«Методика построения и изучения конструкции черепа»
Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича
«Методика построения и изучения конструкции черепа»
В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп — костная основа головы. Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта. Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.
Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.
По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.
Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.
На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.
- это лобная
- теменная
- затылочная
- височная
- клиновидная
- решетчатая
При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 — лобные бугры — наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 — надбровные дуги — образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 — скуловые бугры — наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 — грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 — височная бороздка — справа и слева ограничивают ширину лба.
19 — сосцевидный отросток — костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 — нижняя челюсть — подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части — 15 венечный и 16 — суставной отростки,
12 — подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы — отверстия, место расположения глазного яблока.
Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
— Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.
— Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
— Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.
— Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.
— Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
— Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.
-Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
— Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.
выполнение рисунка черепа. Важнейшие этапы рисования
Для того чтобы работать над портретом в технике академического рисунка необходима предварительная подготовка. Потребуется отработать обрубовку, экорше, гипсовые слепки частей лица (нос, рот, глаза и уши), мужскую и женскую гипсовую голову и, конечно, основу основ – рисунок черепа. Для того чтобы успешно справиться с этими темами, нужно обладать знанием геометрической и воздушной перспективы и достаточно широким спектром базовых навыков.
Академический рисунок предполагает, что художник в ходе работы соблюдает определенную последовательность шагов, продвигаясь поэтапно, от общего к деталям и снова к общему. Для лучшего понимания анатомических особенностей сложной объемной формы и способов их передачи на плоском листе бумаги учебное изображение черепа делают в трех положениях: анфас, профиль и в три четверти.
Этапы рисования черепа
Основная задача рисующего – понять, запомнить и научиться верно передавать конструкцию человеческого черепа, так как особенности строения костей (и мышц, которые в данном уроке мы не рассматриваем) напрямую влияют на форму человеческой головы. Если этот материал прочно усвоен, приобретенные знания и навыки помогут избежать множества ошибок при рисовании портрета, поэтому уделите ему максимум усилий.Этап 1. Изучение анатомического строения.
Форма головы яйцевидная (овоид), состоит из шарообразной черепной коробки и вытянутой лицевой части, на которой расположены глазницы, челюсти и симметричные парные и непарные кости. Очень важно уже на этом этапе запомнить, что парные части лица, включая и кости на черепе, рисуют одновременно.
Черепная коробка состоит из 8 костей, образующих сферическую форму, лицевая часть – из 14.
Этап 2. Изучение натуры, определение пропорций, конструктивных (опорных) точек, компоновка в листе. Профильная линия, линии глаз и рта.
Избежать грубых ошибок уже на начальном этапе рисунка черепа поможет знание канонических пропорций головы.
2. Лицо, от линии роста волос до низа подбородка, делят на три равные части по следующей схеме (ориентируются при этом не на внешние видимые признаки, а на строение костей, присущее черепу): линия надбровья, линия основания носа, линия низа подбородка.
3. На высоте 1/3 от надбровья до основания носа размещают линию глаз, одинаковых по величине парных деталей.
4. Расстояние между глазами составляет длину одного глаза; от наружного края глаза до виска – половину длины глаза.
5. Низ носа расположен на той же линии, что и мочки, а его ширина равна ширине глаза.
6. Уши находятся между линиями носа и бровей.
7. Рот расположен на 2/3 расстояния от подбородка до носа.
Позже, в ходе рисования портрета, вы будете замечать некоторые отклонения от данных канонических пропорций во внешности конкретной модели – они и будут являться индивидуальными особенностями портретируемого. Однако досконально разбирать их необходимо уже на этапе детализации, после того как вы убедитесь, что качественно выполнили общие построения и верно взяли основные пропорции.
Этап 3. Построения основных форм.
Легко касаясь карандашом бумаги, наметьте общий силуэт черепа и проверьте правильность его размера, соотношения мозгового и лицевого отделов и композиционного размещения в формате. При размещении пользуйтесь теми же приемами, что и при рисовании портрета: располагайте изображение со смещением от центра и низа листа; изображая модель в три четверти, оставляйте больше пространства в направлении «взгляда», иначе формат будет давить, изображение может выглядеть слишком тяжелым, а работа в целом – негармоничной.
Определите профильную линию, которая условно разделяет форму на правую и левую половины. Эта линия и внутренние точки опоры (характерные выступы и углубления в костях на черепе, которые мы знаем благодаря тому, что ранее изучили анатомическое строение) станут главными ориентирами в процессе дальнейшей работы.
При работе над черепом и учитывайте и показывайте действие перспективного сокращения. Тщательно производите замеры на натурной модели, постоянно сравнивайте с ней изображение и сразу исправляйте в рисунке неточности.
Этап 4. Детализация рисунка черепа.
Начните детализацию с самых крупных и важных форм, затем переходите к скуловым и лобным отросткам, лобным и теменным буграм, надбровным дугам, надпереносью, костям и месту основания носа, линии челюстных костей, скуловым костям и нижнему краю глазниц. Намечая расположение деталей на черепе, по-прежнему постоянно ориентируйтесь на профильную линию.
Наиболее частой ошибкой на данном этапе является повышенное внимание к отдельным деталям в ущерб остальным частям рисунка, тогда как работу следует вести равномерно.
Этап 5. Светотень.
Определите положения источника света, самые светлые, самые темные участки на натурной модели и полутона. Самыми светлыми окажутся поверхности, которые расположены перпендикулярно источнику света и ближе всего к нему. Работая над тенями, не забывайте об участках отраженного от соседних поверхностей света, которые всегда будут темнее, чем полутона в освещенных участках.
Помните и о законах воздушной перспективы: наиболее контрастными будут участки на переднем плане, а по мере удаления от зрителя контрасты смягчаются.
Наносите штрих по форме, с небольшим нахлестом, ритмичными слоями. Штрихи должны не сливаться в единую массу, а считываться аккуратной сеткой. Избегайте слишком резких пересечений и наклонов штрихов в разные стороны.
