« Съедобные и несъедобные грибы» | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
« Съедобные и несъедобные грибы»
Составила :
Шаронова Елена Анатольевна
Нижнекамск
Цели: Познакомить детей с грибами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Задачи:
Образовательная:
-Расширять представления детей о многообразии грибов в родном крае.
-Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы.
-Учить отгадывать загадки про грибы по их характерным признакам.
-Познакомить с понятием о том, что лесные грибы относятся к царству грибов.
-Формировать представление о строении и способе размножения грибов.
-Расширять знания детей о пользе и применении грибов.
-Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы, после обработки.
-Способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению грибов.
Развивающая:
-Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательная:
— Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.
Ход занятия:
Загадка про гриб
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб. Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей). По грибы всякий ходит – и старый и малый. У нас в лесах немало всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся.
Оказывается, деревья и грибы с давних времен дружат. Попробуйте сами определить, под каким деревом растут грибы подберезовики? А подосиновики? А дубовики? А буковики? (Ответы детей).
Так какие же грибы можно найти в наших лесах. А вот такие.
Это маслята. (Показ картинок). Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же названии эти грибы маслятами? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные грибочки маслята.
А это опята. (Показ картинок). По картинке сразу можно догадаться где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
А у этих грибов несколько названий. (Показ картинок). В книжках они называются – серые рядовки. А люди зовут их просто – мышата или серенькие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Ну а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. (Показ картинок). Названий у него несколько: белый гриб, боровик, медвежатник. Очень уж вкусен этот гриб, потому и считается грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус. Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей). Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. Мушки эти откладывают свои яички в ножку гриба, яички превратятся в личинок, а те начнут выедать мякоть гриба и доберутся до шляпки. Тогда станет гриб трухлявым, никому не нужным.
А сейчас вставайте и выходите на коврик – мы отправляемся к медведю в бор за грибами и ягодами. Подвижная игра «У медведя во бору». Выбирается – «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой площадки. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце площадки и на слова « у медведя во бору грибы ягоды беру» идут в сторону «медведя», наклоняясь, как бы собирая грибы и ягоды. Когда заканчиваются последние слова «а медведь сидит и на нас рычит», лов-«медведь» с рычанием встает и ловит убегающих детей.
Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите насекомых, не разводите костры.
Кто из вас ходил в лес собирать грибы? (Ответы детей). Помните, что «не каждый гриб в кузовок кладут», а почему? Есть грибы ядовитые? Почему же они ядовитые? (Ответы детей). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Самый опасный гриб в крымских лесах – бледная поганка. Посмотрите на нее и хорошенько запомните. (Показ картинок). Напомните мне, обитают ли в Крыму ядовитые змеи? Как называется эта ядовитая змея? (Ответы детей). Так вот, яд степной гадюки совсем слабенький по сравнению с сильнейшим ядом бледной поганки.
А вот загадка про еще один ядовитый гриб:
Похож этот гриб на божью коровку,
Да пятнышки не те.
( Мухомор)
Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях.
Дидактическая игра «Кузовок»
А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.
Все грибы долго перечислять. Богаты наши леса, и делятся охотно с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда одарит он и вас, и для других останется.
А теперь я хочу прочитать вам сказку Т. Николаева «Замечательный зонтик» про приключения колобка.
Сказка «Замечательный зонтик»
Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.
Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?
Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», — думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, — думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем.
Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», — подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.
— Кто это вздыхает тут?
— Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!
Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?
— Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.
Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!
Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.
— Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!
— И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.
Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:
— А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.
Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
— Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
— Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.
— И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».
Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.
Вопросы:
1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?
3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?
4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?
5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?
6. Как используют грибы в пищу?
7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?
После занятия можно выполнить лепку, аппликацию, ручной труд на тему «Грибы». Рассмотреть стенды о съедобных и ядовитых грибах. Провести конкурс загадок о грибах.
Загадки о грибах
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята?
(Белка)
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Гриб)
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет.
(Гриб)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(Боровик)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(У гриба)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я?
(Подосиновик)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
Урок окружающего мира по теме «Грибы». 2-й вспомогательный класс
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по теме “Грибы”.
