Как нарисовать лису цветными карандашами поэтапно. От эзопа до крылова Рисунки на тему басни лисица и виноград
Публикации раздела Литература
В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.
Уж сколько раз твердили миру…
Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»
Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»
Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов .
«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий… но всё бесполезно — до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».Эзоп, «Лиса и виноград»
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад;
Отколь и как она к ним ни зайдет,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».Иван Крылов, «Лисица и виноград»
Если верить тому, что Эзоп говорил…
Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».
Нес муравей сушить за свой порог зерна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»
«Я, не ленясь, все лето напролет пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу.)Эзоп, «Муравей и цикада»
Цикада летом пела,
И жалобно Цикада просила одолжить
Но лето пролетело.
Подул Борей — бедняжке
Пришлось тут очень тяжко.
Осталась без кусочка:
Ни мух, ни червячочка.
Пошла она с нуждою к соседушке своей.
Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.
Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить
До солнечных и теплых деньков, когда она,
Конечно же, заплатит соседушке сполна.
До августа, божилась, вернет проценты ей.
Но в долг давать не любит мамаша Муравей.
И этот недостаток, нередкий у людей,
Был не один у милой мамаши Муравей.
Просительнице бедной устроили допрос:
— Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос.
— Я пела днем и ночью и не хотела спать.
— Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»
Чтоб заключить в коротких мне словах.
..Жан-Батист Удри. Волк и ягненок. 1740-е.
Альфонс Жаба. Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его» , — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.
Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.
У ручейка ягненок с волком встретились,
Гонимые жаждой. По теченью выше — волк,
Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью,
Разбойник ищет повода к столкновению.
«Зачем, -он говорит, — водою мутною
Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете:
«Могу ли я такую вызвать жалобу?
Ведь от тебя ко мне течет вода в реке».Волк говорит, бессильный перед истиной:
«Но ты меня ругал, тому шесть месяцев».
А тот: «Меня еще и на свете не было». —
«Так, значит, это твой отец ругал меня», —
И так порешив, казнит его неправедно.
О людях говорится здесь, которые
Гнетут невинность, выдумавши поводы.Эзоп, «Волк и ягненок»
Довод сильнейшего всегда наилучший:
Мы это покажем немедленно:
Ягненок утолял жажду
В потоке чистой волны;
Идет Волк натощак, ищущий приключений,
Голод его в эти места влек.
«Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду?
— Говорит этот зверь, полный ярости
— «Ты будешь наказан за свою храбрость.
— Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается;
Но пусть посмотрит,
Но пусть посмотрит,
Что я утоляю жажду
В потоке,
На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество;
И поэтому никоим образом
Я не могу замутить вашу воду.
— Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь,
— И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году.
— Как я мог, ведь я еще не родился тогда?
— Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери.
— Если не ты, то твой брат.
— У меня нет брата.
— Значит, кто-то из твоих.
Вы меня вообще не щадите,
Вы, ваши пастухи и ваши собаки.
Мне так сказали: мне надо отомстить.После этого, в глубь лесов
Волк его уносит, а потом съедает,
Без всяких церемоний.Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.Иван Крылов, «Волк и ягненок»
Сегодня неутомимая evahist прислала мне любопытную ссылку:
http://fotki. yandex.ru/users/nadin-br/album/93796?p=0
Это небольшой альбом » Вот опять окно…» пользователя nadin-br на Яндекс-фотках. Посвящён альбом наличникам и современной домовой резьбе белорусского городка Добруш. Его стоит посмотреть весь, а здесь я размещаю только одну фотографию:
Наличник совсем молодой, год изготовления указан на нём самом — 1982.
С удовольствием отметив, что тут имеются зооморфные мотивы, я немало подивилась тому, что наши любимые ужики-дракончики превратились в этом наличнике во вполне натуралистически изображённых лис. Лисоньки очень хороши!
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Животное, которое любят и боятся – лиса. Она имеет пушистую рыжую шерсть и изящные манеры, что подкупает. В сказках лисицу считают сестрой волка из-за схожих внешних черт, а так же характеризуют хитрой и жестокой. Правда это или выдумки остается догадываться.
Инструменты и материалы:
- Лист бумаги;
- Простой карандаш;
- Черная ручка;
- Цветные карандаши (бежевый, оранжевый, коричневый, два оттенка зеленого).
