Конспект урока по изобразительному искусству «Убранство русской избы»; 5 класс — К уроку — Искусство: ИЗО, МХК, музыка
Конспект урока по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.
Выполнила:
Бариева Елена Александровна
учитель ИЗО
МАОУ «Гимназия»
г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение №4»
Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.
Цель: научиться расписывать наличники для русской избы.
Реализованная цель: рисунок.
Цель урока я проверяю с помощью работы, которые выполнили ученики.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
— уважительно относиться к культуре народного искусства;
— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
— уметь организовать место занятий.
для учителя – таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов;
для учащихся – альбомы, карандаши, краски, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
Беседа по теме урока.
Учитель:
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг? (учитель читает стихотворение)
Учитель:
— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
— О русском доме, избе.
Учитель:
— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Давайте откроем учебник на с.18 и рассмотрим, какой же была русская изба.
Учитель:
— Русский крестьянин строил свой дом прочным, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
— А какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
— ДЕРЕВО
Учитель:
— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Учитель:
— Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
— ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:— ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
— КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
— Посмотрите, какой нарядный дом. А все ли в доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома? (учитель вывешивает на доску ватман с изображением избы)
Дети:
— Окно не украшено наличником.
Учитель:
— Правильно, на окне нет наличника.
— Давайте рассмотрим, какими же узорами раньше украшали наличники для дома. У вас в учебниках на с.24-27 есть узоры растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.), обратите внимание на их расположение и изображение.
Самостоятельная работа детей
Вам предстоит удивительная работа. Приступая к выполнению задания, продумайте форму наличника, подчеркните массивный верх. Смело вводите в свою композицию образы животных, птиц, но старайтесь их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
Подведение итогов.
Учитель:
Вы сегодня выступили в роли народных мастеров, расписывая наличники для дома. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая работа.
Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
Учитель:
— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями русского народа при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту и уют традиционного русского дома.
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: 5 класс 6-7 урок «Убранство русской избы»
5 класс 6-7 урок
Тема: «Убранство русской избы»
Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических знаков в народной резьбе.
На уроке, посвященном данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идет через эстетические переживания и их закрепление в практической работе.
Методика введения детей в тему предлагает комплексное использование средств эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока.
С первыми звуками тихого, проникновенного голоса деревенской дудочки-жалейки, а затем задушевной мелодии, обогащенной человеческими голосами (В. А. Г а в р и л и н. Вечерняя музыка. Из музыкального альбома «Перезвоны» — по прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зрительный ряд.
На фоне мелодии сменяют друг друга слайды с изображением северной природы, за ними следуют образы людей из народа (А. Г. В е н е ц и а н о в. Жнецы, И. Н. К р а м с к о й. Мина Моисеев и др.). В общем зрительном ряду они являются органическим звеном содержательной линии Природа — Человек — Искусство. И только после этого на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе, деревянный дом».
В ходе беседы следует заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и Поволжья, попутно вспомнив их названия, которые несут образное начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска).
Художественно-образная информация о трехчастной структуре избы, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для пятиклассников важным открытием (ибо момент возвышения обыденного есть момент возвышения человеческого духа).
В связи с этим учащимся нужно предложить более внимательно рассмотреть изобразительные и геометрические элементы декора, свидетельствующие о принадлежности их к той или иной сфере.
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
Подводя итог беседы, учитель акцентирует те содержательные моменты, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об избе как микрокосме: выражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе крестьянского дома.
Сложившиеся в результате беседы представления о декоративном убранстве избы закрепляются в практическом задании, которое может носить вариативный характер.
Одна часть учащихся украшает готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами), например, детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.
В ходе выполнения практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся на обобщенность, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образного языка крестьянского искусства.
Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
В конце урока учащиеся получают задание найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.
Приложение
Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Те заветы, как и принципы духовной жизни, по сути своей оставались неизменны на протяжении веков: в Боге нет никакой перемены.
Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная, отражающая образную неприземленность мышления своих создателей, изба превратилась со временем в обезличенную смесь понятий…..Высокая, одухотворенная архитектура низвергнута до уровня земной повседневности и потребностей плоти. Утрачено чувство гармонии. Внешнее украшательство («благолепие») и нарочитый декор пришли на смену строгой соразмерности частей и целого…
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…
Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Те заветы, как и принципы духовной жизни, по сути своей оставались неизменны на протяжении веков: в Боге нет никакой перемены.