Задачи:
— создать оптимальные условия для активизации словаря;
— развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, развивать кратковременную зрительную память, тактильное восприятие;
— развивать познавательные интересы и расширять кругозор у детей;
— воспитывать положительную мативациюк
изучению природы, бережное отношение к природе.
Словарь: опята, грибы солят, грибы сушат.
Оборудование:
— мультемедийная аппаратура;
— таблички, картинки;
— муляжи грибов;
— индивидуальные карточки с заданиями;
— натуральные объекты: овощи, фрукты;
— баночка с солеными грибами;
— сушеные белые грибы и сушеные опята;
— белка с корзинкой (игрушка).
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети входят в класс, каждый ученик приветствует гостей.
— Здравствуйте! Доброе утро!
— Дети, улыбайтесь друг другу. У вас хорошее настроение, вы будете хорошо заниматься и все получите оценки “5”. Сядьте. Наденьте наушники.
1. Проверка аппаратуры.
— Ребята, кто услышит свое имя – поднимет руку.
2. Речевой момент.
— Какой будет урок? (Урок окружающего мира)
— Сейчас зима или лето? (Зима)
— Какой месяц? (Месяц февраль)
— Капуста – это фрукт? (Капуста – это овощ)
— Кто сегодня дежурный? Расскажи о погоде.
(Сообщение дежурного о погоде)
(Сегодня погода ясная. Небо голубое. Солнце светит ярко. Дует ветер. Сегодня холодно)
— Какой дежурный звук? (Дежурный звук [c])
— Встаньте.
3. Фонетическая зарядка [c].
— Хорошо говорите звук [c]. Хорошо говорите все звуки.
(Работа над голосом по силе, дети читают слоги тихо – громко).
са СА
са са СА
— Спокойно сядьте.
1-й слайд. Презентация
— Что здесь лишнее? (Капуста)
— Почему? (Капуста – это овощ)
— А остальное что? (Грибы)
4. Целевая установка.
Сегодня наша тема “Грибы”. (Прикрепляется на доску табличка [Грибы].) Спросите у меня, что будем делать? (Людмила Васильевна, что мы будем делать?)
— Мы будем играть, и говорить о грибах.
II. Работа по теме урока.
1. Сюрпризный момент.
— К нам в гости пришла белка. Много всего принесла. Какие грибы в корзинке? (Подберезовик белый гриб, мухомор, лисичка)
— Молодцы, говорит белка. Какие еще грибы вы знаете?
2. Индивидуальные задания по карточкам.
— Женя, подпиши названия грибов.
— Виталий, подложи таблички к картинкам.
— Валера, приклей таблички к картинкам.
— Ваня, подложи таблички к картинкам на доске.
— Света, составь предложение по картинке.
(Ежик собирает грибы; подберезовик, …, … и т.д.)
Проверка.
— Виталий, проверь Валеру, правильно ли он выполнил задание?
3. Составление диалога.
— Света и Виталий, составьте диалог по схеме.
— Что это? (Показывают на картинки с изображением грибов)
— Это …
Учитель проверяет, верно, ли выполнены задания учащимися.
— Ребята, проверьте, правильно ли Ваня выполнил задание на доске?
4. Физкультминутка.
Игра “Поймай слово”.
— Встаньте. Будем играть. Услышите грибы, хлопайте в ладоши, услышите овощи – молчите. (Мухомор, морковь, помидор, подберезовик, белый гриб, лук, лисичка)
5. Закрепление строение гриба.
— Белка просит вас, чтобы вы составили грибы.
(На доске ножки грибов — из бумаги, детям раздаются шляпки грибов, раздает их белка).
Дети по одному выходят к доске и соединяют свою шляпку с соответствующей ей ножкой.
— Назови, какой это гриб? (Это — гриб…)
— Знаете ли вы части гриба, спрашивает у вас белка?
2-й слайд
— Что это? (Это шляпка. Это ножка. Это грибница. После ответов учащихся “выплывают” названия частей гриба)
6. Охрана природы.
— Дети, можно рвать грибы руками? (Нет)
— Какое правило нужно помнить?
3-й слайд
— Прочитаем правило.
(На слайде вторая картинка перечеркивается
красными линиями. )
7. Коррекционно-развивающее упражнение на развитие концентрации внимания.