Рисуем лису поэтапно:
Шаг первый. Рисуем небольшой круг. Он станет основой головы. После добавляем силуэт носа лисы;
Шаг второй. Параллельно носу дорисуем ухо;
Шаг третий. Добавим грудь животного и изобразим на ней шерсть;
Шаг четвертый. Теперь прорисуем спину лисицы. Она будет слегка изогнута;
Шаг пятый. Добавляем передние лапы. Из-за бокового положения тела, одна лапа будет немного меньше, чем другая, потому что находится дальше;
Шаг шестой. На этом этапе добавим задние лапы и пушистый хвост;
Шаг седьмой. Ластиком удаляем круг. После этого прорисуем нос, рот и глаз лисы;
Шаг восьмой. Черной ручкой подводим контур;
Шаг девятый. Переднюю часть (от носа до груди) и кончик хвоста зарисуем бежевым цветом;
Шаг десятый. Оранжевым карандашом штрихуем остальную шерсть лисы. Черной ручкой добавим утолщение контура в некоторых местах;
Маленькие короткие притчи-басни раба Эзопа, жившего в VI веке до н.э. во Фригии (Малая Азия), до сих пор являются образцом философии и человеческой мудрости. «Эзопов язык» — язык, с помощью которого в скрытой форме можно выразить свой протест, неудовольствие, свои воззрения на мир. Персонажи Эзопа — животные, рыбы, птицы и очень редко человек. Сюжеты басен Эзопа стали основой для произведений многих писателей: так в России для И. А. Крылова и И. И. Хемницера, в Германии — для Лессинга, во Франции — для Лафонтена…
Лев и змея
Однако человеку мало просто слова, человеку нужен еще и зрительный образ. Потому вместе с появлением книгопечатания появляются и иллюстрации к басням Эзопа. Большую серию таких иллюстраций в XIX веке исполнил французский художник Эрнст Гризет (Griset Ernest), опубликовав их в книге «Басни Эзопа» в 1875 году.
Волк и Журавль
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: «Давай же награду».
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»
Эзоп и петух
Лиса и журавль
Договорились жить между собой в дружбе
Лиса и журавель, ливийских стран житель.
И вот лиса, налив на плоское блюдо
Похлебки жирной, поднесла ее гостю
И попросила отобедать с ней вместе.
Смешно ей было видеть, как стучит птица
По блюду каменному без толку клювом
И жидкую не может ухватить пищу.
Журавль задумал отплатить лисе тем же.
И сам плутовке угощение ставит —
Большой кувшин, наполненный мукой крупной
Туда просунул клюв он и поел вволю,
Смеясь над тем, как разевала пасть гостья,
Не в силах в узкое протиснуться горло.
«Что ты со мною, то и я с тобой сделал».
Краткая биографическая справка
Эрнест Гризет родился в Болонье, во Франции, 24 августа 1843 года. После революции во Франции в 1848 году вынужден был эмигрировать с родителями в Англию. Первые уроки рисования брал у бельгийского художника Луи Галле. Так получилось, что дом Гризета в северной части Лондона располагался рядом с зоопарком, что и стало причиной того, что главными персонажами его рисунков и иллюстраций на всю жизнь стали животные. Тараканы, муравьи, комические животные — все это можно было встретить на страницах журналов и сатирических изданий, с которыми сотрудничал Гризет. Книга «Басни Эзопа» стала одной из немногих, которая в настоящее время пользуется большой популярностью у коллекционеров. Сам же художник, увы, почти полностью забыт…
Собака и ее отражение
Собака с кухни унесла кусок мяса,
Но по пути, в бегущую взглянув речку,
Решила, что кусок, который там виден,
Куда крупней, и бросилась за ним в воду;
Но, потеряв и то, что у нее было,
Голодная вернулась от реки к дому.
Кто ненасытен, тем отрады нет в жизни: они, гонясь за призраком, добро тратят.
Лисица и Виноград
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла.
Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай
Лев, Медведь и Лисица
Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться.
Медведь не хотел уступить, и лев не уступал.
Они так долго бились, что ослабели оба и легли.
Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала
Дог и псы
Осел и Погонщик
Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву.
Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост,
но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: «Будь по-твоему: тебе же хуже!»
Соловей и Ястреб
Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал.
Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его.
Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней.
Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях,
и погнался за добычей, которой и не видать».
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.
Волк и Ягненок
Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.
Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить.
Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.
Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!»
Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было.
Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!»
Городская и полевая крысы
Собаки и крокодилы
Советующий дурное осторожному, потратит время зря и будет высмеян.
Псы пьют из Нила, бегая вдоль берега,
Чтоб не попасться в зубы крокодиловы.
