Рисунок фигуры человека
Изучение особенностей рисования фигуры человека — отдельный раздел в программе по рисунку.
При выполнении этой работы студенты решают конкретные учебные задачи:
- научиться определять положение всей фигуры человека в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений, определять характер движения каждой отдельной части тела;
- развить чувство пластико-структурно-функциональных связей в конструкции человеческой фигуры;
- выработать отношение к фигуре человека как к самому совершенному, красивому, гармоничному творению природы;
- развить творческую инициативу и самостоятельность, опираясь на приобретенный ранее опыт;
- постоянно помнить, что работу рисовальщика надо рассматривать как совокупность мышления и логики построения изображения в процессе наблюдения натуры, отсекать попытки бездумного копирования и срисовывания деталей;
- углублять профессиональные качества и графические навыки.
В качестве примера рассмотрим практическую работу «Рисунок мужской гипсовой фигуры». Студенты рисуют с натуры гипсовый слепок с античной статуи Геракла, стоящей выше уровня глаз. Для успешного выполнения этой работы автором выполнены рисунки, последовательно иллюстрирующие основные этапы работы.
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Статуя Геракла
Рисунок анатомической фигуры человека
Содержание
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Первый этап (рис.1,2)
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Второй этап (рис.3)
- Рисунок мужской фигуры. Третий этап (рис.3,4)
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Четвертый этап (рис.5-9)
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Пятый этап (рис.10)
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Шестой этап (рис.11)
- Рисунок мужской гипсовой фигуры. Седьмой этап (рис.12)
- Отметим некоторые обобщенные приемы, которые помогут в работе над рисунком фигуры человека.
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Первый этап (рис.1,2)
- Выбор места для рисования.
- Компоновка рисунка в плоскости листа.
- Выбор наибольшего размера высоты роста человека.
- Мысленное сравнение выбранной для рисования фигуры с учетом перспективных сокращений.
- Пометка яремной впадины.
Очень важен правильный выбор места для рисования. Место выбирается не только по эстетическим соображениям. Оно должно находиться на расстоянии двух-трех величин роста модели. Прежде чем коснуться карандашом поверхности бумаги, надо мысленно представить будущий результат. Учитывая отведенное на работу количество часов, необходимо распределить время: разделить свою работу на этапы с четкой установкой для каждого из них. Когда работа достигает определенной цели на каждом занятии, рисунок выполняется быстрее и результаты более существенны.
Компонуя фигуру человека на плоскости листа, необходимо избегать центрального изображения и следить за тем, чтобы боковые поля были разными по размерам. Большое значение при компоновке играют освещенность фигуры и фон, расположенный за изображением. Затененные места листа должны уравновешивать светлые. Передняя сторона фигуры содержит больше мелких деталей, чем задняя. Зритель, разглядывая их, должен иметь простор. Поэтому фон не может быть дробным, а край листа — располагаться близко. Перед передней стороной фигуры поле должно быть больше, чем перед задней. Если фигуру мы видим снизу, то верхнее поле над головой должно быть больше нижнего.
Рис.1. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Композиция рисунка — ответственный этап работы. От нее во многом зависит конечный результат. Спешить здесь не следует. Хорошо скомпоновать рисунок могут помочь использование в работе видоискателя и предварительное составление эскиза небольшого размера. При компоновке изображения рисующий использует только общую форму без деталей. Поэтому необходимо определить вначале пропорции прямоугольника, в который вписывается целиком вся фигура человека (Рис.1).
Вкомпоновывая фигуру человека в заданную плоскость, необходимо обратить внимание на направление движения отдельных форм человеческого тела. Намечать рисунок на бумаге надо обобщенно, обращая внимание не налетали, а на общий характер и движение формы. Можно сделать сразу живой набросок под влиянием первого впечатления от натуры.
Вкомпоновывая фигуру человека в плоскость листа, рисующий выбирает одновременно наибольшую высоту рисунка (Рис.1,2).
Рис.2. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Вспомнив канон мужской фигуры, рисующий должен найти характерные черты того человека, которого он изображает. А. Дюрер пишет: «Также в неодинаковости людей заключены красота и безобразие: одни имеют большие головы, другие — маленькие; одни широки в плечах, другие узки; некоторые широки в бедрах, подобно женщинам, другие узки; у некоторых — длинное туловище и короткие ноги, или наоборот. Каждый должен обращать внимание на подобные вещи, если он хочет что-то сделать».
Античный канон. Величина головы укладывается восемь раз в высоте всей фигуры. Если отметить эти восемь частей, то вторая часть будет находиться от подбородка до линии сосков; третья — от сосков до пупка; четвертая — от пупка до лобкового сочленения; пятая — от лобкового сочленения до середины бедра; шестая — от середины бедра до колена; седьмая — от колена до нижней части икорной мышцы; восьмая — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.
Пропорции мужской фигуры (рост 180 см).
Рисунок скелета человека
Передавая индивидуальные особенности фигуры человека, следует помнить, что отклонения от правил бывают очень незначительны. Учитывая перспективные сокращения, необходимо наметить размер головы и точку лобкового сочленения (Рис.3).
Высота головы является модулем фигуры и имеет большое значение при нахождении остальных пропорций. Лобковое сочленение делит фигуру на две основные части — торс с головой и нижние конечности. Находить эти величины надо только методом сравнения с наибольшим размером высоты. Обязательно наметить в рисунке яремную впадину.
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Второй этап (рис.3)
- Постановка в рисунке фигуры на горизонтальную плоскость.
- Определение центра тяжести и главной линии фигуры (обобщенно).
Плотно поставить фигуру в рисунке на горизонтальную плоскость — следующий ответственный этап работы рисовальщика. Для этого необходимо найти центр тяжести фигуры, опустив перпендикуляр из яремной впадины. В опирающейся на одну ногу фигуре он обязательно опустится на опорную точку стопы. Проверить это можно по отвесу или карандашу, придерживая его за заточенный конец грифеля. В нашем случае, когда фигура стоит выше глаз рисующего, необходимо особенно тщательно прорисовать след опорной ноги в перспективном сокращении.
От лобкового сочленения определите расстояние до вертела опорной ноги и соедините его с найденной ранее точкой стопы.
От яремной впадины наметьте, пока обобщенно, главную линию фигуры.
Рис.3. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Рисунок мужской фигуры. Третий этап (рис.3,4)
- Определение направлений основных наклонов (головы, плеч, таза, ног и рук).
- Нахождение правильных пропорций фигуры.
- Упрощенная пометка основных объемов фигуры.
Внимательно рассмотрев натуру, рисующий должен определить движение основных частей фигуры в пространстве. Начинать поиск и изображение направлений нужно с тазового отдела. Для этого следует найти опорные точки, расположенные на верхних краях подвздошного гребня тазовых костей. Сравнивая их между собой по высоте, необходимо провести линию и отложить точки слева и справа. Определяя направления плечевого пояса, обязательно надо сравнить их с направлениями тазового отдела и сопоставить эти два главных направления между собой. У человека, который опирается на одну ногу, направления эти будут противоположны. В своем трактате о живописи Леонардо да Винчи пишет: «Если фигура опирается на одну из своих ступней, то плечо с того бока, который опирается, всегда будет ниже другого».
Поиск направления наклона головы следует начинать от яремной впадины, определяя его относительно вертикали. Поворот головы определяют с помощью сечения, проходящего через стреловидный шов теменных костей черепа. Основные объемы нужно намечать на рисунке обобщенно, вписывая их в простые геометрические формы.
Расстояния внутри большой формы ищут, начиная от средней линии и парно. Так, грудина человека равна ключице. Соединив крайние точки, можно получить треугольник, который можно повернуть в пространстве по желанию рисующего, и т. д. Производить все построения следует, учитывая пропорциональную зависимость как отдельных частей, так и всей фигуры. Прежде чем намечать объемы конечностей, необходимо устанавливать коленную чашечку, внутренние и наружные лодыжки, пяточную кость и ногтевые фаланги пальцев. Пропорции рук определяют от головки плечевой кости. Локтевые суставы и нижние головки — от локтевой и лучевой костей. Нужно помнить, что кости плеча и бедер всегда длиннее предплечий и берцовых костей. Кисти намечают обобщенно, изображая «хватку» руки. Стопа должна иметь четко выраженный подъем.
