Известные натюрморты русских художников и зарубежных. Самые красивые натюрморты современности
Содержание:
Что такое натюрморт
Натюрмортом называют все изображения неживых объектов. Или «мертвых» объектов живой природы. Например, дичь или цветы из мертвой природы и стопка книг из классического натюрморта.
Изображение может быть нарисовано, сфотографировано или изображено любым другим способом. Хотя бы на видео. Жанр этот появился в 17 веке, когда и у художников фантазии поубавилось, и искусство стало более доступно широкой публике.
Сложно представить изображение тарелки в Древней Греции, где боготворили человеческое тело, или среди религиозных картин средневековья. Всему свое время, как говорится.
Сейчас это очень популярный жанр живописи и фотографии. Сначала все натюрморты могли быть цветочными или учеными. Цветочные дарили женщинам или вешали в родовых замках.
Ученые — с изображением книг, черепов и любой другой университетской атрибутики, дарились более искушенным мужам. Далее появились сначала картины с посудой, потом с иллюзиями.
В общем, едва появившись, этот жанр тут же стал модным и популярным. А с развитием необычных направлений живописи, например кубизм и постмодернизм, в жанр вдохнули вторую жизнь.
Так появился этот жанр. Теперь давайте посмотрим самые интересные натюрморты знаменитых художников Европы и России. Отдельно рассмотрим современное искусство. Оно тоже заслуживает внимания.
Как развивался натюрморт в искусстве
Первоначально, в 15-16 вв. изображения неодушевленных предметов были востребованы только как религиозные картины, способные обрамить цветами божественный лик. Тогда же появились работы с черепами. При этом картины «Натюрморт» художников любого уровня могли использоваться для практических целей: украшения интерьера и маскировки неблаговидных углов дома.
В 17 в. произошло становление подобных картин как обособленного и независимого жанра. Такая тенденция была связана с популярностью голландских и фламандских художников, которые не просто делали красивые картины, а могли передать в них скрытые смыслы: быстротечность жизни, неизбежность смерти, христианские заповеди. Голландцы также любили рисовать так называемую тихую и застывшую жизнь повседневного мира.
Развитие нидерландского натюрморта, оказавшего огромное влияние на весь жанр, можно представить следующим образом:
Направление | Особенности | Представители |
Цветочный натюрморт (40-е гг. 17 в.) | Роскошные цветочные рисунки отражали особенности быта голландцев: традиции иметь комнатные растения и сады на виллах. | Амброзиус Босхарт Старший и Босхарт Младший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хема. |
«Завтраки» и «Сервированные столы» (начало 17 в.) | Изображения накрытых столов делились на праздничные банкеты и скромные ежедневные завтраки. Причина появления – частые портреты членов стрелковых гильдий во время пира в 16 в. | Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Адриан Корте |
Учёный или философский натюрморт (середина 17 в. ) | Появился в университетской среде и получил наименование «суета сует». Этот интеллектуальный вид живописи чаще затрагивал Библию и базировался на иллюзионистских техниках. | Питер Стенвейк, Давид Байи, Мария ван Остервейк. |
Также работы голландских мастеров создавались в жанре тонального натюрморта – монохромных изображений легкого беспорядка и интимности. Существовали также кухонные, охотничьи и рыбные натюрморты, которые положили начало других европейским и русским традициям в живописи. Во второй половине 17 в. стали пользоваться популярностью картины художников «Натюрморты с цветами и фруктами», которые отличались пышностью, светлым колоритом и декоративностью.
Распространенные сюжеты
Выбор сюжетов для написания в период становления жанра выпадает на «тихую жизнь вещей». Фламандские художники рисуют рыб, которые только что выловлены из водоемов, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизирует греховность жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.
Голландские мастера не включают в свои композиции людей. Обычно это стол, где изображается кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Клас Хеда «Натюрморт с трубками жаровни».
У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, их изображают в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».
Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.
В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.
В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.
Стили
Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:
- цветочный, самый массовый;
- цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
- тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
- кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
- рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
- роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
- охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
- «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
- «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.
И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.
Направления искусства
Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ.
Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:- Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «С неделей» (1966).
- Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Нельзя не упомянуть Пабло Пикассо (1881-1973) и его «Натюрморт с бутылками ликера» (1909), «Натюрморт с черепом быка» (1939).
- Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдвард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883).
- Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах. Самый яркий представитель направления Пабло Пикассо (1881-1973), который работал в разных направлениях. В стиле абстракционизм выделяют: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).
