Как рисовать голову с разных ракурсов и создавать максимально реалистичные портреты – Сей-Хай
Научиться правильно и реалистично рисовать голову не так просто, но это необходимый навык для любого художника. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы уметь это делать хорошо. Процесс рисования головы достаточно сложный, но есть много советов и приемов, использование которых его упростят. В этом руководстве вы получите все необходимые для этого знания.
В первой части вы узнаете, как рисовать голову под разными углами, как некоторые фигуры могут упростить эту задачу. Вторая часть статьи полна профессиональных техник рисования реалистичных портретов.
Голова имеет невероятно сложную конструкцию. Чтобы правильно передать ее форму и наметить расположение элементов я стараюсь разбить ее на пару простых фигур. Для обозначения черепа я использую сферу, а для носа треугольник/пирамиду. Использование этих двух фигур позволяет создать основу рисунка головы с любого ракурса.
Ниже представлен подробный видеоурок от Алекса Ву.
Ракурсы, с которыми вы будете чаще всего сталкиваться как художник:
- Профиль
- Анфас
- Вид снизу
- Три четверти вид снизу
- Вид сверху
- Три четверти вид сбоку
- Три четверти вид сверху
- Три четверки вид сзади
Запомните эти восемь ракурсов и начните использовать простые фигуры. Лучший способ понять сложный объект или элемент — разбить его на более простые компоненты.
Со временем вы обнаружите, что снова и снова возвращаетесь к этим ракурсам. После изучения и достаточной практики вам не составит труда иметь дело со всеми остальными ракурсами. Вы должны буквально рисовать их с закрытыми глазами. Нарисовать что-то — значит это знать.
1. Профиль

Начните рисование головы в профиль с расположения двух основных фигур так, чтобы они примерно соответствовали нужному углу. Когда вы получите правильное расположение и соотношение размеров фигур, можно продолжать делать набросок. В последующих примерах вы убедитесь, что сфера и пирамида являются универсальной основой для построения портретного рисунка.
2. Анфас

С ракурсом анфас, вероятно, мы знакомы больше всего. Это угол, под которым мы видим и взаимодействуем с большинством людей в реальной жизни. Разбив его на основные фигуры, вы сможете сохранить правильные пропорции и соотношение элементов лице.
3. Вид снизу

4. Три четверти вид снизу

Это очень распространенный ракурс, так как многие эпические кадры снимаются именно с этого угла. Такой ракурс встречается в комиксах, картинах и печатной рекламе. В зависимости от направления вашего творчества, возможно, стоит посвятить время изученью этого ракурса в первую очередь, чтобы освоить его как можно раньше.
5. Вид сверху

6. Три четверти вид сбоку

Это, пожалуй, самый популярный ракурс в кино, портретной съемке и иллюстрации. Этот ракурс считается самым удачным, так как он показывает большую грань лица человека. Голова повернута так, что кроме одного уха видны все элементы лица. Этот ракурс наряду с эпичным (три четверти вид снизу) стоит изучать в первую очередь.
7. Три четверти вид сверху

Это что-то среднее между профилем и видом сверху. Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать. Опять же, возможность точно определить местонахождение носа в этом сложном ракурсе имеет решающее значение. Без правильного расположения треугольника у вас не получится сделать набросок остальной части лица.
8. Три четверти вид сзади

В то время как вид снизу был для меня вызовом, когда я был моложе, сейчас самым трудным ракурсом является три четверти вид сзади. Каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, рисунок не выглядит так как должен. К счастью обычно этот ракурс используется, когда человек является второстепенным элементом изображения, находящимся вне фокуса внимания. Тем не менее невероятно полезно иметь навыки рисования головы с этого ракурса, поскольку многие портретные снимки «через плечо» изображают человека с этого угла.
1. Делайте линию выразительной

Я нарисовал эти портреты с не сглаженными выразительными линиями, используя уголь виноградной лозы. Такие линии – отличный способ для зарисовки формы головы и ее граней. Линия помогает направлять взгляд зрителя, определяя края и очерчивая формы. Линии, используемые для обводки фигуры, называются контурными. Существует пять типов линий: вертикальные, горизонтальные, диагональные, зигзагообразные и изогнутые.
2. Научитесь использовать фигуры

Фигура — это замкнутый контур, получившийся благодаря прилеганию линии или встрече с концом другой линии. Все фигуры двухмерные — они имеют длину и ширину. Есть два типа фигур: геометрические и органические. Геометрические фигуры включают круги, треугольники и квадраты. Органические — это те неправильные, неровные фигуры, которые не подчиняются никаким правилам. Эти выразительные фигуры обычно получаются ненамеренно. Для изображения контурных линий головы я чаще всего использую геометрические фигуры.
3. Воспринимайте формы как трехмерные фигуры