Традиционный крестьянский быт с его несуетным достоинством и элегическим строем старинных деревень исчез из России. Навсегда ли?
Мы не призываем современников к крайностям «обновленчества справа» (отец Серафим Роуз) и пренебрежению светской культурой, не устремляем их вернуться к «устарелым и музейным сооружениям, вроде кремниевого ружья вместо винтовки». Напротив, в том же традиционном русском рубленном доме может и должно быть «оборудование …по последнему слову культурной техники», чтобы выявился лживый миф его «испорченной в массах репутации, будто это всегда какое-то извлекаемое из сундуков, побитое молью и отдающее нафталином прадедовское старье…» (А.В.Карташов)
Отношение к русской избе как к примитиву обнаруживает полное ее незнание и непонимание. «Все от древа – вот религия мысли нашего народа, но празднество этой канны и было и будет понятно весьма немногим», — писал Сергей Есенин в сентябре 1918 года.
Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций, о колоссальной школе, о высочайшей сознательности, о напряженности усилий , направленных к совершенству. Не только стиль, но и конструктивное устройство, и вся планировочная структура русской избы, и внутреннее убранство выработаны на протяжении тысячелетий. Этим наглядно демонстрируется неизменная приверженность русского народа к традиционному мировоззрению, его устремленность к «домостроительству истины».
В русской избе слились воедино «вся жизнь, все сердце и весь разум» Древней Руси; в ней « почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути…». С испокон веков строили на Руси «по старине», «по чину», «по образу и подобию». Чтили думы своих предков и себя укрепляли ими. Суть этого мастерства: единство пользы и красоты. Одно без другого не существовало.
Полезным и красивым считалось лишь то, что способно совершенствовать жизнь человека. Мелочей, второстепенных вещей и явлений не существовало ни в искусстве, ни в быту. В конечном итоге, все земное бытие человека по понятиям старины представляло собой испытание, духовное ратоборство, освобождающее человека от темных стихий и тем самым совершенствующее жизнь. От немыслимого достоинства, до которого поднимается человеческое сердце в общении с Богом, происходило откровение о мире, ответственность за него, богословское и гражданское дерзание». Отсюда же и духовный плод — древнерусское деревянное зодчество, которое правомерно назвать умозрением в формах .
Красота смысловая — не просто красота линий и форм. «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая знаковая эпопея исхода мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя хату под ним колеснице. Ни Запад ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я иду к тебе, в твои лана и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо». (С.Есенин.Указ.соч.с138-139)
Возрождение древнерусских строительных традиций как частицы всеобщей мудрости жизни – основывается не на слепом копировании объемов и деталей, а на осмыслении содержания архитектурных образов. Целостный мир русской избы правомерно назвать целительным: смысловой корень обоих слов един. Этот мир помогает нам понять, сколь далеко, без пользы и устойчивой радости, ушли мы от нужной жизни. Утомленные обезличенными образами современной цивилизации мы острее сознаем целебную, «выравнивающую» силу естественно-простой красоты, своего «душевного отечества» (О.Шпенглер), в котором кроется правда жизни.
Зримое повседневное окружение правомерно назвать основополагающей информацией, обуславливающей духовное развитие человека.
Бревенчатая изба — гениальна в своем русском воплощении: «никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» (Н.В.Гоголь)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. мом. (1-2 мин) | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь организовать место занятий. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». | Объясняют смысл понятия «Изба». | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. | Осознание необходимости получения новых знаний. |
3. Постановка проблемы и учебной задачи. (5 мин) | —Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? — Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? | -«Убранство русской избы»- Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. -«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы» Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4. Открытие нового знания. (7-8 мин.) | Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе. | Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина. | Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. |
5. Первичное закрепление (4 мин) | Работа с учебником стр.29. -«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?» -«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор? | Участвуют в диалоге. -«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься». -«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». | Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные: управлять своей деятельностью | Трёхчастная структура и образный строй избы. Чтение и работа с текстом. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (15 мин) | -«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома — наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». | Рисование избы. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. | Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. |
7. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин) | -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием). -«Что нового вы узнали на уроке?» — «Какова была тема урока?» — «Какова была цель вашей деятельности?» — «Вы достигли поставленной цели?» — «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. (Ответы детей.) | Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин) | -«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке». (карточки-смайлики) | (Ответы детей.) | Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
9. Домашнее задание. | Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. | Запись д/з в дневник. | Личностные: ценностно-смысловые ориентиры. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Внешнее убранство русской избы
Конспект урока
Родникова Владимира Вячеславовича
«Внешнее убранство русской избы »
5 класс 1 четверть.
