В Москве откроется выставка «Романовы. Уроки рисования»
29.08.2022 17:42
Рубрика:
Культура
Елена Новоселова
Два рисунка — «Электрическая дама» и «Часовой» — сделаны царевичем Алексеем уже под арестом в 1917 году. Он любил рисовать, как и другие дети императорской семьи. Их рисунки с 31 августа до 9 октября можно будет посмотреть на выставке в Госархиве «Романовы. Урок рисования». Она посвящена совсем неизвестной странице частной жизни императорской семьи. К слову, Государственный архив Российской Федерации хранит наибольшее число романовских рисунков (от принадлежащих детям императора Павла I до зарисовок последнего российского императора Николая II и его дочерей и сына) — две с половиной тысячи. На выставке — 300.
Сохранились в основном детские рисунки и то потому, что часто являлись подарками родителям. Например, в экспозицию вошла серия портретов нижних чинов российской армии, выполненная детьми императора Николая I в подарок отцу. «Папы складывали рисунки в папки, мамы вешали на стенку. Их удалось спасти музейщикам в бурные революционные годы. Иногда приходилось вытаскивать из рамок, где значилось «государь император», — рассказывает куратор выставки Марина Сидорова. Она в футболке с принтом анютиных глазок на груди. Это не просто так: цветы с рисунков Марии Федоровны — супруги императора Александра III.
— А кто, с вашей точки зрения, был самым талантливым художником из будущих царей?
— Сложно сказать, — деликатно уходит от ответа Марина Сидорова. — Есть же по-настоящему известная, общепризнанная художница — великая княгиня Ольга Александровна. Но очень творческим «товарищем» был и Николай I. У него огромное количество рисунков. Меня даже винят, что я больше других люблю этого императора, но мы не знали его как рисовальщика, а он стоит большого внимания в этой своей ипостаси.
В Третьяковской галерее есть картина, где Николай I учит рисовать знаменитого художника. Царь чувствовал себя с карандашом в руках очень уверенно, хотя лучше всего у него получались шаржи. Даже на себя. Профилем с длинным носом он часто подписывал свои послания детям. На одной из витрин можно в деталях рассмотреть гренадера из альбома «Рисунки к проекту реформы обмундирования и снаряжения гвардии». Другая серия то ли карикатур, то ли шаржей посвящена женщинам в кавалергардской форме.
Все эти рисунки — на небольших клочках бумаги, иногда без подписи — привычка пришла из школьных лет, когда будущий император прямо на уроках развлекался изображением окружающих. Николай мечтал научиться рисовать лошадей, брал уроки, но не очень удачно. На выставке можно увидеть целую серию 1816 года «Лошади и всадники», где у скакунов почти человеческое выражение морд.
«Костик», так в семье звали великого князя Константина Николаевича, будущего адмирала российского флота. Его фантазийные рисунки «Военный» и «Турок» (автору 14 лет) впервые в царской семье выполнены красками. «Акварель не приветствовалась, — объясняет куратор выставки. — Предполагалось, что великие князья должны уметь в полевой обстановке сделать зарисовки местности, выполнить сложный чертеж. Эти навыки были необходимы им в будущей военной службе. Где уж тут возиться с водой и красками».
По мнению архивистов, рисунки детей императорской семьи имеют высокую историческую ценность. Это касается и великих княжон, которые, зарисовывая интерьеры своих детских комнат, доносят быт, который скрывался за парадным фасадом императорских дворцов той эпохи. Например, альбом великой княжны Марии Николаевны 1837 года представляет еще допожарные жилые интерьеры Зимнего дворца, разрушенные дворцовые постройки Петергофа, а собственноручные зарисовки классных комнат великих князей Николая и Михаила Николаевичей передают типовое убранство детских дворцовых покоев.
«Папы складывали рисунки в папки, мамы вешали на стенку»
Выставка в Росархиве дает представление и о художественном образовании царских детей. «Как и во всех аристократических семьях, художественному воспитанию детей в семье Романовых придавалось большое значение. Обучение рисованию начиналось рано. Мамы или няни учили рисовать кружочки, квадратики, человечков, — рассказывает Марина Сидорова. — В самом нежном возрасте дети раскрашивали цветными карандашами или пастелью нарисованные для них наставниками картинки и специальные «раскраски», обучаясь тем самым понимать цветовую гамму. С семи лет рисование уже входило в обязательный курс обучения, проходивший под руководством известных художников».
