Урок 2. древо жизни — символ мироздания. наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень — Изобразительное искусство — 4 класс
Конспект урока
«Изобразительное искусство»
«4» класса
Урок № 2 «Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень»
Цель: сформировать понимание символа — образа искусства — дерева.
Задачи:
развивать эмоциональное восприятие явлений природы и произведений искусства, умение передавать характерные признаки пород деревьев;
формировать навыки рисования.
Урок посвящён знакомству с символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника
На уроке Вы узнаете
Задачи:
Научитесь эмоционально воспринимать явления природы и произведений искусства; передавать характерные признаки пород деревьев;
Сможете быстро рисовать с использованием графического приема «живая линия»
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Интернет-ресурсы:
• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
Важно!
Образ дерева является древнейшим символом окружающего мира.
Дерево – одно из наиболее почитаемых человеком явлений природы, образ которого воссоздан в разных видах искусства.
Штрихами разной формы (короткие, длинные, извилистые, волнообразные и т.д.) передают такие признаки дерева как характерные шероховатостей кроны ствола, характер ствола, его изгибов, наклонов, ажурность лиственных крон или хвойных лап, густоту и пышность листвы.
Рисуем природу.
Теперь поговорим о там как рисовать деревья.
Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.
Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.
Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.
Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.
Изображая дерево, внимательно следите за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы.
Схема рисования лиственного дерева.
Тезаурус:
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Задание №1
Текст задания. Найдите названия деревьев, которые часто встречаются на картинах художников
У | К | Е | Ц | В | Ы | В | Ф |
Д | У | Б | Р | Я | О | С | Ч |
В | А | П | Р | З | Г | О | С |
А | Ы | У | В | К | Л | С | М |
П | А | Н | В | Е | Д | Н | И |
Р | Б | Е | Р | Ё | З | А | Т |
О | С | А | П | Р | Э | О | Ь |
Е | О | Л | Э | Ж | Д | Ю | Б |
Правильный ответ:
У | Е | Ц | В | Ы | В | Ф | |
Д | У | Б | Р | Я | О | С | Ч |
В | А | П | Р | З | Г | О | С |
А | Ы | У | В | К | Л | С | М |
П | А | Н | В | Е | Д | Н | И |
Р | Б | Е | Р | Ё | З | А | Т |
О | С | А | П | Р | Э | О | Ь |
Е | О | Л | Э | Ж | Д | Ю | Б |
Задание №2
Текст вопроса. Отгадайте ребус
,,,,
Правильный ответ:
Дерево
Армянские наскальные рисунки и знаки в культуре Старой Европы
Анализ знаков этих культур в целом и каждой группы в отдельности показывает, что символы Старчево и Винча и символы, выявленные из армянских наскальных рисунков, идентичны. Причем уровень идентичности выше у более ранних символов.Полная (100%) идентичность наблюдается у 28 символов Винча раннего периода, 90% — у 37 общих символов и около 80% — у других 142 символов. В результате исследования 142 знаков авторы пришли к выводу, что знаки Винча восходят к культуре символов армянского наскального искусства – прототипов рисунчатого письма.
Это убедительно свидетельствует о существовании древнейшей сети межкультурной коммуникации Старой Европы (представленной в культурах Старчево и Винча, 6-5 тыс. до н.э.) и Араратских гор (представленной в культуре предков асов и ванов, 7-6 тыс. до н.э.).
Дерево жизни и дерево познания добра и зла
В различных мифологиях именно в момент отделения земли и неба рождается Мировое дерево (яйцо, гора, камень, лотос). Именно из него рождается человек (рис. 9а). В скандинавской мифологии Иггдрасиль (рис. 9б) – вечнозелёное древо жизни, пропитанное живительным священным мёдом – исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Оно является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг.
Рис. 9. (а) Армянский наскальный рисунок Мирового Древа, (б) ИггдрасильВ армянской традиции Kenats Car – Древо Жизни является распространенным религиозным символом, который помещался на стенах крепостей и броне воинов. Ветви дерева были равномерно распределены справа и слева от главного ствола; на каждой ветви рос один лист, и один лист — на самой вершине дерева. По обе стороны от дерева изображались крылатые ангелы, каждый протягивал одну руку к дереву, как будто они заботятся о нём (рис. 10).
