительная работа, изобразительное искусство.

Набросок

НАБРОСОК

 

Набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.

Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.

Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не «живет» на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами.

Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера — опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.


Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

История сохранила интерес­ные факты из жизни Аппелеса, одного из самых знамени­тых художников Древней Гре­ции, который писал портреты, исторические картины, натюр­морты. Однажды Аппелес так живо нарисовал Александра Македонского, что один из его военачальников — Кассандр -затрясся всем телом, приняв изображение грозного царя за живого. А вот что сообщил Плиний:

«Находясь в свите Александра, Аппелес имел столкновение с Птолемеем: в его правление страшная буря занесла Аппелеса в Александ­рию. Завистники художника подговорили царского шута пригласить Аппелеса на пир к Птоломею. Птолемей потребовал сказать, кто его сюда пригласил. Аппелес стал указывать, кто именно из прислужников его позвал, и, чтобы точно обозна­чить, выхватил из печки потух­ший уголь и на стене набросал портрет так, что царь узнал по наброску лицо своего шута».

Итак, знаменитый художник умел мгновенно схватывать и изображать в натуре самое ха­рактерное, то есть мастерски владел искусством наброска.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры, наряду с длительными, многосеансными сопровождают, как правило, работу над картиной или скульптурой. Они предваряют создание произведения. Худож­ник с наиболее возможной быст­ротой рисует то, что заинтере­совало, привлекло его внима­ние. Нередко образы и впечат­ления дополняются накопленны­ми ранее и вызывают творчес­кую активность художника, рождают замысел. Те рисунки, с которых начинается воплоще­ние творческого замысла, назы­ваются эскизами и обычно вы­полняются «от себя».

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности. В наброске рисо­вальщик вынужден отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, ха­рактерное для данной модели. Но даже в столь быстрых ри­сунках предполагается правильность передачи формы, пропор­ций и объема, положения пред­мета в пространстве, психоло­гического состояния человека.

В каждом отдельном случае набросок имеет свое определен­ное значение. Это может быть изучение тех или иных законо­мерностей натуры, например, строения объемной формы пред­метов, их конструкции, законов линейной, воздушной перспек­тивы или светотени.

Набросок незаменим при пе­редаче движения, в рисовании птиц, животных, человека. Сде­лать законченный рисунок с подвижной модели невозможно. Даже изображая натурщика в динамической позе, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, кото­рые получаются в наброске. Ведь в подобном положении человек может находиться ми­нуты две-три, да и сама поза человека в этом случае будет лишь имитацией движения.

Важны наброски в работе над композицией. Здесь рисунок, выполненный за не­сколько минут, выявляет харак­терные черты того или иного персонажа, помогает сосредо­точить внимание на главном.

Наброски в за­висимости от цели, задач, усло­вий выполняются самыми раз­личными способами и материа­лами.

Как правило, набросок начи­нается с линий, очерчивающих модель и ее общее положение в пространстве. В этот момент художник как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений. Получен­ное изображение еще несовер­шенно и только при последую­щей работе начинает проступать все ярче.

Многие выдающиеся худож­ники и педагоги подчеркивали важность непосредственного впе­чатления от натуры. П. П. Чис­тяков писал:

«Если будете брать умом, рассудком — птица уле­тит, и вы дадите промах».

Ярким примером выполнения набросков линиями служат ра­боты Рембрандта. Техника и материалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительным разнообразием: от серебристого ка­рандаша до тростникового пера.

Его наброски сделаны с макси­мальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденная трактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряет внимания на психо­логической характеристике ли­ца, он ищет выразительность в общем облике старухи. За жи­вым, легким почерком отчетливо выступает структура изображае­мой формы.

В набросках марокканца, выполненных Делакруа, напротив, выражение психологии харак­тера становится главной целью художника. Поэтому с таким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очер­тания лба, подбородка, носа, изучает поворот головы. Выяв­лению характера изображаемо­го способствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительными линиями пере­дать главное.

Обычно рисунки пером бы­вают четырех видов: контурно-линейные; штриховые; смешан­ные, линейно-штриховые; живо­писно-тональные.

