53 способа рисовать: скетчбук – художественный дневник
Для того, чтобы начать рисовать, мало бумаги и карандаша. Нужна смелость, желание выразить себя. Причем такое, когда уже не можешь себя сдерживать. «53 новости» знакомят читателей с проектом о художественном творчестве вместе с его ведущей Ольгой Ольской.
Наши читатели пройдут путь от замысла произведения до его воплощения в жизнь, познакомятся с трудностями и радостями рисования. И сегодня автор проекта «53 способа рисовать» расскажет — насколько толстой может быть бумага, зачем стоит брать скетчбуки, как их вести и почему быть «рабом тетрадки» довольно полезно.
Мы много говорили о материалах, о красках и даже упоминали о бумаге. Но о том, что такое скетчбук, упоминаний не было. Давайте сегодня поговорим о такой великой и незаменимой вещи более подробно.
Скетчбук – это тетрадь для зарисовок, набросков и эскизов. Самый распространенный формат – А5, но бывают как больше, так и меньше. Листы внутри не разлинованы, толщина может тоже быть любая. Хотя, такую толщину, как том «Войны и мира» я не встречала.
Бумага в нем бывает разная. Холодного или горячего прессования, с разной текстурой, разной толщины. Толщина бумаги обозначается как «г/м2». Это такой нюанс, на который мало кто поначалу обращает внимание. Как и мягкость карандашей. Не очень хороший вариант брать бумагу с толщиной 100 г/м2 – она слишком тонкая для любой техники. Даже для карандашей она будет не очень удобной. 120 – уже лучше, но на ней вы сможете использовать только сухие техники. Я бы советовала, как самый оптимальный вариант, брать скетчбуки с листами толщиной 150-180. Такая бумага позволит вам рисовать не только карандашами, но и тушью, маркерами, а также, очень осторожно, но и акварельными карандашами, с активацией водой. Если использовать гуашь и акрил не менее осторожно, то и ими на этой бумаге рисовать получится.
Существуют и акварельные скетчбуки. Толщина бумаги в них составляет 200-300 г/м2. При разговоре об акварели я бы советовала брать более толстую бумагу. Чем толще – тем лучше. В конце концов, скетчбук с толщиной бумаги в 300, подразумевает, что каждый лист двухсторонний. Если бумага тоньше, то вы вряд ли сможете рисовать на одном листе с двух сторон. На каждом листе будет лицевая сторона и тыльная.
Есть скетчбуки со смешанной бумагой. В них может быть белая, тонкая бумага, чуть более толстая, цвета слоновой кости, крафтовая, черная и толстая акварельная. Это я сказала навскидку. Разноцветной бумаги никто не отменял, как и искусственно состаренной.
Для чего покупается скетчбук?
А всё просто. Чтобы не таскать папку с кучей отдельных листов. У вас будет множество рисунков и наработок, собранных в одной небольшой книжечке, а не разбросанных по всей комнате. В любом случае, стоящие в ряд книжечки опрятнее, чем толстая папка с кучей листов. Упрощая еще больше: скетчбуки — это практично. Можно положить его в рюкзак или сумку и рисовать в дороге, например. У большинства скетчбуков твердая обложка, так что пользоваться ими в пути еще удобнее, чем отдельными листами. Многие художники вообще не расстаются со своими тетрадями для зарисовок. Никогда не знаешь, где тебя настигнет вдохновение или зацепит какая-то деталь.
Как его заполнять – вопрос довольно распространенный. Так как же это правильно делать?
«Правильно» в рисовании, вообще, понятие очень растяжимое. Слишком много существует стереотипов по поводу того, что можно делать в скетчбуках, а чего нельзя. Вот только проблема в том, что со своими вещами вы можете делать абсолютно всё, что угодно.
Записывать свои мысли, оставлять только наброски, делать их цветными карандашами или акварелью. Провозгласить его артбуком и делать только полноценные иллюстрации, а наброски в другом скетчбуке, с менее качественной бумагой. Клеить коллажи и наклейки. Вклеивать работы с отдельных листов или других скечбуков. Простор для фантазии огромен.
Свой скетчбук я веду по настроению и желанию. Там есть и записи, и полноценные работы, и наброски. Не вижу смысла чётко разграничивать рабочее пространство.
