Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
авторы: Король О. К., учитель изобразительного искусства ГБС(К)ОУШИ №20 г. Санкт-Петербурга
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
4 класс
Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.
Основные цели и задачи урока.
- Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
- Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
- Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
- Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.
План урока.
- Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
- Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
- Выполнение знаков-оберегов.
- Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
- Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
- Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».
1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания
(Cлайды « Орнамент в народном искусстве.
Русская изба»).С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.
Эти знаки называются обереги.
– Как вы думаете, почему они так называются?
* Варианты ответов.
– Считалось, что обереги в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…
В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки. Слайд
– Где располагаются узоры-обереги? По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.
– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?
* Варианты ответов.
Слайд с изображением рушника.
– Кто знает как называются эти полотенца?
* Рушник.
– Откуда такое название?
* Варианты ответов.
– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?
* Варианты ответов.
– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.
2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента
Слайды 4– 9.
3. Выполнение знаков-оберегов
На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)
4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян
(Слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?
Работа по слайдам 10-18.
Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом – строили из леса, из брѐвен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая брѐвно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т.е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».
Деревянными были как деревенские дома, так и городские.
Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.
К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.
Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» – окна, двери, дымоходные трубы.
Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.
Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе – окна. Окна – это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».
Окна закрываются ставнями и украшаются наличниками – так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».
Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.
Из-под причелин спускаются «полотенца» – длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.
На полотенцах мы видим круги и розетки – символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу – так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.
Венчающий крышу «конѐк» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».
Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.
На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.
На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.
5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках
(Музыка группы «Коляда»).
Слайд 17.
6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник»
Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие художественные материалы использовали для выполнения заданий?
– Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?
– Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?
– Спасибо вам за работу на уроке.
Урок ИЗО 4 класс «Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы» | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему:
Учитель: Богатова О.С.
Урок ИЗО 4 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА «РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА. КОНСТРУКЦИЯ И УКРАШЕНИЕ ИЗБЫ.»
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Из бревен рубили избы мужики, Один лишь помощник – топор. Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. – Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о народном жилище – избе | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для че- ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ- но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству | Устные |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Русская изба». Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба». | – Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы- вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим будущим поколениям семьи. Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка». Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще, | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое | |
были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные. – Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину? – Верно, из дерева. А наша лесами богата земля! И лес в ней и строен, и ровен, Когда-то и стены и башни Кремля – И те собирали из бревен. – Для строительства рубили деревья Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым. Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку. Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья. – После этого ставили крышу – чело. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные | ||
Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба». | Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конем», «на коня». Верхняя часть крыши назы- вается и сегодня конек – оберег дома от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха. Фронтон-щипец, островершек – треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома или над входом. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин. Причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши. Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Считалось, что изба – это колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу, свету. – Изба – маленькая вселенная: • Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть, подпол) – подземный мир. • Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) – мир людей. • Правь (верхний мир). Третий ярус – | Фронтальная работа | Устные | |||
В современном мире русские деревянные старинные постройки принято называть русским деревянным зодчеством (архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими. Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу? – Правильно запомнили, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. | Отвечают | Устные | ||||
Физкультминутка | Выполняют упражнения | |||||
III. Творческая практическая деятельность | Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка – бабушка). Выявление осо- бой красоты рус- ского жилища художественными средствами. Музыкальный фон: русская на- родная музыка в исполнении оркестра имени Н. П. Осипова | – Приступайте к работе по плану: 1. Обдумайте, какой образ избы будет 2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ. 3. Украсьте избу знаками-оберегами. 4. Доработайте рисунок гуашью | Составляют план работы над рисунком. Рисуют красками (гуашь) | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать образ русской избы. – Давайте выберем наиболее удачные Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! | Рассматривают рисунки, оценивают работу свою | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников | Устные |
Как нарисовать хижину или дом
Как нарисовать хижину или домРеклама
Surajit PalFollow
Старший системный администратор в Chocolate Hotels Pvt. Ltd. 06 Старший системный администратор в Chocolate Hotels Pvt. ООО
Объявление
Реклама
Как нарисовать избу или дом
- 28.05.2016 Как нарисовать избу или дом
http://www.studyvillage.com/resources/3010HowdrawhutsimplewaySpeciallyfor.aspx 2/9
Как нарисовать хижину
Если вы учитель рисования и у вас есть 1-й класс, чтобы преподавать рисунок. Обучение рисованию маленьких детей
очень сложная работа. В этой статье я дал пошаговое руководство, как сделать хижину. Вы будете
также узнайте, как сделать другие предметы, подобные этому.