Уроки рисования в императорской семье проходили два раза по два часа в неделю. Первоначально дети копировали рисунки своих учителей, специально приготовленные для этой цели. По словам куратора выставки, императорская семья приглашала учить детей рисованию достаточно известных художников. В конце XVIII — начале XIX века — в основном художников-академистов, а с середины XIX — баталистов и жанристов.
Российская газета — Федеральный выпуск: №192(8840)
Поделиться:
АртРосархивРГ-Фото
Расшифровываем детские рисунки — Промам
Детские рисунки – это безграничное творчество, самовыражение, познание себя, это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. О, том, как правильно трактовать детские рисунки, нам расскажет Алена Волошенюк – детский психолог, консультант Promum и мама двоих детей.
“Рисование играет огромную роль в развитии речи ребенка, мелкой моторики, воображения, мышления и умственной деятельности. Детский рисунок развивается вместе с ребенком и проходит следующие этапы:
1) до трех лет – этап “каракулей”. На этой стадии хорошо бы создать условия для ребенка и предлагать рисовать пальчиками, ладошками, ножками. Затем можно перейти на такие инструменты как мочалка, губка, тряпочка, то есть как можно больше использовать воображение. Такие инструменты не ограничивают цветовую палитру, движения малыша, предоставляя полную свободу творчества. Важно, чтобы процесс приносил удовольствие. До трех лет нет никакой диагностики рисункам! Ребенок таким образом познаёт мир и себя. Для него это развлечение, игра. Важно отметить, что дети до 4 х лет могут выбирать черный цвет и рисовать только черным , это совершенно нормально!! Так как малыш выбирает контрастный, яркий и необычный цвет. И это совсем не значит, что в скором будущем он станет готом. Спокойствие, только спокойствие.
Этап до трех лет – время первого соприкосновения с рисунком, и здесь очень важно соблюдать следующие правила:
– не навязывать свои любимые или не нелюбимые цвета, наоборот, дать понять, что все цвета прекрасны;
– стараться как можно позже дать фломастеры (их оттенки достаточно неестественные и яркие) и карандаши (эти инструменты для рисования ограничивают полет фантазии, ими проще контролировать формы и оттенки, что не очень хорошо для такого юного возраста). Лучше предлагать восковые мелки, краски, чтоб можно было смешивать цвета, фантазировать и развить творческое начало.
– очень важно, чтоб ребенок рисовал то, что хочет! Важно идти за малышом, не исправляя и не навязывая.
– внимательно слушать, что нарисовал ребенок, его комментарии к рисунку. Дети видят больше, чем нарисовано.
2) С трехлетнего возраста появляется предметный рисунок. Первая форма изображения человека (папа, мама, дядя, тетя). В три года это так называемый «головоног», подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста. Приблизительно в четыре года ребенок начинает рисовать примитивные схемы человека.
3) На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали , горизонтали, детализирует схематическое изображение.
4) Для семи лет характерен рисунок, который сочетает элементы схематического и пластического изображения с преобладанием схематического.
5) Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается.
6) С десяти лет и вплоть до подросткового возраста пластические элементы преобладают над схематическими.
7) С подросткового возраста преобладает пластическое изображение с подчеркнутыми признаками пола персонажей.
Это обзор возрастных особенностей рисунка человека, который помогает нам отслеживать умственную деятельность и развитие детей. Разделение достаточно условно, но все же примерно соответствует возрастному этапу ребенка. И если мы замечаем, что ребенок после пяти лет рисует «головонога», это сигнал родителям обратиться к специалисту.
Дети часто рисуют семью. Такой рисунок тоже является достаточно диагностичным. Для примера – одна из детских работ.
По этому рисунку можно предположить, что в семье нет контакта, особенно, между мамой и папой. Ребенок не чувствует близости, ему родней всех собака. Хотя ребенок и в центре (значимое место), он не чувствует ни мамы ни папы. Часто причиной бывает физическое отсутствие родителей (например, много работают).
Когда ребенок рисует дом – это всегда повод обратить внимание на такую работу. Изучите рисунок, посмотрите, есть ли крыша, окошки, двери, труба. На рисунке-примере красная крыша, что можно трактоваться как подавленная агрессия – агрессия, которую ребенок не может выражать и проговаривать. Дымарь отсутствует – нет уюта, синий цвет дома – о запрещении эмоций. Скорей всего, этот ребенок в данный момент нуждается в нежности, ласке, разговорах по душам. И это уже знак родителям, на который обязательно стоит обратить внимание.