Если вам необходимо подготовиться к экзамену по рисунку в творческие вузы, колледжи или школы столицы, записывайтесь в студию К. Э. Арутюновой – ведущего преподавателя в школе №2054 при МАрхи и подготовительных курсов МАрхи. Педагоги составят учебный план с учетом вашего текущего уровня, требований учебного заведения, в которое вы планируете поступать, и времени, которым располагаете.
Похожие записи
Конструктивное построение черепа человека | Конструктивный рисунок черепа головы человека
Оглавление
Посмотрите на этот сложный пластический узел (череп). «Сложный» — потому, что вы его так воспринимаете. Вспомните свои рисунки натюрмортов из геометрических тел. Вы учились рисовать примитивы, из которых состоит все, что окружает вас. Рисуя натюрморты из предметов быта, вы складывали из примитивов кувшины, драпировки, фрукты. Отбросьте на время все «лишнее» и посмотрите, на какие геометрические тела похожи части черепа. Видите, вы как будто заблудились в траве у трех сосен, которых действительно три.
Рассматривая кратко анатомическое строение черепа человека, мы говорили, что череп человека состоит из двух частей, мозговой и лицевой. Но это с точки зрения анатомии, а с точки зрения пластической анатомии, художникам череп человека лучше рассматривать как форму, состоящую из трех частей: мозговой, лицевой (которая включает лицевые, носовые, челюстные кости) и скуловой.
Разберем это на три составляющие одного целого и посмотрим, как они взаимосвязаны между собой. Мозговая часть — это трехмерная коробка. Лицевая часть — это усеченная пирамида. Скулы (парные) — это дуги, связывающие два первых объема между собой.
Выполните предварительно (до начала основного рисунка) несколько конструктивных зарисовок (анализов) черепа в разных поворотах. Это поможет вам определить цель и задачи рисунка.
Мозговая часть — это трехмерная форма, представляющая собой один из трех основных элементов черепа головы человека. Трехмерная форма мозговой части черепа головы человека имеет поверхности (такие как передняя, две боковые, задняя, верхняя и нижняя), которые расположены в пространстве и подчиняются ему.
Сравним самое простое понимание объема мозговой части черепа с объемом куба: они похожи и одинаково подчиняются пространству. На основе этого понимания выполним конструктивный рисунок и получим ясную пластическую конструкцию. Любая грань пластической конструкции соответствует границе, на которой форма меняет свое положение в пространстве и, конечно, по отношению к источнику света. Понимая конструкцию, можно легко нарисовать эту часть черепа в любом повороте и ракурсе с применением освещения, что позволит более эффектно передать объем формы.
Лицевая часть — это тоже трехмерный объем в пространстве. Выполним конструктивный рисунок этой части и убедимся в подобном утверждении.
Далее подставим лицевую часть под нижнюю часть черепной коробки — получим почти завершенную форму черепа, правда, без двух существенных частей. Ими являются две скуловые части.
]]>Скуловые части — это парные части черепа головы человека. Они располагаются симметрично, с двух сторон от срединной осевой линии черепа, и являются, образно говоря, скобами, скрепляющими две конструктивных части черепа. К черепной коробке скобы крепятся у лобной и у височной кости, а третьим местом крепления являются боковые поверхности лицевой части черепа.
Возвратимся к основному рисунку: композиция определена. Найдите пропорциональные отношения между высотой и шириной всей массы черепа. Проведите вертикальную осевую линию, указывающую на середину формы и ее симметричность. На вертикальной осевой линии найдите пропорциональный отрезок, соответствующий нижней части лобной кости, и проведите горизонтальную осевую линию.
Обратите внимание на положение последней в пространстве: она идет по передней поверхности лобной кости и при повороте черепа к нам в три четверти (да и при любом повороте) направлена к линии горизонта. На линии горизонта она образует точку схода для всех горизонтальных линий, идущих с ней параллельно и расположенных на передних поверхностях формы черепа. Таким образом, мы применили метод линейной перспективы в рисунке черепа головы человека.
Далее найдите высоту передней лобной поверхности, проведите линию, направленную к точке схода на горизонте, и определите ширину лба, проведя две параллельные срединной осевой линии прямые. Вы нарисовали площадку, которая находится в пространстве и соответствует передней мозговой поверхности черепа.
Теперь, методом конструктивного построения, прозрачно и линейно, применяя методы линейной и воздушной перспективы, соблюдая пропорции и, конечно, подглядывая в зарисовки, достройте к передней поверхности верхнюю, нижнюю и боковые площадки. Таким образом вы приведете форму части черепа к законченному трехмерному объему.
Самое трудное — это найти границы поверхностей черепа, так как они не совпадают со швами костей и височной линией. Граница — это переход поверхности формы из одного положения в пространстве в другое положение. Как правило, границы поверхностей форм совпадают с границами света и тени. Рассмотрите форму черепа, используя разные источники освещения, и вы увидите эти границы.
Конструктивный рисунок — это творческий рисунок, результатом которого является осмысление и покорение трехмерного пространства прежде всего в себе, а не просто наработка конструктивных схем. Существуют, конечно, и схемы; они несут в себе функцию толчка к пониманию сложного формообразования через простые формы, но лучшей «схемой» будет ваша собственная.
Следующим этапом является рисунок лицевой части черепа. Найдите пропорциональный отрезок на вертикальной осевой линии, равный высоте лицевой части черепа, и постройте переднюю поверхность лицевой части черепа. Она вверху имеет ширину, равную ширине переносицы. А расширяясь к низу, достигает величины, равной ширине поверхности нижнечелюстной кости.
Нарисуйте нижнюю поверхность нижнечелюстной кости. Затем нарисуйте заднюю поверхность нижнечелюстной кости, поднимающуюся до основания мозговой части черепа. Создайте верхнюю поверхность, соединяющую переднюю и заднюю поверхности лицевой части черепа — и две боковые поверхности лицевой части образовались сами собой.