Линейный рисунок в твор­честве художника А. Матисса играет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и вниматель­ное отношение мастера к на­броскам, отработка своего инди­видуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой, более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лако­ничный, цельный рисунок. Ли­ния, очень тонкая, почти непре­рывная, охватывает контур и обозначает самые главные и характерные черты.

Свободными линиями выпол­нен быстрый рисунок Э. Мане «Портрет мадам Гийеме». Плав­ные, гибкие линии итальянского карандаша по крупозернистой бумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с на­жимом, боковой поверхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изящества красивого лица, легкости пово­рота головы с вьющимися воло­сами.

Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:

«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни по­падается».

Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Разнообразие подходов к вы­полнению набросков сказывает­ся прежде всего в использова­нии различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: свинцовых и графитных каран­дашей, мела, пастели, угля, соуса, цветных карандашей, пера и туши, акварели, темперы.

Об исключительной вырази­тельности «серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Этот набросок недаром считается со­вершенством блистательной рисовальной техники. Он поражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностью линий.

Совершенства и лаконичности штриха Серов достигал с по­мощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачной бумагой, первый набросок делал на пред­последней странице альбома молниеносно, в течение одной-двух минут. И тотчас перево­рачивал страницу. Предыдущий набросок теперь просвечивал через бумагу. По проступаю­щему контуру Серов быстро про­ходил карандашом, уточняя и поправляя то, чем был недово­лен в предыдущем наброске. Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались.

Интересным примером может служить рисунок-портрет скри­пача Изаи. Художник начинает набросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь каран­дашом листа бумаги. Эти перво­начальные, почти незаметные линии хорошо видны на ри­сунке — левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвиж­ностью модели и трудностью сразу же более уверенно наме­тить ее на рисунке.

Следующий этап работы — более конкретная прорисовка. Образ играющего скрипача, за­печатленный в зрительной памя­ти художника при первом взгля­де и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным.

В наброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, то едва видимая и прерывистая, то широ­кая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная. Иногда одна линия очерчива­ет почти всю фигуру (левую руку, скрипку и переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то тол­стой и интенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы в пространстве часто обозначает тень. Рядом с начальными ли­ниями проводится одна или еще несколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции, направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все это позволило художнику в течение несколь­ких минут наметить общее дви­жение фигуры человека, на­правление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень, уловить позу. А главное, пере­дать психологическую характеристику изображаемого, пока­зать творческий подъем, вдох­новение артиста.

О широких возможностях наброска в изучении и передаче быстрого движения (мгновен­ных, почти неуловимых прыж­ков, бросков) свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как пра­вило, его наброски линейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые ри­сунки, где буквально одной-дву­мя линиями простого каранда­ша запечатлена вся фигура че­ловека в движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет:

«Я часами по­крываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своей динамической правдой «снай­перскими» набросками с дина­мовских прыгунов. Через каж­дую минуту в воздухе летит человек. Мгновение — на сет­чатке глаза фиксируется силуэт летящего. Мгновение — и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком, врисовываю в лист впечатление».

Динамично выполнены на­броски бойцов. Дейнека стре­мился передать самый решаю­щий момент схватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очер­чивают фигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, то проведен­ные с силой, прекрасно переда­ют напряжение мышц, общее расположение форм в простран­стве.

Немецкий художник Менцель средствами линейного рисунка отображал особенности движе­ния человека в трудовом про­цессе: посмотрите на его набро­сок фигуры рабочего к извест­ной картине «Железопрокатный завод».

Но не менее часто, чем ли­нейным рисунком, художники выполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии в таких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму; тоновая обра­ботка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Часто набросок делают тонки­ми, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисунка тоном.

Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. В ле­вой нижней части листа изобра­жена слегка опущенная вниз мужская голова. В этом наброс­ке художник передает силу че­ловека, его духовное напряже­ние. Мастер добивается вырази­тельности линий и резким конт­растом светотени. Можно пред­положить, что с самого начала был проведен еле заметной ли­нией общий контур головы, го­ловного убора, левого плеча.

Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброс­ка — головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать над отдель­ными формами. Наносятся над­бровные дуги, намечается рас­положение глаз, носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно ска­зать, чем в большей степени передается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывное целое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь, плечо). Художник словно испытывает непреодолимое же­лание, как скульптор, ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом же листе бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа — плечо и предплечье. На неокон­ченном наброске плеча особенно заметна слабая и очень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику пере­дать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фак­туру. Резкие, с сильным нажи­мом линии, наоборот, интенсив­но подчеркивают тень и свет, направление объемов.