Главное на этом этапе — не отвлекаться на мелкие детали. Воспринимать весь рисунок в целом лучше, если рисующий чаще смотрит на результат своего труда с расстояния двух-трех шагов от мольберта.
Очень важно увидеть в натуре целесообразную гармоничную взаимосвязь пропорций всех частей единого организма.
Рис.4. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Четвертый этап (рис.5-9)
- Линейно-конструктивный рисунок фигуры.
- Уточнение основных опорных точек для проверки правильности построения.
- Анатомические основы человеческой фигуры.
- Самоконтроль построений при помощи сечений.
Линейно-конструктивный рисунок следует строить от середины фигуры вниз, а затем вверх. Прорисовка головы осуществляется в последнюю очередь. Начинать конструктивно-линейный рисунок нужно с прорисовки главной линии, начиная от яремной впадины и кончая лобковым сочленением — спереди и от седьмого шейного позвонка до копчика — сзади. Рисунок ведут «прозрачно», т. е. рисуют невидимую часть фигуры. Проверять правильность рисунка по вертикалям и горизонталям можно лишь тогда, когда уточнены места расположения опорных точек (см. рис.5).
Рис.5. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Помечая расстояния между опорными точками и сравнивая их между собой, рисующий может осуществлять самоконтроль.
И наконец, проверка рисунка проводится через поперечные сечения (см. рис.5). Выполняя линейно-конструктивный рисунок, студенты должны применять свои знания пластической анатомии, полученные ранее. Используя их, нужно уметь находить изменения рельефа формы, вызванные конкретными движениями человека (см. рис.6,7).
Рис.6. Рисунок гипсовых слепков ног человека
Рис.7. Рисунок гипсовых слепков рук человека
Рисунок гипсовых слепков фигуры человека
Построение головы осуществляется на последней стадии линейно-конструктивного рисунка. Привязывая голову к плечевому поясу, рисовальщик должен представлять плечевой пояс не только в видимой части. Сверху плечевой пояс схематично имеет форму ромба. Верхние края лопаток и ключицы являются его сторонами. Если соединить седьмой шейный позвонок с яремной впадиной грудины, то эта линия будет короткой диагональю ромба. Ромб плечевого пояса имеет наклон вперед, так как седьмой шейный позвонок выше яремной впадины. Цилиндр шеи находится в центре плечевого пояса. Грудино-ключично-сосцевидная мышца связывает черепную коробку с плечевым поясом. Поэтому продольное сечение головы в рисунке нужно строить от яремной впадины. Следует изобразить вначале шею, а затем строить сечение снизу вверх (см. рис.8,9). Анатомический анализ форм фигуры человека идет до конца работы над рисунком.
Рис.8. Рисунок головы человека
Рис.9. Рисунок головы человека
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Пятый этап (рис.10)
- Определение освещенности фигуры.
- Построение границ и прокладка тоном собственных падающих теней.
Уже при выполнении линейно-конструктивного рисунка необходимо вводить тон. Линейный рисунок упрощает объемную форму, лишает ее трехмерности. Объединение линии и тона нацеливает рисующего на восприятие натуры «скульптурно». Кроме того, пятно приближает к передаче пластического характера модели и является еще одним способом самоконтроля.
Надо сразу же предостеречь рисовальщика от бездумной тушевки. На этом этапе мы приступаем вплотную к светотеневому рисунку. Но вводить тон следует не срисовывая, а строго придерживаясь определенной освещенности модели. Определяя границы собственных и падающих теней, надо штриховать от границы светоразделов мягко, прозрачно, с «запасом» карандаша. Мы «лепим» модель с помощью тона, проверяя пропорции освещенных и затененных мест, сравнивая их между собой. Не нужно еще стремиться к точным тоновым отношениям, главное — передать конкретную освещенность.
Такой подход приводит рисовальщика к цельности восприятия формы: свет остается еще белой бумагой, полутона и рефлексы пока отсутствуют.
Рис.10. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Шестой этап (рис.11)
- Определение основных тоновых отношений.
- Проработка полутонов.
- Введение фона для определения пространственных отношений.
На этом этапе работы вводится тон фона, что помогает рисующему воспринимать модель в пространстве и лучше чувствовать белизну гипса. Теперь можно вводить полутона, усиливая или ослабляя пятна тона, добиваться в рисунке точных тоновых отношений. Надо помнить, что перпендикулярно падающие лучи света освещают поверхность ярко. Если же луч света скользит по форме, он образует на ее поверхности полутени. Тени образуются там, куда луч света совсем не попадает. Сравнивая тона между собой, нужно обязательно определить в натуре самое темное и самое светлое место. Выявляя пространственные отношения, рисующий превращает двухмерную плоскость листа в трехмерную. Поэтому строго следите за силой тона модели и на фоне, за касаниями модели и фона в рисунке, уделяйте внимание краевому контрасту. В рисунке появятся рефлексы. Свет пока не нужно заштриховывать. Передавая на рисунке объем, работайте полутенями.
Рис.11. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Седьмой этап (рис.12)
Светотеневой рисунок гипсовой мужской фигуры человека.
Выполнять светотеневой рисунок мы начали на ранних стадиях работы. К рисунку нельзя подходить с чертежных позиций, изобразив сначала контур, а затем его затушевывать. Но все же на ранних стадиях была работа лишь над общей формой. Теперь необходимо перейти к прорисовке деталей фигуры. Моделируя выбранный участок фигуры, не нужно забывать о найденных ранее тоновых отношениях. Просто более внимательно всматривайтесь в натуру и рисуйте на основе тех знаний анатомии, которые получили ранее.
Работать следует остро заточенным карандашом, главным образом на переходах между тенью и светом. В рисунке необходимо четко проследить свет, полусвет, полутень, тень и рефлекс. Помните, что ярко освещенный гипс засвечивается. Поэтому свет прорабатывается мягко и очень осторожно. Тень и рефлекс также штрихуются мягко, иначе резкие пятна тона и резкие штрихи будут выворачивать форму. И только активно проработанные полутени смогут точно характеризовать форму.
Рис.12. Рисунок мужской гипсовой фигуры
Нельзя просто тушевать рисунок. Надо разбивать натуру и изображение на планы, которые обращены к рисующему под различными углами. Увидеть и изобразить грани этих планов — важная задача рисовальщика. С их помощью можно легко повернуть форму в пространстве и достигнуть трехмерности в рисунке.
Особо тщательно прорабатывают голову, кисти рук, ступни, коленные и локтевые суставы. В то же время, работая над деталями, нельзя забывать об уточнении в рисунке общей формы. Мышцы нельзя рисовать изолированно, не увязывая их между собой. Выдающийся русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Связь фигуры есть самая наитруднейшая часть рисунка. Характер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывания видимого. Связь же требует, во-первых, одушевления, неторопливости, больших знаний анатомии и в то же время сноровки и сверх всего этого необыкновенного чутья или таланта. Нужно, чтобы фигура была выражена во всех частях своих правильно!..»
Главная задача рисующего — все-таки изобразить фигуру человека в целом. Поэтому, заканчивая рисунок, нужно чаще смотреть на него издали, чтобы, сравнивая изображенное с натурой, увидеть ошибки и суметь исправить их.
Последняя стадия работы — обобщение. Часто после проработки деталей в рисунке появляется тональная пестрота, дробность формы. Устраняя недостатки, следует обращать внимание на то, чтобы отдельные места фигуры не превращались в «дыры» или не вырывались вперед. Обязательно нужно проверить совпадение самого темного и самого светлого мест в натуре и рисунке. Вспомните о тональном масштабе, посмотрите касания фигуры с фоном, тоновые отношения, взятые на фигуре и фоне.
Заканчивая рисунок, помните, что следует подчинить детали фигуры ее основному движению (позе), а также уточнить пространственные планы. При всем многообразии задач, изображая фигуру человека, рисующий должен акцентировать внимание на нахождении точных пропорций, характере формы и конструктивной слаженности человеческого тела.
Приведенное деление на этапы — условно. В силу своих индивидуальных качеств, знаний предмета, практического опыта рисующий выбирает свой путь. Рекомендуемые в данном учебном пособии стадии работы и советы, основанные на личном опыте автора, предостерегают начинающих рисовальщиков от скатывания в болото любительщины. Только профессиональный подход к делу гарантирует успех.
Отметим некоторые обобщенные приемы, которые помогут в работе над рисунком фигуры человека.