Теперь поговорим о цветах. Что означает каждый из них в детском рисунке?
Красный – энергия, сила, агрессия.
Синий – холодность, сдержанность, закрытость.
Зеленый – любовь, умиротворение, но, в отличие от синего, это не замирание, а именно спокойствие.
Фиолетовый – погружённость в себя (если мама на рисунке одета в фиолетовую блузу – то она слишком сосредоточена на себе).
Желтый – радость, удовольствие.
Появление рисунка – это возможность человека узнать себя и отреагировать на ситуацию. Мы, родители, можем помочь своим детям с помощью рисунка выражать эмоции, проявлять чувства, менять настроение. Рисунок – это всегда ауто-психотерапия, мы можем сами помогать себе, главное – знать, как. Об этом поговорим в следующей статье. До скорых встреч!”
Рисование для детей. Важность рисования для детей
Я планирую размещать здесь ресурсы, которые использовала и рекомендую другим мамам. Если вы хотите научить своих детей рисовать и раскрашивать, или, что еще лучше, научить себя рисовать и раскрашивать, это АБСОЛЮТНО лучшая инструкция, которую вы найдете! Эта серия уроков основана на Методе Глюка , созданном художником и педагогом Ларри Глаком. Вы можете прочитать о моем личном опыте с Методом Глюка на Моя философия стр. Прежде чем начать свою карьеру преподавателя искусства, я посетил местную художественную студию и был поражен прекрасной серией акварелей, висевших на стене. Я узнал, что их нарисовал Ларри Глюк. Я знал, что действительно могу чему-то научиться у того, кто умеет использовать акварель таким великолепным и вдохновляющим образом. Вы можете увидеть пример этих картин на его веб-сайте . Эта серия познакомит вас с основами рисования и использования мягкой пастели. Ваш ребенок построит рисунок, раскрасит его пастелью и научится воплощать его в жизнь! Я предлагаю вам следовать вместе со своим ребенком в качестве забавного занятия, чтобы поделиться с ним, что научит вас обоих ценным основам искусства. Первый рисунок, который вы создадите, это маленькая уточка в воде. Было забавно наблюдать, как наши маленькие утята оживают. Урокам легко следовать, и когда вы закончите, у вас будет прекрасный рисунок пастелью, которым можно будет поделиться и которым можно гордиться. Моя дочь всегда просит сделать больше. Начните сегодня!
Дети естественно хотят рисовать. Нам, родителям, важно как можно больше развивать и поддерживать творческие способности наших детей. Рисование позволяет детям свободно выражать и передавать свои идеи и воображение. Маленькие дети, которые все еще развивают слова для самовыражения, могут найти для себя рисование и более легкий способ общения!
Рисунок моей дочери «Люси».
Искусство – это то, чем мы обычно занимаемся дома. Быть художницей и мамой, проводить время за рисованием с моей 5-летней дочерью — это то, чем я дорожу. Иногда мы достаем краски и отпускаем ее! В результате получаются прекрасные рисунки и картины, которые останутся с нами навсегда. Моя дочь любит рисовать и раскрашивать, поэтому я поощряю ее, как могу. Я очень стараюсь свести свое «обучение» к минимуму, чтобы она могла просто творить и получать удовольствие. Недавно она хотела нарисовать свою золотую рыбку (по имени Люси). Я дал ей несколько советов о том, как лучше всего подойти к рисованию, прежде чем она отправится со своими карандашами и маркерами. Я думаю, что она проделала замечательную работу.
Изображение предоставлено Flickr zakwitnij
Учимся планировать и реализовывать свои идеи. Улучшение их мелкой моторики. Повышение их способности наблюдать за окружающим миром. Развитие большего понимания пространственных отношений. Укрепление критического мышления и навыков решения проблем. Формирование уверенности в себе и независимости.
Давайте рисовать и рассказывать истории!
Тилли Вудворд
Куратор академического и общественного отдела
Художественный музей Гриннелл-колледжа
Есть что-то волшебное и очаровательное в детских рисунках, как произведения искусства и как окно в понимание того, как ребенок воспринимает себя и мир. Точно так же, как существуют ориентиры физического, интеллектуального и эмоционального развития, существуют также общие ориентиры для графического самовыражения, очевидные для детей во всем мире. Чем больше мы знаем об этих ориентирах, тем больше мы можем использовать естественные склонности для поддержки и расширения обучения ребенка.