Мы получили форму в пространстве, чем-то напоминающую утюг; от верха передней поверхности лицевой части выдвинули вперед площадку носовой ости; нарисовали носовое отверстие, нижняя часть которого опирается на переднюю поверхность лицевой части и равна ее ширине.
Далее приступаем к конструктивному рисунку скуловых частей черепа. Как описано выше, скуловые части представляют собой подобие скоб, скрепляющих две части формы черепа, мозговую и лицевую. Двигаясь в пространстве от нижнего угла лобной кости к боковой поверхности лицевой части черепа, скуловая часть формирует глазную впадину, «емкость для глаза»; двигаясь от височной кости к лицевой части черепа, образует скуловую дугу.
Скуловая дуга играет очень важную пластическую роль в формировании лицевой части головы человека, это самая широкая часть лица. Проведите горизонтальную осевую линию, соответствующую этой части лица, в пространстве. Эта осевая линия является второй (из тех, что мы наносим на лист в начале построения рисунка головы) после вертикальной осевой линии.
Постройте передние скуловые площадки, почувствуйте границу поворота форм. В месте пересечения горизонтальной осевой линии с границами поворота форм находятся опорные точки скуловой части. В пространстве, рисуя голову человека, мы будем определять в дальнейшем количество этих точек и — по ним — положение лицевой части. Интересным представляется также и ход боковой площадки скуловой части к лобной кости.
Ни в коем случае не срисовывайте глазницы черепа! Это не форма, а пространство, организованное тремя составляющими объем черепа. Верхнюю часть пространства глазницы образует черепная коробка и скуловая кость, внутреннюю боковую поверхность образует лицевая часть, внешнюю и нижнюю поверхности образует опять скуловая кость.
Вы выполнили основное конструктивное построение формы черепа в пространстве, заложили пластическую основу. Далее можно приступать к более детальной проработке частей черепа, но всегда надо помнить, что за деталью стоит, прежде всего, объем. Этот объем является составляющей частью большого объема. Таким образом, мы рисуем от общего к частному.
Описать весь процесс конструктивного рисунка черепа головы человека невозможно, потому что из методических рекомендаций это выльется в методические инструкции. Также нельзя запомнить у черепа все до мельчайших деталей, да это и не нужно. Любая форма имеет свои индивидуальные особенности; череп является скрытой костной основой головы человека. Помнить и представлять надо главное: в вашем понимании должен сложиться такой образ формы черепа головы человека, который вы легко охватывали бы сознанием.
После небольшой детальной проработки вы сложите этот образ на листе. Не обязательно пересчитывать у черепа все зубы, это не повлияет на пластическое решение объема лицевой части в целом. Достаточно провести границу, отделяющую верхнечелюстные кости от нижнечелюстной.
Далее Воздушная перспектива. Освещение. Частичное введение тона.
]]>
Третье задание Начинающей группы дисциплины «Академический рисунок». Череп человека: strg_circle — LiveJournal
К заданию «Череп» мы подошли основательно и рассмотрели и изучили эту сложную форму как можно подробнее. Постановка была не одна. Изучение состояло и четырех этапов и четырех разных задач.
Задача №1
Постановка: гипсовый череп
Требования к листу: конструктивно-пространственный рисунок.
Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.
К постановке прилагалась схема черепа, нарисованная преподавателем:
Предлагалось рассмотреть, изучить и передать на листе основную конструкцию черепа. Мы должны были разложить цельную форму на составляющие. Сначала рисовали главные (большие формы), затем рассматривали детали и узлы (малые формы).
Результаты:
Алексей
Марина
Оля
Наталья
Аня
Задача №2
Постановка: «живой» и пластиковый (качественный) череп.
Требование к листу: конструктивно-пространственный рисунок. Нужно закомпоновать три различных ракурса.
Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости/монолитный графитный карандаш, ластик.
Продолжаем изучать конструкцию черепа, для чего рассматриваем череп с трех различных ракурсов.
Результаты:
Георгий
Марина
Ирина
Аня (другая)
Оля
Наталья
Алексей
Задача №3
Постановка: «живой» череп, направленное контрастное освещение.
Требование к листу: светотеневой (тональный) рисунок.
Формат и материалы: лист ватмана (формат на выбор автора), графитный карандаш различной твердости, ластик.
Результат:
Алексей
Задача №4
Лепка.
Домашнее задание: слепить череп человека меньше натуральной величины, используя скульптурный пластилин и каркас. Для выполнения этой задачи участники группы могли пользоваться собственным, наработанным в процессе выполнения предыдущих задач опытом, а также дополнительным материалом.
Программа, по которой работает группа, опубликована на странице об Ак. рисунке: kruzhokskorogorisunka.ru/578024.html
Обзоры первых двух заданий:
Натюрморт из геометрических тел
Части человеческого лица (Давид Микеланджело)
Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании — Ghenadie Sontu Fine Art
Человек — это сложный организм как по физическим и психическим способностям, так и по внешнему облику и внутренней конструкции. Поэтому рисунок тела человека как наиболее совершенной и сложной формы представляет собой высшую ступень учебного процесса академической школы.
Эта ступень учебного курса требует особенно пристального внимания и большого напряжения сил и способностей студентов. Ей должен предшествовать довольно длительный этап изображения элементарных объемных форм.
Особое место в образовании архитектора занимает рисунок тела человека и сопутствующее ему изучение закономерностей его строения. «Пристальное, внимательное изучение натуры,— отмечал выдающийся советский архитектор В. А. Веснин,— развивает чувство красоты, чувство вкуса. На живой природе постигаются законы пропорций, понятие цельности, органичности композиции и ряд других представлений и закономерностей, познание которых неразрывно связано с созреванием человека-художника. Чем глубже рисующий, знакомясь с природой, проникает в законы ее красоты и гармонии, чем совершеннее будут ее образы, тем ему будет легче добиться законченности в работе и тем красивее будут вещи, созданные им».
