Мастер-классы Простой школы
Скорее скрольте вниз ↓
На этой странице мы собираем очные мастер-классы. Содержание, чтобы быстро перемещаться по странице:
Март
• Непривычный трафарет
• Наброски мягким материалом
• Предмет-персонаж• Каллиграфические приемы в графике
• Два в одном
• Фрагмент фигуры
Апрель
• Сложный цвет
• Ритм и фигура в среде
• Ни больше, ни меньше
• Тушь: силуэты, черное и белое
Участники попробуют три способа рисования набросков мягким материалом. Каждый раскрывает материал с новой стороны и вместе с этим помогает по-разному смотреть на модель.
Мягкий материал очень податливый, — чуть меняешь нажим и линия становится совсем другая. Поэтому в нем проще освоиться с моторикой и проследить, как на влияет на рисунок. А разный темп и смена задач помогут нащупать новые способы работы.
мягким материалом
Мастер-класс Кирилла Зимана
8 марта, среда
С 19 до 22
3 часа
Для участия необходимо
Опыт рисования фигуры с натуры, — пусть даже совсем небольшой
Какие вопросы поможет решить
– Хожу на наброски, регулярно рисую с натуры и хочу разнообразить свою практику, познакомиться с новым материалом
– Не хватает совета о том, как можно этим новым материалом рисовать. А может материал и не новый, просто нужно какой-то порядок внести в рисование им.
– Не знаю как рисовать мягким материалом
– Рисую одинаковой и очень жесткой линией
– Рисую только карандашом, сам новое пробовать боюсь
– Не понимаю, что делать на долгих набросках или наоборот, как рисовать быстро.
Что развивается
– Навык работы разными материалами
– Чувство материала, навык работы разной линией
– Смелость – работает менее исправляемым материалом чем карандаш
– Внимание к силуэту
Результат
12–15 набросков, нарисованных разными способами
Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.
Инстаграм
Канал в Телеграме
Программа
– Бумагу для набросков А3, — «Фабриано», «Лилия Холдинг» или подобная — 20 листов.
– Сангина или сепия в мелках, — лучше всего марки «Подольск». Вместо сангины или сепии подойдет уголь «Фабер Кастел» или пастель нейтральных цветов той же марки.
– Салфетка или тряпка для растирания.
– Ластик.
Записаться за 2700₽
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Кирилла Зимана
8 марта, среда
Что принести с собой
Наброски
Рисунки преподавателя
Первый час
Небольшая подборка рисунков по теме. Рисование линейных набросков с частичной растиркой — от 3 до 10 минут на каждый.
Второй час
Наброски ребром мелка. Исследование диапазона возможностей: текстурные пятна разного тона, тугие острые линии, перетекающие в пятна. От 5 до 15 минут на каждый.
Третий час
Медленные наброски. Постепенный поиск силуэта фигуры. Начало линией, затем растирка, уточнение силуэта линией и ластиком, — и так несколько раз.
Записаться за 2250₽
Этот мастер-класс — часть цикла про «Рисование фигуры». Можно сходить на одно занятие за 2700₽, а можно на все четыре за 9000₽. Тогда один мастер-класс будет стоить 2250₽.
Чтобы нарисовать предмет, необязательно его выстраивать — можно начать с любого угла или плоскости. А если где-то получится кривовато, это только придаст живости и интереса.
Сначала участники увидят, как к такому рисованию подходят разные художники. На их примерах разберут, как добиться выразительности и рисовать интересно даже «скучные» предметы.
Затем будут изображать предметы: сначала в рисунках, а потом в аппликации, чтобы научиться усиливать характерные черты в пятне. Перед тем, как начать, будут задавать себе вопросы: что это за предмет? Какой у него характер? Что я хочу подметить и передать? Как я буду передавать характер — цветом, фактурой, формализацией?
Из получившейся стопки каждый выберет одну зарисовку и сделает цветной «портрет» на плотном листе.
