НИИ Эврика. Рисунки из ладошек
Приветствуем вас, дорогие читатели! Если вас интересуют простые и быстрые поделки для малышей, в этом материале вы найдёте рисунки из ладошек, которые легко сделать в детском саду, в школе или дома всей семьёй. Даже если ваш кроха ещё не умеет рисовать, с вашей помощью он сможет создать первые в своей жизни произведения искусства. Предлагаем несколько оригинальных идей!
Солнышко
Самый простой и лёгкий для исполнения рисунок — это, конечно, солнышко. Для него понадобится небольшая заготовка. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре круг. Раскрасьте его в жёлтый цвет. Когда материал подсохнет, отметьте глазки, ротик и носик. Солнышко готово. Теперь пришла пора изобразить лучики.
Попросите ребёнка окунуть кисть руки в пальчиковые краски и приложить к окружности запястьем вовнутрь. Сделайте несколько изображений в разных направлениях, не наслаивая их друг на друга. У вас получится вот такая картинка.
Осень
Такая поделка подойдёт для детей любого возраста, но она тоже требует помощи взрослых.
А вот разноцветные листики нарисует уже ваш малыш с помощью кистей своих ручек. Подготовьте пальчиковые краски: зелёную, красную, оранжевую, жёлтую, бардовую. Окунайте ладошки по очереди в разные цвета и делайте оттиски вокруг ствола дерева. В результате у вас получится весёлое осеннее деревцо.
Петушок
Очаровательный детский рисунок петушка возникает из заготовки и изображений ладошек малышей. На альбомном листе нарисуйте или создайте аппликацию с помощью жёлтой краски или бумаги головы и туловища петушка. Спереди дорисуйте красный клюв и подбородок.
Окуните ладошку малыша в красный цвет и дважды приложите руку к голове петушка, наложив оттиски друг на друга. Это будет хохолок. Для хвоста понадобятся многочисленные разноцветные изображения в несколько рядов.
Чтобы украсить картинки, дорисуйте цветочки, травку, бабочек — в общем, всё, что пожелает ваша душа. Тогда у вас будет такой милый рисунок.
Жираф и кактусы
В изготовлении этой поделки может принять участие вся семья. Экзотическую природу южной саванны легко передать с помощью изображений ладоней.
Пусть малыш выведет контуры кактусов. Окуните его ладошку в зелёную краску и приложите к бумаге. Повторите действие столько раз, сколько кустиков вы хотите увидеть в своем «творческом проекте». Украсьте растения колючками и цветами.
Теперь настала пора рисовать жирафа. Для этого подойдёт мамина или папина рука: тогда изображение будет смотреться убедительнее. Окуните ладонь в коричневый цвет и приложите её к бумаге пальцами вниз. С противоположной стороны от большого пальца нарисуйте шею и голову животного. Когда краска подсохнет, украсьте фигурку тёмными пятнами, носиком и глазами.
Чтобы дополнить картину, введите другие элементы: солнце, траву, цветы. У вас получится настоящая саванна!
Лебеди
Для этой поделки понадобится лист синей или голубой бумаги и белая краска. Чтобы птички получились разного размера, можете использовать отпечатки взрослой и детской руки.
Окуните ладони в белый цвет и подготовьте 2 отпечатка: один — левой руки, другой — правой. На большом пальце каждого оттиска нарисуйте глаза и клюв. Для этой цели можно применить аппликацию. Снизу изобразите или приклейте лапки.
А вот ещё один вариант лебедя, выполненный из синего оттиска на белом листе. Из отпечатка большого пальца изобразите шею и голову птицы. Осталось дорисовать клюв, глазки и лапки.
Краб
С помощью 2 оттисков ладоней можно нарисовать ещё одно забавное животное — краба. Окуните руки в красный цвет, разверните пальцы в противоположные стороны друг от друга, соедините запястья и приложите их к листу ватмана.
Чтобы изображение выглядело более убедительным, выполните его на голубом фоне или создайте имитацию пляжного пейзажа. Для этого нижнюю часть листа раскрасьте в жёлтый оттенок, а верхнюю часть — в синий.
На отпечатке больших пальцев нарисуйте или наклейте глаза. Ваш краб готов!
Вот ещё один вариант такого же рисунка.
А такой краб получается, если сделать тело животного из оттиска стопы, а клешни — из отпечатков ладоней.
Бабочка
Красивая яркая бабочка получается, если использовать для создания рисунка контрастные тона. Смажьте ладони жёлтой краской и соедините их запястьями. У вас должно быть 2 зеркальных отпечатка на небольшом расстоянии друг от друга. У вас получатся крылья бабочки.
Осталось декорировать картинку. Посередине тёмной краской изобразите тело насекомого. Крылья украсьте красными и зелёными пятнышками. Вот такая выйдет у вас бабочка.
Павлин
Чтобы изобразить эту экзотическую птицу, понадобится сначала нарисовать тело павлина, для чего пригодится синий цвет. Здесь малышам не обойтись без помощи взрослых, хотя детки от 4–5 лет легко справятся сами.
Вокруг туловища павлина с помощью оттисков ладошек обозначьте хвост. Отпечатки могут быть размытыми, тогда картинка будет ещё лучше. Украсьте хвост разноцветными пятнами.
Забавные черепашки
Продолжая тему изображения жителей морских глубин, можно предложить нарисовать черепашек. На синем фоне создайте оттиски ладоней зелёного цвета. Пальчики направьте вниз: это будут ноги животных.
Большой палец округлите: это будет голова. Когда краска подсохнет, изобразите глаза и рот. Картинку можно украсить изображением дна и водорослей.
Рыбки
Очень простой рисунок рыбок можно сделать с помощью разноцветных оттисков ладоней. Пальцы направляйте так, чтобы они выглядели как хвост рыбок. На стороне запястья изобразите рот и глаза.
