Почему книги по анатомии не делают рисунки лучше? Часть 2.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
07. 07.2020 18:06
Мышцы “живые” и изучать их стоит в движении.
В книгах по пластической анатомии мышцы изображены в среднестатистическом, наиболее выгодном положении: они не в покое и не в напряжении.
Но мышцы в расслабленном состоянии, в растянутом или напряжённом виде выглядят по-разному, разумеется, имеет значение и индивидуальная рельефность тела. Поэтому, чтобы лучше понять, как выглядит мышечная структура тела человека и мышцы в теле в том или ином положении, лучше изучать живую модель или хотя бы рисовать с нескольких референсов. Сейчас существует много ресурсов для художников, где размещены фото модели с разных ракурсов и в разном повороте. Даже небольшое смещение относительно модели позволяет художнику лучше понять и качественнее изобразить мышцы, их группы и формы тела целиком.
Как альтернативу можно использовать видео, где модель показана в динамике — я люблю сочетать рисование по фото и видео, когда изображаю танцовщиков в сложных позах или в движении. В этом случае, даже небольшое, неуловимое изменение формы может помочь сделать рисунок более точным, живым и интересным, а главное — грамотным.
Ещё один вариант: сделать подборки фото отдельных частей тела в разных положениях, чтобы прорисовать тщательно и понять и оценить разницу во внешних характеристиках мышцы в расслабленном состоянии, сжатом или растянутом. Можно формировать такие подборки-доски на Pinterest, например, чтобы не задействовать память телефона или компьютера. Да и искать изображения там проще, чем в поисковиках, и выбор референсов для рисования тела человека на этом ресурсе заметно больше и качественнее.
Мышцы в ракурсе видоизменяются.
В анатомических атласах мышцы показаны, как правило, в стандартных положениях и ракурсах фигуры человека — анфас, профиль, сзади. Это если говорить об экорше полностью (экорше — учебное пособие, изображение человека без кожи, обычно употребляется применительно к скульптуре). Некоторые мышечные пучки и связки во многих книгах выносятся отдельно, но редко они показаны в комплексе с мышцами, окружающими их или мышцами-антагонистами, а это важно при изображении мышц тела в ракурсе или динамике.
В рисунках и картинах стандартные положения фигуры используются редко — для человека неестественно стоять строго прямо с опорой на обе ноги и центром тяжести, расположенным точно посередине. Чаще всего художники изображают человека стоящим в контрапост — с опорой на одну ногу и смещением центра тяжести. При этом мышцы в разных частях тела напрягаются, вытягиваются или ослабляются и выглядят по разному в разных половинах тела. При рисовании обнажённого тела это особенно стоит учитывать, да и под одеждой часто видны выступающие части мышц и суставов, что, конечно, стоит передать в рисунке для его реалистичности.
Бывает, для выражения художественного замысла требуются и более сложные позы, поэтому важно понимать не только наличие и положение мышц тела, но и то, как они выглядят при обзоре снизу, сверху, под углом, в повороте и т.д. Важна сама механика движения и динамика мышечных объёмов. При рисовании с натуры это можно легко понять, просто чуть отойдя от модели и взглянув на неё под другим ракурсом.
Фотоматериал действует в этом случае, скорее, как поддерживающие костыли: проблему понимания формы мышц в ракурсе не решают, но рисование облегчают (есть опасность уйти в срисовку, забыв об основной задаче). Книги же тут вряд ли помогут. В крайнем случае, можно использовать анатомию Баммеса, где в рисунках показаны большие мышечные блоки в ракурсах, которые встречаются чаще всего на картинах художников, а суставы упрощены до вида подвижных шарниров, чтобы лучше понять их принцип работы в теле.