Цели урока:
-знакомство учащихся с внешним убранством русской избы;
— понять смысл убранства русской избы и его предназначение;
-научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
-патриотическое воспитание, развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
-познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
-научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов применяемых в декоративном убранстве избы;
— развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
— способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность;
— воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания развивать духовно-нравственные традиции.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Постановка творческой задачи.
5.Творчество обучающихся.
6. Подведение итогов.
Оборудование:
— Презентация, компьютер, мультимедийный проектор
— Слайды с элементами русской избы
— Краски, палитры, кисточки
Материалы к уроку:
Музыкальный ряд: русская народная музыка. План урока.
Ход урока:
1. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Введение в тему. (6 мин.)
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Народ-пахарь ,народ-творец строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать его род, его большую семью.
В давние времена на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В выборе материала для строительства вопросов не возникало. Дерева было много, оно легко поддавалось обработке, строить из него было быстро, и главное строение получалось теплым. В тепле русского дерева хранится память народная.
Наши славянские предки жили в гармонии с окружающим миром, существовали в природе живя по ее законам. Все явления в природе славяне наделяли духом присущим живому существу. Поэтому и славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна, фронтон избы – чело. Душой- русская печь….
Русская изба…
— Что такое дом, изба для человека в этом мире?
Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Откуда произошло слово?
Изба́ уменьш. исто́пка, укр. iзба́, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет) то есть изба это отапливаемое помещение.
Какие же виды домов существовали?
- Дом «брус» — дом с однорядной связью , покрытый двускатной симметричной крышей,
- Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей. Означал большую вместимость
- Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
А почему, и как в народных представлениях делился дом? (возникла трехчастная структура избы, состоящая из фронтона, клети и подклети)
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывался фронтон дома? (с небом, миром богов, именно поэтому он самый нарядный и украшенный .)
А клеть? (с землей, миром людей, нарядные глаза-окна для обмена с внешним миром).
Подклет (подполье)? (с подземным миром, миром наших предков, без окон , иногда в северных районах хранились запасы на зиму.).
Таким образом мы видим что крестьянский дом это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.
3. Изучение нового материала. ( 10 мин.)
Каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
— Почему вдруг человек стал его украшать (дом)?
— Случайны ли узоры на фасаде избы?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому неслучайно, мы не когда не найдем два одинаковых по внешнему убранству дома.
Все орнаменты и узоры несли знаковый и обереговый смысл. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня — косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.
Древние символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, сам по себе символизировал солнце). Под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон.
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов народной избы. Начнем с крыши.
— Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).
— Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
— Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Тем самым дом уподоблялся солнечной колеснице.(согласно славянской мифологии именно конь выводит солнце на небосвод) Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Именно поэтому на фронтоне дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов), оберегавшим дом от попадания в него молнии.
Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. На них мы видим символы солнца и земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.
Доски-причелины- «хляби»небесные – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-пахаря. Урожай и достаток в семье.
Наличники- Украшение глаз дома. Через передние окна в избу входили свет солнца, происходило общение с окружающим миром. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами можно было увидеть фигурки птиц или изображениями различных животных. (в том числе и фантастических). Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини, призванной охранять окна от проникновения нечистыех сил.
Солнца лучик бегает по окнам,
И блестит наличников резьба,
Заиграли в ярком свете стёкла —
Оживает старая изба.
Анна Леун
4. Постановка творческой задачи.(1 мин)
— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
-выполнить эскиз оформления окна (наличники)-2 вариант
5. Творчество учащихся. (20 мин.)