Натюрморты встречаются в самом авангардном направлении – сюрреализме. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются. Понять суть направления можно по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.
Развитие в России
Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.
Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.
В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:
- Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
- Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
- Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
- Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
- Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).
Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).
Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).
Значение в академической живописи
Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:
- построение композиции;
- создание наброска;
- прорисовка с натуры;
- нанесение тона.
Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».
Современное искусство
Таких художников можно найти в картинных галереях России, в зале русской живописи. Но ведь искусство не стоит на месте! И современные авторы тоже рисуют и ух как рисуют. Что же они могут нам предложить?
Конор Уолтон
Художник ирландского происхождения 1970 года рождения. Считается одним из лучших современных художников в области портретов и натюрмортов.
«Сокрытое», наверное, одна из самых популярных работ и самая необычная. Картина фотореалистична, современна и злободневна. А уж какие скрытые смыслы можно ей приписать…
Анна Петина
Помните, что натюрморт не только картина, но и фотография? Вот я и решил приложить победительницу фотоконкурсов в номинации натюрмортов.
«Время пить чай». Необычная фотография. С современной техникой Анна считает, что самое сложное – составить композицию, а не сделать именно фотографию.
Кевин Бест
Еще один фотограф, но уже классического направления. Новозеландец решил, что создавать новое не нужно, если можно вдохнуть жизнь чему-то существующему.
«Лесные фиалки и незабудки»
Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
«Яблоки и листья»
Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.
«Цветы и плоды»
«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий.
See Also
Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность.
«Завтрак на траве»
Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.
Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.
Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.
«Любительница абсента»
Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.
Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.
«Завтрак аристократа»
Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.
«Сцена на рынке»
В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.
Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.
Натюрморт с крабом
Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.
Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.
Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.
Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.
Натюрморт с черепом и пером
Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».
«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.
Подсолнухи в желтой вазе
Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.
Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.
Источники
- https://krasivodel.ru/articles/kartiny-izvestnyh-hudozhnikov-natyurmorty.html
- https://Hudognik.net/artists/Still_life/
- https://art-dot.ru/natyurmort/
- https://www.culture.ru/materials/120418/natyurmorty-risuem-to-chto-pod-rukoi
- https://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603
- https://www.gastronom.ru/text/samye-izvestnye-kartiny-c-edoj-1012066
- https://zen.yandex.ru/media/tochka_art/eda-kak-na-kartinke-top10-znamenityh-natiurmortov-i-receptov-k-nim-5ed0c6cc9217f57f7c9a8a42
- https://veryimportantlot. com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/top-5-samyx-prekrasnyx-i-znamenityx-natyurmortov
[свернуть]
Натюрморты известных художников России-Натюрморты А.Колотилова
Home » О картинах маслом » НАТЮРМОРТЫ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Натюрморты известных художников РоссииНатюрморты известных художников – это один из самых популярных жанров изобразительного искусства. Ранее в разделе блога сайта уже размещались публикации о широко известных художниках России. В них речь шла о пейзажах. При этом нельзя забывать, что натюрморт занимает особое место в творчестве каждого художника. Сейчас затронем тему натюрмортов известных русских художников, в том числе и современных.
Жанр натюрморта у известных художниковОчень своеобразен жанр натюрморта. И не каждый из известных художников является мастером натюрморта, хотя каждый пробовал себя в этом жанре. Разными путями осваивает его живописец и не все они ведут к успеху. Кто-то понимает, что не может справиться со сложностями композиции и оставляет этот жанр, а кто уходит в дебри эксперимента и не каждому зрителю понятно, что хотел сказать автор.
При всей кажущейся на первый взгляд простоте натюрморт является сложным жанром, в котором художнику приходится проявлять все своё мастерство, весь свой талант, чтобы не повториться, чтобы внести новые свежие нотки в тональность композиций. И не всем выдающимся русским художникам это удается. Очень часто традиционные приемы пересиливают и побеждают индивидуальность. И всё же, многим известным русским художникам, писавшим натюрморты, удалось этого избежать.