Рис. 10. Изображение древа жизни на шлеме, Урарту (Арарат), изображения древа жизни на хачкарах, армянская миниатюра с изображением древа жизни.Согласно Библии, Дерево жизни находилось в райском саду, на месте первоначального обитания людей. Сад орошали четыре реки. Это описание напоминает натурфилософский мотив о четырех элементах, описанный в «Песне о рождении Ваагна», где в результате взаимодействия четырех стихий/элементов (воздуха, воды, огня и земли) появляется на свет первочеловек, который спасает мир, побеждает дракона и освобождает воды.
Церковь Хусабю – первая соборная церковь средневековой Швеции, где в XI веке крестился первый шведский конунг, принявший христианство. Мотивы изображения древа жизни на стеле в церкви (рис. 11б) напоминают древнеармянские мотивы. Подобные изображения стилизованного древа жизни и драконов можно увидеть в Эчмиадзинском кафедральном соборе (IV век) – главном храме Армянской апостольской церкви (рис. 11а).
Прототипы основных изобразительных мотивов дерева познания добра и зла, а также дерева жизни выявлены в армянских наскальных рисунках. Эта традиция использовалась в культуре Хетии (рис 11в). На изображении вишапакара у храма Улгури (рис. 4) в центре расположен ствол древа — стилизованный крылатый восьмиконечный крест с плодами. Дерево произрастает с вершины ступенчатой горы (дома, глхатуна).
На стволе – два скрещенных крыла креста (символ четырех элементов, четырех сторон света) с плодами. На голове быка (вишапа -рогатого дракона) – круг (диск) в виде венка. Внутри венка врезан равноконечный крылатый крест. Данная сюжетная композиция является художественным отражением модели универсальной концепции мира, описанной в «Песне о рождении Ваагна».
Уникальный крест-камень из Юго-Восточной Анатолии обнаружен в окрестности Вана (рис. 4). В нем видны элементы мотивов, изображенных на вишапакаре из Ехегнадзора. Мотивы кресткамня и стела из Талина (рис. 4) повторяют идеи крест-камня и вишапакара. Трансформируются лишь изобразительные элементы, их формы и пропорции.
Рис. 11. (а) Стилизированное древо жизни и драконы, Эчмиадзин, (б) изображение древа жизни на стеле, церковь в Хусабю XI век, Швеция, (в) два козла у древа жизни, Хеттия.Восьмиконечный крест на ступенчатой горе на кресткамне из Гегарда (рис. 10) схож с восьмиконечным крестом на вишапакаре (рис. 4). В его центре находятся скрещенные крылья креста, которые цветут, плодородят. Крест находится в специальной рамке (картуше), где верхняя выпуклая часть символизирует небесный свод. Схема орнаментальной композиции: голгофа — колонна — крест в круглой раме получает широкое распространение в армянском декоративно-прикладном искусстве, в искусстве рукописной миниатюры (рис.12).
В “Саге об инглингах” [3] имеется информация о складном корабле Одина. В скандинавской мифологии лучший корабль асов номинально принадлежал богу Фрейру. Скидбладнир “плавал как по морю, так и по суше”. Он мог вместить всё воинство Асгарда. Корабль был изготовлен из множества маленьких частей и столь искусно, что его можно было сложить, как ткань, и засунуть в мешок.
Согласно данным Геродота (5 век до н.э.), «Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших — несколько.
По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда».
Рис. 12. Изображения мирового дерева, рукописи, Армения, 1668-1673Отрывок из статьи: ВЛИЯНИЕ ДРЕВНЕАРМЯНСКИХ ТРАДИЦИЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА КОГНИТИВНОЕ ЯДРО СКАНДИНАВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Посвящается родоначальникам скандинавских конунгов Профессор Ваганян Г.А., кандидат искусствоведения Ваганян В.Г., аспирант Багдасарян В.Ф.
Урок изобразительного искусства в 5-м классе «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни»
Цели урока:
- формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
- развитие навыков работы в технике «оригами»;
- повторение сведений об изученных ранее русских народных промыслах.