Многие художники старой школы рекомендуют начинающим осваивать анатомию человека при помощи лепки. Вылепив из пластилина формы тела, сопоставив их с рисунками и схемами их пособия по анатомии можно тщательно разобраться с формами и объёмами мышц и их положением в ракурсе. Я тоже рекомендую этот способ изучения строения тела своим начинающим художникам, особенно, если конструктивное рисование им даётся сложно.
Мышцы не всегда ярко выражены: полнота, возраст, особенности телосложения.
Рисуя человека, художник передаёт его индивидуальность — характерные пропорции, жесты, особенности. Типы телосложения и особенности мускулатуры тоже уникальны, поэтому рисовать одинаково рельефные торсы или спины по книге всем без исключения не стоит.
Степень развитости мышц и их пропорции зависят от возраста и степени натренированности тела — иногда самих мышц не видно, ясно читаются только основные объёмы и большие формы (см. предыдущую статью: https://jotto8.ru/blog/pochemu-knigi-po-anatomii-ne-delajut-risunki-luchshe-chast-1 ). Рисовать тело человека, в этом случае, тоже нужно обобщённо, деликатно, не выдумывая того, чего нет в реальности, но понимая, почему в этом месте образуется бугорок, а в этом — ямка. Разумеется, менее фактурные тела требуют большей внимательности художника.
На визуальную рельефность мышц влияет не только их развитость, но и качество жировой прослойки, например, у женщин она априори больше, чем у мужчин (это данность от природы, надеюсь, не нужно объяснять, почему и зачем), поэтому у женщин не бывает таких ярко выраженных объёмов мышечных форм.
Степень полноты тела тоже накладывает отпечаток на визуальное восприятие и особенности рисования обнажённой модели, хотя худощавость — ещё не показатель мышечного рельефа, скорее, худоба отчётливее выявляет кости и суставы, близкие к поверхности тела — бедренные кости, ключицы, грудная клетка и т.д..
В целом, именно поэтому худощавых людей рисовать проще, чем полных, но лучше выбирать для рисунков обнажённого тела людей нормального или спортивного телосложения, чтобы в рисунке фигура выглядела гармоничной, а структура тела была понятной художнику. В книгах по анатомии человека этого всего нет. Обычно анатомический разбор тела человека для художников показан на примере мужской модели с ярко выраженной мускулатурой.
Пространственные и ракурсные сокращения тела важнее точной передачи отдельных мышц и их групп.
При рисовании человека в сюжетной композиции или ростовом портрете, части его тела показываются в лёгком движении или пластически выигрышно с точки зрения идеи картины или рисунка. При этом повороты торса относительно таза, наклоны шеи и головы, динамически-ритмические положения конечностей используются часто и вполне оправданно — именно так люди, изображённые художником, выглядят естественными и живыми.
В учебниках анатомии таких положений и ракурсов тела не встретишь — художнику приходится додумывать и представлять, как будут выглядеть кости и мышцы внутри фигуры. Разумеется, при рисовании с фото или с натуры кое-что можно увидеть в реале и нарисовать по визуальному восприятию, но понимание того, что и как находится внутри тела обязательно — это профессиональная этика и мастерство художника. Без этого понимания получится вялая копия, срисовка внешнего впечатления, неубедительная копия реальности. Чтобы создать собственную реальность и нарисовать человека таким, как в жизни, и художники и изучают пластическую анатомию, на практике, сочетая теорию и практику разумно и под руководством профессионального художника-педагога.
В профессиональной художественной среде особенно ценится также умение сфокусировать внимание зрителя на самом важном и характерном в изображении тела, обычно это выходящие вперёд суставы, кисти рук и стопы ног, голова. Подробная прорисовка отдельных блоков и частей тела в сочетании со слегка показанными, едва намеченными или менее прорисованными создают ощущение глубины и реалистичности.
Человеческий глаз именно так воспринимает крупные сложные объекты, фокусируясь на самом важном, заметном, индивидуальном. Использование такого подхода в изображении фигуры человека говорит о зрелом мастерстве художника, а сочетание всего перечисленного с оригинальным ракурсом или поворотом делает изображение уникальным и качественным с художественной точки зрения. Мастерски пользуется таким подходом к изображению тела человека современный художник Денис Саражин.