6.Подведение итогов урока. (4 мин.)
— Чему мы научились на уроке?
— Что нам удалось сегодня на уроке?
— Что не удалось и почему?
Народ пахарь жил в тесном взаимодействии с природой, солнцем и всеми окружающими его стихиями. Именно поэтому он построил свою избу по образу окружающего мира, и с этим было связанно его желание задобрить силы природы, уберечь тем самым себя и свой род. И именно поэтому он использовал обережные знаки для украшения своей избы.
Вопросы для рефлексии:
— Зачем люди украшают свои жилища?
— О чем может рассказать декор крестьянской избы?
— Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
1.Н. А. Горяева О. В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2007 г.
2.М. А. Некрасова. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
3.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995. (переиздание 1901 года)
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Конспект урока и презентация по ФГОС «Декор русской избы. 5 класс»
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………1-3 стр.
- Основная часть. Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс………4-9 стр.
- Заключение…………………………………………………………………10 стр.
- Список используемой литературы………………………………………..11 стр.
Пояснительная записка
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.
Актуальность урока:
Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность.
Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»
Задачи:
1. познакомиться с истоками народного искусства;
2. провести анализ научной литературы
3. выявить традиции строительства и декора русской избы;
4. написать сценарий «Декор русской избы»;
5. разработать презентацию «Русский дом»+ кроссворд, дидактические материалы, пособия.
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
— уважительно относиться к культуре народного искусства;
— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
— уметь организовать место занятий.
Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс
Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала
Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.
Музыкальный ряд:
План занятий:
- Организационный момент.
- Основная часть. Беседа по теме урока.
- Повторение и закрепление материала предыдущего урока.
- Кроссворд «Русский дом»
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
- Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!
(звучит музыка, учитель читает стихотворение)
За далекими морями,
бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое
Снизу реченька бежит.
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса.
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Учитель:
— Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
— О русском доме, избе.
Учитель:
— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
— А как на Руси строили дома?
Дети:
— Дома строили прочными, крепкими.
Учитель:
— Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.
Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.
КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»
— Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
— ИЗБА
— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
— ДЕРЕВО
Учитель:
— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
— Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
— ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо -…?
— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
— ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
— КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
— Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
— Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.
(учитель снимает замок и открывает окно)
В теремочке-терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет
Василиса-краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
— Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?
Дети:
— Окно не украшено наличником.
Учитель:
— Правильно, на окне нет наличника.
— А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?
Дети:
— СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Учитель:
— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)
Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
(музыкальный фон)
Самостоятельная работа детей
Учитель:
— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.
Учитель:
— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.
— А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?
Дети:
— Мы любим свой дом, украшаем его.
Учитель:
— Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.
Имена мастеров
Гении
Старого зодчества —
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее?
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!
Что же не врезал ты имени
Хоть в завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня!
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай – и все!
Что вам до наших имен?
Скромничаешь, притворяешься,
Зодчий забытых времен,
Сруба творец пятистенного,
Окон его слюдяных,
Ты, предваривший Баженова,
Братьев его Весниных!
Леонид Мартынов
Список используемой литературы
1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
8. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900
9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.
Русское Ремесло | Народное искусство России
Некоторые виды русского ремесла хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают знаменитую Матрешку, или русскую матрешку. Меньше людей ассоциируют замысловатое плетение кружева, расписанный вручную фарфор, изделия из дерева или украшения из эмали с русским народным искусством.
Ниже приведены описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел России.
Интересуетесь русскими ремеслами? Вы также можете насладиться украинским народным искусством.
Гжель
Стиль русской керамики, Гжель получил свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня примерно в тридцати деревнях к юго-востоку от Москвы производятся уникальные русские изделия ручной работы, которые отправляются в страну и за границу.
Палех
Палех — это небольшие картины (часто русские сказки или литературные произведения), выполненные темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.Жостовская роспись
Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны красивыми цветочными узорами. Ремесло по-прежнему производится в деревне Жостово (Московская область).
Вологодское кружево
Вологодское кружево, датируемое XVII веком, изначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии.Сегодня вологодское кружево завоевало мировое признание своим богатым декоративным орнаментом и плавными линиями.