Центральным объектом любого творчества является человек. Для человека, во имя человека создаются все материальные и культурные ценности, весь вещный мир, все произведения искусства, в том числе и архитектура. До сих пор справедливы слова выдающегося теоретика Ренессанса Альберти: «… человек есть основание и мера вещей».
Сообразно с человеком зодчие устанавливают верную соразмерность и пропорциональный строй объектов материальной среды, в которой живут и работают люди. Для человека сооружаются жилые и общественные здания, крупные городские ансамбли, города и системы населенных мест.
Именно в сравнении с человеком по отношению к нему легче установить, что мало или велико, легко или тяжело.
Человек как живая, бесконечно многообразная и совершенная форма познается нами во всех ее проявлениях на всех этапах жизни и творчества.
Большой вклад в познание человека вносит творчество выдающихся архитекторов, живописцев, скульпторов, писателей, корифеев науки, выработавших своеобразные эталоны, образцы или каноны умственного и физического развития человека, позволяющие легче увидеть отклонения в соотношениях частей тела конкретного человека определенного возраста и пола. Это позволяет нам прибегать к таким характеристикам, как «худой» или «толстый», «большой» или «маленький», «коротконогий», «большеголовый» и др. А такие термины, как «спокойный», «быстрый», «правдивый», «буйный», «неуравновешенный», «хитрый», «завистливый», «честный» или «храбрый», характеризуют поведение того или иного человека.
На примере человека легче почувствовать и познать столь нужные будущему архитектору взаимосвязи внешней формы с ее внутренним конструктивным строением и функциональным назначением. По движению, позе, еле заметному выражению лица человека можно увидеть душевное и физическое состояние и создать пространственный образ.
Все эти нюансы у животных и тем более у растений мы не замечаем. Это — удел специалистов — зоологов и ботаников.
Рисуя человека, мы приучаемся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры — линейных и объемных пропорций, характера движения, логики ее конструктивной сущности. Мы ощущаем ошибки в расположении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица даже «на толщину линии». И задавая постоянно вопрос, «похож или не похож», заставляем себя думать, искать, сопоставлять и находить, на наш взгляд, верное решение, делать открытия. В процессе штудирования академического рисунка человека можно усовершенствовать, обострить чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будущему зодчему.
Твердые знания закономерностей конструктивного построения, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушевки — облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка всей фигуры человека, ее отдельных частей и деталей.
Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии человека. Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать это тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым.
Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего зодчего. Познание сути гармонии фигуры человека, соответствия ее формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.
Овладение конструктивно-структурными принципами изображения человеческого тела, заложенными мастерами изобразительного искусства и вдумчивыми педагогами, позволит будущему зодчему свободно, «по представлению» изображать, «переводить» на бумагу разнообразные архитектурные замыслы. Приверженцы исторически складывавшейся направленности современной советской школы учебного рисунка относятся к рисованию как к активному процессу — большой работе мысли, опирающейся на всю сумму знаний студента (философию, математику, физику, биологию). Первоначальная стадия такого подхода основывается на изучении взаимоотношений частей и деталей каждой формы между собой и с целым. Основоположник этой школы П. П. Чистяков четко определил суть такой школы: «Общее одно не многому научит, общее — дело мастера, ученик должен разработкой заниматься … опыт обобщения, необходимый как завершающий этап в работе, зиждется на знании деталей, на необходимости знать, что хочешь обобщить».
То же педагогическое кредо изложил в своем письме к учащейся молодежи великий физиолог И. П. Павлов: «… факты для ученого то же самое, что воздух для птицы при взлете в высь, основа широких научных обобщений и положительных творческих результатов в жизни ученого».
Весьма поучительна и мысль великого французского художника Э. Делакруа (в тот момент ему было 56 лет): «… каждый оригинальный талант проходит в своем развитии те же фазы, что и искусство в различные моменты его эволюции, то есть робость и сухость в начале и широту и небрежность по отношению к деталям в конце».
Нарушение последовательности в обучении рисунку приводит к тому, что ученик, не зная, не умея предварительно изображать отдельные части и детали, берется за передачу всей фигуры вместе с деталями, но не может ее верно изобразить.
Даже при рисовании с натуры он застревает на деталях, которые не позволяют ему идти дальше.
Знание и свободная передача деталей должны привести к свободному изображению всей фигуры в различных положениях и в различных манерах, и в конце концов к правильному пониманию общего, к обобщению и стилизации.
Для учащегося важно сначала понять связь внешнего вида и внутренней структуры формы. Рисуя фигуру Аполлона, Диадумена, Давида или других античных героев, изваянных выдающимися художниками, или изображая конкретного живого человека с натуры, он должен наблюдать и подмечать общие, типичные закономерности строения тела: конструктивно-структурные, пластические, масштабные, пропорциональные.
Портретная же характеристика должна выполняться в меру общих требований учебного рисунка как результат соблюдения последовательно связанных стадий работы. Если учащийся правильно воспроизводит пропорции фигуры, верно изображает движение всей массы тела и его деталей, показывает их конструктивную и логическую связь, учитывает перспективу, успешно решает светотеневую задачу (с учетом «разрезов» изображаемой фигуры и теории теней), то внешнее сходство должно получиться. Портретная характеристика перед будущим архитектором может встать в дальнейшем, когда им будет до конца осознана конструктивная логика строения человеческого тела и четко освоены этапы последовательного изображения его в учебном рисунке. К этому следует добавить, что талант портретиста не каждому дан. Требования портретной характеристики, которую некоторые ставят «во главу угла», ведут к недооценке студентом своих художественных способностей и приводят подчас к разочарованию. К этому следует добавить, что в программе архитектурного института не отводится время на работу над портретом.