Процедура изготовления хижины
1. Шаг 1, чтобы построить хижину (http://www.
- 28.05.2016 Как нарисовать избу или дом http://www.studyvillage.com/resources/3010HowdrawhutsimplewaySpeciallyfor.aspx 3/9 На шаге 2 просто проведите прямую линию, как показано на картинке. 3. Шаг 3, чтобы построить хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31147-11.png) На шаге 3 просто проведите линию, параллельную трапеции под линией. Посмотрите на картинку, чтобы получить помощь. 4. шаг 4, чтобы построить хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010-31147-10.png) Теперь на этом шаге сделайте треугольник с помощью трапеции, как на картинке. 5. шаг 5, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31148-9. png) Составьте линии из параллельной линии. Посмотрите на рисунок. 6. шаг 6, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31149-8.png) На этом шаге соедините линию треугольника и линию, проведенную из параллельной линии. Посмотрите на рисунок. 7. шаг 7, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31150-7.png) Теперь присоединяйтесь к средней линии. 8. шаг 8, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31150-6.png) Теперь проведите две линии от вершины треугольника, как на картинке. 9. Шаг 9, чтобы построить хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010- 31151-5.png) Теперь присоедините эти две линии к двум концам треугольника. 10. Шаг 10, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010-31152-4.png)
- 28.05.2016 Как нарисовать избу или дом http://www.studyvillage.com/resources/3010HowdrawhutsimplewaySpeciallyfor.aspx 4/9 Теперь сделайте прямоугольник под хижиной, как на картинке. 11. Шаг 11, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010-31153-3.png) Как и в предыдущем шаге, сделайте то же самое и посмотрите на картинку. 12. Шаг 12, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010-31154-2.png) Теперь сделайте дверь хижины, как на картинке. 13. Шаг 1`3, чтобы сделать хижину (http://www.StudyVillage.com/attachments/Resources/3010-31154-1.png) Теперь ваша хижина готова, просто закрасьте ее кистью и воображением. Вложения (/attachments/2656-Шаг-1-сделать-хижину) (/attachments/2657-Шаг-2-сделать-хижину) (/attachments/2658-Шаг-3-сделать-хижину)
- 28.05.2016 Как нарисовать избу или дом http://www.studyvillage.com/resources/3010HowdrawhutsimplewaySpeciallyfor.aspx 5/9 (/attachments/2659-шаг-4-сделать-хижину) (/attachments/2660-шаг-5-сделать-хижину) (/attachments/2661-шаг-6-сделать-хижину) (/attachments/2663-шаг-8-сделать-хижину) (/attachments/2664-Шаг-9-сделать-хижину) (/attachments/2665-Шаг-10-сделать-хижину) (/attachments/2666-Шаг-11-сделать-хижину) (/attachments/2667-Шаг-12-сделать-хижину)
- 28. 05.2016 Как нарисовать избу или дом http://www.studyvillage.com/resources/3010HowdrawhutsimplewaySpeciallyfor.aspx 6/9(/attachments/2668-Шаг-1-3-сделать-хижину) Бесплатные рабочие листы для детей Красочные рабочие листы-занимайтесь и учитесь. Гораздо дешевле, чем листы для печати Статьи по Теме Узнайте, как сделать снежного человека (Ледяной человек) (/resources/3017-Learn-how-make- снежный человек-ледяной человек.aspx) В этой статье я дал всю пошаговую процедуру изготовления снеговика из листа бумаги. специально