- При компоновке рисунка хорошо помогает использование видеоискателя. Чтобы изготовить его, нужно вырезать отверстие в листе бумаги, которое должно быть пропорционально той плоскости, на которой будет находиться изображение. Двигая видеоискатель в разных направлениях, находят удачную точку.
- По увиденному в видеоискателе нужно сразу же сделать обобщенный набросок. Понравившуюся композицию будущего рисунка необходимо уточнить четкой рамкой. Будет хорошо, если этот набросок будет изображен на полях основного рисунка, тогда во время работы он всегда будет перед глазами рисующего.
- Работать над изображением нужно только хорошо заточенным, мягким карандашом, правильно его держать, рисовать, мягко касаясь бумаги. Линии не должны быть черными. Резко выделяющаяся на изобразительной плоскости линия «диктует», заставляет автора рисунка поверить, не позволяет работать над исправлением ошибок. Особенно это важно на начальных стадиях работы.
- Находить правильные пропорции можно с помощью метода визирования. Придерживая карандаш в вытянутой руке и закрыв один глаз, отмечают пальцем меньший размер, а затем откладывают его по большей стороне. Таким способом выясняют, во сколько раз один размер больше другого. Пропорции фигуры человека можно находить с помощью натурального масштаба. Вытянув левую руку с полоской плотной бумаги и закрыв один глаз, отмечают карандашом части фигуры по вертикали. Эти величины будут точнее, если рисующий сидит на расстоянии от натуры в два-три роста фигуры. Естественно, размеры будут меньше натуральных и, конечно, не очень точные. Это механический прием. Пользоваться им можно только начинающим для проверки того, что сделано на глаз.
- Работая над рисунком фигуры человека, необходимо все время видеть ее целиком. Изображая отдельное место, нужно стараться не терять из виду весь рисунок. Поэтому нужно стараться рисовать снизу вверх — нельзя начинать рисунок человека с головы.
- Очень важно постоянно проверять нарисованное с помощью вертикальных и горизонтальных линий. Можно также продолжать контуры дальше существующих и замечать точки, в которые они попадают. Необходимо рисовать не только части тела человека, но и промежутки между ними.
- Вести моделировку деталей на рисунке лучше всего штрихом. Работать в этом случае нужно заточенным карандашом средней мягкости, накладывая частые штрихи по форме. Усиливать тон также лучше штрихом, меняя его направление. Штрихи не должны быть перпендикулярны друг другу.
- Заканчивать рисунок лучше, применяя «мягкую» технику. Боком мягкого карандаша, без штрихов, хорошо обобщать «вырывающиеся» штрихи, а черные места, которые «дырят», — снимать резинкой, прикладывая ее к этим местам.
Как рисовать фигуру человека
Человеческой фигурой мы завершаем круг типических объектов изображений.
К рисунку человеческой фигуры обычно предъявляются особо строгие требования, вытекающие из лучшего знания человеком своего собственного тела как в целом, так и в деталях.
Действительно, если я, рисуя ветки с листьями, не дорисую на ней одного листа или не досчитаю пяти тычинок в цветке липы, мне самому потребуется большого труда, чтобы это заметить, как мне не бросится в глаза неточное число костей в плавнике нарисованной рыбы по сравнению с натурой или даже число глаз у паука, если я не узкий специалист по перечисленным объектам. Но нарисованные неверно отношения в человеческой фигуре — например, величины головы по отношению к туловищу или хотя бы рта к носу человека,— сейчас же всякого останавливают и вызывают неудовлетворение в сходстве или даже ощущение уродства.
Как рисовать фигуру человекаЧеловеческая фигура по сравнению с животным представляет известные трудности и в изображении одежды.
Если перо птицы или шерсть четвероногого частично скрывают поверхность кожи животного, то сделанная человеческими руками одежда, все время меняющаяся под давлением той или иной моды, часто до неузнаваемости нарушает основные природные формы тела человека (рис. 213), и нужно хорошее знание изображения этой собственной формы, чтобы почувствовать ее под одеждой и дать себе отчет в том, почему одежда ложится такими-то складками на рукаве или спине при таком-то движении или повороте человека.
Если при рисовании человека в одежде у рисующего нет достаточного знания формы обнаженного человека, то на рисунке получается изображение не одетого человека, а всего-навсего пустой одежды, подобно тому, как незнание элементарной анатомии (скелета) при рисовании животного приводит к созданию рисунка кожи животного, а не его самого в целом.
Поэтому, приступая к изучению рисования человеческой фигуры, полезнее начать с рисунка человека, если не совсем обнаженного, то во всяком случае одетого в такую одежду, которая не скрывает основных форм и пропорций,— в майку, трусы и т. п.
Принцип построения изображения человеческой фигуры ничем не отличается от построения предыдущих объектов.
Как и раньше, предварительно надо познакомиться в основных чертах со скелетом человека и его пропорциями (рыс. 214).
Основной конструктивный стержень человеческого тела — спинной хребет, состоящий из 24 позвонков (между тазом и черепом), внизу жестко соединен с тазом, представляющим собой кольцо. Назначение таза — дать прочное соединение спинного хребта, а следовательно, и всего туловища с двумя ногами, которые должны нести всю тяжесть туловища. Кроме того, тазом, как чашей, снизу поддерживаются внутренности брюшной части туловища. В верхней части спинного хребта располагается грудная клетка, образующаяся из 12 пар ребер; 10 из них скреплены спереди грудною костью. К грудной клетке прикрепляются при помощи ключиц и лопаток руки. И. наконец, спинной хребет заканчивается черепом.
Нога человека, подобно ноге любого четвероногого, состоит из системы трех рычагов — бедра (1), двойной голени (2) и ступни с пальцами (3).
Бедро (бедренная кость) соединено с тазом «яблочным» шарниром, позволяющим делать в известных пределах круговые конические движения. К бедру в коленном суставе прикреплены две кости голени— большая и малая берцовые кости, к которым уже прикреплены плюсна с пальцами, составляющими ступню. Наличие двух костей в голени допускает, хотя и ограниченное, вращение ступни вокруг продольной оси голени, чем мы пользуемся, когда, идя, изменяем направление своего пути (рис. 2/5).
Рука прикреплена к туловищу более эластично, чем нога, и прикрепление ее преследует цель дать руке максимальную подвижность. Рука, как и нога, состоит из системы трех рычагов — плеча, двойного предплечья и пясти с пальцами, составляющей кисть (рис. 2/6).
ука соединяется со скелетом при помощи рычага — ключицы, к которой прикреплена лопатка, а к ней уже плечевая кость руки.
Ключица, как радиус, ограничивает движение плеча и не дает ему оторваться от туловища, а лопатка во время этого движения скользит по спинной части грудной клетки, будучи связана с ней системой эластичных мышц.
К плечу, к плечевой кости прикреплены (подобно голени) две кости предплечья, локтевая и лучевая, которые дают возможность вращаться кисти на предплечье еще более, чем пятке на голени (рис. 217). Если нормально мы можем пятку повернуть при неподвижном бедре на четверть круга, то кисть при неподвижном плече свободно вращается на полкруга.
Равновесие.
При рисовании стоящего человека важно отдать себе отчет, что человек стоит в результате борьбы между силою тяжести, которая всегда готова уронить его на землю, и мышечным сопротивлением этой силе.
Стоящий человек находится в неустойчивом равновесии. Условие равновесия вообще таково, что отвесная линия из центра тяжести должна проходить внутри многоугольника, описанного вокруг площадей опоры (пятки, подошвы обуви, лыжи и т. п.) (рис. 218). Поэтому естественно стремление расставлять ноги, когда надо крепче стоять, чтобы увеличить этот описанный многоугольник и тем обеспечить попадание в него отвеса из центра тяжести.
Как только мышцы перестают управлять равновесием, человек падает.
Четвероногое животное в этом отношении более устойчиво, и некоторые из них, как, например, лошади, даже спят стоя.
Ходьба человека представляет из себя ряд падений вперед (рис. 219), прерываемых поддержкой туловища освобожденной ногой, тогда как у четвероногих передние и задние ноги исполняют разные функции — задние отталкиваются, как у человека при беге, а передние попеременно поддерживают переднюю часть туловища. Эти соображения надо иметь в виду при рисовании идущего человека, туловище которого должно быть выведено из равновесия с центром тяжести впереди опоры.