Постоянно работал с натуры И. Репин. Его руки и глаз были настолько привычны к наброс­кам, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К. Чуковского, макал в черниль­ницу окурок папиросы и умуд­рялся таким способом сделать выразительный рисунок.

И. Грабарь пишет:

«У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание Совета художеств или на литературный вечер, ехал ли он на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвраще­нии домой оказывалось много новых страниц, заполненных портретными набросками».

Техника наброска

Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.

В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.

Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон.

В. КУЗИН

Pencil Sketch Face — Etsy Дания

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 466 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Научитесь рисовать карандашом | Человеческий портрет Прабху Gsp

    ГлавнаяРисованиеУчитесь рисовать карандашом | человеческий портрет | Эскиз человека

    Новичок

    от Prabhu Gsp

    20-летний опыт

    Сертифицировано Ассоциацией изящных искусств Индии.

    12 долларов США за занятие |

    для занятий один на один, 60 минут

    Рекомендуется: 3 занятия в неделю | 12–16 недель для повышения уровня

    Оплата по факту, 2 занятия за раз

    Принять участие в бесплатной встрече

    Мне интересно

    Вы можете выбрать временные интервалы на следующем шаге. У ipassio тысячи счастливых учеников из США, Канады, Австралии, Великобритании, Европы, ОАЭ и Индии.

    Язык обучения

    : английский

    Краткое содержание курса

    Этот курс является промежуточным курсом, который обучает студентов рисованию портрета карандашом. Студенты, поступающие на этот курс, научатся рисовать портрет человека за короткий промежуток времени. Они изучат приемы создания различных черт человеческого лица для создания реалистичного человеческого портрета. К концу этого курса студенты научатся делать наброски карандашом, чтобы с относительной легкостью сделать или набросать реалистичный портрет.

    Learn on

    Ipassio Video

    Skype

    Профиль учителя

    Prabhu GSP

    Опыт: 20 лет

    Из: Индия

    • Ключевой словесный у нас. , Карандашный набросок, Акварель, Искусство

    • Сведения о работе

      Режиссер — Pencilsketch.in

    О курсе

    черты, которые продолжают делать идеальный портрет. Этот курс разбит на разделы для легкого понимания и удобного применения всего того, чему учит преподаватель.

    Первый и второй разделы посвящены введению в тему рисования человеческого портрета. Здесь учитель предоставит информацию о канцелярских принадлежностях, таких как класс карандаша, который будет использоваться, тип рекомендуемого ластика, тип бумаги, которую нужно использовать для рисования портрета и достижения желаемых результатов. Точные способы удержания карандаша и методы приложения давления для получения различных тонов, таких как темные и светлые. Точки, на которые следует обратить внимание, прежде чем начать рисовать, например, места размещения, пустое пространство и начальная позиция. В этом разделе учащиеся научатся рисовать или делать наброски глаз. Студенты будут руководствоваться тем, как рисовать контуры глаз, учитывая глубину, склеру или белую часть глаза, требуя минимального затенения, радужную оболочку и методы затенения, которые делают его реалистичным.

    Далее в следующем разделе учитель научит учащихся технике рисования носа, ушей и рта. В этом разделе учащиеся познакомятся с идеей наблюдения за такими особенностями, как нос, который является многомерным, и методами создания этого эффекта на эскизе. Он научит студентов технике рисования ушей, контуров внутри и штриховке, чтобы показать очертания ушей. Студенты научатся рисовать линию челюсти, которая определяет человеческое лицо и рот или губы, с пониманием эффекта затенения и остекления, который делает губу толстой или тонкой, темной или светлой. После того, как вы закончите со всеми чертами лица, учитель научит учеников тому, как добавить последние штрихи к портрету, чтобы завершить портрет. Последние штрихи к портрету подчеркнут техники штриховки и лессировки с помощью карандаша.

  • Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Рубрики

    • Для начинающих
    • Как рисовать
    • Карандаш
    • Поэтапно
    • Разное
    • Советы
    • Срисовка
    • Уроки
    2025 © Все права защищены.