Со временем такой скетчбук становится для художника не только тетрадкой или рабочим инструментом. Он становится ценным кладезем воспоминаний. Своеобразным дневником, который поможет вспомнить какие-то события из жизни. И если его постоянно таскать с собой и делать зарисовки, вы сможете вспомнить многое. Ведь к каждому рисунку будет описание. Какое-то предшествующее событие или что-то, что натолкнуло его сделать. Может, вы сидели во время грозы в кафешке торгового центра, пили чай с пирожным и рисовали. Или поехали в соседнюю область на шашлыки у речки. Создавать такие воспоминания очень приятно и ценно.
что такое экспрессивный дневник и как его вести?
07.12.2021
Текст и фото: Ксения Воскобойникова
Экспрессивный дневник — это дневник с рисунками, которые фиксируют эмоции и состояние его автора в моменте. Регулярная практика ведения такого дневника позволяет отслеживать не только мысли (которые мы обычно выплескиваем в тексте), но и чувства. Когда мы говорим или пишем, мы говорим на уровне сознания. Когда мы рисуем, мы выражаем то, что вообще про себя не знаем. Это очень глубокий подсознательный процесс, который мы не контролируем.
Я много лет практикую свободное письмо, так называемые «утренние страницы» — после пробуждения (или в течение дня) на трех страницах фиксирую все свои мысли и переживания. Эта практика хорошо очищает голову, помогает рождаться новым идеям, и потому очень рекомендуется людям творческих профессий.
Полгода назад к письму я добавила рисунки: начала вести «экспрессивный дневник». В его основе — быстрые абстрактные зарисовки состояния, в котором я нахожусь.
Удивительно в этой практике то, что даже если каждый день рисовать просто каракули, они все равно будут разными: по форме, по выбранному цвету, по плотности. Некоторые зарисовки помогают ответить на внутренние вопросы. Однажды я рисовала, как мне казалось, из плохого и некомфортного состояния, а рисунок получился эстетичным, женственным и скорее воплощал ранимость, чем хмурость или упадок.
Главное в экспрессивном рисовании и в ведении дневника — эмоции и ощущения. Экспрессионизм, как течение в искусстве, стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Таким образом, нет цели «сделать красиво», есть цель почувствовать, выразить себя и получить удовольствие от творческого процесса. А «красиво» может быть приятным побочным эффектом.
Как и с любым дневником, особенно интересно его смотреть спустя время.
Если практика экспрессивного дневника вам откликнулась, вот что потребуется знать для ее начала:
- Если вы уже ведете дневниковые записи или «утренние страницы», можете дополнить их рисунками. Если нет, самое время выбрать для этого блокнот или скетчбук, который будет вдохновлять что-то оставлять на его страницах. Лучше, чтобы он был без какой-либо разметки. Мне нравится, когда он не совсем маленький, идеально — формат А4 или чуть меньше.
- Нет строгих правил — сначала писать или рисовать.
Можно в основном писать и изредка делать зарисовки. Можно только рисовать, или наоборот — много и часто рисовать и лишь иногда дополнять дневниковыми записями. По моему опыту, очень интересно впоследствии сопоставлять рисунки и события текста, чтобы спустя время находить закономерности, которые в моменте были незаметны.
- Возьмите некоторое количество вдохновляющих материалов. Хорошо, если у вас будут разные материалы и оттенки. Например, несколько цветных фломастеров, немного пастели, возможно акварель, разные ручки — на ваш вкус. Главное, чтобы было разнообразие цветов, а в идеале еще и разнообразие фактур (пастель, фломастер, ручка).
Практика
- Положите перед собой на стол блокнот и разложите в удобном доступе материалы. Встаньте перед столом. Я рекомендую делать практику не сидя, потому что стоя мы лучше чувствуем связь с телом и своим состоянием.
- Закройте на минуту глаза. Прислушайтесь к себе. Как вы себя чувствуете, какие эмоции сейчас испытываете? Как себя чувствует тело? Соединившись со своим текущим состоянием, откройте глаза, быстро выберите два цвета — по одному в каждую руку, и начните рисовать что угодно на бумаге: каракули, геометрические фигуры, возможно какой-то пришедший образ.