И вот, одной собаке, в бег пускавшейся,
Сказал крокодил: «Тебе бояться нечего, попей спокойно».
А она: «И рада бы, да знаю, как ты охоч до мяса нашего».
Спор кошек
Лев и Мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её.
Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.
Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.
Лисица
Попалась лиса в капкан, оторвала хвост и ушла.
И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть.
Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.
«Хвост, — говорит, — совсем не кстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскаем».
Одна лисица и говорит: «Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!»
Куцая лисица смолчала и ушла.
Старик и Смерть
Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе.
Дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине.
Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал.
«Чтобы ты подняла мне эту ношу», — ответил старик
Дог и гуси
Кавалерист и лошадь
Лев и эхо
Лисица и Лев
Лисица никогда в жизни не видела льва.
И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива;
во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые;
а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть
Лягушки, просящие царя
Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им цаплю, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.
Лисица и петух
Медведь и пчелы
Ворон и Лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве.
Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо.
Стала она перед вороном и принялась его расхваливать:
уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами,
да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос;
выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове,
— ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного
Больной лев
Лев, изнуренный годами, притворился больным, и обманутые этим другие звери приходили навещать его, а лев пожирал их одного за другим.
Пришла и лиса, но встала перед пещерой и оттуда приветствовала льва; и на вопрос, почему она не входит, сказала:
«Потому что следы тех, кто входил, я вижу, а тех, кто выходил, не вижу».
Урок, полученный другими, должен нас предостеречь, ибо в дом человека важного войти легко, а выйти не просто.
Верблюд, Слон и Обезьяна
Животные держали совет, кого избрать царем, и слон с верблюдом выступили и спорили друг с другом,
думая, что всех превосходят и ростом и силою. Однако обезьяна заявила, что оба они не подходят:
верблюд — оттого, что не умеет гневаться на обидчиков, а слон — оттого, что при нем на них
может напасть поросенок, которого слон боится.
Басня показывает, что часто малая помеха останавливает большое дело.
Тщеславный орел
Отшельник и медведь
Беременная гора
Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался
страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки.
Толпы народа прибывали со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо
— что гора произведёт на свет.
Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь!
Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничего!
И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен.
1. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен.
Пробуя свои силы в создании рисунков, можно внимательно рассмотреть популярные иллюстрации к басням. Среди разных приемов изображения персонажей басен мы видим два наиболее популярных. Зверей и птиц изображают в привычном виде. Так, например, рисовали Г. Доре,
В. Серов. Или животных одевают в одежду людей и сразу же показывают, что, говоря про зверей, баснописец имеет в виду людские типы. Так иллюстрирует басни Е. Рачев. Можно не рисовать свои иллюстрации, а собрать коллекцию лучших иллюстраций, созданных художниками.
2. На уроках вы учитесь владеть всеми формами общения. Каждый вид художественных произведений помогает вам в этом. Чем помогает вам басня?
Читая и обсуждая художественные произведения, мы осваиваем монологи и диалоги. Мы учимся рассуждать и доказывать свою правоту. Мы учимся словесно оформлять свои мысли и чувства. Каждое художественное произведение чем-то помогает нам в этом. Лирическое стихотворение может помочь передать свои чувства. Роман, повесть, рассказ учат, как нужно рассказать о событиях. Басня помогает оценить свое поведение. Те басни
о Вороне и Лисице, которые мы только что прочли, помогают понять, что такое лесть и как она способна обмануть и сделать смешным человека. Басня всегда учит. Часто этот урок мы находим запечатленным в морали басни: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «А Ларчик просто открывался», «У сильного всегда бессильный виноват» — мы с детства помним эти и другие афоризмы.
3. Выберите для себя один из вариантов самостоятельной работы.
Басню можно прочесть с листа.
Басню можно прочесть наизусть.
Басню можно исполнить в лицах как пьесу.
Можно использовать мораль басни или ее сюжет для самостоятельной работы.
Выбирая вариант работы с басней, каждый учитывает свои способности. Тот, кто хорошо декламирует, хорошо читает вслух тексты художественных произведений, изберет исполнение басни перед классом. Любители сцены создадут пьесу, составят афишу (список действующих лиц) и распределят роли, после чего выступят перед классом.
Создавая собственный рассказ по афоризму, ученики склонны использовать истории из собственной жизни. Обратимся к вариантам работ по морали басни «Ларчик».