При рисовании стоящей в фас фигуры мы часто встретимся с положением несимметричным, когда человек передает свой вес на одну какую-нибудь ногу — тогда таз, подобно коромыслу весов, становится косо, как это показано на схеме (рис. 220), и поворачивает вместе с собой нижние позвонки позвоночника, который выше начинает изгибаться, чтобы привести центр тяжести над ступней прямой ноги и тем восстановить равновесие.
Если человек сидит, то условия равновесия значительно изменяются в смысле облегчения равновесия, чему еще более помогает устройство мебели со спинкой и локотниками.
Если у стоящего человека голова и пятки связаны в одну систему равновесия, то сидящий человек представляет собою две независимые системы — туловище связано с тем, на чем человек сидит (рис. 221), а ноги независимо могут двигаться, и причем их движения никак не отражаются на положении туловища.
Чтобы не впадать в грубые ошибки пропорций при рисовании человека, надо знать некоторые общие средние отношения.
Пропорции. Величина головы по отношению к туловищу играет роль зрительного масштаба. Человек с маленькой головой кажется высокого роста (рис. 222), наоборот, большая
голова создает впечатление небольшого роста.
У детей относительная величина головы больше, чем у взрослых. Высота роста взрослых людей идет, главным образом, за счет длины ног, тогда как туловища разнятся между собой очень мало.
Обратите внимание на людей, сидящих на скамейке или за столом — как мужчины, так и женщины все почти одного роста.
Для ясности надо в рисунке закрывать попеременно то ту, то другую фигуру.
В человеке высокого роста высота головы (без шеи) помещается во всей фигуре приблизительно 8 раз, в человеке среднего роста 7
Опущенная рука с раскрытой ладонью касается середины бедра.
Низ живота — половина всего роста.
Линия глаз лежит на половине высоты головы. Длина носа равна приблизительно четверти высоты головы (рис. 224). А расстояние между глазами соответствует ширине одного глаза. Между ухом и краем глаза можно поместить по ширине почти два уха.
Расставленные горизонтально руки приблизительно равны высоте фигуры (рис. 225).
Одежда человека представляет из себя известные трудности для изображения, но, как всякую форму, стоит только привести ее в определенную систему — она делается понятной и доступной не только для рисования с натуры, но и по представлению.
Чтобы сознательно рисовать одежду — надо разобрать ее, во-первых, с точки зрения ее покроя, то есть повторяет ли она формы человеческого тела и насколько, или же это есть наброшенные на тело куски материи и т. д. Если повторяет, то надо уяснить себе, что представляет из себя, например, рукав, как он скроен и вшит, или что такое воротник платья, каково его назначение и почему он такой именно формы.
Во-вторых, надо разобрать, как сшита материя (ведь материя в основе своей есть плоская поверхность), как облегает она тело человека и как в движении образуются определенные складки.
подробное руководство для начинающих – Сей-Хай
Следуя этим советам от экспертов, вы овладеете искусством рисования людей. В первой части статьи вы узнаете все необходимое для рисования женской фигуры. Во второй для вас подготовлено пошаговое руководство по рисованию мужских фигур, а в третьей части вы поближе познакомитесь с рисованием движений и жестов.
Хоть считается, что каждый художник должен уметь рисовать фигуру человека, это один из самых сложных в освоении навыков, если, конечно, вы хотите владеть им в идеале. В этой статье я поделюсь техниками, которые использую и дам несколько советов, чтобы вы могли улучшить свои рисунки.
Несмотря на то, что знание пропорций человеческого тела важно, имейте в виду — это только база. Попытка подогнать каждого человека к идеалу стандартов высотой в восемь голов приведет к скучному и ничем не примечательному результату.
Чтобы у вас появился свой стиль, нужно много работать над направлением движения, живостью позы, плавностью характера линии. Однако если мы сделаем движение слишком выразительным, наш рисунок будет шататься. Чтобы не допустить этого, нам нужно работать над твердостью фигуры, но, если вы перестараетесь, рисунок будет слишком жестким. Вот почему так важно придерживаться баланса во всем. В этом руководстве вы узнаете, в чем заключается великий балансирующий акт рисования фигур.
1. Начните с простых формСначала набросайте основные пропорции.На этом этапе нужно быть максимально собранным. Для начального наброска я использую небольшой кусок угля шириной в два пальца. Нарисуйте основные пропорции, внося все необходимые коррективы, особенно если вы используете фотореференс.
2. Добавьте более точные линииСтарайтесь на этом этапе держать карандаш к верху, как на этом фото.После завершения первого этапа, будет намного проще рисовать более точные линии. Здесь я нарисовал лицо, размещая маленькие формы внутри большой. По сути, два моих основных принципа в рисовании — от большого к малому и от простого к сложному.
Обратите внимание на то, как я держу карандаш на фото выше. Рисование ладонью к верху отлично подходит для создания плавных длинных линий. Такой способ держания карандаша позволяет использовать ритм руки, а не жесткого запястья.
3. Подчеркните изгибыВам не нужно копировать именно то, что вы видите.Я постоянно анализирую фотореференс. При более внимательном рассмотрении то, что кажется ступней, на самом деле является скрученной лодыжкой. Поэтому, чтобы рисунок был более понятным, я решаю нарисовать стопу классической формы. Я не просто срисовываю, а стараюсь улучшить то, что с точки зрения художественной штриховки выглядит не совсем правильно. Обратите внимание, что я постоянно возвращаюсь к изгибам и делаю их выразительнее, чтобы рисунок был более живым.
4. Нанесите широкие штрихи углемВремя добавить глубины рисунку.На этом этапе я отхожу подальше от работы, чтобы посмотреть, имеет ли рисунок прочную структуру. После чего я наношу широкие штрихи углем. Помните, наша цель — интерпретировать натуру. Если вы будете оценивать успех по тому, насколько рисунок похож на натуру, вы получите жесткий рисунок, похожий на искаженную фотографию.
5. Превратите штрих в форму путем растушевкиРастушевка позволяет добавить и изменить все, что вы хотите.До сих пор я занимался построением структуры. Получился нормальный рисунок, но в нем нет никакого стиля. На этом этапе мы можем привнести в рисунок свой собственный стиль. Используя ткань, я растушевываю тон с формой. Это в свою очередь делает рисунок тусклее и дает мне второй шанс нарисовать более удачные линии поверх.
6. Проработайте тонаПродолжаем корректировать рисунок фигуры.Здесь я вношу небольшие структурные изменения и добавляю больше тона, подчеркивая язык тела. На этот раз это не заняло много времени — всего несколько минут. С этого момента моей целью является анализ и выяснение стиля рисунка.
7. Если это выглядит неправильно, значит, это неправильно!Иногда анатомически правильные детали будут выглядеть неправильно.Я использую тени, чтобы подчеркнуть позу, но то как выглядит тень от мечевидного отростка (небольшая кость под заостренной дугой грудной клетки) мне кажется странным. Несмотря на то, что это анатомически правильно, это нарушает один из моих законов об искусстве. Запомните: если это выглядит неправильно, это неправильно, даже если это правильно!
8. Используйте бумажную палочку для корректировкиВместо того чтобы добавлять штрихи углем, я использую тот уголь, который уже есть на бумаге.Используя бумажную палочку для растушевки, я распределяю уголь, который уже был на бумаге, вместо того, чтобы укладывать его еще раз. Это позволяет сохранять рисунок легким и свежим. Даже во время растушевки я прорисовываю фигуру. А чтобы не размазать рисунок, я использую лист бумаги.
9. Создайте блики с помощью ластикаСчитайте, что ластик — это еще один инструмент для рисования.Я «рисую» блики мягким ластиком. Для меня ластик скорее инструмент для рисования, а не инструмент для исправления. Делайте это не спеша, особенно на ранних этапах. Быстрое рисование – это неоправданная экономия времени. Если будете спешить, вы неизбежно потратите больше времени на исправление ошибок.
10. Сделайте перерывПосле перерыва, вам будет легче заметить неточности.Я делаю небольшой перерыв на кофе и возвращаюсь к рисунку, чтобы оценить его свежим взглядом. Перерыв помогает мне более ясно увидеть «баги» в рисунке. Теперь я замечаю, что груди слишком похожи по форме, а нижняя часть грудной клетки слишком гладкая. Я делаю небольшие исправления и готовлюсь к финальному этапу рисования.