Форма и фигура тесно связаны. Вам нужно научиться воспринимать формы как трехмерные фигуры. В искусстве термин «форма» относится к объекту, имеющему длину, ширину и высоту. Всем художникам нужно развить свое понимание формы. А изучая влияние света на предметы вы без труда сможете создавать иллюзию формы в портретных рисунках. Я предпочитаю верхнее освещение в портретах. Этот тип освещения выделяет плоскости, обращенные верх, и отбрасывает сильные тени. Учтите, что для освещения головы в портретном рисунке лучше всего использовать один источник света.
4. Не забывайте про силу соотношения светотени

Потому как светлые и темные значения описывают форму объекта, соотношение светотени имеет решающее значение в рисунке. У всех объектов есть блики, свет, полутона, основная тень и отражаемый свет. Я часто применяю эту пятизначную систему к своим портретным рисункам. Светотень — ключ к созданию иллюзии освещения, а реалистичность рисунка напрямую зависит от диапазона этих значений. Этот эффект достигается путем преобразования простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.
5. Примените к своему портрету пятизначную систему

По сути лицо состоит из геометрических форм. Форма яйца прослеживается во всех фигурах головы. Свет отражается от округлости лба, тень на щеках и носу напоминает сферы, а фигура шеи – цилиндр.
Не бойтесь слишком темных и контрастных цветов. Отраженный свет можно увидеть на краях ноздрей. А отраженные тени и резкие переходы создаются при наложении двух поверхностей. В этом примере есть четкая грань отбрасываемой тени на шее. Тень формы имеет мягкие края и появляется на объекте в местах противоположных источнику света. Отбрасываемая тень создается, когда свет на объекте блокируется. У такой тени резкие края с грубым переходом от светлого к темному.
6. Объедините линию и светотень
Линия и светотень работают вместе, создавая форму лица. Светотень относится к яркости/темноте цвета или тона. Одно лишь рисование светотеневых областей гарантировано научит художника понимать объемность формы и закономерности расположения света на объекте. Рисование линий в свою очередь научит наблюдать, оценивать и планировать. Знания, полученные при рисовании линий, помогают художнику принимать решения о границах каждой области тона в процессе создания светотеней. При рисовании портретов свет и тень преобразуются из простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.
7. Делайте рисунок контрастным

Светотеневой контраст — лучший способ для создания иллюзии глубины. Области с большим контрастом выступают вперед, в то время как области с меньшим контрастом отступают назад. В части рисунка, где шарф обернут вокруг шеи, я визуально отодвинул его назад, уменьшив контраст. Далее, используя аналогичные значения светотени, нарисовал тонкую линию, чтобы обозначить края шарфа. Так он меньше бросается в глаза, чем если бы я начертил точную форму используя другие значения светотени.
Я применил тот же подход к макушке головы, постепенно осветляя волосы, чтобы они уходили на задний план. Уменьшение контрастности по периметру лица привлекает взгляд к его центру, где я использовал высокий контраст между левой глазницей и лбом.
8. Используйте ракурс три четверти

Когда голова рассматривается под ракурсом три четверти, перспектива искажает черты лица. При таком ракурсе ближние части объекта кажутся больше, чем более отдаленные. Обратите внимание на изменение пропорций, и измерьте расстояние между элементами.
При этом ракурсе фокусная точка будет расположена на ближайшем к нам глазе. Глаза и брови говорят о настроение вашего объекта. Они отражают его эмоции и индивидуальность. Из-за перспективы ракурса ближняя сторона лица всегда шире отдаленной. Также, на отдаленной части лица скула имеет более жесткую линию контура и более выражена.
9. Не путайте изображение головы с портретом

Есть разница между рисунком головы и портретным рисунком. Рисунок головы фокусируется на фигурах, изменениях плоскости, анатомии, форме и перспективе головы. Портретный рисунок — это художественное изображение «души человека». Его выражения лица, сходства, индивидуальности и настроения. «Форма» головы относится только к внешнему виду лица.
Чтобы рисовать воодушевленные портреты, вы должны продумывать, какое сообщение или ощущение будет передавать портрет. Личное восприятие художника — это общий знаменатель каждого произведения искусства, которое он или она создает. Каждый художник отражает рисунок через призму своего отношения к миру. Это выражается независимо от стиля рисунка или объекта. Я бы сказал, что в хорошем рисунке обязательно должно быть нечто, исходящее от самого художника.
10. Эффект конрапоста: обратите внимание на голову и шею