Мастер-класс Маши Пряничниковой
12 марта, воскресенье
С 15 до 18
3 часа
Минимальный опыт и умения
Любой подходит. Если есть опыт линейного рисунка с натуры — хорошо
Какие вопросы поможет решить
– Хочу научиться внимательнее наблюдать за натурой, подмечать нюансы, незаметные на первый взгляд
– Страшновато начинать рисунок
– Не понимаю как анализировать натуру и выбирать главное: от чего отказываться, что добавлять
Что развивается
– Наблюдательность и внимательность
– Умение выявлять и передавать характер натуры
– Уверенность в рисовании любых предметов
– Чувство композиции
Результат
Эскизы, коллажи и один два законченных портрета предмета
Маша Пряничникова — преподаватель
Художник-иллюстратор. Окончила художественный институт по специальности художник-живописец.
Инстаграм
Рисунки преподавателя
– Черную тушь
– Щетинную кисть — №4–5
– Карандаш — графитовый 8В или черный «Дервент Дроуинг»
– Тонкую бумагу для набросков формата А4 — 20 штук
– Черную бумагу
– Ножницы
– Клей-карандаш
– Плотные листы А3 — 2-3 штуки
– Масляную пастель, растворитель для масляных красок, ватные палочки или цветные карандаши
Записаться за 2700₽
С 15 до 18
3 часа
Мастер-класс Маши Пряничниковой
12 марта, воскресенье
Что принести с собой
Каллиграфия — искусство, которое требует свободы решений и легкости руки. Каллиграфические приемы отличаются от чисто рисовальных большей размашистостью, акцентированием движения и ритмов.
Участники применят эти ходы и инструменты к рисованию, чтобы найти новые способы сделать графику живой и лёгкой за несколько касаний. Нарисуют зин в несколько разворотов со смешными словами из коллекции Елены типа таких: вкрации, кокрастыки, тогдалие, ахилесица. Придумают к каждому персонажа или абстрактную графику.
Каллиграфическиеприемы в графике
Мастер-класс Елены Новоселовой
12 марта, воскресенье
С 13 до 18
5 часов
Минимальный опыт для участия
Любой — подходит в том числе начинающим с нуля
Какие вопросы поможет решить
– Хочу расширить свой арсенал техник и приёмов
– Трудно начать, страшно испортить
– Хочу рисовать быстро и смело
– Боюсь экспрессивных, живых движений
– Не получается остановиться вовремя
Что развивается
– Смелость в рисовании
– Умение использовать разные типы линий и фактур
– Навыки письма
Результат
Зин на несколько полос
Елена Новоселова — преподаватель
Шрифтовой дизайнер, иллюстратор, каллиграф Окончила факультет ХТОПП МГУ Печати в 2006 году. Училась в шрифтовой мастерской Александра Тарбеева. Работала дизайнером шрифта и каллиграфом в Студии Артемия Лебедева. Преподаёт в Британской высшей школе дизайна.
Нью Вилладж Тайп
Тумблер
Работы преподавателя
– 2-3 плоских синтетических кисти от 1 до 2,5 см
– Чёрную тушь
– Две любые цветные туши
– Принтерная бумага формата А4 — 20–30 листов
– Папка бумаги «Гознак» формата А3
Записаться за 4450₽
С 13 до 18
5 часов
Мастер-класс Елены Новоселовой
12 марта, воскресенье
Что принести с собой
Перед началом каждого рисунка преподаватель будет задавать тайминг и свойства рисунка — «черный» или «белый». «Черный» — любые проявления крайне активной интонации: темный, быстрый, громкий, грубый, резкий, контрастный, угловатый, текстурный. «Белый» — его противоположность: светлый, мягкий, неспешный, нежный, тихий, нюансный, гладкий.
Чередование интонации, моторики и тайминга поможет выйти за привычный диапазон и нащупать совершенно новое рисование.
Дима: «Я придумал это задание для учебных групп о рисовании человека. Обратил внимание, что каждый участник рисует плюс-минус в одной интонации несмотря на материал или тему. Захотелось исследовать края диапазона интонаций — самые мягкие и самые активные. Поработать со скоростью переключения и чуткостью».