Дымковская игрушка
Вылепленные расписные глиняные фигурки, иногда в форме свистка. Русские ремесла, по традиции, до сих пор производятся в селе Дымково (недалеко от Кирова).
Тульский Самовар
Хохлома
Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Матрешка
Пожалуй, самое узнаваемое изделие ручной работы в России. Матрешка — это расписная деревянная фигурка, которую можно разложить, чтобы увидеть внутри еще больше «русских матрешек».Типичная тема для набора «Матрошка» — это обычно крестьянские девушки в традиционной одежде, но не менее распространены и нетрадиционные куклы. Новые творческие декорации могут быть посвящены практически любой теме — от спортивных деятелей и политических лидеров до персонажей русских сказок и научной фантастики.
Ростовский финифт (Эмаль)
Ростовский финифт — традиционный русский художественный вид росписи эмали (часто украшений — брошей, колец, серег). Русское ремесло зародилось в Ростове в XVIII веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для церкви.
Уральский Малахит
Ювелирные изделия, украшения и предметы интерьера изысканного мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также известного как русский камень и / или павлиний камень в Древней России).
.Русская кухня
© shutterstock.comРоссия — многонациональная страна, где можно попробовать самые разные, порой очень экзотические блюда многих национальностей — от татарского чак-чака (десерт из теста с медом) до якутской строганины (свежемороженая рыба или мясо). Однако традиционную русскую кухню вы найдете в любом уголке страны. Вот 12 блюд, которые обязательно нужно попробовать в России.
Щи (Щи)
© shutterstock.comЩи — это щи, датируемые 11 веком. В список ингредиентов входит мясо, приправы и заправка из квашеного рассола. Однако состав компонентов может варьироваться в зависимости от типа варки (нежирная, рыбная, зеленая) и кулинарного искусства шеф-повара — многие россияне готовят этот суп по собственным рецептам. Едят щи с ржаным хлебом, заправляют сметаной или специями.
Пельмени (Пельмени)
© shutterstock.comПельмени — русское блюдо, наиболее известное за рубежом.Он появился на Урале в начале 14 века. Само название «пельмени» происходит от аналогичного слова в финно-угорских языках, что в буквальном переводе означает «хлебное ухо». В классических пельменях используются фарш из говядины, баранины и свинины, завернутый в неферментированное тесто из пшеницы, яиц и воды. Готовые пельмени варят в кипящей подсоленной воде. Их подают с маслом, горчицей, майонезом или другими заправками. Традиция лепки пельменей для всей семьи насчитывает многие поколения.Чем больше семья, тем больше создается объем. Часть приготовленных пельменей тут же варится, остальное замораживается.
Каша
© shutterstock.comКаша, как и суп, — неотъемлемая часть русской кухни. Даже в детстве русские всегда едят на завтрак кашу, полезную и питательную. Скорее всего, вам предложат манную крупу, перловку, овсяную, гречневую и несколько десятков разновидностей каши на завтрак в отеле, в кафе, студенческой столовой или в гостях у друзей.Подается горячим, обильно сдобренным маслом. В России говорят, что кашу сливочным маслом не испортишь, а значит, вреда она не принесет, даже в большом количестве.
Русские Пироги
© shutterstock.comВ русской кухне пироги имеют такое же значение, как и пицца в Италии. Русские пироги в основном готовят из несладкого теста с различными начинками, от мяса и рыбы до фруктов и творога. Чизкейк, кулибиак, пирожки, лепешки, шанги, калитки, курники: это далеко не полный список разновидностей этого блюда.Если вы делаете домашние пироги, считайте, что вам повезло. Однако во многих заведениях общепита они ничем не уступают самодельным образцам.
Блины
© shutterstock.comБлины — старейшее блюдо русской кухни, появившееся еще в 11 веке. Рецепт одного из самых известных русских блюд прост: молоко, яйца, соль, но процесс приготовления требует навыков, которыми обладает далеко не каждая хозяйка. На сковороду с раскаленным маслом наливают тесто, а задача повара — испечь румяный плоский блин без комочков и не дать ему пригореть слишком быстро.Чем тоньше блины, тем выше уровень мастерства повара. Русские говорят, что первый блин всегда комковат, а это значит, что любое начинание обычно начинается с провала.