Положение головы и шеи определяет настроение портрета и указывает на эмоции модели. Помимо угла наклона головы, обратите внимание на растяжение и сдавленность шеи, которые подчеркивают жест. Слово контрапост, как раз-таки описывает прием изображения фигуры человека, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой.
Обучите свой разум распознавать контрапосты и их влияние на положение частей тела, в особенности шею. Чтобы показать надменную грациозность с помощью шеи я прошу моделей выдвинуть голову слегка вперед и наклонить ее вверх. Также одной из моих любимых модельных поз является взгляд через плечо. Такой портрет несет мечтательное настроение.
11. Как нарисовать выразительный портрет
Нарисуйте фигуры

Используйте виноградный уголь, чтобы обозначить положение головы, отметив верхнюю, нижнюю и боковые границы прямыми линиями. Прямые линии позволяют вам наблюдать за объектом в целом и исследовать взаимосвязи между ключевыми блоками, чтобы вы могли точно очертить их на бумаге.
Нарисуйте шар для черепа и U-образную форму для челюсти. Проведите вертикальную линию вдоль лица так, чтобы она пересекалась с горизонтальной линией бровей. Определите и разделите голову на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до носа и от носа до подбородка. Нижняя губа находится на полпути между носом и подбородком. Избегайте детализации линий — просто наметьте общие пропорции головы.
Продолжайте использовать прямые линии, чтобы обозначить большие теневые области, такие как глазницы. Я обычно начинаю с формы глазниц, затем рисую основу формы носа, а после форму рта. Обозначьте примерные формы контура головы и отметьте брови. Обратите внимание на форму нижней плоскости подбородка, которая укорачивается из-за угла расположения головы.
Определите плоскости

Продолжайте обозначать форму уха, которая совпадает с линией бровей и нижней частью носа. Наметьте прямые линии лба, скул, носа и подбородка. Изучите пропорции и отношения фигур друг к другу. На данный момент избегайте добавления таких деталей, как зрачки и ноздри.
Используйте линии, чтобы обозначить области тени и места пересечения плоскостей. Например, переднюю часть, бока и наклон лба, а также переднюю часть, крылья и основание носа. Отметьте форму и положение надбровных дуг, скул, височных костей, подбородка и челюсти. Рассматривайте этот рисунок как план. Используйте широкую сторону угля виноградной лозы, чтобы набросать значения светотеней. Помните, что все объекты имеют светлые, средние и темные значения при воздействии света. Заштрихуйте теневые области головы, такие как глазницы, и переходите к более темным участкам. Тренируйте глаза, чтобы объединять тени, не акцентируя внимание на детализации элементов лица. Вы можете сделать рисунок менее текстурным, растушевывая поверхность кончиками пальцев или палочкой для растушевки.
Приступайте к детализации

Еще раз изучите фигуры обращая внимание на штрихи, чтобы края имели нужную твердость либо мягкость. Везде, где вы добавляете детали, сначала закрасьте всю область, затем выделите блики ластиком, а после используйте угольный карандаш, чтобы подчеркнуть тени.
Морщинки могут обогатить рисунок текстурой и деталями. Они должны соответствовать форме черт лица сильно не выделяясь. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать впечатление наличия морщин, а не прорисовывать каждую.
Перед завершением процесса перепроверьте светлые, средние и темные оттенки, а также края лица. Каждое из этих трех значений должно иметь градацию трех дополнительных оттенков включая блики. Широкий диапазон светотеневых значений должен соответствовать форме, делая ее объемной. Края ни в коем случае не формируют одну непрерывную линию, сделайте их гармоничными. Они должны варьироваться в зависимости от пространственного соотношения.
Подчеркните границу между светлым и темным оттенками на подбородке, чтобы сделать его более твердым и мягко передать структуру и текстуру. Последним шагом создания портрета является усиление темных участков с использованием ивового угля.
12. Усильте эмоцию с помощью рук

Руки добавляют рисунку эмоций и чувств. Использование рук может превратить обычный портрет в исследование персонажа. Это непринужденный и естественный подход, который раскрывает личность объекта. На философском уровне положение рук олицетворяет то, как мы касаемся и чувствуем предметы или даже других людей. Они отражают наше отношение к внешнему миру.
13. Продумайте текстуру фона