Два в одномМастер-класс Дмитрия Горелышева
17 марта, пятница
С 19 до 22
3 часа
Минимальный опыт и умения
Рисовал фигуру с натуры хотя бы в течение месяца
Владение парой графических техник
Какие вопросы поможет решить
– Рисую однообразно
– Не получается найти что-то новое в своём рисовании, а старое надоело
– Хочу просто рисовать, а не только решать учебные задачи
Что развивается
• Чуткость к материалу и характеру позы
• Навык сознательного переключения между разными интонациями изображения
• Скорость переключения
Результат
Примерно 15-20 рисунков
Дмитрий Горелышев — преподаватель
Художественный руководитель Простой школы. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка
Инстаграм
Телеграм-канал
Рисунки преподавателя
• Любые черно-белые материалы — можно несколько разных: карандаш, линер, уголь, тушь, белая и черная гуашь.
• Бумагу А3 — 20 листов Для туши и гуаши — плотную, для других материалов подойдет и тонкая.
Записаться за 2950₽
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Дмитрия Горелышева
17 марта, пятница
Что принести с собой
На набросках заметно, что не все рисующие догадываются о возможности по-разному компоновать фигуру, и используют базовый вариант — модель во весь рост посередине листа. А если она случайно не влезла, это часто воспринимается как неудача.
На занятии Кирилл покажет, что никакая это не неудача. И что если знать, на что обратить внимание, лист получится и в этом случае. А работать участники будут над отношениями силуэта с краями листа. Задача всегда будет стоять так, чтобы эти отношения завязались, и фигура крепко располагалась в листе. Рисование фрагмента — способ эти отношения обострить и сделать композицию активной и интересной.
Дополнительно такое рисование дает возможность подробно разобрать любой фрагмент фигуры: изучить структуру и пластику, и, в каком-то смысле, увидеть ее заново, не как часть тела, а как абстрактный объем со сложным рельефом.
Для участия необходимо
Опыт рисования с натуры, пусть даже совсем небольшой
Какие вопросы поможет решить
• Уже рисую фигуру какое-то время и хочу разнообразить свои наброски
• Интересно попробовать новые для себя темы
• Все наброски получаются какие-то одинаковые
• Трудно компоновать, — начинаю с куска и не могу контролировать, какой будет композиция в итоге
• Видел, как на набросках другие рисуют фрагменты фигуры, хочу так же, но не знаю как
• Рисунки как-то «плавают» в листе • Рисую только контурами, не знаю, что делать внутри
Техники
Акварель, тушь, карандаш
Что развивается
– Чувство листа, чувство взаимодействия рисунка и краев листа
– Чувство композиции
– Навык рисования рельефа и незнакомого рельефа
– Вариативность композиции
– Понимание пластики и структуры тела
Результат
10-15 набросков А3
– Акварельную бумагу А3, например, «Лилия Холдинг» — 10 листов
– Бумагу для набросков А3, — например, марки «Лилия холдинг» — или любую подобную — 5 листов
– Черный или графитный карандаш мягкостью от 3В до 6В
– Акварель или тушь
– Круглую кисть, диаметром ворса 10мм или больше. Рекомендуем китайские «Зифанчжай», но подойдут и любые другие.
Записаться за 2700₽
Что принести с собой
Рисунки преподавателя
Фрагмент фигуры
Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.
Инстаграм
Канал в Телеграме
Мастер-класс Кирилла Зимана
22 марта, среда
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Кирилла Зимана
22 марта, среда
С 19 до 22
3 часа
Этот мастер-класс — часть цикла про «Рисование фигуры». Можно сходить на одно занятие за 2700₽, а можно на все четыре за 9000₽. Тогда один мастер-класс будет стоить 2250₽.
Записаться за 2250₽
Апрель
Смешанная техника помогает сделать рисунок выразительнее: материалы усиливают друг друга, и появляются качества, которые с одной техникой недостижимы. Гуашь и цветные карандаши дают сложный послойный цвет и красивый контраст четких деталей и абстрактной фактуры.
Но с новыми возможностями появляются и новые вопросы. Как не получить грязь, смешивая сложный цвет? Где оставить первый слой нетронутым, а куда добавить второй материал? Как с помощью техники сделать композицию выразительнее?
Чтобы на них ответить, участники будут рисовать сложные натюрморты с узорчатыми драпировками, цветным стеклом и старинными жестяными коробками. Гуашью — грунт, цветную фактурную основу. А цветными карандашами — детали и тон. Где-то грунт будет просвечивать сквозь карандашные штрихи, и получится сложный колорит.