Блины обычно подаются горячими со сметаной, маслом, медом или мясом, в них закладывают рыбу, овощи, сладкие, фруктовые и другие начинки. Блины с икрой — особенно гламурное блюдо.
Оливье (Русский салат)
© shutterstock.comКак американцам трудно представить День Благодарения без традиционной индейки, а итальянцам — рождественский стол без чечевицы и зампонь, так и новогодний стол во многих российских семьях немыслим без «оливье», известного за рубежом как «русский салат».Названный в честь своего создателя — французского шеф-повара Люсьена Оливье, работавшего в Москве в 19 веке, он получил широкую популярность в советское время. Его особая популярность во многом объясняется простотой приготовления и доступностью всех ингредиентов. Классический советский «Оливье» включал вареный картофель и морковь, колбасу, яйца вкрутую, соленые огурцы, зеленый горошек и укроп. Все это было нарезано небольшими кубиками и заправлено майонезом.
Винегрет
© shutterstock.comСалат появился в русской кухне еще в 19 веке. Он сделан из вареной свеклы, картофеля, фасоли, моркови, солений и лука. Все это заправлено подсолнечным маслом. По виду он похож на сухой борщ.
Соленые огурцы
© shutterstock.comЛюбой стол в России редко обходится без солений. Домашние маринованные огурцы, помидоры, капуста и грибы часто являются предметом гордости хозяев. Традиционный русский дижестив — водка — обычно сопровождается хрустящими солеными огурцами, ароматизированными укропом и хреном.
Консервы
© Лариса ПашковаВаренье — это разновидность домашнего десерта. Это как конфитюр или варенье, только жидкое и с целыми ягодами или кусочками фруктов. Варенье часто делают из фруктов и ягод, выращенных на собственном приусадебном участке или собранных в лесу. Консистенция, вкус и рецепт во многом зависят от навыков и предпочтений хозяйки. Если вам когда-нибудь предлагали мамины или бабушкины консервы, не отказывайте себе в этом удовольствии.
Пастила
© Лариса ПашковаПастила — традиционная русская сладость, известная с 14 века. По форме и консистенции напоминает зефир, но имеет свой неповторимый вкус. Первоначально его готовили из антоновских яблок, выращиваемых только в России. С 19 века этот эксклюзивный русский десерт экспортируется в Европу. Позже пастилу изготавливали из других сортов яблок и ягод. Позднее важным компонентом стали мед, а впоследствии и сахар.
До революции 1917 года особой популярностью пользовались коломенская, ржевская и белевская пастилки (воздушные). Сегодня возродили производство пастилок по старинным рецептам. В российских магазинах можно купить всевозможные пастилки.
Квас
© Лариса ПашковаКвас — один из древнейших русских напитков, которым наслаждаются все, от крестьян до царей. Впервые упоминается в летописях в 1056 году. До конца 19 века его готовили как слабоалкогольный напиток (2-3 степени) из ржаного солода с добавлением трав, ягодных и фруктовых соков.Впоследствии квас варили из готового хлеба и корабельного печенья. Некоторые россияне до сих пор любят варить квас дома. Напиток очень освежает в жаркое время года. Его следует подавать охлажденным.
Холодец (кисель из бульона)
© Лариса ПашковаХолодец — это мясной кисель. Его готовят из плотного мясного бульона с кусочками мяса, мясо варят несколько часов, а затем охлаждают. Подается в холодном виде в качестве закуски.
.скинов для Майнкрафт — скиндекс
СкиныПользователи
Войти в систему регистр- Верх
- Последний
- Недавно прокомментировали
- Редактор
- Загрузить
- Skin Grabber
объявление
Мертвец идет ~ ST КактусыПапоротник 18 4 + Like a Cafe + {CE} Британские комплекты 55 12 Хорошо ~ -CE КэтиКейт 74 16 За маской Кошачьих 86 10 золотой // hb Оливки 29 4 Следуй за светом wqtermxlon 58 18 Я такой сонный ~ DontHugMe 48 2 ~ 400 ПОДПИСЧИКОВ TYSM !! ~ xDuckio 62 18 Подари любовь, как младенец Йода ~ -CE КэтиКейт 252 107 .