Текстура фона часто играет ключевую роль в визуальном оформлении рисунка. Фон может сделать портрет мягким и спокойным или оживить произведение придав энергичности ярким подходом. При этом фон не должен отвлекать от объекта и нести другое настроение.
Определяясь с фоновой обработкой сосредоточьтесь на светлых и темных участках объекта. Если объект светлый с одной стороны, темный оттенок сзади сделает контуры более четкими. Фон не должен соперничать с работой, используйте его, чтобы подчеркнуть контраст и улучшить свою рисунок. Не существует идеальной формулы для получения правильного фона, так что проявите изобретательность!
14. Изобразите растительность на лице

Усы или бороды бывают разными, но есть несколько неизменных моментов, на которые следует обратить внимание. Нос отбрасывает тень на усы, а усы отбрасывают тень на рот. Если усы очень густые, они могут закрывать верхнюю губу. Представьте себе усы как большую верхнюю губу, которая огибает рот, создавая более крупные тени. Следите за светом и тенью на голове, если плоскости лица прикрыты растительностью.
Обратите внимание на форму бороды и приучите глаза замечать, что у волос нет четких краев, как у дыма. Вместо того чтобы рисовать отдельные волоски, относитесь к бороде как к свету и тени, сохраняя края мягкими.
15. Используйте края для передачи формы