При этом, основное внимание художника должно уделяться положению общих форм тела в пространстве, точной передачи пропорций и ракурсных сокращений, а не прорисовке глаз или пальцев. Как мы знаем, в изобразительном искусстве всё создаётся от общего к частному и, детализуя рисунок фигуры человека, об этой цельности и ясности крупных отношений нельзя забывать.
Выходит, что книги по анатомии помогают художникам изучать строение человеческого тела, но лишь как дополнение к практическим занятиям по анатомическому рисунку под руководством художника-наставника. Безусловно, только практикой, только рисованием с натуры и по фото анатомию человека не освоить, книги и теоретические пособия по анатомии нужны, их обязательно стоит приобрести и использовать в занятиях рисунком и живописью.
Также помогает в рисовании людей копирование рисунков классических художников, занятия скульптурой и работа с трёхмерными моделями: гипсовыми отливками, качественными 3д моделями для художников. Всё в комплексе развивает и обогащает не только умение рисовать, но и развивает художественное мышление, обогащает арсенал художественных средств и приёмов, культурно обогащает и помогает изучать историю искусств, что не менее важно для профессионального художника.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
«Изображение жира на рисунке — всегда хорошо». Учимся рисовать фигуру человека
Олеся Ахмеджанова
Рисунки, которые можно было бы назвать красивыми, часто портит незнание — незнание анатомии. Понимание устройства мышц, сухожилий и костей человеческого тела.
Благодаря анатомии, художник видит человека и понимает, зачем нужен каждый выступ, линия и изгиб, как все они помогают телу выполнять те или иные функции. Художник использует свои знания — не об искусстве, а о человеке, — чтобы вдохнуть жизнь в свою работу и наделить ее душой.
Фигура человека для художника
Выбрали несколько любопытных фактов и советов из книги, где рассказано и показано, как же изображать тело, — книги «Фигура человека для художника». Делимся отрывками.
Пропорции
Художников часто учат использовать голову как единицу измерения, изображая пропорциональную фигуру (берется голова от макушки до кончика подбородка).
Например, рост среднестатистического взрослого — 7,5–8 голов, а ребенка — 5 голов. С их помощью можно отмерить, где должна находиться линия сосков и пупок.
Для среднестатистического гармонично сложенного взрослого, не имеющего никаких особенностей внешности, этот метод отлично работает. Но вам, скорее всего, приходится изображать самые разные фигуры: людей любого роста, веса и всех возрастов. И тут голова становится ненадежной единицей измерения.
Краниальная единица
Так, с возрастом гравитация постепенно тянет вниз не только кожу лица, но и линию сосков. Местоположение пупка изменится, если человек сбросит или наберет вес. Но одно у человека не меняется — скелет. Он всегда остается надежным инструментом определения пропорций персонажа. Здесь для масштабирования применяется краниальная единица — за основу берется ширина черепа (прямоугольный отрезок высотой в пять глаз).
Отсчитайте одну краниальную единицу — от макушки до основания носа. Затем вторую — до подключичной ямки. Отмерив следующий отрезок, вы остановитесь в центре грудины, не доходя до мечевидного отростка. Следующий заканчивается на десятом ребре. И так далее.
Используя этот метод, легко определить расположение основных костных ориентиров и создать разметку костной структуры, на которую наслаиваются мышцы, сухожилия и жировая прослойка.
Двух одинаковых скелетов нет
Кто-то идеально вписывается в пропорциональную схему: рост 7,5–8 краниальных единиц, длина частей тела и конечностей — ровно столько, сколько нужно. Но телосложение большинства людей в той или иной мере непропорционально. И это не плохо; это дает простор для экспериментов и игры с пропорциями, создания новых и интересных персонажей.
