Стадии развития детского рисунка: что нужно знать родителю?
С раннего возраста дети интересуются карандашами и красками, пытаются что-то изобразить на бумаге. И нередко родители сразу же начинают учить чадо рисовать что-то конкретное: солнышко, человечка, домик или ёлочку. Бывает, что родители беспокоятся: ребёнок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и опять же пытаются научить. Нужно ли это делать? Давайте разберёмся и сначала назовём стадии развития рисунка ребёнка, которые выделил психолог А. А. Смирнов.
Стадия штрихов и хаотических каракуль
Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Он начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребёнок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле).
Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге.
Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.
Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.
Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.
Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.
Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.
Что могут делать родители в этот период? Дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё на данном этапе, что нужно сделать родителям.
Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы — в силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски.
Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент — купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.
Стадия бесформенных изображений
Начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребёнок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребёнок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное.
Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке.
Вот на этой стадии, когда ребёнок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Не стоит рисовать за ребёнка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребёнку некоторые приемы рисования, которые могут быть ему полезны — лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать солнце или цветок. В этом случае взрослый помогает ребёнку в осуществлении желания нарисовать то, что он хочет.
Стадия схематичного изображения
Начинается примерно на четвёртом-пятом году жизни. На этой стадии ребёнок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта — так, человек состоит из головы на палках (головоног).
Постепенно ребёнок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными — туловище может быть как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребёнок вообще не учитывает пропорций. Голова обычно непропорционально велика, а пальцы бывают настолько длинными, что могут быть по длине почти такими же, как и руки. На этой стадии ребёнок не учитывает реальность и, например, рисует не пять пальцев, а три-четыре или шесть, а то и семь. Ребёнок порой просто не задумывается о том, сколько пальцев должно быть нарисовано.
Не стоит обращать внимание на какие-то ошибки или неточности — наличие неточностей нормально для этого возраста. Но можно сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно заметил их, некоторые искажения реальности могут стать предметом обсуждения. Например, можно попросить ребёнка посчитать пальцы на рисунке и на его руке и сравнить. В этом случае ребёнок начинает больше внимания обращать на детали рисунка и стараться не искажать реальность.
Стадия правдоподобных изображений
Примерно соответствует началу школьного обучения. На этой стадии ребёнок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т. д.
Ребёнок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения, при этом для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребёнок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а рисуя сидячую кошку, рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны.
Ребёнок, находящийся на этой стадии, ещё не всегда может соблюдать пропорции. То, что расположено далеко, может быть больше того, что расположено близко, а человек может оказаться выше дома. Такое несоблюдение пропорций нормально для стадии правдоподобных изображений.
До этой стадии, без каких-либо усилий со стороны взрослого, обязательно дойдет любой ребёнок, в распоряжении которого есть бумага и карандаши. Мало того, на стадии правдоподобных изображений находятся и многие взрослые, которые не учились рисовать специально. Чтобы перейти на следующую стадию правильного изображения, нужно учиться рисовать.
Ребёнка, достигшего четвертой стадии, целесообразно учить рисовать. Объём, перспектива, тени – это то, что обычно не появляется в рисунке без специального обучения.
Какие же выводы мы можем сделать? Не стоит расстраиваться, если ребёнок рисует головоногов или шестипалых инопланетян — через вышеперечисленные стадии развития рисунка должен пройти каждый ребёнок. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать до того момента, пока он не достиг стадии правдоподобных изображений.
рисунок на стене, краски для ванной
Маленькие дети готовы рисовать на чем угодно, и ограничивать их листом обычной бумаги, даже большим — значит не увидеть многих шедевров (и не сделать уникальных фотографий). Но предлагая для рисования ребенку стену, ванну или окно, надо подготовиться — выбрать правильные краски и оборудовать «поле для творчества».
Чем рисовать на снегу
Зима не всегда располагает к долгим прогулкам, зато их можно сделать увлекательными. В этом поможет рисование на снегу.
Перед прогулкой разведите в воде пищевой краситель и залейте в пульверизатор или бутылочку, закрытую пробкой с небольшим отверстием. Также приготовьте стаканчик и большую кисточку, чтобы можно было рисовать разными инструментами. И конечно, понадобится несколько пар варежек, устойчивых к краске и влаге. Также желательно, чтобы можно было легко отстирать с них краску.
Теперь смело отправляйтесь красить окрестные сугробы, заснеженный асфальт, бордюры и даже сосульки. Не переживайте, что где-то останутся следы краски — до весны они точно не доживут.