Мастер-класс Елены Кузнецовой
1 апреля, суббота
С 19 до 22
3 часа
Минимальный опыт для участия
Рисовал с натуры хотя бы пару раз
Какие вопросы поможет решить
– Боюсь смешивать разные материалы, получается грязно
– Не понимаю, как продумывать этапы работы, — нужна структура
– Хочу развить колористическое видение и смело работать с цветом
– Хочу изучить новую технику работы с гуашью или цветными карандашами
Техники
Цветные карандаши по подложке из гуаши
Что развивается
• Навык работать с гуашью и цветными карандашами
• Внимание к фактурам и цвету
• Графический арсенал
• Композиционное мышление
Результат
1–2 работы в смешанной технике
Елена Кузнецова — преподаватель
Художник-график, живописец, член МСХ (живописное отделение)
Инстаграм
Рисунки преподавателя
• Плотную и гладкую бумагу А3 — 2 листа. Лучше всего ватман из серии «Кораблики»
• Цветные карандаши
• Набор гуаши
• Кисти
Записаться за 2700₽
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Елены Кузнецовой
1 апреля, суббота
Что принести с собой
На занятии участники будут учиться смотреть на натуру так, чтобы увидеть повод для рисунка где угодно. И осваивать способ равномерного ведения работы, — рисовать всё сразу, начиная не с конкретики, а с ритма абстрактных пятен. При этом не планироовать композицию, а «выращивать» её, отталкиваясь от первого действия.
Начинать работу с ритма абстрактных пятен — самый короткий способ нарисовать сразу всё, передать ощущение от конкретного пространства и «завязать» композицию листа. А потом уже из этой абстрактной основы проявить узнаваемую конкретику несложно.
Переключиться с рисования узнаваемых вещей на абстрактное рисование не так просто, есть большое сопротивление, — хочется рисовать так, чтобы все сразу было понятно. Но если все-таки переключиться, можно обнаружить неожиданный эффект — чем абстрактнее начало и чем дольше работа продержится на чистых ритмах, тем убедительней в итоге получается зарисовка.
Минимальный опыт для участия
Рисовали фигуру с натуры — хотя бы пару раз пробовали
Какие вопросы поможет решить
– Регулярно рисую наброски и ищу новые темы и подходы
– Хочу возобновить практику
– Хочу начать рисовать интерьеры или фигуру в интерьере, но не знаю, как к этому подступиться
– Не успеваю нарисовать фигуру и интерьер — закапываюсь в чем-то одном
– Одинаково компоную – фигура целиком посередине листа – Не понимаю, как композиционно организовать лист — фигура «плавает»
Техника или техники
Акварель или гуашь, карандаш
Что развивается
– Навык замечать в натуре ритмы, рифмы и связи
– Навык находить в любой натуре интересный повод для рисунка
– Чувство композиции и опыт выращивания композиции в процессе
– Умение рисовать все сразу
– Опыт наблюдения за тем, что происходит на листе
Результат
От шести до десяти набросков фигуры в среде
– Акварельная бумага А3, например, марки «Лилия Холдинг» — 10 листов
– Акварель или гуашь, — хватит 3-4 цветов
– Круглая кисть диаметром 10мм — лучше всего китайская кисть Волк
– Для гуаши мастихин и палитру
– Тряпка, чтобы вытирать кисти
– Мягкий черный карандаш
– Два-три цветных карандаша по желанию
Что принести с собой
Рисунки преподавателя
Ритм и фигура в среде
Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.
Инстаграм
Канал в Телеграме
Мастер-класс Кирилла Зимана
9 апреля, воскресенье
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Кирилла Зимана
9 апреля, воскресенье
С 19 до 22
3 часа
Записаться за 2700₽
Упражнение на осознанность действий и планирование.
На каждую позу будут называться два числа — время и количество действий. Например — пять минут и пять действий, семь минут и сорок действий, одна минута и три действия.
«Действие» — это любое касание бумаги, длинное или короткое. Каждая линия, точка, пятно, стирание или размывание — это действие. Нельзя сделать больше действий или оставить неиспользованные, — нужно сделать ровно сколько задано.