Но даже если вы хотите изобразить непропорциональную фигуру, не забывайте о функциональности и всегда думайте, зачем вы допускаете те или иные искажения; у смотрящего на рисунок не должно оставаться сомнений в его реалистичности, будь то бумажная или цифровая иллюстрация.
Симметрия
У художников, создающих персонажей и существ в двух или трех измерениях, часто возникает тяга к симметрии, особенно при изображении лиц. Рисовать их симметричными, безусловно, проще и быстрее, особенно если вы работаете в цифре. Однако реалистичность и интерес человеческим лицам придает небольшая асимметрия, хотя симметрия, безусловно, встречается в природе.
Это легко протестировать: сфотографируйте себя анфас и загрузите снимок в программу для редактирования изображений, например Adobe Photoshop. Отзеркальте сначала левую половину лица и посмотрите, что получилось. Затем отзеркальте правую половину и проанализируйте результат. Скорее всего, вы увидите, что одна сторона лица ýже, а вторая шире.
Любопытно, что у правшей чаще всего немного крупнее правая сторона лица (и тела), а у левшей — левая. Асимметрия в теле очевидна, но на лице не так заметна.
Кожа: жир и морщины
Важно помнить, что поверх мышц и сухожилий есть еще один слой, оборачивающий внутренние, как драпировка, — кожа, самый большой орган человека. А ее невозможно представить без жировых складок и морщин.
Жир
Жировые отложения есть в теле повсюду даже у самого худого человека. Они есть на лице, в бедрах, ладонях и стопах; в задней части коленей и ягодицах. Если художник сосредоточится только на мышцах и проигнорирует жир, модель будет выглядеть менее реалистично.
Изображение жира на рисунке — всегда хорошо, благодаря ему фигура становится более правдоподобной.
Морщины
Морщинам также очень важно уделить внимание, особенно их направлению. Вы заметите, что по всему телу морщины обычно залегают перпендикулярно ходу мышечных волокон. Хотите пример — согните запястье. Обратите внимание на расположение морщин и складок на ткани при движении. Вы заметите, что там они появляются в тех же местах, что и на коже.
Пол: мужское и женское тело
С точки зрения структуры мужское и женское тело одинаковы. Различия возникают на уровне очертаний тела, веса, формы костей и жировых отложений. Центром вертикальной оси, проходящей через мужское тело, считается лобковая дуга, а центром вертикальной оси женского тела — точка чуть выше лобкового симфиза.
Телосложение у женщин, как правило, более субтильное и с точки зрения пропорций, и в целом. Голова меньше, лоб более гладкий и округлый; у мужчин сильнее выраженная надбровная дуга.
Черты лица у женщин обычно мельче, чем у мужчин, губы полнее, а шея тоньше; плечи ýже. У мужчин выраженный кадык, а у женщин щитовидный хрящ более округлый.
Женский и мужской таз сильно различаются. У женщин он короче, шире и глубже, сильнее наклонен вперед. Тазобедренные суставы шире расставлены, отчего и бедра шире.
У мужчин обычно руки длиннее, поскольку длиннее плечевая кость; сам корпус также длиннее. Запястья и кисти крупнее; бедра и ноги длиннее. У женщин более округлые колени.
У женщин больше жировых отложений, причем по всему телу. Основные находятся в области груди, живота, ягодиц и бедер. У мужчин — главным образом в области живота и ягодиц.
Открыть в большем размере→
Возраст
Тело человека растет и постоянно трансформируется от рождения до смерти. На определенных жизненных этапах с ним происходят определенные изменения. Рассмотрим их в хронологическом порядке.
Открыть в большем размере→
Рождение
Центр тела младенца — пупок. Голова обычно на 50% больше в пропорциональном отношении к длине тела, чем у взрослого, и бóльшую ее часть занимает черепная коробка. Руки и ноги округлые и примерно одной длины.