Чтобы украсить картинку, можно вокруг нарисовать водоросли, элементы морского дна. Но порой достаточно нескольких пузырьков, чтобы картинка показалась ожившей.
Особые указания
В ходе творческого процесса учтите некоторые рекомендации. Они помогут сделать работу захватывающей и полезной для ребенка:
- Если кроха впервые знакомится с красками, не стоит сразу прибегать к композициям. Приложите ладошку малыша к чистому листу бумаги, а затем дайте возможность проявить самостоятельность и опробовать новый вид самовыражения. Только после этого прибегайте к составлению композиций.
- Ошибочно полагать, что рисунки из оттисков будут неинтересны деткам после 7 лет. Такие поделки пользуются большой популярностью даже среди школьников.
- Регулируйте насыщенность изображения с помощью нанесения краски на руки.
- Сочетайте аппликацию и рисунок, чтобы композиция получилась более яркой.
Итак, чтобы создать яркие и красивые изображения с помощью отпечатков детских ладошек, необходимо сделать несколько простых шагов:
- выберите тему рисунка.
- подготовьте пальчиковые краски.
- создайте основу для картины.
- сделайте оттиски.
- дорисуйте недостающие элементы.
Возможно, дорогие читатели, вы знаете другие интересные сюжеты для детских рисунков из ладошек. Поделитесь своим опытом в комментариях. Он может быть ценен для других читателей!
О чем может рассказать детский рисунок семьи
Консультация для родителей
О чём может рассказать детский рисунок семьи
Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния.
Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его творчестве, а именно в рисунках.«Рисунок семьи» — один из самых популярных тестов среди детских психологов. Это объясняется тем, что семья в жизни ребёнка играет огромное значение. Семья – это любимые люди, это социальное общение, это частичка большого мира. Этот тест используется с целью лучше понять ребёнка и увидеть его проблемы: узнать о его страхах, понять отношения с членами семьи, выяснить уровень психического и умственного развития.
Чем лучше рисует ребёнок, тем более информативным будет рисунок и тем легче его понять. Поэтому проводить тестирование следует не раньше, чем малыш перейдёт от изображения «головоногов» к нормальному изображению людей – с головой отдельно от туловища. Уже что-то можно понять по рисунку трёхлетки, но идеальный возраст для теста «Рисунок семьи» — с 5 до 10 лет.
Некоторые дети отказываются рисовать свою семью (что уже может насторожить). Тогда можно предложить нарисовать животных, при этом эта семья не обязательно должна состоять из животных одного вида. Понять такой рисунок будет сложнее, так как отдельные детали в этом случае имеют особое значение, которого родитель может просто не знать.
Итак, приступаем к тесту. Дайте ребёнку один лист бумаги формата А4 и достаточное количество хорошо наточенных цветных карандашей (хорошо, если среди них будет и простой карандаш). Дайте задание и отойдите в сторону, чтобы не смущать юного художника. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его вместе, расспросите о непонятных деталях. И отложите художество. К интерпретации приступайте в отсутствие ребёнка – чтобы не обидеть его, раскрыв какую-нибудь большую тайну.
Что это значит
Основная гамма рисунка расскажет об общем психическом состоянии ребёнка. Малыш, отлично чувствующий себя и не испытывающий проблем, использует много ярких цветов. Тусклый рисунок говорит о том, что ребёнка что-то беспокоит.
Можно отдельно обратить внимание на цвета каждого члена семьи: человек в яркой одежде вызывает у ребёнка положительные эмоции, с раскрашенным чёрным карандашом членом семьи отношения напряжённые.
Интересно
Самого любимого, близкого человека ребёнок нарисует тем же цветом, что и себя.
Пространство
Важно то, как ребёнок воспользуется имевшимся пространством, как расположит рисунок на листе. Когда на бумаге остаётся мало пустого места, это означает, что ребёнок уверен в себе. Мелкие рисунки или концентрация изображений в одном углу говорит о заниженной самооценке, о концентрации на собственном мире и отторжении окружающего. Часто ребёнок замыкается в себе из-за плохих отношений с кем-то в семье.
Последовательность
В каком порядке ребёнок рисует членов своей семьи, покажет наиболее важных для ребёнка людей. Обычно первым рисуется или сам ребёнок (как центр собственного мира), или самый авторитетный человек. Последним рисуется человек, по мнению ребёнка, имеющий наименьший вес в семье. Если этим последним оказывается фигура самого художника, это говорит о недостаточной уверенности в себе.
Очень плохим признаком считается, когда первыми на рисунке оказываются неодушевлённые предметы, детали или даже категоричный отказ рисовать членов семьи. Такой ребёнок равнодушен к родным, или они очень неприятны ему.
Размер изображений
На рисунке ребёнок одного роста с родителями или лишь немного ниже их – это нормально. Все дети мечтают стать взрослыми, это их желание отражается в творчестве. А вот когда собственные фигуры дети рисуют значительно меньше остальных, это часто является знаком невозможности проявить самостоятельность, индивидуальность. Поищите на рисунке особенно крупные фигуры людей и предметы. Они играют большую роль в жизни ребёнка. И далеко не всегда это значение имеет положительный оттенок.
Расположение членов семьи
Рядом с фигуркой, изображающей ребёнка, находятся самые близкие ему люди. Идеальная ситуация – когда он находится между мамой и папой. Чем дальше от фигуры ребёнка находится фигура члена семьи, тем меньше эмоциональная значимость этого человека. Когда вся семья нарисована в одной комнате или люди находятся очень близко друг к другу, это описывает семейные отношения как очень крепкие. В такой семье есть взаимные любовь и понимание. О крепкой дружбе свидетельствуют протянутые друг к другу руки. Но если известно, что этой связи нет, то такое изображение означает стремление ребёнка к близости, желание чувствовать себя нужным и любимым.
Ещё один знак неуверенности в себе – расположение своей фигуры ниже линии, на которой нарисованы другие родственники. Ребёнка, находящегося так далеко внизу, никто не замечает, а значит, его мнение никому неинтересно.