Упражнение включает внимание к качеству действий, их наполненности смыслом и пользой, провоцирует принятие решения до начала работы: что рисовать, как, с чего начать, чем завершить.
В процессе каждый будет считать сколько действий осталось и уделит особое внимание последнему: сделает перед ним паузу и подумает, чем завершить, — что реально необходимо листу сейчас. Для каждого рисунка будет уникальный сценарий, — придется подстраиваться и изобретать новые решения, которых сам от себя и не ожидал.
Первый лист для разгона — рисуем как привыкли. Далее каждая новая поза с новой комбинацией времени и числа действий. В середине и в конце занятия просмотр-обсуждение.
ни меньше
Мастер-класс Дмитрия Горелышева
14 апреля, пятница
С 19 до 22
Минимальный опыт для участия
Рисовал фигуру с натуры хотя бы пару раз
Какие вопросы поможет решить
– Рисую однообразно
– Рисую механически, «выпадаю» из процесса
– Не умею завершать
– Хочется сделать что-то неожиданное, не знаю как
Техника или техники
Любые чб: карандаш, линер, уголь, тушь, можно несколько разных.
Что развивается
– Внимание к натуре и к своим действиям на листе.
Результат
– Много неожиданных и графически новых рисунков
Дмитрий Горелышев — преподаватель
Художественный руководитель Простой школы. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка
Инстаграм
Телеграм-канал
Рисунки участников групп Д. Горелышева
• Любые черно-белые материалы: карандаш, линер, уголь, тушь, можно несколько разных.
• Бумага А3 — 20–25 листов. Для туши — плотная, для других материалов можно обычную.
Записаться за 2950₽
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Дмитрия Горелышева
14 апреля, пятница
Что принести с собой
Чтобы получать удовольствие от рисования тушью, нужно почувствовать, как она работает. И это бывает не так просто сделать самостоятельно.
На занятии Кирилл покажет, как работает черная неразбавленная тушь: на что обращать внимание в процессе; как смотреть на натуру, если рисуешь тушью; какие задачи с ней интересно решать.
Отдельное внимание — работе с композицией. Почти любое действие черной тушью заметно меняет композицию, — поэтому она отлично тренирует композиционное чутье и учит принимать решения на месте, а не следовать плану.
Каждый сделает несколько черных и несколько белых листов, чтобы прочувствовать материал и потренироваться в разных соотношениях тона.
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры — хотя бы пару раз пробовали
Какие вопросы поможет решить– В первую очередь на тех, кто уже ходит какое-то время на наброски и хочет узнать новую для себя технику или новый взгляд на технику
– Или на тех, кому интересно с тушью разобраться
– Рисую только карандашом, а хочется разнообразия
– Боюсь работать неисправляемым материалом
– Не знаю как рисовать фигуру в среде
– Не знаю как компоновать без плана
– Слышал про соотношение черного и белого в листе, но не понимаю о чем это
Техника или техники
Черная тушь
Что развивается
– Навык рисования неисправляемыми материалами
– Уверенность
– Композиционное чутье
– Чувство баланса черного и белого в листе
– Графическая изобретательность — работа только черным и белым заставляет искать разные неожиданные решения. Например, делать свет черным, а тень белой
Результат
Много разных набросков черной тушью
– Черную китайскую тушь, — например, марки «Сонет» или китайскую «Йидеж Премиум»
– Круглую кисть диаметром 10мм, — например, китайскую Волк
– Плотную бумагу А3 — подойдет обычный или акварельный ватман, — примерно 20-25 листов
– Тряпка, чтобы вытирать кисть
– Маленькая баночка для туши
Что принести с собой
Рисунки преподавателя
Тушь: силуэты, черное и белое
Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.
Инстаграм
Канал в Телеграме
Мастер-класс Кирилла Зимана
21 апреля, пятница
С 19 до 22
3 часа
Мастер-класс Кирилла Зимана
21 апреля, пятница
С 19 до 22
3 часа
Записаться за 2700₽
Расположение рисунка на листе
Изображение, находящееся в центре листа, встречается на рисунках довольно часто и отражают достаточно хорошую организованность человека, его открытость, умение устанавливать адекватные взаимоотношения с другими, позитивное отношение к самому себе.
Изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, некоторой напряженностью и в ряде случаев, с зависимостью от матери.
Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение, реалистичность, стремление видеть перспективу и, возможно, зависимость от отца.
Изображение, помещенное в верхней части листа, встречается у людей, стремящихся к достижению, призванию, которые не всегда реалистичны в своих ожиданиях и иногда испытывающих чувство незащищенности перед реальностью.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии чувства низкой самооценки, потребности в поддержке и защите, а также о наличии депрессивных тенденций.
Размер рисунка
Фигура человека, не помещающаяся на листе, довольно часто встречается у людей, которые чувствуют ограничения, давление, сдерживание со стороны социального окружения, а также остро переживающих неспособность реализовать свои возможности. Как правило, эти люди нереалистично оценивают свои возможности, проявляют некритичность в отношении самих себя.
Рисунок человека, занимающий весь лист, указывает на наличие компенсорного превознесения себя и своих достоинств, в связи с невозможностью проявить их в реальной жизни.
Большая фигура человека указывает на некоторую экспансивность, стремление к самораспространению, наличие враждебных агрессивных тенденций по отношению к окружению, возможно, подозрительность, некоторую склонность к тщеславию.
Маленькая фигура человека встречается в рисунках людей, испытывающих чувства дискомфорта, скованности, тревоги при контактах, а также переживающих эмоциональную зависимость от других («сжавшееся ЭГО»). Подобные чувства неполноценности могут порождать тенденцию к замкнутости.
Тип изображения
Фигура из палочек (палочный человечек) встречается у людей, которые испытывают некоторую неуверенность в себе, или обнаруживают нежелание раскрыть себя в ситуации исследования. Кроме того, палочного человечка часто рисуют люди, испытывающие серьезные проблемы в сфере взаимоотношений, стремящиеся уклониться от контакта, ощущающие незащищенность. Довольно часто такого типа рисунки сопровождаются комментариями о неспособности рисовать («я никудышный рисовальщик»).
Человек-трость. Подобный рисунок обычно изображается людьми, обнаруживающими негативные чувства по отношению к самому себе (самонеприятие), имеющие запрет на удовольствия, а в ряде случаев у личностей с психологическими тенденциями.
Карикатуры, шарж, примитивный рисунок. Некоторые люди, изображая человека, рисуют фигурку как из мультипликационного фильма или фигурку, одетую в костюм легендарной личности. Обычно такой тип людей испытывает потребность в постоянной самозащите и имеют проблемы с самовыражением. Довольно часто они испытывают враждебное отношение к другим людям. В зависимости от типа нарисованной фигуры, эти люди прибегают к использованию юмора для самозащиты или для того, чтобы спрятать себя от других. Довольно часто карикатуры или фигуру клоуна рисуют подростки, переживающие отверженность, испытывающие чувство неполноценности, недовольства самим собой, вплоть до чувства самопрезрения, а также переживающие интерпализованную враждебность.
Человек-кукла.
Обычно изображается людьми, испытывающими огромное желание вернуться в мир детства, полный заботы и любви, переживающими доминирование окружения, которое вынуждает человека быть уступчивым и толкает на «марионеточное» поведение, делая из субъекта своеобразного робота.Человек-робот. Данный рисунок указывается на деперсонализацию и наличие внешних контролирующих сил.
Фигура «Бабы-Яги» встречается у людей, испытывающих враждебное отношение к женщинам.
Фигура голого человека, как правило, встречается в рисунках людей, обнаруживающих недостаточную зрелость, эгоцентрические тенденции, склонных к телесному нарциссизму, а также демонстрирующих протестные реакции против сексуальных норм (в особенности, если прорисованы гениталии).
Фигура, изображенная в профиль, является символическим выражением стремления к отрешенности от мира, замкнутости, к оппозиционным установкам на мир, уклончивости в контактах, к самозащите.
Фигура человека, голова которого изображена в профиль, а тело – анфас, может указывать на наличие сильной фрустрации и стремление избавиться от нее, а также на тревогу при общении с людьми. Если человек изображен так, что различные части тела как бы «смотрят» в разные стороны, то можно предположить, сто стремление избавиться от неприятной мучительной ситуации усиливается.