Овладение учебным рисунком фигуры человека, подкрепленное знанием пластической анатомии или его логической конструктивной основой, будет прочным и не будет поддаваться капризу временной фантазии.
Изучение фигуры принято начинать с рисования скульптуры по нескольким причинам. Главный объект скульптуры — человек. Она его передает многогранно: показывает всю фигуру, лицо, наиболее типичные движения, сложные переживания, характер; рассказывает о внутреннем мире, стремлениях, порывах, надеждах. Скульптура тесно связана с архитектурой.
Как элемент синтеза искусств, рисование неподвижной скульптуры позволяет учащемуся спокойно вести рисунок, обращая главное внимание на основные закономерности построения фигуры человека и ее частей, тогда как рисование живого человека, меняющего в какой-то мере во время работы позу, требует большего напряжения и больших знаний взаимной связи частей тела между собой. Скульптурные изображения, созданные выдающимися художниками и в известной мере обобщенные ими, приучают учащихся в последующем при переходе к рисованию живого человека отбирать существенное и отбрасывать случайное как при изображении всей фигуры, так и ее деталей.
Одноцветная и, как правило, однофактурная скульптура, особенно гипсовая, позволяет лучше прослеживать и передавать форму средствами светотени, в отличие от живой фигуры, цвет и фактура которой в известной мере усложняют изображение формы, ставя перед учащимся сложные дополнительные задачи.
Одновременно с рисованием внешней пластической формы человеческой фигуры учащемуся необходимы целенаправленные знания пластической анатомии и узловых характерных точек фигуры человека, опираясь на которые можно верно и быстро решить сложные задачи художественной композиции: структуры, ритмики движения, масштабности, пропорций, светотени, контраста и нюанса, а также перспективных сокращений формы.
В медицине анатомия охватывает много специальных, сугубо профессиональных вопросов. В изобразительном же искусстве обычно изучается пластическая анатомия человека или животного, устанавливающая закономерную связь между внешними визуальными формами (в движении) с их внутренним строением.
Изучение пластической анатомии надо начинать со скелета-каркаса — основы человеческого тела. Кости скелета служат опорой для всех частей тела и защитой его внутренних органов. Изучение формы отдельных костей и мышц необходимо связывать с их функциональным назначением.
Для плодотворного применения в рисунке знаний пластической анатомии вслед за изучением внешнего вида и внутренней конструкции тела человека студенту показываются возможные движения и происходящие при этом пластические изменения формы отдельных частей или всей фигуры.
Изучение пластической анатомии дает студенту теоретические и практические знания, обогащает ум, обостряет видение формы. На начальном этапе учебы человек-натурщик должен ставиться в исходное — вертикальное положение.
Построение человеческой фигуры следует базировать на системе осей и плоскостей, соответственно системе прямоугольных координат. Они позволяют верно «поставить» фигуру, сделать ряд характерных «сечений» ее и точно соотнести абсолютные размеры всех ее частей. На рис. 1 показаны три основные оси и проведенные через них плоскости, на которые проектируются изображения стоящей в исходном положении фигуры. Для изучения отдельных частей берутся другие частные оси и плоскости, параллельные основным.
«Пластанатомия черепа человека» | Социальная сеть работников образования
Пластанатомия черепа человека.
Пояснительная записка
Я работаю преподавателем рисунка и живописи в ДШИ, и иногда сталкиваешься с такой проблемой, что материала для изучения пласт анатомии человека нет или его очень мало, или он разрознен на просторах Интернета. Конечно, есть много книг в которых можно почерпнуть знания по анатомии, но всё же по признанию многих художников лучшим и по сей день является Бамес. Но к сожалению он на немецком языке, да и деньги за которые его можно купить немалые.
Цель моей работы: состоит в обобщении материала который имеется на данный момент и приведение его в некую систему.Материал будет полезен как начинающим художникам так и преподавателям изо.
Задачи я перед собой ставил следующие: дать небольшую справку по истории пластанатомии, рассказать о строении черепа и непосредственно рассказать о некоторых приёмах при построениии черепа.
История развития пластанатомии.
Прежде чем рисовать портрет, необходимо изучить строение черепа человека. Ознакомиться с анатомией человеческой головы.
Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?
Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию . Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знание анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.
Леонардо Да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.
В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.
Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!
Рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.
Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.
О строении черепа.
Кости черепа делятся на две группы :кости мозгового черепа и кости лицевого черепа. Мозговой череп служит для защиты мозга и состоит из нескольких частей. Спереди к нему примыкают кости, защищающие органы чувств.
При взгляде сверху, спереди и сбоку голова имеет продолговатую, или яйцевидную форму: сзади она скорее напоминает шар. Череп состоит из 22 неподвижных костей, исключение представляет нижняя челюсть. Восемь из них образуют мозговой и 14-лицевой череп.
Кости мозгового черепа.
Лобная кость. На лобной кости мы различаем лобную, носовую и глазничные части. Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги.(У мужчин надбровные дуги обычно более выражены)
Между ними пролегает углубление — надпереносье.Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль
.
С точки зрения формы и структуры большое значение имеет начало двух дугообразных височных линий продолжение которых находится на теменных костях. Боковые края лобной кости связаны с истинным швом с клиновидными костями, задний край с теменными костями.
Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эти кости также имеют свои бугры — выступы очень заметные которые определяют ширину черепа. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. Височная линия как уже говорилось выше продолжается, здесь правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии на теменной кости.
Затылочная кость. Раковинообразная кость, не парная состоит из 4 частей: чешуйчатой, двух боковых, и основной части.
Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека.
Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным.
Клиновидная кость- эта кость так называется потомучто она соприкасается со многими костями черепа как бы вклиниваясь между ними. С точки зрения формы значение этой кости не велико, так как на поверхности мы видим небольшую её часть.
Височная кость-является самой сложной костью черепа; она охватывает органы слуха и равновесия. При взгляде сбоку она находится под теменной костью, при взгляде снизу она простирается до затылочной кости.