Оборудование урока:
для учителя:
- учебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
- инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
- учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
- иллюстрации к уроку.
для учащихся: цветная бумага для оригами, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с представлениями древних славян о мироздании, выясним, какое символическое значение имело Древо жизни, как оно изображалось в народном искусстве. Затем выполним практическую работу и обсудим ее при подведении итогов урока.
Сначала я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»
Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
– Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.
Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» — это гимн стойкости, жизнелюбию. Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания (рисунок 3).
Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?
Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет.
– А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?
– Любовь.
-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?
– Знания.
– Чувство долга.
– Любовь к Родине.
– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать?
– Прямым, ровным, высоким,
– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».
– У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?
– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.
– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?
– Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.
– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
Этот образ можно нарисовать, выбить в камне, вырезать на дереве. Но я хочу предложить вам другой способ изображения – выполнить дерево в традиционной японской технике «оригами» (рисунок 4). Мы с вами работали в этой технике и знаем, что это искусство складывания поделок из бумаги. Всему миру известна печальная история девочки Садако из японского города Хиросимы. Девочка умирала от лучевой болезни после атомного взрыва в этом городе. Чтобы облегчить ее страдания, врач предложил Садако делать из бумаги журавликов, пообещав ей, что когда девочка сделает тысячу штук, она выздоровеет. Эту историю рассказал на страницах своей газеты один из журналистов, и со всех концов мира в адрес больницы стали приходить посылки от детей и взрослых с бумажными журавликами. Девочка умерла, но посылки еще долго приходили в японский город Хиросиму.
Вспомним правила работы с инструкционными картами: в каждой позиции – 1, 2, 3 и т.д. пунктирная линия и стрелки показывают, как надо сгибать квадрат бумаги. Внимательно читайте пояснения под рисунками, не забывайте об осторожности при работе с ножницами (рисунки 5, 6, 7, 8, 9).
Далее учащиеся работают самостоятельно, в группах по 4-5 человек. В конце урока любая группа, по желанию, представляет свою работу, объявляет ее название, анализирует, какое дерево у них получилось. Если времени в конце урока достаточно, мы заслушиваем выступления всех групп.
В последние две минуты урока учащимся предлагается заполнить таблицы самооценки, по которым позднее можно определить результативность урока (рисунок 10). Таким образом, учащиеся сами оценивают свою работу и выставляют себе отметку за урок.
РИСУНОК 1
ДРЕВО ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
(учебная таблица)
РИСУНОК 2
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИ
В РУССКИХ НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ
(учебная таблица)
Мезенская роспись | Хохломская роспись |
Городецкая роспись | Пермогорская роспись |
РИСУНОК 3
РЕПРОДУКЦИИ К УРОКУ
Ю.Селиверстов «Древо познания»
(литография, 1972)
И.И.Шишкин
«На севере диком…»
РИСУНОК 4
РАБОТА УЧАЩИХСЯ
РИСУНОК 5
РИСУНОК 6
РИСУНОК 7
РИСУНОК 8
РИСУНОК 9
РИСУНОК 10
Что такое Древо Жизни?
В свой шедевр 1859 года
Происхождение видов Чарльз Дарвин включил только одну иллюстрацию — «дерево», изображающее ветвление и исчезновение во времени. Этим он кристаллизовал идею о том, что виды имеют общих предков в разные моменты времени. Он назвал генеалогические отношения между всеми живыми существами «великим Древом Жизни».
На протяжении конца 19 века было много попыток изобразить эволюционные отношения с помощью древовидных диаграмм.Они были основаны на общей внешности — общих чертах сходства в форме и строении организмов.
Однако только в середине 20-го века, особенно благодаря работам немецкого энтомолога Вилли Хеннига в середине 1960-х, аналитические методы, используемые сегодня учеными для изучения «филогенетических» отношений, начали развиваться и становиться современными. началось исследование Древа Жизни.
Эта основная логика вместе с выдающимися достижениями в области информатики и молекулярной биологии подготовила почву для реконструкции всего Древа Жизни.Благодаря экспоненциальному росту филогенетических исследований по всему миру, теперь мы можем различить структуру ветвления всего Древа. Эта мега-научная работа произвела революцию в нашем понимании нашего собственного места в природе, и полученные знания уже нашли широкое применение в научных и практических целях.