11. Рисуем фонЗамша отлично подходит для создания абстрактных узоров.Я делаю жирный штрих углем, затем, играя с текстурами, размазываю его замшей. Я узнал об использовании замши от Гленна Вильппу несколько лет назад, и с тех пор она стала частью моего арсенала для рисования. Здесь я использую ее для создания абстрактных полос, чтобы закрепить фигуру в пространстве и добавить стиля рисунку.
12. Привнесите немного фантазии в свой рисунокФигура на рисунке переосмыслена как вампир.На своем рисунке я решил изобразить жаждущего крови вампира. Большими угольными палочками я рисую абстрактные формы, затем карандашом добавляю нагрудные пластины и украшения. Далее я использую жесткие ластики для выделения бликов.
Теперь перейдем к рисованию мужской фигуры. Мужчина на фото находится в позе контрапоста — поза, при которой весь вес человека удерживается на одной ноге, в то время как вторая нога достаточно расслаблено касается земли. Самым известным произведением контрапоста, вероятно, является мраморная статуя Микеланджело — Давид.
1. Начните с основных формНа этом этапе вам нужно определить опорную ногу.Для этого рисунка я использую пастельный карандаш из сангины и тонированную бумагу. Карандаши из сангины могут варьироваться от темно-коричневого цвета до почти розового. Я выбрал темный карандаш и бумагу телесного цвета. Как обычно, я начинаю с основных форм. Затем я определяю прямую опорную ногу, и наклоняю к ней плечо для получения баланса.
2. Найдите ритм в позеНачните создавать основные формы.Я всегда придерживаюсь принципа от простого к сложному и внутри больших форм рисую формы поменьше. Обратите внимание, как я передаю ритм ног, поочередно прорисовывая элементы каждой. Запомните, что колени имеют низкую перекрывающуюся кривую с внутренней стороны, а икры – высокую кривую с внешней стороны.
3. Загладьте бумагуБумага для пастели имеет шероховатую и гладкую сторону.Я использую высококачественную художественную бумагу для пастели, которую можно купить большими отдельными листами. Такая бумага имеет гладкую и шероховатую сторону. Я выбираю гладкую сторону, но на ней все еще есть «зуб», другими словами, зернистость поверхности, которая удерживает пастельный пигмент. Я заглаживаю поверхность тканью, чтобы убрать зернистость, а затем продолжаю наносить линии с помощью карандаша.
4. Окончательно определитесь с размером головыНа начальном этапе лучше сделать голову слишком маленькой, чем слишком большой.Я отхожу от рисунка, чтобы проверить пропорции, и вижу, что голова должна быть больше. На начальном этапе лучше сделать голову слишком маленькой, чем слишком большой, потому как она может выглядеть комично. Если голова кажется маленькой, вы можете попробовать увеличить череп, а не делать каждый из элементов больше. Обычно этот прием срабатывает. Когда меня устраивает новый размер головы и основные пропорции, я приступаю к детализации рисунка.
5. Скорректируйте фигуру используя бумажную палочкуОбдумывайте каждое изменение, которое вы вносите на этом этапе.С помощью бумажной палочки я корректирую формы и распределяю пигмент, тем самым улучшая рисунок. Будьте осторожны, выполняйте этот процесс обдуманно, иначе вы можете испортить рисунок. Также в этот момент очень важны ваши мысли, потому как каждое движение будет отражать ваши чувства и эмоции. Я рекомендую всегда иметь под рукой два комплекта бумажных палочек и мягких ластиков — один набор для сангины, а другой – для угля. Если вы будете использовать один набор для смешивания разных материалов, ваши рисунки будут грязными.
6. Используйте ластик как инструмент для рисованияМягкий ластик можно использовать для создания формы.Как и в случае с бумажной палочкой, я использую ластик в качестве инструмента для рисования. Мягкие ластики больше гнутся и хорошо подходят для придания формы и выделения бликов. Обратите внимание на колени, насколько легко ластик делает их выпуклыми.
7. Держите руку подальше от бумагиПот, выделяемый руками оставляет пятна на бумаге.Когда я сглаживаю края салфеткой, я кладу под руку лист бумаги. Это предотвращает попадание пота из рук на рисунок. Вы можете не сразу заметить места на которых остались частички пота, но они могут проявиться позже в виде пятен. Это не имеет большого значения для текстурированного фона, но может испортить безупречный оттенок кожи, который вы рассчитывали получить
8. Используйте белую пастель для создания бликовПрежде чем добавлять блики, убедитесь, что ваша фигура вас устраивает.Прошло довольно много времени, и вот вы уже держите в руках белый пастельный карандаш для бликов. Но перед созданием бликов, вы должны удостовериться в том, что рисунок вас полностью устраивает. Это очень важно, потому что после нанесения бликов у вас не будет возможности делать исправления. Также очень важно не смешивать сангину с белым карандашом, потому что бумага средних тонов выступает в роли полутонов человеческого тела.
9. Растушуйте и распределите пигментыРаспределите белый пигмент по поверхности бумаги.Используя все свои инструменты, я растушевываю и распределяю белый пигмент по поверхности. Обратите внимание, насколько реалистичным стало тело благодаря трем простым условиям: сангина для темных оттенков; бумага для средних; белый карандаш для бликов. А для того, чтобы убрать остатки ластика с рисунка я использую кисточку.
10. Исследуйте отличительные формы телаИндивидуальные детали придадут вашей фигуре характер.Пора заняться последними штрихами и подчеркнуть красоту форм тела. Нужно уделить должное внимание форме колен, потому что у каждого человека колени отличаются в зависимости от формы «бурс». Это маленькие жировые подушечки, защищающие суставы. Также, следует заметить, что для смешивания белого цвета нужно использовать чистую бумажную палочку.
11. Сделайте линии более резкимиНа текстурированной бумаге сложнее получить четкие линии.Используя ластик-ручку, я прореживаю некоторые линии. С пастельной бумагой замечательно работать, но из-за ее текстуры сложно получить тонкие линии, особенно при работе в относительно небольшом масштабе. Если бы рисунок был в два раза больше, это упростило бы задачу. Но не стоит на этом зацикливаться, всегда есть обходные пути.
12. Сделайте фон текстурнымФон помогает визуализировать окружение фигуры.Для создания фона я использую ластики, ткани и бумажные палочки для растушевки. Во время создания текстурного фона следует учитывать нужно учитывать контрастность тонов гладкой кожи. Хоть использование сангины и замедляет процесс, но результат стоит затраченных усилий. На растушевку и распределение материала у меня уходить чуть больше трех часов. Потратьте время на рисование сангиной, и вы удивитесь насколько это благодарное занятие.
Хорошо нарисованные фигуры выглядят живыми. Жест — один из величайших инструментов художника для передачи жизни в рисунке. А именно, переход от одной формы к другой. Вот почему нужно учиться максимально естественно рисовать движения человеческого тела.
Для начала рассмотрите напряженные и расслабленные участки туловища. Расслабленная или растянутая сторона — это основной жест, вернее, «линия действия».
Чтобы научиться рисовать жесты, достаточно делать быстрые наброски, которые займут менее пяти минут. Начните с линии действия. Затем соедините плечи и бедра и закройте форму со стороны скручивания. Если позволяет время, я добавляю ритмические линии и упрощаю анатомические детали. Наметив туловище, переходите к конечностям. Для головы и шеи я всегда использую простой овал.
После этого, чтобы сформировать графическую форму, я добавляю ритмичный жест по внешнему краю ног. Наконец, руки можно упростить до сужающихся изогнутых прямоугольников, а простым овалом обозначить тыльные или внутренние стороны ладоней. Такой набросок хорош не только для тренировки рисования движений, но и послужит отличной основой для практики нанесения затенения, освещения и т. д.
1. Что такое жест?Жест сообщает, что делает ваша фигура.Когда я рисую фигуры, моя первая задача — описать движение. Вот что делает жест. Он сообщает, что делает фигура или форма. Жест также описывает движение между отдельными формами тела и то, как эти формы соотносятся друг с другом. Если все сделано правильно, жест помогает создать иллюзию живой, «дышащей» фигуры.
2. Где можно наблюдать жесты?Все от туловища до кончиков пальцев связано жестами.Жесты проявляются во всем теле и во многих формах. Например, жест виден на внешнем крае фигуры и на более крупных формах, таких как туловище и нога. Жесты также прослеживаются в меньших формах. Например, рука, запястье, ладонь и пальцы полностью связаны жестом.