Состав семьи
На рисунке может отсутствовать какой-нибудь из близких родственников. Этого человека ребёнок игнорирует, не желает видеть, не хочет даже думать о нём. Такое настроение может быть спровоцировано как недавней ссорой, так и затянувшимся конфликтом.
Бывает, что родители не находят на рисунке самого ребёнка. Это самый тревожный знак, потому что отсутствие в своём мире самого себя означает ощущение абсолютной ненужности и полного отвержения.
Появление на детском рисунке вымышленного персонажа может рассказать о том, в чём ребёнок испытывает острую нехватку – в общении, любви. Попытайтесь выяснить, что это за персонаж, какие чувства ребёнок испытывает к нему, какую роль он играет в семье.
Чем заняты персонажи
Хорошо, когда на рисунке семья занята каким-то одним делом. Это говорит о сплочённости и хороших отношениях. Когда каждый занят чем-то своим, это или может свидетельствовать о разобщённости, или просто характеризует изображённых людей. Родители, рассмотрев такой рисунок, могут узнать что-нибудь интересное о себе и своих привычках.
Детали
Особое внимание красоте и нарядности кого-либо из членов семьи выделяется самому любимому человеку, в том числе и себе. Это могут быть вырисованные детали одежды, яркие краски, необычные «праздничные» наряды. Но если рисунок слишком детализирован, это характеризует ребёнка как скрытного человека, скрывающего эмоции в себе. Закрытая дверь, замок символизирует секрет. Когда на рисунке подмечается такая деталь, это говорит о том, что в семье есть какая-то тайна, от которой ребёнка усиленно ограждают.
Подготовила педагог-психолог: Чернышова Марина Владимировна
рисунки из ладошек ребёнка. большая подборка работ
Про рисунки из ладошек я уже писала весной . Загляните посмотреть наши прошлые работы для вдохновения. Надеюсь они вам понравятся. И вы нарисуете что-то своё.
А сегодня выкладываю вторую часть нашей коллекцию лапок всех мастей. Не судите строго мы старались, как могли.
Начнём с ладошек, которые мы превратили в птичек.
Синяя птица
страус
неизвестная порода птичек
Можно сделать отпечаток маминой ладони и ладошки ребёнка. Получится птичка с птенчиком. Как наши лебеди.
лебеди
Можно ладошку раскрасить разными красками. Это предаст птичке яркое, необычное оперение.
Когда мы рисовали птичек наш малыш был не терпелив . Ему хотелось сразу припечатать ладошку к листу. Поэтому и ограничились мы одним цветом.
чёрный лебедь
Ну, хватит про птичек. Из ладошки могут получится и другие звери. Самое первое, что приходит на ум это, конечно Слон.
слоненок
Хочу сказать что данные работы мы делали долго, ведь главному художнику не должно надоесть это занятие. Да и за один раз, мне кажется, стоит печатать одним цветом краски. Так и художник нарисуется и не надо после каждого отпечатка бежать мыть руки для наложения нового цвета.
северный олень
Каспер
морковка
золотая рыбка
подснежник весной
Рисуем ладошками с малышами и мамами.
В этом разделе хочу представить более сложные проекты. Сложны они тем, что на листе делаются несколько отпечатков. Не все малыши могут сделать это за один раз. Выйти из ситуации можно тем, что сделать следующий отпечаток уже после того, как высохнет предыдущий.
южная пальма
Ствол пальмы рисуем пальчиками, а пышную крону- всей ладошкой.
Бу!
старинный замок
А если каждый из членов семьи сделает свой отпечаток ладони на общей картине, то получится настоящее древо семьи.
семейное дерево
Или букет для подарка от малыша.
Букет для мамы
А может это будут семья динозавров?
динозавры
Вот и подошла к концу моя подборка работ из ладошек. Надеюсь вам понравились какие- нибудь идеи.
Оставляйте комментарии и подписывайтесь на обновления блога.
Вдохновения вашим ладошкам!
Коментарии к статье
Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка семьи
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
РИСУНОК — почему это хорошо детям
Рисование от руки — это одно из занятий, которое родители могут включить в распорядок дня своего ребенка для развития зрительно-моторной координации, которая сама по себе имеет решающее значение для общего физического развития ребенка и является основой для других творческих занятий, таких как рисование, изготовление поделок, скульптура и многое другое. В большинстве случаев дети привыкают к рисованию естественно и любят творить самостоятельно. Всегда приятно держать под рукой бумаги, альбомы и карандаши, даже во время путешествия!
Некоторые игрушки предназначены для развития зрительно-моторной координации, например, сборка предметов (можно использовать и простые небьющиеся чашки и миски), головоломки и т. Д.
Во многих случаях мы действительно сталкиваемся с учениками, которые паникуют из-за того, что они не могут завершить свои проекты, связанные с рисованием, или обычно заканчивают их с большим недовольством.
Практика рисования от руки делает детей уверенными в своих рисунках и работах, связанных с школьными заданиями, когда они вырастут. Они могут с легкостью скопировать изображение за несколько минут. Практика копирования изображений, от простого к сложному, также может помочь детям рисовать воображаемые картинки. Получив возможность создавать и регулярно уроки рисования, помогите им улучшить их скорость, восприятие размера, пропорции, формы и ясности в своих рисунках.
Вкратце, несколько причин, почему рисование помогает растущим детям:
— улучшает координацию рук и глаз и мелкую моторику;
— улучшает наблюдательность (расстояние и пропорции)
— помогает удобно держать карандаш (рукоятка штатива — как держат при письме)
-повышает уверенность и уровень комфорта.
— помогает ребенку дольше заниматься.
-помощь в рисовании без использования инструментов
Эти изображения показывают, как ребенок может комбинировать изображения, созданные во время предыдущих уроков рисования, и добавлять воображаемых персонажей и рисунки, чтобы улучшить свои работы! Это потрясающие творения, и интересно наблюдать, как дети придумывают уникальные идеи для открыток, закладок и многих других тем!