Когда художник смешивает мягкие и жесткие линии или края в нужных местах, это создает иллюзию трехмерного объекта на двухмерной поверхности. Когда края мягкие, элемент может казаться отдаленным.
Смягчив линии объекта и смешав его с фоном, вы можете сделать рисунок более мечтательным. Тогда как рисунок со слишком большим количеством жестких краев будет выглядеть неестественно. Это создает визуальное напряжение, поскольку слишком много областей конкурируют и нет места для отдыха глаз. Я не имею в виду, что жесткие края вообще нельзя использовать, но их нужно использовать с умом для акцентирования внимания.
В своих портретных рисунках я обычно использую примерно 85% мягких линий и 15% жестких линий. Когда вы освоите навык сбалансированного оформления краев, ваши портреты станут на уровень выше.
Читайте также:
Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены
Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке
Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов
Источник
Поэтапный рисунок гипсовой головы Антиноя
Изображение головы – один из наиболее сложных видов рисования. Прежде чем приступить к работе, вы уже должны обладать достаточным опытом и знаниями в области академического рисунка. Знать и понимать способы изображения, особенности строения головы, уметь обращать внимание на сочетание деталей, которые образуют ее объем.
Рисование гипсовых голов полезно потому, что в этих образах уже собраны правильные формы человеческого лица. Для начинающего художника — это возможность сосредоточиться на отдельных частях, которые всегда остаются статичными.
Начинать лучше с гипсовых голов греческого наследия. После успешного овладениями приемами передачи базовых форм гипсовых моделей, можно приступать к более сложным образам, изображая Зевса или Геркулеса.
Любой академический рисунок строится по определенным законам. Процесс состоит из взаимосвязанных шагов, и чтобы добиться результата, нужно выполнять все этапы в определенной последовательности. Далее мы разберем как рисовать гипсовую модель, изображающую фаворита императора Адриана — Антиноя.
Подготовительный этап и анализ характера формы головы
Перед началом работы проанализируйте из чего состоит объект (каких геометрических тел) и как он будет размещен на листе бумаги. Выберите ракурс, с которого вы начнете рисовать.
Важно определить как наиболее эффективно будет смотреться будущее изображение. Вы сразу должны представлять каков будет конечный результат, а затем уже можно приступать к первому шагу рисования.
Далее нам нужно выявить характер формы объекта, т.е. найти особенности строения. Проанализировав, как объект расположен в пространстве, переходим к оценке пропорций (как части соотносятся с целым).
Работайте карандашом слегка нажимая, без усилий и схематично. На этом этапе не требуется вырисовывания деталей, только общие черты. У нашей головы височная часть широкая, и линии сужаются к основанию подбородка. Форма головы напоминает треугольник (линия волос шире скул, которые шире подбородка).
После анализа характера формы объекта, рассматриваем каждую деталь лицевой части. Далее намечаем их месторасположение на бумаге. Уточняем наклон и разворот головы.
Линейно-конструктивная основа
Нужно наметить профильную линию, разделяющую лицо на две части. Если есть небольшой поворот головы, то профильная линия делит лицо не пополам – ближняя будет больше, а дальняя – меньше. Очень важно правильно определить местоположение профильной линии, т.к. она является главным ориентиром для художника и от нее зависит правильное расположение составляющих частей рисунка. Следующий этап – разделить эту линию на 3 равные доли: от начала волос до надбровья, от надбровья до основания носа, и далее вниз до подбородка. Отрезки от надбровных дуг до носа и от носа до подбородка тоже будут состоять каждый на 3 частей. Намечаем место для глаз, носа и губ.
Следите, чтобы конструктивные линии были параллельны друг другу, иначе исказится перспектива рисунка. Линии будут немного изогнуты, а концы приподняты. При рисовании основных деталей исходите от основы геометрической формы каждого элемента (например, глаза – шар). Не вырисовывайте детали, сейчас главное – это соблюдение пропорции и место размещения на рисунке.
Следите за расположением парных и симметричных объектов. Их лучше рисовать сразу один за другим (например, два глаза) и проводить параллельные линии от края до края формы, чтобы элементы не смещались в сторону. Рисуя глаз, веки только наметьте. Располагая нос, не смещайте его относительно профильной линии, которая должна проходить четко посередине переносицы. Она же разделяет бантик губ четко посередине, но, учитывая поворот головы, один край губы будет меньше.
Пока наметьте размер губ и сверьте их месторасположение. Для этого нарисуйте вспомогательные линии, чтобы проверить как соотносятся уголки губ и крылья носа, а также расстояние от основания носа до верхней губы. Проверьте месторасположение конца волос в соотношении с горизонтальной линией губ.
Теперь на рисунке можно наметить волосы. Обратите внимание, где заканчиваются локоны. Обозначьте их легкими движениями карандаша без особого нажима. На этом этапе еще раз проверьте работу на наличие ошибок. Обнаружив их, не оставляйте на потом, а сразу исправляйте. Они могут повлечь новые неточности в передачи изображения, которые потом будет сложнее исправить.
Выявляя конструктивные основы, не следует спешить с моделированием форм и передавать их при помощи светотени.
Конечно, эмоциональная составляющая важна, но на первых этапах, главное передать точность и достоверность объекта, и верное расположение всех элементов в пространстве.