«А Ларчик просто открывался…»
Есть такие люди, которые не умеют искать простых решений. Им всегда кажется, что простое решение может их обмануть. Вместо того чтобы попробовать открыть дверь, нажав на ее ручку, они станут искать от нее ключ. Найдя ключ, долго примеряются, прежде чем его использовать. И после тщательных приготовлений открывают дверь, очень удивляясь, что она так просто открывается.
Но интересней те сочинения, в которых не рассказывают о замках и ключах, а показывают, что у любого вопроса могут быть и простые, и сложные решения. Вот одно из них.
«А Ларчик просто открывался…»
«Этот афоризм подсказывает нам, что в любом случае нужно сначала поискать простое решение, и только затем, если оно не подойдет, идти более сложным путем.
Если перед вами мост через реку, то не нужно искать обходных путей.
Если вы хотите помириться с подругой, с которой поссорились, то нужно с ней поговорить, а не пытаться использовать для переговоров еще одного человека.
Если вам нужно приготовить пищу, то используйте для этого плиту на кухне, а не выходите на улицу, чтобы развести там костер.
Жизнь учит нас поискам простых и практичных решений».
На этой странице искали :
- как нарисовать ворону и лисицу
- рисунок к басне ворона и лисица
- иллюстрация к басне ворона и лисица
- как нарисовать лису и ворону из басни
- как нарисовать басню ворона и лисица
Как нарисовать лису цветными карандашами поэтапно. От Эзопа до Крылова Рисунки на тему басни Лиса и виноград
Публикации раздела Литература
Вспоминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути от Древняя Греция через Францию в Россию.
Сколько раз говорили миру…
Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»
Иллюстрация к басне Крылова «Лиса и виноград»
Как писал Геродот, Эзоп был рабом, получившим свободу. Обличая пороки своих хозяев, он не мог прямо назвать их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучался в античных школах, а актуальные во все времена сюжеты его рассказов пересказывались многими баснописцами более поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.
«Голодный Лис пробрался в сад и увидел на высокой ветке сочную гроздь винограда.
«Это то, что мне нужно!» — воскликнула она, разбежалась и подпрыгнула раз, другой, третий… но все бесполезно — до винограда никак не добраться.
«А, так я и знал, он еще зеленый!» — фыркнула Лиза в оправдание и поспешила прочь. »Эзоп, «Лиса и виноград»
Лисица гасконская, а может лиса нормандская
(Говорят разное)
Умирая от голода, я вдруг увидел над беседкой
Виноград такой явно спелый
В румяной кожуре!
Наш любовник рад бы ими полакомиться,
Да, я не мог до него достучаться
И он сказал: «Он зеленый —
Пусть весь сброд их кормит!»
Ну, не лучше ли это, чем праздно сокрушаться?Жан де Лафонтен, Лиса и виноград
Голодный кум Лис залез в сад;
В нем почищен виноград.
У сплетницы вспыхнули глаза и зубы;
И кисти сочные, как яхты, горят;
Беда только, высоко висят:
Откол и как бы она к ним не пришла,
Хоть глаз видит
Да зуб онемел.
Напрасно пробыв целый час,
Она подошла и сказала с досадой: «Ну что же!
Он хорошо выглядит,
Да, зеленый — не спелые ягоды:
Сразу оскомину набьешь.Иван Крылов, «Лиса и виноград»
Согласно тому, что сказал Эзоп …
Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, сюжет которой он заимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 г. он опубликовал «Басни Эзопа, переложенные в стихах М. де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было высокой морали: остроумные рассказы утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, впавший в немилость Людовика XIV, он писал басни в угоду своей покровительнице, герцогине Бульонской, и называл свои произведения «объемной стоической комедией, поставленной на мировой сцене».
Муравей вынес зерно сушить за порог своего дома,
Которое у него есть запас на зиму с лета.
Голодная цикада приблизилась
И попросила, чтоб не умереть, корма.
«А что ты делал, скажи мне, летом?»
«Я пел без лени все лето».
Муравей расхохотался и спрятал хлеб:
«Ты летом пел, а зимой пляшешь на морозе».
(Забота о собственном благе важнее,
Чем блаженство и пиршество для услаждения души.)Эзоп, «Муравей и цикада»
Цикада пела летом
Но лето пролетело незаметно.
Борей дунул — бедняжка
Здесь было очень тяжело.
Остался без куска:
Ни мухи, ни червяка.
Она обратилась по нужде к соседке.