В отношении формы нужно отметить следующие части: боковая чешуя, сосцевидный и шиловидный отростки, обращённые вниз. Чешуя находится над наружным слуховым проходом, на её нижней поверхности находится суставная ямка для сочленения с нижней челюстью. На наружной поверхности сосцевидной части находится обращённый вниз сосцевидный отросток, а перед ним -шиловидный отросток.
Височная кость образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью, образуя скуловую дугу.
Кости лицевого черепа.
Верхняя челюсть парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа.Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток —луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная
.
Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.
Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия.Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.
Нижнечелюстная кость завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.
Скуловая кость-парная влияет в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины. Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.
Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.
Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость.
Несколько советов при построение черепа.
Череп в профиль можно заключить в квадрат, практически абсолютный.
Конечно, при рисовании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, но есть такие основные меры, которые нужно знать.
Теперь делим череп напополам по вертикали и горизонтали.
Нужно отметить что центральная горизонтальная линия делит глазницу пополам проходя почти по верху грушевидного отверстия. Слуховое отверстие находится чуть ниже центра пересекающихся линий.
Многие художники используют систему двух овалов.
.
Череп в фас скорее будет заключён не в квадрат, а в прямоугольник.
Так как каждый человек не повторим то и черепа очень разные, имеющие форму квадрата, прямоугольника, и даже пирамидальную форму, поэтому мы берём усреднённые, приблизительные значения.
Делим также напополам по вертикали и горизонтали.
Есть три равные части, на которые всегда можно разделить череп.
Это расстояние от подбородка до основания грушевидного отверстия, расстояние от грушевидного отверстия до линии бровей и от линии бровей до начала роста волос.
Теперь можно увидеть, что линия у грушевидного отверстия, если её продолжить будет проходить по краю (углу) скуловой кости.
Так же если провести линию по нижнему краю глазниц, то она будет совпадать с верхней частью скуловой дуги.
Несколько рисунков из книги Бамеса, в помощь при построении черепа.
Список использованной литературы:
1.Gottfried Bammes-издательство Volk and Wissen/1985 год.
2.Ене Барчаи Анатомия для художников-Издательство Эксмо-Пресс.
3.Сайт Анатомия человека http://anatomus.ru.
4.Сайт шедевры Омска.http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/601-anatomiya-ch…
5. Видео лекции Александра Николаевича Рыжкина.
Череп. Пластика и построение | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Скелет | Главная | Мускулатура »
Автор: admin | 05 Сен 2014
Череп — костная основа головы. Верхнезадняя часть черепа – мозговой череп — включает головной мозг и слуховой аппарат. Передненижняя часть черепа — лицевой череп — составляет основу лица и его деталей (нос, глаза, рот). Череп состоит из костей, соединённых между собой неподвижно с помощью швов, и нижней челюсти, которая соединяется с черепом суставами.
Поверхность мозгового черепа образуют: снизу и сзади непарная 1. затылочная кость, спереди 5. непарная лобная и парные кости: сверху — 2. теменные, с боков 3. височные и 4. клиновидные кости.
Череп. Вид снизу. 3а Затылочный бугор 3б, 3в Затылочная линия 3г Большое затылочное отверстие 3д Суставной мыщелок 4а Боковая чешуя 4б Сосцевидный отросток 4в Наружный слуховой проход 4г Шиловидный отросток 4д Суставная ямка 6 Скуловая кость
1. Затылочная кость служит основанием черепа; через её посредство череп сочленяется с позвоночным столбом; на поверхности затылочной кости имеются два суставных мыщелка, которые образуют с первым позвонкам — атлантом — два двухосных сустава. Между мыщелками лежит большое затылочное отверстие, посредством которого полость черепа переходит в позвоночный канал (через это отверстие головной мозг соединяется со спинным). Часть затылочной кости скрыта внутри шеи, так как к ней прикрепляются задние шейные мышцы, часть лежит под кожным покровом затылка; по средней линии, на уровне границы прикрепления мышц, лежит непарное наружное затылочное возвышение.
Череп. Вид сверху. 9 Венечный шов 10 Сагиттальный шов 11 Лямбдовидный шов
2. Верхняя часть черепа образована двумя теменными костями, которые, соединяясь по средней линии, образуют стреловидный шов. Наиболее выпуклая часть каждой теменной кости — это теменной бугор. Сзади теменные кости соединяются с затылочной костью, спереди — с лобной костью.
Череп. Вид сзади. 3 Затылочная кость 3а Затылочный бугор 3б, 3в Затылочная линия 4б Сосцевидный отросток 10 Сагиттальный шов 11 Лямбдовидный шов
3. К затылочной и теменным костям справа и слева примыкают височные кости. Внутри височной кости помещается слуховой аппарат; к нему с наружной поверхности кости ведёт наружный слуховой проход, соединяющий слуховой аппарат с ушной раковиной. Позади наружного слухового прохода выступает сосцевидный отросток. Перед наружным слуховым проходом тянется вперед скуловой отросток, который, соединяясь со скуловой костью, образует скуловую дугу — костный мостик, огибающий боковую поверхность черепа. Ниже и глубже скулового отростка и впереди наружного слухового прохода расположена ямка, образующая суставную площадку для сочленения с суставным отростком нижней челюсти, она так и называется — суставная ямка нижней челюсти. Впереди к височной кости примыкает
Череп. Вид сбоку. 1 Лобная кость 2 Теменные кости 3 Затылочная кость 4 Височная кость 4а Боковая чешуя 4б Сосцевидный отросток 4в Наружный слуховой проход 4г Шиловидный отросток 5 Передний остистый отросток 7 Носовые кости 9 Венечный шов 11 Лямбдовидный шов
4. клиновидная кость: вверху она соединяется с теменной и лобной костями, спереди со скуловой костью. Клиновидная (иначе — основная кость) служит дном височной впадины.