Наиболее популярны цветы известных художников, которые чаще всего присутствуют в натюрмортах. Обратимся к работе Исаака Левитана «Сирень». Она не только оригинальна в своем исполнении, но также несёт в себе настроение, которое хочется впитать в себя вместе с запахом изображённых цветов. Или вот, например, работа «Открытое окно. Сирень» автора Валентина Серова. В ней словно дымка цветов проникает в комнату старого дома. На картине Константина Коровина сирень бархатная и теплая. Она будто отдает зрителю свет сквозь полумрак комнаты. Посмотрите на эти прекрасные натюрморты:
И сейчас изображение цветов в натюрмортах повсеместно применяется современными художниками. Среди них хорошо любим большим количеством поклонников известный русский художник Александр Колотилов и его превосходные цветочные натюрморты.
Натюрморты современных известных художниковНатюрморты известного художника А.КолотиловаХорошо известно в нынешней России творчество современного художника Колотилова. Все его картины – живые, простые и самобытные. Натюрморты известного художника А.Колотилова написаны теплыми красками и радуют зрителя природной гармонией без лишней броскости.
Современные художники в своих натюрмортах больше всего изображают цветы. Не исключением является и русский художник А.Колотилов. Достаточно взглянуть на его серию картин под названием «Сирень». Здесь звездчатые соцветия похожи на грозди винограда, полные жизни и свежести… Вообще, сирень – излюбленный сюжет живописцев. Кажется, что еще нового можно открыть в нем? Но каждый живописец создаёт свое творение по-своему. Преломляя увиденное через собственное восприятие мира, художник пишет на холсте свой характер и свои эмоции.
В натюрмортах известного художника А.Колотилова нет грусти и увядания. В них собрано все традиции выдающихся русских живописцев. Если задать себе вопрос: чем отличаются натюрморты современных известных художников от творений знаменитого Исаака Левитана, Валентина Серова или Константина Коровина, то в работах Александра Колотилова не заметите разницы.
Взгляните на натюрморты А.Колотилова:
Натюрморты Александра Колотилова на сайте Товары для дома
Watch this video on YouTube
И можно с уверенностью сказать: натюрморты современных известных художников – это продолжение традиций великих русских живописцев, что подтверждается в творчестве А. Колотилова.
На страницах сайта много размещено и описано картин в виде натюрмортов с цветами кисти современных известных художников.
предыдущая статья ПЕЙЗАЖИ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
следующая статья КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Назад
ПЕЙЗАЖИ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
ЕЩЕ
КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
20 лучших художников-натюрмортов — Draw Paint Academy
С древних времен художники изображали расположение неодушевленных предметов. Однако натюрморт превратился в самостоятельный жанр до конца 16 -го -го века, когда фламандские и голландские художники запечатлели замысловатые композиции из бытовых предметов. На заре искусства эти сцены использовались для обозначения процветания, а также были наполнены религиозными символами. Со временем этот жанр стал популярным в Европе и США и принял множество форм и форм. В этой статье мы исследуем работы 20 художников, преуспевших в этом жанре.
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621)
- Клара Питерс (1594-1657)
- Джейкоб Ван Эс (1596-1666)
- Питер Клас (1597-1661)
- Франсиско де Сурбаран (1598-1664)
- Джованна Гарцони (1600-1670)
- Луиза Муайон (1610–1696)
- Геррит Доу, также известный как Джерард До (1613-1675)
- Виллем ван Альст (1627-1683)
- Адриан ван дер Спеллед (1630–1673)
- Рэйчел Рюйш (1664-1750)
- Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779)
- Луис Мелендес (1716-1780)
- Франсиско Гойя (1746-1828)
- Сара Мириам Пил (1800-1885)
- Гюстав Курбе (1819-1877)
- Лилли Мартин Спенсер (1822-1902)
- Анри Фантен-Латур (1836-1904)
- Поль Сезанн (1839-1906)
- Ключевые выводы
- Спасибо за чтение!
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
Караваджо известен интенсивным реализмом своих крупномасштабных религиозных и мифологических произведений и своим изменчивым характером. Он также известен использованием техники светотени. Несмотря на то, что его жизнь была короткой, Караваджо оказал влияние на художников своего времени и более поздние художественные направления, в основном на искусство барокко и реализм 19 века. Картина, которую мы здесь видим, приписывается руке художника и является лишь одной из двух сцен натюрморта, связанных с ним (другая — Корзина с фруктами 9).0056). В отличие от других произведений Караваджо, общей чертой которых являются драматические световые контрасты, здесь однородный свет охватывает композицию, состоящую из фруктов и овощей, несущих послание жизни и плодородия, а для некоторых также имеющих сексуальный подтекст. Говорят, что художник нарисовал эту сцену в своем доме, где он вырезал отверстия в потолке, чтобы получить нужное количество света!