Мы будем рады добавить дополнительную информацию или предложения, если таковые имеются.Пожалуйста, присылайте свои комментарии.
Удачного рисования и рисования!Рисунок на песке для детей, чтобы рисовать в песочнице
Всегда есть , что мы можем открыть для себя, а также старые любимые. Я так благодарен за то, что нам вручили задания … Веселые и простые, которые можно собрать в мгновение ока! Ты потрясающий Джейми, и я ценю, что ты делишься своими делами и идеями !! — Мелисса К.«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу по привлечению моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы находимся в панике ». — Участница Activity Room, Рэйчел
. Я обнаружила, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, получить организованы, покупают расходные материалы и т. д. Это именно то, что я искал! Спасибо за то, что сделали что-то настолько организованное и простое в использовании. — Пользователь планов действий в первые годы, Мелисса К.
Это устраняет необходимость в поискать идеи в Интернете. Это похоже на поиск рецепта в Интернете, где так много вариантов, что часто бывает не так утомительно, когда искать в книге на полке, чем думать о слишком большом количестве вариантов. — Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.
Большое спасибо за эту деятельность. Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! — 7-дневное испытание, Кэти М.
Я чувствую себя молодой мамой, у которой столько забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же изо дня в день, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.
Вы изменили то, как я провожу время с ребенком, во многих положительных аспектах! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт впервые стал спасением жизни папы! — Джек С.
Трудно придумать, что бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке.Все, что мы до сих пор пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами. НЕБЕСА! — Карен И.
4-5 лет В этом возрасте дети начинают больше внимания уделять деталям. Их фотографии начинают описывать реальные ситуации и рассказывать истории.Когда дети рисуют или рисуют, обязательно напоминайте им фон (например, если мальчик рисует машину, спросите его о погоде, какого цвета небо, по какой дороге едет эта машина и т. Д. ). | ||||||||||||
Идеи проектов. | ||||||||||||
1. Зимние деревья. Пусть ваш ребенок раскрасит лист бумаги средним синим цветом. Это будет небо. Дайте высохнуть. Спросите его, есть ли у деревьев зимой листья и какие деревья остаются зелеными.Попросите его нарисовать деревья. Дайте картине снова высохнуть. А пока расскажите о том, как падает снег, как он держится на земле и помогает деревьям не замерзать. Наконец, попросите ребенка нарисовать снег, падающий и лежащий на земле и деревьях. | ||||||||||||
2. На Пасху. Цыпленок. (щелкните изображение для получения подробных инструкций) | ||||||||||||
3. На Пасху. Пасхальный заяц. (щелкните изображение для получения подробных инструкций) | ||||||||||||
4. Смешивание цветов. Фрукты и овощи. Найдите апельсины, баклажаны, желто-зеленые яблоки или другие фрукты и овощи аналогичного цвета. Можно даже обойтись несколькими фотографиями фруктов. Обсудите их форму и цвет со своим ребенком. Помогите ему нарисовать оранжевый, используя красную и желтую краски, фиолетовый или пурпурный, используя красный и синий и т. Д.Затем раскрасьте эти фрукты и овощи. 5. Моя любимая история. | ||||||||||||
6. «Когда я счастлив и когда мне грустно». На простом рисунке лица человека объясните ребенку, как его нарисовать: круг, глаза, нос, уши и рот.Улыбнитесь, а затем хмурьтесь, глядя на своего ребенка, спрашивая его, что изменилось. Попросите его нарисовать счастливую и грустную мамочку (или папу, брата и т. Д.). | ||||||||||||
7. Что вижу из окна. Спросите вашего ребенка, что он видит из своего окна. Предложите ему нарисовать или нарисовать это. Цель этого проекта — начать рассказывать ему о небе и земле, а также о горах (или деревьях или море) между ними.Вы хотите ему объяснить, что вокруг нас нет белых или пустых пятен. | ||||||||||||
8. Дети в школьном автобусе Нарисуйте (распечатайте) силуэт школьного автобуса. Попросите ребенка раскрасить его и нарисовать детские мордашки в окнах. | ||||||||||||
9. На День матери или отца. Семейная книга. Склейте пару листов бумаги и сложите их в книгу. Попросите ребенка нарисовать на каждой странице изображения членов семьи. | ||||||||||||
10. Деревья в зимнем лесу. (щелкните изображение, чтобы получить подробные инструкции) Поговорите с ребенком о том, какие деревья остаются зелеными зимой, а какие — нет. Попросите его нарисовать или нарисовать дерево без листьев и сосну. Затем он может использовать белую краску, чтобы нарисовать снег, падающий и покрывающий деревья и землю. | ||||||||||||
11. Ящерица. Покажите ребенку фотографии или рисунки ящериц или керамической ящерицы, если она у вас есть (в Тусоне есть почти в каждой семье). Попросите ребенка нарисовать синюю или зеленую ящерицу, а когда краска высохнет, позвольте ему украсить ее другими цветами. Если это слишком сложно, он может просто раскрасить и украсить распечатку. | ||||||||||||
12.Цветок для мамы. Покажите ребенку настоящие цветы и картинки. Поговорим о бесконечном разнообразии форм и цветов. Попросите ребенка нарисовать или нарисовать цветок на белой или цветной бумаге. Если это будет подарок для его мамы, то потом налейте на него немного блесток. | ||||||||||||
13. Что любит мой папа. Ко Дню отца. Спросите своего ребенка о том, что любит делать его отец. Сложите лист бумаги пополам и предложите ребенку сделать открытку для своего папы, нарисовав его любимым занятием (водить машину, рыбачить, играть в бейсбол или просто лежать на диване). Или он может просто нарисовать элементы из папиного хобби, например, бейсбольную биту или удочку. | ||||||||||||
14. Картина новогодней елки (щелкните изображение, чтобы получить подробные инструкции) . Как сделать картину на елку. Пошаговая инструкция. | ||||||||||||
15. Автопортрет. Предложите ребенку нарисовать самого себя.Дайте ему большой лист бумаги. Ему будет весело рисовать на большой поверхности для разнообразия. | ||||||||||||
16. Рисование снеговика (щелкните изображение, чтобы получить подробные инструкции) Простой и красивый проект рисования для детей от 4 лет. | ||||||||||||
17. Рисунок фруктов и овощей (или тыквы). (щелкните изображение, чтобы получить подробные инструкции) Разложите перед ребенком (детьми) несколько разных фруктов или овощей.Попросите их нарисовать карандашом набросок и закончить картину акварелью или темперой. Младшие дети могут использовать мелки. Для детей от 4 лет. | ||||||||||||
Развитие творческих способностей у детей младшего возраста — поощрение рисования!