Когда будете объяснять правила игры, не забудьте сказать ребенку, что брызгать краской на себя или маму не нужно.
А можно во время прогулки набрать ведерко снега, дома растопить его, разлить по формочкам, добавив краситель (подойдут и акварельные краски), и заморозить снова. Такими разноцветными льдинками можно просто играть на улице в минусовую температуру или, например, украсить снеговика. Если не уверены, что ваш малыш удержится от соблазна лизнуть красивую ледышку, — воспользуйтесь кипяченой водой и пищевым красителем.
Можно ли рисовать на стене
Рисование на стене — болезненная тема для многих мам. Можно, конечно, категорически запретить, а можно пойти на у ступки и выделить для этого специальное место.
Если стены в квартире ровные, достаточно окрасить одну из них стойкой краской на водной основе. Некоторые поверхности перед этим придется зашпаклевать.
Если же ровность и гладкость выбранной для рисования стены оставляют желать лучшего, помогут стеклополотно или флизелиновые обои без фактуры (в магазинах стройматериалов их еще называют «паутинкой»).
Для окрашивания стены под будущую живопись идеально подходит краска для школьных досок, но можно использовать и любую стойкую интерьерную.
Кстати, покрытие для школьных досок продается и в рулонах. Оно может быть бумажным или полимерным, иногда самоклеящимся. Это хорошая альтернатива покраске.
Никаких перемен в интерьере не потребуют офисная доска для маркеров или мольберт. Остановите свой выбор на двусторонних моделях, на которых можно рисовать и мелом, и маркерами.
Самый простой вариант — закрепить на любой стене ватман или рулон обоев. Хотя у этого решения есть и свои недостатки: легко выйти за пределы листа и перейти к рисованию на «запретной» территории. С последствиями такого нарушения границ будет проще бороться, если дать ребенку мел: в отличие от маркеров, его нетрудно стереть влажной тряпкой.
Материалы для творчества лучше всего положить рядом с местом для рисования. Все линейки, трафареты и мелки пойдут в ход, если будут находиться в поле зрения малыша.
Вот увидите: даже взрослые, оказавшись у вас в гостях, захотят порисовать на стене. Надеюсь, вы не станете им этого запрещать.
Краски для ванной
Во время купания белые стенки ванны тоже могут стать холстом для рисования. Причем холст этот многоразовый: картины с него легко смыть.
Самое сложное здесь — правильно выбрать краски. Заранее проверьте, насколько хорошо акварель или гуашь смываются с вашей сантехники и плитки (если, конечно, вы не планируете изменить дизайн ванной комнаты, сделав ее повеселее).
Как вариант, можно сделать краски самостоятельно, взяв за основу натуральный йогурт или пену для бритья и добавив туда пару капель пищевого красителя. Прекрасная смесь для рисования получается из пены для ванн, воды и акварели, взбитых миксером в вихрь цветных пузырьков.
После такого творческого купания ваш малыш наверняка еще больше полюбит водные процедуры.
Витраж на окне
Если у вас есть возможность показать малышу на стоящий витраж, обязательно сделайте это. Проходящий через цветное стекло солнечный свет, искрящийся всеми цветами радуги, наверняка произведет на ребенка неизгладимое впечатление.
Но нечто похожее можно создать и дома. Чтобы не возиться с оттиранием цветной гуаши от оконного стекла, используйте прозрачную пленку — пищевую или упаковочную (последняя даже предпочтительнее). Купить ее можно в цветочном киоске или там, где упаковывают подарки.
Вам понадобится от 50 до 100 см пленки. Приклейте ее на окно при помощи малярного скотча так, чтобы избыток краски стекал по ней не внутрь рамы, а на подоконник, закрытый листом бумаги. Вот и всё, можно рисовать! А с первым лучом солнца ваше окно станет витражом.
Сейчас в продаже несложно найти витражные краски (как отдельными флаконами, так и в наборах с заготовками для раскрашивания). Для начала можно попробовать раскрасить прозрачную пластиковую заготовку из набора. Освоившись с красками, ребенок может начать создавать свои рисунки на прозрачной пластиковой пленке. Начинать нужно с обрисовывания главных линий рисунка специальной краской-контуром, а после его высыхания залить участки внутри контура нужными цветами.
Высохшее изображение из витражной краски имеет липкую заднюю поверхность и может использоваться как наклейка на стекло в теплом помещении.