4-й слайд
(Иллюстрация к сказке “Под грибом”)
— Посмотрите внимательно на картинку. (10 секунд, затем слайд исчезает)
— Под каким грибом укрылись лесные жители?
— Какой это гриб? (Мухомор)
— Сколько лесных жителей там было?
— Кто это? Назовите, кого запомнили. (Заяц, лягушка, мышка, муравей, птичка, бабочка)
8. Игра “Чудесный мешочек”.
Ребята, белка предлагает вам поиграть.
Нужно разложить по группам овощи, фрукты, грибы.
(Дети вытаскивают из мешочка предметы, определяя на ощупь, что это за предмет. (Это лимон…и т.д.) Предмет подкладывают к табличкам: [Овощи] [Фрукты] [Грибы].
9. Составление предложений.
(Овощи растут в огороде. Фрукты растут в саду. Грибы растут в лесу.)
10. Закрепление понятий “съедобные грибы”,
“несъедобные грибы”.
Игра “Соберем грибы”.
— Мы идем в лес. Собирайте грибы.
(Дети по всему классу “собирают” грибы-муляжи. Звучит магнитофонная запись “Звуки леса”.)
— Молодцы ребята, много грибов нашли! Теперь давайте разберемся, какие грибы можно кушать, а какие – нельзя.
— Какой гриб ты нашел(-ла)? (Это белый гриб)
— Можно его есть? (Да)
— Что это? (Это мухомор)
— Можно его кушать? (Нет, нельзя)
(Каждый ученик называет свои грибы и определяет, можно есть их или нельзя. Таким образом, на столе образовываются две кучки грибов.)
— Ребята, как называются грибы, которые можно есть, и как называются грибы, которые есть нельзя? Подложите таблички к грибам.
(Дети подкладывают таблички: съедобные грибы, несъедобные грибы.)
— Запомните, что грибы собирать можно только вместе со взрослыми.
— Сложим все съедобные грибы в корзинку, а все
несъедобные грибы уберем, выбросим в мусорную
коробку.
11. Введение нового словаря.
— Ребята, Виталя нашел грибы, а как они называются, он не знает. Посмотрите внимательно, может вы их знаете?
(Рассматривание муляжа грибов.)
12. Описание опят. Сравнение опят с другими грибами.
— Эти грибы светло-коричневые по цвету. По размеру они меньше других грибов, у них тонкие ножки. Растут они не по одному, а большой семейкой, т.е. вместе много грибов, растут обычно на пеньках. Знаете эти грибы? (Нет). Спросите у меня. (Людмила Васильевна, какие это грибы?)
5-й слайд
(Картинки с изображением опят.)
— Вот эти грибы. Называются они опята. Посмотрите, какой дружной семейкой они растут, как много их на пне. Опята – съедобные грибы, их можно есть.
Закрепление правила.
— Ребята, можно сорвать опята руками?
— Как правильно срезать опята?
(Показ учителя.)
— Ребята, опята – это съедобные или несъедобные грибы?
(Учащиеся кладут опята в корзинку к съедобным
грибам. )
6-й слайд
— Белка спрашивает, вы узнали грибы опята? Где опята? Покажите.
(Дети выходят и показывают грибы опята.)
13. Коррекционно-развивающее упражнение на развитие мыслительной активности и долговременной памяти.
– Дети, посмотрите внимательно на эти грибы в корзинке, её принесла белка в начале урока. Как вы думаете, какой гриб лишний? (Мухомор. Почему?)
(Дети дают ответ при помощи алгоритма.)
— Мухомор лишний, потому что несъедобный гриб, а остальные – съедобные грибы.
— Правильно, молодцы дети. (Картинку с мухоморами отрезать ножницами.)
— Запомните, где какой гриб.
(Перевернуть картинки с грибами обратной стороной.)
14. Использование грибов человеком и животными.
— Поговорим о том, что люди делают с грибами.
7-й слайд
— Прочитайте предложения.
Варят суп. Жарят грибы, это вам знакомо, жарят
картофель, например, или котлеты.
Введение нового словаря.
Грибы солят — соленые грибы. (Показ баночки с солеными грибами.)
Грибы сушат — сушеные грибы. (Раздать детям сушеные белые грибы.)