Фигура человека, голова которого изображена в профиль,
личие аутиных тенденций, стремления к замкнутости, к выходу из контакта, возможна некоторая шизоидность.
Симметричные фигуры. Чрезвычайно выраженные билатерально, симметричные рисунки указывают на наличие у человека обсессивно-компульсивных защитных механизмов для контроля эмоций. Такие рисунки типичны для людей ригидных, эмоционально дистантных, испытывающих высокую потребность представить точную, правильную, идеальную картину мира, склонных к интеллектуализированию.
Фигура диспропорциональная чаще всего рисуется людьми, переживающими нарушение сексуальной роли и испытывающими нарушение личностного равновесия.
Фигура, части которой плохо связаны, изображается людьми импульсивными, имеющими низкую фрустрационную толерантность. Важно обращать внимание на места, где контур фигуры разорван, поскольку это признак сферы, в которой имеется конфликт.
Заштрихованная фигура может свидетельствовать о наличии чувства тревоги, причем выраженность тревоги может быть оценена в соответствии со степенью затененности.
Прозрачная фигура ( в которой через одну часть тела «просвечивают» другие, а иногда видны и внутренние органы) встречаются в рисунках довольно редко и свидетельствуют о нарушении интеллектуальных функций, органической симптоматике, а также о сексуальных конфликтах.
Обобщенная (схематическая) фигура может указывать на депрессивные тенденции, нехватку энергии, стремление к замкнутости, отгороженности, неконтактности.
Детализированная, тщательно прорисованная фигура человека встречается у людей педантичных, скованных, ригидных, имеющих обсессивно-компульсивные тенденции.
Наклоненная фигура человека (более чем на 15 градусов) отражает психический дисбаланс, нестабильность.
Изображение бегущего человека обычно свойственно людям, испытывающим желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, возможно, ощущающим тревожность, страх.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧЕРТЕЖИ-Компоновка чертежных листов
Подготовка аккуратного, красивого и подходящего чертежа в значительной степени зависит от компоновки чертежного листа. Инженер должен соблюдать стандартные правила и соглашения компоновки листов чертежей, рекомендованные Бюро стандартов Индии в их спецификациях. Кроме того, инженер должен знать офисные требования по указанию особенностей.
Компоновка чертежного листа включает поля вокруг чертежного листа и установку пространства для основной надписи. Пространство для полей может различаться на разных размерах листов, но пространство для основной надписи обычно фиксировано. Основная надпись повторяется на каждом чертеже, чтобы информация, содержащаяся в основной надписи, облегчала и быстро читала чертеж.
МАКЕТ ЧЕРТЕЖНОГО ЛИСТА:
После выбора размера чертежного листа и разделения надлежащего пространства для поля, основной надписи, списка деталей, контрольной панели, меток сгиба и выбора подходящего масштаба на чертежном листе называется компоновкой чертежного листа.
РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖА НА ЗОНЫ:
Целью маркировки зоны на чертежном листе является указание соответствующего места на чертеже, в которое впоследствии были внесены некоторые изменения или изменения. Система зонирования широко используется в коммерческом чертеже, чтобы точно определить изменение исходного рисунка.
Для этой цели. длина большей стороны чертежного листа разделена на равное количество частей и обозначена цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д. Более короткая сторона (с обеих сторон) чертежного листа также разделена на равные промежутки и обозначена в алфавитном порядке (А, В, С, Д, Е… и др. ). Область изменения на чертеже может быть обозначена расширением зоны цифр и зоны алфавита так, чтобы они совпадали в измененном месте.
ПОЛЯ:
Пространство между крайними внешними границами и рабочим пространством представляет собой поле, образованное вокруг листа с помощью линий полей. Поля облегчают подшивание и переплет. Поле гарантирует, что если край листа будет поврежден при обращении, рисунок внутри поля позволит обрезать отпечатки. Оттиски после обрезки соответствуют размерам обрезанных листов.
БЛОК ЗАГОЛОВКА:
Поле заголовка должно быть в пределах области чертежа. Основная надпись представляет собой рекомендуемое пространство размером 185 мм x 65 мм и должна располагаться в правом нижнем углу листа. Основная надпись является важным элементом, поскольку она содержит следующую информацию:
- Название заголовка чертежа.