Мы часто думаем о развитии мелкой моторики, чтобы подготовить руку к письму.Но как насчет подготовки руки к рисованию, разве это не так важно? Рисунки — это общение, они являются выражением, они значимы, они помогают в развитии индивидуальности и творческих способностей. Мы не должны думать, что письмо всегда является конечной целью, рисование и творчество тоже очень важны. И знаете что, ваш малыш уже может это делать!
Развитие творческих способностей с помощью рисования всегда является приоритетом для нашего малыша. Поскольку малыши не всегда могут сказать нам, что они хотят, они не всегда знают, что хотят рисовать, если только не представится возможность.Я вижу, как ежедневное рисование улучшает его координацию и контроль рук, и это замечательно для его концентрации и сосредоточенности. Рисование, а не живопись, так легко получить.
Вот несколько способов, которыми мы развиваем творческий потенциал и поощряем рисование с нашим малышом (в 27 месяцев):
- Мы создали станцию для письма или маркировки , поэтому всегда есть карандашей, мелков, бумага и место для рисования , это может быть всего лишь небольшая банка мелков и блокнот.
- Мы предлагаем подсказки для рисования , Мне нравится идея добавления фотографии, особенно той, которую ребенок относится / помнит или принадлежит ему и / или семье, к напольной книге или большому листу бумаги.
- Мы на вращаем материалы для рисования, мы вращаем блоки мелков, карандаши для карандашей, мелки, мел, масляную пастель, палочки для рисования и уголь. Всегда в наличии один тип цветных карандашей.
- У нас много бумаги , я предпочитаю альбомы для набросков или напольные книги, так как мы не тратим столько бумаги (по сравнению с отдельными листами), бумага остается вместе (не растягивается по комнате), и ее легче добавлять в старую рисунки и использовать оборотную сторону страниц.
- Мы, , поощряем рисование в группе, братьях, сестрах или семье . Мой малыш любит, когда его старшие братья рисуют вместе с ним за столом.
- Мы, , поощряем рисование по вечерам. , часто рисование после ванны, чтобы расслабиться, как способ выразить себя и успокоиться. Рисование может быть успокаивающим и снимающим стресс.
- Мы, , слушаем музыку и «танцуем» мелки по бумаге.
- Мы, , используем буфер обмена и рисуем снаружи ! В последнее время это было сложно из-за дождя, но в засушливый день приятно.
Выше подсказка для рисования в напольной книге Отто. Это забавная фотография, на которой он и Каспар едут по ярмарке. Я вижу, что Отто решил использовать в своем рисунке оранжевый, синий и зеленый, которые доминируют на фотографии.
Масляная пастель.
Уголь!
Ресурсы: альбом для пола формата А3, карандаши из пчелиного воска, масляная пастель, художественный уголь.
Рекомендуемая литература:
внутренних детских рисунков — Искусство эмоционального исцеления Шелли Кламмер
Внутренние детские рисунки — это отличный способ получить доступ к тем аспектам вашей психики, на которые вы обычно не обращаете внимания.
Внутренние дочерние рисунки обычно делаются не доминирующей рукой. Купите себе коробку детских мелков, чтобы поддержать творческий процесс своего внутреннего ребенка.
У художника Хизер Уильямс, автора книги «Рисование как священное занятие», есть отличное упражнение, которое поможет вам получить доступ к своему внутреннему ребенку, которым я поделюсь с вами здесь. Я предлагаю вам попробовать этот процесс в течение 30 дней.
Соревнование
1.Пронумеруйте страницы альбома для рисования от 1 до 30.
2. Каждый день в течение 30 дней создавайте спонтанный рисунок.
3. Записывайте все возникающие мысли.
4. Когда вы закончите, пожалуйста, но не обязаны писать мне (на [email protected]) с несколькими фотографиями и описанием вашего процесс. Приглашаем вас поделиться своим процессом (при желании анонимно) на моем веб-сайте в качестве источника вдохновения для других.
Ежедневное упражнение по рисованию для детей
1. Расслабьтесь и дышите, держа перед собой бумагу и мелки.
2. Закройте глаза; увидеть или почувствовать ребенка рядом с собой. Обратите внимание на цвет ее волос, обратите внимание на рост, осанку, одежду. Откройте свое сердце и почувствуйте, что принимаете этого ребенка именно таким, как он / она есть, даже если ребенок злится, грустит или напуган. Нарисуйте своего внутреннего ребенка своей недоминантной рукой.
3. Попросите ребенка поиграть с вами в игру.Взрослый внутри вас задаст ребенку следующие вопросы: Как вас зовут? Сколько тебе лет? Что ты чувство прямо сейчас? Что я могу сделать, чтобы тебе было по-настоящему хорошо? Напишите вопросы вверху или внизу вашего рисунка на вашей доминирующей рука.
4. Пусть ребенок нарисует для вас себя и ответит на вопросы, используя забавные детские художественные материалы, такие как цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте и ответьте на вопросы не доминирующей рукой.
5. Поблагодарите ребенка за то, что поделились с вами.