Главное — не столько ориентироваться на бумагу, сколько держать фокус на том, как вы себя чувствуете, и эти ощущения передать в движение рук. Вы злитесь? Какого цвета ваша злость? Она большая или маленькая, она состоит из резких линий или из размашистых волнообразных?
- Отдайтесь порыву и постарайтесь в моменте не оценивать результат. Старайтесь чувствовать свои руки, вести рисунок одновременно двумя руками, или попеременно давая лидировать то одной, то другой руке. А может вообще взять два цвета сразу в одну руку.
- Если в процессе вы захотите изменить цвет / материал или добавить какой-то другой — сделайте это.
- После первого подхода посмотрите на получившийся рисунок: возможно, вы захотите что-то дорисовать, или сделать еще один.
- Попробуйте дать название рисунку, добавить подпись или фразу. Напишите ее прямо в пространстве получившегося рисунка, внизу, на другой странице в заметках, или оставьте без подписи. Главное, напишите где-то дату — это поможет вам в будущем сопоставить ваш рисунок с воспоминаниями о дне или периоде, когда он был сделан.
- Здорово помогает музыка. Включите треки под ваше сегодняшнее настроение и делайте все то же самое — пусть движение ваших рук направляют еще и песни.
- Старайтесь делать зарисовки регулярно. Если не каждый день, то хотя бы раз в неделю. Как только вы завершили рисунок, посмотрите на него, запомните, как он вам сейчас ощущается, какие эмоции или ассоциации вызывает — возможно вы даже захотите это записать. Вернитесь спустя несколько месяцев, посмотрите на тот же рисунок. Восприятие его изменилось?
Экспрессивное рисование само по себе сильный проводник, позволяющий начать заниматься творчеством. Настоящим творчеством, идущим изнутри и не стесненного внешними рамками о том, «как надо», «как красиво» и «как принято».
Использовать экспрессивные методы рисования можно не только для того, чтобы позаниматься творчеством, но и когда чувствуете, что находитесь в тупике, вас одолевает скука, или эмоции берут верх. Такие рисунки могут быть ключом, позволяющим открыть запертые двери, зарядить севшие батарейки, помочь найти дорогу к собственным чувствам.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Дневник Основы Рисования — Скандинавская Школа Дизайна
Недельное задание
Воскресенье 10.07.22.
Два с половиной года не рисовал, а недавно заметил, что забыл кое-что. Из-за этого я решил пройти курс «Основы рисования». Я превратил это в однонедельный вызов, чтобы сделать обучение более эффективным и увлекательным.
Каждый день я буду проходить по одному уроку и выполнять задания. К концу дня я буду размышлять о своей работе и содержании урока. Я буду писать все в формате дневника, чтобы было легче следить за моими результатами и наблюдать за ними.
Цели
Для этого задания у меня есть три цели:
- Я хочу сделать свое обучение более эффективным и продуктивным.
- Освежить свои знания и узнать что-то новое.
- Проверить, можно ли пройти курс за неделю.
Пожелайте мне удачи!
Основы рисования: форма / Понедельник 11.

Этот урок посвящен изучению и пониманию различных форм вокруг нас. Процесс обучения был разделен на четыре части.
Первая часть и задание посвящены рисованию с использованием памяти. Это было довольно сложно. Сначала я думал, что знаю и помню объект, но когда начал рисовать, то понял, на сколько вещей и деталей я даже не обращал внимания.
Размер и форму ушей не запомнил, поэтому просто придумал свои.
В последнюю очередь мне нужно было поставить объект перед собой и снова нарисовать его. На этот раз я чувствовал себя более уверенно, потому что многое вспомнил, и теперь уделял больше внимания деталям и структуре.
Следующее задание — рисование вверх ногами — это практика, которая тренирует левое полушарие мозга. Эта задача была очень веселой и чем-то новым для меня. Закончив его, я практиковался самостоятельно, но на этот раз искал более сложные формы.
Сначала меня немного волновало следующее задание, потому что у меня всегда были трудности с рисованием рук. Тем не менее, благодаря предоставленным преподавателем советам и рекомендациям, получилось довольно хорошо и реалистично.
Заключительной задачей этого урока было понимание и анализ пространства вокруг объекта. Опять же, это было что-то новое для меня. Обычно, когда я рисую, фон никогда не находится в центре внимания. Сначала я всегда думал об объекте, но на самом деле фон может помочь нарисовать объект.