Полезное средство для диагностики когнитивных нарушений
Цель .Изучить тест рисования дерева в группе пациентов с деменцией и сравнить его с группой пациентов с умеренными когнитивными нарушениями (MCI) и контрольной группой. Методы . Последовательные амбулаторные пациенты были классифицированы как страдающие деменцией (болезнь Альцгеймера (AD), лобно-височная деменция (FTD) и сосудистая деменция (VD)) или MCI. Пациенты и контрольная группа прошли тест на рисование дерева и MMSE. Результатов . В исследование были включены 118 пациентов с AD, 19 пациентов с FTD, 46 пациентов с VD и 132 пациента с MCI и 90 пациентов из контрольной группы. Пациенты с AD рисуют деревья в глобальном масштабе меньше, чем другие пациенты и контрольные группы.Пациенты с FTD рисуют деревья с более широким пространством, чем пациенты с AD и MCI, но меньше, чем в контрольной группе, а также пациенты с VD. Деревья, нарисованные пациентами с MCI, занимают промежуточное положение по размеру между пациентами с БА и контрольной группой. Отношение ствола к кроне деревьев, нарисованных пациентами с когнитивными нарушениями, больше, чем в контрольной группе, в то время как индекс размера дерева относительно пространства страницы значительно меньше. Индекс дерева по отношению к пространству страницы для деревьев, нарисованных пациентами с БА, меньше, чем у других пациентов с когнитивными нарушениями.Высота дерева и соотношение длины ствола и кроны являются независимыми предикторами когнитивных нарушений. Выводы . Деревья, нарисованные пациентами с когнитивными нарушениями, отличаются от деревьев, нарисованных здоровыми людьми, с прогрессивной дифференциацией от легкой до более значимой степени когнитивных нарушений.
1. Введение
Тест рисования дерева (TDT, тест Коха Баума) — это проективное психологическое обследование, часто используемое для оценки личности в возрасте развития [1].Простота применения делает его полезным инструментом для выражения самооценки и эмоциональных состояний с относительно небольшим сопротивлением. TDT широко изучается у больных шизофренией, демонстрируя хорошую способность отличать патологическое состояние от нормального [2–4]. В нескольких исследованиях сообщалось о TDT у пожилых людей и у пациентов с когнитивными нарушениями, что позволяет предположить, что это полезный инструмент для оценки психических функций в этих группах [5–10]. Чтобы оценить различия TDT между различными типами когнитивного ухудшения, мы изучили TDT в группе пациентов с болезнью Альцгеймера (AD), лобно-височной деменцией (FTD) и сосудистой деменцией (VD) и сравнили его с группой умеренных когнитивных нарушений (MCI). пациенты и контроль.
2. Пациенты и методы
Мы оценили последовательных амбулаторных пациентов, направленных в течение года их родственниками и врачами или которые спонтанно явились в Центр когнитивных расстройств IRCCS Istituto delle Scienze Neurologiche Болоньи и в Центр когнитивных расстройств Общего Больница Имола, Италия. Все субъекты дали свое информированное согласие на исследование в соответствии с Хельсинкской декларацией. Пациенты были классифицированы как слабоумные или нет в соответствии с критериями DSM-IV-TR [11].Классификация деменции (AD, FTD и VD) и диагностика MCI основывались на международных критериях [12–15]. Среди родственников пациентов была выбрана группа контроля, сопоставимая по возрасту и образованию.