Соседку, кстати, звали мама Муравей.
И жалобно Цикада попросила взаймы
Хоть немного съедобного, хоть крошку, чтобы выжить
До солнечных и теплых дней, когда она,
Конечно, он заплатит соседу сполна.
До августа, поклялась она, она вернет ей проценты.
Но матушка Муравей не любит давать в долг.
И этот изъян, что не редкость у людей,
Не один был у моей родной мамы Муравей.
Допросили бедного просителя:
— Что ты делал летом? Ответь на вопрос.
— Я пел день и ночь и не хотел спать.
— Ты пел? Очень хорошо. Теперь учитесь танцевать.Жан де Лафонтен, «Цикада и муравей»
Прыгающая стрекоза
Лето красное;
Не успел я оглянуться,
Как зима катится в глаза.
Чистое поле умерло;
Нет больше тех светлых дней
Как под каждым листом ее
И стол и дом были готовы.
Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит;
Стрекоза больше не поет:
А кому на ум придет
Пой голодный на животе!
Удрученная злой тоской,
Она ползет к Муравью:
«Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне собраться с силами
И до весны одни дни
Накорми и согрей! —
«Сплетник, мне вот это странно:
Ты работала летом?»
Говорит ей Муравей.
– До этого, батенька, было?
В мягких муравьях у нас
Песенки, шалости каждый час,
Так что голова вскружилась. » —
«Ах, так ты…» — «Я без души
Лето всю дорогу пело. » —
«Ты все спела? это дело:
Так что иди и танцуй!Иван Крылов, «Стрекоза и Муравей»
В заключение вкратце для меня…
Жан-Батист Юдри. Волк и ягненок. 1740-й.
Жаба Альфонса. Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
«Это твоя настоящая семья, наконец ты ее нашел» г., — сказал Ивану Дмитриеву, известный баснописец своего времени, Ивану Крылову, прочитав первые два перевода Лафонтена, сделанные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии, что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, а многие Крыловские «остроумия» до сих пор являются крылатыми фразами.
Иван Крылов еще при жизни стал классиком русской литературы, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.
Ягненок и волк встретились у ручья,
Гонимы жаждой. Выше по течению — волк,
Овечка внизу. Нас мучает низкая жадность,
Разбойник ищет повода для стычки.
«Почему, — говорит, — мутной водой
Ты мне питье портишь? » Рыжий в страхе:
«Могу ли я вызвать такую жалобу?
Ведь вода течет от тебя ко мне в реке». шесть месяцев».
И тот: «Меня еще не было на свете». —
«Значит, это твой отец ругал меня», —
И так решает, казнит его неправедно.
Здесь говорят о людях, которые
Угнетают невинность, придумывая причины.Эзоп, Волк и ягненок
Сильнейший аргумент всегда лучший:
Покажем сразу:
Ягненок утолил жажду
В потоке чистых волн;
Волк ходит натощак в поисках приключений,
Голод влек его в эти места.
«Откуда ты такой смелый, чтобы мутить воду?
— Говорит этот полный ярости зверь
«Ты будешь наказан за свою храбрость.
— Государь, — отвечает Агнец, — да не гневается Ваше Величество;
Но пусть видит
Но пусть видит
Что я утоляю жажду
В потоке
На двадцать ступеней ниже Вашего Величества;
Так что ни за что
Я не могу мутить вам воду.
— Ты ее будишь, сказал жестокий зверь,
— А я знаю, что ты злословил меня в прошлом году.
— Как я мог, ведь я тогда еще не родился?
— Сказал Агнец, — Я до сих пор пью материнское молоко.
— Если не ты, то твой брат.
— У меня нет брата.
— Итак, один из ваших.
Ты совсем меня не щадишь,
Тебя, твоих пастухов и твоих собак.
Мне сказали: мне нужна месть.После этого вглубь леса
Волк уносит, а потом съедает,
Без лишних слов.Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»
Сильный всегда виноват в бессильном:
Мы много слышим тому примеров в Истории,
Но мы не пишем Историю;
А вот примерно как в Баснях говорят.
___
В жаркий день ягненок пошел к ручью напиться;
И беда должна случиться,
Что голодный Волк бродит по тем местам.
Он видит агнца, он стремится к добыче;
Но, чтобы придать делу хоть юридическую форму и смысл,
Кричит: «Как ты смеешь, наглый, с нечистым рылом
Здесь чисто мутно пить
Моя
С песком и илом?