— Это сушеные грибы, из них варят грибной суп. Потрогайте грибы, понюхайте их, приятно они пахнут?
8-й слайд
— Кто это? Что делает белка осенью? Какие запасы делает белка на зиму?
— Прочитайте. (Белка сушит грибы.)
Белка запоминает, где и на каком дереве она сушит грибы.
Развитие долговременной памяти. Вернуться к перевернутым картинкам грибов.
Вспомните, какой здесь был гриб? И т.д.
15. Составление связного монолога по плану.
Это…
съедобный гриб,
несъедобный гриб,
растет в лесу.
Образец монолога учителем.
Это мухомор.
Мухомор – несъедобный гриб.
Мухомор растет в лесу.
Затем каждому ученику дается индивидуальная карточка, по которой ребенок составляет связный монолог. Белка внимательно слушает каждого ученика, говорит ему “Молодец! Умница!” и гладит лапкой по головке.
III. Итог урока.
— Ребята, вам понравился урок?
— О чем мы говорили на уроке? (О грибах)
— Вы знаете, что природу надо беречь и охранять.
— Как правильно собирать грибы?
— Нельзя рвать грибы руками. (Чтение плаката)
— Что нового узнали? (Есть грибы опята)
— Вам было интересно на уроке?
— Какое сейчас у вас настроение?
Домашнее задание.
Нарисовать в тетрадях грибы опята.
Оценка знаний и умений учащихся. Вы хорошо работали, прочитайте, кто вы?
9-й слайд
— Белке понравилось, как вы работали на уроке,
понравилось то, что все вы хорошо знаете названия
грибов, знаете, какие из них съедобные, а какие –
несъедобные, охраняете природу. Белка угощает
вас орехами.
Мне тоже понравилось, как вы работали.
10-й слайд
фактов о грибах для детей
Гриб
Гриб — это плодовое тело одного из видов грибов. В отличие от растений, грибы не используют солнечный свет для производства энергии. Поганка — это другое название гриба. Некоторые грибы можно есть, и они используются для приготовления пищи во многих странах: Китае, Корее и многих странах Европы. Людей, которые ищут грибы для еды, называют микофагами , что означает «поедатели грибов». Процесс поиска грибов называется просто «грибничеством».
Содержимое
- Виды грибов
- Строение грибов
- Использование человеком
- Съедобные грибы
- Картинки для детей
Виды грибов
Мухомор ядовитый
- Мухомор (включает очень ядовитые и галлюциногенные виды)
- Подберезовик (съедобный)
- Кротовидные грибы
- Лисички (съедобные)
- Коралловые грибы (съедобные)
- Чашечные грибы (обычно съедобные)
- Желейные грибы (обычно съедобны, но имеют неприятный вкус)
- Трутовики (похожие на подберезовики)
- Психоделический (также известный как грибы)
- Слойки (обычно съедобные)
- Stinkhorns (съедобны, но плохо пахнут)
- Зубной грибок
Структура грибов
Морфологическая характеристика шляпок грибов
Идентификация грибов требует базового понимания их макроскопического строения. Большинство из них базидиомицеты и жаберные. Их споры, называемые базидиоспорами, образуются на жабрах и в результате падают мелким порошковым дождем из-под шляпок.
На микроскопическом уровне базидиоспоры отрываются от базидий и затем падают между жабрами в мертвое воздушное пространство. В результате у большинства грибов, если срезать шляпку и положить на ночь жаберной стороной вниз, образуется мучнистый отпечаток, отражающий форму жабр (или пор, или шипов и т. д.) (когда плодовое тело спорообразование). Цвет порошкообразного отпечатка, называемый отпечатком спор, используется для классификации грибов и помогает их идентифицировать. Цвета отпечатков спор включают белый (наиболее распространенный), коричневый, черный, пурпурно-коричневый, розовый, желтый и кремовый, но почти никогда не бывают синими, зелеными или красными.
Использование человеком
Съедобные грибы
Главная страница: Грибная охота
Agaricus bisporus , один из самых широко культивируемых и популярных грибов в мире
Кулинарные грибы доступны в самых разнообразных формах и цветах на этом рынке в здании паромной переправы в Сан-Франциско
. Грибы широко используются в кулинарии во многих кухнях (особенно китайской, корейской, европейской и японской). Хотя это не мясо и не овощи, грибы известны как «мясо» растительного мира.