Младенчество и детство
В этот период увеличивается область выше сосков и между сосками, значительно удлиняются предплечья и бедра. Сразу после рождения позвоночник младенца имеет С-образную форму (дуга выпуклостью назад), но с течением времени постепенно формируются четыре изгиба позвоночника.
Период полового созревания
В этот период взрослые и детские пропорции в теле ребенка смешиваются, причем в разных вариациях. Проявляются половые различия: мужское тело становится более угловатым, женское обретает округлые формы. У девочек формируются грудь и жировые отложения; у обоих полов полностью формируется поясничный лордоз.
Юность
В этом возрасте у мужчин становятся более выраженными мышцы, а у женщин полнеет грудь, появляется больше жировых отложений в области таза и бедер.
Открыть в большем размере→
Зрелость
Полная зрелость наступает примерно в возрасте 21 года для женщин и 25 лет для мужчин. В среднем возрасте люди обоих полов могут прибавлять в весе; уменьшается пигментация.
Старость
В этот период жизни снижается эластичность мышц и связок; формируются морщины. Истончаются жировые отложения, из-за чего суставы, кисти, стопы и голова начинают казаться пропорционально больше, а подкожные вены становятся более видимыми. Позвоночник утрачивает силу, появляется сутулость; уменьшается рост. Вдобавок начинают усыхать межпозвоночные диски. Уши и нос, состоящие в основном из хрящей, визуально кажутся крупнее.
Открыть в большем размере→
По материалам книги «Фигура человека для художника»
Как нарисовать фигуру человека
Как нарисовать фигуру человека — Рисование фигуры, Рисование мышц
Как нарисовать фигуру человека — Рисование мышц |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Как рисовать мышцы шеи
- Детали урока
- Ссылки
На этом уроке вы изучите форму, создающую мышцы шеи, используя образец единственного в своем роде слепка настоящего человеческого трупа, сделанного знаменитым анатомом Элиотом Голдфингером.
Учащимся предлагается работать с эталонными изображениями NMA и программой 3D-просмотра, представленными на этой странице*.
Присоединяйтесь к художнику украинского происхождения Илье Мирочнику, который передает 250-летний академический метод, хранящийся в Академии Репина в Санкт-Петербурге, Россия, и редко преподается за пределами Академии и никогда прежде не перед камерой.
Российские академические подходы к рисунку и живописи не были прерваны современными художественными движениями, которые преобразовали репрезентативное искусство на Западе, и в результате они обеспечивают уникальную и четкую линию преемственности к большим художественным традициям прошлого. Как мощный подход, одновременно конструктивный и изобразительный, он сочетает в себе два метода, преобладающие в современном репрезентативном искусстве.
В этих трех курсах рисования мы решили сжать всю программу, охватывающую более восьми лет, в логическую пошаговую процедуру. Мы внесли улучшения и добавили ресурсы и упражнения, чтобы четко объяснить концепции, необходимые для работы в этом подходе.
Мы также структурировали курс таким образом, чтобы он был полезен не только профессиональным и опытным художникам, но и художникам, не имеющим никакого опыта рисования.
В первой части нашего курса русского академического рисунка Илья научил вас оттачивать базовые навыки рисования. В следующей части, «Голова и шея», вам предстоит новое испытание: портрет.
Чтобы нарисовать всю сложность природы, нам нужно изучить всю анатомию, из которой состоит форма головы и шеи.
Голова и шея охватывает такие темы, как строение черепа, отдельные кости черепа, глубокие мышцы лица, скелет шеи и плечевого пояса, мышцы плечевого пояса и процесс рисования портрета.
Программа коучинга New Masters Academy напрямую поддерживает этот курс. Если вы записываетесь на программу коучинга, вы можете запросить художника, прошедшего обучение по Русскому академическому методу, в том числе самого Илью Мирочника. Нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться в программе коучинга.