За такую наглость
Я тебе голову оторву. » —
«Когда позволит Волк светлейший,
Осмелюсь передать, что ниже ручья
От Благодати его шагов Я пью сотню;
И сердиться напрасно соизволит:
Я никак не могу возбудить его пьянство». —
«Вот почему я вру!Отходы! Вы когда-нибудь слышали такую дерзость в мире!
Да я помню что ты еще в прошлом лете
Как-то он мне тут нагрубил:
Я этого не забыл, дружище! » —
«Пожалуйста, мне нет еще года», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат.» —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум иль сват
И , одним словом, кто-то из вашей собственной семьи.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда мне вредите,
Но я разведусь с вами за свои грехи. —
«Ой, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать
Досуг, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Ты виноват в том, что я хочу есть. —
Сказал и потащил Барашка в темный лес.Иван Крылов, «Волк и Ягненок»
Неутомимый сегодня evahist прислал мне любопытную ссылку:
http://fotki.yandex.ru/users/nadin-br/album/93796?p=0
Это небольшой альбом «Вот опять окно…» nadin-br на яндекс фото. Альбом посвящен наличникам и современной резьбе домов белорусского города Добруш. Стоит посмотреть целиком, но здесь я выкладываю только одно фото:
Наличник очень молодой, на нем указан год изготовления — 1982.
С удовольствием отметив, что здесь присутствуют зооморфные мотивы, я немало удивился тому, что наши любимые змеи-драконы превратились в вполне натуралистично изображенных лисиц в этом кожух. Лисы очень хороши!
Но куда они так пристально смотрят? Ба-а-а! Почему, виноград! Действительно, традиционная форма «ушей» этой оболочки заканчивается гроздьями винограда. Так создавалась иллюстрация к басне И. А. Крылова (а до него — Эзопа) «Лисица и виноград» в классических формах обложки.
ЛИСА И ВИНОГРАД
Голодный кум Лис залез в огород,
В нем чесался виноград.
У сплетницы вспыхнули глаза и зубы;
И кисти сочны, как горят ячоны;
Беда только, высоко висят:
Откол и как бы она к ним не пришла,
Хоть глаз видит
Да зуб онемел.
Напрасно пробыв целый час,
Она подошла и сказала с досадой: «Ну-ну!
Он хорошо выглядит,
Да, зеленый — не спелые ягоды:
Сразу оскомину набьешь.
Животное, которое любят и боятся, — это лиса. У нее пушистая рыжая шубка и грациозная манера поведения, которая подкупает. В сказках лиса считается сестрой волка из-за схожих внешних черт, а также характеризуется
Инструменты и материалы:
- Бумага;
- Простой карандаш;
- Черная ручка;
- Цветные карандаши (бежевый, оранжевый, коричневый, два оттенка зеленого).
Рисуем лису поэтапно:
Шаг первый. Нарисуйте маленький круг. Он станет основой головы. После этого добавляем силуэт носа лисы;
Шаг второй. Нарисуйте ухо параллельно носу;
Шаг третий. Добавьте грудь животного и изобразите на ней шерсть;
Шаг четвертый. Теперь нарисуем спинку лисы. Он будет слегка изогнут;
Шаг пятый. Добавьте передние ноги. Из-за бокового положения тела одна лапа будет немного меньше другой, т. к. она находится дальше;
Шаг шестой. На этом этапе добавляем задние лапы и пушистый хвост;
Шаг седьмой. Сотрите круг ластиком. После этого нарисуйте нос, рот и глаза лисы;
Шаг восьмой. Нарисуйте контур черной ручкой;
Шаг девятый. Бежевым цветом нарисуйте переднюю часть (от носа до груди) и кончик хвоста;
Шаг десятый. Остальную часть меха лисы заштрихуйте оранжевым карандашом. Добавьте утолщение контура в некоторых местах черной ручкой;
Небольшие короткие притчи-басни раба Эзопа, жившего в 6 веке до н. э. во Фригии (Малая Азия) до сих пор являются образцом философии и человеческой мудрости. «Эзопов язык» — это язык, с помощью которого можно в скрытой форме выразить свой протест, неудовольствие, свои взгляды на мир. Героями Эзопа являются животные, рыбы, птицы и очень редко люди. Сюжеты басен Эзопа стали основой произведений многих писателей: так в России для И.А. Крылов и И.И. Кемнитцер, в Германии — к Лессингу, во Франции — к Лафонтену…
Лев и змея
Однако человеку недостаточно одного слова; человеку также необходим визуальный образ. Поэтому вместе с появлением книгопечатания появляются и иллюстрации к басням Эзопа. Большую серию таких иллюстраций в XIX веке выполнил французский художник Гризе Эрнест, опубликовавший их в книге «Басни Эзопа» в 1875 году. . Он позвал журавля и сказал:
«Давай, журавль, у тебя длинная шея, засунь мне голову в глотку и вырви кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и сказал: «Дай мне награду».