На уроке были показаны четыре разных способа изучения форм вокруг нас. Я открыл для себя новые приемы рисования, улучшил свои аналитические способности и тренировал зрение. Это был довольно продуктивный день в плане обучения.
Основы рисования: тени / Вторник 12.07.22.
Эскиз по моделиЗатенение — одна из основных частей процесса рисования. Это делает рисунок реалистичным и понятным зрителю. Тем не менее, это не так просто; требуется время и много практики, чтобы увидеть и понять свет и тень и то, как они формируют объект.
Затенение угловатых объектов с помощью изометрической сетки В течение дня были разные задания и материалы по затенению. Я смог обновить свою технику затенения и вспомнить некоторые забытые вещи.
Основы рисования: перспектива / Среда 13.07.22.
На уроке перспективы рассматриваются два типа перспективы:
- Перспектива с одной точкой схода,
- Воздушная перспектива.
Этот день был самым трудным, потому что мне никогда не нравилось рисовать пространство и природу. В основном из-за перспективы, у меня всегда были трудности с ее рисованием. Удивительно, но задание с одной точкой схода оказалось довольно хорошим, и его было легко рисовать и затенять.
Однако задание с воздушной перспективой получилось не так, как я хотел. Было сложно рисовать деревья и создавать текстуры природы.
Последним заданием этого дня было рассмотреть пространство вокруг и нарисовать его в перспективе. Я предпочитаю рисовать гостиную своей квартиры с точки зрения одной точки схода. Это была моя вторая практика, и я уже заметила разницу в рисовании — я чувствовала себя увереннее в своей работе, и в этот раз было легче.
Хотя перспектива не была моей любимой вещью в рисовании, мне как-то удалось с помощью материала урока.
Основы рисования: портрет / Четверг 14.07.22.
Настал последний день курса. Я завершаю свой недельный челлендж рисованием портретов. Урок был посвящен затенению и свету, пропорциям лица и рисованию портрета.
В этот день у меня было две задачи; один рисовал яблоко, благодаря которому я шаг за шагом научился тонировать. Задача объясняла процесс затенения шаг за шагом и различные области света и тени.
Вторым и последним заданием было нарисовать портрет с одной из картинок. Перед тем, как приступить к задаче, я сделал разминку, в которой объяснял пропорции лица и как его рисовать. Это задание помогло и придало мне больше уверенности, когда я начал работать над окончательным.
У меня не так много опыта в рисовании портретов. Тем не менее, необходимо больше практиковаться в рисовании лиц, а также в затенении.
Пятница 15.07.22.
Однонедельное испытание закончилось, и мне удалось его выполнить. На этой неделе я узнал и практиковал новые вещи, и теперь я знаю, что мне следует практиковать больше. Тем не менее, я могу сказать, что я доволен результатом, и мне действительно понравился курс.
Рекомендую курс всем, кто интересуется рисованием и расширяет свои знания!
Курс «Основы рисования» — Школа скандинавского дизайна
Альбом для рисования Дневник Записная книжка Написание книги Рисование
Товар на фото в
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
Товар на фото в Размер: Copen 7×5 дюймов
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
-
Товар на фото в Размер: Orange Moon 8×5.5 дюймов
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
Товар на фото в Размер: Blue Heart 8×5.5 дюймов
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
Товар на фото в Размер: Зеленая книга 7×5 дюймов
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
Товар на фото в Размер: Серая книга 8×7 дюймов
Вариант выбран!
Этот вариант продан.
Нажмите, чтобы увеличить
1490 продаж |
Загрузка
Мало на складе
НДС включен (где применимо), плюс стоимость доставки
Размер
Выберите размер Зеленая луна 9×7 дюймов (42,20 евро) Copen 7×5 дюймов (36,17 евро) Orange Moon 8×5,5 дюймов (42,20 евро) Голубое сердце 8×5,5 дюймов (42,20 евро) Зеленая книга 7×5 дюймов (36,17 евро) Серая книга 8×7 дюймов (42,20 евро) Ренуар 90,5×7,25 дюйма (48,23 евро)
Выберите размер
Включено в список 12 ноября 2022 г.
2 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.