предназначенные для того, чтобы сделать детей творческими. Все пункты легко выучить даже маленький ребенок может также учиться самостоятельно. Как нарисовать рожок мороженого (/resources/3059-Как-сделать-мороженое- конус.aspx) В этой статье вы получите представление о том, как можно сделать сладкое мороженое с очень небольшими усилиями на лист бумаги. Все шаги очень понятны. Внимательно прочитайте пункты, а затем попробуйте сам. Как нарисовать лотос: Учебник, предназначенный для маленьких детей (/resources/3116-how-to-draw- цветок лотоса. aspx) В этой статье я написал о том, как маленький ребенок может нарисовать очень красивый Лотос на своем книга для рисования всего за несколько простых шагов. Все шаги в этом уроке очень просты в освоении и понимании. (/ресурсы/3129- Как-нарисовать-лодку- Версия для печати- инструкции.aspx) Как нарисовать лодку — Печатные инструкции, как нарисовать лодку пейзаж (/resources/3129-How-Draw-Boat-Printable- инструкции.aspx) Рисовать весело. В этой статье есть рабочий лист для печати о том, как нарисовать лодку и создать декорации с ним. Малыш обладает прекрасными способностями к воображению. Давайте поможем им нарисовать и импровизировать свои навыки. В этой статье также есть видеодемонстрация, которая пошаговая инструкция, которую вы можете показать своим детям. Как нарисовать красивую подарочную коробку с помощью геометрических фигур (/resources/3196-Как- нарисовать-красивую-подарочную-коробку-используя.aspx) В этой статье я упомянул, как нарисовать подарочную коробку несколькими простыми и легкими шагами, используя различные геометрические фигуры. Вы можете следовать инструкциям шаг за шагом и сделать это самостоятельно. Соблюдайте все одиннадцать шагов и нарисуйте подарочную коробку. Другие статьи: Как нарисовать Дом (/articles/How-to-draw-House.aspx) Как нарисовать Хижину (/articles/How-to-draw-Hut.aspx) Как рисовать (/articles/How-to-draw.aspx) Учебники по рисованию (/articles/Drawing-Tutorials.aspx)
Реклама
Q4 Нарисуйте вид спереди, вид сбоку и вид сверху на заданные объекты a A военная палатка b стол c A n…
Перейти к
- Упражнение 10.1
- Упражнение 10.2
- Упражнение 10.3
- Рациональное число
- Линейные уравнения с одной переменной
- Понимание четырехугольников
- Практическая геометрия
- Обработка данных
- Квадраты и квадратные корни
- Кубы и кубические корни
- Сравнение количеств
- Алгебраические выражения и тождества
- Визуализация твердых фигур
- Измерение
- Показатели и силы
- Прямые и обратные пропорции
- Факторизация
- Введение в графики
- Игра с числами
Главная > Решения НЦЭРТ Класс 8 Математика > Глава 10. Визуализация объемных фигур > Упражнение 10.1 > Вопрос 1
Вопрос 1 Упражнение 10.1
Q4. Нарисуйте вид спереди, вид сбоку и вид сверху данных объектов.
(a) Военная палатка
(b) Стол A
(c) Гайка A
(d) Блок шестигранный
(e) Кубик
9000 сплошной 2Ответ:
Решение 4:
(a)
(b)
(c)
(d)
(e)
(f)
Связанные вопросы
Q1)Для каждого из заданных твердых тел даны два вида. Подберите для каждого твердого тела соответствующий топ и…
Для каждого из заданных тел даны два вида. Подберите для каждого твердого тела соответствующую вершину и…
Q2) Для каждого из заданных тел даны три вида. Определите для каждого твердого тела соответствующий.