Волк стиснул зубы и говорит:
«Или тебе мало наградить за то, что я не откусил тебе голову, когда она была у меня в зубах?»
Эзоп и петух
Лиса и журавль
Мы договорились жить друг с другом в дружбе
Лиса и журавль, житель ливийских стран.
А вот и лиса наливает на тарелку
Жирную похлебку, принесла гостю
И попросила пообедать с ней.
Ей было смешно видеть, как птица стучит
По каменной тарелке без толку клювом
И жидкую пищу не схватить.
Журавль решил отплатить лисе тем же.
И сам угощает мошенника —
Большой кувшин, наполненный мукой грубого помола
Он сунул туда свой клюв и наелся досыта,
Смеясь над тем, как гостья открыла рот,
Невозможно протиснуться в узкое горло.
«Что ты мне, то я тебе и сделал.»
Краткие биографические данные
Эрнест Гризетт родился в Болонье, Франция, 24 августа 1843 года. После революции во Франции в 1848 году он был вынужден эмигрировать с родителями в Англию. Первые уроки рисования он брал у бельгийского художника Луи Галле. Так получилось, что дом Гризетт на севере Лондона располагался рядом с зоопарком, из-за чего животные стали главными героями его рисунков и иллюстраций на всю жизнь. Тараканы, муравьи, комические животные — все это можно было найти на страницах журналов и сатирических изданий, с которыми сотрудничала Гризетт. Книга «Басни Эзопа» стала одной из немногих, пользующихся в настоящее время большой популярностью у коллекционеров. Сам художник, увы, почти совсем забыт…
Пес и его отражение
Пес взял кусок мяса с кухни
Но по дороге, глядя в бегущую реку,
Я решил, что тот кусок, который там был виден
Где самый большой, и бросился за ним в воду;
Но, потеряв то, что было,
Голодная женщина вернулась с реки к себе домой.
У ненасытных нет радости в жизни: они, преследуя призрак, тратят свое добро.
Лиса и виноград
Голодная Лиса заметила свисающую с лозы гроздь винограда и хотела достать ее, но не смогла.
Она ушла и сказала: «Он еще не созрел».
Кто-то не может что-то сделать из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
Лев, Медведь и Лиса
Лев и медведь добыли мясо и начали за него драться.
Медведь не хотел сдаваться, а лев не сдавался.
Они так долго бились, что оба ослабли и легли.
Лиса увидела между ними мясо, схватила его и убежала
Немецкий дог и собаки
Осел и всадник
Погонщик вел осла по дороге; но он прошел немного, повернул в сторону и бросился к скале.
Он уже собирался упасть, и погонщик стал тащить его за хвост,
но осел упорно сопротивлялся. Тогда водитель отпустил его и сказал: «Будь по-твоему: тебе же хуже!»
Соловей и Ястреб
Соловей сидел на высоком дубе и по своему обыкновению пел.
Увидел это ястреб, которому нечего было есть, прилетел и схватил его.
Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и попросил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить желудок ястреба, а если ястребу нечего есть, пусть нападает на более крупных птиц.
Но ястреб возразил на это: «Я бы вообще решился, если бы я бросил добычу, которая была в его когтях,
и погнался за добычей, которую нельзя было увидеть».
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее отказываются от того, что имеют.
Волк и ягненок
Волк увидел ягненка, пьющего воду из реки, и под благовидным предлогом захотел съесть ягненка.
Он поднялся вверх по течению и стал упрекать барашка, что тот мутит ему воду и не дает ему пить.
Овечка ответила, что он едва касается воды губами, и он не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.
Увидев, что обвинение не состоялось, волк сказал: «Но в прошлом году ты оскорбил моего отца матерными словами!»
Ягненок ответил, что его и тогда не было на свете.
Волк сказал на это: «Хоть ты и умница в оправданиях, но я тебя все равно съем!»
Городские и полевые крысы
Собаки и крокодилы
Тот, кто советует зло осторожному, потеряет время и будет осмеян.