Конкретизация рисунка
После того, как была намечена конструктивная основа головы и ее составляющих, можно корректировать получившейся рисунок. Теперь заменяем геометрические тела реальными формами, какие они есть в реальности. Еще раз проверьте расположение деталей. Например, нос должен быть под прямым угол относительно лицевой поверхности.
Прорисовывая глаза, помните об их шаровидной форме. Учитывая это, сверху рисуем веки.
Они не должны получиться плоскими, поэтому сразу передавайте толщину при помощи нескольких линий. При детализации губ, не забудьте про ложбинку между верхней губой и носом и проверьте их расстояние между собой.
Линии, разделяющие формы, не должны быть сильными, т.к. они же выступают в роли границы света, тени и полутени.
Теперь, прорисовывая пряди волос, определяем их месторасположение. В качестве ориентира используем дополнительные линии. Нужно следить, чтобы локоны не получились в отдельности сами по себе.
Вначале намечаем общую форму волосяного покрова, после чего переходим к детализации каждого из них. Выявляем трехмерность формы, создавая объем легкими линиями. Не спешите наносить тон, пока не будут уточнены все детали рисунка.
Создание объема при помощи света и тени
Переходим к созданию объема при помощи светотеневых отношений. Следите за взаимосвязью линии и тона. Вначале накладываем тени, чтобы увидеть общий характер форм элементов. Затем переходим к градации светотени, делая рисунок более конкретным. Те детали, которые находятся на свету, остаются нетронутыми. Плоскости, уходящие от света, обозначаем полутенью. А те, что находятся вдали от света, прокладываются тоном.
На каждом из описанных шагов работы над рисунком не стоит нажимать на карандаш, движения должны быть легкими и быстрыми, чтобы всегда можно было внести коррективы, не используя ластик. Рисовать нужно в темпе. На выполнение не должно уйти более 50 минут. Не стоит уделять много времени анализу и построению, и ни в коем случае не начинайте детально чертить геометрические фигуры.
Чтобы добиться легкости в движении и умения быстро анализировать конструктивные особенности головы, нужно постоянно и регулярно тренироваться. Чем меньше вы тратите времени на этапы правильного построения изображения, тем выше становится уровень вашего мастерства.
Детализация и завершающий этап
На заключительном этапе переходим к детализации изображения, постепенно насыщая его. Но сначала нужно проанализировать небольшие детали, соотнося их с общей массой головы.
После того, как проделана первоначальная работа над объемом при помощи наложения светотени, нужно вызвать рефлекс, усиливая тон. Чтобы смоделировать детали при помощи тона, на переходах от одной детали к другой необходимо сильнее накладывать тон, резко отделяя одну плоскость от другой. Но рисунок не должен получиться слишком черным. Чтобы разработать руку, используйте мягкие карандаши.
На заключительном этапе еще раз проверяем соотношение элементов с общей формой, чтобы отдельные элементы не выбивались из общей композиции.
Взгляните на свою работу издалека, чтобы разглядеть неточности в передаче изображения.
Создание изображения головы – важный экзамен при поступлении в творческий вуз. Владение этим видом рисунка является и одним из основных элементом художественной подготовки архитектора. На наших курсах академического рисунка для абитуриентов, вы с помощью опытного педагога сможете научиться рисовать гипсовую голову на уровне, достаточном для поступления.
Похожие записи
Как нарисовать голову человека: краткое руководство
Мне часто задают вопросы: как нарисовать портрет и добиться сходства с оригиналом (или хотя бы с человеком). Ответ настолько прост, насколько одновременно и сложен.
Чтобы правильно нарисовать голову человека, вам надо правильно уловить пропорции головы. А чтобы это сделать наиболее достоверно, необходимы знания анатомии.
Что нужно знать, чтобы нарисовать голову человека?
Особенность №1
Череп мы рассматриваем как костную основу, а голову, как совокупность всех форм и частей: органы чувств, мышцы, хрящи, волосы и т.д.
Череп человека состоит из 2-х отделов: мозгового и лицевого.
Мозговой отдел черепа соответствует окружности с R=1/3 от высоты головы.
Особенность №2
Для ориентира определения пропорций и основных осевых линий можно использовать 2 варианта:
1) Пропорции выделенные на слайдах красным цветом делят всю высоту головы на 3 величины.
2) Пропорции зеленого цвета делят лицевой отдел черепа на 3 высоты.
Особенность №3
Череп человека в профиль условно можно вписать в квадрат.
Мозговой отдел имеет яйцеобразную форму.
Основание черепа лежит на горизонтальной линии, проведенной от носовой ости до конца затылка.
Особенность №4
Глазная ось является серединой черепа.
Особенность №5
Носовая ость (относится к черепу) и основание носа (относится к голове) являются разными терминами.
Особенность №6
Наружный слуховой проход лежит на середине расстояния от лба до затылка.
Особенность №7
Линия рта – это примерно половина высоты от вершины носа до подбородка.
Ухо имеет одинаковую высоту с носом. Высота носа занимает 1/3 от высоты лицевого отдела (пропорции зеленого цвета).
Особенность №8
Данные пропорции головы человека не являются стабильными величинами.
Они могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Научившись простаивать правильно основной объем головы, вы уже без труда впишите в него индивидуальные черты лица вашей натуры (форму носа, разрез глаз, контур губ, изгиб бровей).
Поэтому для начинающего художника так важно начинать рисовать портрет не с отдельных деталей (например, с глазика), а с общего объема.