5. Лобная кость образует поверхность лба, замыкая мозговую полость спереди. Вверху на лобной кости расположены два лобных бугра, ниже — две выпуклости — надбровные дуги; между ними — надпереносье— площадка над носом, чаще всего углублённая.
Передняя поверхность лобной кости справа и слева продолжается в боковые поверхности. На месте перехода образуются выпуклые височные линии, которые тянутся назад и переходят на поверхность теменных костей, образуя верхние границы височных впадин. Височная впадина — плоское углубление на боковой поверхности черепа, ограниченное снизу скуловой дугой; в глубине её лежит височная мышца. Спереди поверхность лобной кости, минуя надбровные дуги, заворачивает под углом и, образовав нижний край лба, тянется вглубь черепа, где образует верхние стенки глазных впадин (глазниц).
Лицевой череп начинается от нижнего края лобной кости и образуется костями: 1. скуловыми, 2. верхнечелюстными, З. носовыми, 4. нижнечелюстной.
Череп. Вид спереди. 1. Лобная кость 1а Лобные бугры 1б Надбровные дуги 1в Височные линии 2 Теменные кости 4 Височная кость 4б Сосцевидный отросток 5 Верхняя челюсть 6 Скуловая кость 8 Нижняя челюсть
1. Скуловая кость, парная, выступает сбоку черепа над щекой; вверху она соединяется с лобной костью, сзади – с височной костью, образуя уходящей назад костный выступ — скуловую дугу. Скуловые кости и скуловые дуги у худощавых людей резко выступают под кожным покровом. Выпуклые скуловые кости сильно расширяют лицо; при плоских скуловых костях лицо делается узким. Внутри скуловая кость соединяется с верхнечелюстной костью.
2. Верхнечелюстная кость (ВЧК), парная, участвует в формировании глазниц, ротовой и носовой полости. Верхнечелюстные кости — основа лицевой поверхности, лежащей между глазами и ртом, они же образуют нижние стенки глазниц. Лобные отростки этик костей образуют боковые костные стенки носа, ограничивая справа и слева носовое грушевидное отверстие. Верхнечелюстные кости соединяются друг с другом по средней линии, замыкая носовое отверстие снизу и образуя переднюю носовую ость — место крепления хряща носовой перегородки. Внутри верхнечелюстной кости находится гайморова полость, на передней её поверхности ниже глазницы расположено углубление, именуемое собачьей ямкой. Далее, книзу верхнечелюстная кость переходит в ячеистый отросток, который у взрослых состоит из 8 ячеек, содержащих корни зубов. Правый и левый ячеистые отростки сращены по средней линии и образуют подковообразную форму, которая в быту называется «верхней челюстью». Слизистая оболочка, покрывающая эти отростки, называется дёснами. Кзади от обеих челюстей отходят горизонтальные костные пластинки, которые тоже сращены посредине и образуют большую часть твёрдого нёба, отделяющего полость рта от полости носа.
3. Верхнее-переднюю часть костной поверхности носа образуют две носовые косточки, которые вверху сращены с лобной костью, книзу и сбоку — с лобными отростками верхнечелюстных костей и, кроме того, между собой по средней линии. Остальная часть скелета носа образована хрящами.
4. Лицевой череп снизу замыкается нижнечелюстной костью, которая состоит из подковообразной части — тела нижней челюсти и двух отходящих вверх отростков — ветвей нижней челюсти, расположенных по отношению к ней пол тупым углом.
8а Суставной отросток 8б Венечный отросток 8г Челюстной угол 8д Подбородочное возвышение
Впереди на нижней челюсти имеется подбородочное возвышение; места перехода тела на ветви называются углами нижней челюсти. Тело нижней челюсти вверху несёт на себе луночковый край, в котором расположено у взрослого человека 16 ячеек, где содержатся корни зубов. Вверху каждая ветвь нижней челюсти делится на два отростка: передний — венечный и задний — суставной.
Нижняя челюсть. Вид сбоку. 8а Суставной отросток 8б Венечный отросток 8в Полулунная вырезка 8г Челюстной угол 8д Подбородочное возвышение
Суставные отростки, правый и левый, сочленяются с суставными площадками, расположенными в углублениях височных костей. Суставы нижней челюсти весьма подвижны, сумки их растяжимы, благодаря этому нижняя челюсть передвигается вперёд и в стороны, а суставные отростки выходят из суставных ямок и упираются в окружающие их костные выступы.
В лицевом черепе расположены глазницы, носовое (грушевидное) отверстие и полость рта.
Пластика и построение черепа.
Рассматривая череп рядом с головой натурщика, можно убедиться, что большинство выступов и углублений черепа заметны на поверхности живой головы. Наиболее рельефны: лобные бугры, — надбровные дуги, край лобной кости, образующий верхние края глазниц, височные линии, скуловые кости и скуловые дуги, тело и углы нижней челюсти, сосцевидные отростки височной кости, теменные бугры и наружное затылочное возвышение, надпереносье и переносье, передняя носовая ость и подбородочный бугор, собачья ямка и т.д.
Поскольку череп представляет собой анатомическое образование, где парные формы симметрично располагаются по обе стороны воображаемой срединной плоскости, постольку и в его изображении надо придерживаться метода построения объёмных парных форм — располагать их по обе стороны срединной плоскости, создавая симметричное целое.
Срединная плоскость как бы рассекает симметричную форму черепа на две равные половины и будет проходить через наружное затылочное возвышение, середину затылка, по стреловидному шву, через середину лобной кости и надпереносья, посередине носа, через переднюю носовую ость и через подбородочное возвышение; пересекаясь с поверхностью черепа, она образует срединную линию.