Караваджо, Натюрморт с фруктами на каменном уступе, ок. 1603 г.Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621)
Амброзиус Босхарт Старший был одним из пионеров голландского натюрморта. Он был сыном художника Амброзиуса Босхарта II, который обучал своего сына. Амброзиус начал свою карьеру с сбора редких цветов в ботанических садах и сделал несколько рисунков для ботаника Карла Клузиуса. Позже он использовал эти научные рисунки для создания своих картин. После того, как испанские войска отвоевали Антверпен, протестантская семья Босхарт бежала в Северные Нидерланды. Находясь там, художник имел доступ к прекрасному ботаническому саду, который был источником вдохновения для его натюрмортов. В этом произведении проявляется умение художника точно изображать цветы и насекомых. Различные виды цветов расположены в корзине. Розовая гвоздика, белая роза и желтый тюльпан, лежащие на столе, приковывают к себе внимание. Присутствие насекомых, таких как бабочки и пчелы, напоминает нам о краткости жизни, но также и о красоте природы.
Амброзиус Босхарт Старший, Цветочный натюрморт, 1614Клара Петерс (1594-1657)
Клара Петерс была одной из очень немногих женщин-художниц, активно практикующих в Европе XVII века. Хотя нет никаких доказательств ее происхождения, ученые считают, что художница была ученицей Осиаса Берта, известного художника-натюрморта из Антверпена. К 1612 году Петерс рисовала множество реалистичных натюрмортов, часто изображающих группы ценных предметов, таких как металлические кубки, золотые монеты и редкие цветы, которые она размещала на узких выступах. Одной из самых известных работ художника является Натюрморт с рыбой и кошкой . В этой работе она очень подробно изобразила изобилие домашнего хозяйства. Выделяется чешуя разных видов рыб, сложенных друг на друга, а также изображенный в правом нижнем углу кот, который держит рыбу под лапами. Вся композиция имеет приглушенный свет. Лишь несколько световых акцентов придают картине драматический оттенок.
Клара Питерс, «Натюрморт с рыбой и кошкой», ок. 1620(подробности о том, что я использую и что рекомендую, см. на странице расходных материалов)
Джейкоб Ван Эс (1596-1666)
После Клары Петерс и Осиаса Берта Джейкоб был одним из ведущих представителей первого поколения фламандской живописи-натюрморта. За свою карьеру он создал множество натюрмортов с реалистичной едой или цветочными композициями. Информации о жизни Ван Эса не так много. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что он был активен в основном в Антверпене, где он стал мастером в 1617 году, хотя позже он присоединился к гильдии Святого Луки. Он, должно быть, имел успех, поскольку его картины были задокументированы в нескольких коллекциях Антверпена 17-го века. Даже опись Питера Пауля Рубенса включала две его работы. Этот натюрморт свидетельствует о мастерстве художника в передаче текстуры еды и его способности отражать полупрозрачную природу вина. Как это принято в этом жанре, художник запечатлел течение времени, положив на тарелку кусок бекона и нарезанный ломтиками апельсин. Все ощущение картины изобилия и достатка.
Джейкоб Ван Эс, Натюрморт с беконом, c.1617-66Питер Клас (1597-1661)
Питер Клас был одним из самых важных художников-натюрмортов своего времени. Большая часть биографии художника неясна, но многие считают, что его работы напоминают тщательно расставленные застольные сцены Клары Петерс и Осиаса Берта Старшего. На протяжении многих лет росписи столов Класа изображали широкий спектр продуктов питания и напитков, табачных изделий и музыкального оборудования с чрезвычайной реалистичностью. Новаторские композиции Класа и его способность рекомбинировать один и тот же набор объектов во множество оригинальных аранжировок оказали влияние на художников в его родном городе и за его пределами. Роскошная сервировка стола, которую мы здесь видим, является прекрасным примером таланта художника. Первое, что привлекает наше внимание, — это большой пирог с индейкой на заднем плане, украшенный мертвой птицей, держащей цветок. Кувшин с вином также выделяется, так как отражает окно и часть накрытого стола, а также размытую фигуру художника за мольбертом. Здесь течение времени символизируется недоеденной пищей.