Всем пациентам и контрольной группе было предложено нарисовать карандашом дерево на листе белой бумаги формата A4. Инструкции были такие: «Нарисуй дерево, как хочешь». Никаких ограничений по времени не было. Нарисованное дерево оценивалось качественно (наличие кроны, корней, веток, листьев и цветов; типы раскрытия торца ствола, т.е. верхний конец ствола, закрытый, открытый или шире ствола) и количественно (высота и ширина ствола, короны, корней и наклон ствола). Качественный анализ стволов, крон и ветвей включал также характеристику формы (одинарные или двойные линии ствола и ветвей; открытая или закрытая коронка). Высота и ширина были получены непосредственно в миллиметрах в соответствии с критериями, показанными на рисунке 1. Наклон ствола был получен в градусах с помощью гониометра. Отношение ствола к кроне ((высота ствола / высота кроны) 10), соотношение кроны (ширина кроны / высота кроны) и индекс размера дерева относительно пространства страницы ((высота дерева ширина дерева) / ( высота листа бумаги ширина листа бумаги)).Краткое обследование психического состояния (MMSE) [16] проводилось пациентами и контрольной группой экзаменатором, не имеющим отношения к диагнозу пациента и результатам TDT. Оценка MMSE была скорректирована с учетом возраста и образования в соответствии с итальянскими стандартами [17, 18].
Данные были проанализированы с использованием программного обеспечения статистического анализа SPSS, версия 21.0. Мы провели описательный анализ различных параметров групп пациентов; Сравнение переменных различных групп пациентов было получено с использованием многомерной общей линейной модели с поправкой Бонферрони с установленным уровнем значимости и полом, возрастом, образованием и длительностью заболевания в качестве ковариант.Кроме того, для исследования предикторов когнитивных нарушений использовались множественные линейные регрессионные анализы с прямым выбором переменных.
3. Результаты
Было включено 118 пациентов с БА, 19 ЛТД, 46 ВБ, 132 MCI и 90 контрольных. Средний возраст, образование, распределение по полу и продолжительность заболевания в каждой группе приведены в таблице 1.
|
3.1. Качественный анализ
Качественные характеристики деревьев, нарисованных пациентами и контрольной группой, перечислены в таблице 2. Существенных различий между группами не обнаружено.
|
3.2. Количественный анализ
В целом, учитывая высоту и ширину стволов, крон и корней деревьев, нарисованных пациентами, выявляются существенные различия (Таблица 3). Пациенты с AD рисуют деревья, отличные от контрольных, по всем параметрам, кроме соотношения крон и наклона; деревья, нарисованные пациентами с БА, также в целом меньше по сравнению с другими пациентами, страдающими слабоумием или MCI (рис. 2). Пациенты с FTD рисуют деревья с более широким пространством, чем AD и MCI, но меньше, чем контрольная группа, а также пациенты с VD из-за меньших размеров кроны.Деревья, нарисованные пациентами с MCI, в целом меньше, чем деревья, нарисованные контрольной группой, и имеют средний размер по сравнению с деревьями, нарисованными пациентами с AD и здоровыми субъектами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<0,000; <0,001; <0,01; <0,05; n.s .: не имеет значения. |
Отношение ствола к кроне деревьев, нарисованных безумными пациентами и пациентами с MCI, больше, чем в контрольной группе, в то время как индекс размера дерева относительно пространства страницы значительно меньше. Более того, индекс дерева относительно размера дерева относительно пространства страницы для деревьев, нарисованных пациентами с БА, меньше, чем у других пациентов с когнитивными нарушениями, слабоумием или MCI.Тот же индекс деревьев, нарисованный пациентами с ЛТД, отличается от БА и МРН, но не от пациентов с ВД. Соотношение крон деревьев, нарисованных пациентами с ВД, значительно больше, чем в контроле.
Модель множественной линейной регрессии с прямым выбором переменных включает в качестве независимых предикторов когнитивных нарушений переменные высоты дерева и отношения ствола к кроне.
4. Обсуждение
TDT был проанализирован у пожилых людей и пациентов с когнитивными нарушениями [5–10]. Авторы в целом обнаруживают, что пожилые и в основном пациенты с когнитивными нарушениями рисуют небольшие деревья плохих форм [7, 8] с постепенным уменьшением пространства рисования от нормального уровня к безумному [6].В целом они не различают разные типы деменции, за исключением типа Альцгеймера [5], и предлагают TDT как полезный инструмент для оценки психических функций пожилых людей [7–10].