Рисование задействует органы чувств, и дети с самого раннего возраста могут найти в этом занятие, приносящее большое удовлетворение, и они часто чувствуют сильную эмоциональную связь и целеустремленность в своих творениях.
Дети этого возраста часто меняют относительный размер символов, чтобы показать их важность. Будучи эгоцентричным, ребенок может изображать себя самым большим символом на картинке, а цвет часто выбирается для эмоциональной привлекательности, а не для точности.
Пространственные устройства особенно интересны: дети часто собирают изображения вдоль базовой линии в нижней части листа и со временем могут добавлять несколько базовых линий для других объектов, а также линию горизонта.
Чем больше ребенок знает о данном предмете, тем богаче становится его рисунок, поэтому, помогая ребенку думать, наблюдать или продумывать детали, можно расширить его понимание/знания. Задавая такие вопросы, как «Как птица будет держаться за дерево, когда приземлится?» может помочь ребенку выйти за пределы визуального стереотипа, как буква «V», часто используемая для обозначения птицы, но это не указывает на какое-либо реальное знание птицы.
Некоторые вопросы, которые вы можете задать, чтобы поощрить развитие рисунка и рассказа, включают:
- Что будет дальше?
- Что находится позади, рядом, над или под — ?
- Это ночь или день?
- Какая сейчас погода? Дождливо? Солнечный? Снежный? Ветреный?
- Как ощущения?
- Какого цвета — ? Есть ли узор на — ?
- Как этот человек возьмет рожок мороженого, рыбу, тыкву?
Ребенок может невероятно гордиться своей работой, поэтому ищите возможности похвалить его, а также поощрять детали. И будьте конкретны: «Мне очень нравится, как вы создали сине-желтый узор на рубашке человека» или «Должно быть, вам потребовалось много времени, чтобы нарисовать все эти листья на дереве! У тебя большой талант к деталям!»
Рисование как по наблюдению, так и по воображению очень ценно для детей этого возраста. Пусть они займутся произведением искусства или природой и внимательно посмотрят на животных или растения. Попросите их описать произведение искусства и распаковать то, что происходит на картинке, или назвать часть растения или животного, когда вы вместе смотрите; это отличная возможность научить навыкам внимательного наблюдения и словарному запасу!
- У лошади четыре путовых сустава, холка, копыта, бока, ноздри, морда.
- У рыбы есть спинной и грудной плавники и жабры.
- Цветок состоит из лепестков, тычинок, пыльцы, стебля, чашелистиков и листьев.
Изучите различные выражения в зеркале и сопоставьте выражения на картине. Но особенно поощряйте детей рассказывать и писать рассказ или стихотворение по своим рисункам. Или спойте свои рисунки! Эта связь между визуальными образами и словами может помочь им увеличить словарный запас и освоить навыки написания и расшифровки слов, а также помочь вам понять, что ребенок знает и понимает.
Книжное дело — отличное занятие для детей, так как оно дает им место для развития и поддержки серии изображений и повествования, а затем вы можете вместе читать книги позже. Спустя годы эти книги могут стать источником удовольствия и воспоминаний как для вас, так и для вашего ребенка.
Знайте, сколько усилий дети вкладывают в свои рисунки и сочинения. Требуется много времени и много терпения, чтобы искусно полностью закрасить лист бумаги маркером, мелком или цветным карандашом (попробуйте сами!) или написать эпическую историю. Поощряйте детей работать над рисунком и рассказом в течение определенного периода времени или предложите написать для них. Даже если ребенок может писать самостоятельно, ему приятно, когда вы уделяете ему пристальное внимание, когда вы время от времени пишете за него.
Когда дети в этом возрасте рисуют и пишут на основе воображения или наблюдения, это может привести к очень уникальным, сложным, красивым изображениям и очень личным историям. Это отличный способ поощрить приобретение и выражение знаний!
- Эфланд, А. (2001). Искусство и познание, интеграция изобразительного искусства в учебную программу. (стр. 41-45, 61). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
- Эйснер, Э. (2002). Искусство и творчество разума. (стр. 93-147). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета
- Гурвиц, Х., и Дэй, М. (2001). Дети и их творчество, методика для начальной школы. (7-е изд., стр. 45-68). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Harcourt College.
- Ловенфельд, В., и Бриттен, В. (1987). Творческий и умственный рост. (8-е изд., стр. 34-73). Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan.
- Улин, Д., и Де Кьяра, Э. (1984). Искусство для исключительных детей.