Помните, что если вы рисуете 30 дней подряд, многие внутренние дети могут захотеть привлечь ваше внимание свидетеля. Некоторые внутренние дети будут счастливы, некоторые будут грустить, некоторые будут сердитый. Некоторые могли быть даже похоронены или едва живы из-за недостатка внимания. Всем нужно будет любезно разрешить полностью проявить себя, независимо от того, насколько они незрелы. Может показаться.
Будьте готовы к тому, что во время этого процесса могут возникнуть страх и скрытые чувства. Также ожидайте большого чувства внутреннего волнения и удовольствия. Младшие, изгнанные части нашей личности хотят говорить, и с радостью поделятся своей правдой через вашу недоминантную руку.
Когда вы выполните это задание и захотите поделиться своей работой (если хотите, анонимно) на этой веб-странице, напишите мне на shelley @ expressiveartworkshops. ком и расскажи мне о своем опыт. Пожалуйста, пришлите мне изображение одного или нескольких ваших внутренних детских рисунков, чтобы вдохновить других на это путешествие. Или отметьте меня @shelleyklammer в Instagram, и я буду следить за ним! # 30dayintuitiveartchallenge
Рисование рукой, головой и сердцем: за пределами правой части мозга | Вальдорф сегодня
Вальдорфские новости
Твитнуть
Ниже приводится отрывок из готовящейся к выходу книги Ван Джеймса «Рисование рукой, головой и сердцем: естественный подход к изучению искусства рисования».Доступно в сентябре 2013 г.
Рабочий работает руками, мастер работает руками и головой, художник работает руками, головой и сердцем. — Франциск Ассизский (1182–1226)
За последние несколько десятилетий теория, постулирующая двойные операции мозга, стала популярной и практичной моделью для понимания контрастирующих когнитивных функций мозга и, как следствие, человеческого поведения. Широкое признание этой теории в немалой степени произошло благодаря таким популярным работам, как книга Бетти Эдвардс « Рисунок на правой стороне мозга».* 1 Этот учебный подход помог популяризировать идею боковой функции мозга, потому что он продемонстрировал теорию посредством наблюдаемых практических приложений в рисовании. Если распознавать активность правого полушария (артистическая, целостная, образная, интуитивная, одновременная, ориентированная на настоящее-будущее) и функции левого полушария (логическая, аналитическая, вербальная, буквальная, последовательная, ориентированная на настоящее-прошлое), можно начать использовать соответствующие операции мозга для выполнения конкретных задач — в данном случае активность правого полушария с целью визуального мышления для улучшения рисования.Согласно этой теории, различные упражнения, такие как рисование с картинки, перевернутой вверх ногами, могут переключить мозг (то есть восприятие человека) на более художественный, образный способ видения, тем самым облегчая рисование. Эта теория делает великие тайны сознания, познания, восприятия и творчества немного более доступными и понятными. Это полезно в качестве отправной точки для понимания аспектов мозговой деятельности и разнообразия нашего учебного процесса.
Однако две боковые функции мозга происходят в более широком контексте тройного мозга — так называемого заднего мозга рептилий (Rhombencephalon — состоящего из ствола мозга и мозжечка, который имеет дело с непроизвольными действиями и механизмами выживания), лимбического среднего мозга (Mesencephalon — таламус, гипоталамус и другие центры мозга, которые контролируют эмоции, сексуальность и память), а также неокортекс переднего мозга или кору больших полушарий (Prosencephalon — мозг новых млекопитающих, участвующий в мышечной функции, чувственном восприятии и мыслительных процессах).
Согласно современной неврологии, дети до трех лет учатся путем имитации с задействованием рептильного и лимбического мозга. После трехлетнего возраста происходит скачок роста, активирующий правое полушарие неокортекса. Правое полушарие приводит в действие интуитивное, образное, нелинейное мышление, а также интегрированное функционирование между тремя областями мозга. Это интегративное функционирование отвечает за то, что Джозеф Чилтон Пирс называет «волшебными» отношениями ребенка к своему миру, выражающимися в простой игре и неискушенном творчестве.* 2 В возрасте около восьми лет у детей развивается фовеальный фокус; возможность визуально сканировать двухмерное пространство. Примерно к девяти годам левое полушарие неокортекса начинает активнее функционировать. Это полушарие мозга дает нам способности к абстракции, объективности и линейному мышлению. Эти два последних события позволяют совершить важный скачок в обучении, поскольку они открывают возможность для чтения и письма органично происходить, не говоря уже о продолжении творческой деятельности.
Фиг.1. «Волшебное» отношение ребенка к своему миру хорошо видно на его рисунках. Примерно к восьми годам у детей появляется фовеальный очаг; возможность визуально сканировать двухмерное пространство. Этот рисунок сделал первоклассник.
Эти функции трех мозгов, как описано в нейробиологии, интегрированы в еще более широкую нервную систему и организацию органов чувств, дыхательную и кровеносную системы, а также метаболическую систему и систему конечностей. Это тройная картина человеческого организма — нервно-чувственная система, в которой сосредоточено мышление; ритмическая система, в которой живет сердце чувств и эмоций; а система обмена веществ и конечностей, руки, ноги и кишечник нашей воли — которые Рудольф Штайнер * 3 так четко сформулировал и связал в контексте развития ребенка, естественно, важны в подходе к обучению практически чему угодно, особенно рисованию.Это основа для разговора о рисовании головой, сердцем и рукой — репрезентативными областями трех телесных систем, которые служат нашим способностям к мышлению, чувствам и воле. Мышление, чувство и воля, в свою очередь, являются способностями нашего духовно-душевного существа, которые позволяют понять мир и встретиться с ним на опыте, а также наше пробуждение к индивидуальности и самости. В конечном счете, когда мы действуем в мире — когда мы рисуем, — мы делаем это с использованием обоих полушарий нашего мозга, трех областей мозга и трех систем организма, каждая из которых в той или иной степени активна.Когда мы говорим о мышлении, мы обычно имеем в виду деятельность левого полушария мозга — рефлексивное, логическое мышление. Если мы действуем или рисуем с вовлеченными эмоциями, с пробужденными чувствами, мы задействуем правое полушарие и вытесняем строго аналитические процессы левого полушария. Естественно, когда мы рисуем, задействуется наша система конечностей, и это включает более глубокие лимбические функции и функции мозга рептилий, т. Е. зрительно-моторная координация и волевые импульсы. Согласно этой картине, мы познаем вещи с помощью головы (IQ — интеллектуальный коэффициент), мы чувствуем что-то сердцем (EQ — эмоциональный коэффициент), и мы переживаем вещи через активное действие на уровне кишечника или кончиками пальцев (WQ — коэффициент воли ).* 4 Все три сферы являются формами познания и способами, которыми мы учимся как люди.