В нашей выборке пациенты с когнитивными нарушениями рисуют деревья меньше, чем здоровые. В частности, деревья, нарисованные пациентами с БА, значительно меньше деревьев, нарисованных другими пациентами с когнитивными нарушениями, слабоумием или MCI, а также контрольной группой. Что касается элементов управления, пациенты с AD рисуют более мелкие плохо детализированные деревья с увеличенным отношением ствола к кроне и уменьшенным индексом размера дерева по отношению к пространству страницы, то есть с меньшей кроной и с уменьшенным занимаемым пространством.Пациенты с MCI рисуют деревья, промежуточные по размеру между пациентами с AD и здоровыми субъектами, что указывает на своего рода прогрессию от легкой до большей степени когнитивных нарушений. Различные размеры дерева по сравнению с контролем у пациентов с AD и MCI связаны как с увеличением отношения ствола к кроне, так и с уменьшением индекса размера дерева относительно пространства страницы, что является преобладанием ствол по отношению к кроне дерева и к глобальному уменьшенному занимаемому пространству. Пациенты с FTD отличаются от AD и MCI по индексу размера дерева относительно пространства страницы: они рисуют деревья больше, чем пациенты с AD и MCI, но меньше, чем контрольная группа.И наоборот, между пациентами с FTD и VD такой значимой разницы не существует.
В глобальном масштабе соотношение длины ствола к кроне и индекс размера дерева относительно размера страницы отличает пациентов с когнитивными нарушениями, безумными или нет, от контрольной группы, а индекс размера дерева относительно пространства страницы отличает также пациентов с ЛВ от пациентов с AD и MCI. Кроме того, общая высота дерева и отношение длины ствола к кроне являются предикторами когнитивных нарушений в нашей выборке пациентов.
Известно, что отношение длины туловища к макушке обратно пропорционально развитию языковых способностей и абстрактного мышления в процессе развития [1, 19, 20].Точно так же у наших пациентов соотношение ствола к макушке значительно выше по сравнению с контрольной группой с увеличением от пациентов с MCI до пациентов с деменцией, что предполагает, что лингвистические способности и абстрактное мышление постепенно ухудшаются с ухудшением когнитивных функций. Кроме того, уменьшение общего размера дерева у пациентов с деменцией и MCI также можно объяснить прогрессирующим нарушением конструктивного праксиса и зрительно-пространственных функций в ходе когнитивного ухудшения.Наконец, рассматривая прогрессирующее уменьшение размера дерева у пациентов с когнитивными нарушениями как выражение более низкого самосознания [1], можно предположить своего рода личностную регрессию.
У взрослых ТДТ изучалась также у психиатрических пациентов (расстройства пищевого поведения и шизофрения) [2–4, 21]. Пациенты с расстройствами пищевого поведения рисуют в основном деревья меньшего размера, чем контрольные, как по общему размеру, так и по ширине ствола [21]. У шизофреников дерево тоже невелико, а ствол и ветви в основном однолинейные [3, 4].
Таким образом, пациенты с психическими и когнитивными нарушениями в равной степени склонны рисовать деревья меньшего размера и плохо сформированные, чем здоровые люди. Однако некоторые характеристики различаются между двумя группами, например, верхний конец ствола, который обычно закрыт у здоровых людей и у пациентов с когнитивными нарушениями, в то время как у шизофреников он обычно открыт [3, 22, 23], что, возможно, указывает на путаницу. между собой и не собой [1].
Наши данные должны быть дополнительно подтверждены на более широкой выборке пациентов, отобранных в соответствии с передовыми критериями болезни Альцгеймера и подтвержденными результатами биомаркеров и передовыми методами нейровизуализации.
В заключение, мы считаем, что TDT может быть полезным инструментом для ориентирования диагноза когнитивных нарушений и может быть простым тестом для проведения врачами общей практики и в специализированных амбулаторных клиниках. Кроме того, его можно было бы включить в обширные нейропсихологические батареи, исследующие когнитивные функции пациентов с когнитивными нарушениями, чтобы попытаться найти возможный и простой подход к изучению нормального и патологического старения.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Рисунков деревьев — Говорите: Мелинда
«Каждый из вас возьмет лист бумаги с земного шара». Он ходит по комнате, чтобы мы могли вытащить красные обрывки из центра Земли. «На бумаге вы найдете одну работу — название предмета. Надеюсь, он вам понравится. Остаток года вы проведете, изучая, как превратить этот предмет в произведение искусства. Вы будете его лепить. Вы будете делать наброски. это папье-маше это, вырезать это Если учитель информатики разговаривает со мной в этом году, вы можете использовать лабораторию для компьютерного дизайна.Но есть одна загвоздка: к концу года вы должны придумать, как заставить ваш объект что-то говорить, выражать эмоции, говорить с каждым, кто на него смотрит.