Питер Клас, Натюрморт с пирогом с индейкой, 1627Франсиско де Сурбаран (1598-1664)
Сурбаран известен своими изображениями на религиозные темы. Однако он также создавал натюрморты, в которых мастерски улавливал физический характер предметов и пространства, в котором они обитают. Эта картина Сурбарана является единственным подписанным и датированным натюрмортом художника и считается шедевром жанра. Все предметы в этой композиции несут значительный религиозный смысл. Например, трехэлементная планировка могла быть воспринята религиозными испанцами как намек на Святую Троицу. В то же время эта работа была истолкована как дань уважения Богородице, где апельсины, их цветы и чаша с водой намекают на ее чистоту, а роза без шипов — на ее Непорочное зачатие. Рядом с этими значениями текстуры фруктов представлены с большим реализмом. Вся композиция излучает гармоничный ритм света и тени.
Франсиско де Сурбаран, Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, 1633Джованна Гарцони (1600-1670)
Гарцони был опытным художником-ботаником 17-го века, который также создавал натюрморты. Она родилась в артистической семье и познакомилась со многими художниками и учеными, оказавшими на нее влияние. Примечательно, что у художницы был нетрадиционный образ жизни, она никогда не была замужем и работала в различных судах по всей Европе. Например, она работала у Медичи во Флоренции в течение 25 лет. Со временем Джованна разработала особый стиль для своих натюрмортов. Обычно она работала темперой на пергаменте и добавляла точные точки краски, которые давали жизнь реалистичным композициям, в которых местная флора и фауна соседствовали с экзотическими видами. Эта картина отражает мастерство художника в рисовании и живописи. В нем гиперреалистично изображена чаша с цитронами, собранными с дерева. Присутствие мухи на одном из фруктов и некоторых цветов на столе намекает на течение времени.
Джованна Гарцони, Натюрморт с чашей цитронов, ок. 1640Луиза Муайон (1610–1696)
Муайон происходила из семьи художников и с раннего возраста увлекалась живописью. Она также жила в районе, где проживали протестантские беженцы из южных Нидерландов. Среди них было много художников, которые познакомили Луизу с традицией написания настольных натюрмортов. Муайон, также протестант, стал ведущим членом этой группы и создавал натюрморты, населенные фруктами и цветами. Художница была признана еще при жизни, а ее работы собирали меценаты. Однако, начиная с 1640 года, она взяла 30-летний перерыв в живописи, чтобы сосредоточиться на своей семье. Натюрморты художника, подобные тому, что мы видим здесь, в том числе метод иллюзионизма, известный как trompe l’oeil (вводить в заблуждение). Муайон использовал такие приспособления, как открытая граната, которая слегка нависает над уступом, чтобы создать впечатление приближения пространства к зрителю. Тактильные качества лимонов и апельсинов усиливают эту иллюзию.
Луиза Муайон, Чаша с лимонами и апельсинами на коробке с древесной стружкой и гранатами, ок. 1630 г.Геррит Доу, также известный как Герард Доу (1613-1675) Leiden fijnschilderij, отличающийся небольшими и гладкими поверхностями. Художник научился искусству гравюры у своего отца и был учеником Рембрандта. На протяжении многих лет он специализировался на жанровых сценах и известен своими «нишевыми» работами в стиле trompe-l’œil и ночными сценами при свечах с сильным присутствием светотени.
Доу был успешным художником. В доказательство этого его работы при жизни стоили дороже, чем работы Рембрандта. Он также известен своим навязчивым вниманием к деталям, поскольку мог целыми днями работать над одним элементом своих картин. В этом Vanitas проявляется способность художника воспроизводить детали. Эта сцена заполнена книгами, гравюрами, незаконченными картинами и черепом. На заднем плане картины также расположено выпуклое зеркало, в котором отражена бытовая сцена. Рядом с этим на стене висит картина, изображающая еще один натюрморт. Наличие реалистичного черепа под названием Memento Mori (латинская фраза, означающая «Помни, что ты умрешь») напоминает нам о неизбежности смерти. Геррит До, Натюрморт с черепом, ок. 1650 г.Виллем ван Алст (1627-1683)
Виллем ван Алст, известный как «Голландец», провел много лет во Флоренции, где писал натюрморты, которые были приобретены членами семьи Медичи, такими как кардинал Леопольдо Медичи, заядлый коллекционер. В конце концов художник поселился в Амстердаме и по-прежнему пользовался благосклонностью выдающихся меценатов. На протяжении многих лет он писал различные виды натюрмортов и был одним из первых художников, изображавших охотничьи трофеи в своих композициях. Эта картина является прекрасным примером того типа охотничьего натюрморта, которым он стал известен. На нем изображен реалистичный смертельный голубь, на которого, кажется, только что охотились. Композиция довольно мрачная и окутана тусклым светом.