Большинство грибов, продаваемых в супермаркетах, выращиваются в коммерческих целях на грибных фермах. Самый популярный из них, Agaricus bisporus , считается безопасным для большинства людей, потому что он выращивается в контролируемых стерилизованных условиях. Несколько разновидностей A. bisporus выращиваются в коммерческих целях, в том числе белые, кримини и портобелло. Другие культивируемые виды, доступные во многих бакалейных лавках, включают Hericium erinaceus , шиитаке, майтаке (лесная курица), Pleurotus и эноки. В последние годы рост благосостояния в развивающихся странах привел к значительному росту интереса к выращиванию грибов, которое в настоящее время рассматривается как потенциально важная экономическая деятельность для мелких фермеров.
Китай является крупным производителем съедобных грибов. В стране производится около половины всех культивируемых грибов, и более миллиарда человек потребляют около 2,7 кг (6,0 фунтов) грибов на человека в год. В 2014 году Польша была крупнейшим в мире экспортером грибов, сообщив, по оценкам, 194000 тонн (191000 длинных тонн; 214000 коротких тонн) в год.
Отделение съедобных видов от ядовитых требует тщательного внимания к деталям; не существует единого признака, по которому можно было бы идентифицировать все ядовитые грибы, или признака, по которому можно было бы идентифицировать все съедобные грибы.
Ряд видов грибов ядовиты; хотя некоторые из них напоминают определенные съедобные виды, их употребление может привести к летальному исходу. Употребление в пищу грибов, собранных в дикой природе, сопряжено с риском и должно осуществляться только лицами, хорошо разбирающимися в идентификации грибов. Обычная передовая практика заключается в том, чтобы сборщики диких грибов сосредоточились на сборе небольшого количества визуально отличительных съедобных видов грибов, которые трудно спутать с ядовитыми разновидностями.
Картинки для детей
Amanita muscaria , наиболее легко узнаваемая поганка, часто изображается в сказках и на поздравительных открытках. Его часто связывают с гномами.
Майтаке, трутовик
Гриб (вероятно, Russula brevipes ), зараженный Hypomyces lactifluorum , в результате чего появился «гриб-омар»
Мухомор джексонский пуговиц, выходящих из их универсальных вуалей
Синие жабры Lactarius indigo , грузди
Morchella elata asci при фазово-контрастной микроскопии
Agaricus bitorquis гриб, появляющийся летом из асфальтобетона
Горшечные желтые грибы ( Leucocoprinus birnbaumii ) на различных стадиях развития
Молодые грибы Amanita phalloides Погребальные грибы со спичечным коробком для сравнения размеров
Psilocybe zapotecorum , галлюциногенный гриб
Существует более 100 видов психоактивных грибов рода Psilocybe , произрастающих в регионах по всему миру.
Ганодерма линчжи
Трутовик, Fomes fomentarius
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Процитируйте эту статью:
Факты о грибах для детей. Энциклопедия Киддла.
Факты о грибах для детей
Гриб
Гриб — это плодовое тело одного из видов грибов. В отличие от растений, грибы не используют солнечный свет для производства энергии. А Поганка — другое название гриба. Некоторые грибы можно есть, и они используются для приготовления пищи во многих странах: Китае, Корее и многих странах Европы. Людей, которые ищут грибы для еды, называют микофагами , что означает «поедатель грибов». Процесс поиска грибов называется просто «грибничеством».
Содержимое
- Виды грибов
- Строение грибов
- Использование человеком
- Съедобные грибы
- Картинки для детей
Виды грибов
Мухомор ядовитый
- Мухомор (включает очень ядовитые и галлюциногенные виды)
- Подберезовик (съедобный)
- Кротовидные грибы
- Лисички (съедобные)
- Коралловые грибы (съедобные)
- Чашечные грибы (обычно съедобные)
- Желейные грибы (обычно съедобны, но имеют неприятный вкус)
- Трутовики (похожие на подберезовики)
- Психоделический (также известный как грибы)
- Слойки (обычно съедобные)
- Stinkhorns (съедобны, но плохо пахнут)
- Зубной грибок
Структура грибов
Морфологическая характеристика шляпок грибов
Идентификация грибов требует базового понимания их макроскопического строения. Большинство из них базидиомицеты и жаберные. Их споры, называемые базидиоспорами, образуются на жабрах и в результате падают мелким порошковым дождем из-под шляпок.