Некоторые стонут. У меня трепещет живот. Может ли он действительно позволить нам это сделать? Звучит слишком весело. Он останавливается у моего стола. Я опускаю руку на дно глобуса и выжимаю бумагу в кулак. «Дерево.» Дерево? Это слишком просто. Я научился рисовать дерево во втором классе. Я беру еще один листок бумаги. Мистер Фримен качает головой.«А-а-а», — говорит он. «Вы только что выбрали свою судьбу, вы не можете этого изменить».
Он вытаскивает ведро с глиной из-под гончарного круга, отламывает шарики размером с кулак и бросает по одному каждому из нас. В десять он включает радио и смеется. «Добро пожаловать в путешествие».
Целую неделю, начиная с бодрствования, я рисовал акварелью деревья, пораженные молнией. Я пытаюсь нарисовать их так, чтобы они почти умерли, но не полностью. Мистер Фримен не говорит мне о них ни слова.Он просто поднимает брови. . .
Комната теплая, залита солнцем и испарениями краски. Трое детей засыпают мертвым сном, глаза дергаются, храпит и все такое. Я не сплю. Я беру страницу блокнота и ручку и рисую дерево, мою версию для второго класса. Безнадежно скомкала его в клубок и достала еще одну простыню. Насколько сложно поставить дерево на лист бумаги? Две вертикальные линии для туловища. Может быть, несколько толстых веток, несколько более тонких веток и много листьев, чтобы скрыть ошибки.Я рисую горизонтальную линию для земли и ромашку, появляющуюся рядом с деревом. Почему-то я не думаю, что мистер Фриман найдет в этом много эмоций. Я не нахожу. Он начинал как крутой учитель. Неужели он заставит нас возиться с этим нелепым заданием, не помогая нам?
——
Я хочу сделать памятник нашей индейке. Никогда еще птицу не мучили так, чтобы обеспечить такой паршивый обед. Я вытащил кости из хлама и принес их в художественный класс.Мистер Фримен в восторге. Он говорит мне работать над птицей, но думать о дереве.
Мистер Фримен: «Вы в огне»,
Рисунок мескитового дерева
Рисунок мескитового дереваРисунок дерева в меските
(обновлено в августе 2005 г.)
Библиотеки классов содержат базовые классы для рисования дерева. Наиболее важные из них перечислены ниже.
Стоит упомянуть общую особенность проектирования рисования деревьев: многие модули, участвующие в рисовании деревьев, не выполняют свои обязанности рисования деревьев с помощью методов непосредственно в своем подклассе MesquiteModule.Скорее они создают объекты других классов (TreeDisplay, TreeDrawing, TreeDisplayExtra, TreeDecorator), которые выполняют задачи. Причина этого в том, что для различных окон отображения дерева требуется одновременное отображение нескольких деревьев. Каждый из этих дисплеев включает в себя отдельный экземпляр TreeDisplay, TreeDrawing и т. Д. Однако все экземпляры каждого класса обслуживаются одним модулем (например, все TreeDrawings обслуживаются одним модулем DrawTree). Этот дизайн позволяет отдельным экземплярам иметь общий контроль над функциями, так что изменение ширины ветки, контролируемое модулем DrawTree, может повлиять на все TreeDrawings, которыми он управляет.
Таким образом, объект TreeDisplay (созданный и контролируемый модулем DrawTreeCoordinator) запрашивает объект TreeDrawing (созданный и контролируемый модулем DrawTree) для рисования дерева, а также уведомляет TreeDisplayExtras (созданный и контролируемый TreeDisplayAssistant и другими модулями), прикрепленный к это когда дерево изменяется или перерисовывается. Эти TreeDisplayExtras могут, в свою очередь, запросить объект TreeDecorator (созданный и контролируемый некоторым соответствующим модулем управления отображением) для настройки графического вывода на дереве.