Виллем Ван Алст, Натюрморт с дичью, 1671Адриан ван дер Спеллед (1630-1673)
На протяжении своей карьеры Адриан ван дер Спеллед создавал натюрморты, в которых цветочные композиции занимали центральное место. Одна из его самых известных работ — натюрморт с большой цветочной гирляндой, на которой впечатляюще изображены 20 разновидностей цветов. Среди них художник изобразил тюльпан, привезенный из Персии в 16 веке и ставший иконой голландской культуры. Хотя некоторые цветы, скрытые на заднем плане, начинают увядать, большая часть композиции говорит о жизненной силе. Примечательно, что эта цветочная композиция частично закрыта занавеской, нарисованной художником Франсом ван Миерисом. Чрезвычайно реалистичный синий занавес относится к обычной практике защиты картин, а также к рассказу о Пархассии, талантливом греческом художнике, который обманул своего соперника на конкурсе живописи. Его противник попытался отодвинуть занавес, нарисованный Пархассиусом!
Адриан ван дер Спеллед и Франс ван Миерис, Натюрморт Тромп-л’Эй с цветочной гирляндой и занавеской, 1658Рэйчел Рюйш (1664-1750)
Рэйчел Рюйш происходила из знатной семьи. Ее дед, Питер Пост, был архитектором, а отец, Фредерик Рюйш, ученым. Отец художницы научил ее точно изображать природу; в 15 лет она была ученицей Виллема ван Алста, также включенного в этот список. Рэйчел была популярной артисткой. Она была членом гильдии художников в Гааге и писала цветочные картины для международных клиентов. Она также дожила до восьмидесяти лет, что было необычно для ее времени. В этом натюрморте группа цветов занимает центральное место. Мы даже можем видеть отдельные зерна пыльцы внутри каждого цветка этой пирамидальной композиции. Хотя в этой работе есть некоторые элементы типа картин, известных как Vanitas, которые подчеркивают неизбежность смерти, ученые сомневаются, что это было намерением Рюйша. Жизнь, а не смерть, кажется, подчеркивается насекомыми, размещенными на некоторых стеблях.
Рэйчел Рюйш, Розы, вьюнки, маки и другие цветы в урне на каменном уступе, ок. 1680Жан-Батист-Симеон Шарден (1699–1779)
Натюрморты Шардена изображают скромные предметы и продукты. В отличие от других художников-натюрмортов, Шарден выбирал предметы из своего дома в качестве предметов, основываясь на их материальных качествах, а не на их символическом значении. Его умение запечатлевать предметы было отмечено в XIX веке: «… никогда, пожалуй, не было развито до сих пор материальное очарование живописи, связанной с предметами, не представляющими внутреннего интереса, преображающими их с помощью магии обработки…» Шарден был признан во время своей жизни и получил высокую оценку членов Академии. Однако по мере того, как вкусы менялись в пользу исторической живописи, его искусство теряло популярность. Эта картина отражает стиль художника, поскольку на ней изображен кусок сырого мяса, висящий на металлическом крючке рядом с другой кухонной утварью. Чеснок и лук-порей представлены с большим реализмом. Наше внимание привлекает отражение света на банке и миске, а также кусок белой ткани, расположенный в левой части картины.
Жан-Батист-Симеон Шарден, Натюрморт с говяжьим ребром, 1739Луис Мелендес (1716-1780)
Гиперреалистичные натюрморты Мелендеса представляют элементы повседневной жизни среднего класса в Мадриде 18-го века. . Привычки в еде, кухонные принадлежности, различные продукты и напитки, а также сосуды отображаются в его композициях. Примечательно, что художник не работал с полными установками. Скорее он изучал и рисовал свои объекты по одному, начиная с тех, что впереди, и заканчивая столешницей и фоном. Подход художника к жанру оценен в этой работе, где груши и дыня соседствуют с бытовой кухонной утварью, написанной с трезвым, но чувственным реализмом. Ученые считают, что этот натюрморт может быть из серии, которая, как говорят, представляет «все виды продуктов питания, произведенных в Испании», которые Мелендес создал для летнего дома короля. По иронии судьбы, многие из этих работ были написаны во времена острой нехватки продовольствия. У самого художника не было денег, и однажды он сказал, что его единственное имущество — это кисть.