3. Внешний жестВнешний жест упрощает фигуру превращая ее в графическую форму.Один из способов соединения точек позы известен под названием конверт. Это процесс упрощения фигуру в одну графическую форму. Второй способ передачи внешнего жеста — силуэт или контур. Он точно повторяет контур или края фигуры и соединяет ключевые части, такие как плечо, талию, бедра и конечности.
4. Внутренний жестРитмы очень удобны для размещения анатомических элементов и маленьких деталей.Жесты внутри фигуры известны как ритмы. Ритмы — это естественные линии, расположение которых часто анатомически обусловлено. Например, шея переходит в плечо, грудь переходит в руку, а бедра естественным образом переходят в голень. Мне нравится использовать ритмы для размещения анатомических элементов и маленьких деталей.
5. Как увидеть жестСоединение основных анатомических ориентиров показывает линию действия.Чтобы увидеть жест, я сначала сосредотачиваюсь на туловище, а затем ищу ключевые анатомические ориентиры, такие как плечо, внешнюю часть бедра (большой вертел), впадину шеи и пах. Соединение этих точек показывает линию действия или основной жест позы, а также скручивание фигуры, которое происходит на противоположной стороне линии действия.
6. Линия действияЛиния действия должна быть как можно более длинной и плавной.Самый важный жест в любом рисунке — линия действия, также известная как самая длинная линия или выпад. Эта линия описывает основное движение в позе и должна быть как можно более длинной и плавной. Я использую ее как основу всего рисунка, и каждая сделанная мной отметка либо усиливает, либо дополняет линию действия.
7. Как сделать правильные отметкиВсе, что вам нужно — это три отметки.Чтобы рисунки были четкими и удобочитаемыми, я использую только три отметки: прямую, С-образную и S-образную. Например, С-образный изгиб отлично подходит для растянутой или удлиненной стороны туловища. Прямые отметки для соединения плеча и бедра. Что касается линии действия, длинная S-образная кривая соединяет голову с ногами и ступнями.
8. Увеличение длины линий жестовИспользуйте крайние точки конечностей, чтобы делать жесты более длинными.Я делаю линии жестов как можно более длинными, плавными и непрерывными, особенно линию действия. Для этого я часто использую конечности, такие как пальцы рук, ног, макушку, и соединяю эти точки жестами. Чтобы жест не прерывался внутри тела, я рисую с учетом анатомических закономерностей.
9. Рисование поз: менее двух минутНачните с туловища, затем продолжайте строить фигуру.Когда я очень быстро рисую наброски поз (две минуты или меньше), я сначала изображаю туловище, чтобы четко видеть линию действия. Описав линию действия, я соединяю плечи и бедра, а затем замыкаю фигуру со стороны скручивания. Затем я продолжаю добавлять ритмы и основную анатомию, пока не истечет отведенное время.
10. Рисование поз: до пяти минутИспользуйте овалы для описания отрицательного пространства.Рисуя позы за менее чем пять минут, я сначала описываю туловище, а затем упрощаю голову. Далее я рисую ноги как одну форму и использую линию жеста, чтобы соединить бедра с ступнями. Для рук я использую длинные сужающиеся линии, описывающие их внешнюю форму и движение. Простой овал отлично подходит для быстрого описания любого негативного пространства.
Читайте также:
Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке
Как рисовать голову с разных ракурсов и создавать максимально реалистичные портреты
Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов
Источник
Что происходит В классе рисования жизни? Также называется жизненным рисунком, большинство рисунков занятия предполагают рисование обнаженной модели. Без одежды модель может быть выполнен в неподвластной времени манере. (См. также женский Ню.) Очищенная от культуры и места во времени, разницы нет между фигурами, нарисованными сегодня, и фигурами, созданными в классе эпохи Возрождения. Обнаженная фигура, в зависимости от позы и художественного мастерства, может предложить любую аспект человечества от патетического до нарциссического или героического. Если вы посещаете урок рисования фигур, вы участвуете в традиции то есть сотни, возможно, тысячи лет. Структура вашего класс будет зависеть от места проведения и лица, предлагающего курс. Некоторые учителя предпочитают, чтобы студенты рисовали свои собственные наброски, предлагая советы или исправления по мере продвижения работы. Другие учителя придерживаются более образовательного подхода. — сначала выполнение, а затем поощрение студентов к попытке. Последний подход больше подходит для начинающих студентов. Типовая фигура Курс рисования Ниже приведена схема типичного 6-этапный курс рисования фигур. Во время урока можно использовать различные средства массовой информации. использоваться для представления тела модели, в том числе: карандаш, ручка и чернила, уголь, мелок, пастель, мел или смешанная техника, хотя карандаш классический инструмент. (См. Также: Карандаш Чертежи, а также уголь Рисунки и перо и тушь Рисунки.) Стадия 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 Этап 6 История рисунка Чертеж Самые ранние из известных рисунков человеческих фигур были созданы как часть доисторической традиции пещерных живопись примерно с 17 000 г. Древнее искусство от ранних цивилизаций древности (Месопотамия, Древний Египет, Греция, Персия, Рим) также изображали людей, но обычно они были набросаны на менее устойчивых к атмосферным воздействиям материалах, таких как папирус или дерево. панели, и немногие сохранились. Единственный сохранившийся вид фигуративного искусства. древности в любом значительном количестве, была скульптура и рельефная скульптура, хотя древнегреческим скульпторам удалось вдохновить последующие поколения каменщиков, художников и рисовальщиков. (Смотри также: греч. ст.) В частности, они отстаивали идею о том, что человеческое тело был идеальным сюжетом для произведения искусства: взгляд, поддержанный и развитый мастерами итальянского Ренессанс, особенно Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Для них влияние, см. также Классическое Возрождение в современном искусстве (1900-30). Итальянское Возрождение: Золотой век рисования Именно эти три художника, в частности, что сделал рисунок — или disegno — респектабельный, так как до этого он считался лишь подготовительным проектная работа — а не самостоятельный вид штрафа искусства — или просто для записи и копирования готовых произведений искусства, включая картины и статуи. Широкая доступность бумаги после 1550 г. также означало, что чертежи можно было создавать легче и собрал. Леопольд Медичи и Джорджо Вазари собрали большую коллекцию эскизов (к 1689 г. у Медичи было 12 000 рисунков).). Ренессанс эпоха (ок.1400-1600) бесспорно представляла собой апогей рисунка как художественная форма. Ученики мастерской, работающие с художниками, скульпторами и ювелиры усвоили основы черчения из работы с сухой иглой. и металпойнт на восковых табличках, прежде чем перейти к более дорогим носителям, например мел или уголь. Леонардо да Винчи (1452-1519) Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483-1520) Величайшее Возрождение Экспоненты рисунка Пизанелло
(1394-1455) Якопо Беллини (1400-1470) Фра Филиппо Липпи (1406-69) Беноццо Гоццоли (1420-97) Джентиле Беллини (1429) -1507) Джованни Беллини (1430-1516) Андреа Мантенья (1431-1506) Боттичелли (1445-1510) Лука Синьорелли (1445-1523) Пьетро Перуджино (1445-1523) Леонардо да Винчи (1452-1519) Филиппино Липпи (1457-1504) Витторе Карпаччо (ок. 1465-1525/6) Фра Бартоломео (1472-1517) Микеланджело 00091 (1475-91) Лоренцо Лотто (1480-1556) Рафаэль (1483-1520) Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) Андреа дель Сарто (1486-1530) Тициан (1485-1576) Корреджо (Антонио Аллегри) (1489-1534) Джулио Романо (ок. 1492-1546) Баччо Бандинелли (1493-1560) Понтормо (Якопо Карруччи) (1494-1556) Россо Фьорентино (1494-1540) Пармиджанино (Франческо Маццола) (1503-40) Используемые носители для рисования Художники эпохи Возрождения Вот лишь несколько примеров средства массовой информации, используемые в рисунках эпохи Возрождения и эскизы для получения точных эффектов. Metalpoint и коричневая заливка поверх черного
мел, усиленный белилами, на лососево-розовой бумаге.