TreeDisplay
Это панель, на которой нарисовано дерево. В любой момент времени он используется для рисования одного дерева , которое рисует один TreeDrawing (если одновременно требуется более одного дерева, необходимо использовать несколько TreeDisplay). Именно в TreeDisplay хранятся такие логические флаги, указывающие, должны ли отображаться длины ветвей, ориентация дерева. TreeDisplay также поддерживает список TreeDisplayExtra, связанных с ним, и TreeDisplay отвечает за их вызов, когда приходит время перерисовывать дерево.
TreeDisplay создается и поддерживается модулем координации рисования дерева класса DrawTreeCoordinator. Этот модуль отвечает за наем и изменение модулей DrawTree.
ДеревоРисование
Объект этого класса создается модулем DrawTree, и он сам рисует дерево. Основные поля, которые он содержит, — это координаты x, y узлов, координаты каждой ответвления и количество узлов. TreeDrawing имеет метод, которому можно передать объект Tree и Grapics, и этот метод будет рисовать дерево в этом контексте.Кроме того, существуют методы для заполнения ветвей на чертеже дерева (используемые, например, в окне дерева, когда курсор проходит над ветвью), для заполнения полей имени терминального таксона и для поиска ветки, если она находится под точкой ( х, у).
Например, DiagonalTree создает объекты подкласса DiagonalTreeDrawing TreeDrawing. Этот класс содержит массивы полигонов в каждом из узлов. Когда вызывается его метод drawTree (Tree tree, Graphics g), он сначала просит модуль NodeLocs вычислить местоположения узлов с учетом текущих ограничений в TreeDisplay.(Модуль NodeLocs также может иметь свои собственные параметры, которые также можно настраивать.) Модуль NodeLocs ранее был нанят модулем DiagonalTree. После вычисления местоположения узлов DiagonalTreeDrawing вычисляет многоугольники для каждого узла, а затем вызывает рекурсивную процедуру для просмотра дерева, заполняющего многоугольники. Каждый раз, когда TreeDisplay перерисовывается, он должен вызывать метод drawTree своего TreeDrawing.
TreeDisplayExtra
TreeDisplayExtra — это объект, связанный с TreeDisplay, который добавляется к нему для вычислений, отображения и так далее.Обычно он создается TreeDisplayAssistant или другим модулем. Такой модуль может захотеть создать TreeDisplayExtra, потому что один из этих объектов уведомляется всякий раз, когда дерево требует перерисовки или когда дерево изменяется. Таким образом, модуль Trace Character создает TreeDisplayExtra и присоединяет его к TreeDisplay. Затем, когда дерево изменяется, вызывается метод setTree TreeDisplayExtra, и, таким образом, Trace Character знает, что ему необходимо пересчитать и перерисовать. TreeDisplayExtra Trace Character вызывает модуль реконструкции для выполнения своей задачи, а затем запрашивает и обновляет TreeDisplay.Когда запрос на рисование поступает от TreeDisplay, TreeDisplayExtra просит модуль отображения нарисовать реконструкцию (например, путем затенения ветвей). На самом деле TreeDisplayExtra запрашивает у TreeDecorator, который был предоставлен модулем отображения, выполнение отображения.
TreeDecorator
TreeDecorator создается модулями, помогающими отображать дерево. Например, Trace Character использует один модуль сотрудников для восстановления состояний, а другой — для отображения результатов. Один из таких модулей отображения — Shade States On Tree.Модуль отображения создает TreeDecorator, содержащий графический код, и именно этот TreeDecorator использует TraceCharacter для отображения результатов.
В настоящее время TreeDecorators используются в контексте трассировки символов. Возможно, они могут быть ограничены этой функцией (поскольку они передают состояния символов), но в целом необходимость в специальных объектах для обработки графики на деревьях будет существовать и в других контекстах. В некоторых случаях графика в дереве будет обрабатываться напрямую TreeDisplayExtra, но если модуль, управляющий TreeDisplayExtra, полагается на сотрудника, выполняющего графику, вероятно, имеет смысл попросить сотрудника создать TreeDecorator или объект аналогичного класса.