Луис Мелендес, Натюрморт с дыней и грушами, c.1770Франсиско Гойя (1746-1828)
Выразительные картины Франсиско де Гойи ознаменовали развитие будущих художественных движений, поскольку он вводил темные психологические и политические темы в свои драматические композиции. Гойя работал в бешеном темпе, но в свои 60 он написал всего около дюжины натюрмортов, когда сосредоточился на создании личных картин в одиночестве. Один из самых известных называется « Натюрморт с золотым лещом 9».0056 . На этой картине, освещенной лунным светом, художник изобразил красоту рыб, намекая на смерть животных. Картина наполнена таинственностью, и процесс умирания изображен мастерски. В то же время неустойчивое расположение рыб придает композиции драматический оттенок. Некоторые предполагают, что эта сцена на символическом уровне связана с человеческим убийством, которое произошло в результате конфликта Испании с Францией.
Франсиско де Гойя, Натюрморт с золотым лещом, c.1808-12Сара Мириам Пил (1800-1885)
Сара Мириам Пил была дальновидной художницей. Рядом со своим дядей Чарльзом Уилсоном Пилом, отцом Джеймсом Пилом и другими родственниками она была частью первой творческой династии Америки. Сара, которую обучали ее отец и дядя, специализировалась на создании миниатюрных портретов, а также рисовала реалистичные натюрморты. Вместе со своей старшей сестрой, миниатюристкой Анной Клейпул Пил, Сара была одной из первых женщин, избранных в члены Пенсильванских академиков, группы художников, работающих в Пенсильванской академии изящных искусств. Этот натюрморт под названием «Персики и виноград в фарфоровой чаше» отражает мастерство Сары. Примечательно, что весь виноград изображен в состоянии совершенства, а не ветхости, что было характерно для жанра. Свет направлен на виноград, который лежит на столе, и на персики в чаше, которые имеют замысловатые узоры и текстуры.
Сара Мириам Пил, Персики и виноград в фарфоровой чаше, 1829Гюстав Курбе (1819-1877)
Курбе был главным представителем реализма. Помимо того, что он был художником, Курбе был вовлечен в политический мир и даже отсидел в тюрьме за свои подрывные идеи. Художник создал этот натюрморт с изображением миски с яблоками во время своего заключения за участие в Парижской коммуне, радикальном правительстве, которое недолго управляло Парижем. В тюрьме ему разрешили рисовать, но без использования живых моделей. Сестра художника принесла Курбе цветы и фрукты, и с этих подарков он начал изучать натюрморт, жанр, которым раньше пренебрегал. Вопреки традиции голландского натюрморта, где фрукты и цветы изображали течение времени, здесь яблоки кажутся спелыми. Композиция населена тусклым светом, вероятно, из того мрачного места, где художник запечатлел этот образ. Однако последнее также связано с его привязанностью к затененным полотнам.
Гюстав Курбе, Натюрморт с яблоками и гранатом, c.1871-72Лилли Мартин Спенсер (1822-1902)
Лилли Мартин Спенсер выросла в семье, поддерживающей женские таланты. Спенсер, наиболее известная своими изображениями домашней жизни в Америке середины XIX века, также была талантливым художником натюрмортов. Впечатляет то, что эта художница поддержала своим искусством семью из 8 детей. Выйдя замуж, Лилли продолжила формальное обучение и записалась на вечерние курсы рисования в Национальной академии дизайна. Она также была названа почетным членом Академии, что было высшим признанием, которое учреждение тогда разрешало женщинам. Мастерство художника в рисовании и живописи видно на картине Апельсины, орехи и инжир , в котором s он захватил миску с разными фруктами и орехами. В то время как апельсины кажутся на пике совершенства, виноград начинает разлагаться, добавляя ощущение непосредственности и намекая на жизненные циклы.
Лилли Мартин Спенсер, Апельсины, орехи и инжир, c.1860-69Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Анри Фантен-Латур жил во время появления импрессионизма и был другом Мане. Однако он остался верен реалистической традиции, начатой Курбе. Как и его учитель Курбе, художник считал, что его картины не должны изображать нереалистичные образы, а предметы должны быть изображены такими, какие они есть. Художник также видел связь между цветом и поэзией и хотел, чтобы его картины представляли собой симфонию красок. Идеи Анри отражены во многих созданных им натюрмортах, которые были его основным источником дохода. На этой картине мы видим геометрические формы и органичные линии, которые оживляют композицию, в которой цветочный горшок, ваза с грушами и группа гранатов сосуществуют в идеальном равновесии. Схожая цветовая палитра этих трех элементов создает гармоничную и сбалансированную композицию.
