Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста | Методическая разработка по рисованию на тему:
Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.
• Первая ступень
К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет — один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.
В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.
В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце — круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно — ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» (рис. 2 и 3 рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.). На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище
и руки.
Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.).
На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил однажды ребенка, нарисовавшего такого головонога:
— Как, у него только голова и ноги?
— Конечно, — отвечал ребенок, — этого довольно, чтобы видеть и ходить гулять.
Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Один психолог, просивший ребенка нарисовать его мать, сидевшую тут же, имел случай наблюдать, как ребенок рисовал мать, ни разу не взглянув на нее. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка очень легко вскрывают то, что ребенок рисует по памяти. Он рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он, следовательно, представляет себе в вещи. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
«Если он хочет нарисовать одетого человека, — говорит Бюлер, — то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек и в нем даже монеты».
Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. (рис. 5 и 6, рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.).
Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.
Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.
В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе. Педагогу следует показать новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
Начиная с 3,5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его «изделия».Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
• Вторая ступень
Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.
Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
Начиная с 5-6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая — справа. Они включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.
На рисунке 7 (рисунок взят из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) представлен рисунок десятилетнего мальчика, однако подобные рисунки – графические рассказы часто встречаются и у некоторых способных к рисованию детей в более раннем (дошкольном) возрасте. Все рисунки выполнены детьми самостоятельно и без возможности срисовывания.
В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.
Арамиль прикроет бойцов «Крылом ангела»: Общество: Облгазета
Прийти в храм и присоединиться к плетению сетей могут все желающие – специальные навыки для этого не требуются. Фото предоставлено Андреем Масловым.
Прихожане храма во имя Святой Троицы в Арамиле вносят свой вклад в решение задач специальной военной операции. С конца ноября они плетут маскировочные сети. На передовой, особенно когда в лесах и в поле в преддверии зимы сходит «зелёнка» и камуфляж становится не таким эффективным, они являются вещью незаменимой, помогая укрыть бойцов и технику от атак с земли и воздуха.
Идея заняться изготовлением маскировочных сетей принадлежит прихожанину храма, жителю села Патруши Андрею Маслову. От друзей -военнослужащих Андрей узнал, что сейчас они особенно нужны на передовой. Приближается зима, растительность лишается зеленого покрова. В такой ситуации камуфляжное обмундирование спасать перестает, и бойцы становятся уязвимыми для разведывательной техники и средств поражения противника.
Андрей проконсультировался с экспертами и активистами по изготовлению масксетей в других городах, изучил требования. Они должны быть легкими, прочными, влагоустойчивыми и незаметными на фоне местности. Обычные рыбацкие сети для маскировочной основы не подходят. Нужны заградительные сетки из более плотного капрона, которые используются для оснащения спортзалов.
Их заказали в специализированном магазине. С маскировочными элементами – лоскутами, крепящимися на сети, помогли активисты добровольческого движения в Патрушах и одно из арамильских предприятий по изготовлению туристического снаряжения.
– Размер основы – три на шесть метров. Сложнее всего было найти помещение, где можно ее растянуть, – вспоминает Андрей. – Первую сеть плели в одном из цехов мебельной фабрики в Патрушах, вторую – в Доме культуры (ее уже отправили вместе с гуманитарным грузом). Но нам хотелось организовать производство и в Арамиле, чтобы любой желающий мог прийти и поучаствовать. Обратился за помощью к настоятелю храма отцу Игорю. Он поддержал инициативу.
Акции дали трогательное название – «Крыло ангела».
– Вспомнили детский рисунок, где ангел крыльями защищает людей. У маскировочной сетки такая же функция – защищать воинов, – объясняет отец Игорь Константинов.
Мастерскую оборудовали на цокольном этаже храма. Она открыта ежедневно с восьми утра до восьми вечера.
– Откликнулись и молодежь, и пожилые. Люди приходят, когда могут. Кто-то нарезает лоскуты в виде листочков, кто-то привязывает их к сетке, – рассказывает отец Игорь. – Работа несложная, но кропотливая. Во время работы можно молиться. Во славу Божию делаем то, что будет защищать наших воинов.
Изготавливают маскировочные сети в двух вариантах – из лоскутков камуфляжных расцветок – для осени, и белых – для зимы. В настоящее время готовы две сети.
– Арамильская «маскировка» очень пригодится на позициях. Лоскутковая система выглядит очень естественно, – пояснил «ОГ» один из свердловских мобилизованных на условиях анонимности. Проверить, заметна ли сеть визуально, очень легко, говорит он:
– Первый вариант – положите готовую сеть около многоэтажного дома и попросите кого-то из знакомых или друзей подняться на самый высокий этаж. Второй, при наличии технической возможности – растяните маскировку над землей и «посмотрите» на нее сверху с помощью дрона. Если ее не видно – значит, вы всё сделали правильно.
- Опубликовано в №226 от 08.12.2022
«Детский рисунок многоэтажки…» Матвиенко Алексея
Детский рисунок многоэтажки нарисованный в…
Фото: Алексей Матвиенко
Детский рисунок многоэтажного дома нарисован карандашами. Карандашный рисунок дома. Детское искусство. Работа, нарисованная карандашом
Размер изображения | |
---|---|
Блок | |
точек на дюйм | |
Результат: |
Теги
- рисунок
- детский
- лето
- цветы
- облака
- дом
- цветок
- поляна
- расчистка
- тюльпан
- сказка
- сказочный
- фантазия
- растительность
- небо
- солнце
- акварель
- воображение
- искусство
- рисовать
- трава
- цвет
- жизнь
- иллюстрация
- красочный
- природа
- растение
- открытый
- разноцветный
- занимательный
- погода
- яркий
- бумага
- детские рисунки
- картина
- холм
- зеленый
Популярные снимки того же фотографа
Показать больше
Детский рисунок многоэтажного дома, нарисованный карандашами, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения.
Рис. ВД5-3920693agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 39,99 € | |
Информативный сайт | | 69,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 109,99 € | |
Путешествия и туризм | | 119,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | €139.99 | |
Корпоративное общение | | 199,99 € | |
Прямой маркетинг | | 299,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ВД5-3920693 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 23/09/2019 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5100 х 5373 пикселей — 43,2 х 45,5 см — 300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.