При преподавании и изучении любого предмета полезно помнить об этих трех сферах человеческой деятельности, осознавая, что, особенно у ребенка, доступ к пониманию обычно происходит благодаря активному действию, одновременно включающему в себя участие чувств и только позже достигающему понимания. формулировка понятий в мышлении. При обучении детей почти всегда лучше сначала задействовать волю в деятельности, которая может быть пережита внутренне через чувства, а затем, после факта, привести к размышлениям, чтобы понять это.Как правило, до семи-девяти лет дети учатся, делая что-то на собственном примере, потому что они учатся на подражании, а не на том, что им рассказывают информацию. Нельзя сказать ребенку этого возраста: «Пожалуйста, не срывать цветы» и ожидать, что он будет следовать этим инструкциям, если вы сами постоянно собираете цветы и демонстрируете противоположное поведение. Они всегда будут имитировать то, что они видят, больше, чем то, что им говорят.
Основываясь на исследовании развития детского мозга, Джейн Хили * 5 описывает этот тип обучения первого порядка у детей как конкретное знание. Говард Гарднер из Гарварда называет это сенсомоторным обучением и интуитивным знанием. * 6 Благодаря смене зубов и в период полового созревания в возрасте примерно от семи до четырнадцати лет дети учатся лучше всего через свои познавательные ощущения, через изображения и символическое знание (Хили) или обучение нотам ( Садовник). Вот почему искусство является таким эффективным средством обучения для детей этого возраста. Только в подростковом возрасте, от четырнадцати до двадцати одного года, независимое суждение и абстрактное обучение (Хили) или формальное концептуальное знание (Гарденер) начинают проявляться.В каждый из этих жизненных периодов можно подходить к обучению по-разному, чтобы сделать его наиболее эффективным, гигиеничным и подходящим с точки зрения развития.
Эти три стадии познания были ясно отмечены тысячелетия назад Конфуцием (551-479 до н.э.), который заявил: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Рассказывать, показывать и вовлекать — это три качественно различных и постепенно более глубоких формы знания: Рассказ — абстрактное (мышление), функция левого полушария неокортекса; Демонстрация — символическая (чувственная) активность правого полушария неокортекса; Вовлекающие — конкретные (волевые), лимбико-рептильные и другие функции мозга. Чтобы понять, как учатся дети и взрослые, важно взглянуть на обучение как на процесс шире (рис. 2).
Рис. 2. Обучение ребенка подобно архитектурным элементам здания, требующим прочного фундамента, прочных опор и стен, а также защитной крыши или груза. Практическое, конкретно-интуитивное обучение закладывает основу для раннего детства, в то время как художественное, символически-нотное обучение создает опорные столбы в средней школе, а формальное концептуальное абстрактное знание становится своего рода крышей для образования в подростковом возрасте. .
То, как мы обучаем искусству рисования, будет зависеть от возраста ребенка и его конкретных потребностей в обучении: абстрактное (скажите мне), символическое (покажите мне) и конкретное (вовлеките меня) знание. Поскольку возможности практического, конкретно-интуитивного обучения создают основу для раннего детства, а художественное, символически-обозначенное обучение устанавливает стены и колонны поддержки в годы средней школы, так формальное концептуальное, абстрактное знание становится своего рода завершение и кровля в архитектуре образования в течение первых двадцати одного года жизни. По мере создания основы, поддержки и нагрузки образования необходимо интегрировать все три типа знания (рис. 3). «Пластичность мозга способствует сбалансированному обучению головы, сердца и конечностей», — считает психолог и почетный профессор педагогических наук Кристиан Риттельмейер. «Только благодаря такому« целостному »опыту люди могут с помощью своих органических зачатков мозга реагировать на поставленные задачи гибко, социально корректно и творчески». * 7
Рис.3.По мере закрепления практического, конкретно-интуитивного обучения, символически-нотного знания и формального концептуального абстрактного понимания все три типа знания должны быть интегрированы и гармонично работать вместе. Вот основная книга уроков рисования старшеклассника.
Обладая всеобъемлющей картиной, подобной картине тройственного человеческого существа, мы начинаем видеть, какое центральное место занимают искусства в динамике обучения; ибо искусство выступает в качестве великого посредника между познанием и действием. Искусство — это форма знания-действия / действия-знания, мост между мышлением и волей. Они наполняют мышление теплотой, воображением, оригинальностью и энтузиазмом, в то время как они укрепляют, сосредотачивают, дисциплинируют и упорядочивают волю. Поэтому все больше и больше образовательных исследований, таких как Visible Thinking, Artful Thinking, Studio Thinking и другие программы интеграции искусств, движутся в этом направлении, признавая художественную деятельность как знание в действии. Как отмечает Гарднер: «… художественные формы знания и выражения менее последовательны, более целостны и органичны, чем другие формы познания.»* 8 Художественные формы познания — это результат повторяющейся практики, с одной стороны, и, с другой стороны, свежего, нового удовольствия каждый раз, когда практикуется искусство (рис. 4). «Искусство доставляет удовольствие каждый раз, а не только в первый раз», — заметил Рудольф Штайнер. «Искусство имеет в своей природе нечто такое, что не только один раз будоражит, но и постоянно дарит свежую радость. Следовательно … то, что мы должны делать в образовании, тесно связано с художественным элементом ». * 9 Искусство служит балансом в образовании и мостом к тому, что может сделать нас более человечными в наших мыслях, чувствах и поступках. .