Как рисовать для детей
Как нарисовать город
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
Этот увлекательный урок рисования поможет вам научиться рисовать город шаг за шагом. Это руководство обязательно понравится всем. Итак, предлагаю вашему вниманию этот полезный урок рисования, в котором я расскажу и покажу… Продолжение
базовыйКак нарисовать дом
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке рисования я хотел бы рассказать вам, как поэтапно рисовать фермерский дом. Этот урок точно не оставит вас равнодушным. Предлагаю вашему вниманию этот замечательный и очень полезный урок рисования, в котором… Продолжение
базовый, геометрический, домКак нарисовать Эмпайр Стейт Билдинг
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке вы научитесь рисовать Эмпайр Стейт Билдинг. Этот урок будет очень полезен для вас, и он состоит из девяти шагов. Итак, я рада предложить вам этот очень полезный и увлекательный рисунок… Продолжение
базовая, геометрическаяКак нарисовать туннель
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
На этом уроке рисования вы научитесь шаг за шагом рисовать туннель. Этот простой урок рисования состоит из девяти шагов. Предлагаю вашему вниманию этот увлекательный и необычный урок рисования, в котором я расскажу и… Продолжение
базовая, геометрическаяКак нарисовать 3D пирамиду
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке я хочу показать вам, как нарисовать трехмерную пирамиду. Это руководство простое и специально разработано для начинающих художников. Предлагаю вашему вниманию новый урок, который будет вам очень полезен, … Продолжение
геометрическийКак нарисовать прихожую
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке рисования я расскажу вам, как нарисовать прихожую шаг за шагом. Эта инструкция будет для вас простой и понятной. Рад представить вашему вниманию очень интересный и необычный урок рисования, … Продолжение
базовая, геометрическаяКак нарисовать банк
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
Приглашаю всех начинающих художников на урок, на котором я покажу, как нарисовать банку. Это пошаговое руководство будет очень полезным для вас. Вот подробная инструкция, как нарисовать шаг крена… Продолжение
базовыйКак нарисовать крышу
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
Этот урок рисования поможет вам научиться рисовать крышу шаг за шагом. Эта инструкция будет полезна каждому художнику. Итак, я рад предложить вашему вниманию этот замечательный и очень полезный урок рисования, в … Продолжение
основной, дом, искусственныйКак нарисовать ворота
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке я хочу показать вам, как нарисовать ворота. Я уверен, что это руководство станет отличным упражнением для ваших творческих способностей. Итак, перед вами новый интересный урок рисования, на котором вы… Продолжение
геометрический, искусственныйКак нарисовать мост
Фарида | размещено в: Здания, Уроки рисования | 0
В этом уроке я хочу показать вам, как нарисовать мост. Это руководство будет очень полезным и простым для вас. Этот урок я хочу посвятить рисованию дорожной конструкции, а сейчас вам предстоит… Продолжение
геометрический, искусственныйВидео по рисованию — Обучение мастерской причудливости
Ознакомьтесь с бесплатными календарями для рисования в конце этой страницы!
Есть много причин попробовать направленное рисование со своими учениками!
Вот несколько навыков и преимуществ:
- улучшение навыков следования указаниям и внимания к деталям
- развитие мелкой моторики
- повышение выносливости при сосредоточении и внимании
- повышение самовыражения и обмена идеями
- развитие навыков рисования и понимания искусства
- идеально подходит для празднования сезонных материалов и украшения класса
- простое центральное занятие, которое можно менять каждую неделю
- веселое занятие дома! Отправьте ссылку родителям и попросите их порисовать вместе, а также написать о своих рисунках!
Если у вас нет доступа к видеороликам о рисовании, вы можете выбрать готовые к печати шаблоны направленного рисования! Студенты часто очень мотивированы, чтобы написать о своих собственных фотографиях. Каждую неделю кладите их в письменный стол, чтобы весело провести время в течение всего учебного года.
Вы можете увидеть больше фотографий 50 различных шаблонов для рисования и письма, нажав ЗДЕСЬ .
Выберите видео с направленным рисованием, которое вы хотели бы воспроизвести, из меню изображений ниже.
Вы можете БЕСПЛАТНО скачать бумагу для рисования и письма, нажав ЗДЕСЬ.
Ищете больше видео? Выбирайте из представленных ниже!
Gingerbread Man
СКАЗИНГ ПЕНГУН
Polar Bear
Valentine Hearts (2 Видео)
Проверьте новые видео, или Присоединяйтесь к нашим VIP -пчелам.