На микроскопическом уровне базидиоспоры отрываются от базидий и затем падают между жабрами в мертвое воздушное пространство. В результате у большинства грибов, если срезать шляпку и положить на ночь жаберной стороной вниз, образуется мучнистый отпечаток, отражающий форму жабр (или пор, или шипов и т. д.) (когда плодовое тело спорообразование). Цвет порошкообразного отпечатка, называемый отпечатком спор, используется для классификации грибов и помогает их идентифицировать. Цвета отпечатков спор включают белый (наиболее распространенный), коричневый, черный, пурпурно-коричневый, розовый, желтый и кремовый, но почти никогда не бывают синими, зелеными или красными.
Использование человеком
Съедобные грибы
Главная страница: Грибная охота
Agaricus bisporus , один из самых широко культивируемых и популярных грибов в мире
Кулинарные грибы доступны в самых разнообразных формах и цветах на этом рынке в здании паромной переправы в Сан-Франциско
. Грибы широко используются в кулинарии во многих кухнях (особенно китайской, корейской, европейской и японской). Хотя это не мясо и не овощи, грибы известны как «мясо» растительного мира.
Большинство грибов, продаваемых в супермаркетах, выращиваются в коммерческих целях на грибных фермах. Самый популярный из них, Agaricus bisporus , считается безопасным для большинства людей, потому что он выращивается в контролируемых стерилизованных условиях. Несколько разновидностей A. bisporus выращиваются в коммерческих целях, в том числе белые, кримини и портобелло. Другие культивируемые виды, доступные во многих бакалейных лавках, включают Hericium erinaceus , шиитаке, майтаке (лесная курица), Pleurotus и эноки. В последние годы рост благосостояния в развивающихся странах привел к значительному росту интереса к выращиванию грибов, которое в настоящее время рассматривается как потенциально важная экономическая деятельность для мелких фермеров.
Китай является крупным производителем съедобных грибов. В стране производится около половины всех культивируемых грибов, и более миллиарда человек потребляют около 2,7 кг (6,0 фунтов) грибов на человека в год. В 2014 году Польша была крупнейшим в мире экспортером грибов, сообщив, по оценкам, 194000 тонн (191000 длинных тонн; 214000 коротких тонн) в год.
Отделение съедобных видов от ядовитых требует тщательного внимания к деталям; не существует единого признака, по которому можно было бы идентифицировать все ядовитые грибы, или признака, по которому можно было бы идентифицировать все съедобные грибы.
Ряд видов грибов ядовиты; хотя некоторые из них напоминают определенные съедобные виды, их употребление может привести к летальному исходу. Употребление в пищу грибов, собранных в дикой природе, сопряжено с риском и должно осуществляться только лицами, хорошо разбирающимися в идентификации грибов. Обычная передовая практика заключается в том, чтобы сборщики диких грибов сосредоточились на сборе небольшого количества визуально отличительных съедобных видов грибов, которые трудно спутать с ядовитыми разновидностями.
Картинки для детей
Amanita muscaria , наиболее легко узнаваемая поганка, часто изображается в сказках и на поздравительных открытках. Его часто связывают с гномами.
Майтаке, трутовик
Гриб (вероятно, Russula brevipes ), зараженный Hypomyces lactifluorum , в результате чего появился «гриб-омар»
Мухомор джексонский пуговиц, выходящих из их универсальных вуалей
Синие жабры Lactarius indigo , грузди
Morchella elata asci при фазово-контрастной микроскопии
Agaricus bitorquis гриб, появляющийся летом из асфальтобетона
Горшечные желтые грибы ( Leucocoprinus birnbaumii ) на различных стадиях развития
Молодые грибы Amanita phalloides Погребальные грибы со спичечным коробком для сравнения размеров
Psilocybe zapotecorum , галлюциногенный гриб
Существует более 100 видов психоактивных грибов рода Psilocybe , произрастающих в регионах по всему миру.