Как нарисовать голову и лицо человека?
Построение головы с помощью двух окружностей.
Перед вами механический метод определения пропорций идеальной женской ГОЛОВЫ. Этот метод познакомит вас c пропорциями. Используйте его на начальном этапе для построения, остальное рисуйте от руки.
1.
Разделите линию, равную ширине головы, на пять частей (каждая часть -это примерно ширина одного глаза). На одном из дальнейших этапов глаза разместятся под 2-й и 4-й частями.
2 .
Поставьте ножку циркуля в центр среднего отрезка (точка A). Начертите круг, радиусам которого будет расстояние от точки A до точки B.
З.
Проведите вертикальную линию через точку A. Отмерьте на этой линии отрезки б и 7, равные отрезкам 1-5. Далее точка C будет кончиком носа.
4.
Разделив отрезок б пополам, вы получите точку F, которая является центром окружности c радиусом, равным рас-стоянию от F до E; точка E будет нижней границей подбородка, точка F — верхней границей рта, a точка D — нижней границей рта.
5.
Осторожно соедините окружности линиями G и Н. Эти линии не должны проникать внутрь или выходить за пределы окружностей.
6.
Соедините линии G и H в точке касания c большей окружнос-тью. Вы получите от-резок JК будущую верхнюю границу глаз.
7.
Нарисуйте дугу КМ, поставив ножку циркуля в точку J; так же нарисуйте дугу JL, используя точку к в качестве центра. Эти дуги являются линиями щек. Заштрихованная область показывает углуб-ление под костью щеки.
8 .
Начертите две вертикальные линии из точек J и К; эти линии являются боковыми границами головы. Заметьте, что эти линии отсекают небольшие кусочки большей окружности.
9.
Нарисуйте глаза под линией JK и прямо под отрезками 2 и 4 первой линии. Расположите нос на линии C прямо под отрезком з. Рот нарисуйте между линиями F и D. Имейте в виду, что рот должен быть несколько шире, чем нос.
10.
Веки могут быть пол-ными или тонкими, и располагаются они прямо над отрезком JK. Верхнее веко мо-жет иметь такую фор-му, что будет практи-чески незаметно. Глаза могут быть различных оттенков. Возможны разные форма и наклон глаз.
Рот может быть различной формы.
Рекомендуем самоучители по рисованию человека
Похожие записи:
Рисунок гипсовой головы
Рисунок головы с гипсовых моделей. Поэтапное рисование.
Желающий серьезно заняться рисунком головы должен иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка вообще. Без знания некоторого опыта в рисовании самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных моделей, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения.
Поэтому рисующему голову следует прежде всего обратить внимание на ее строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих ее объем. Отсюда происходит профессиональное выражение «строить голову».
Рисующий также должен иметь в виду, что голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной.
Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.
В этой работе так необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких, как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Гермеса», «Апоксиомена», «Аполлона».
Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других.
В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры, например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.
Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо.
Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели. Кроме того, ее неподвижность и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.
Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении.
1. Голова Аполлона. Фрагмент копии римского оригинала. 340 г. до н. э.
2. Голова Лаокоона. Фрагмент копии греческого оригинала 27 г. до н. э.
Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и таким образом также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.
В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.
Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.
Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели.
Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.
Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.
Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что, изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка,стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.
Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек определяется с помощью вертикали и горизонтали; намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (ил. 3).
3. Первая стадия рисования гипсовой головы
Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (ил. 4).
4. Вторая стадия рисования гипсовой головы
Намечая основные части лица — расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, — сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, рас-положенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.
Форма головы ограничивается прямыми и изогнутыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой и плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (ил. 5).
5. Третья стадия рисования гипсовой головы
Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках головы Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (ил. 6,7).
6. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878. Итальянский карандаш
7. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг. Итальянский карандаш
Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.
Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение.
Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На (ил.7) видна граница, отделяющая лицевую, освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.
Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы.