- Номер чертежа и листа.
- Шкала используется.
- Символы, обозначающие метод проецирования.
- Название фирмы.
- Датированные инициалы персонала проектирования, черчения, проверки на стандарты и утверждения.
- Материал, из которого изготовлена деталь и ее отделка.
МЕТКИ СКЛАДКИ:
Метки сгиба должны быть сделаны на листе чертежа для облегчения печати.
РАМКИ И РАМКИ:
Бортики, ограниченные краями обрезного листа, и рамки, ограничивающие пространство чертежа, должны быть предусмотрены для всех размеров. Рекомендуется, чтобы эти рамки имели минимальную ширину 20 мм для форматов A0 и A1 и минимальную ширину 10 мм для форматов A2, A3 и A4.
ЦЕНТРОВОЧНЫЕ МЕТКИ:
На всех чертежах должны быть предусмотрены четыре центрирующие метки, чтобы облегчить позиционирование чертежа при воспроизведении или микрофильмировании.
ССЫЛКИ НА СЕТКУ:
Для всех размеров рекомендуется использовать систему координат сетки, чтобы можно было легко разместить на чертеже детали, дополнения, изменения и т. д. Количество делений должно быть кратно двум и выбираться в зависимости от сложности рисунка. Рекомендуется, чтобы длина любой стороны прямоугольника, образующего сетку, была не менее 25 мм и не более 75 мм. Прямоугольники сетки должны обозначаться заглавными буквами по одному краю и цифрами по другому краю.
ССЫЛКИ НА ЭЛЕМЕНТЫ:
Ссылки на элементы должны быть присвоены в последовательном порядке каждой детали компонента, показанной в сборке, и/или каждому детализированному элементу на чертеже. Другие идентичные детали показаны в том же артикуле.
Ссылки на позиции должны состоять только из индийско-арабских цифр. Все ссылки на элементы на одном и том же чертеже должны быть четко отличимы от всех других обозначений. Этого можно добиться:
- с использованием символов большей высоты.
- , обводя символы каждой ссылки на элемент. В этом случае все такие окружности должны иметь одинаковый диаметр и быть нарисованы непрерывной тонкой линией.
- , сочетающий два вышеуказанных метода.
Ссылки на элементы должны быть размещены за пределами общих контуров соответствующих элементов, и каждая ссылка на элемент должна быть связана с соответствующим элементом линией выноски. Линия выноски не должна пересекаться, должна быть как можно меньше и должна быть проведена под углом к ссылкам на элементы, линия выноски должна быть направлена к центру круга. Ссылка на связанные элементы может быть показана против одной и той же линии выноски. В то время как элемент ссылается на идентичные элементы, его нужно показывать только один раз, при условии отсутствия риска двусмысленности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
После заполнения деталей чертежного листа дополнительная информация, если это особенно необходимо, должна быть записана, чтобы чертеж был полным и самодостаточным, насколько это возможно. Информация должна охватывать следующее:
- Перечень материалов для сборки и деталей.
- Количество пронумерованных деталей для сборки и деталей.
- Номер задания или номер заказа.
- Полная спецификация материала.
- Ключ к обработке и другие символы, используемые на чертеже.
- Обработка, отделка, маркировка, допуски на размеры.
- Другая информация, касающаяся производственных процессов и соответствующих специальных требований.
РЕВИЗИОННАЯ ГРУППА:
Ревизионная панель означает, что чертеж должен фиксировать все добавления и изменения, которые время от времени вносились в чертеж. Для записи ревизии в правом верхнем углу листа рисуется одна панель ревизий. В столбцах указывается номер или буква редакции, зона даты и подпись утверждающего органа.
НУМЕРАЦИЯ ЛИСТОВ:
Если имеется более одного листа чертежа для завершения сборки и детали для завершения одного чертежа, нумерация на каждом листе должна показывать номера конкретного листа. Например, если имеется четыре листа для покрытия одного чертежа, то первый лист должен быть пронумерован следующим образом:
Чистота 1 из 4 или 2 из 4
Этот номер листа должен быть записан под чертежом в месте, предназначенном для листа. число.