Анри Фантен Латур, Натюрморт, 1866Поль Сезанн (1839-1906)
Поль Сезанн положил начало возникновению направлений современного искусства. Со временем Сезанн экспериментировал с натюрмортом. В этих картинах не было ничего случайного, поскольку художник неустанно переставлял объекты в своей мастерской, часто играя с множеством точек зрения. Наряду с небольшими скульптурами, предметами домашнего обихода и мебелью Сезанна также привлекали фрукты, которые на его картинах появляются только что сорванными. Последний виден на картине Натюрморт с яблоками и персиками . При взгляде на эту картину слова Сезанна оживают: «Они [фрукты] любят, когда их портреты делаются. . . . Они выдыхают свое послание своим запахом. Они доносятся до вас со всеми своими запахами и рассказывают вам о полях, которые они оставили, о дожде, который заставил их расти, о рассветах, которые они наблюдали…»
Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками и персиками, c.1905Спасибо за прочтение!
Спасибо, что нашли время прочитать этот пост. Я ценю его! Не стесняйтесь поделиться с друзьями. Если вам нужны дополнительные советы по рисованию, ознакомьтесь с моим курсом Академии живописи.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Draw Paint Academy
10 известных художников-натюрмортов ХХ века
23 октября 2016 г. , была и остается главной заботой художники-натюрморты . Однако средства, стили и средства, в которых может быть представлено искусство натюрморта, значительно различаются.
В начале 17 века натюрморт стал самостоятельным жанром в искусстве , но считался менее важным, чем исторические и аллегорические изображения того периода. Появившись как самостоятельный жанр в Европе в те же годы, невозможно различить, кто первым разработал и применил искусство натюрморта в живописи. Истоки жанра натюрморта можно проследить в живописные традиции по всей Европе , в том числе фламандские картины Марии, созданные в пятнадцатом веке, итальянские изображения мясных лавок и испанские винные погреба. Жан-Батист Шарден в 18 веке продолжал развивать натюрморт после успеха фламандских художников-натюрмортов. В своих творениях он использовал либо реализм в голландском стиле, либо более мягкие гармонии и создал некоторые из самых известных натюрмортов. С развитием художественных академий по всей Европе, которые распространяли иерархию жанров, натюрморт постепенно отставал и практиковался меньше, чем другие жанровые формы. Однако, когда неоклассицизм начал исчезать с ростом романтизма и реализма, натюрморт снова стал важной темой среди таких художников, как Франсиско Гойя, Гюстав Курбе и Эжен Делакруа. Следующий этап развития натюрморта пришелся на импрессионизм и постимпрессионизм, с преобладанием цвета и света над сюжетом.
В 20 веке натюрморт считался темой в искусстве наравне с другими. Развитие искусства натюрморта тесно связано со стилистическими изменениями того периода, от фовизма, экспрессионизма, кубизма до поп-арта и фотореализма. Предметы натюрморта даже вышли за рамки традиционного средства живописи и вошли на арт-сцену как арт-объекты через реди-мейды и инсталляции, где вместо того, чтобы быть представленными, они сами стали произведениями искусства, как в работах Армана и Джуди Чикаго.
В следующем списке представлены некоторые из известных художников-натюрмортов 20-го века вместе с их картинами
Совет редактора : Nature Morte: современные художники возрождают традицию натюрморта
Ведущие художники современности возрождают натюрморт, жанр, который когда-то больше ассоциировался со старыми мастерами шестнадцатого и семнадцатого веков, чем с современным искусством. Смелые натюрморты, воспетые здесь, бросают вызов этому историческому превосходству и переопределяют, что значит быть произведением природы morte (буквально в переводе с французского: «мертвая природа»). Будь то живопись, рисунок, скульптура, видео или другие средства массовой информации, современные художники опираются на многовековую традицию создания произведений концептуальной живости, красоты и эмоциональной остроты в настоящее время. Каждая глава книги Майкла Петри, структурированная в соответствии с классическими категориями традиции натюрморта — Флора, Еда, Дом и дом, Фауна и Смерть, исследует, как вневременной символический резонанс memento mori был заново открыт в новом тысячелетии.