Идеальный курс для новичков!
Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,
Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным.
Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру ее поверхности являются местом расположения более мелких форм (крыльев носа, ноздрей, кончика носа), весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.
Рассматривая поверхность лба, рисующий дол¬жен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (ил. 6).
Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению. Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.
Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы и в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы.
Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной.
8. И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864. Графитный карандаш
На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным, можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве.
Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.
Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует постараться воспринять их как однородные явления, то есть представить реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении. При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов.
Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.
Образцы рисунков из методического фонда подготовительных курсов Московского архитектурного института.
Смотрите также
18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой
Мне нравится делиться с людьми — знанием, вдохновением, опытом. Частичку всего этого я и хочу подарить сейчас вам. Вероника Калачева, основатель Школы рисования
Посмотреть
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Как нарисовать голову: полное руководство
Научиться рисовать голову — непростое занятие, но это важная часть навыков любого художника, поэтому стоит потратить время на то, чтобы научиться делать это хорошо. Голова — это очень сложная структура, поэтому есть много советов и приемов, которые нужно освоить, чтобы упростить процесс. Это руководство расскажет вам об этом.
На первой странице художник Алекс Ву научит вас рисовать голову под разными углами и как использовать формы для реалистичного рисования головы.Вторая страница от художника-портретиста Оливера Сина полна советов, которые помогут вам нарисовать голову как профессионал.
Если вы хотите покорить другие части тела, прочтите наш пост о лучших уроках рисования. А если вам нужно обновить свой набор, обратите внимание на лучшие карандаши, которые вы можете купить на данный момент. Или продолжайте читать на этой странице, чтобы получить советы Ву для профессионалов.
Как нарисовать голову: 8 общих углов
Голова — это невероятно сложная конструкция. Я недостаточно умен, чтобы обрабатывать всю эту сложность одновременно, поэтому я пытаюсь разбить ее на пару простых форм, которые для головы представляют собой (1) шар вместо черепа и (2) пирамиду. для носа.
Используя эти две основные формы, вы можете создать основу для изображения головы под любым углом. Вы можете узнать все это и многое другое из ряда блестящих уроков на Schoolism.com.
Углы, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь как художник:
- Профиль
- Прямо на
- Вверх
- Вверх на три четверти
- Вниз
- Три четверти
- На три четверти вниз
- Задние три четверти
Вы будете возвращаться к этим углам снова и снова, так что хорошо знать их достаточно хорошо, чтобы можно было вытаскивать их с закрытыми глазами.Любой угол, который здесь не рассматривается, может быть интерполирован с некоторой промежуточностью.
Запомните эти восемь углов и начните разбивать голову на простые формы. Это лучший способ понять сложный объект, проблему или проблему: разбить ее на более мелкие удобоваримые части. Нарисовать что-то — значит это знать.
01. Профиль
Расположите две основные формы, чтобы создать профильПри рисовании головы из профиля начните с расположения двух основных форм так, чтобы они примерно соответствовали нужному углу.Когда у вас будет хорошее приближение отношений между фигурами, вы можете начать строить остальную часть вашего рисунка на этом основании. Как вы увидите из этого и последующих примеров, сфера и пирамида действительно могут помочь скрепить ваши рисунки.
02. Прямо на
Прямо — это угол, с которым мы наиболее знакомы.Прямо, вероятно, — это угол, с которым мы наиболее знакомы, так как это угол, под которым мы видим и взаимодействуем с большинством людей в реальной жизни.Тем не менее, разбив его на основные формы сферы и пирамиды, вы сможете сохранить правильные пропорции и отношения на всем лице.
03. Вверх
Разрезание головы на две простые формы сделает этот угол менее устрашающим.Это трудный угол для визуализации, потому что мы редко видим людей с этой точки обзора. Фактически, это был тот ракурс, с которым у меня были самые большие проблемы, когда я был молодым художником. Однако разделение головы на эти две простые формы сделает этот угол менее устрашающим.Если вам сложно вращать фигуры в голове, попробуйте склеить шар и четырехгранный кубик и посмотреть, как формы меняются, когда вы их поворачиваете.
04. На три четверти вверх
Очень распространенный уголЭто очень распространенный угол, так как многие героические кадры снимаются с этой выгодной точки. Вы найдете его в комиксах, картинах и печатной рекламе. В зависимости от того, какие истории вы рассказываете, возможно, стоит посвятить время этому ракурсу, чтобы освоить его как можно раньше.
05. Вниз
Правильно расположите голову, установив положение носаЭтот угол не так распространен, но, тем не менее, он может быть очень полезен в определенных сценах повествования. Ключ к рисованию головы под углом вниз — это правильно сориентировать голову, предварительно установив правильное положение для носа. Это даст вам отличную «ставку в землю», на которой вы сможете построить остальную часть вашего рисунка.
06. Три четверти
Подходящий ракурсЭто, пожалуй, самый популярный ракурс в кино, портретах и иллюстрациях.Часто это самый удачный из ракурсов, так как он показывает большую грань лица человека. Это, наряду с углом на три четверти вверх (герой), стоит изучить в первую очередь.
07. Три четверти вниз
Реже используется, но полезно знатьКак и угол вниз, это преимущество используется реже, но все же очень полезно знать. Это что-то среднее между профилем и углами вниз. Опять же, возможность точно определить местонахождение носа под этим сложным углом имеет решающее значение, когда вы продолжаете заполнять остальную часть лица.
08. Задние три четверти
Полезно, но сложноВ то время как верхний угол был для меня самым трудным, когда я был моложе, задний три четверти угла сейчас для меня труднее всего. Каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, это никогда не выглядит правильно. К счастью, однако, когда возникает этот ракурс, человек обычно не в фокусе изображения, а скорее как элемент композиции. Тем не менее, невероятно полезно иметь возможность рисовать голову под этим углом, поскольку многие снимки «через плечо» изображают голову с этого ракурса.
Следующая страница: 15 советов по рисованию реалистичных голов
.Узнайте, как рисовать лица с помощью этих 10 простых советов
Пол Хистон, в рубрике Блог об искусстве, Рисунки и портреты.
Хотя запечатлеть изображение может быть проблемой, головы и лица — одни из самых сложных вещей для рисования.
Давайте сконцентрируемся на улучшении черт лица. Поскольку мы проводим весь день, глядя на людей, мы очень хорошо понимаем, когда что-то не так в портретном рисунке или картине.


Хотя много повторений и непосредственное наблюдение — самые важные вещи, которые вы можете сделать для оттачивания своих навыков, вот несколько полезных советов, которые следует помнить, когда вы практикуете рисование головы.
1. Знайте свои пропорции
Головы — это не идеальные круги, и они не идеальные овалы. Вы можете думать о них как о яйцевидных, с заостренным концом к низу. Конечно, это зависит от конкретного человека и угла, под которым вы его видите.Но начнем с яйца…


2. Уточните линию подбородка
Если вы рисуете женщину, эта форма яйца может хорошо описать линию ее подбородка, но, допустим, мы рисуем мужчину с немного более угловатой челюстью и более плоским подбородком. Выведем линию подбородка.


3. Где разместить глаза?
Что ж, мы склонны думать, что глаза находятся ближе к макушке, чем к низу, потому что они являются высшей чертой лица.Но на самом деле это не так.