Современные рисунки фигуры человека Начиная с эпохи Возрождения почти каждое искусство движение, в том числе барокко, рококо, неоклассицизм, реализм, импрессионизм и экспрессионизма, представлены художники, которые были в высшей степени талантливы в рисование эскизов и выполнение рисунков в самых разных средствах массовой информации. Здесь небольшая горстка замечательных скетчеров с примерами своих работ. — Альбрехт
Дюрер: Мадонна со многими животными (1503, Альбертина, Вена) Сколько стоит рисунок Стоит? Это всего лишь набросок на бумаге, да? какая может действительно стоит? Ну а в 2012 году набросок головы мужчины под названием Голова молодого апостола (1519) Рафаэля продана за рекордные 29,7 фунтов стерлингов. миллионов на аукционе, разбив его предпродажную оценку в 10-15 миллионов фунтов стерлингов. Образовательные ресурсы Искусство
Оценка: Как оценить искусство |
Как нарисовать фигуру в перспективе
Рисование человеческой фигуры — одно из самых сложных, но полезных занятий для художника. Человеческая фигура постоянно меняется, и нет двух одинаковых форм тела. Это делает рисование фигур сложным навыком, который вы можете продолжать развивать с течением времени.
Любая форма рисования фигур требует от художника внимательного наблюдения за предметом, что ведет к совершенствованию навыков рисования. В конце концов, рисование — это умение видеть, и чем лучше вы понимаете то, что видите, тем лучше у вас получается рисовать.
Не существует настоящей формулы рисования людей. Поскольку человеческая фигура настолько динамична, формулы, подходящей для всех возможных положений, просто не существует. Однако есть пошаговый подход, который может помочь вам в процессе рисования. Мне нравится использовать четырехэтапный подход к рисованию фигуры, чтобы помочь создать форму предмета. Каждый шаг представляет собой упражнение по наблюдению и сравнению, которое приводит к более точному рисованию фигуры.
Этот подход творит чудеса при рисовании фигуры со стандартного вида, но когда фигура находится в перспективе и важным фактором является ракурс, проблема становится намного сложнее. Мы должны обратить особое внимание на то, что происходит со стандартными пропорциями, когда мы рисуем фигуру с такой преувеличенной точки зрения.
Рисование фигуры в перспективе
Все мы, вероятно, знакомы с линейной перспективой — методом рисования, использующим линии для создания иллюзии пространства на плоской двухмерной поверхности. Существует три формы линейной перспективы, в том числе одноточечная перспектива, двухточечная перспектива и трехточечная перспектива. Каждая форма выбирается и реализуется художником исходя из точки зрения зрителя.
В то время как линейная перспектива в основном используется для рисования зданий, деревьев, дорог и т. д. в ландшафте, мы можем применить ее принципы для рисования человеческой фигуры в перспективе.
Линейная перспектива помогает художнику лучше понять, как мы воспринимаем объекты в трехмерном пространстве, и передать эту информацию в рисунке. Он делает это, структурируя искажение, которое происходит, когда мы рисуем объекты в пространстве.
Что такое ракурс?
Ракурс относится к искажению, которое происходит, когда мы рисуем человеческую фигуру в пространстве, особенно с преувеличенной или экстремальной точки зрения.
Фигура может быть размещена в неограниченном количестве положений, и для того, чтобы запечатлеть фигуру в этих конкретных типах поз, художники должны уметь распознавать и воспроизводить искажения, существующие в позах.
Ракурс — это просто то, что происходит, когда человеческая фигура рассматривается в перспективе.
Изображение из серии «Графитовые портреты» (серия записанных живых уроков)
Ракурс происходит почти в каждой естественной позе человека, но наиболее заметен он в экстремальных «точках зрения». Эти крайние точки зрения могут быть «взглядом червя», глядя на фигуру; или «с высоты птичьего полета», глядя на фигуру сверху вниз. Существуют и другие возможные ракурсы, при которых также может произойти ракурс.
Использование четырехэтапного подхода для рисования фигуры в ракурсе
Хотя четырехэтапный подход к рисованию фигуры (упомянутый ранее) отлично подходит для рисования фигуры со стандартного вида, это не означает, что мы должны полностью отказаться от него, когда мы подойти к фигуре под крайним углом.
На самом деле, мы все еще можем применять этот подход, если понимаем роль, которую искажение играет в нарисованных линиях.
Первым шагом является визуальное измерение объекта с головы до ног. Оцените длину предмета и нарисуйте на поверхности линию, обозначающую длину от головы до ступней. В зависимости от позы эта линия может быть слегка изогнутой.
Проведение этой линии гарантирует, что вся фигура поместится на поверхности, и это поможет спланировать остальные пропорции фигуры. Обратите внимание, насколько короче становится эта линия, если смотреть на фигуру под крайним углом.
Следующим шагом будет линия плеч и талии. Опять же, в зависимости от положения рисунка эти линии могут быть слегка изогнутыми. Точка зрения зрителя сильно повлияет на расположение этих линий, особенно если фигура уменьшена в ракурсе.
Обратите внимание, что линия плеч намного длиннее, а расстояние от линии талии до ног намного короче, если смотреть на фигуру сверху.
После определения линий талии и плеч можно спланировать структуру фигуры, нарисовав фигурку. (Да, вы правильно прочитали.) Подойдите к этому шагу так, как будто вы определяете костную структуру фигуры.
Вместо того, чтобы рисовать линию туловища, лучше использовать геометрическую форму. Геометрические фигуры также можно нарисовать для рук и ног.
С основными пропорциями фигуры, определенными на поверхности, художник может «утолщать вещи», уверенно рисуя контурные линии фигуры. Детали одежды, особенности и реквизит могут быть определены. Иллюзия источника света может быть достигнута путем добавления диапазона значений.
Подведение итогов
Любая форма рисования фигуры является сложной задачей. Рисование фигуры в позе, создающей искажение, может оказаться еще более сложной задачей. Однако, если мы понимаем, что видим и как создать требуемую иллюзию на поверхности для рисования, мы можем добиться успеха.
Когда фигура находится в перспективе и важным фактором является ракурс, все дело в искажении. Чем экстремальнее угол и точка зрения, тем больше искажение. Если мы поймем это и применим к нашим рисункам фигур, то ракурс — это то, что мы все можем освоить.
Больше уроков, которые вам понравятся…
Лучшие книги по рисованию фигур в 2022 году
Лучшие книги по рисованию фигур улучшат ваши навыки рисования. На наблюдение за рисованием человеческой фигуры может уйти целая жизнь, и самое время начать прямо сейчас, хотя в данный момент вам, возможно, придется работать с фотографиями.
Точно так же, как вы пробовали разных учителей, прежде чем найти подходящего, вам может понадобиться поэкспериментировать с разными стилями книг по рисованию фигур, прежде чем вы найдете тот, который вам подходит. Чтобы ускорить этот процесс, мы рассмотрели каждую книгу и стиль обучения ниже, чтобы вы могли найти книгу для рисования фигур для себя.
Для получения более общей помощи по эскизам см. лучшие книги по рисованию (открывается в новой вкладке). И если вы хотите хотя бы немного научиться рисовать в Интернете, не пропустите наш список учебных пособий по рисованию (откроется в новой вкладке), который включает разделы, посвященные людям, животным и пейзажам.
01. Руководство для начинающих по рисованию с натуры
(Изображение предоставлено Search Press)Руководство Эдди Армера для начинающих по рисованию с натуры — это лучший урок, который вы получите, если не считать пребывания в студии с самим человеком. Почти 100-страничная книга в мягкой обложке начинается с короткой, но приятной истории рисования из жизни, а затем быстро переходит к полезному анализу и иллюстрированным примерам подходящих материалов для рисования.
Далее следует серия упражнений, охватывающих все: от линий, тонов и теней до позиционирования и рисования рук, ног и лица. Армер разбивает каждый из своих уроков на простые шаги, сопровождаемые точными иллюстрациями, не оставляя места для путаницы. Упражнения индивидуальны, а это означает, что вам не нужно выполнять одно, прежде чем переходить к следующему, и вы можете выполнять его по своему усмотрению (мы настоятельно рекомендуем упражнение по каракулям на странице 54 как особенно увлекательный способ начать).
Если учесть количество знаний и уровень обучения, содержащихся в этой книге, трудно поверить, сколько это стоит. Предлагая отличное соотношение цены и качества, это идеальное руководство для начинающих по рисованию человеческого тела.