Рис. 4. Художественные формы познания являются результатом повторяющейся практики, с одной стороны, и, с другой стороны, свежего, нового удовольствия каждый раз, когда практикуется искусство. Вот исследования автопортретов, выполненные учениками 11-го класса с использованием разных техник и разных средств, когда они берутся за одну и ту же тему.
«Учителя должны любить искусство так сильно, чтобы они не хотели, чтобы этот опыт был потерян для детей», — говорит Штайнер. «Затем они увидят, как дети растут благодаря своему опыту в искусстве.Это искусство, которое пробуждает их разум к полноценной жизни… [Искусство] вносит счастливое настроение в серьезность детей и чувство достоинства в их радость. Нашим интеллектом мы просто постигаем природу; требуется художественное чутье, чтобы прочувствовать это. … [C] Дети, которые занимаются искусством, учатся быть «творческими» людьми… они чувствуют, что их внутренняя природа поднимается до идеального уровня. Наряду с первым они приобретают второй уровень человечности ». * 10
По словам Риттельмейера, «… исследование противоречит интеллектуальной или когнитивной интерпретации, данной ему требованиями« упражнений для мозга »,« Бэби Эйнштейна »* 11,« PISA-Power [Программа международной оценки учащихся] »или аналогичным скучным« нейроанализом ». -дидактические рекомендации.Напротив, исследования мозга ясно показывают, что обучение с помощью обучения в долгосрочной перспективе не ведет к «хранению» того, что было изучено. Скорее чувственные переживания, счастье и разочарование, удивление и дискомфорт являются составными элементами обучения и развития мозга. Упорядоченная множественность опыта и богатая ассоциациями художественная и творческая деятельность создают богатую ассоциациями структуру мозга, которая сама по себе кажется органическим условием для творческого мышления и сложных эмоциональных культур. Образовательное и социально-экономическое состояние, благоприятствующее направленному опыту [как это, по иронии судьбы, в программах превосходного обучения], ведет к обеднению «тропинок» нейрологического ландшафта ». * 12
Когда мы занимаемся искусством, когда мы создаем рисунки, мы выражаем наши волевые импульсы и побуждения, наши чувства и эмоции, наш чувственный опыт, восприятие, воображение и наши мысли. Искусство может задействовать все наше человеческое существо, от наших двойных мозговых функций и системы трех головного мозга до нашего тройственного телесного организма и триады способностей души.В этой картине нашей тройной человечности — тела, души и духа — именно искусство и творческий процесс служат великим посредником между нашей физико-материальной и нашей душевно-духовной деятельностью. Вот почему Штайнер предложил: «Искусство должно стать источником жизненной силы для души». * 13 Искусство должно стать жизненно важной частью нашей жизни, неотъемлемой частью нашей внутренней жизни, независимо от нашей профессии или образа жизни. И вот почему, если мы не хотим стать роботизированной мыслящей машиной, с одной стороны, или своенравным животным, движимым желаниями, с другой, но должны реализовать свой полный потенциал, наши истинные дары, это будет в сфере творческие способности, художник в нас, чтобы мы могли найти наши общечеловеческие атрибуты.В конце концов, важно, чтобы мы смотрели на людей как на целостные организмы по отношению к миру, а не ограничивались рассмотрением только функций мозга или измеримых когнитивных процессов. В конце концов, мы больше, чем просто мозги. Мы не только наша голова, мы также руки и сердце!
… Создание произведения настоящего искусства, вероятно, требует большего интеллекта, чем большая часть так называемого мышления, которое происходит среди тех, кто гордится тем, что он «интеллектуал».’—Джон Дьюи (1859–1952)
Примечания:
1. Эдвардс Б. Новый рисунок правой части мозга.
2. Пирс, Дж. К. Волшебное дитя.
3. Штайнер Р. Исследование человека.
4. Хотя преподаватели признают IQ и в последние годы подтвердили EQ, признание WQ только сейчас рассматривается в исследованиях по студийному мышлению (см. Hetland, L. и E. Winner, S. Veenema, K. Sheridan. 2007 Студийное мышление: реальные преимущества образования в области визуальных искусств. Издательство Teachers College Press: Нью-Йорк).
5. Хили, Дж. Вымирающие умы.
6. Гарденер, Х. Интеллект по-новому: множественный интеллект для 21 века.
7. Риттельмейер, К. «Преимущества и недостатки исследований мозга для образования», Бюллетень исследований, с. 27.
8. Gardener, H. p. 42.
9. Штайнер Р. Исследование человека, стр.70.
10. Штайнер, Р. Лекция, прочитанная в Дорнахе, Швейцария. Март 1923 г. GA36.
11. Компания Walt Disney, владеющая авторскими правами на Бэби Эйнштейн, Бэби Моцарт и Бэби Шекспир, недавно предложила потребителям возмещение за эти продукты из-за необоснованных заявлений о том, что технологические инструменты могут способствовать развитию образования младенцев.
12. Риттельмейер, К., стр.17.
13. Штайнер, Р. Молодое поколение, с. 120
Ван Джеймс — художник-педагог в Вальдорфской школе Гонолулу и председатель Антропософского общества на Гавайях. Он является инструктором по искусству в программе подготовки учителей Кула Макуа-Вальдорф в Гонолулу и приглашенным преподавателем в колледже Рудольфа Штайнера в Калифорнии и колледже Таруна в Новой Зеландии. Он является автором нескольких книг по культуре и искусству, в том числе готовящейся к выходу книги «Рисование головой, сердцем и рукой: изучение естественного способа рисования».’
http://www.vanjames.smugmug.com/