Собаки пьют из Нила, бегут по берегу,
Чтоб не попасться в зубы крокодилу.
И так, одна собака, бежит,
Крокодил сказал: «Тебе нечего бояться, пей спокойно».
А она: «И я бы рада, но я знаю, как ты жаждешь нашего мяса».
Спор кошек
Лев и Мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее.
Мышь стала просить его отпустить ее; она сказала:
— Если вы меня впустите, и я сделаю вам добро.
Лев рассмеялся, что мышь пообещала ему хорошие вещи, и отпустил ее.
Тогда охотники поймали льва и привязали его к дереву веревкой.
Мышь услышала львиный рык, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, что я могу сделать тебе добро, а теперь видишь — иногда от мыши бывает добро.
Лиса
Лиса попалась в капкан, оторвала себе хвост и ушла.
И она начала придумывать, как скрыть свой позор.
Позвала лисиц и стала уговаривать отрубить им хвосты.
«Хвост, — говорит, — совсем не к месту, только зря мы лишнюю ношу за собой тащим».
Одна лиса говорит: «Ах, ты бы так не говорила, если бы не была маленького роста!»
Коротышка замолчал и ушел.
Старик и Смерть
Старик однажды рубил дрова и таскал их на себе.
Долгий был путь, устал он идти, сбросил с себя ношу и стал молить о смерти.
Появилась Смерть и спросила, зачем он ее позвал.
«Чтобы вы подняли это бремя для меня», — ответил старик
Немецкий дог и гуси
Кавалерист и лошадь
Лев и эхо
Лиса и лев
Лиса никогда в жизни не видела льва.
И вот, встретившись с ним случайно и увидев его в первый раз, она так испугалась, что еле выжила;
встретив второй раз, она снова испугалась, но не так сильно, как в первый раз;
и в третий раз, когда она увидела его, она стала настолько храброй, что подошла и заговорила с ним.
Басня показывает, что к ужасным можно привыкнуть
Лягушки просят короля
Лягушки пострадали, потому что не обладали сильной властью, и отправили к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Зевс увидел, насколько они неразумны, и бросил им в болото деревянный чурбак. Сначала лягушки испугались шума и спрятались в самую глубь болота; но глыба была неподвижна, и мало-помалу они так осмелели, что вскочили на нее сверху и сели на нее. Решив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они снова обратились к Зевсу и просили сменить их правителя, потому что этот был слишком ленив. Зевс рассердился на них и подослал к ним цаплю, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что лучше иметь ленивых правителей, чем беспокойных.
Лиса и петух
Медведь и пчелы
Ворон и лиса
Ворон унес кусок мяса и сел на дерево.
Лиса увидела и захотела получить это мясо.
Она стала перед вороном и стала его хвалить:
он велик и красив, и мог бы стать царем над птицами лучше других,
и стал бы, конечно, если бы у него был еще и голос.
Ворон хотел показать ей, что у него есть голос;
он выпустил мясо и громко прохрипел.
И подбежала лиса, схватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, если б у тебя еще и разум был в голове,
«Ничего бы тебе больше царствовать не надо».
Басня уместна против неразумного человек
Больной лев
Измученный годами лев притворялся больным, а другие животные, обманутые этим, приходили к нему в гости, и лев пожирал их одного за другим.
Пришла и лиса, но встала перед пещерой и оттуда приветствовала льва; а на вопрос, почему она не входит, сказала:
«Потому что я вижу следы вошедших, но не вижу тех, кто вышел».
Урок, полученный другими, должен предостеречь нас, ведь в дом важного человека легко войти, но нелегко выйти.
Верблюд, Слон и Обезьяна
Животные совещались, кого выбрать королем, и слон и верблюд вышли и спорили друг с другом,
думая, что они превосходят их как по росту, так и по силе. Однако обезьяна заявила, что оба они не подходят:
верблюд — потому что не умеет сердиться на обидчиков, а слон — потому что с ним на них
поросенок, которого слон боится, может атаковать.
Басня показывает, что часто небольшая помеха останавливает большое дело.
Тщеславный орел
Отшельник и медведь
Беременная гора
Это было давно, еще во времена Оно, когда в недрах огромной горы раздался
страшный грохот, похожий на стон, и все решили, что у горы начались бои.
Толпы людей со всего мира съехались только посмотреть на великое чудо
— что произведет гора.
Дни и ночи стояли они в томительном ожидании и, наконец, гора родила мышку!
Так бывает и у людей — много обещают, а не делают!
Fox and Crow — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.