Лучший на сегодняшний день Эдди Армер Руководство для начинающих по рисованию сделок
33 отзыва покупателей Amazon (открывается в новой вкладке)
☆☆☆☆☆
Цена со скидкой
(открывается в новой вкладке)
903 новая вкладка )(откроется в новой вкладке)
9,99 фунтов стерлингов
(откроется в новой вкладке)
7,71 фунтов стерлингов
(откроется в новой вкладке)
Вид (откроется в новой вкладке)
02. Рисование рук и ног: практическое руководство (изображение
7 9000 кредит: Search Press)Сложный макияж и выразительная природа человеческих рук и ног могут сделать их сложными частями тела для точного и достоверного изображения. Рисунок «Руки и ноги» Эдди Армера, чья карьера в рисовании фигур насчитывает более четырех десятилетий, сочетает в себе серию семинаров и письменную теорию, чтобы помочь художникам овладеть искусством иллюстрации того и другого.
Продуманное и умное в своем подходе, это руководство отформатировано таким образом, что оно подходит как для новичков, так и для более продвинутых иллюстраторов. Практические элементы представлены в виде пошаговых руководств, которые, возможно, являются одними из самых информативных анатомических разбивок, которые мы когда-либо видели, во многом благодаря подробным иллюстрациям, четко изображающим каждый шаг.
Письменная теория столь же всеобъемлюща: первые 30 страниц книги содержат легко читаемые и хорошо иллюстрированные советы по лучшим материалам для использования, фону и освещению, а также структуре костей и мышц кисти и стопы. . Сначала вам нужно пройти мимо довольно длинного, несколько снисходительного введения и личной истории, но и то, и другое дает представление об обширном опыте автора и очевидной страсти к рисованию с натуры, что может быть только хорошо.
В целом, это отличный и очень доступный ресурс, который поможет вам нарисовать реалистично выглядящие руки и ноги. (открывается в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
12,99 фунтов стерлингов
(открывается в новой вкладке)
9,20 фунтов стерлингов
(открывается в новой вкладке)
Посмотреть (открывается в новой вкладке)
03. Фигуры из жизни: Рисование со стилем
- Патрик Дж. Джонс Фигуры из жизни: Рисование со стилем на Amazon за 15,98 фунтов стерлингов (открывается в новой вкладке)
Художник и педагог Патрик Дж. Джонс начал оттачивать свои творческие навыки всего в 17 лет, и теперь, более 30 лет спустя, он делится своим опытом и знаниями в этой учебной книге: «Рисунки из жизни: рисование со стилем». Его роскошная, приятная на ощупь обложка с выпуклой типографикой для названия и поразительным наброском женщины, стоящей на коленях, дает первое представление о той славе, которая скрывается внутри. Мастерство и советы Джонса разбросаны по 160 страницам и содержатся в шести удивительно глубоких главах.
Каждая из рассматриваемых тем – жесты, длинные и короткие позы, мастерская художника, ритм жизни и «преданность любви» – открывается подробным пошаговым руководством о том, как нарисовать определенную позу, каждый этап сопровождается большой фотографией для справки. I
В каждой главе не только объясняется, как рисовать определенную позу, но также содержится ряд бесценных художественных советов. Также отмечены распространенные ошибки и проблемные области, а также случайные уточнения для решения некоторых более сложных областей тела, таких как голова, кисть, рука и нога.
04. Рисование фигур для художников: каждая отметка на счету
Несмотря на некоторые громкие заявления на аннотации на задней обложке, «Рисование фигур для художников» не совсем предлагает революционный подход к рисованию фигур, который он предлагает. Тем не менее, это по-прежнему авторитетная и полезная книга с рядом советов экспертов, указателей и советов, которые помогут улучшить ваше рисование фигур, написанных известным и популярным художником и инструктором Стивом Хьюстоном.
Первая половина книги посвящена основным элементам рисования, с главами о структуре, жестах, перспективе и свете. Вторая половина предлагает обзор основных форм, а также главы по рисованию головы, туловища, рук, кистей, ног и ступней. Также есть заключительная глава, посвященная деталям отделки (свет и тени).
В конце каждой главы Хьюстон делает обзор шедевров классических художников, таких как Микеланджело и Рафаэль, и объясняет, какое отношение они имеют к урокам.
Много информации раскрыто, но благодаря воздушному оформлению эта книга никогда не кажется загроможденной или академической. Это прекрасное введение в рисование, и оно станет хорошим дополнением к другим руководствам, перечисленным здесь.
500 отзывов клиентов Amazon (открывается в новой вкладке)
☆☆☆☆☆
(открывается в новой вкладке)
(откроется в новой вкладке)
12,55 фунтов стерлингов
(откроется в новой вкладке)
Просмотр (откроется в новой вкладке)
Цена со скидкой
(откроется в новой вкладке)
(откроется в новой вкладке) 90
(открывается в новой вкладке)
16,99 фунтов стерлингов
(открывается в новой вкладке)
12,95 фунтов стерлингов
(открывается в новой вкладке)
Вид (открывается в новой вкладке)
9003 Рисунок 903
В этой книге утверждается, что научиться рисовать анатомию — это то же самое, что начать говорить или играть на музыкальном инструменте. Поэтому вместо того, чтобы тратить слишком много времени на теорию, Даниэла Брамбилла вместо этого предлагает серию упражнений и призывает вас учиться на практике, учась на своих ошибках.
Этот широкоформатный 260-страничный альбом в твердом переплете охватывает почти все области рисования человеческих фигур. Он начинается с основ: жестов, контуров и понимания положения, пропорций и силовых линий. Затем переходят к более сложным темам, таким как расширение вашего воображения и запечатление «движений души», как довольно выразительно выразился Брамбилла.
С множеством примеров и упражнений, которые побуждают вас к рисованию, это похоже на непринужденный вечерний урок, проводимый лучшим учителем в городе.
27 отзывов клиентов Amazon (открывается в новой вкладке)
☆☆☆☆☆
(открывается в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
22,95 фунтов стерлингов
03310 (открывается в новой вкладке0) (открывается в новой вкладке)06.
Анатомия стиля: техника рисования рисунковВот еще одна замечательная книга от Патрика Дж. Джонса. В книге «Анатомия стиля: методы рисования фигур» Джонс объясняет, как рисовать анатомически точные фигуры.
Иллюстратор дает практические советы по таким вещам, как художественные принадлежности, и шаг за шагом, часть тела за частью, объясняет, как применять принципы анатомии к рисованию с натуры. Он начинает с коротких поз, переходит к длинным позам, затем расширяет эти принципы до создания человеческих фигур из воображения.
Первые пять глав относятся в основном к рисованию, шестая посвящена рисованию, а последняя посвящена хронометражным рисункам, демонстрирующим техники, описанные в книге. Подробные примечания разбирают каждую иллюстрацию.
68 отзывов клиентов Amazon (открывается в новой вкладке)
☆☆☆☆☆
(открывается в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
200 фунтов стерлингов
(открывается в новой вкладке0) (откроется в новой вкладке)
07.
Мастер-класс по рисованию фигурКогда вы пытаетесь подражать великим мастерам искусства, имеет смысл смотреть на… ну, на великих мастеров. Эта книга уважаемого художника Дэна Гено делает именно это, анализируя работы таких художников, как Рафаэль и Рембрандт, и показывая вам, как вы можете использовать эти техники в своих собственных работах.
Другие уроки включают в себя то, как рисовать головы и руки — два элемента, с которыми борются многие художники, — и ключевые концепции рисования фигур, в том числе то, как передать эмоции с помощью позы. Эта информативная книга включает в себя множество собственных рисунков Гено и подходит как для начинающих, так и для тех, кто хочет сделать шаг вперед в рисовании фигур.
4 Отзывы клиентов Amazon (открывается в новой вкладке)
☆☆☆☆☆
(открывается в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
Информация о ценах отсутствует
(открывается в новой вкладке)
0
Проверьте Amazon (открывается в новой вкладке)
Части этой статьи первоначально были опубликованы в журнале ImagineFX (открывается в новой вкладке) . Подписаться здесь (откроется в новой вкладке) .
Подробнее:
- Как начать рисовать фигуру (откроется в новой вкладке)
- Лучшие карандаши для раскрашивания, рисования и черчения (откроется в новой вкладке)
- Черно-белое рисование: 9 главных советов (откроется в новой вкладке)
Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ
Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть учетная запись? Войдите здесь
*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки
Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ
Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь
Джорджия Когган в настоящее время является исполняющим обязанности заместителя редактора Creative Bloq.