Срединная линия — одна из главнейших координат построения — намечается в самом начале работы над изображением черепа, чтобы, определив его поворот, строить по обеим сторонам соответствующие симметричные части черепа. Второй главнейшей координатой служит линия, параллельная краю лба, которая пересекает срединную плоскость накрест, проходя через середину глазниц и далее через скуловые дуги и ушные отверстия, и в основном определяет — поднята или опущена голова. Если линия края лба лежит выпуклостью вверх — голова поднята, если выпуклостью вниз — голова опущена. Эти две пересекающиеся линии, так называемая «крестовина», правильно намеченные, могут определить любой поворот и наклон головы.
Идентично с горизонтальной линией крестовины нужно намечать кривую, соответствующую нижней челюсти, в особенности при ракурсе снизу. Дальнейшее построение идёт уже на этой основе. По обе стороны срединной плоскости откладываются симметричные лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, скуловые кости, собачьи ямки, правая и левая половина верхней и нижней челюсти, височные и теменные кости и видимая часть затылочной кости. Рисуя, все время мысленно надо представлять себе, как по ту сторону срединной плоскости, в пространстве, объёмно расположены части черепа, симметричные изображённые, но не видимые с данной позиции. Для уяснения этого полезно бывает время от времени в процессе рисования вставать с места и осматривать череп со всех сторон, а затем продолжать рисунок с передней позиции.
Детский череп меньше черепа взрослого человека. Высота лицевой части детского черепа меньше высоты мозговой части, так как ещё очень малы челюсти, лобные бугры сильно развиты и выступают, надбровные дуги мало заметны.
Женский череп обычно меньше мужского; высота лицевой части относительно мозговой части меньше, чем у мужского черепа. Лобные бугры на женском черепе развиты больше, а надбровные дуги меньше, чем у мужского черепа.
Читать далее Мускулатура
Темы: Пластическая анатомия | Ваш отзыв »
Отзывы
череп | Определение, анатомия и функции
Череп , скелетный каркас головы позвоночных, состоящий из костей или хрящей, которые образуют единое целое, защищающее мозг и некоторые органы чувств. Верхняя челюсть, но не нижняя, является частью черепа. Череп человека, часть, в которой находится мозг, имеет шаровидную форму и относительно велик по сравнению с лицом. У большинства других животных лицевая часть черепа, включая верхние зубы и нос, больше черепа.У людей череп поддерживается наивысшим позвонком, называемым атласом, который позволяет кивать. Атлас включает следующий нижний позвонок, ось, чтобы обеспечить движение из стороны в сторону.
- человеческий череп Человеческий череп сбоку и спереди. Encyclopædia Britannica, Inc.
- человеческий череп Основание человеческого черепа. Encyclopædia Britannica, Inc.
Британская викторина
Человеческое тело
Где образуются красные кровяные тельца?
У людей основанием черепа является затылочная кость, в которой есть центральное отверстие (большое затылочное отверстие), через которое проходит спинной мозг.Теменная и височная кости образуют боковые стороны и самую верхнюю часть купола черепа, а лобная кость образует лоб; черепное дно состоит из клиновидной и решетчатой костей. Лицевая область включает скуловые или скуловые кости (скулы), которые соединяются с височными и верхнечелюстными костями, образуя скуловую дугу под глазницей; небная кость; и верхнечелюстные кости. Полость носа образована сошником, носовой, слезной и носовой костями.У младенцев швы (суставы) между различными элементами черепа рыхлые, но с возрастом они срастаются. У многих млекопитающих, таких как собака, есть сагиттальный гребень по центру черепа; это обеспечивает дополнительное место прикрепления височных мышц, которые закрывают челюсти.
- нижний вид человеческого черепа Нижний вид человеческого черепа. Encyclopædia Britannica, Inc.
- внутренняя поверхность человеческого черепа Внутренняя поверхность человеческого черепа. Британская энциклопедия, Inc.
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Вид человеческого черепа сбоку (сбоку) Человеческий череп, вид спередиЧереп , или череп , представляет собой набор костей, которые составляют голову позвоночного и удерживают на месте все части тела в голове. [1] Поддерживает структуру лица и образует защитную полость для мозга. [2]
Череп не только защищает мозг, но и определяет расстояние между глазами и ушами.Это обеспечивает стереоскопическое зрение и помогает мозгу определять направление и расстояние звука. У некоторых животных череп также выполняет защитную функцию (например, рогатые копытные). На лобной кости крепятся рога. [3] [4]
Череп состоит из ряда соединенных (сросшихся) плоских костей. У человека череп взрослого человека обычно состоит из 28 костей.
Черепа можно классифицировать по фенестрам, которые являются окном или отверстием в черепе. Существует 5 типов фенестр:
- Анторбитальное окно
- Нижнечелюстное отверстие
- Квадратно-суставное отверстие
- Подплюсневое отверстие
- Височное окно
Викискладе есть медиафайлы, связанные с черепами . |
Скипетр черепа — OSRS Wiki
Из старой школы RuneScape Wiki
Перейти к: навигация, поиск В RuneScape Wiki также есть статья: rsw: Skull scepterСкипетр черепа | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выпущено | 4 июля 2006 г. (Обновление) | ||||||||||||||||||||||||
21 Участники | Нет | ||||||||||||||||||||||||
921 Quest | |||||||||||||||||||||||||
Свойства | |||||||||||||||||||||||||
Торговля | Нет | ||||||||||||||||||||||||
Оборудован | Да | ||||||||||||||||||||||||
Стекируемый | Нет | ||||||||||||||||||||||||
Уничтожив | , вы можете получить все остальные части, собрав все остальные части. Оплот безопасности. | ||||||||||||||||||||||||
Осмотрите | Хрупкий магический скипетр. | ||||||||||||||||||||||||
Значения | |||||||||||||||||||||||||
Стоимость | 1 монета | ||||||||||||||||||||||||
High alch | 0 монет | ||||||||||||||||||||||||
Low alch | 0 | 4 кг||||||||||||||||||||||||
Дополнительные данные | |||||||||||||||||||||||||
Идентификатор предмета | 9013 | ||||||||||||||||||||||||